Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Конспект занятия «Нарисуй настроение. Рисование осеннего пейзажа

Конспект занятия «Нарисуй настроение. Рисование осеннего пейзажа

С помощью выбранной палитры красок можно очень ярко передать свое состояние души и настроение на момент рисования. Когда человек пребывает в грустном и тоскливом настроении: чем-то расстроен, разочарован или обеспокоен, он бессознательно выбирает холодные тона красок для своего будущего произведения. Как правило, выбранные сюжеты для зарисовок представляют собой пасмурную или ненастную погоду, печальные лица людей. В основных красках картины преобладают оттенки серого, синего и черного цвета.

Гнев

Глубокое раздражение, агрессия и гнев выражается экспрессивной техникой рисования: производятся резкие и размашистые мазки, которые передают интенсивность эмоций и переживаний. Сюжет выбирается трагический или драматичный, где отображается стремительное движение каких-либо объектов, или, напротив, хаос и бездна. К примеру, это могут быть бегущие буйволы, и шторм или сумрачный ад. При этом используются как холодные, так и теплые оттенки красок, но все цвета достаточно насыщены: яркие и темные. Среди наиболее частых сочетаний красок, выражающих гнев и агрессию - красный, черный и темно синий. Эти краски накладываются в больших пропорциях, а линия сюжета может сознательно оказаться недосказанной, не дорисованной.

Радость

В состоянии радости человек стремится выразить свою эмоцию счастья и выбирает теплые оттенки цветов. Он подбирает богатую палитру для своего произведения, где изобилует буйство красок. В основе сюжета лежат преимущественно весенние и летние мотивы, которые демонстрируют рождение чего-то нового, яркое цветение и радужные мечты. Среди множества теплых оттенков выбранной палитры можно всегда встретить зеленые, оранжевые и голубые тона. На картинах присутствует много желтого цвета, олицетворяющего солнечный свет и непременно присутствует белый цвет, символизирующий легкость, воздушность и чистоту. В состоянии радости человек склонен придавать выбранным объектам более яркие цвета, чем они есть в действительности.

Умиротворение

В состоянии спокойствия и безмятежности человек более склонен изображать статичные пейзажи и предметы. Он предпочитает по большей мере констатировать определенные факты, явления и объекты. Палитра красок выбирается на основе желания реалистично изобразить выбранный сюжет и потому зависит от ситуации, а не от настроения. Человек не спешит и тщательно вырисовывает каждую деталь, подбирая ей идентичный цвет.

Цвет воздействует на наши чувства и пробуждает эмоции, о чем свидетельствуют такие выражения как "побагроветь от ярости", "зеленый от зависти", "почернеть от горя", "видеть в розовом свете". Это означает, что выбор цвета определяет, какой будет казаться картина: теплой и уютной, прохладной и освежающей или энергичной и драматичной. Зная, как цвета сочетаются и взаимодействуют друг с другом, можно передавать в картине такие чувства, как волнение и спокойствие.

Выбор цвета для передачи эмоций

Теплые цвета (красные, желтые, оранжевые) передают энергию и возрождение. Я беру теплые цвета, когда хочу выразить страсть и другие положительные эмоции. Холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовые) действуют более расслабляюще и успокаивающе. Я выбираю холодные цвета для выражения чувства умиротворения и спокойствия. Сочетание контрастных (дополнительных) цветов (прямопротивоположных друг другу, если расположить их по кругу) создает наибольшее напряжение. Когда я хочу получить эффект движения или дрожания, то пользуюсь схемой дополнительных цветов. На примере приведенной здесь картины с цветами я хотела показать, как можно передать красками разные настроения в одном сюжете.

Цветовая схема. Цветовой круг

Цветовой круг- это вспомогательная визуальная схема, показывающая, как цвета сочетаются друг с другом- теплые и холодные, основные, или первичные (красный, желтый, синий), и вторичные (оранжевый, зеленый, фиолетовый); дополнительные, или контрастные (синий, оранжевый). Цветовой круг удобен при выборе цветовой гаммы для картины.

Холодные цвета

Холодные цвета: состояние спокойствия. Для этих ирисов я выбрала холодные синие, зеленые и фиолетовые краски. Обратите внимание на ощущение спокойствия, которое передано на этом рисунке. Мне нравится свежая прохладная палитра красок для изображения четких очертаний лепестков и листьев.

Теплые цвета

Теплые цвета: ощущение возбуждения. Здесь я выбрала широкую гамму желтых и красных цветов для гладиолусов. Такая преобладающая теплая палитра создает ощущение жаркого летнего дня. Используйте теплые цвета, когда хотите передать яркое и радостное настроение.

Более контрастные дополнительные цвета

Более контрастные (дополнительные цвета): создание яркого впечатления. Здесь я искала сочетание желтого и фиолетового. Есть что-то магическое в такой контрастирующей комбинации цветов. Краски действительно оживляют друг друга, создают картину завораживающей, останавливающей взгляд.

Смешивание красок

Хотя можно смешивать краски и на палитре, прозрачность акварельных красок позволяет наносить их слоями и смешивать прямо на бумаге. При этом создается новый эффект.

Можн наносить сырую краску на сухую или сырую на сырую. Поэкспериментируйте с наложением красок друг на друга, чтобы увидеть разные эффекты. Попробуйте нанести два основных цвета и получить вторичный цвет. Смешайте вместе два дополнительных цвета и посмотрите, как они нейтрализуют друг друга или дают тусклый, сероватый оттенок. Попробуйте разные цветовые комбинации и разные методы нанесения красочных слоев, чтобы почувствовать, как проявляют себя акварельные краски.

Рисование осеннего пейзажа поэтапно

Мастер-класс по рисованию. Пейзаж-настроение «Поздняя осень»


Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для детей от 10 лет, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для участия в конкурсах, выставках, украшения интерьера или в качестве подарка.

Цель: выполнение пейзажа на тему «Поздняя осень»

Задачи:
развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени;
формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью;
воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

Для работы нам понадобятся: альбомный лист, акварель, стаканчик для воды, кисточки различной толщины и жесткости (белка или пони № 4, №2; щетина № 8), восковые карандаши.


Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыш потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь… увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы…
Еще неделька – и морозы
К нам грозно с севера придут.
(М. П. Чехов)

Поздняя осень. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Обычно в этот период льют бесконечные дожди, почти не выходит солнце, не поют птицы, дни выглядят серыми, начинает раньше темнеть. Деревья стоят уже совсем голые, листья облетели. Небо нависает низко серыми тучами. Но и поздней осенью бывают очень приятные дни. Вдруг прекращается дождь и немного теплеет, над землей клубится туман. Дышится легко…

Сегодня я предлагаю нарисовать пейзаж, который передает настроение поздней осени, о которой нам поведал в своих стихах Александр Сергеевич Пушкин:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет…

Для рисунка возьмем тонированный картон серо-голубого оттенка. Черным восковым карандашом нарисуем основу нашего пейзажа.

Начнем с дерева. Нарисуем ствол и ветки.


Наметим линию горизонта.


Нарисуем дом.


Вокруг дома, забор.


Прорисуем детали дома: окна, крышу.


На ветках деревьев нарисуем несколько крупных листочков.



Нам земле также добавим несколько листочков, а на переднем плане – небольшую лужу.


На небе прорисуем тучи.


Этап второй: акварельными красками закрашиваем рисунок.
Начнем с заливки фона. Чтобы получить размытые тона используем прием тонирования бумаги по-сырому.
Хочу напомнить вам прием тонирования по-сырому. Лист бумаги смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка. Наносим так, чтобы границы краски соприкасались, даже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта.
При рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды будем использовать серую, черную, фиолетовую, коричневую, темно-синюю… гамму красок.
Для заливки неба будем использовать фиолетовую акварель, лазурь железную и ультрамарин.




Закрашиваем ствол дерева. Для этого берем черную акварель, умбру натуральную и сепию.


Заливаем нижнюю часть рисунка. Для осенней пожухлой травы используем умбру натуральную и сиену жженную.



Закрашиваем дом. Для стен используем охру золотистую и сиену натуральную; для крыши – краплак красный темный и сепию.





Делаем прорисовку заднего плана. Для этого возьмем кисть с жесткой щетиной и методом «тычка» нарисуем деревья.



Короткими штрихами задаем текстуру травинок на переднем плане.



Охрой золотистой закрасим листья на дереве и на траве.


Черной краской оттеним листву деревьев и подчеркнем текстуру ствола ближнего дерева.


Для лужи возьмем те же краски, что и для неба: фиолетовую акварель, лазурь железную и ультрамарин.



На этом можно и закончить рисунок, но я предлагаю третий этап: прорисовать детали рисунка восковыми карандашами.
Черным восковым карандашом подчеркнем серые тучи.


Вводим черный, темно-синий и фиолетовый карандаши в верхней части неба. Штрихи кладем горизонтально, легко. Подчеркивая, а не перекрывая текстуру краски.



Черным карандашом подчеркнем ствол и ветви дерева.



Введем темно-зеленый карандаш в траву.


Желтым карандашом подчеркнем тени на стенах дома.



Посмотрев внимательно на рисунок, видим, что не хватает листвы на дереве. Поэтому берем кисть с жесткой щетиной и охру золотистую и, методом «тычка» наносим краску на крону дерева и под деревом.



Теперь работа закончена, можно вставить ее в рамку.

Рисунки выдают ваше настроение…

Ученые из Института психологии в Бонне провели занимательный эксперимент. Ученые выявили связь между бессознательными рисунками людей (которые они изображали во время бесед по телефону и совещаний) и особенностями их характера. В результате этого исследования ученые пришли к выводу, что по «бессознательным каракулям» можно создать примерный психологический портрет человека на текущий момент времени.

Если вы тоже любите рисовать незатейливые фигурки во время телефонных бесед и ряда других дел, то можете прямо сейчас проверить, насколько эти рисунки выдают ваши личностные особенности и жизненный настрой. Для этого рассмотрим наиболее распространенные варианты бессознательного творчества.

Звезды

Такие люди всегда хотят быть в центре внимания. Если у звезды больше пяти концов, то это говорит о сильных переживаниях человека. А вообще звезды (а также луна) – это любимые рисунки прирожденных начальников, людей, обладающих сильной волей. Кроме того, подобные картинки могут говорить об эгоизме.

Домики

Такие рисунки присущи одиноким людям, тоскующим по домашнему уюту. Обычно эти люди очень аккуратны, они любят во всем соблюдать порядок и дисциплину. Это помогает им всегда достигать поставленных целей. Иногда домики рисуют личности, у которых возникли серьезные проблемы в семейной жизни.

Треугольники и квадраты

Любят рисовать люди, обладающие твердым характером. Вообще, углы в рисунках говорят о том, что их авторы – прямолинейные люди, которым не свойственно скрывать свои истинные чувства. Кстати, считается, что чем больше углов – тем напористее человек. А вот если углы связаны в непрерывную цепочку (например, рисунок изображает скалы или елку), то человек желает избежать выполнения неприятной для него работы, но не знает каким образом это сделать.

Круги

Обычно рисуют люди, считающие себя несправедливо обделенными чем-либо: вниманием, деньгами, любовью и т. д. Чем больше кругов – тем сильнее это неприятное чувство.

Волнистые линии

Изображают люди, озабоченные решением какой-либо сложной проблемы. Чем выше волна – тем серьезнее проблема.


Спирали

Рисуют люди, зацикленные на самих себе. Чужие проблемы таких людей, как правило, не интересуют. Также спирали могут говорить о том, что в жизни человека наступили тяжелые времена.

Цветы

Любят изображать романтики. Нарисованные цветы сигнализируют о том, что человеку не хватает в жизни теплых, доверительных отношений. Острые лепестки или листья цветов говорят о склонности к излишней драматизации жизненных событий.

Решетки

Обычно рисуют люди, которые в настоящий момент времени попали в какой-либо жизненный переплет. Как правило, решетка или сетка говорит о неразрешенной проблеме. Однако если в конце рисунок был обведен – это значит, что неприятная ситуация близится к завершению или уже благополучно разрешилась.

Животные

Вообще животные характеризуются по тем качествам, которые им бывают присуще в сказках. Например, если «художник» изобразил лису – скорее всего он хочет кого-то обмануть, нарисовал льва – ощущает свое превосходство над другими и т. д. Также здесь стоит отметить, что красивые веерообразные плавники и хвосты у рыбок, а также крылья у птичек свидетельствуют о легком, даже немного игривом характере человека.

Солнышки и облака

Любят рисовать люди солнечные и позитивные. Это метатели, обладающие безудержной фантазией. Однако если облака сильно закрывают солнце – это говорит о каких-то проблемах в жизни человека.

Повторяющиеся узоры

До бесконечности повторяющийся мотив говорит о наступлении периода однообразия в жизни человека. Тем не менее, именно эти люди в текущий момент времени более всего склонны к совершению экстравагантных поступков.

Знаки препинания

Абсолютно любые знаки препинания (точки, тире, знаки вопроса и др.) свидетельствуют о чрезмерном любопытстве человека.

Человеческие фигуры

Глаза

Обычно рисуют люди, которые в настоящее время склонны к самокопанию и самокритике. Такой рисунок свидетельствует о том, что человек настойчиво пытается разобраться в себе или в сложившейся ситуации.

Губы

Как правило, рисуют чувствительные, творческие натуры. Они нуждаются в повышенном внимании к собственной персоне. Если в таком рисунке отчетливо проглядывают зубы, то вероятно человек настроен агрессивно.

Рисуем настроение

Психологи всего мира считают, что с помощью искусства можно излечить «неполадки» души и тела человека. Неслучайно сегодня всё более популярной становится арт-терапия - улучшение самочувствия с помощью творчества. Она позволяет раскрыть внутренние силы и способности, укрепить память, учит мыслить позитивно и формирует умение самостоятельно принимать решения.

Рисование позволяет не только развивать эмоциональную сферу ребёнка, улучшать его настроение, самочувствие, но и корректировать негативные психические состояния, такие как страхи, агрессивность, робость, снимать психомышечное напряжение.

1. Упражнение «Настроение» учит понимать собственные чувства и эмоциональное состояние другого человека. Попросите малыша нарисовать, выразить цветом настроение (весёлое, сердитое, умиротворённое), своё, мамы, папы, сестрёнки, кошки, осени, радуги, снегопада, воробья…

2. Упражнение «Маленький храбрец» способно избавить вашего малыша от его настоящих и вымышленных страхов. Спросите своего ребёнка, когда ему бывает страшно? Предложите крохе нарисовать то, чего он боится. Творить можно на большом листе бумаги - кистью, ладошками, пальчиками. Когда ребёнок закончит рисовать, дайте ему ножницы - пусть он разрежет свой страх на мелкие кусочки. Когда рисунок рассыплется на части, покажите малышу, что теперь страх собрать невозможно. Через 1-2 недели повторите то же самое. Отметьте, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция). Возвращайтесь к этому упражнению, пока не увидите недоуменное выражение лица ребёнка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

Есть и другой вариант. После того как рисунок будет готов, предложите ребёнку «перевоспитать страшилку» - сделайте это существо хорошим. Исправьте (или, как добрые волшебники, превратите) злую гримасу на улыбчивую мордашку, пририсуйте ему нарядный костюм и воздушные шары. А можно нарисовать радужный дождик, который забрызгает яркими красками мрачный рисунок.

3. Игра «Рисуем всеми частями тела» действует расслабляюще, дает положительный эмоциональный заряд, снимает агрессивное состояние. Приготовьте ватман, разноцветные краски, тазик с водой. Разрешите малышу рисовать пальцами, ладошками, локтями и даже… пятками.

4. Если ребёнок часто дерётся, причиняет боль сверстникам или животным, намеренно ломает игрушки, то исправить такое положение поможет упражнение «Разговор с руками». Обведите на листе бумаги контуры его ладошек. А потом оживите изображение - нарисуйте ладошкам глазки, ротик, раскрасьте пальчики в весёлые цвета. После этого начинайте с ладошками беседовать: «Кто вы? Как вас зовут? А какие вы? Чем вы любите заниматься? А чего вы не любите делать? Если ребёнок не подключается к разговору, ведите диалог сами. При этом расскажите о том, что ручки хорошие, многое умеют (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между ручками и их хозяином. Пусть ладошки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только добрые дела: здороваться, играть, мастерить, помогать маме. Если ребёнок согласится на такие условия, то через оговоренный промежуток времени снова поиграйте в эту игру и заключите договор на более длительный срок. При этом обязательно похвалите ладошки и их хозяина.

Лучшие статьи по теме