Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Сочинение на тему Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С


Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

На страницах романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия - 1853-1861 годы - сложный для России период. Закончилась "позорная" для России война с Турцией. Конец 50 - начало 60-х годов XIX века - время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел Александр II, в годы правления которого процветала образованность различных слоев общества. Интеллигенты-разночинцы, ставшие реальной общественной силой, вступали в дискуссию с либералами-дворянами, утрачивающими свою передовую роль. Споры шли относительно всех ключевых аспектов современной действительности: вопросы культуры, литературы, искусства, образования, аграрный вопрос, вследствие обсуждения которого выяснилась неспособность дворянской интеллигенции к дальнейшей борьбе. Представителем взглядов разночинцев-демократов, считавших причиною всех социальных бед, творящихся в России, неправильное обустройство общества, является Евгений Базаров. Его оппонент и антагонист в романе - либерал, дворянин Павел Петрович Кирсанов.
Павел Петрович - подлинный антипод Базарова. Это проявляется во всем, начиная от одежды и кончая внешностью и образом мыслей. Павел Петрович был аккуратен, делал маникюр, что особенно раздражало Базарова, всячески следил за своей внешностью и одеждой. Базаров был небрежен, он не придавал внешности особого значения. Ему было все равно, как он выглядит.
Социальное положение у обоих героев различно. Павел Петрович - выходец из старого аристократического общества. Несмотря на "энглизированность", явление, типичное в дворянской среде, в Павле Петровиче постоянно проглядывает подлинный русский барин: "Я эфтим хочу доказать, милостивый государь..." Базаров же гордится своим простым происхождением: "Мой дед землю пахал..." Он единственный сын незнатного и небогатого отставного штаб-лекаря. Поступив в университет, Базаров сам начинает зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу: "Каждый человек должен сам себя воспитывать". Базаров - талантливый врач, ученый, занимающийся естественными науками (для шестидесятых годов девятнадцатого века было характерно увлечение естественными науками). Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, затем поступил на военную службу, протекавшую в столице. "С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться". А Базарова трудно назвать красивым. Лицо его было "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами".
При первой же встрече Евгений Базаров и Павел Петрович почувствовали взаимную неприязнь. Базаров заявляет, что дядя Аркадия чудаковат, и классифицирует его как "архаическое явление". Павел Петрович с первых минут почувствовал "тайное раздражение" к Базарову. Именно раздражение стало причиной затеянного Павлом Петровичем ненужного и не совсем искусного спора. Павел Петрович в этом споре проигрывает, заявляя Базарову: "Что делать! Видно, молодежь, точно, умнее нас". Базаров же с уверенностью изрекает Аркадию: "Ты говоришь, что твой дядя несчастлив; тебе лучше знать, но дурь у него не вся еще вышла. Я уверен, он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции". Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем больше в нем накипают жуткая ненависть и неприязнь к последнему. Павел Петрович считал, что Базаров с неуважением относится к его аристократической особе. Он "всеми силами души возненавидел лекаришку, считал его нахалом, гордецом, циником, плебеем; подозревал, что Базаров едва ли не презирает его - его, Павла Кирсанова". Павел Петрович признается брату, что считает Базарова "шарлатаном", он желает проучить "самоуверенного выскочку". Но ему особенно и противопоставить нечего базаровскому "отрицанию". По своему мировоззрению Базаров - нигилист, человек, не признающий никаких авторитетов, не уважающий любые порядки и социальные нормы. Он относится ко всему с точки зрения полезности и ценности человека, поэтому считает, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник". Базаров берет от природы все, считая это нравственным, потому что, по его мнению, нравственно то, что полезно. Он предвзято Относится к литературе, считает, что любой математик лучше поэта, "Рафаэль - дурак", а "Пушкин гроша ломаного не стоит". Но его высшая цель - служить прогрессу общества и уничтожать и опровергать все, что мешает его развитию, - чиста и нравственна. И тем не менее все силы Базарова направлены на уничтожение и разрушение пошлых устоев и правил аристократического общества. В разговоре с Павлом Петровичем он все критикует, отрицает, но ничего не предлагает взамен: "Сперва нужно место расчистить, а строить - будут другие". Хоть он и с неуважением относится к порядкам в доме Кирсановых: позволяет себе не приходить вовремя к завтраку, отвергает основы дворянского общества, - тем не менее видит в Павле Петровиче достойного соперника. Павел Петрович не был нигилистом - опровергателем устоявшихся воззрений. У него иные взгляды на жизнь. Он любит ораторствовать, многословен, сибаритствует, что не может не раздражать великого труженика Базарова.
Социальные взгляды в отношении народа, ради которого и предпринимались все попытки общественного переустройства, у обоих героев различны. Базаров не в восторге от своего народа: "Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения". В споре с Павлом Петровичем Базаров чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что "русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке". И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря на резкость своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с народом и "обладает особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших". Независимость Базарова и способность 1авла Петровича попадать под влияние других людей раскрывается в их отношении к женщине. Евгений держится с Одинцовой гордо и высокомерно, а Павел Петрович, однажды влюбившись в княгиню, уже не может совладать со своими чувствами. Когда же княгиня охладела к нему, он чуть "с ума не сошел". Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его. нигилистов любовь - физиологическое влечение самцов самок. Реплики Базарова о любви циничны и грубы. Когда эн впервые увидел Одинцову, то высказал свое мнение о ней: "На других баб не похожа". Став свидетелем поцелуя Базарова Фенечкой, Павел Петрович вызывает его на дуэль. На всем протяжении дуэли Павел Петрович ведет себя достойно, если не считать легкого обморока, приключившегося у него в результате ранения. Но сам Павел Петрович собой недоволен. Он "старался не глядеть на Базарова; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела". Но все же "старая гвардия" все еще была способна противостоять молодому поколению. Хоть Павел Петрович и презирает Базарова, он испытывает к нему странное "влечение, род недуга". Он не раз просит у Базарова разрешения присутствовать при его опытах. Но он ни в коей мере не хотел быть ни в чем зависимым от "лекаришки". Павел Петрович всю ночь промучился, но ни разу не прибег к "искусству Базарова".
По теории Льва Гумилева (хотя конкретно о Базарове он не пишет), в отдельные исторические периоды появляются люди, способные повести за собой других людей. Пассионарий - наиболее исчерпывающая характеристика Евгения Базарова. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия были именно таким историческим периодом, когда на арене политической деятельности могли появиться личности, подобные нашему герою. Павел Петрович же был обычным, нормальным человеком, дворянином. Он мог позволить себе увлекаться, восхищаться чем-то новым, незнакомым на какое-то время. Он мог позволить себе неоднократно ошибаться и прожить долгую и в общем-то спокойную жизнь.
Жизнь Евгения - яркая, как вспышка молнии, его смерть - подвиг.
Так почему же такой незаурядный и необычный человек, как Евгений Базаров, заболевает и умирает? Смерть, болезнь, любовь - это экстремальные ситуации в жизни каждого человека. И с наибольшей полнотой характер Базарова раскрывается во время болезни. Мы видим, каков он на самом деле. Базаров умирает. Не сбылись пророчества Аркадия о его большом и славном будущем. Автор не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло.
В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий - его друг и товарищ - должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий - продолжатель традиций своего отца - Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников - карикатурные образы, это пародия на революционеров-демократов. Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. "Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов". Тургенев в своем произведении попытался изобразить передового представителя своей эпохи, но в котором многое писателя не устраивало, с которым он во многом не соглашался. Таким образом, в "Отцах и детях" Тургенев изобразил конфликт настоящего с прошедшим, характерный для шестидесятых годов девятнадцатого века. Либералы-дворяне утрачивают свою ведущую роль в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила - разночинная интеллигенция.

Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа» , — писал автор «Отцов и детей» . Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость» . Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи» . А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто.

В романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" образ нового человека Евгения Васильевича Базарова вышел сложным, противоречивым и очень интересным. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушились критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные крути дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу жизни, возненавидели главного героя романа. Но Базарова не приняли и в революционно-демократических кругах, к которым он принадлежал, его образ сочли карикатурой на молодое поколение.

Во многом такая оценка главного героя - заслуга автора, который сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает своего героя по достоинству, искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого, наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам, С другой стороны, в романе чувствуется, что Базаров чужд и непонятен автору. Тургенев хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеями, но безрезультатно - автор и его главный герой так и остаются по разные стороны" что и наталкивает на мысль об одиночестве Базарова.

Базаров титаничен, очень силен, но одновременно бесконечно несчастен и одинок - это, наверное, судьба многих выдающихся людей. Сам Базаров совершенно не стремится понравиться людям: по его собственному замечанию, "настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть". Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны только на поклонение и на пародирование, не претендуя на большее, а это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Противостоять бурному натиску Базарова решается лишь Павел Петрович Кирсанов, принципы которого вечны и незыблемы. Свои духовные ценности, исторические корни и уклад жизни Павел Петрович впитал еще в детстве. В своих спорах с Базаровым Павел Петрович отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую другой он просто не представляет, и это придает ему сил в схватке с "титаном", который в этой схватке может противопоставить только себя, свою могучую личность.

Тургенев постоянно напоминает читателю, что Базаров - не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный одинокий человек и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. Уязвимость Базарова проявляется в отношениях с Одинцовой: он подсознательно ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что в первую очередь он сам ее отрицает. Одинцова ждет от Базарова зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых, наоборот, не мыслит себя Базаров, который не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. Эти идеалы для него недоступны, он мучается от их отсутствия, не давая себе в этом отчета. Будучи прагматиком, Базаров должен все "потрогать" и "прощупать".

В этом замкнутом круге мечется одинокий и отчаявшийся Базаров. Он очень противоречив: он отрицает романтизм, являясь по своей сути романтиком; отрекаясь от родителей, от "глупой жизни отцов", в порыве откровения признается Аркадию в своей любви к ним; делая все для благополучия родины, он задается вопросом: "Нужен ли я России? Нет, видно не нужен". Даже такой сильной и независимой личности, как Базаров, страшно и тяжело чувствовать себя в этом замкнутом круге противоречий. Ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность и ненужность прожитой жизни, ведь исправить уже ничего нельзя.

Но Базаров достаточно умен, чтобы, пусть и перед смертью, признать ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью - значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую так материалистически воспринимал при жизни: "Я умру, и из меня лопух расти будет", "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой сильный человек, как Базаров, кажется маленькой песчинкой.

В этом и заключается его трагическое одиночество: он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. И после смерти он остается по-прежнему одинок.

Текст сочинения:

В романе Оҭцы и дети образ нового человека Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя как прошлого века, так и нашего современника.
С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море криҭики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли и в революционно-демократическом лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ сочли карикатурой на молодое поколение.
Во многом такая оценка главного героя заслуга самого автора. И. С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, ҭвердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель чувствует (прямого указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), что Базаров чужд автору, непонятен Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеей, но безрезультатно. Автор и его главный герой так и остаюҭся по разные стороны.
Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве Базарова. Он ҭитаничен, недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремиҭся к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находиҭ его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но вовсе не потому, что он такой же ҭитан, а потому, что его принципы, в отличие от базаровских, которые висят в воздухе и питаюҭся исключительно энергией их автора, врастаюҭ в века. Эҭи духовные ценности, исторические корни, уклад Павел Петрович воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслиҭ другой, и это придает ему сил в схватке с ҭитаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
Автор как бы все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащиҭный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслиҭ Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эҭи идеалы для него недоступны (хотя он и мучается от их отсуҭствия, не отдавая себе в этом отчета), так как, будучи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать.

И ҭуҭ получается какой-то замкнуҭый круг. Базаров мечется в этом круге одинокий, отчаявшийся. Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романҭизм, но по своей суҭи является романҭиком, он отрекается от родителей, от глупой жизни отцов, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это ҭяжело даже такой сильной и независимой личности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смерҭном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значиҭ, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (Я умру, и из меня лопух расти будет, природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник). Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой ҭитан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерҭи железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерҭи он остается по-прежнему одинок.

Права на сочинение "Трагическое одиночество Базарова" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В романе Отцы и дети образ нового человека Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя как прошлого века, так и нашего современника.
С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли и в революционно-демократическом лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ сочли карикатурой на молодое поколение.
Во многом такая оценка главного героя заслуга самого автора. И. С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель чувствует (прямого указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), что Базаров чужд автору, непонятен Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеей, но безрезультатно.
Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но вовсе не потому, что он такой же титан, а потому, что его принципы, в отличие от базаровских, которые висят в воздухе и питаются исключительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, исторические корни, уклад Павел Петрович воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сил в схватке с титаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
Автор как бы все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны (хотя он и мучается от их отсутствия, не отдавая себе в этом отчета), так как, будучи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать.
И тут получается какой-то замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге одинокий, отчаявшийся. Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от родителей, от глупой жизни отцов, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной и независимой личности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (Я умру, и из меня лопух расти будет, природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник). Перед лицом природы, перед лицом вселенной, даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остается по-прежнему одинок.

Сочинение по литературе на тему: Трагическое одиночество Базарова

Другие сочинения:

  1. Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Болезнь Базарова сделана так сильно, Что я ослабел, и было такое чувство, как Будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который Read More ......
  2. На разных уровнях (в личном общении, в поступках людей, в природе, в общественных отношениях) читатель, вслед за автором, наблюдает явления (разной окраски, тональности и силы): словесные схватки за столом Кирсановых – дуэль Павла Петровича и Базарова – сословная идейная вражда Read More ......
  3. Личность в процессе самопознания, само воплощения, развития – главная тема творчества М. Ю. Лермонтова. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника – недаром часто он их озаглавливает, как дневниковые записи – датой или Read More ......
  4. Тема дружбы – одна из ведущих в русской литературе XIX века. “Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен”, – так характеризовал А. С. Пушкин настоящую дружбу. Тема дружбы представлена и в романе И. С. Тургенева “Отцы Read More ......
  5. Сам И. С. Тургенев утверждал, что его Базаров – “лицо трагическое”. В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощушает – умирая, он произносит горькие Read More ......
  6. Как-то в беседе с Флобером Тургенев сказал: “Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое”. Любовь, по мнению писателя, заставляет человека раскрыться с лучших сторон. Почему же встреча Базарова с Одинцовой не Read More ......
  7. Базаров узнает о существовании Анны Одинцовой от Кукшиной, знакомой его друга Ситникова. Первый раз он видит ее на балу у главу администрации области, куда приехал сообща с Аркадием. “Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не Read More ......
  8. Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” – Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею “полного и беспощадного отрицания”, не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское Read More ......
Трагическое одиночество Базарова

Лучшие статьи по теме