Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Война и мир фон для презентации. Презентация на тему "Л.Н

Cлайд 1

Cлайд 2

1.История создания Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». «В 1956г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

Cлайд 3

Невольно, Толстой перешел от реальности, к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Потом к 1812 году – к войне. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой». (время детства и юности декабристов) Но так как война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.г Толстой решил начать роман с этого времени.

Cлайд 4

2.Поиск названия Первоначальное название «Три поры», но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты. Три первые главы романа опубликованные в журнале «Русский вестник» - под заглавием «1805 год» В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».

Cлайд 5

3.Художественные особенности Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн. ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания

Cлайд 6

Основной художественный прием – антитеза. Антитеза (противопоставление) - этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).

Cлайд 7

Мир Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Весь мир, Вселенная. Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий. Ближайшее окружение человека. Мировоззрение, круг идей героев романа. Это жизнь. Война Важнейшие действия враждующих армий. Воинственная враждебность людей, разделенных социальными и нравственными барьерами. Зло, насилие, кровопролитие. Эгоизм. Конфликт человека с самим собой. Все, что разрушает гармонию. Это смерть. краткое содержание презентаций

«Война и мир» книга

Слайдов: 84 Слов: 8070 Звуков: 0 Эффектов: 0

Лев Толстой «Война и мир». Отечественная война 1812 года. Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму. Философские взгляды Толстого. Философия войны в романе. Толстой показывает войну двояко. Народный характер войны. От Немана до Смоленска. Описание переправы. Единство. Мысль народная. Патриотизм жителей Смоленска. Начало народной войны. Сражение за Смоленск. Патриотизм Болконских. Бунт богучаровских крестьян. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою». Оставление Москвы. Патриотизм Ростовых. «Все едут, вот и мы должны ехать». Можно понять графиню, когда она не желает дать подводы для раненых. - «Война и мир» книга.ppt

Лев Толстой «Война и мир»

Слайдов: 74 Слов: 13485 Звуков: 0 Эффектов: 149

Лев Николаевич Толстой. Толстой Лев Николаевич. Самоценность жизни. Вход в Ясную Поляну. Духовные искания. Жизненный путь князя Андрея. Наташа Ростова. Семья Ростовых. Духовные искания Пьера Безухова. Молодой человек. Речь Каратаева. Образ Марии Болконской. Старый князь Болконский. Исторические лица в романе. Наполеон I Бонапарт. Наполеон Буонапарте. Барклай-де-Толли. Время Отчественной войны. Голенищев-Кутузов. Кутузов закончил разработку плана окружения. Александр I. Бракосочетание пятнадцатилетней Луизы. Битвы. Шёнграбенский бой. Бородинское сражение. Сражение. Наполеон – кумир эпохи. - Лев Толстой «Война и мир».ppt

Книга Толстого «Война и мир»

Слайдов: 31 Слов: 2206 Звуков: 0 Эффектов: 16

12 июня силы Западной Европы перешли границы России. Войско одержало победу. В 1812-м году французами одержана победа под Москвой. Нравственная сила русского национального характера как причина победы. Толстой рисует следующие события Отечественной войны. Образ Кутузова в идейной направленности романа. 26 августа. Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение. Книга Толстого «Война и мир». Панорама Бородинского сражения. Штурм батареи Раевского. Великое историческое событие. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. - Книга Толстого «Война и мир».ppt

Война 1812 года «Война и мир»

Слайдов: 16 Слов: 670 Звуков: 0 Эффектов: 14

Война 1812 года в судьбах героев. Философия истории в романе «Война и мир». Ход истории. Мысль народная. Пьер. Переправа польских уланов. Война 1812 года «Война и мир». Бородинское сражение. Война 1812 года «Война и мир». Описание сражения. Настроение во французском лагере. Раненый князь Андрей. Композиционный центр романа. Князь Андрей. Отъезд Ростовых их Москвы. Домашнее задание. - Война 1812 года «Война и мир».ppt

Бородинское сражение «Война и мир»

Слайдов: 11 Слов: 491 Звуков: 0 Эффектов: 20

Бородинское сражение в истории. Историческое значение Бородинской битвы. Устремление на истребление французской армии. Победа под Бородином. Бородинское сражение. Бородинское сражение «Война и мир». Взгляд Льва Николаевича Толстого. Панорама народного сражения. Взгляд писателя. Бегство Наполеона. Сопоставительный анализ. - Бородинское сражение «Война и мир».ppt

История создания «Войны и мира»

Слайдов: 19 Слов: 636 Звуков: 0 Эффектов: 34

История создания романа «Война и мир». Работа над романом. Повесть. Современность глазами декабриста. Три поры. Миръ. Вселенная. Отсутствие войны. Художественные особенности романа. Произведение. Эпопея. Картины истории. Сцены семейные и исторические. Хронология романа. Исторический факт. Своеобразие художественных приемов. Принцип сопоставления и противопоставления. Принцип семейственности. Диалектика души. - История создания «Войны и мира».ppt

Патриотизм в «Войне и мире»

Слайдов: 15 Слов: 1256 Звуков: 0 Эффектов: 2

"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Лев Николаевич Толстой. Что такое патриотизм. Что такое патриотизм по мнению писателя. Величие и простота жизни. Мысль народная. Патриотизм в «Войне и мире». Платон Каратаев. Истинная мудрость. Крепостничество. Патриотизм в «Войне и мире». Партизанские отряды. Лжепатриотизм. Философия Толстого о народе. Люди из народа. - Патриотизм в «Войне и мире».ppt

Шенграбенское сражение

Слайдов: 38 Слов: 1972 Звуков: 0 Эффектов: 15

Шенграбенское сражение. Анализ эпизода. Война и мир. Русские победили при Шенграбене. Что думают о войне 1805 герои романа. Почему идёт на войну князь Болконский. Что думает о войне Пьер. Война. Известие о войне. Изображение войны 1805 года. Первая картина войны. Итоги смотра. Участники. Сцепление эпизодов. Разговор солдат. Итог анализа эпизода. Размышляем. Князь Андрей. Важная в стратегическом отношении победа. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Расскажите о плане Кутузова. Жерков. Обратимся к тексту. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью. - Шенграбенское сражение.ppt

Персонажи «Войны и мира»

Слайдов: 15 Слов: 1576 Звуков: 0 Эффектов: 0

Исторические и вымышленные персонажи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Ф.М. Достоевский. Сложна жанровая структура толстовской книги. Атака русских кирасир под Бородиным. Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Исторические персонажи. Вымышленные персонажи Наташа Ростова Андрей Болконский Пьер Безухов. Бородинское сражение. Оборона Смоленска. Но и русская армия потеряла убитыми и раненными 44 тысячи (в том числе 23 генерала). Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Военный совет в Филях, 1(13) сентября 1812 г. Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия». - Персонажи «Войны и мира».ppsx

Кутузов в «Войне и мире»

Слайдов: 15 Слов: 317 Звуков: 1 Эффектов: 3

Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Война и мир. Кутузов. Наполеон Бонапарт. Александр I. Черты характера. Кутузов был гениальным полководцем. Проницательный ум. Князь Андрей. Количество пушек. Кутузов в «Войне и мире». Толстой о смерти Кутузова. Кутузов в «Войне и мире». Гениальный полководец. Спасибо за внимание. - Кутузов в «Войне и мире».pptx

Тема семьи «Война и мир»

Слайдов: 28 Слов: 962 Звуков: 1 Эффектов: 30

Война и мир. Мысль семейная. Тема урока. Индуктор. Что нужно для счастья. Семья. Что такое семья. Семь - я. Разрыв. Семья Ростовых. Болконские. Курагины. Жизненные принципы семьи Ростовых. Ростовы. Жизненные принципы семьи Болконских. Болконские. Жизненные принципы семьи Курагиных. Курагины. Социоконструкция. Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. « Война и мир» глазами художников. Дементий Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Рефлексия. - Тема семьи «Война и мир».ppt

Семья Ростовых

Слайдов: 22 Слов: 968 Звуков: 1 Эффектов: 1

Мир Наташи Ростовой

Слайдов: 18 Слов: 1412 Звуков: 0 Эффектов: 0

Любимая героиня Л.Н.Толстого. Аналитическая беседа. Предварительное домашнее задание. Творческое предварительное задание. Поиски автором портрета героини. Внутренний мир Наташи. Встреча с Наташей. Ночь в Отрадном. Чтение эпизода «У дядюшки». Падения и взлёты Наташи Ростовой. Мужчины в жизни Наташи. Наташа и Элен. Наташа и раненый князь Андрей. Наташа Ростова. Русский характер Наташи Ростовой. Женские образы романа. Образ Наташи в эпилоге. Выводы по образу героини. - Мир Наташи Ростовой.ppt

Семья Болконских

Слайдов: 9 Слов: 849 Звуков: 0 Эффектов: 0

Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Семья Болконских. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Николай Андреевич. Андрей Болконский. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. В армии князя Андрея настигает разочарование. Марья Болконская. Николенька. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. - Семья Болконских.pptx

Болконский «Война и мир»

Слайдов: 19 Слов: 541 Звуков: 2 Эффектов: 51

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Цели. Проанализировать эпизод. Болконский участвовал в войне. Болконский «Война и мир». Небо Аустерлица. Болконский «Война и мир». Выводы. «Встреча» с Наполеоном после ранения на поле боя. Раньше князь боялся гения Наполеона. Вторая «встреча» с Наполеоном в госпитале. Вывод. Эпитеты, характеризующие Наполеона. Герой – мелочен. Представление князя Андрея о смысле человеческой жизни. Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь. Роль эпизода в развитии действия романа. Представление о пространственно- временной организации. Благодарю за внимание. - Болконский «Война и мир».ppt

Пьер Безухов и Андрей Болконский

Слайдов: 19 Слов: 2751 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизненные пути. Пьер Безухов. В салоне Анны Павловны Шерер. Дуэль с Долоховым. Состояние дуэлянтов перед поединком. Дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется. Встреча с Баздеевым. Решает облегчить участь крепостных. Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Уничтожилась вера и в благоустройство мира. В финале романа мы видим счастливого человека. Андрей Болконский. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения. Занятия Андрея Болконского. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Наполеон вступил в пределы России. - Пьер Безухов и Андрей Болконский.ppt

Фильм «Война и мир»

Слайдов: 11 Слов: 813 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характеристика персонажей первого и второго плана романа «Война и мир». Война и мир. Людмила Савельева. Вячеслав Тихонов. Сергей Бондарчук. Николай Гринько. Олег Табаков. Ирина Губанова. Анастасия Вертинская. Борис Смирнов. Антонина Шуранова. -

Слайд 2

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку,- всё есть в этой картине!Критик Н. Страхов.

Слайд 3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

  1. Встреча с Пущиным и Волконским
  2. Роман «Война и мир»
  3. Восстание на Сенатской площади
  4. Повесть «Декабристы»
  5. Отечественная война
  6. Война с Наполеоном в союзе с Австрией
  • Слайд 4

    «Я старался писать историю народа»

    • 1857 г. – после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них.
    • 1825 г. – «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
    • 1812 г. – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»
    • 1805 г. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».

    Вывод: накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

    Слайд 5

    «Война и мир» (1805 – 1820)

    • I том 1805
    • II том 1806 – 1811
    • III том 1812
    • IV том 1812 – 1813
    • Эпилог 1820
  • Слайд 6

    Л. Н. ТОЛСТОЙ «Война и мир». Историческая основа романа

    Первый – второй тома. Русско-австро-французская война 1805 года.

    Война между коалицией европейских держав (Великобритания, Россия, Австрия, Швеция) и наполеоновской Францией. Союзники ставили своей целью изгнать французские войска с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главная роль в войне возлагалась на Австрию и Россию. Наполеон, получив известие о том, что австрийские войска 27 августа вступили в Баварию, искусным маневром своих главных сил окружил армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие 29 сентября в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пельтена. Но Кутузов, разгадав замысел противника, переправился через Дунай раньше подхода французов и нанёс сокрушительный удар. 4 ноября отряд Багратиона в Шенграбенском бою отразил атаки 30-тысячного авангарда французских войск и обеспечил соединение главных сил с австрийскими войсками. 20 ноября в Аустерлицком сражении союзные войска были разбиты. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Русские войска были отведены в Россию.

    Третий – четвёртый тома. Отечественная война 1812 года.

    Освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.

    Основные события 1812 года:

    • 12 июня – переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы - около 610 тыс. человек; русские - около 240 тыс. человек);
    • 4-6 августа – Смоленское сражение, неудачная попытка наполеона разгромить основные силы русских войск;
    • 8 августа – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова;
    • 28 августа – Бородинское сражение;
    • 1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву;
    • 2-6 сентября – пожар Москвы;
    • Сентябрь-октябрь – Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развёртывается партизанская война;
    • 14-16 ноября – сражение при Березине;
    • Ноябрь-декабрь – гибель французской армии;
    • 14 декабря – изгнание остатков «великой армии» из России.
  • Слайд 7

    Жанр романа

    • «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л.Н.Толстой)
    • «..Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная» (Н.Страхов)
    • «Оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов» (И.С.Тургенев)
  • Слайд 8

    Роман-эпопея

    Роман-эпопея

    «Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

    Признаки эпопеи – тема(эпоха больших исторических событий); идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

    Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.


    Подписи к слайдам:

    Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Садовская сош №1» Огулькова С.И.
    «Толстой – это целый мир.Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.» М.Горький
    «Это для нас, молодых,откровение, целый новый мир.» Ги де Мопассан
    Совесть русской литературы.
    1828 – 1910 г.г.
    Если бы понадобилось назватьроман, соответствующийопределению, столь дорогомусердцу составителей литературных анкет:«величайший роман в мире»,-я выбрал бы «Войну и мир». Джон Голсуорси
    «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбес бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» Л.Н.Толстой
    В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
    Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею, хотел добраться до самой сути. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь даётся в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».
    Проблемы начала века:
    «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества.3. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.4. Истинный и ложный патриотизм.5. Назначение женщины – сохранение семейного очага.
    Проблемы середины века:
    Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права – реформы 60-х годов.2. Постепенный уход дворянства с «арены» борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.4. Вопрос об освобождении женщины, о её женской эмансипации.
    В романе IV тома и эпилог:
    I том – 1805 год.II том – 1806- 1811 годы.III том – 1812 год.IV том – 1812- 1813 годы.Эпилог – 1820 год.
    Специфика жанра роман-эпопея:
    Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная формаэпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов. («Словарь литературоведческих терминов» по ред. Л.И.Тимофеева)
    1. Что такое роман-эпопея?
    2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».
    Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея;бунт богучаровских крестьян, возмущения московских ремесленников).Показ различных слоёв населения (поместное, московское, Петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.)Огромное количество человеческих характеров.-Большая протяжённость во времени (15 лет).Широкий охват пространства (Петербурга, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
    «Чтобы жить честно…»
    «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно боротьсяи лишаться. А спокойствие – душевнаяподлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года)
    Жизненный путь Андрея Болконского
    «Дорога чести»
    Вечер в салоне А.П.Шерер.
    Почему он здесь «чужой»?
    «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество… Эта жизнь, которую я веду здесь,эта жизнь – не по мне».
    Военная кампания 1805- 1807 гг. в судьбе князя Андрея. Честолюбивые мечты Болконского. Отношение князя к Бонапарту. Участие в Шенграбенском сражении.
    Аустерлицкая битва. Бой на Праценской высоте.Вечное небо Аустерлица и слова «Le petit caporal».«Вот прекрасная смерть!»Катастрофа Аустерлица,осознание Андреемпротиворечия между разумом и «откровениями»сердца.
    - Переоценка жизненных ценностей и глубокий душевный кризис.Семейная драма князя Андрея.Реформаторская деятельностьв комиссии М.М.Сперанского.хозяйственные заботы в Богучарове. Закон о вольных хлебопашцах. Мысли Андрея орастлевающем влиянии крепостногоправа на владельцев «крещеной собственности».
    - Душевное возрождение Андрея. Любовь к Наташе.
    Причины разрыва с Наташей.
    Отечественная война 1812 года в судьбе князя. Бородинское сражение
    Смертельное ранение. Отрешение от собственной судьбы и опыт страдания. Примирение со всеми, последняя встреча с Наташей.
    « Что-то было в этой жизни, что я не понимал и не понимаю».
    Эпилог. Сын Андрея Болконского – Николенька.
    «… видите, какой я добрый и славный малый».
    Жизненный путь Пьера Безухова
    «Якобинец», «невоспитанный бонапартист» в гостиной А.П.ШерерУвлечение бретерством, внешним блеском и развлечениями «золотой» столичной молодёжи.
    - Дружба с Андреем Болконским. «Золотое сердце» Пьера.
    Иллюзорность семейного счастья. Женитьба на Элен. Нравственное потрясение Пьера при столкновении с Долоховым.
    Встреча с Долоховым. Дуэль.
    Масонство. Разочарование в «братстве вольных каменщиков»«Для чего жить и что такое я, зачем я живу?»
    Хозяйственно-экономическая деятельность Пьера в киевских имениях; освобождение крестьян от крепостной зависимости, строительство школ и больниц. Непрактичность Пьера Безухова.
    Бородинское поле в судьбе Пьера. Отношение к Наполеону. Решение остаться в Москве.- Ожидание смерти.
    Жизнь в плену, встреча с Платоном Каратаевым.«Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня? Меня?Меня – мою бессмертную душу». Обретение внутренней свободы.
    Душевное возрождение Пьера. Любовь к Наташе. Программная речь Пьера, активное участие в политической оппозиции.
    …что есть красота,и почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде. Н.Заболоцкий
    Женские образы в романе «Война и мир».
    Элен Курагина.
    «… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошлаМежду расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, новсем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право любоватьсякрасотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашнеймоде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала…»
    «- Quelle belle personne! – говорил каждый, кто её видел.»
    « что было в общей улыбке, украшавшей всегда её лицо…»
    «… la femme la seduisante dePetersbourg, молодая, маленькаякнягиня Болконская…»«… хорошенькая, румяная, …маленькая княгиня Болконская…»
    Лиза Болконская
    « Княжна Марья повернулась к брату и сквозь любовный, теплый, кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз …»
    « Из больших глаз её светились лучи доброго и робкогосвета. Глаза эти освещали всё болезненное, худоелицо и делали его прекрасным.»
    Наташа Ростова – самый обаятельный девичий образ в мировойхудожественной литературе. Она - сама естественность. Она ласкова, чувствительна и отзывчива, по-детски наивна и женственна, романтична, порывиста, нежна, своевольна, капризнаи полна неиссякаемого очарования.
    - «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, …,была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнокещё не девушка…»- «…смеясь глазами и краснея», «…расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «… сквозьслёзы смеха…»
    « Где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которымона дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы Но дух и приёмы эти были те самые, неизучаемые, русские…»
    Наташа проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни,
    … через кажущееся счастье от помолвки с князем Андреем…
    , … через ошибки жизни – измену князю Андрею с Анатолем,
    … через духовный кризис и разочарование в себе,
    … через возрождение под влиянием необходимости помощи близким, через высокую любовь к раненому князю Андрею …
    - к постижению смысла жизни в роли жены и матери.

    Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

    • Я старался писать историю народа…
    • Л. Н. Толстой
    • История создания
    • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
    • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
    • Затем - Петр Кириллович Безухов,
    • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
    • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
    • Количество действующих лиц: более 600
    • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
    • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
    • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
    • История создания
    • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
    • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
    • Смысл названия
    • «Война и мир»
    • Смысл названия
    • В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
    • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
    • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
    • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
    • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
    • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
    • ВОЙНА:
    • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
    • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
    • В современном русском языке:
    • Смысл названия
    • Понимание - непонимание
    • Любовь - неприязнь
    • Доброта - холодность
    • Искренность - лживость
    • Жизнь - смерть
    • Разрушение - созидание
    • Гармония - диссонанс
    • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
    • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
    • Смысл названия
    • «Война и мир»
    • Проблематика романа
    • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
    • Два основных конфликта:
    • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
    • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
    • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
    • Л. Н. Толстой
    • Жанр и
    • композиция романа
    • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
    • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
    • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
    • («Тихий Дон» М. Шолохова,
    • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
    • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
    • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
    • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
    • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
    • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
    • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Роман построен по принципу «сцеплений»:
    • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
    • Историческая основа романа
    • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
    • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
    • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
    • Третий и четвертый тома
    • посвящены Отечественной
    • войне 1812 г. в России.
    • В эпилоге действие происходит
    • в 1820 г.
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
    • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
    • Отношение к Родине и родному народу.
    • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
    • Жанр и
    • композиция романа
    • Важнейшие художественные приемы в романе:
    • основной прием – антитеза;
    • приемы «отстранения», авторской характеристики;
    • диалоги, монологи, внутренние монологи;
    • художественная деталь, образы-символы
    • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе
  • Лучшие статьи по теме