Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Культурные инновации. Культура инноваций Инновационная культура как

Культурные инновации. Культура инноваций Инновационная культура как

Важным условием активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых культурных предпосылок, что требует проведения активной информационной и образовательной политики, совместными усилиями государства, бизнеса и некоммерческих организаций.

С 2011 года в рамках проведения творческих конкурсов на создание кинофильмов, сериалов, анимационных фильмов будут введены соответствующие условия, предполагающие в теле- и кинопродуктов, создаваемых с привлечением государственных средств популяризацию научной и изобретательской деятельности, инновационного бизнеса, личного успеха людей, занимающихся инновациями.

С участием телевизионных каналов, финансируемых государством, будет проработан вопрос о создании научно-популярного развлекательного телеканала, проработан вопрос о покупке и адаптации части зарубежного контента для данного канала и создания собственного контента на основе российских научных достижений.

Развлекательные передачи, доносящие до населения важность и ценность инноваций, будут создаваться на государственных телевизионных каналах, включая детские каналы и будут встроены в общую политику канала, чтобы создаваемый контент был конкурентоспособным и рейтинговым.

Будет осуществляться конкурсная поддержка изданию научно-популярной литературы, периодическим печатным изданиям, радио передачам, интернет-ресурсам, посвященным научной и изобретательской деятельности, достижениям в области науки и техники, вопросам управления инновационными проектами и исследовательской деятльностью.

Также будет обеспечено создание в регионах России современных музейных комплексов, посвященных научно-технической и инновационной деятельности и содействующих повышению интереса общества, и в первую очередь – детей и молодежи к инновационной деятельности. В частности, необходимо реконструировать и расширить в крупных городах и региональных центрах сеть музеев технической и естественнонаучной направленности по образцу Политехнического музея и музея Дарвина в Москве с организацией системы кружков для научно-технического творчества. Эти музеи помимо экспонатов и действующих моделей могут включать учебные и экспериментальные лаборатории для школьников, организованные вузами и научными институтами, в которых молодые люди смогут приобрести практические навыки проведения научных экспериментов.

Будет также предусмотрена программа поддержки (субсидирования) издания научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи. Знакомство школьников с развитием науки и техники, современными достижениями науки позволит в раннем возрасте выявить талантливую молодежь, пробудить у нее интерес к занятиям научной деятельностью, сформировать контингент будущих студентов и аспирантов, сознательно и целенаправленно желающих заниматься наукой и инженерными разработками.

Во взаимодействии с ведущими экспертными организациями, бизнес- ассоциациями с 2012 года будет учреждена национальная инновационная премия (за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки и т.д.). Будет введена практика награждения государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации.

Важным условием эффективной реализации задач формирования инновационной культуры должно стать вовлечение в эту деятельность ведущих ученых, реализация конкурсной поддержки соответствующих проектов и программ, реализуемых организациями науки и образования, благотворительными фондами и иными некоммерческими организациями.

социология ИННОВАТИКИ

Инновационная культура

Б. К. Лисин,

д. ф. н., профессор, Российский государственный институт интеллектуальной собственности

Инновационная культура - это область общекультурного процесса, характеризующая степень восприимчивости личностью, группой, обществом различных новшеств в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации.

инновационная культура является формой общечеловеческой культуры, новой исторической реальностью, порожденной осознанным стремлением общества к материальному и духовному самообновлению. она выступает как исходная предпосылка качественных изменений в жизнедеятельности людей и методологическая основа прогресса и гармонизации всех сфер жизнедеятельности общества.

в условиях интенсивного развития общественных процессов, связанных с обновлением объектов материальной культуры, ускорением темпов социальных перемен, возникает ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. нарастание инновационных перемен в сфере материальной культуры дает мощный толчок изменениям сферы социокультурной. важно не упустить этот шанс, ибо инновационная культура отражает уровень развития инновационных процессов, степень включенности в эти процессы людей, удовлетворенности их от такого участия и, в целом, состояние микро- и макросреды, измеряемое набором критериев инновационной культуры. таким образом, она берет на себя регулятивную функцию, условие реализации прав человека.

понятие инновационной культуры органически вырастает из понятия культуры вообще как исторически определенного уровня жизнедеятельности общества и его отдельных членов, обусловленного материальными и духовными ценностями. согласно такому определению в каждый момент исторического времени культура является конечным звеном цепи последовательных эволюционных или скачкообразных переходов с одного из предшествующих уровней на другой. Каждый такой переход тем результативнее, чем более он использует возможности инновационной культуры как методологии и технологии перемен, гармонизации общества.

инновационная культура гораздо более распространенное явление в обществе, чем представляется. она обогащается как практикой, так и результатами научной деятельности, что требует соответствующих способностей. инновационная культура обнаруживает новые пути создания ценностей.

иными словами, инновационность - это качество, имманентное культуре в целом, поскольку обновление есть необходимое условие культурного процесса. в обстановке подъема инновационной культуры процессы обновления различных отраслей приобретают более интенсивный и всеобщий характер, охватывают изменения все более высокого порядка, например, переход на новые информационные и иные технологии и т.п. - вплоть до трансформации общественно-экономического уклада.

эти положения приобретают особую актуальность в наше время - время перехода от информационного общества к обществу знаний. при этом значение инновационной культуры возрастает по мере такого перехода, и это связано с природой самого знания как такового, о чем подробнее будет сказано далее.

в этой связи имеет большое значение соотношение инноваций и традиций. традиции - устойчивым элемент культуры, основа механизма преемственности и в силу своей безусловной важности не могут не учитываться при трактовке понятия инновации. но инновации по самой своей сути находятся в определенном противоречии с традициями. разрешить это противоречие можно лишь в том случае, если инновации возникают в недрах традиций, а те служат основой для творческого процесса как источника инновационной культуры.

в этих условиях нужна не просто хорошая работа с новшествами, оценка их значимости и последствий использования. этот путь многие страны уже прошли. необходима целостная концепция формирования в обществе устойчивой традиции воспринимать новое, способности и готовности комплексно использовать это новое в интересах общего прогресса. налицо острая общественная потребность в принципиально новом уровне инновационной культуры, расширении и углублении ее функций, охвате ею широких слоев населения. фактически можно говорить о новом типе ключевой компоненты общей культуры.

инновационная культура отражает ценностную ориентацию человека на нововведение, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образцах и нормах поведения. она показывает как уровень инновационности деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами. через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру общества и, прежде всего, культуру профессиональной деятельности и

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

производственных отношений людей. можно также вооружить практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных причинить вред человеку, обществу, природе. при интернациональной сущности инновационной культуры усилия по ее развитию должны опираться, прежде всего, на культурные традиции каждой отдельной страны и сферы деятельности, так как эти традиции по-разному детерминируют феномен инновационной культуры. по мнению профессора варнеке «азиатские культуры за счет своих культурных и исторических особенностей добиваются более высокой слаженности действий человека, техники и организации».

инновационная культура как социальный, экономический и политический феномен был использован в 1995 году в зеленой книге по инновациям, выпущенной Евросоюзом. там инновационная культура была определена как ключевое направление инновационной деятельности. в силу ряда причин не все страны смогли в полной мере реализовать эту задачу, что не замедлило сказаться на их инновационном развитии.

одним из условий развития инновационной культуры и реализации ее задач является организованность этого процесса. таким образом, становится актуальной и необходимой институциализация инновационной культуры, то есть превращение ее активных проявлений в организованное учреждение, в формализованный упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, дисциплиной, правилами поведения, инфраструктурой и т.д. отсюда вытекает необходимость в поддержке этих институтов. при этом показателями институциализации будут выступать эффективность деятельности учрежлений (институтов), ориентация на общие смыслообразующие ценности, соответствие целей и результатов.

важное значение будет иметь интеграция деятельности государственных органов, организаций гражданского общества и частных фирм, гармоничное взаимодействие публичного и частного права.

таким образом, инновационная культура - это фактически глобальное транскультурное явление как по функциям в общекультурном процессе, так и по последствиям для разных социальных групп, региональных и государственных образований. это создает благоприятные предпосылки для диффузии элементов инновационной культуры в другие ее виды.

следует особо подчеркнуть, что при кажущейся сложности понятия инновационной культуры на самом деле она больше принадлежит к той категории, которую Гегель называл «практической культурой».

инновационная культура имеет широкий диапазон проявления. прежде всего, это позитивное влияние на мотивационную сферу, восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность к поддержке и реализации новшеств. применительно к сфере экономической деятельности она способна выступить той силой, которая введет в оборот технологические, организационные и другие новшества, обеспечивающие стремительное инновационное раз-

витие стран и целых континентов. именно идеи инновационной культуры должны составить основу обустройства инновационного пространства, широкого использования достижений науки и техники в целях искоренения нищеты и иных проявлений неравенства, обеспечить равноправный доступ к образованию, высоким технологиям, ноу-хау, высококачественной продукции, справедливому устройству общества.

становится все более популярной точка зрения, что ряд ведущих промышленных держав находятся на пороге общества знания или даже вступили в фазу его построения. следовательно, категория «знание» становится ключевой для определения содержания таких обществ. однако, эта же категория является доминирующей для постиндустриального общества. Если здесь можно спорить о точности и классификации дефиниций, то нельзя не признать правоту американского ученого питера дракера (Р. Dшker), который именно «знание» выделяет как движущую силу трех революций. первая из них в производительности труда за счет широкого использования паровых машин. другой рывок в производительности труда связан с именем Ф. У. Тейлора и был достигнут при использовании знаний для анализа продуктивной деятельности и проектировании трудовых процессов. наконец, третий этап состоял в революционном использовании знаний для управления.

таким образом, знания по меньшей мере трижды выступали в качестве движущей силы в революционном преобразовании социально-экономических структур общества. в своем определении «постиндустриального общества» Д. Белл связывает его опять со знаниями: «...центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии, рост класса носителей знаний...».

равнозначно ли тогда постиндустриальное общество обществу знаний или общество знаний является высшей формой постиндустриального общества? При такой постановке вопроса возникает какая-то противоестественная завершенность развития. принципиальное различие его этапов, на наш взгляд, в объеме, глубине, возможностях распространения и технологии использования знаний, т.е. уровне культуры.

итак, накопившиеся в обществе знания дают основу для перехода к новому этапу развития. Однако самих знаний в чистом виде для этого недостаточно. поскольку знания охватывают все без исключения сферы жизнедеятельности общества, нужен определенный баланс не только знаний, но навыков, умений, мотивов и т.д. по этим сферам, их определенная гармония. такое гармоническое состояние и создает набор элементов, обеспечивающих кардинальные технологические или иные сдвиги.

На этапе 60-70-х годов прошлого века стали интенсивно развиваться элементы информационного общества. в информационной сфере произошли такие изменения, которые открыли через коммуникации новые возможности в управлении, культуре, науке, образовании, производстве и т.д. однако

оказалось, что информация и знания не одно и то же, и правила поведения их в этих двух сферах далеко не совпадают.

в 70-х годах прошлого века в США и Японии стали настойчиво говорить об обществе знаний. правда, эта концепция возникла не на основе научного предвидения, а на базе анализа развития так называемого информационного общества. начался процесс отделения собственно знания от информации. далее на этот путь вступили Канада, Австралия, швеция, дания, великобритания, финляндия. на старте вхождения в новую экономику знаний находятся и ранее отсталые в экономическом плане государства, в частности, Индия, Китай, Малайзия.

сшА, население которого в мире составляет менее пяти процентов, финансируют более 40% от уровня мировых расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), имея при этом около 60% рабочей силы с высшим и незаконченным высшим образованием. Канада намерена по уровню расходов на ниоКр войти в пятерку ведущих стран мира, а по уровню относительных расходов сравняться с США.

примечательно, что резко возрастают ассигнования не только на подготовку студентов, но и аспирантов, и других высококлассных специалистов. Такой подход закономерен, так как знание есть субстанция бесконечно пополняемая и обновляемая. Ее пополнение и обновление носит, как правило, дивергентный характер, то есть новые компоненты знаний возникают как продукты отдельного творца или небольшого коллектива, а затем распространяются по всему обществу, становятся достоянием индивидуумов, сами пополняют или обновляют их собственный запас знаний. новое знание, усвоенное индивидуумом, способно претвориться в его новые навыки. их реализация требует определенных условий и инструментов, которые нередко также должны создаваться заново.

таким образом, перечисленные акты (получение новых знаний, их передача, распространение, усвоение, реализация) играют важную роль в процессе не только формирования, но и самого существования общества знаний. поскольку каждый такой акт представляет собой инновацию, постольку его успешность зависит от уровня инновационной культуры человека, группы людей, общества.

дело в том, что перемещение знаний в пространстве даже одной страны не может быть спонтанным и неуправляемым процессом. знания представляют собой самый дорогостоящий товар (ресурс), поэтому его перемещение неизбежно должно подчиняться правилам, выработанным национальными органами и мировым сообществом. в настоящее время это прежде всего система международных договоров и конвенций, регулирующих охрану, защиту и использование интеллектуальной собственности. с другой стороны, должно резко возрасти циркулирование знаний. система защиты, складывающаяся десяти-

летиями, может превратиться в тормоз их полнокровного использования. выхода здесь два. первый заключается в реконструкции всего международного и национального комплексов защиты, охраны и использования интеллектуальной собственности. второй - в развитии инновационной культуры как индивидуального, группового, корпоративного, национального и мультинационального феномена, позволяющего быть обладателями не только собственно знаний, но и знаний из области мотиваций, методологий и технологий их эффективного использования. Как точно высказался украинский ученый Г.И. Калитич: «Ключевым сейчас является не знание, а знание как эффективно использовать знание».

Элементы инновационной культуры в значительной степени способствуют или препятствуют реализации знания как инновации. К основным из них можно отнести мотивационно-психологическую способность к восприятию новшеств (знаний) в объеме от нейтрального до активного участия, а также готовность к реализации новшества (знаний) через выполнение различных профессиональных инновационных функций, наличие для этого специальных знаний, навыков и умений.

важно, чтобы процесс происходил позитивно не только в сугубо профессиональной среде, но имел доброжелательную оценку (поддержку) других слоев общества: потребителей, наблюдателей, а также тех, кто формально непричастен, но должен понимать, что получает от новшеств (знаний) косвенную выгоду (экология, рабочие места и т.д.). учитывая эти обстоятельства, можно формулировать ряд базовых тезисов, основываясь на которых мы рассматриваем инновационную культуру и общество знаний как систему:

1. Тесная взаимосвязь инновации и знания. Инновация имеет в своей основе знания, знания могут быть реализуемы только через инновации как процесс и в виде инновации как результата. Это относится к любой сфере деятельности: культуре, бизнесу, образованию, управлению, коммуникации, науке, политике и т.д.

2. Комплексность формирования инновационной культуры и общества знаний. Успешность инновационного процесса, его взаимодействия с процессом формирования общества знаний зависит во многом от того, насколько учитываются основные факторы, детерминирующие этот процесс и образующие инновационно-культурное пространство, благоприятное для проявления знаний во всех аспектах.

3. Человек выступает как объект и субъект инновационной культуры и общества знаний. Он является разработчиком, распространителем и потребителем всех их блоков. От его позиции, успешной деятельности зависит качество не только любого из них, но и интеграционные возможности в рамках системы «инновация - знание». причем человек является главным в этом процессе как создатель и носитель всех элементов как инновационной культуры, так и знаний.

4. Долгосрочная перспектива - условие наиболее полной реализации возможностей инновационной

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

ИННОВАЦИИ № 10 (120), 2008

культуры и общества знаний. Характер знаний, инноваций, а также условий построения и функционирования инновационно-культурного пространства требует наличия четких перспективных линий, поскольку на коротких отрезках времени многие цели недостижимы, а вложения не могут быть рентабельны. поэтому задача формирования инновационной культуры и построения с ее участием общества знаний относится к кругу стратегических задач как в целом, так и по каждому из ключевых направлений.

5. Новые требования к партнерству в условиях инновационной культуры и общества знаний. отличительной особенностью нового этапа развития инновационной культуры и общества знаний является максимально полное как по охвату, так и по глубине включение факторов, обеспечивающих эффективное функционирование системы. Уходит в прошлое время, когда инновации или знания рассматривались лишь в узких сферах экономики, образования и т.д., вне связи между собой, вне связи различных секторов гражданского общества, разных субъектов деятельности, включая национальные и международные.

6. Производство знаний и инновационная культура - ключ к развитию. вышеизложенное показывает, что в отдельности ни производство знаний, ни инновационная культура не в состоянии обеспечить нужный нашему времени темп, качество, объем, всесторонность развития, для этого требуется их объединение.

7. Образование - главный путь объединения и реализации возможностей инновационной культуры и общества знаний. Совершенно очевидно, что главный путь решения задач максимального использования возможностей инновационной культуры и общества знаний лежит в сфере образования. в этом существенное преимущество стран имеющих мощный образовательный потенциал от дошкольного до последипломного.

формирование инновационной культуры представляет собой создание инновационно-культурного пространства как части общесоциального пространства. Категория «инновационно-культурное пространство» включает в себя систему элементов, его образующих, их связи, плотность, а также меру взаи-мопересечения, опосредованности и многообразия.

охватить одновременно все элементы инновационной культуры невозможно, нужно стремиться определять и развивать те из них, через которые можно выделять и решать задачи иного порядка.

основной характеристикой инновационно-культурного пространства являются его глобальность, а также значимость основных характеристик независимо от страны, социально-экономического строя, сферы жизнедеятельности и т.д. это позволяет выявить и изучить наиболее существенные черты инновационной культуры, планировать и реализовывать акции по ее распространению в крупных масштабах вплоть до всемирного. именно здесь нужно закладывать такие регулятивные функции инновационной культу-

ры как легитимность, смыслообразующие ценности (справедливость, гуманность, демократизм и т.д.), нацеленность на эффективность.

Конкретные формы и наполнение акций по распространению инновационной культуры будут зависеть от особенностей национального менталитета, сфер жизнедеятельности, роли и места в инновационно-культурном пространстве населения в целом, отдельных его профессиональных групп (руководителей, законодателей, специалистов, рабочих и т.д.), социальных групп (детей, молодежи, женщин, чиновников, предпринимателей и т.д.).

общность подходов к изучению и формированию инновационной культуры в сферах, традиционно патронируемых ЮНЕСКО - наука, культура, образование, информация, коммуникации, - создает уникальные возможности влияния на их состояние посредством консолидации возможностей этих сфер, а также приращения этих возможностей на базе общих принципов инновационной культуры и построения общества знаний.

Ключевую роль в формировании инновационной культуры имеют такие социальные институты как семья, школа, университет, последипломное образование, производственная среда, средства массовой информации, кино, художественная литература.

важно - проведение научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», содержание которых следует концентрировать вокруг следующих тем:

Исследование феномена «Инновационная культура и построение общества знаний», его структуры и содержания, специфики и особенностей проявления в различных национальных, социальных и профессиональных средах;

Исследование социальных, психологических и иных факторов, стимулирующих или тормозящих инновационную активность человека, группы, общества в условиях формирования общества знаний;

Исследование инновационного потенциала и инновационной активности личности, предприятия, города, региона, отрасли, страны. положительные результаты таких исследований

предстоит широко распространять в обществе через средства массовой информации, компьютерные сети.

К ожидаемым результатам от реализации вышеназванных мероприятий можно отнести:

Придание нового серьезного импульса активности научных учреждений и отдельных специалистов, занимающихся проблемами инновационной культуры в обществе знаний;

Расширение и укрепление межведомственных, межрегиональных и международных связей и сотрудничества вышеназванных учреждений и специалистов:

Создание глобальной сети научно-практической деятельности по проблемам инновационной культуры в обществе знаний;

социология ИННОВАТИКИ

Издание практических пособий по осуществлению мер, направленных на повышение уровня инновационной культуры и усиление инновационной активности личности, группы, региона, отрасли, страны;

Выработку эффективных средств поощрения инновационной активности, а также средств против косности, консерватизма, лености мысли и других пороков, препятствующих нововведениям, на основе более глубокого понимания феномена инновационной культуры в обществе знаний;

Привлечение внимания общественности к проблемам инновационной культуры в обществе знаний;

Анализ и распространение опыта инновационной деятельности, накопленного в различных национальных, социальных и профессиональных средах и, прежде всего, во взаимодействии «наука - производство - образование».

Предстоит пропагандировать необходимость коренных преобразований в воспитании и образовании школьников, студентов, специалистов. Необходимы исследования, нацеленные на выработку методик оценки работы с детьми, одаренными в художественной, научной, технической сферах. воспитание инновационно активной, творческой личности следует провозгласить в качестве одной из основных целей школьного, университетского, последипломного и последующего непрерывного образования взрослых. Средствам массовой информации предстоит формировать установку на то, что отношение каждого гражданина к нововведениям есть отношение к будущему своих детей, к богатому и достойному будущему государства. это будет способствовать обстановке здоровой состязательности, морального и материального поощрения новаторских предложений.

Результатом вышеназванного должно явиться:

Разработка программ для детских садов, школ, университетов, последипломного и непрерывного образования взрослых по курсу «инновационная культура в обществе знаний»;

Подготовка методических материалов для педагогов всех ступеней обучения по вопросам инновационной культуры в обществе знаний;

Подготовка серии учебных пособий для школьников, студентов и взрослых по курсу «Инновационная культура в обществе знаний»;

Использование прогрессивных методик и новейших обучающих систем для внедрения тематики инновационной культуры на всех образовательных уровнях;

Организация циклов учебных телевизионных передач по тематике инновационной культуры в обществе знаний;

Организация конкурсов среди школьников и студентов по тематике инновационной культуры в обществе знаний;

Организация конкурсов на уровне городов, регионов, а также на международном уровне на лучшее новаторское предложение по отраслям с определенными гарантиями их последующего внедрения и материального поощрения. важнейшее значение имеет бережное отношение

к накопленному опыту в различных странах.

Интерес к инновационной культуре в последние годы интенсивно растет: читаются лекции, защищаются диссертации.

Большое значение имело подписание в ноябре-декабре 1999 года в Ульяновске и Москве Национальной хартии инновационной культуры. Она стала первым общественным программным документом, концентрированно отражающим задачи инновационной культуры и пути их решения. под хартией поставили подписи представители науки, культуры, образования, органов управления, деловых кругов различных регионов России. Инновационная культура - это комплексный социальный феномен, органически соединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной, прежде всего, профессиональной практикой. Инновационная культура в рамках общества знаний является стратегическим ресурсом нового века.

ПОДПИСКА - 2009

на январь-июнь по Объединенному каталогу «Пресса России».

На почте с сентября 2008 г проводится подписная кампания на научно-практический журнал «ИННОВАЦИИ»

по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2009, первое полугодие»

по индексу 42228 Условия оформления подписки (аннотация, индекс(ы), стоимость) вы найдете в I томе каталога, на страницах, указанных в Тематическом и Алфавитном указателях.

ТРЕБУЙТЕ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КАТАЛОГ НА ПОЧТЕ!

Инновационная культура как

основной компонент инфраструктуры

инновационного процесса

РГУПС

Совершенствование взаимосвязанных сегментов финансового рынка с использованием системного подхода необходимо для активизации инновационного развития экономики . Инновационное развитие следует понимать в динамическом единстве его агрегированных участников: социума, корпоративного сектора и государства. Для формирования способности к самовоспроизводству и саморегуляции инновационная среда должна быть насыщена не только инновационными технологиями , но и инновационной культурой.

Создание инновационной системы, продуцирующей и технологизирующей новации, превращающей их в инновации (т. е. в регулярно используемые новации), следует рассматривать с точки зрения социально-экономического подхода. Для новой экономики с превалирующим человеческим фактором технократический подход к инновационному процессу изначально неэффективен: если техника инертна к новациям, а человек восприимчив - инновационный процесс можно инициировать, если же человек не восприимчив к инновациям - даже высокие технологические новшества не дадут ожидаемого положительного эффекта. Из этого следует, что инновационный процесс не столько технологический, сколько социальный. Поэтому для взращивания инновационной экономической системы необходимо развитие инновационной культуры.

Инновационную культуру следует понимать как совокупность знаний, умений и компетенций, используемых и приобретаемых в процессе всестороннего освоения и производства новшеств в различных областях человеческой деятельности при сохранении в системе динамического единства традиций, инноваций и новшеств. Именно инновационная культура объединяет в себе нематериальные активы , необходимые для эффективного функционирования финансового сектора в условиях новой экономики.

Модель неконтролируемого олигархического капитализма, характеризующаяся высокой долей социального цинизма, кризисом недоверия бизнеса и власти, дезинтеграций российского общества и социальной энтропией: экономические акторы не проявляют стремления к конструктивному взаимодействию, поскольку уверены, что окружены враждебными, эгоистичными и властными индивидами, группами и институтами, притесняющими и подавляющими их. [i] В условиях подобной дестабилизации реализация инновационных программ с использованием технократического подхода видится малореальной. Необходимо системное развитие инновационной культуры с использованием инновационных инструментов управления - инновационного менеджмента и управления инноватикой.

Конкурентоспособность и рентабельность современных сетевых корпоративных и финансовых структур базируется на развитой корпоративной культуре. Сейчас необходим разворот корпоративной среды в сторону инновационной культуры. Трансформация корпоративной культуры в культуру инновационную происходит путем формирования и достижения целевой установки создания, освоения и продвижения инноваций. Инновационная корпоративная культура позволяет не просто быстро адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды, но и получать положительный эффект от этих изменений. Так, предпринимамуниципальных образований среди положительных черт кризиса назвали приобретение конкурентных преимуществ на кризисных виражах за счет захвата доли рынка обанкротившихся конкурентов, что служит результатом грамотного антикризисного менеджмента.

Без инновационной культуры реализация масштабной государственной инновационной стратегии обречена на стагнацию , что означает принятие позиции аутсайдера национальными акторами. Формирование инновационной культуры должно стать как одной из первоочередных задач государства и бизнеса, так и основным инструментов моделирования новой инфраструктуры отношений бизнес-власть.

Для финансовых институтов вопрос о развитии инновационной культуры становится определяющим в условиях кризиса финансомики. Инновации в финансовом секторе, используемые в угоду оппортунистическому поведению (рентоориентированному поведению) привели мировую финансовую систему к коллапсу . А поскольку зависимость от финансовых потоков корпоративного сектора не ослабела, необходимо выработать инструментарий формирования инновационной культуры в области формирования и распределения финансовых потоков. В этом случае, финансовая система послужит транслятором инновационной культуры на всех акторов финансовой среды.

Само моделирование инновационной культуры во многом определяется ее фактороно-компонентным составом:

1. инфраструктурой корпоративной системы, включающей:

1.1. уровень технологий;

1.2. источники и качество материальных ресурсов;

1.3. структуру и качество финансовых ресурсов;

2. качеством нематриальных активов корпорации, а именно:

2.1. качеством менеджмента;

2.2. компетенциями персонала;

2.3. качеством человеческого капитала;

2.4. качеством процессного капитала;

2.5. лояльностью персонала компании.

3. уровнем инновационного потенциала:

3.1. уровнем восприимчивости к инновациям

3.2. инструментами мотивации и развития человеческого потенциала;

3.3. инициативностью к развитию.

Корпорации выступают концентраторами носителей инновационного потенциала - определенного типа людей, именуемых пассионариями, которые служат источником формирования новой бизнес-элиты. [v] В этом отношении, поддержка государством развития инновационной культуры корпораций служит мощным источником обновления кадрового потенциала страны.

Формирование инновационной культуры корпорации во многом зависит от топ-менеджмента и его лидерского потенциала. Креативные качества топ-менеджмента реализуются в определенном типе мышления, свойственного для управленцев новой экономики (экономики знаний) - высокий интеллектуальный потенциал, находящийся в единстве с инновационной лояльностью. Модель управления, во главе которой стоит такой менеджер, приобретает эффект синергии в инновационном процессе, поскольку инновационные технологии не только тиражируются, но и прирастают, благодаря механизму креативного коучинга и партнерства.

Важнейшей составной частью ресурсов корпорации является человеческий капитал – это запас знаний, навыков, способностей и стремлений работника, которые обуславливают результативность его труда и тем самым могут влиять на рост его доходов. Технократический подход к управлению постепенно уступает место гуманитарному. Управление должно опираться на систему ценностей персонала и формировать общие ценности инновационной культуры, которые будут являться внутренним ресурсом развития корпорации. При этом необходимо совместить две системы мотивации: экономическую и моральную. В инновационной экономике нематериальные стимулы выходят на передний план, однако недостаточная экономическая заинтересованность персонала приведет к расширению оппортунизма и развитию рентоориентированности в отношениях.

Стимулирующие факторы, лояльные инновационной культуре, должны быть направлены на развитие личностного потенциала сотрудников. При этом они должны соответствовать качеству человеческого капитала и уровню его человеческого потенциала, в противном случае уравнительная система премирования, ставшая уже традиционной, нивелирует инициативу к развитию. Поощряться должны те сотрудники, которые создают вокруг себя инновационное поле, моделируя новые стандарты деятельности, обусловленные целями корпорации. Инновационный заряд таких «ядер» корпоративных подсистем транслируется по социальной сети и возводится в ранг стандарта.

Оценивая опыт «токсичных» либо «вирусных » инноваций, следует отметить, что для самораспространения элементов инновационной культуры необходима высокая заинтересованность. Большая часть инноваций в ходе инновационного процесса теряет свою эффективность именно из-за отторжения менеджментом. Только высокая личная заинтересовать может стать базисом для взращивания инновационной культуры.

Инновационный процесс в макромасштабе реализуется в динамическом единстве трех секторов: государственного, корпоративного и частного. Поток инноваций не может быть дискретен, поскольку общий уровень развития инноваций складывается из уровней подсекторов. (рисунок 1). Для успешной реализации политики формирования инновационной культуры необходимо трехстороннее воздействие на инновационный необходимый для нахождения источников внутреннего развития.

https://pandia.ru/text/78/071/images/image002_77.gif" width="444" height="444 src=">

Рисунок 1. Модель трансляции инновационной культуры

Инновативный и инновационный менеджмент сейчас реализуется как взаимодействие в социальной сети, а инновационная культура выступает в роли объединяющей надсистемы в любой форме организации. Инновационная культура должна стать имманентным свойством корпоративной структуры, поскольку именно идейное наполнение управленческого процесса является мощным драйвером инновационного процесса. Инновационная культура корпорации – это, прежде всего, общая система ценностей, позволяющая совместить цели персонала корпорации в реализации инновационного процесса. А поскольку корпорация является актором социальных и бизнес-сетей, следовательно, инновационная культура будет транслироваться, прерождаясь в институт.

Эффективная реализация инновационной стратегии национальной экономики предполагает, в качестве социального базиса, формирование и устойчивое воспроизводство инновационной общественной культуры. Человек как актор социально-экономической действительности в процессе деятельности преобразует (обновляет) окружающую его среду, перенося часть своего человеческого капитала на процесс производства и на сам продукт. Таким образом, в новой экономике (экономике знаний) инноватику не следует узко трактовать как науку о процессе создания новых технологий , но и учитывать социальные, экономические, психологические и иные факторы, определяющие эффективность и качество инновационного процесса.

Для сохранения национальной экономики необходима ее ориентация на принципиально новые технологии, причем не только производства, но и всей системы управления социально-экономическими процессами. Применение старых технологий в новых условиях, равно как и применение новых технологий без модернизированной инфраструктурной составляющей не достигнут поставленной цели, а лишь создадут излишнюю административную, организационную и финансовую нагрузку на экономику. Новые технологии должны стать «прорывными» инновациями, которые выведут экономические системы и подсистемы на принципиально новый уровень резистентности к деструктивным виртуальным процессам. Прорывные инновации могут обеспечить самодостаточность национальной экономики, не исключая ее интеграцию в мировую экономическую систему. Причем такого рода инновации должны затронуть, прежде всего, среду, послужившую источником кризиса, т. е. финансовую систему.

Целевая среда для внедрения инновации может существенно, а иногда и диаметрально, изменить положительный эффект нововведения. При импликации инновации происходит конфликт традиционных закономерностей и новых, пока еще чужеродных, процессов.

Трансляционная функция инновационной культуры связана с временной и пространственной трансляцией устоявшихся типов инновационного поведения, которые прошли апробацию в корпоративном секторе и приобрели ценностную окраску в рамках социума (рисунок 2).

Селекционная функция инновационной культуры раскрывается в процессе отбора вновь созданных либо заимствованных инновационных поведенческих моделей, в наибольшей степени отвечающих потребностям общества на определенном этапе его развития.

В процессе реализации инновационной культурой своей «стержневой» - инновационной - функции раскрываются креативные возможности социокультурного механизма.

Рисунок 2. - Трансляция инновационной культуры в экономической системе

Они проявляют себя в выработке новых типов инновационного поведения на основе образцов инновационной деятельности , которые возникли внутри самой культуры либо были привиты извне. Качество выполнения инновационной функции определяется степенью органичности институционализируемых инновационной культурой поведенческих моделей по отношению к сложившейся в данном обществе структуре экономических, политических, культурных и иных отношений.

Инновационная культура, как особая форма человеческой культуры, предполагает тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего, с правовой, управленческой, предпринимательской, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений . При интернациональной сущности инновационной культуры, усилия по ее развитию должны опираться на культурные традиции страны и сферы деятельности. Она может вооружить практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных причинить вред человеку, обществу, природе.

С учетом изложенного представляется, что инновационная культура, обладает могучим как антибюрократическим, так и созидательным зарядом, и в соответствии с актуальными потребностями развития государства. Стратегический ресурс новой экономики - это инновационная культура.

Список использованных источников

[i] Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007. с. 51,54.

Астальцев отношения и формирование инновационной культуры // Экономический вестник Ростовского государственного университета№ 2.

Результаты рейтиногового обследования ИК ФИНАМ // Бизнес-журнал№ 3.

Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. 2000. №4. с. 41-42.

Научные основы идентификации и использования общественно-функциональных инноваций / , и др.; Под ред. . - Минск: Право и экономика, 2004.

Развитие общества происходит только как результат творчества, выходящего за рамки устоявшихся традиций. Такое творчество называется инновационным.

Понятие инноваций

Культурные инновации - это впервые внедряющиеся в культуру идеи, ценности, нормы, оригинальные продукты творческой деятельности, создающие предпосылки для прогрессивных социокультурных изменений. К таким нововведениям относится окультуривание растений, одомашнивание животных, возникновение металлургии, генерирование электричества, психоаналитическую теорию З. Фрейда, компьютеризацию и так далее.

Инновации в культуре возникают как результат разработки новых идей членами данной социокультурной формации (учеными, мыслителями, деятелями искусства), так и вследствие заимствования культурных достижений других человеческих сообществ.

Влияние новых технологий на художественную культуру

Кардинальные изменения в результате развития технических средств затронули все сферы человеческой деятельности, в том числе и искусство. И речь не идёт о ставших привычными фотографии или кино и уже попавших в один ряд с древнейшими видами искусств: живописью, театром, музыкой. В течение последних десятилетий художественная культура претерпевает фундаментальные изменения в связи с развитием компьютерных и цифровых технологий. Формируются новые художественные жанры. Возник феномен под названием цифровые искусства. Широкие творческие возможности открылись в таких областях как виртуальная реальность, трехмерная анимация, интернет и интерактивные системы.

Интерактивные мультимедийные технологии изменили отношения с пространством и временем. Образовалась мощная площадка для художественного самовыражения.
Виртуальная реальность стимулирует эффект чувственной достоверности.

Использование интерактивного режима дает возможность зрителю вступать в контакт с художником, участвовать в создании произведения.

Компьютерные игры – яркий пример бурного развития информационных аудиовизуальных технологий начала 21 века. Наравне с компьютерной графикой и веб-дизайном современные компьютерные игры претендуют на звание произведений искусства.

Уже состоявшиеся направления искусства (музыку, живопись, графику, скульптуру) цифровые технологии обогатили новыми художественными средствами и возможностями. К примеру, электронные технологии позволили создавать голографические изображения, имитирующие скульптуру и архитектуру, а также совершенно новые звуки, далекие от звучания реальных музыкальных инструментов.

Оценка влияния новых технологий на художественную культуру неоднозначна. Искусствоведы разделились на два противоборствующих лагеря. Одни считают развитие медиа-искусства перспективным направлением, другие же воспринимают его как путь к культурной деградации общества. Такая противоречивая оценка инноваций – типичная проблема на первых этапах распространения любых нововведений.

Механизм распространения культурных инноваций

В социум проходят несколько этапов.

  1. Стадия отбора. В высокоразвитом сообществе с «быстрой» экономикой новинки возникают постоянно, но многие из них отсеиваются. Заимствование также проходит выборочно. Основной критерий отбора – практическая польза для данного сообщества с точки зрения людей, стоящих у власти, а также готовность простых членов общества к восприятию оригинальных идей и их внедрения в свою повседневную жизнь.
  2. Модификация инновационной идеи. Происходит, как правило, в сфере культурных заимствований в целях облегчения интеграции этносом новых культурных установок. Например, многие христианские праздники и обряды построены на основе ранее существовавших языческих.
  3. Интеграция в культуру. Заключительный этап. Укоренение нововведений в жизни общества до такой степени, что они превращаются в традиционное для данной культуры явление и воспринимаются их носителями, как норма, стандарт.

Инновации в одних культурах приветствуются, тогда как в других к ним относятся в лучшем случае скептично, если не объявляют войну, как чему-то однозначно негативному. Характер отношения к нововведениям позволяет дифференцировать общества «инновационного» и «традиционного» типов.

При разработке нового продукта на рынке требуется учитывать возможности получения поддержки на всех этапах внедрения нововведения, которые зависят от уровня инновационной культуры общества.

То есть, открытости новшествам, готовности реализовать инновационную идею со стороны доминирующих социальных групп, представителей разных поколений. Причём отношение к внедрению жизни может значительно отличаться. Например, нередко позитивное отношение к инновационным технологиям сочетается с ярой приверженностью нормам традиционных социальных институтов.

Формирование инновационной культуры

Стремление к улучшениям прогрессивных членов общества нередко сталкивается с консерватизмом мышления и отсутствием творческого подхода у его представителей, оказывающих решающее влияние на социальные процессы. Иными словами, с консервативными взглядами воспринимаются как посягательство на унаследованный, хорошо знакомый и понятный образ жизни. Потребность в чувстве безопасности побеждает тягу к переменам, пусть даже позитивным в перспективе. В результате процесс внедрения инноваций сильно затягивается, если не затормаживается полностью в результате применения цензуры, законодательной обструкции. Данное явление обозначается, как инновационная инерция и приводит в будущем к недееспособности общества.

При отсутствии благоприятного климата для инноваций его необходимо сформировать. Для этого сначала инновационный продукт предлагается небольшой экспериментальной группе. Высокая оценка продукта отдельными членами социума способствует доверию инновационному введению со стороны более широкого социального сообщества. Продукт внедряют на отдельных площадках – школах больницах, компаниях, странах. В зависимости от того, было ли принято нововведение контрольной группой или нет, продукт продвигают на более широкие рынки или отправляют на доработку.

Инновативность и традиционность должны находиться в тонком балансе. При внедрении инноваций антипрогрессивную политику, критическую установку к новшествам следует отличать от конструктивной критики при оценке нововведения. Только при условии усвоения и учёта опыта предыдущих поколений инициируются преобразования, содействующие реальному продвижению вперёд в создании новой культуры.

Вуз – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является иннова-ционная культура.

Несмотря на очевидную значимость инновационной культуры для понимания инновационных процессов в обществе, образовании, в научной литературе данное понятие еще не получило должного осмысления.

В современных гуманитарных науках сложился своеобразный парадокс: с одной стороны, для всех наук понятие «культура» является ключевым, а с другой – содержание данного понятия не имеет определенности и однозначности.

Мир культуры столь сложен и многообразен, что науки – философия, культурология, педагогическая инноватика – находят свою особую нишу при изучении данного феномена. Инновационный педагогический менеджмент интересует прежде всего роль инновационной культуры в функционировании и развитии системы образования. Культура тонко реагирует на все перемены, происходящие в образовательных учреждениях и сама оказывает определенное воздействие на них, формируя и определяя многие инновационные процессы, включая процессы социальной мобильности.

В настоящее время существует широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «культура»: это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозмож-ность сведения к какому-либо четко очерченному, установившемуся феномену.

Культура детерминирует, определяет, обусловливает, регулирует, оказывает влияние на деятельность человека, культура представляет собой среду обитания и профессиональной деятельности человека и воспроизводства специалиста. В ней человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себя подобными, определяет себя. Будучи формой бытия, иннова-ционная культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека.

Культура включает в себя образ жизни человека, структуру и уровень интересов и потреб-ностей, уровень профессиональной деятельности.

Основные тенденции в развитии культуры общества отражаются на уровне организационной культуры. Отметим следующие тенденции: ликвидация государственной монополии на культуру, что в содержательном плане привело к большой свободе творчества и к потере контроля за качеством, и уровнем предлагаемой культурной продукции в многочисленных образовательных заведениях; коммерциализация культуры - вкладывание средств в высокодоходные области развлекательной индустрии.

Инновационная культура – специфический способ организации и развития, представленный в системе духовных ценностей, правил и норм деятельности, отношений человека к новому. Культура содержит в себе механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике развития общества, во многом определяет возможности вуза в освоении инновации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям.

Культура – доминирующий фактор инновационного развития вуза. Вузы сами создают себя в соответствии со своим культурным контекстом. Культура амбивалентна по своей сути: с одной стороны, она дает возможности для развертывания вуза в социокультурном контексте, с другой - ограничивает, так как является эталоном духовной и общественной жизни. Инновационная культура направлена на создание соответствующего инновационного климата в вузе, способ-ствующего повышению активности и заинтересованности всех субъектов инновационной деятель-ности и развития.

Инновационная культура в учебном заведении может формироваться в результате долговре-менной инновационной деятельности.

Инновационная культура – это система общественно-прогрессивных формальных и нефор-мальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, интересов.

Инновационная культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов. Это динамическая, развивающаяся, постоянно обо-гащающаяся в своем содержании и формах система, чутко реагирующая на изменения.

Инновационная культура составляет в некотором роде духовную основу вуза, которая одушевляет ее жизнь.

Задача инновационной культуры – определять и предписывать формы и правила поведения в профессиональной деятельности; придавать целостность и интегрированностъ профессиональ-ной сфере; создавать особую ауру в жизнедеятельности образовательного учреждения.

Инновационная культура основана на культуре власти, роли, поступков и личности. Инновационная культура власти определяется профессионализмом руководства и подчиненных. Инновационная культура поступков базируется на потребностях и интересах вуза и человека, и приоритете личного над социальным.

В учебном заведении, где развивается и функционирует инновационная культура, выстраи-вается следующая система управления профессорско-преподавательским составом:

– предоставление максимально необходимой свободы для выполнения возложенных на них функций, в определении путей достижения целей, в принятии соответствующих решений и ответственности за свои действия по их осуществлению;

– привлечение к работе квалифицированных специалистов с независимым и самостоятельным мышлением;

– создание со стороны ректората приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;

– стимулирование личной инициативы при решении общих задач;

– развитие коллективных способов решения проблем, способствующих созданию иннова-ционной среды, привлекающей в данное образовательное учреждение профессионалов;

– формирование инновационного климата через использование проектных групп, педагоги-ческих лабораторий в качестве основных структурных единиц вуза.

Носителями инновационной культуры являются субъекты научно-педагогической деятель-ности. Однако в учебных заведениях с устоявшейся организационной культурой она становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на педагогический коллектив, модифицирующей его поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Отношения между культурой и результатами научно-педагогической деятельности в значительной мере зависят от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в вузе.

Инновационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.

Само понятие "структура" (от лат. structure - строение, расположение, порядок) означает "совокупность основных элементов, при наличии между ними устойчивых связей, обеспечи-вающих сохранение структурой основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

В состав инновационной культуры входит управленческая культура вуза. Она реализуется в повышении эмоционального состояния педагогического коллектива и активизации ею деятель-ности.

Существует деление инновационной культуры на субъективную и объективную. Субъек-тивная культура исходит из разделяемых коллективом образцов, предположений, веры и ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее духовной части: герои opганизации, мифы, истории об организации и ее лидерах. Субъективная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения проблем, их поведения в целом.

Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и иденти-фицирующих ту или иную культуру – как на макро-, так и на микроуровне:

– осознание себя и своего места в организации (в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм);

– взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интел-лекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);

– вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, ко злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали);

– процесс развития специалиста и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от превосходства логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);

– трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за результаты труда; качество работы; оценка труда и его вознаграждение; индивидуальная или групповая (командная) работа; продвижение по службе).

Вышеотмеченные характеристики культуры, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции инновационной культуры.

Сущность инновационной культуры - это ее внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм ее бытия. В сущности выражается содер-жание.

Содержание инновационной культуры влияет на направленность поведения и определяется системой ценностей, традиций, их взаимосвязью и способностью формировать определенные образцы поведения. В качестве составных элементов инновационная культура включает в себя формировавшиеся в течение длительного периода времени традиции, действующие нормы инновационной практики; идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях, определенные ориентации и установки человека в отношении действующей системы, принципа отношений отдельного человека. Эти компоненты, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, постоянством, плохо поддаются изменению.

Системообразующим элементом инновационной культуры следует считать профессиональное мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения человека, организации.

Нормы можно определить как исторически сложившиеся в данной инновационной среде стандарты деятельности и поведения, посредством которых человек подчиняется социальному целому. Нормы служат цели интегрирования организации. Они включают в себя ценности и формы ориентации человека в функциональных и ситуационных условиях.

Обычай тесно связан с нормами, – это древнейшая форма хранения и трансмиссии социо-культурного опыта от поколения к поколению играет важную роль в жизнедеятельности людей. Обычай представляет собой элемент деятельной стороны культуры, которая включает нормы профессиональной деятельности, взаимоотношений между людьми.

Инновационная культура функционирует, если большинство сотрудников ведущих должнос-тей разделяют данную систему взглядов, предопределяющую взаимопонимание между ними и внешним окружением.

Совокупность ценностных ориентаций и моральных норм формирует инновационный стиль вуза. Инновационная система становится главной силой, если согласуется с ее стратегией.

Итак, культура включает в себя нравы, ценности, воззрения, бытующие в образовательном учреждении, т.е. всю сферу самопонимания человека. Она выполняет функцию ориентации в науке. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях. Инновационная культура понимается как совокупность ценностей (духовных и материальных) и как человеческая деятельность по их созданию, развитию, распространению и хранению.

В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих инновационную культуру, центральное место занимают элементы, способствующие нормированию и сохранению инновационной системы.

Особенности инновационной культуры каждой структурной единицы вуза (кафедра, деканат, факультет) влияют друг на друга и формируют общую часть инновационной культуры вуза.

Правильно понять инновационную культуру можно лишь в том случае, если рассматривать ее не как основной детерминирующий фактор отношений и процессов инновационной деятельности, а как опосредующее звено между профессиональными интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами отдельно человека, коллектива, вовлечен-ных в инновационный процесс, с одной стороны, и их инновационным поведением – с другой.

Инновационная культура способствует формированию определенного типа поведения, придает ему определенную направленность, но не является единственным детерминирующим фактором.

По субъекту-носителю культуры выделяются организационная культура и культура личности. По функциональной роли - общечеловеческая, национальная, личностная, профессиональная.

Определяя статус инновационной культуры, мы исходим из того, что она является элементом общечеловеческой культуры (т.е. актуальной), необходимой каждому человеку, и элемент профессиональной, личностной культуры (специальной), необходимой представителям конкрет-ной профессии.

Общечеловеческая культура всегда вариативна, ее модель задается в системе непрерывного образования (детский сад, школа, ПТУ, колледж, лицей, вуз). Культура выступает, прежде всего, как исторически концентрированный опыт.

Профессиональная культура не тождественна уровню квалификации специалиста, она требует осознания мировоззренческих основ профессии и включает в себя профессиональную этику.

Каждый человек превращает этот опыт в личностный смысл. Культура всегда включает и опыт производства инноваций. Культура реализуется через инновации. Культура всегда выступает как противоречивое единство культуры как целостности и личностной культуры. Каждая личность выступает как носитель личностной культуры, т.е. культурного богатства личности, сложившегося в результате предшествующей истории общества. Личностная культура отличается от всего накопленного богатства культуры, в частности, тем, что всегда несет в себе представление о средствах, целях, мотивах и потребностях, характерных именно для данной личности, именно в данный момент и в данном обществе.

Важнейший механизм взаимопроникновения и взаимокритики общей и личностной культу-

ры - интерпретация, т.е. способность рассматривать сложившееся богатство культуры через себя, свои цели, стремления, ценности и др. Результатом такой интерпретации является постоянный поток инноваций в культуре. Они происходят не автоматически, а через направленную творческую активность человека. Вопрос заключается лишь в масштабах, значимости, направлен-ности инноваций. Инновации могут возникнуть в результате изменений среды - как природной, так и социальной.

Взаимодействие между культурой в целом и личностной культурой не может происходить без противоречий, которые позволяют переосмыслить явления, свои ценности и убеждения, ускорить или замедлить процесс принятия решения. В результате этого сложного процесса переосмысления формируется некое третье, некоторый фокус смысла, несущий новую меру реальной культурной инновации.

Исследователи организационной культуры занимаются изучением закономерностей развития культуры в организации, формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в организации.

При изучении инновационной культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: организации, групп, личностей.

Необходимо исследовать инновационную культуру в аспекте решения следующих задач:

а) определить репрезентативные инновационные идеи;

в) выяснить способы и средства их распространения;

г) оценить влияние инновационных идей на формирование и распад групп, коллектива.

Основные закономерности в развитии инновационной культуры:

– зависимость культуры от внешней и внутренней среды и ее обратное влияние на их изменение;

– преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение культурной традиции) и негатив-ной (отрицание прежнего культурного опыта инновационной деятельности).

– неравномерность развития культуры, которая выражается в том, что расцвет и упадок культуры не совпадает с расцветом и упадком в других сферах общественной жизни.

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные измене-ния в вузе, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Инновационная культура, выделенная в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной профессиональной среде. Вместе с тем, она – и условия, и средство воспроизведения инновационной культуры организации. Осваивая и интегрируя в себя инновационную культуру организации, человек включается в многогранный и динамичный процесс отношений, совершает самовоспроизводство себя как творца. Культура является потен-циальной возможностью инновационной деятельности.

Уровень развития культуры зависит от степени заинтересованности вуза в развитии инновационного потенциала каждого члена, когда индивидуальность не нивелируется, а активно развивается. «Кризис культуры, - отмечает Л.Н. Коган, - начинается там и тогда, где и когда общие нормы культуры подавляют и ограничивают развитие индивидуальности, превращают человека в «стадного» индивида, в конформиста».

Представление об условиях, средствах и целях, содержащихся в любой культуре, всегда включает диапазон допустимых отклонений инноваций, их параметров от исторически сложив-шейся в культуре меры. Эта мера соответствует требованию определенного типа деятельности, этапа развития культуры (субкультуры). В связи с этим могут возникнуть несоответствия, проти-воречия. Они могут породить серьезные негативные процессы, негативные инновации, культур-ные и психологические барьеры, реакцию отторжения инноваций у тех или иных носителей личностной культуры. Эмоциональный и интеллектуальный диссонанс личности может возник-нуть в результате несовместимости его личностной культуры с инновацией. Это может стимулировать личность критически пересмотреть элементы своей культуры, а может и возбудить стремление уничтожить инновацию. Принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального, нравственного напряжения. ... Человек должен иметь определенную систему установок, способность реагировать на изменение ситуации.

В современных условиях ученые разработали многочисленные модели культуры. Из числа традиционных такими на данный момент являются ценностная (аксиологическая), информацион-но-знаковая (семиотическая, или герменевтическая, и информационная); системно-историческая; феноменологическая (явленческая); деятельностная (творческо-деятельностная, структурно-функ-циональная и технологическая).

В контексте инновационной культуры деятельность можно рассматривать как активность, направленную на преодоление энтропийности и поддержание целостности в окружающем мире. Степень активного освоения личностью своего окружения характеризует уровень ее культурного развития.

Инновации всегда сопровождают преподавательскую деятельность. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в ней неразрывно связаны с формированием инновационной культуры. Культура реализуется через инновации.

Инновационная культура преподавателя вуза является основой его инновационного потен-циала, одним из важнейших факторов, определяющих стиль его личностно-профессиональной деятельности.

Лучшие статьи по теме