Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

 .

Не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обнаруживает характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч...
Плутарх
Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.
Скромный труженик, отец семейства жил и по- своему был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, он столкнулся с неотвратимыми и неизбежными ужасами войны. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь героя как бы опрокинулась. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Все русские люди познали ужасы Второй мировой войны и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений отстояли свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».
Подвиг показан в рассказе Шолохова не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.
Вдали от Родины герой пережил все тяготы войны, бесчеловечность фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе силы оставаться человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.
История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!»
Андрей Соколов после всего, что он пережил, казалось бы, мог проклясть жизнь. Но он не ропщет, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил ребенка и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.
Всей логикой своего рассказа М. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.
Андрей Соколов добр, доверчив к людям, по-настоя- щему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.
И еще на одну важную черту обращает наше внимание писатель. Его герой прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.

Рассказ «Судьба Человека», написанный Михаилом Шолоховым в 1956 году, - это по-настоящему грустная и трагическая история жизни одного простого шофера по имени Андрей Соколов . По своей сути данное произведение является «эпосом, сжатым до размеров рассказа», поскольку в образе главного героя мы находим отражение всех лучших черт русского народа, а его судьба во многом сходна с судьбами других людей, переживших войну.

Что же такое настоящий русский характер? Прежде всего, его определяют такие качества, как широта души, способность к сочувствию и состраданию. Кроме того, русские люди обладают сильной волей, они не привыкли сдаваться ни при каких обстоятельствах, они преданы своей Родине, бесстрашны и способны совершать поистине героические поступки. Именно таким человеком был Андрей Соколов.

«Несгибаемая воля» позволила этому мужчине не только выжить тогда, когда его родители и сестра умерли от голода, но и потом найти в себе силы начать нормальную жизнь: жениться, завести семью, устроиться на хорошую работу. Позже, когда началась война, даже в самое «тошное время» Андрей Соколов никогда не падал духом и не позволял себе проявить ни малейшую слабость, поскольку считал, что мужчина должен уметь «все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Не изменил герой этим своим принципам даже будучи в немецком плену. Там он мужественно сносил все тяготы лагерной жизни и, даже находясь на пороге смерти, отстаивал интересы своей страны. Об этом свидетельствует рассказ Андрея Соколова о том, как он отказался пить водку «за победу немецкого оружия» и закусывать «ихней подачкой». Так мужчина доказал врагам, что у него есть свое «русское достоинство и гордость», и что немцы, как бы они ни старались, все равно не смогли превратить его «в скотину».

Вернувшись из плена и узнав сначала о гибели своей жены и дочек, а затем и о смерти сына, Андрей Соколов проявляет необычайную стойкость характера, свойственную, пожалуй, только русскому человеку. Он находит в себе силы справиться со своей бедой и решает двигаться по жизни дальше.

Сердце героя, несмотря на все пережитые мужчиной страдания, хоть и «закаменело от горя», но не зачерствело. Даже в самое тяжелое для себя время Андрей Соколов не может оставаться равнодушным к чужой беде. Когда он встречает маленького сироту Ванюшку , у которого, так же как и у самого героя, война отняла все, что когда-то было мальчику дорого, в Андрее сразу же «закипает горючая слеза», и мужчина решает взять Ваню «к себе в дети».

Только поистине сильный и мужественный человек с настоящим русским характером способен был бы достойно справиться со всеми теми испытаниями, которые выпали на долю Андрея Соколова. И таких людей в нашей стране было очень много. Каждый из них мог бы рассказать свою историю, которая, вероятно, была бы не менее трагической, чем история главного героя рассказа «Судьба человека».

Человека»

Рассказ "Судьба человекабыл написан М. А. Шолоховым в 1956 году. Это не просто интересная история, а действительно судьба реального человека, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на речной переправе мужчину, который вел за руку мальчика. Усталые путники подошли к нему и сели рядом отдохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный собеседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведения. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отрывает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастливая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное - попал в . Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество оставаться человеком. В духовной борьбе с фашизмом раскрывается героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хотел выдать командира. Огромная сила духа и выдержка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с комендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно потерявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Родины. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашистский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой рассказа прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испытания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда - встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солдату ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь,меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь!.

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучительной боли. Но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, . Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту - Ванюшу, мальчика со "светлыми, как небушко, глазами. Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.

"И хотелось бы думать,- пишет М. А. Шолохов,- что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в человека. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, сохранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бороться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судьба отдельного сол Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жестокие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завоевана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлиннорусский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Шолохов, Сочинение

Регион: Ростовская область, Волгодонской район, х. Потапов

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ: Потаповская СОШ

    Предмет: литература

    Класс: 9

    Тема урока: « Изображение подлинно русского национального характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

    Цель урока: осмысление учащимися идейно-художественного содержания рассказа и его глубокой нравственной сущности; влияние эмоциональной атмосферы рассказа на читательские чувства.

    Задачи урока:

- формирование литературоведческих компетенций (работа с понятиями: сюжет, композиция, проблема, эпизод, портрет, деталь, характер, судьба); ф ормирование навыков проектн о-исследовательской деятельности на различном материале: художественном тексте, научной и справочной литературе;

Развитие коммуникативных компетенций (развитие устной связной речи через сообщения учащихся, выразительное чтение, размышления о прочитанном, анализ эпизода);

Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств учащихся (человеческое достоинство, любовь к ближнему);

пробуждение интереса к творчеству писателя и развитие шолоховских традиций на Дону.

    Планируемые образовательные результаты: учащиеся приобретут исследовательские навыки ориентирования в потоке информации и научатся анализировать ее; обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности.

    Содержание урока:

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.

Народная мудрость

Вводный (организационно-мотивационный: подготовка к написанию сочинения, эссе, письма по выбору учащихся ) этап

Учитель зачитывает эпиграф к уроку (слайд 1) и задает вопросы: «Что такое характер?» Каково лексическое значение данного слова в толковом словаре С. Ожегова, Н. Ю. Шведовой; в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона? Какими чертами характера могут обладать люди вообще и в частности русские?

Первая группа учащихся (индивидуальное домашнее задание для ответственных за теоретико-литературные понятия на уроке, в проекте). Учащиеся зачитывают определение слова «характер», проводят словарную работу, подбирают синонимы к слову (слайд 2).

Хара-ктер , -а, м. 1.Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твердый, смирный. 2.Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. (По С. Ожегову)

Характер, греч., совокупность существенных свойств и особенностей предмета. Характер человека – совокупность психических черт человека как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума. (По Ф. Брокгаузу)

Учитель: открывает слайд 3, и учащиеся из 1-ой группы зачитывают высказывание А.Н. Толстого о русском характере. «Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага…»

Учитель: Поразмышляйте о выше сказанном и постарайтесь определить тему нашего занятия и цель.

Учащиеся высказывают свое мнение. При затруднении роль учителя заключается в консультировании, оказании помощи, направлении деятельности учащихся в методически нужное русло.

Учитель обобщает сказанное, озвучивает тему, цель и задачи урока (слайд 4), п осле чего задает вопрос: «Может ли характер человека быть каким-либо образом связан с его судьбой?»

Учитель: По мнению М. А. Шолохова, человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические, обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

Учащиеся знакомы с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

Вторая группа учащихся (ответственные за историю создания рассказа). «Встреча на охоте» . Историю создания рассказа «Судьба человека» поведал журналист М. Кокта в очерке «В станице Вешенской». В частности журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский. Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика, идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе. Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел. «Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», - повторял Шолохов. Десять лет спустя Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных мастеров пера. Они рисовали человека обреченного, бессильного. Перед глазами писателя вновь встала та незабываемая встреча у речной переправы. Давно зревший замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от письменного стола. На восьмой день рассказ был закончен.

Критик (один из учащихся). Отклики на рассказ. Рассказ «Судьба человека» вышел в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио. Текст читал популярный киноактер тех лет Сергей Владимирович Лукьянов. Рассказ сразу же нашел отзыв в сердцах слушателей. По воспоминаниям писателя Ефима Пермитина, гостившего у Шолохова в станице Вешенской, после трансляций по радио рабочий стол Шолохова был буквально завален письмами, шедшими со всех концов страны. Писали ему рабочие и колхозники, врачи и педагоги, советские и зарубежные писатели. Приходили письма от людей, подобно главному герою рассказа, переживших фашистский плен, и от семей погибших фронтовиков. Ни сам автор, ни его помощники физически были не в состоянии ответить даже на мизерную часть писем. Вскоре Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года. Фильм по данному сценарию поставил режиссер Сергей Бондарчук, сыгравший в нем главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году.
Индивидуальное задание для учащегося (сведения об адресате данного рассказа ). Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Она из семейного рода революционеров. Дядя, основатель школы биохимии, академик Алексей Бах, был народовольцем. Борьбу против самодержавия вели два ее брата. Муж – революционер – погиб в 1919 году. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Она сразу увидела в молодом Шолохове блистательный талант художника слова и темпераментного борца за правду, независимого в суждениях. Тогда же установилась дружба и переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в ст. Вешенскую.

Шолохов оставался другом семьи Левицких. Когда был арестован зять Евгении Григорьевны, Иван Терентьевич Клейменов, Михаил Александрович в 1938 году ходил к Берия, просил о «тщательном и беспристрастном разборе дела». Но было поздно: Клейменов был расстрелян. М. А. Шолохов воспринял это как расправу над своим другом.

Учитель: Следовательно, рассказ посвящен лучшему другу и мудрому наставнику, человеку, понимавшему Шолохова как никто другой. А наша с вами задача – понять, какие сокровенные мысли вложил писатель в рассказ о судьбе человека по имени Андрей Соколов, о его истинно русском национальном характере.

Беседа по вопросам

Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема? («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).

От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе»).

А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).

Как называется такая композиция? (Кольцевая).

Первая группа учащихся: Сообщает о композиции рассказа, о жизни главного героя, которая делится на 3 логических части: до войны, во время войны, после войны.

Учитель: Кто является главным героем рассказа “Судьба человека”? (Андрей Соколов.) Найдите в тексте портретную характеристику А. Соколова и зачитайте. Определение слова «портрет» дает первая группа.

Третья группа учащихся (ответственные за художественное чтение, работу с текстом. По количеству детей – самая большая группа, 5 человек). Учащиеся зачитывают портретную характеристику героя.

Учитель: Каков характер деталей, отобранных М. Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей? (Определение слову «деталь» дают учащиеся первой группы.)

Третья группа учащихся : Работа с текстом. Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне. В облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка». Вся картина мира, как символ весеннего его возрождения; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»; глаза Ванюши «светлые, как небушко». Нельзя не заметить, как автор заостряет свое внимание на особой детали в рассказе – «сердце героя».

Индивидуальная работа учащегося, подготовленного дома. (Выписать из текста цитаты, в которых говорится о сердце героя)

    «Сердце сжалось в комок и не разжимается».

    «Сердце уже не в груди, а в глотке бьется, трудно становится дышать».

    «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут».

    «Сердце раскачалось - поршня надо менять. Схватит и прижмет».

Учитель: Таким образом, через жест, с помощью изобразительно-выразительных средств малозаметную деталь М.А. Шолохов показывает внутреннее переживание героя.

Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

Третья группа учащихся: (знание текста, пересказ, эпизод) Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 1941 отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 1942 года. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 1944 сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9 мая 1945 года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 1946 года на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором.

Работа в тетрадях. Запись в таблицу (слайд 5) цитат из текста

Жизнь Андрея Соколова

до войны

во время войны

после войны

Беседа по вопросам, работа с текстом

В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. (“Поначалу жизнь моя была обыкновенная…”, “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

Чему радуется главный герой? (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

- Назовите черты характера А. Соколова в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.) Подтверждение примерами из текста (группа 3)

Что меняет быт главного героя? (Война.)

Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)

- Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость.) Примеры из текста (группа 3)

Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.) Чтение и анализ эпизода как фашист протягивает Соколову хлеб. Анализ эпизода с Мюллером. (О чем думает в начале эпизода Соколов? Готов ли он к смерти? Как ведет себя герой перед немцами? Немцы заметили, что Соколову страшно от мысли о смерти? Почему немцы его пощадили? Кто, по-вашему, одержал победу в этом противостоянии?)

Проанализировав данный эпизод, можно сделать вывод, что Соколов одержал над немцами нравственную победу.

Учитель: Рассмотрим небольшой эпизод со снарядами. Какие качества личности Соколова раскрыты в этом эпизоде? (Человек один – ничто, он всегда часть целого, в данном случае коллектива, надо выручать всех, даже ценю своей жизни. Эпизод в плену с предателем наталкивает на мысль о непримиримости героя).

Место эпизода в рассказе значительно и велико, потому что он с пронзительной силой обнажает силу национального характера.

- В чем же составляющая сила характера Соколова? (В поступках, в вере, в умении противостоять).

Какие черты проявил главный герой в этом фрагменте? (Сила воли, твердость русского характера, достоинство, патриотизм)

Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви.)

- Что ждет Андрея впереди? (Работа с текстом. «Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!” ) .

Что значит для человека дом? (Это очаг, хранитель семейного счастья. Вместе с домом теряются надежда и смысл жизни. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе и пустоту.)

Как вы думаете, как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, покончить жизнью и т.п. Но герой не ожесточился, так как в его жизнь врывается Ванька.)

Учитель: Мы не раз отмечали при изучении художественных произведений особенность речи того или иного героя. Что можно сказать о речи Андрея Соколова?

Третья группа учащихся: Речь героя проста, понятна, по-народному колоритна. Учащиеся приводят примеры пословиц из текста, просторечий, используемых в речи А. Соколова, сравнительных оборотов.

Учитель: Какие слова в произведении являются ключевыми? Они постоянно звучат в рассказе.

Всё вытерпеть, всё преодолеть, всё перенести. Сила характера у М. А. Шолохова в рассказе заключается в умении героя всё преодолеть на своем пути и выйти победителем, как бы его жизнь ни ломала. Сила в преодолении. А для этого необходима высокая нравственная закалка.

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока и ответим на вопрос: «Как же судьба человека зависит от его характера? Дайте развернутый ответ на примере жизни А. Соколова»

Предполагаемые ответы учащихся

Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу русского характера.

Учащиеся записывают в тетрадь основные черты характера человека (слова-синонимы): выносливость, стойкость, великодушие, умение любить (семью, дом, Родину, работу), храбрость, мужество, сострадание, доброта, патриотизм и др.

Учитель: Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство. (Учитель сообщает учащимся о сайте «Подвиг народа»)

Критик (один из учащихся) рассказывает об акции «Бессмертный полк», проходившей в нашей школе, и героическом подвиге его прадеда Корнеева Георгия Николаевича.

Рефлексия. Учитель предлагает составить синквейн со словом (по выбору учащихся), характеризующим основные черты характера Андрея Соколова. Работы зачитываются как индивидуальные, так и групповые.

Дифференцированное домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Письменный ответ на вопрос: «Как Вы думаете, что ждет впереди Андрея Соколова и Ваню? Выдержит ли Андрей новые испытания?»

2. Написать сочинение на тему: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?»

3. Написать письмо Андрею Соколову.

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо-лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто-рия, а действительно судьба реального человека, ис-пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч-ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи-ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от-дохнуть. Тогда-то и поведал писателю случайный со-беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе-ния. Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се-мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры-вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли-вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена. Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му-жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа-шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо-тел выдать командира. Огромная сила духа и выдерж-ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко-мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте-рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди-ны. М. А. Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист-ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска-за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды. Но тяжелые испы-тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны. Злая и беспощадная судьба не оставила солда-ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе-седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи-тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле-вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу. Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами». Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз-вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото-рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо-леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело-века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со-хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо-роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь-ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто-кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое-вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Лучшие статьи по теме