Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Опыт и ошибки шолохов. Сочинение на тему: Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А

Опыт и ошибки шолохов. Сочинение на тему: Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А

    При написании сочинения на тему Опыт и Ошибки в романе Тихий Дон стоит начать с того, что вся наша жизнь — это череда ошибок и опыта. Как это часто бывает, но мы учимся на собственных ошибках, не желая прислушиваться к другим. Но бывает так, что пойдя по пути указанному родителями, послушав их совет, жалеешь всю жизнь.

    Так происходит и в романе Тихий Дон.

    Григорий, послушав отца и его совет, женится не на любимой девушке Аксинье, тем самым обретает себя и своих близких на несчастье.

    Его отец, Пантелей Прокофьевич, гнался за богатством и расположением в обществе, тем самым он обрез сына на мучения и душевные терапия.

    Григорий не смог отказаться от любимой женщины, в результате чего он остатся один, его женщины гибнут.

    Роковая ошибка стоит жизни другим, а он обречен на одиночество.

    Эту же нерешительность мы наблюдаем и в том, что он не может примкнуть ни к белым, ни к красным…

    Роман учит нас следовать своему выбору, быть честным с собой, ведь за частую от нашей нерешительности и наших ошибок страдают другие.

    Чтобы написать итоговое сочинение Опыт и Ошибки в романе Тихий Дон, нужно обратится к судьбе Григория Мелехова, который по воле отца предал свою любовь Аксинью и женился на девушке из богатой семьи Наталье.

    Конечно в данном случае не только Григорий совершил эту ошибку, но и его отец Пантелей Прокофьевич, но как бы то ни было такая ошибка привела к одиночеству Григория.

    После всего, что с ним произошло он обрел жизненный опыт и понял, что главное в жизни — это его сын, дом в котором он живет и его земля.

    А все остальное временно и ненадежно.

    Григорий хотел точно знать верную дорогу, но слушал других, а не себя, поэтому своей верной дороги почти всю жизнь и не видел.

    Наша жизнь — долгий путь к совершенству. И совершенствуемся мы на ошибках. Хорошо, если это ошибки других людей, и мы на них учимся. Но чаще, всего, это наши ошибки.

    Никто из нас не хочет совершать ошибки преднамеренно, всем назло. Совершая их мы не считаем их ошибками.

    Так и Григорий Мелехов из романа Михаила Александровича Шолохова Тихий Дон.

    Мучительно долго создавался роман о нескольких поколениях семьи, попавшей в водоворот бушующих событий, совершающих ошибки, которые ведут к постепенному вымиранию всего рода Мелеховых.

    Григорий совершает ошибку за ошибкой и только к концу жизни совершенные ошибки добавили ему жизненного опыта.

    В данном романе, который посвящен казачьему быту, тема опыта и ошибок, по большей мере, конечно касается любви и брака. Причем хочу отметить, что сам автор произведения, эти понятия разделяет, но опыт и ошибки как следствие того, что у главного героя, в дебюте создания семьи его нет, в конечном итоге, рушат его жизнь.

    Первое на чем заостряет внимание автор, это конечно на роли родителей, так как в дебюте создания семьи, когда их дети, еще не достаточно искушены и колеблются, они давят и принимают решение за них. В этом романе, конечно не просто люди, а казаки, но проблемы, у них все те же. Причем стоит отметить, что их нравы, как и в обычных гражданских семьях, как современного, так и более ранних поколений, но относящихся к гражданской прослойке населения, так же устремлены в сторону выгодной партии именно в материальном плане. Это конечно говорит о том, что люди везде одинаковые и пороки у них следовательно, одни и те же.

    Все это вопиющие безобразие и самодурство отца, коснулась главного героя этого произведения Григория, отец которого Пантелей Прокофьевич, выдал его по расчету и тем самым не только разрушил счастье в личной жизни, но и сломал его как личность.

    Надлом его как личности, проявляется в его крайней нерешительности и неопределенности. Да, он любит одну, а женат на другой, но при этом он бегает от одной женщины к другой. Они же, оставаясь для него в пределах досягаемости и принимая, ждут, что он как настоящий мужчина, сделает выбор.

    Однако, даже несмотря на ту любовь, которую главный герой, якобы испытывает к Аксинье, он так и не может, сделать себя счастливым и уйти от своей жены, Натальи.

    В итоге, обе женщины погибают, а он остается один и уходит в тень. Безусловно, их гибель, дает понять, что такой колеблющийся человек, есть по сути предатель, так как он пользуется обоими женщинами и при этом, создавая треугольник порочности, делает несчастным всех его участников.

    Шолохов словно показывает, что такие слабости души и характера, несмотря вроде бы на мужество в бою, которое демонстрировал главный герой, обрекут его и любого человека, на дальнейший распад в личностном плане и на глубокое забвение и одиночество.

    Тему Опыт и ошибки в романе Тихий Дон можно раскрыть на примере Григория Мелехова и его отца.

    Пантелей Прокофьевич решил женить Григория на богатой невесте, но чем закончился этот брак. Такой брак иначе как ошибкой не назовешь.

    Жизнь Григория Мелехова тоже полна ошибок, вместо того, что бы жить с законной супругой, его тянет к Аксиньи и опять же все заканчивается плохо, погибает и одна и вторая.

    Не думаю, что Пантелей Прокофьевич хотел такой судьбы своему сыну.

    Начать сочинение можно с эпиграфа — высказывания Эрнеста Хемингуэя:

    В романе Шолохова Тихий Дон сложная жизненная философия. Каждому человеку в его жизни дается возможность обретать свой опыт, мерой прохождения которого является его взросление как личности.

    Немаловажная роль в становлении детей возлагается на родителей, которые своим влиянием дают детям установку на всю жизнь. Очень важно дать юному поколению возможность проявить свой выбор, помогая советами и своим родительским авторитетом, однако — не путем давления и родительской авторитарности. С самого начала за Григория Мелехова выбор жены для него был сделан его отцом. Как оказалось впоследствии, этот выбор не дал счастья сыну: всю жизнь он мечется между женой и любимой женщиной, делая несчастными как самих женщин, так и своих детей.

    После гибели любимых женщин Григорий чувствует опустошенность и горечь своей разрушенной жизни. Как это часто случается, неудача в личной жизни тянет за собой неудачу в социуме: человек все более становится одиноким и чувствует свою ненужность окружающим.

Григорий Мелехов - главный герой романа М. Шолохова *Тихий Дон». Сквозь войны и революции проходит его жизненный путь. Это один из самых сложных характеров, созданных М. Шолоховым, и одновременно один из самых богатых - в смысле напряженных противоречий, бесконечных поисков правды, потерь и обретений в этих поисках.

В юности судьба Григория складывается как будто сама собой. Он участвует во всех хуторских забавах, например, в скачках. Но столь же ограничен и естественен для Григория тяжелый крестьянский труд. Сноровисто собирается он на сенокос, слушает, как поет его коса в луговых травах. Гармония с окружающим миром и с самим собой - таково состояние героя в первых главах романа: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота. Хорошо и бездумно». Последние слова в приведенном отрывке выражают устойчивость того мира природы, труда и традиции, в котором живет герой.

Любовь к Аксинье потрясает этот устойчивый мир. Даже женитьба на Наталье, попытки порвать с Аксиньей не уничтожают эту незаконную любовь. В отстаивании этого чувства проявляется внутренняя самостоятельность, решительность героя. И с этого момента его метания между белыми и красными осложняются еще и метаниями между Аксиньей и Натальей, каждую из которых он по-своему любит.

Почему же Григорию Мелехову так трудно жить? Почему никак не может он примкнуть ни к белым, ни к красным? Попав в госпиталь после ранения, с мукой и болью спрашивает он у коммуниста Гаранжи: «Войне как укорот дашь? Как ее уничтожишь, раз извеку воюют».

Этот вопрос по своей масштабности равносилен гамлетовскому: «Порвалась дней связующая нить - как мне обрывки те соединить?» Во времена революций, войн герой ищет ответа на вопросы о социальной справедливости, о мире, в котором не будет ни жестокости, ни крови. Он бьется над неразрешимыми вопросами. Может ли быть построен мир на началах равенства, братства и справедливости? Или в мире правит жестокая эгоистическая мораль: «У каждого своя правда, своя борозда»? В своем прозрении Григорий оказывается выше своего времени, потому что он ищет те начала, которые противостояли бы хаосу и разрушению, жестокости и крови.

На своем жизненном пути Григорий сталкивается со множеством чужих правд: человеконенавистничество Чубатого, большевизм Гаранжи и Подтелкова, сепаратизм Изварина. С глазами, полными муки и страдания, Григорий Мелехов спрашивал: есть ли единственно верная дорога, по которой нужно идти? И часто не мог ответить себе на этот вопрос: «Хотелось отвернуться от всего

Бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет».

Постоянно ощущает Григорий неправедность окружающей его действительности и чувствует себя виноватым во всем: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - говорит Григорий Наталье. Ответственность за ход истории, за направление и ход происходящих событий - таково главное обретение Григория.

Потеряв Аксинью, Григорий Мелехов остался совершенно одиноким. Однако именно в этот момент возникает надежда на лучшее, на то, что жизнь можно начать сначала: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Дом, сын, земля - вот подлинная связь героя с миром, и именно она обретается в результате всех жизненных метаний героя.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» катастрофическая реальность начала XX века осмыслена во всей ее сложности, исторической обусловленности, во всех ее суровых закономерностях. Роман учит видеть в каждом человеке явление эпохи, познавать закономерности в кажущемся хаосе и гуле времени.

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Тихий Дон"

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению "Тихий Дон" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои: Степан Астахов, Григорий Мелехов

Литературный пример. БЕСЧЕСТИЕ: В восемнадцать лет Аксинья была выдана замуж за Степана Астахова, но брак не принёс ей счастья. Степан, узнав, что жена досталась ему «нечистой», с первого дня супружества стал избивать её. Кроме того, он пил и постоянно изменял женщине. ЧЕСТЬ: Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах.

Победа и поражение.

Герои: Красноармейцы и белогвардейцы

Литературный пример: Шолохов показывает войну со стороны революции и контрреволюции. На подступах к Петрограду сталкиваются фронтовики и корниловцы, на Дону - красноармейцы и калединцы. Писатель показывает, как постепенно крепнет дух Красной Армии. У красноармейцев есть одно немаловажное преимущество перед белогвардейцами - четкое осознание своей цели. Белогвардейское движение, как показывает Шолохов, не могло преодолеть внутренние распри и разобщенность. Кстати, Григорий всегда стремился попасть в лагерь красных. Шолохов постепенно подводит нас к финалу - победе Красной Армии.

Ошибки и опыт.

Герои: Григорий Мелехов

Литературный пример: Григорий не может примкнуть ни к белым, ни к красным, бьется нал неразрешимыми вопросами. Может ли быть построен мир на началах равенства и справедливости? Или в мире правит жестокая эгоистическая мораль: «У каждого своя правда, своя борозда»?
На своем жизненном пути Григорий сталкивается со множеством чужих правд: человеконенавистничество Чубатого, большевизм Гаранжи и Подтелкова, сепаратизм Изварина. Постоянно ощущает он неправедность действительности. Роман учит видеть в каждом человеке явление эпохи, познавать закономерности в кажущемся хаосе и гуле времени.

Разум и чувства.

Герои: Григорий Мелехов, Аксинья Астахова

Литературный пример: Аксинье Астаховой в жизни изначально не повезло: она подверглась насилию со стороны отца, в дальнейшем терпела побои и унижения от мужа. Вначале Аксинья боится нового чувства:
«С ужасом увидела она, что её тянет к чёрному ласковому парню... разумом не желая этого, сопротивлялась всеми силами».
Аксинья, никогда не знавшая любви, отдаётся Григорию целиком, не задумываясь о том, какая участь ждёт её, когда вернётся из лагерей Степан, Героиня только внешне смиряется с потерей любимого человека. После трагической смерти героини, Григорий осознаёт, что и его душа умерла вместе с ней.

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

Cочинение «Кто же Чацкий: победитель или побежденный»

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий.

Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали какое-то изящество, тонкость и превосходство. Чацкий, в отличие от Фамусова, умен и полон знаний. Также Александр Андреевич все время хотел делать что-то на благо общества и честно служить Отечеству. И это еще раз подчеркивает его благородство и превосходство.

Чацкий всегда был достоин самого лучшего. И когда он полюбил Софию, он, как и все молодые влюбленные люди, считал, что София его любит так же страстно, как и он ее. Но это было не так. Когда Чацкий, приехав, встречает Софию, то начинает вспоминать прекрасное прошлое, не зная, что София уже давно не та, что была раньше. Александр вспоминает их вместе проведенное детство:

Где время то? где возраст тот невинный,
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.
А тут ваш, батюшка с мадамой, за пикетом;
Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!
Вы помните? вздрогнем, что скрипнет столик, дверь...

Но Софию это прошлое ничуть не трогает, она считает проведенное вместе с ним время просто ребячеством. Влюбленный Чацкий же этого не понимает. Он по-прежнему прост и наивен в своей слепой любви. Но все же, как бы ни был Чацкий привязан с Софии, ему понадобился лишь один день, чтобы с его глаз «спала пелена». Он узнает, что уже абсолютно безразличен Софии. Это происходит так: Чацкий предлагает Софии свою помощь в любую минуту, в любой беде, а она отказывает ему и говорит: «На что вы мне?». Этим самым она подчеркивает, что он ей просто не нужен. Александр, наконец, это понимает и решает уехать из Москвы, чтобы не видеть всего гнусного и лицемерного, что творится в доме Фамусовых и, в частности, с Софией.

Чацкий поступил правильно, что не стал вновь закрывать свои глаза на все прихоти и причуды Софии. Он раз и навсегда дал ей понять, что есть на свете девушки благороднее и лучше нее. Чацкий уехал победителем, не дав себя обманывать дальше.

На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?

Такова была Москва того времени, таково было то общество, и Чацкий вышел победителем из этой глупейшей игры, сложенной из обмана и чинопочитания. Он потому победитель, что не захотел уподобиться Молчалину, который только и делал, что подлизывался к высоким людям, за что и получал всякие награды и подарки. Чацкий не захотел уподобиться Фамусову, которому было безразлично все, кроме денег и того, чтобы его уважали. Чацкий жил не чинами и не деньгами, а умом и сердцем. Он искренне любил Софию, некогда интересную и общительную, но за три года его отсутствия превратившуюся в одну из марионеток фамусовского театра, которым управляли деньги и безграничная зависть и одновременно лесть и уважение, столь несопоставимые:

А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу:
Кому известно, что найду я воротясъ?
И сколько, может быть, утрачу!»
Бедняжка будто знал, что года через три...

Победитель Чацкий, может, еще и потому, что он умел ко всему относиться смеясь. Его смешило все, и воспринимал он все как временное явление. Чацкий был оптимистом и искренне не верил в то, что миром будут править Фамусовы, но его надежда только и осталась надеждой. Чацкого не понимают или не хотят понимать. Найди он поддержку среди людей, может, и не сочли бы его сумасшедшим. Но все-таки это случилось. А из-за чего? Из-за правды! Той открытой и ясной, как день, которая была закрыта от взоров других людей облаками лжи и зависти. В этом была главная победа Чацкого. В правде, которую он умел видеть и понимать, но он был один и поэтому должен был уехать. Пускай его не поняли и оклеветали, Чацкий остался собой и стал победителем в этой игре по имени Жизнь:

Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Cочинение «АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ "ГОРЕ ОТ УМА" ТРАГЕДИЯ ЧАЦКОГО»

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - одно из самых загадочных произведений русской литературы XIX века, хотя и не очень сложное в сюжетном плане.
Две линии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого и крушение его любви как будто развиваются отдельно от общественной, но уже с седьмого явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесно связаны.
Действие идет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются споры. Конфликт главного героя с "веком минувшим" углубляется. Поведав всем о своем "мильон терзаний", молодой герой остается в полном одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет. Развитие действия продолжается - должна решиться личная судьба героя. Чацкий узнает правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих сюжетных линий происходит одновременно, они сливаются, и единство содержания - одно из достоинств комедии - вступает в силу. Личное и общественное слито в жизни обычных людей, сливаются они и в развитии сюжета "Горе от ума".
Почему же до сих пор эта комедия - одно из самых притягательных произведений нашей литературы? Почему по прошествии стольких лв1 нас волнует драма Чацкого? Попробуем ответить на эти вопросы, а для этого перечитаем монологи и реплики Чацкого, всмотримся в его взаимоотношения с другими героями.
Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России XIX века. Но для нас Александр Андреевич Чацкий - это художественный образ бессмертной комедии, в которой "отразился век и современный человек", и, хотя многие называли комедию "Горе от ума" "комедией нравов", каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника. Вот и в этюде И. А. Гончарова "Мильон терзаний" есть такие слова: "Чацкий неизбежен при каждой смене века другим... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого..."
О чем же эта комедия?
Чаще всего критики спорят о названии пьесы: горе от ума или горе уму? А если перенести акцент на первое слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а о подлинном горе. Речь идет о жизненной драме Чацкого - личной и общественной.
История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в полку "назад тому лет пять", Петербург - "с министрами связь, потом разрыв", путешествие за границу - и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что происходит. Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. "Сам толст, его артисты тощи", - говорит он об одном из московских "тузов" и его крепостном театре. Он замечает ненависть света ко всему новому:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?..
Прошли годы, и, возвратившись из дальних странствий, герой видит, что в Москве мало что изменилось. За границей Чацкий "ума искал", учился. Но кроме научных истин беспокойная Европа, кипящая революционными выступлениями и национально-освободительной борьбой, привила или могла привить мысли о свободе личности, равенстве, братстве. Да и в России после Отечественной войны 1812 года царила атмосфера критического осмысления того, что происходит в империи.
Чацкому смешно, что он мог преклоняться перед расшитыми мундирами, укрывавшими "слабодушие, рассудка нищету". Теперь ему ясно видно, что в Москве "дома новы, но предрассудки стары". И потому небогатый дворянин Чацкий отказывается от службы, объясняя это тем, что "служить бы рад - прислуживаться тошно". Он "славно пишет, переводит", он добр и мягок, остроумен и красноречив, горд и искренен, а любовь его к Софии глубока и постоянна.
Уже первый монолог Чацкого дает почувствовать важное качество героя - его открытость. В момент первого свидания с Софией он далек от сарказма, а в его репликах чувствуется насмешливо-беззлобная издевка умного наблюдателя, подмечающего смешные и нелепые стороны жизни, поэтому вслед за французом Гильоме упоминается и Молчалин. Пытаясь растопить лед равнодушия, которым его встретила София, он добивается обратного. Озадаченный ее холодом, Чацкий произносит вещую фразу: "Но если так: ум с сердцем не в ладу!" Это сказано удивительно точно: в этой фразе, как и в заглавии комедии, сконцентрировано определение двойственной природы конфликта произведения как пьесы о гражданской позиции человека прогрессивных убеждений и пьесы о его несчастной любви. Нет того "водораздела", который отделяет одно от другого, а есть человек-гражданин, пылко влюбленный в прекрасную девушку, свою единомышленницу. Он раскрывается перед нами в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл.
Для Чацкого по-своему "распалась связь времен". Того времени, когда у него с Софией были общий язык и чувства, и того времени, когда происходят события комедии. Его ум возмужал и не дает пощады теперь никому, но Софию-то он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие огорчения. Воистину "ум с сердцем не в ладу".
Главное сражение, которое происходит во втором действии, оказывается целиком связано с интимной линией. В его любовном монологе в Оставимте мы эти пренья..." содержится едва ли не важнейшее политическое заявление Чацкого. Оно выражено намеком-шуткой о превращениях, которые возможны в Молчалине, раз они оказались возможны и в правительстве, преобразовавшемся из либерально-демократического в казарменно-деспотическое. Сатирическая желчь по поводу превращений "правлений, климатов, и нравов, и умов" соединяется с элегическими излияниями героя.
Но может ли любовь затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества? Судьба его народа, его страдания - основной источник гражданского пафоса Чацкого. Самые яркие места монологов героя те, где он гневно выступает против угнетения, крепостничества Ему отвратителен нечистый дух слепого, рабского, пустого подражания всему иностранному.
Драма Чацкого и в том, что он видит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние. Тем и привлекателен Чацкий, что даже в отчаянии он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, даже не удаляется от общества, как брат Скалозуба, а смело бросается в бой с отжившим, старым, обветшалым.
Режиссер Вл. Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся в Софии, а не только в ее чувствах к себе. Страшно то, что София не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет "мучителями".
Две трагедии? Горе от ума или горе от любви? Они неразрывно связаны, и из двух трагедий возникает одна, очень мучительная, так как горе от ума и от любви слились воедино- И все это осложняется трагедией прозрения, а следовательно, утратой иллюзий и надежд.
В прощальных монологах Чацкий как бы подводит итог: "Чего я ждал? что думал здесь найти?" В его словах слышатся досада, горечь, боль разочарования, а в самом последнем монологе - ненависть, презрение, гнев и... нет чувства сломленности:
Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.
Так не говорит побежденный. Его протест - это энергичный протест против гнусной рассейской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников, против невежества И холопства", - писал В. рассейской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников, против невежества И холопства", - писал В. Г. Белинский.
Умный, трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его активную ненависть- Он вступает а схватку и торжествует над бюрократической ограниченностью Фамусова, солдафонством и мракобесием Скалозуба, угодливостью и подличанием Молчалина, пошлостью и фанфаронством Репетилова.
Чацкий переживает горе личное, сердечное, благодаря своему непримиримому к социальным уродствам уму. Ведь в понятие ума краеугольным камнем положено вольнодумие, поэтому жизненные ориентиры Чацкого не деньги и карьера, а высшие идеалы. Ум Чацкого остается неуязвимым и приносит его обладателю то высшее счастье, когда человек с верой в свою правду побеждает ложь и несправедливость.
Этому пониманию жизни, долга, счастья учит умная и глубоко человеческая комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума".

История любви Евгения Онегина (по роману в стихах А. С. Пушкина"Евгении Онегин")
Роман "Евгений Онегин" создан с удивительной тонкостью
поэтического мастерства, которое нашло выражение и в композиции и
в построении сюжета, и в ритмической организации романа. А.С.
Пушкин создал роман в стихах. подобно поэме Байрона "Дон Жуан".
Главный герой произведения А.С. Пушкина - молодой.
привлекательный, очень неглупый человек, дворянин. Пушкин
относится к своему герою с симпатией и со значительной долей
иронии. В 1 главе поэт рассказывает о жизни молодого повесы Евгения
Онегина в Петербурге. О том как и кем он воспитывался:
Сперва мадам за ним ходила, Потом мосье ее сменил, Ребенок был
резов, но мил.
В пору юности он вел себя точно так, как молодые люди его круга, то
есть "по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко
мазурку танцевал". Но главной его наукой, признает Пушкин, "была
наука страсти нежной". Жертвой любви, как позднее мы узнаем, и пал
Евгений.
Пушкин подчеркивает, что "труд упорный ему был тошен", Он
рассказывает о жизни Онегина, проводимой в ресторанах, в театрах, на
балах, в ухаживании за женщинами. Такой же жизнью жили тысячи
молодых дворян. Такой уклад жизни был привычен дворянскому
сословию. Но не следует спешить с выводами, определяя Онегина в
разряд "лишних". Для своего круга он не был лишним. Онегин занимал
определенное место в светском обществе, где имел "счастливый талант"
и возбуждал "улыбку дам огнем нежданных эпиграмм". Так бы и
протекала размеренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной
Лариной. Онегин даст влюбиться в себя Татьяне, долго мучает и терзает
ее. Татьяна пишет письмо Евгению с признанием в любви. Девушка
задает ему вопрос: "Кто ты... Ангел ли хранитель или коварный
искуситель?"
Кажется, неспособный к серьезному чувству, Онегин отвергает ее
любовь, которая для Татьяны становится смыслом жизни.
Мечтательная, романтическая девушка "верит, что Евгений послан
богом". Онегин тронут признанием Татьяны, но не более того.
Следующим необдуманным шагом являются взаимоотношения с
Ольгой Лбиной. Онегин просто так, от скуки начинает ухаживать за
Ольгой Лариной, невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается
Евгением, что, естественно, вызывает ревность Ленского.
Переломным моментом во взаимоотношениях с девушками явилась
дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для
Владимира. И здесь наш герой словно прозревает: "Онегин с
содроганием" видит дело своих рук, как "труп оледенелый" юноши везут
в санях. Ленский убит "приятельской рукой". Бессмысленность этого
поступка становится очевидной.
А что же Татьяна? Она молчаливо поддерживает в горе сестру. Впрочем,
Ольга "не долго плакала", а увлеклась неким уланом, с которым вскоре
пошла под венец.
В Татьяне борются любовь к Евгению и неприязнь к нему, как к
убийце Ленского. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не
такой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист,
сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам неспособный
сострадать.
Возвратившись в Петербург, Евгений встречает уже другую Татьяну -
светскую женщину, "законодательницу мод". Он узнает; что теперь она
замужем за важным генералом, героем Отечественной войны.
Происходит удивительное превращение. Теперь Евгений ищет свидания
с Татьяной Лариной, ставшей "равнодушною княгиней, неприступною
богиней", томится, страдает. Да, Татьяна перестала быть похожей на
провинциальную дворянку. Сколько царственности во взоре! Сколько
величавости и небрежности! Евгений влюблен, он преследует ее, ищет
ответного чувства. Но, увы! Написано письмо, но ответа на него
Евгений не получил. И вот, наконец, они встретились. Какой удар,
какое разочарование! Онегин отвергнут: "Я вас прошу меня оставить".
"Как будто громом поражен" стоит Евгений и чувствует вдруг
внутреннее опустошение, свою ненужность. Вот достойная концовка
романа.
А.С. Пушкин проверял своего героя истинным чувством -любовью. Но,
увы, не выдержал этого испытания главный герой романа: испугался,
отступил. Когда же наступило прозрение, оказалось, что уже поздно,
ничего вернуть и исправить нельзя. Таким образом, роман "Евгений
Онегин" - не просто рассказ об эпохе, в которой "отразился век и
современный человек", но и трогательная история несостоявшейся,
пропущенной любви.

Главный герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» Гри­горий Мелехов - трагическая фигура переломной для России эпохи. Обычно его историю рассматривают как поиск мирного счастья и ме­тание от красных к белым, затем в банду Фомина, а затем - попытки уйти ото всех к другой жизни. Но этим не исчерпывается сущность его характера. Прежде всего, он обладает ярко выраженным стремле­нием к свободе в своих поступках и решениях. Его любовь к Аксинье, невозможная по правилам общественной морали, в конце концов ста­ла для него настолько важной, что он, казак, уходит из родного дома в батраки, в имение Листницкого. Какую надо было иметь сильную во­лю, чтобы пренебречь общественным мнением и совершить невоз­можный для казака поступок, позорящий его в глазах всего хутора.- Но счастье с любимой женщиной оказалось для него важнее и доро­же. Многое перестрадав, повидав войну и насилие, Григорий, каза­лось бы, привык к этой жизни. Но он не «человек войны», в отличие от Митьки Коршунова и Кошевого, которым естественна стихия

борьбы с ее «крайностями» и беспощадностью. Он устал от войны, он осознает бесплодность выбора между двумя лагерями - красных и белых. Он подмечает то, к чему другие равнодушны: Штокману он говорит о неравенстве среди красноармейцев - комиссар «весь в ко­жу залез», а «Ванек» в обмоточках, ему и на ботинки не хватает, а ведь это только начало новой власти, «а укрепятся они - куда равен­ство денется?» Но таким же чужим, необразованным мужиком «от сохи» он чувствует себя и среди белых офицеров. И в итоге он, раз­рушитель устоев семьи, когда-то способный бросить все и уйти с чу­жой женой на чужие хлеба, становится защитником и ревнителем идеи дома, семьи, домашнего очага. Он понимает, что Россия ищет новой судьбы - и не жалеет о Николае II, «хреновом царе», отказав­шемся от власти, не сочувствует генералам, возглавляющим Белое движение - по его мнению, они «слепцы», ничего не знающие о на­роде. Для Григория главным становится возвращение к самому себе, к истокам жизни, к родной степи, песням, беседам с матерью, к заботе о детях. Все самое ценное, что остается ему в жизни, - это любовь к Аксинье. И не случайно, когда он хоронит ее, сраженную шальной пулей, он видит над собою, подняв глаза, черный ослепительный диск солнца в черном небе. И последняя ценность его - сын, с которым он видится на берегу Дона, возле родного дома. Финал романа открыт, но он не снижает трагизма судьбы героя, его обреченности перед бу­дущим.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (226)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (325)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (261)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (187)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) - Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям....

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (196)

      Катерина - сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (266)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (225)

      В комедии изображаются два поколения - старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение - кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками...

Лучшие статьи по теме