Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Военная тема в произведениях василя быкова. В помощь школьнику Быков и русская литература

Военная тема в произведениях василя быкова. В помощь школьнику Быков и русская литература

Страна понесла невосполнимые потери, но, как и любое другое трагическое событие в истории, породила талантливых писателей, поэтов. Это были бывшие фронтовики, знавшие о сражениях, атаке и артобстрелах не понаслышке. Одним из них был Василь Владимирович Быков.

Он поведал об ужасах войны, о нравственном выборе, который человек должен сделать в критический момент жизни. Василь Быков - писатель, одним из первых рассказавший об «окопной правде», о том, что на войне много страха. Бояться может не только трус и не только немца. Жуткий страх советские солдаты и офицеры испытывали перед карательными органами.

Ранние годы

Василь Владимирович Быков родился в 1924 году, в Белоруссии. Детство его прошло в бедности, и он не любил о нем вспоминать. Ранние годы будущий писатель провел в селе Бычки Витебской области. В Белоруссии до сих пор помнят ужасы оккупации. Многое из того, о чем Василь Владимирович Быков рассказал читателям, происходило с его родными и знакомыми. В годы войны каждый житель Белоруссии был воином. Независимо от того, имел ли оружие, умел ли стрелять.

В биографии, книгах Василя Быкова неизменной всегда была тема войны. В 1941 году будущему прозаику уже исполнилось семнадцать. Какой жизнь Быкова была в мирное время? В раннем возрасте он проявлял художественные способности. Даже учился на скульптурном отделении Однако в 1940 году в системе образования произошли некоторые перемены: была отменена стипендия. Быков бросил учебу и пошел работать.

Война

В 1941 году герой сегодняшнего повествования сдал экстерном экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине. Василь Владимирович Быков - представитель поколения, которое война уничтожила почти полностью.

На фронте он был взводным, то есть занимал одну из самых опасных офицерских должностей. Дважды получал ранение, имел несколько наград. Выжил Быков чудом. В Кировоградской области есть братская могила, на который некоторое время значилось его имя. Мать будущего писателя получила похоронку. Только спустя годы узнала, что сын жив.

После боя он попадал в госпиталь, оттуда его направляли снова на фронт. Он сражался на родной земле, в Румынии, Австрии, Венгрии. Как сказал Чингиз Айтматов, судьба сберегла Василя Владимировича Быкова для того, чтобы он смог написать книги от имени целого поколения.

Репортер

После Великой Победы он прослужил в армии еще десять лет. Бывал на Украине и на Дальнем Востоке. В 1955 году устроился работать корреспондентом в газету «Гродненская правда». Писал очерки и фельетоны. Совсем скоро, в 1956 году, в местной печати начали появляться первые художественные произведения Василя Владимировича Быкова. Книги его были большей частью посвящены партизанам, солдатам и все тем, кто пострадал о фашистской оккупации. Но есть в его библиографии несколько произведений, не затрагивающих тему войны. Так, в самом начале своего творческого пути он издал небольшой сборник юмористических рассказов.

Творчество

Сам Быков считал, что его писательство началось в 1951 году. Будучи на Курилах, он написал два рассказа: «Обозник» и «Смерть человека». Именно с этого времени война стала не только главной, но и почти единственной темой его литературного творчества. Он изображал в своих произведениях людей, оказавшихся в экстремальных условиях, пограничные ситуации между смертью и жизнью, которые почти всегда завершаются гибелью. Его герои находятся на пределе своих нравственных и физических сил.

Фронтовая повесть

Одна из самых известных книг Василя Владимировича Быкова - «Сотников». Жанр произведения - фронтовая повесть. Высокая художественная ценность его книг заключается в том, что автор смог рассказать читателям не только о лишениях и невзгодах советских людей в годы ВОВ, но и о мучительных нравственных испытаниях, которые многим пришлось пережить.

Для того чтоб сделать правильный выбор в экстремальной ситуации, нужно обладать душевной прочностью. Иногда сознание своего долга и чувство ответственности заставляют человека совершать немыслимые поступки. Так, в повести «Волчья стая» Левчук спасает младенца. В «Дожить до рассвета» лейтенант Ивановский сражается даже после тяжелого ранения. В повести «Сотников» Василь Владимирович Быков поведал о зыбкости нравственных устоев, о том, как парень, по сути, неплохой, совершает сделку с совестью, становится предателем.

Лейтенантская проза

В начале шестидесятых было опубликовано несколько произведений. Все они имели успех. Это повести «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» и «Третья ракета», которая поставила автора в один ряд с самыми талантливыми писателями-фронтовиками. Примерно в это время возник в отечественной литературе такой термин, как «лейтенантская проза». Произведения представителей нового жанра оказали большое влияние на духовную жизнь в шестидесятые. Правда, критики встретили лейтенантскую прозу в штыки.

Критика

Нападки со стороны официальной цензуры пришлось испытать многим писателям, в том числе и Быкову. Большинство произведений он печатал в журнале «Новый мир». Это издание, которым руководил Твардовский, долгое время было главным объектом сокрушительных атак цензоров. Особенно жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу», «Мертвым не больно», «Круглянский мост». Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» - только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова все так же актуальны. Все дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал этот писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях.

Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его душевные качества. Партизанское движение, о котором он так часто писал, не могло быть без народной поддержки людей, которые не желали жить под игом фашистов. Таких было немало. Пренебречь ролью простых людей в борьбе с оккупантами Василь Быков не мог.

В повести «Круглянский мост» речь идет о сыне полицая, который стыдится своего отца, мечтает уйти к партизанам. Правда на стороне последних. И она сильнее отцовского авторитета.

Быков и русская литература

Он писал на родном языке. В начале семидесятых начал сам переводить свои произведения на русский. Сегодня его творчество - часть русской литературы. Более того, нравственно-философский характер его произведений оказал влияние на развитие отечественной прозы. За повесть «Дожить до рассвета» писатель был удостоен государственной премии. В середине 70-х он получил еще две почетные литературные награды.

Единственная романтическая повесть Быкова - «Альпийская баллада». Но и она посвящена солдату. Солдату, спасшему любимую ценой своей жизни.

Последние годы

В девяностые писатель подвергся преследованиям властей. В Белоруссии был установлен режим, против которого Быков не раз выступал весьма резко. Его перестали издавать. В конце 90-х Василю Быкову пришлось покинуть родную страну. Полтора года он прожил в Финляндии, где плодотворно работал. Затем переехал в Германию. Вернулся на родину незадолго до смерти. Василь Быков ушел из жизни в 2003 году.

«Очень это непросто писать о пережитом, тем более о давнем военном прошлом… Мне все это по-прежнему видится в кровавом, заторможенно-невразумительном тумане – как оно и отразилось тогда в нашем горячечном сознании, изнуренном боями, опасностью, предельным физическим напряжением и бессонницей».

В.Быков

Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.

Василь Быков – один из интереснейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что в них изображена война такой, какой она была – в страданиях и крови.

Участник Великой Отечественной войны, дважды раненный, воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Повести "Альпийская баллада", "Мертвым не больно", "Сотников", "Обелиск", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться" поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX века. Его литературные труды переведены на многие языки мира и экранизированы.

Быков Василий Владимирович (1924 г.) родился и вырос в Белоруссии в бедной крестьянской семье. «Я не люблю своего детства, - вспоминал писатель. - Голодная жизнь: нечего поесть и надеть... Единственное, что было отрадой, - это природа и книги. Летом - озеро, лес, рыбалка. Если позволяло время, конечно. Ведь надо было работать».

В Белоруссии свежа память об ужасных событиях фашистской оккупации, о кровавых жертвах партизанской войны. То, о чем он рассказывает в партизанских повестях, происходило с его родными, с его соседями, с его знакомыми… «Фронт Борьбы с гитлеровцами,- писал Быков в статье «Колокола Хатыни»,- проходил по каждой околице, по каждому подворью, по сердцам и душам людей. Всенародная борьба означала, что каждый был воином со всеми вытекающими из этого слова обязанностями и последствиями. Независимо от возраста, пола, невзирая на то, имел он оружие и стрелял в оккупантов или только сеял картошку и растил детей,- каждый был воином. Потому что оружие, и подросшие дети, да и само существование каждого белоруса в итоге были направлены против оккупантов».

Многогранно одаренный деревенский мальчик из-под Полоцка, одного из древнейших центров славянской культуры, не сразу обрел свое писательское призвание. Он прекрасно рисовал, перед войной начал учиться на скульптурном отделении Витебского художественного училища - одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 в системе среднего образования отменяют стипендии, и, бросив учебу, Быков ищет заработка - семья жила очень трудно. Война застала Быкова на Украине: вначале копал окопы, затем 17-летним добровольцем отступал с армией.

Быков принадлежит к поколению, почти полностью уничтоженному войной. Юному лейтенанту, которому уже после победы исполнился 21 год, суждено было уцелеть. Войну Быков прошел взводным (самая опасная офицерская должность), сменялся только род войск - стрелковый взвод, взвод автоматчиков, взвод противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся, в частности, на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск над братской могилой, на которой было и его имя. Оттуда его мать получила «похоронку». Из боя - в госпиталь, из госпиталя - в бой. Сначала на своей земле, а потом - в Румынии, Венгрии, Австрии. Ч. Айтматов сказал, что судьба сберегла нам Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения.

Еще 10 лет после отпразднованной в 1945 победы Быков прослужил в армии - на Украине, в Белоруссии, на Дальнем Востоке.

Осенью 1955 Быков начал работать в «Гродненской правде» (корреспонденции, очерки, фельетоны). Через год в республиканской печати стали появляться художественные произведения, даже книжечка юмористических рассказов.

Сам Быков ведет начало своего творческого пути с 1951 года, когда на Курилах им были написаны рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Именно с этого времени война станет не только главной, но почти (за очень редкими исключениями) единственной темой его творчества. С самого начала творческого пути Быков формируется, как художник до предела обостренного трагического плана. Быковское пространство войны, быковское поле боя - это всегда самые экстремальные условия, «пограничные» ситуации между жизнью и смертью, которые, как правило, и завершаются последней. В этом пространстве оказывается человек на крайнем пределе своих физических и нравственных сил.


Фронтовые и партизанские повести станут основным жанром всего его творчества.

На героев Быкова война обрушила не только непосильные тяготы и невзгоды, бесчисленные опасности, - им еще уготованы мучительные нравственные испытания на душевную прочность, они должны совершить выбор в обстоятельствах крайних, без приказа и команды, предоставленные сами себе, на свой страх и риск, следуя лишь велению совести. И выясняется, что чувство ответственности, сознания своего долга может заставить людей совершить немыслимое: спасает младенца Левчук, преследуемый по пятам карателями («Волчья стая»), сражается до последнего вздоха тяжело раненый лейтенант Ивановский («Дожить до рассвета»), жертвует собой учитель Мороз, доказывая неприкасаемость исповедуемых им принципов. А зыбкость нравственных устоев, сделки с совестью делают из Рыбака – парня, в общем-то, неплохого – предателя («Сотников») и т.д.

Одна за другой публикуются повести Быкова: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих произведений он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак критиков. Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969). В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

Но, не смотря ни на что, большинство его произведений актуальны по сей день, во многом благодаря «народности», связанности с партизанским движением во время войны.

«Меня интересует, в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа»- говорил Быков в одном из своих интервью.

Партизанское движение только тогда не гаснет, только тогда неодолимо, когда опирается на широкую поддержку народа, который не желает жить под игом захватчиков и видит в партизанах своих верных защитников. Пренебречь этой ролью защитников местного населения, ограничиться сугубо военными задачами – значит подавить саму народную основу партизанского движения, обрубить питающие его корни. Это свойство партизанской борьбы хорошо понимали гитлеровские оккупанты. Не случайно каратели и полицаи стремились создать всеми средствами вокруг тех, кто в лесу, выжженную страхом непреодолимую полосу, твердя одно: это вам за партизан! Но даже люди не очень грамотные, лишенные какой-либо информации, кроме слухов, понимали, что это не так, что цель гнусного вранья – вбить клин между ними и партизанами. Они твердо знали, что партизаны не могут обманывать этой верой.


И то, что в «Круглянском мосте» сын полицая, пятнадцатилетний мальчишка, стыдится своего отца, всей душой сочувствует партизанам и хочет уйти из дому к ним,- это торжество справедливости, за которую сражаются партизаны. Правда на стороне партизан, и она оказывается сильнее отцовского авторитета.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972), Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

За повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР(1973). «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978) - Ленинская премия, (1986).После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснил это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была более сложной, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу.

Повесть «Альпийская баллада» - единственная у Быкова романтическая повесть о любви, не случайно названная именно балладой. Героический реквием юному советскому солдату, ценой своей жизни спасшему любимую, звучит в исполнении самой Джулии на фоне изумительной красоты горного пейзажа - жар цветущих маков на альпийском лугу, белоснежная чистота вершин, бездонная синева неба - и три дня любви после побега и лагеря, огромные, как вечность, дни любви и невообразимого счастья. Любовь и чудо этой любви - сын - озаряют Джулии всю оставшуюся жизнь.

С приходом к власти в Белоруссии А.Г. Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой, установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей. Его перестали издавать. Он вынужден был в 1998 уехать из Минска в Финляндию (в Хельсинки). Быков прожил там полтора года и плодотворно работал, в 2000 году переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977 г., режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

Перед очень трудными вопросами ставит своих героев Быков: как сохранить человечность в нечеловеческих обстоятельствах, что человек может в этих условиях, где та граница, переступив которую он утрачивает себя, только ли для себя живет человек? Автор ничего не подсказывает им, они сами должны отыскать ответы на вопросы, от которых зависит их – и часто не только их – жизнь, они головой отвечают за выбранную стезю, за принятые решения. Быков спрашивает с них по самому строгому, единственно истинному счету – счету человечности.

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания.

В течение жизни книги В. Быкова не просто были популярны: бесстрашная правда, страстная проповедь истинных человеческих ценностей и нетерпимость к злу – какими бы благообразными масками оно ни прикрывалось – снискали ему у читателей особый моральный авторитет. Властителями дум называли таких художников в былые времена.

Современное поколение мало знает о войне и ее тяготах. Но благодаря таким писателям, как М. Шолохов, Б. Васильев, В. Быков, К. Симонов и А. Твардовский читателям становится понятна вся горечь войны, ее тяготы и лишения. После прочтения рассказов «Судьба человека», «А зори здесь тихие…», «Сотников», «Пойти и не вернуться» невозможно остаться равнодушным к событиям военных лет, судьбам людей, что жертвовали собой ради общей Победы.

Быков - писатель-трагик. Война предстает в его произведениях как величайшее зло и трагедия. Именно это обстоятельство порою затрудняло публикацию его произведений. Напряженные отношения с цензурой и властью не могли не сказаться на здоровье писателя, которое стало резко ухудшаться, так что потребовалось несколько онкологических операций.

Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в реанимационном отделении онкологического госпиталя под Минском.

Творчество писателя:

Последний боец (1957)

Журавлиный крик (1959)

Предательство (1960)

Третья ракета (1961)

Западня (1962)

Альпийская баллада (1963)

Мёртвым не больно (1965)

Проклятая высота (1968)

Круглянский мост (1968)

Стужа (1969/1991)

Сотников (1970)

Обелиск (1971)

Дожить до рассвета, (1972)

Крутой берег реки (1972)

Волчья стая (1975)

Его батальон (1975)

Пойти и не вернуться (1978)

Знак беды (1982)

Блиндаж (1987)

Василий (Василь) Владимирович Быков родился в 1924 году в белорусской крестьянской семье, в деревни Череновщина Витебской области. В предвоенные годы поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 году вследствие отмены стипендии Быков вынужден бросить учебу и искать заработок, чтобы прокормить семью. Война застала его на Украине. Воевал он командиром сначала стрелкового взвода, затем взвода автоматчиков и взвода противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск, над братской могилой которого было высечено и его имя. Быков узнал об этом через много лет после окончания войны, побывав на месте кровавых боев, а спас его тогда счастливый случай. Тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут уничтожили фашистские танки. Подобрали его потом, видимо, санитары другой части, а в полку, где он воевал, посчитали погибшим, отправив матери «похоронку».
После войны Быков служил на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке. Осенью 1955 года начал работать в «Гродненской правде», писал корреспонденции, очерки, фельетоны. А с 1956 года в республиканской печати стали появляться его рассказы. Однако свою литературную судьбу Василь Быков исчисляет с 1951 года, когда на Курилах он написал рассказы «Смерть человека» и «Обозник», опубликованные несколько лет спустя. Вместе с тем первый исследователь творчества В. Быкова Н. Буран отмечал, что в 1949 году в «Гродненской правде» были напечатаны два рассказа – «В тот день» и «В первом бою», которые никогда не переиздавались. Видимо, это связано с тем, что Быков свой ранний литературный опыт счел нужным не включать в творческий период.
Война станет не только главной, но почти единственной темой писателя. На вопрос, почему он только пишет о войне, В. Быков отвечал: «Вероятно, потому, что прошедшая война всеобъемлюща и там всему было место… Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев».
Таким образом, раскрытие духовного мира человека лежит у истоков творческого пути писателя . Начиная с первых рассказов и повестей, Быков поднимает те глубинные пласты нравственной жизни общества и человека, которые и сейчас находятся в противоборстве мнений.
В произведениях Быкова нет ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. «Меня интересует, - писал он, - в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа». Пространственно-временная организация произведений Быкова сосредоточена на экстремальных ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. Человек в данных условиях всегда оказывается на крайнем пределе своих нравственных и физических сил. Шаг за шагом ведет Быков своих героев через цепь жестоких обстоятельств, постепенно обнажая то главное, что в них заложено, - силу духа, непоколебимость убеждений, нравственную бескомпромиссность в одних, малодушие, беспринципность, душеную черствость, жестокость в других. Таким образом, именно мораль и нравственность определяют поведение и выбор человека в критических ситуациях.
Раннее творчество Быкова относится к 50-60 гг. В первом рассказе, по мнению писателя, «Смерть человека» мир простирается не далее, чем достает взгляд тяжело раненного, лежащего на земле солдата. Поначалу это высокая лесная трава, кусты папоротника, ветви молодой ольхи над головой. Потом, когда он двинется к дороге, увидит страшные следы недавнего боя. Таким образом, войны в этом рассказе ровно столько, сколько вмещает, несет в себе этот человек. В рассказах «Обозник», «Утрата» (1956), «Четвертая неудача» (1962) Быков показывает освоение человеком жизни вблизи постоянной смертельной опасности и честное выполнение им своих обязанностей. Так, и ездовой Максим Корень («Обозник»), и юный пулеметчик Матузко («Утрата»), и неудачливый пехотинец Турок («Четвертая неудача») смогли устоять в трудную минуту и найти в себе «силу, с которой стало легче жить на войне». Особое значение в творческой лаборатории писателя имеют рассказы 1959 года – «Поединок», «Эстафета», «На восходе солнца», а также «Приказ» (1958), представляющие собой нечто чересчур беглое, едва намеченное, но по-своему завершенное. «Поединок», как и Смерть человека» характеризуется отсутствием имен героев и названием местности, происходящего действия. Этим Быков подчеркивает, что такое событие могло произойти со многими и во многих местах. «Поединок» - это дно насилия, «кровавый символ страшного людского злодейства», где четверо пленных солдат будут растерзаны разъяренными немецкими овчарками. Начиная с этого рассказа, Быков и в последующих своих произведениях обдумывал и заново переживал войну как такое состояние жизни, когда смещаются, перечеркиваются, перевертываются, кажется, все устоявшиеся нормы и правила человеческого существования. Но его, участника войны, поразило более всего сопротивление человека этому новому, противоестественному состоянию жизни.
На первом этапе творческого пути трагическая коллизия была заявлена в самом названии произведения, например, «Смерть человека», «Последний боец», «Утрата», «Мертвым не больно» и др. Даже, казалось бы, нейтральный заголовок повести «Журавлиный крик» создает, с одной стороны, аллюзию древних сказаний о птицах, уносящих с собой души погибших, с другой – символ разлуки, прощания.
В 1956-1959 годах Быков напишет несколько «мирных» рассказов, связанных с памятью о войне, - «Ночью», «Следы на земле», «Непогода», «Счастье» и др. И только с повестью «Журавлиный крик», написанной в 1959 году, писатель вернется к изображению войны и откроет для себя новую «единицу» художественной мысли – жанр повести . Через несколько лет Быков скажет об этом выборе следующее: «Принимаясь за новую вещь, я знаю наверняка, что это будет повесть… Я не ощущаю тесноты в этом обжитом мною жанре. Я думаю, что это очень емкая форма прозы».
В 1962 году в журнале «Дружба народов» были опубликованы три повести «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (на белорусском языке – «Измена» (1960) и «Третья ракета» (1961), которая принесла начинающему писателю широкую известность и была удостоена республиканской премии имени Якуба Коласа. К данному этапу также принадлежат и повести «Альпийская баллада» и «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969) и др.
В «Журавлином крике» все события – несколько часов из жизни небольшой группы бойцов осмыслены писателем в аспекте отношения героев к своему военному долгу. При исследовании характеров в структуру локальной повести (ограниченное пространство , краткое время действия) писатель вводит «принцип бинокля» , приближенный непосредственно к читателю. Укрупненный план видения героя позволяет выделить в характере главное.
Принцип организации повести «Журавлиный крик» обусловлен целью – проанализировать мотивы поведения людей, героизма и трусости, колебания между долгом и страхом. В повести, состоящей из глав-новелл, посвященных каждому из персонажей, раскрывается противоречивость, сложность внутренней жизни Пшеничного, Глечика, Фишера. Пространственно-временные границы повести «размыкаются» отступлениями в прошлое героев, в довоенную жизнь. В ретроспекциях-воспоминаниях открывается «история» характера, его формирование.
В повести «Фронтовая страница» заметно усложнение самой ситуации, в которой проверяются моральные возможности человека: нравственный «поединок» троих солдат, возвращавшихся к своим после неудачного боя. Блищинскому, вставшему на путь предательства, противопоставлены Щербак и Тимошкин, люди мужественные, честные, принципиальные. Раздумья Тимошкина о будущем – важнейший фрагмент повествования в раскрытии идейного содержания и общего пафоса повести . Есть основание говорить о публицистичности данного фрагмента, когда частные размышления Тимошкина о будущем переходят в общий, авторский план философско-публицистического осмысления происходящего.
В творчестве Быкова важнейшей частью сюжетов стало постоянное преодоление героями военного пространства , требующего полной отдачи жизненных сил и абсолютной сосредоточенности на сиюминутном действии («Волчья стая», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета» и др.).
Так, события повести «Круглянский мост» начинают разворачиваться только у самой цели, у моста. Однако писателю важно было показать какое трудное, полное опасностей пространство преодолела группа партизан-подрывников. Поэтому в композиционно-повествовательной канве их путь не мог быть опущен или только обозначен, как техническая подробность.
В этом произведении Быков ставит проблему ответственности человека перед собой, художественное решение которой приобретает полемичность и остроту. Во-первых, писатель обращается к изображению партизанской войны, где чаще всего нет приказа, как действовать, и человек руководствуется совестью, жизненными принципами (проблема осложняется и тем, что боевая операция совершается ценой жизни ребенка) и, во-вторых, благодаря столкновению различных, непримиримых точек зрения (Бритвина, Степки, Маслакова, Данилы) в отношении к таким понятиям, как долг, совесть, жестокость. Открытый конец повести рассматривается как своего рода решение, выходящее за пределы компетенции героев. Именно читателю предоставляется право «вершить» справедливый суд по законам высокой нравственности.
Однако, на наш взгляд, ни в одном произведении Быкова поле боя не набирает такой пространственной силы и материальной достоверности как в повести «Дожить до рассвета» . Она несет само давление войны и непредсказуемость обстоятельств осенью сорок первого года. Так, волей слепого случая судьба Ивановского, как и опытного разведчика капитана Волоха, сложилась в цепь жестоких и трагических неудач. Ивановский во главе диверсионной группы отправился в тыл к немцам с целью уничтожить склад с боеприпасами. Однако, добравшись до места, понял, что не успели – база была передислоцирована. Отправив группу назад, Ивановский, взяв с собой бойца Пивоварова, идет на поиски склада. Ночью они наткнутся на немецкий штаб, где будут случайно замечены. Такие жесткие обстоятельства, постоянно преследовавшие героя, отражали реальную картину того времени. И сила Ивановского в том, что он борется до конца, до самого рассвета.
Таким образом, обстоятельства, в которых действуют герои Быкова, изменчивы, неожиданны, полны превратностей и трагических поворотов. Вместе с этим в них отсутствует всякая степень условности, они полностью принадлежат военному времени и пространству. Эти обстоятельства либо связаны с трудностями определенного периода войны («Журавлиный крик», «Дожить до рассвета»), либо с ходом военных действий на каком-то отрезке фронта («Фронтовая страница», «Третья ракета», «Мертвым не больно»).
Второй этап творчества, принесший Быкову официальное признание и мировую известность, начинается с 70-х гг. В это время были написаны повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978). Особую актуальность и глубину этим произведениям придавало то, что события войны представали чаще всего как воспоминание оставшихся в живых персонажей. Обращение к памяти героев как бы расширяло художественное пространство повестей . Сюжетное время , сжатое до нескольких дней, а иногда и часов, дополнялось – по психологии воспоминаний – событиями уже всей жизни действующих лиц. Так, в «Волчьей стае» Быковым показан один эпизод, сюжетно не связанный с основной линией повествования, но играющий значительную роль в раскрытии характера главного героя. Однажды зимой сорок третьего года Левчук с раненым товарищем были окружены на льду озера волчьей стаей. Тогда Сашка Колобов предлагает Левчуку оставить его одного и пробираться в деревню за помощью. Согласившись, Левчук понял сразу, как только услышал выстрелы, что допустил непростительную ошибку. Бросившись назад, он не успел – немцы «вместо волков учинили свою расправу». Помня ту ночь, когда «за его жизнь заплатил собственной жизнью другой», помня о высокой ответственности человека перед людьми и перед самим собой за свои поступки, однажды Левчук вынесет на руках из грохочущего ада ребенка. А через тридцать лет герой, идя на встречу со спасенным, мечтает только об одном, чтобы он был «прежде всего… человеком».
Кроме центрального героя Левчука, единственного, кто остался в живых и чьи воспоминания составляют основной сюжет произведения, на передний план выдвинуты три персонажа – Грибоед, Клава и Тихонов, в образах которых Быков показал простых советских людей, стойко и мужественно вынесших, пусть даже и ценою жизни, тяготы и испытания войны.
Своеобразие творческой манеры Быкова заключается в том, что каждое его произведение при всей своей самостоятельности, полноте и завершенности, в то же время является определенного рода продолжением его предыдущих книг. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в повестях так называемого «партизанского» цикла : «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978). В них, как и в других произведениях, Быков стремится показать те нравственные компоненты духовного мира человека и те грани характера, которые предопределяют его поведение, раскрывая силу или слабость, героизм или предательство. Однако, сосредотачивая основное внимание на психологии подвига, писатель, на наш взгляд, не всегда уделяет достаточное внимание другой стороне героики – ее действенности. Так, и Ляхович, и Преображенский, и Сотников, и Мороз раскрываются полностью лишь в тот момент, когда остаются один на один с врагом и собственной совестью. При этом об их действиях и поступках до последнего, решающего рубежа читателю практически ничего неизвестно. Так, о борьбе Сотникова до того момента как он попал в плен, лишь сказано, что он огнем прикрыл отступление товарищей. Однако отсутствие решительности, боевой активности объясняется тем, что главные герои этих повестей показаны преимущественно в нравственной плоскости. Сильные духом, они оказываются слабыми физически (тщедушный «очкарик» Ляхович, пожилой Преображенский, страдающий кашлем, обмороженный Сотников, инвалид Мороз). В то время как их нравственные антиподы – Бритвин, Рыбак, Ксендзов – показаны людьми сильными и решительными. Иным предстает герой повести «Дожить до рассвета» (за эту повесть, а также за повесть «Обелиск» писатель был удостоен Государственной премии СССР), лейтенант Ивановский, человек духовно цельный, деятельный. Это типичный образ командира первого звена, делившего все тяготы окопной жизни с рядовыми бойцами.
Среди «партизанских» повестей нет ни одной, где бы не были изображены дети. Еврейская девочка Бася и дети Дёмчихи («Сотников»), Витька, погибший на мосту («Круглянский мост»), Володька, тихо умерший в лесной землянке («Волчья стая»), мальчики Мороза («Обелиск») – все они редко оказываются в центре авторского внимания, но всякий раз в их изображении сквозит боль и острое чувство их беззащитности перед тем, что должно случиться.
Своеобразным переходом к современному этапу (80-90-е гг.) становится «Знак беды» (1982), затем последуют повести «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Облава» (1990), «Стужа» (1993). В эти годы Быков открывает для себя новый идейно-тематический диапазон с ярко заявленной эпической тенденцией, с обращением к эпохе 30-х гг.
В повести «Знак беды» писатель расширяет горизонты своего творческого поиска, художественно исследуя новые пласты народной жизни. В 1986 году за это произведение Быков получил Ленинскую премию. Одним из первых, кто откликнулся на появление «Знака беды» был Г. Бакланов, верно отметивший, что «ни в одном из его (Быкова) прежних вещей не был так естественно передан простой ход жизни». Впервые прошлое героев, несущее важнейший дополнительный смысл и историческую глубину, обрело художественное равноправие с настоящим. Таким образом, Быков показал связующую роль событий, во многом определившую судьбу поколения, судьбу страны. Не случайно в самом начале повести он говорит о «неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделенной извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее и будущее».
Начиная с «партизанских» повестей внимание Быкова обращено к затаившейся жизни крестьянских селений, но пока еще расположенных как бы на обочине основных событий. И только в повести «Знак беды» происходит смещение деревенской жизни в центр повествования. Картиной опустошения, мертвящего запустения открывается произведение. Это самое начало осени сорок первого года, придорожный хутор в одном из отдаленных уголков Белоруссии. Читателя окутывает гнетущая атмосфера несчастья, беды, ясно ощущаемая уже в названии повести. На склоне лет перед героями разверзлась пропасть – «новая, страшная в своей непривычности жизнь под немцем». Медленно развивается сюжет произведения, но с каждым новым знаком беды сжимается кольцо обстоятельств вокруг Степаниды и Петрока, наполняясь тягучим тревожным ожиданием. Стучат топоры у реки – немцы наводят мост, снятся тяжелые сны, каркает ворона над хутором, вспоминается мертвый жаворонок из той давней, счастливой весны, когда после батрачества впервые в жизни пахали свою землю, стоит перед глазами мучительная смерть деревенского мальчика Янки, с которым словно оборвался крепкий крестьянский род. Таким образом, ощущение движущегося времени в повести «Знак беды», в течение которого герои и различные обстоятельства существенно изменяются, создается не посредством обозначения больших временных интервалов, а достигается главным образом путем постепенного развертывания внутренней жизни персонажей.
Быков впервые рассказал не о людях, соединенных одним окопом, одной боевой задачей, одной партизанской вылазкой (повесть «Карьер» еще не была написана), а о тех, кого война застала дома, в родных стенах, в своем привычном крестьянском кругу. Осторожный, тихий, вечно стремящийся «остеречься беды» Петрок и решительная, гордая, работящая Степанида – образы в целом новые для Быкова. Петрок и Степанида за свою жизнь стали свидетелями и участниками грандиозных эпохальных событий страны: революции, гражданской войны, коллективизации и Отечественной войны. Перенося события во времена коллективизации, Быков показывает, что жизнь у этих стариков никогда не была легкой. Но они всегда старались жить по тем незамутненным нравственным законам, которые формировались веками в сознании народа. Степанида всегда умела постоять за себя. И тогда, когда ей с Петроком достался при разделе усадьбы пана Адольфа Яхимовского, у которого «шесть лет, не щадя себя, надрывалась в батрачках», клочок земли – суглинистый пригорок, такой проклятый и бесплодный, что они прозвали его Голгофой; и тогда, когда с началом коллективизации она, не раздумывая, записалась в колхоз; и тогда, когда первой выступила против раскулачивания середняка Ивана Гужова. Петрок и Степанида имели твердую убежденность в том, что «с людьми надобно жить по-доброму, если хочешь, чтобы к тебе относились по-людски», что «человек так устроен, что отвечает добром на добро и вряд ли может ответить добром на зло. Зло не может породить ничего, кроме зла, на другое оно не способно». Поэтому герои повести открыто бросают вызов врагу, сжигая свой дом и себя, гордо и непокорно принимают смерть, так и не раскрыв полицаям тайну захоронения бомбы. В эту критическую минуту они раскрывают в себе то главное, что лежало до поры задавленное нелегкой жизнью, непомерным трудом и каждодневными заботами.
В этот период в творчестве Быкова на смену «героической» ситуации приходит ситуация «тупиковая». Однако следует отметить, что она возникала и раньше в рассказе «Проклятье» и в повести «Западня». Но с новой силой эта сюжетная коллизия проявится в повестях «Облава», «В тумане», «Стужа», герои которых оказываются в тупике, западне, у последней черты, где даже героической смертью ничего не докажешь и не поправишь.
Выбор военной темы Быковым обусловлена двумя причинами: исторической (люди должны знать, какой человеческой ценой была завоевана победа над фашизмом) и современной (как он сам подчеркивал) – мы не ходим сегодня в разведку, но нам и сейчас нужны те нравственные принципы , которые питали в годы войны героизм, честность, мужество, чувство ответственности и т.д. И если в начале творческого пути писатель прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, то позднее он будет анализировать истоки этого подвига – неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа. В этом смысле показательно движение сходных по сюжетной коллизии произведений – от романтического рассказа «Смерть человека» к исполненной глубочайшего реалистического психологизма повести «Дожить до рассвета».

Кратко о некоторых произведениях Василя Быкова. Сам Быков ведет начало своего творческого пути с 1951 года, когда на Курилах им были написаны рассказы Смерть человека и Обозник. Война станет не только главной, но почти за очень редкими исключениями единственной темой его творчества.

Именно с этого времени Быков начал формироваться как художник до предела обостренного трагического плана. Быковское пространство войны, быковское поле боя - это всегда экстремальные условия, пограничные ситуации между жизнью и смертью, которые, как правило, и завершаются последней. В этом пространстве и оказывается человек на крайнем пределе своих нравственных сил. Раннее творчество Быкова относится к 50-60 годам и включает в себя из наиболее известных следующие повести Журавлиный крик 1960 , Третья ракета 1962 , Фронтовая страница другое название - Измена, 1963 , Альпийская баллада 1964 , Западня 1964 , а также вызвавшие ожесточенную полемику по поводу сгущения трагических красок повести Мертвым не больно 1966 , Атака с ходу другое название - Проклятая высота, 1968 и Круглянский мост 1969 . Сам Быков особое значение придает новомировскому периоду, работе в 60-е годы с А. Т. Твардовским.

Новый этап зрелого творчества Быкова, принесший ему официальное признание и мировую известность, начинается с 70-х годов повести Сотников 1970 , Обелиск 1973 , Дожить до рассвета 1973 , Волчья стая 1975 , Его батальон 1976 , пойти и не вернуться 1978 . Сотников был написан уже после Твардовского, но, по словам Быкова, характеризовался продолжением прежней тенденции война без прикрас, без бахвальства и лакировки.

Особую актуальность и глубину произведениям 70-х годов придавало то, что события войны представляли чаще всего как воспоминание оставшихся в живых персонажей.

Обращение к памяти героев как бы расширяло художественное пространство произведения. Сюжетное время, сжатое до нескольких дней и часов, дополнялось - по психологии воспоминаний - событиями уже всей жизни действующих лиц. Своеобразным переходом к современному этапу 80-90-е годы становится Знак беды 1982 , за ней последовали Карьер 1986 , В тумане 1987 , Облава 1990 , Стужа 1993 . Эти годы открывают нового Быкова с ярко заявленной эпической тенденцией, с обращением к эпохе 30-х годов.

А главное - на прежнем локальном материале Быков ставит теперь глобальные проблемы спасения мира от разрушения и гибели. Размышляя о задачах современной литературы, Быков поддержал идею сверхлитературы А. Адамович. По мнению Быкова, это не иррациональное нечто, а новое, максимально высокое гуманистическое звучание, чтобы литература в наше время, чреватое гибелью всего человеческого рода, сквозь потоки полуправды, лжи и и прямого одурачивания миллионов пробилась бы к сознанию человечества, вынудив его остановиться у последней черты Трава после нас. Интервью Быкова, Огонек, 1987, 19, с. 5 На первом этапе творчества трагическая коллизия акцентировалась обычно самим названием произведения - Смерть человека, Последний боец, Измена, Западня, Мертвым не больно. Даже на первый взгляд нейтральный Журавлиный крик вызывал в памяти древние сказания о птицах, уносящих с собой души погибших, или, в крайнем случае, образ разлуки, прощания.

Отчасти этот акцент спровоцировал много численные обвинения Быкова в приверженности к окопной правде, к обочинам войны и узости обозреваемых позиций его произведения действительно строго локальны по времени и месту действия, отличаются малой населенностью, его интересуют, как он сам подчеркивал, не масштабы сражений, а масштабы человеческого духа. Звучали упреки в склонности к ремаркизму и экзистенциализму, что в условиях 60-70-х годов означало некий вотум гражданского недоверия писателю.

По существу же Быков во многом опирается на традиции русской батальной прозы и прежде всего на толстовский принцип изображения войны как она есть - в крови, в страданиях, в смерти. Конечно, не прошел писатель и мимо опыта литературы западноевропейской.

Быков высоко оценивает, в частности, Э. М. Ремарка и А. Камю, в особенности антифашистскую тему в его творчестве. Если Ремарку Быков близок своим неприукрашенным изображением фронтовых буден, солдатской солидарности пред лицом врага, то с экзистенциализмом произведения Быкова перекликаются болезненно обостренным восприятием подверженности человеческого тела боли, страданиям сцена смерти Володьки в Волчьей стае, например, и др наконец, самим интересом к проблеме выбора в трагической пограничной ситуации и т.д. Естественно, что особенно близки фронтовику Быкову настроения Сартра и Камю, вобравших в себя героический дух Сопротивления и поверивших в возможности литературы как гражданского гуманистического служения.

Но Быков считает себя в гипертрофированной степени реалистом и категорически не приемлет свойственные экзистенциалистическому искусству формы повествования. Приверженность военной теме имеет у Быкова две причины историческую люди должны знать, какой человеческой ценой была завоевана победа над фашизмом и современную как он сам подчеркивал - мы не ходим сегодня в разведку, но нам и сейчас нужны те нравственные принципы, которые питали в годы войны героизм, честность, мужество, чувство ответственности и т.д. И если в начале пути Быков прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, то позднее он будет анализировать истоки этого подвига - неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа. В этом смысле показательно движение сходных по сюжетной коллизии произведений - от романтического рассказа Смерть человека к исполненной глубочайшего реалистического психологизма повести Дожить до рассвета. В самой человеческой природе, утверждает Быков Сотников, Обелиск, Пойти и не вернуться и др заложена возможность героического по своей сути противостояния хаосу и безумию.

В контексте 1945 года это означало вдобавок и веру в конечную победу человека над бесчеловечностью.

Характерна в этом отношении повесть Альпийская баллада - единственная у Быкова романтическая повесть о любви, не случайно названная именно балладой.

Героический реквием по юному советскому солдату, ценой своей жизни спасшему любимую, звучит в исполнении самой Джулии на фоне изумительной красоты горного пейзажа - жар цветущих маков на альпийском лугу, белоснежная чистота вершин, бездонная синева неба - и три дня любви после побега из лагеря, огромные, как вечность, дни любви и невообразимого счастья.

Любовь и чудо этой любви - сын - озаряют Джулии всю оставшуюся жизнь. Противостояние характеров-антиподов нравственной высоты - низости определяет композиционную структуру не только знаменитого Сотникова, но и Фронтовой страницы, Третьей ракеты, Круглянского моста, позднее - Пойти и не вернуться и др. И опять Быков приведет читателя от своих военных героев к современности, потому что знает любители подставить ближнего под удар судьбы или начальства, чтобы самому укрыться за его спиной, не перевелись и поныне Вопросы литературы, 1975, 1, с. 130 . Природа предательства всегда едина - оно начинается с небольшой сделки с собственной совестью, а кончается полным разрушением личности. Современный этап творчества Быкова может показаться несколько неожиданным теперь на смену героической ситуации приходит ситуация тупиковая. Она отчасти наметилась уже в повести неслучайно названной Знак беды. Речь в ней идет не только об огромной народной трагедии, вызванной фашистским нашествием.

В повести интересен и своеобразный, многое проясняющий выход на 30-е годы, связавший в творчестве Быкова уже не две современность и война, а три эпохи. Но существует в произведении еще и идея изначальной обреченности двух престарелых героев, которые не смогут смириться с фашистским варварством, но уже не имеют сил не только для сколько-нибудь результативной борьбы, но даже для разумного противостояния.

И дело не в возрасте - их силы отняла предшествующая жизнь и каторжный труд на почти бесплодной земле, не случайно названной Голгофой.

Появляется в повести и сам знак беды - обгорелое дерево, напоминающее Распятие Именно на фоне этой обреченности возникает абсурдная фантасмагорическая идея бомбы, которую находит и прячет Степанида.

Таким же знаком беды и таким же в конечном итоге абсурдом становится карьер, который раскапывает герой одноименной повести, пытаясь найти хоть какой-то след погибшей по его вине любимой, вдобавок ожидавшей ребенка. Тогда он метался, не находя выхода из тупика недоверия по отношению к нему, попавшему в плен. Теперь он понял, что Мария была дана ему для счастья, а не для искупления, что самая величайшая ценность мира в любых обстоятельствах - единственная и неповторимая человеческая жизнь.

Понял, но поздно, когда уже ничего нельзя было исправить - ни судьбу Марии, ни свою собственную не сложившуюся жизнь, ни отношения с сыном. Следует отметить, что тупиковая ситуация возникала в творчестве Быкова и раньше - в рассказе Проклятье другое название - Одна ночь - об изначальной бессмысленности войны, на которой солдаты немец и русский, только что спасшие друг друга от смерти в обрушившемся доме, вынуждены снова друг в друга стрелять.

Или в Западне - о садистском замысле фашистов - отпустить взятого в плен взводного так, чтобы его убили свои расстреляли, заподозрив в предательстве. Почти четверть века спустя эта сюжетная коллизия откликнется еще в одном знаке беды - партизанской повести В тумане. Чудовищный абсурд -37 лет все соседи знали Сущеню не просто как хорошего, но как особенного, кристально чистого, честного, совестливого человека - вся семья у них была такая.

Предательство для него просто органически было невозможно. И вдруг - не поверили ему, поверили фашистам и приговорили к расстрелу Такая же повесть-крик За что - Облава. Еще один знак беды, но теперь уже на новом для Быкова материале - раскулачивание. Облава на незаконно репрессированного человека, у которого ссылка сгубила жену и дочь, а сам он бежал за последним утешением - увидеть родную землю. И вот односельчане во главе с его сыном, знающие, что он не виновен, преследуют Хведора, устраивают на него облаву, как на зверя, и в конце концов загоняют в погибельную трясину.

Страшна по-своему и судьба участника раскулачивания Азевича, под нажимом, но все же подписавшего когда-то донос и оставшегося в страшную военную пору Стужа только рядом с зловещим псом - Вурдалаком Такова новая трагическая грань у Быковской философии истории самая страшная ситуация - это когда человек оказывается в тупике, в западне, в болоте - на последнем берегу, у последней черты, где даже героической смертью ничего не докажешь и не поправишь.

Тупиком, облавой может стать ядерная или бактериологическая западня, экологические знаки беды, генетическая катастрофа, кровавые межнациональные конфликты и братоубийственные противоборств внутри нации. Произведения Быкова последних лет продемонстрировали потрясенность сознания абсурдностью экзистенции, допускающей положение, до которого нельзя доводить ни отдельного человека, ни все человечество, потому что возврат оттуда уже невозможен.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Проблематика и герои Повести Василя Быкова «Знак беды»

Многогранно одаренный деревенский мальчик из-под Полоцка, одного из древнейших центров славянской культуры, не сразу обрел свое призвание. Прекрасно.. Но в 1940 году отменяют стипендии, и, бросив учебу Быков, ищет заработка -.. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В своих произведениях - повести «Журавлиный крик» (1960), рассказах «Смерть человека» (1957), «Двадцатый» (1958) и др. - писатель изображает героизм фронтовых будней, мужество солдат. Этой же теме посвящены и произведения последних лет - книги «Третья ракета» (1962), «Мертвым не больно» (1966), «Дожить до рассвета» (1974), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Его батальон», «Знак беды» (1983), «Карьер» (1988), «В тумане» (1989). Василь Быков стал участником войны в 18 лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, затем истребительная противотанковая артиллерия. Был ранен, считался без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Писатель, отвечая на вопросы журналистов, говорил: «Я всегда писал о том, что видел и пережил сам, что пережили мои товарищи. Конечно, в моих книгах нет буквального воспроизведения жизненных ситуаций. Но все, о чем я пишу, так или иначе было». Повесть «Обелиск» была впервые опубликована в 1972 году и сразу вызвала поток писем, приведших к дискуссии, развернувшейся в печати.

Речь шла о нравственной стороне поступка героя повести Алеся Мороза; один из участников дискуссии рассматривал его как подвиг, другие как необдуманное решение. Дискуссия позволила проникнуть в самое существо героизма как идейно-нравственного понятия, позволила постичь многообразие проявлений героического не только в годы войны, но и в мирное время. Содержание произведения не исчерпывается обращением к прошлому. В повести писатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших. Повесть пронизана характерной для Быкова атмосферой раздумья.

Автор строг к себе и своему поколению, 78 потому что подвиг периода войны для него - основная мера гражданственной ценности и современного человека. На первый взгляд, учитель не совершил подвига. За войну он не убил ни одного фашиста. Он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но это только на первый взгляд. Учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали пятерых его учеников и потребовали его прихода.

В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он просто вводит две политические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно разумных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. «Не будем учить мы - будут оболванивать они» - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель, - ложь.

Но не сомневался в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все, чему он учил детей. И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его, и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам.

Ткачук, узнав, что один из них, Витька, недавно помог поймать бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать». В повести намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый. " Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, не похожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Возможность формального оправдания их не устраивала.

Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться. Спор, который ведется в повести «Обелиск», помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

Лучшие статьи по теме