Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Внутренний мир человека в литературе. Внутренний мир человека в литературе Несколько интересных сочинений

Внутренний мир человека в литературе. Внутренний мир человека в литературе Несколько интересных сочинений

Русская литература во все времена значительно отличалась от творчества мировых писателей особенным чувственным содержанием, живостью форм, богатым спектром художественных образов и форм, поскольку все это свойственно душе каждого россиянина и возможно благодаря бесконечным возможностям языка.

Исторические события придают литературе отличительные черты, свойственные рассматриваемому периоду времени. Так, для 19 века характерными были революционные волнения, которые на поверхностном плане проявлялись как социальные мероприятия, но источником их были душевные поиски. В первой половине произошло восстание декабристов, которое было подавлено, но это стало одним из новых толчков для осмысления народом желания свободы, борьбы за нее, что к концу века привело к отмене крепостного права.

Все эти тенденции оформлены гениальными русскими писателями этого время и представлены яркими персонажами, такими как Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин, Базаров.

У них общая характеристика – поиск смысла жизни, осознание своей души, своих желаний и свободы. Общество предлагает им социальные формы, отлаженные за прошлый век, стандарты, от которых становится душно. Но просыпается душа, которая не знает устоев, которая просит настоящих чувств, настоящей жизни, и толкает героев на поиски. И прежде всего это поиски себя.

В 19 веке работа над согласием с собой – это новый, неизвестный путь, это противоречие социуму, это то непонятное, что рвется наружу, но вызывает страх, и уйти от этого уже невозможно, если оно дало о себе знать.

И вот, литературные герои 19 века мечутся в поисках смыслов по городам, деревням и странам, задаются вопросами «как быть?» и «что делать?». Они проходят испытания любовью, дружбой, предательством, смертью, разочаровываются и снова движутся, поскольку трудности даются сильным, а эти персонажи именно такие. Они отличаются от большинства, поэтому часто выглядят белыми воронами, но это настоящие герои, первопроходцы, реализующие накопившиеся философские размышления в действия.

Да, путь таких людей особенно сложен и опасен. Их отторгает общество, их боятся, их не понимают, их преследуют, но их по-особенному любят дамы, поскольку именно женщины способны различить настоящие чувства, а именно они и свойственны новым героям. Хотя сами они этого и не замечают по большей части, поскольку заняты битвой, борьбой внутри себя и выражением ее во внешнем мире.

Сейчас, спустя два столетия, мы имеем в виде литерных героев 19 века прекрасные примеры, образцы того, какие бури могут происходить в человеке и что делать с этим, также и чего делать не стоит. Для того же времени таких примеров не было. Люди задыхались от зримой безвыходности, но шли вслепую, опираясь на зовы души. И их путь был тернист, и их страдания были нестерпимы, но эти жертвы помогли им обрести смыслы, и все это стало подарком для будущих поколений.

Путь Христа также был полон преград и трудностей, но он показал любовь, ради которой этот путь имеет смысл. А любовь всеобъемлюща, она бесконечно многогранна и проявляется в каждый момент и к каждому существу. И чтобы суметь почувствовать ее как можно больше, нужно, чтобы была свободной душа, чтобы внутренний мир рос и наполнялся, нужно быть честным с собой и жить по душе.

А это очень непросто. Поскольку так жить не принято обществом. Поскольку, чтобы позволить себе быть собой, нужно иметь силы, нужно бороться за свою свободу, и прежде всего – с собой.

Именно этим и увлечены персонажи русской литературы 19 века. Они представлены героями своего времени, бросившими вызов закоренелой повседневности, следующими зову своих душ, ищущими смыслы жизней вне навязанных социумом догм. Они подарили нам свой опыт, чтобы каждый мог решить для себя, в чем его смысл и что делать.

Несколько интересных сочинений

    Когда дождик тихо стучит по крыше, то он действует на меня убаюкивающее, я могу даже уснуть.

    Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.

  • Сочинение-описание по картине Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем Васнецова

    Васнецов Виктор Михайлович – знаменитый российский, а позже, советский художник. Самыми известными стали его картины по мотивам русских сказок: «Богатыри» (правда, все называют «Три богатыря»), «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Алёнушка»

  • Образ и характеристика Васьки Пепла в пьесе На дне Горького сочинение

    В пьесе «На дне» Горького, участвуют разные персонажи, попавшие в ночлежку Костылева по различным причинам. Люди, когда-то имевшие определенный статус, относящиеся к разным социальным слоям, а теперь просто опустившиеся на дно жизни изгои

  • Печорин и Ундина в романе Герой нашего времени (отношения и сравнительная характеристика) сочинение

    В романе «Герои нашего времени» в главе «Тамань» главный герой Печорин знакомится со странной девушкой. Печорин совершенно очарован красавицей. Скрытная девушка чудо, как хороша - ее гибкий стан и грация пленили любвеобильного Печорина

Важнейшей чертой всей русской литературы XIX века справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой золотого века человек во всем многообразии его проявлений.

Человек с его мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями во все времена был в центре внимания художников слова. Писатели разных эпох пытались проникнуть в самые глубокие тайники человеческой души, найти скрытые причины многих человеческих поступков. Подлинных вершин в изображении внутреннего мира человека достигли русские писатели-реалисты Толстой, Достоевский, Тургенев и другие, которые открыли в человеке новые измерения, заглянув в его самые сокровенные переживания. Именно благодаря неослабевающему интересу к внутреннему миру человека романы этих писателей справедливо называют психологическими, да и сами художники, в особенности Ф. М. Достоевский, нередко называли себя психологами.

Писатели-классики создали столько непохожих друг на друга образов, что невольно задумаешься, какой из них взять для того, чтобы раскрыть избранную тему. Я понимаю ее в том смысле, что необходимо показать, как, с помощью каких художественных средств и приемов писатель изображает внутренний мир человека. Мне кажется, что классическим образцом многообразия оригинальных приемов и способов создания высокохудожественного образа личности является роман Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени.
Этому роману в творчестве писателя предшествуют поэмы Мцыри, Демон, Песня про купца Калашникова, написанные в манере романтизма, художественного метода, нацеленного на изображение чувств, эмоций, страстей, психологии человека, то есть внутренних мотивов поступков личности. По представлениям литературоведов, писатель-романтик наделяет своего героя одной какой-либо страстью, значительно превосходящей своей мощью эту же страсть в обычном человеке, то есть гиперболизированной, заставляет своего героя действовать в исключительных обстоятельствах, а само произведение окрашивается мотивами рока, судьбы, мистики и т. п. Таков Мцыри, знавший одну, но пламенную страсть, воспитывавшийся в замкнутой атмосфере мужского монастыря, убежавший из него во время грозы, победивший барса (это все действительно исключительные обстоятельства) и вернувшийся (такова судьба) к тем же ненавистным стенам, чтобы без сожаления расстаться с жизнью. Для задуманного писателем романа о молодом современнике романтический метод должен был уступить место реалистическому, уже апробированному в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.
Сложность состояла в том, что Лермонтов задумал психологический роман, первый в истории русской и один из самых ранних в истории мировой литературы. Верный своему принципу добывать из пламя и света рожденное слово, добиваться максимального драматизма повествования, писатель сумел найти оригинальные способы изображения психологии Григория Александровича Печорина, главного героя романа. Сразу отмечу, что все эти приемы и способы имеют прямое отношение к композиции как совокупности элементов, используемых при создании литературного произведения.


Внутренний мир Внутренний (субъективный) мир психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно- эмоционально- информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии. Внутренний (субъективный) мир психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно- эмоционально- информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.


В современном словоупотреблении душа синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. В современном словоупотреблении душа синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого. Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок, а также многого другого. Википедия Википедия


Внутренний мир человека интересовал русских писателей всегда Вспомните древнерусскую литературу: Вспомните древнерусскую литературу: На заре в Путивле причитая, На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской… На стене рыдая городской… Самым распространённым жанром того периода были жития святых, и уже в них есть зачатки внимания к внутреннему миру героя, хотя основная цель этих произведений – религиозное наставление.


Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства. Первые два десятилетия 19 в. отмечены противостоянием литературных течений архаистов и новаторов. Архаисты были сторонниками классицистской жанровой системы и культивировали «высокие» жанры (оду, героическую поэму). Новаторы ориентировались на поэтическое творчество Карамзина и выдвигали на первый план «средние» жанры (элегию, дружеское послание, идиллию, мадригал), а основой литературного языка, по их мнению, должен быть «средний» стиль, ориентированный на разговорную речь просвещённого дворянства. Вслед за новым стилем шли и новые герои. Вслед за новым стилем шли и новые герои.




Жанр социально- психологического романа В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром становится роман. Одним из создателей социально- психологического романа вслед за Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев. В 1850-х гг. доминирующим прозаическим жанром становится роман. Одним из создателей социально- психологического романа вслед за Пушкиным и Лермонтовым был И.С. Тургенев. В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»). В развитии психологической прозы новым явлением были «кавказские» рассказы, трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) и «Севастопольские рассказы» (1855– 1856) Л.Н. Толстого (1828–1910). В этих произведениях отсутствовал сюжет как основа повествования, художественной доминантой становилась смысловая соотнесённость событий, их восприятие рассказчиком. Психологизм Толстого отличался вниманием к тайным, подспудным движениям души, к противоречивому сцеплению разнородных, противоречивых мыслей и чувств (Чернышевский назвал этот психологизм «диалектикой души»).


Приёмы изображения внутреннего мира героя в русской литературе 1. Психологический портрет героя. 1. Психологический портрет героя. 2. Авторская оценка героя. 2. Авторская оценка героя. 3. Отношение к данному герою других героев произведения. 3. Отношение к данному герою других героев произведения. 4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения. 4. Изображение героя в противопоставлении или сопоставлении с другими героями произведения.


5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»). 5. Монолог героя: дневниковые записи, самоанализ и впервые появившийся в романе «Анна Каренина» Л.Толстого поток сознания, развитый впоследствии модернистами (Дж.Джойс «Улисс»). 6. Испытание героя сильным, глубоким чувством 6. Испытание героя сильным, глубоким чувством


Домашнее задание Ответьте на вопрос: Ответьте на вопрос: В чем особенности изображения внутреннего мира человека в русской литературе 19-н.20 веков. (На примере прочитанных произведений). В чем особенности изображения внутреннего мира человека в русской литературе 19-н.20 веков. (На примере прочитанных произведений).

Сочинение

Русская литература — это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой — эти писатели 19 века стремились разобраться в глубинах человеческого характера, объяснить причины что, что происходит вокруг, исходя из особенностей человеческой натуры.

Одной из традиций русской классической литературы является внимание к «маленькому человеку» — к его внутренней жизни, к его мыслям и чувствам, к его проблемам.

Ф. М. Достоевский — писатель, тщательнейшим образом исследовавший «маленького человека» Так, уже в одной из первых своих повестей — в «Белых ночах» — эта особенность его творчества проявляется в полной мере.

Сюжет «Белых ночей» (1848) основан на чувстве любви, которое герой — Макар Девушкин — испытывает на протяжении четырех «белых» петербуржских ночей.

Девушкин относится к типу так называемых «мечтателей». Своей возлюбленной, Настеньке, он говорит: «Я сам по себе, то есть один, совершенно один». И признается, что в своем воображении он создает целые романы, живет богатой жизнью, но в реальности лишь тяготится службой и пытается забиться от жизни в «неприступный угол».

Герой повести очень сентиментален. Он чист душой и не испорчен цивилизацией. Можно сказать, что герой сохранил в своей душе традиционно русские, патриархальные, нравственные устои.

Макар влюбляется в девушку Настю, у которой есть жених, но он далеко. По мере развития повести жених возвращается к героине, но не торопится увидеться с ней. Девушкин, любя Настеньку, решается идти к ее жениху, чтобы заступиться за возлюбленную.

Вообще, чувство любви у Достоевского помогает героям раскрыться, позволяет писателю в полной мере отразить внутренний мир своих героев.

Так, Макар Девушкин в любви предстает как благородный и самоотверженный герой, но, к сожалению, безвольный, живущий в мире своих иллюзий. Развязка его романа с Настенькой только подтверждает это — к девушке внезапно возвращается ее жених. «Мечтатель», который признавался Настеньке в любви, опять остался одиноким. Но он не сетует на это, а благодарит Настеньку за «минуту блаженства»: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

А. П. Чехов — еще один мастер «внутреннего анализа» — также интересуется жизнью «маленького человека». Герой его рассказа «Тоска» (1886) - деревенский мужик Иона, зарабатывающий себе на хлеб извозом. Как показывает писатель, этот молчаливый и «примитивный» мужик тоже наделен способностью глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования.

Именно в поисках сочувствующего слушателя Иона отправляется на извоз. Но господам, которые садятся к нему, глубоко безразлично, что происходит у мужика на козлах. Все они заняты собой, своим заботами и проблемами. Разве им интересно то, что происходит в душе извозчика? Да и есть ли вообще у него душа?

Но такое безразличие Иона встречает не только среди «высшего сословия». И простые мужики не спешат посочувствовать герою — никому нет дела до страданий других.

А Иона чувствует насущную потребность поговорить, излить душу, почувствовать живого человека рядом: «Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про неё нужно поговорить… Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…»

В результате Иона изливает душу своей лошади — единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.

Таким образом, внимание к внутренней жизни «маленького человека» — одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Писатели стремятся показать, что и «маленький человек» способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться так же, как и представители высших сословий. Любовь и горе — вот две сильнейшие эмоции, через которые Достоевский и Чехов раскрывают внутренний мир своих героев, показывают особенности их мировосприятия и мировоззрения.

Лучшие статьи по теме