Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Урок история создания романа доктор живаго. Разработка урока литературы "Гражданская война в судьбе Ю.Живаго (по роману Б.Пастернака "Доктор Живаго")"

Урок история создания романа доктор живаго. Разработка урока литературы "Гражданская война в судьбе Ю.Живаго (по роману Б.Пастернака "Доктор Живаго")"

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть образы Юрия и Ларисы. Анализ произведения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сердцевина романа, его душа – любовь - трепетная любовь Юрия Андреевича и Лары.

Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. После смерти родителей Юрий Андреевич рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом. Наряду с этим он с гимназических лет мечтал написать большую по объему и по значению прозу. Пастернак делает важное автобиографическое признание: «Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине».

Врач и писатель – сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Андреевич в романе показан как гениальный поэт. Юрий Андреевич имеет и третью область деятельности, он – религиозный философ. Образ оказывается сильно перегружен: автор отдал своему герою духовный опыт всей жизни и, более того поставил под угрозу художественное единство его личности. Он остается, верен себе в браке с Тоней Громеко, на войне, потом в попытках спасти свою семью в годы революции и гражданской войны в Москве и на Урале, наконец, в любовной связи с Ларой и в отношениях с Мариной.

А рядом разворачивается жизнь «девочки из другого круга» Лары Гишар. Дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца, она видит мир с изнанки и мучается этим. Против воли она гимназисткой становится, как и ее мать, любовницей Комаровского, пытается застрелить его – и подчиняется ему. Девушка с чистой душой мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова, сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым.

При всей разнице социального положения жизнь с самого начала как бы подталкивает Юрия Андреевича и Лару друг к другу. Гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью лары. Тут же впервые видит Лару. Тогда же замечает, какой абсолютной властью обладает над нею Комаровский. И в этот же вечер узнает, что адвокат Комаровский, овладевший душой и телом Лары, -это тот самый человек, который содействовал разорению, спаивал и погубил его отца. Над Юрием и Ларой отяготил один и тот же рок.

Через несколько лет соединяет их снова. Лара приходит к своему жениху Антипову, он зажигает свечку – она любит разговаривать в полумраке, при одной единственной свече – и ставит подсвечник на подоконник. А в это время Юрий уже студент, проезжает в санях мимо этого дома.

Здесь автор рассказывает, как зарождается одно из самых пронзительных и знаменитых стихотворений Юрия Живаго – Пастернака «Зимняя ночь». Таким образом, он подчеркивает таинственную значительность этой встречи Юрия Андреевича и Лары, скрытой от них самих.

И вслед за этим в тот же вечер судьба сводит их в третий раз: Юрий Андреевич становится свидетелем неудавшегося покушения Лары на Комаровского.

Во время мировой войны Юрий Андреевич врачом попадает на Юго – Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене, и на первый взгляд в припадке болезненной беспричинной ревности, а в действительности пророчески проницая будущее, в ответном письме, «в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути».

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялась неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Просто автор еще раз – в который раз – осторожно подтолкнул их навстречу друг другу.

Сразу же Лара возникает вновь, чтобы постепенно оттеснить, мягко и властно, всех остальных персонажей. Однажды в Варыкине Юрий просыпается от женского голоса, услышанного во сне, - грудного, тихого от тяжести, влажного – и никак не может вспомнить, кому он принадлежит. Вскоре он встречается с Ларисой Федоровной в библиотеке Юрятина и сразу вспоминает: ее это был голос.

Юрий Андреевич в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его все равно охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство. Он бежит от партизан к своей Ларе, в Юрятин, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье.

Пока Юрий находился в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими деятелями старой либеральной интеллигенции – носителями религиозного сознания была выслана из Советской России. Антипов – Стрельников, как это постоянно случалось, попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Юрий и Лариса остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они ощущают себя на земле, последним воспоминанием обо всей тысячелетней деятельности человечества. В память о многих тысячах лет чудес, порожденных бесконечными тысячами людей и поколений, Юрий Андреевич и Лариса дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь.

В Юрятине над Юрием и Ларисой нависла смертельная опасность: новая власть готовилась их арестовать. И тут в который раз появляется старый искуситель Комаровский. В Приморье возникла Дальневосточная республика, призванная служить буфером между Советской Россией и внешним миром. Комаровский едет туда, чтобы занять пост министра юстиции, и зовет Юрия Андреевича и Ларису Федоровну с собой. Оба они относятся к Комаровскому настороженно – враждебно и предложение его отвергают. Вместо этого они решают спрятаться в Варыкине, и здесь начинается последний эпизод скорбного пути их любви.

Им страшно было уезжать с Комаровским, а теперь страшно в Варыкине, в заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме. Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого.

Лариса находит в себе силы просить Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память. И на краю гибели, посреди евразийских снегов, Юрий записывает старые и создает новые стихотворения – «Сказку», «Рождественскую звезду», «Зимнюю ночь» и много других. Он чувствует, что в такие минуты им говорит то, что выше его, находится над ним и им управляет, традиция мировой поэзии, звеном которой он ощущает свои стихи, из которых в свою очередь произойдет поэзия завтрашняя. А себя он ощущает только точкой приложения сил исторического развития поэзии.

Творчество Юрия трудноуловимым образом связано с его чувством к Ларе и ее дочери Катеньке, к природе и Богу. Он работает ночами. Все совершается на самом краю вечной разлуки, под угрозой гибели от волков и людей и оттого становится неразрешимо мучительным. Появляется Комаровский. Муж Лары схвачен и расстрелян, сообщает он, арест Лары – вопрос дней, если она немедленно не уедет с ним на Дальний Восток. Правительственный поезд, наполовину состоящий из международных стальных вагонов, вчера пришел в Юрятин из Москвы и завтра отправляется дальше.

И вот уже Юрий в накинутой на одно плечо шубе, сам себя не помня, стоит на крыльце, всматривается в даль и шепчет: «Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!»

Это прощание все длится и длится, переплескивает через границы прозаического текста романа и отзывается в рвущем сердце стихотворении «Разлука».

В Варыкино вдруг явился Стрельников. Комаровский в который раз солгал, обманул Лару, чтобы запугать и увезти ее. Двое мужчин, любивших ее больше всего в жизни, говорят о ней и не могут наговориться. А потом Стрельников, разочаровавшийся в революции и потерявший жену и дочь, кончает свою жизнь, ставшую вполне бессмысленной, самоубийством.

Юрий все больше опускается, ходит в обмотках, обросший многодневной щетиной и грязный. Таким он появляется в Москве и неожиданно обретает новое лицо. Он пишет тоненькие книжки философского и религиозного содержания, они расходятся среди знатоков. Юрий Андреевич как – то по инерции соединяет свою жизнь с дочерью дворника Мариной, доброй и любящей женщиной. У них родилось 2 детей. Юрий с Мариной ходили по зажиточным домам, пилили и кололи дрова. Однажды они вносили дрова в кабинет хозяина, который оскорбительно их словно не замечал, погруженный в чтение и изучение какой – то книжки. Обходя с дровами письменный стол, Юрий увидел, что это его книжечка лежит перед хозяином дома.

Лара родила еще одну дочь, дочь Юрия, и при неясных обстоятельствах ее с этой дочерью навсегда разлучили. Когда развалилась Дальневосточная республика, вырвалась, наконец, Лара из – под власти Комаровского. Через несколько лет она вернулась в Москву.

Юрию Андреевичу и Ларе суждена была еще одна встреча на земле. В 1929 году Юрий Андреевич скоропостижно скончался прямо на московской улице. А в день его похорон из далекой Сибири приехала в Москву Лариса. Судьба привела ее – или автор привел, Пастернак любил такие совпадения – в ту самую комнату, в которой стоял гроб с телом Юрия Андреевича. Их страстная любовь заслуживала еще одной, самой последней, такой трагической встречи.

Не на этой лирической, пусть трагической ноте кончается тема Лары в «Докторе Живаго». Читателя поджидает трагедия иного рода. В отстраненной, почти протокольной манере автор сообщает: «Однажды Лариса Федоровна ушла из дома и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким–нибудь безымянными номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

1 слайд

2 слайд

Роман представляет собой историю жизни Юрия Живаго, потомка одного из известных русских предпринимателей конца Х!Х века. Юрий в 10 лет остался сиротой, вырос в семье профессора Громеко, своего дальнего родственника. Юра учился в университете на медицинском факультете и однажды встретился с известным в Петербурге адвокатом Комаровским. Комаровский заинтересовал юношу своим потребительским и авантюрным взглядом на мир. Юрию стало известно, что Комаровский виноват в гибели его отца.

3 слайд

Юрий вырос в одном доме с Тоней Гордон. Когда пришло время, молодые люди полюбили друг друга, и Юрий делает Тоне предложение. Мама Тони благословила молодых. Надвигаются события Первой Мировой войны…

4 слайд

В 1914 году Юрий Живаго был призван на фронт как полковой врач. Тоня уже после его отъезда родила сына Сашеньку. На фронте Юрий встречает девушку, которую знал еще в будучи студентом. Лариса Антипова, оставив маленькую дочь на попечение тетки, тоже поступила на службу в санитарный поезд. Юрий и Лара чувствуют друг в друге поддержку и духовную близость, они становятся друзьями.

5 слайд

После серьезного ранения Живаго возвращается домой в Петербург. В городе нет ни отопления, ни электричества. Революционные события заставили Юрия с семьей и его тестя Александра Громеко выехать на Урал, где у Громеко была усадьба и дом. Ехали до Урала почти месяц. В деревне Варыкино еще можно было выжить и переждать трудное время…

6 слайд

Живаго иногда принимает больных, а в свободные минуты пишет стихи, которых он начал сочинять еще в студенческие годы. Иногда ему приходится ездить в ближайший городок Юрятин – чтобы купить в аптеке лекарства и препараты и зайти в библиотеку за книгами. Однажды в библиотеке он встречает Ларису Антипову. Лариса с дочкой Катей живут в Юрятине.

7 слайд

Между Юрием и Ларисой вспыхивают прежние чувства. И хотя Юрий понимает, что обманывает Тоню, но без Ларисы тоже не представляет своей жизни… Однажды, возвращаясь из Юрятина, Юрий был остановлен вооруженными людьми. Гражданская война добралась и до Урала. В красноармейском отряде Микулицына, куда доставили Живаго, свирепствовали тиф, дизентерия, было много раненых. Два долгих года пришлось Юрию Живаго быть военным врачом. За ним следили, опасаясь, что Юрий, не разделяющий взгляды большевиков уйдет из отряда…

8 слайд

Однажды зимой Юрию все же удалось бежать. Он с трудом добрался до Юрятина и узнал от Ларисы, что Александру Гордону и Тоне удалось с помощью знакомых перебраться за границу. Юрий понимает, что больше никогда не увидит жену и детей…

9 слайд

Некоторое время Юрий с Ларисой и Катенькой живут в Юрятине. Каждый день они живут, как последний, потому что и Юрия, и Ларису могут арестовать... Неожиданно объявляется Комаровский. Он приглашен на работу советским правительством и едет на Дальний Восток. Как он говорит, возможно, удастся уехать в Китай. Комаровский настаивает, чтобы Лариса с Катенькой ехали с ним: это единственная возможность избежать ареста.

10 слайд

Юрий отпускает Ларису, считая, что теперь их жизнь в безопасности. Сам Живаго перебирается в Москву. Его несколько раз допрашивают, но отпускают. Юрий меняет работы: пилит дрова, работает истопником, работает дворником… В свободное время он продолжает писать стихи. Юрий сближается с молодой женщиной, дочерью бывшего дворника Мариной, и Марина становится его женой.

11 слайд

В один счастливый день Юрия разыскивает его сродный брат Евграф, который при советской власти быстро пошел в гору. Евграф – военный человек, у него есть связи в Москве. Он помогает Живаго снять приличное жилье и найти работу в больнице. Казалось бы жизнь, наконец, налаживается… Однако, возвращаясь домой в один из августовских дней, Юрий Андреевич умер в трамвае от сердечного приступа.

12 слайд

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме… Прощаться с Юрием пришло неожиданно много народу… После смерти Юрия его брат Евграф Андреевич издает сборник стихов Живаго.

Луговская Елена Владимировна, МАОУ лицей № 8 имени Н. Н. Рукавишникова, г. Томск, учитель русского языка и литературыЦель: дать представление о мировоззрении Б. Л. Пастернака, отражённом в романе «Доктор Живаго», о таких понятиях, как история, человек, природа, показав их гуманизм и ценность.Задачи: Образовательная: Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:Регулятивных:— определять цель работы и способы её достижения;Познавательных:— составить представление об образе Юрия Живаго и его нравственных ценностях;— рассмотреть философско-нравственные проблемы, поднятые автором романа и определить его точку зрения на них;— определить, что для Юрия Живаго является смыслом жизни;— совершенствовать навыки анализа художественного текста;— выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, пейзажем;Коммуникативных:— развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками;— совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям;Воспитательная: — воспитывать интерес к литературе через пример классического текста;— повышать интерес к искусству декламации.Развивающая: Развивать речь учеников через вопросно-ответную систему;— развивать умение ведения дискуссии, способности выражать собственное мнение.Основные понятия темы: образ, персонаж, пейзаж, эпизод.Методы: эвристическая беседа, работа в группах, опережающие индивидуальные задания.Ресурсы: текст романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», фотопортреты Б. Л. Пастернака разных лет.Этапы урока: 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) — На предыдущем уроке литературы мы начали знакомство с творчеством Б. Л. Пастернака и его романом «Доктор Живаго», знакомились биографией Б. Л. Пастернака, с историей создания романа. Сегодня мы продолжим говорить о романе и его главном герое.2. Актуализация знаний. (10 мин) Беседа по материалам предыдущего урока.1. Какое время охватывают события романа? Что это за эпоха? (Учитель дополняет ответы учеников).События романа развиваются с 1903 по 1929 год и описывают эпоху революций, гражданской войны в России.2. Расскажите об истории создания романа (в полной версии документа)3. Чем была вызвана резко негативная реакция властей на роман?Сюжет романа построен на вымышленных героях и топографических названиях (кроме Москвы) и отражает субъективный взгляд на историю иЖизненные перипетии социально чуждого сословия - интеллигенции.4. Как первоначально назывался роман?Название романа Б. Л. Пастернак менял несколько раз. Первоначально он носил название «Мальчики и девочки», что вызывает ассоциацию со стихотворением А. Блока «Вербочки», в котором главным настроением становится вдохновение праздником Вербного Воскресения. Образ А. Блока не раз всплывает в сознании главного героя. Кроме того, роман открывается описанием подросткового восприятия жизни действующими лицами романа - мальчиков: Юры Живаго, Паши Антипова, Ники Дудорова, Миши Гордона, Патули Антипова и девочек: Нади Кологривовой, ТониГромеко, Лары Гишар.Были и другие варианты заглавия: «Смерти не будет», «Свеча горела».5. С какими прозаическими произведениями можно сравнить роман и почему?С романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (их объединяет творческая личность героя и христианские мотивы, приём «текст в тексте»: роман в романе, цикл стихов в романе), с романом М. А. Булгакова «Белая гвардия» (описание судеб главных героев из интеллигенции в истории, семейная хроника)3. Постановка целей урока (3 мин) — Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить? Определение целей урока.4. Анализ эпизодов романа (17 мин). Работа в группах по заранее подготовленным вопросам и выбранным эпизодам романа (Выразительное чтение, комментирование, обсуждение).— Как бы вы определили основные концепты романа (по определению С. Г. Воркачёва, концепт - это «вербализованный культурный смысл» [Воркачёв, 2005, с. 76-77])? («революция», «история», «природа»). Осмысление героем романа философских понятий можно соотнести с основными темами романа: «Живаго и революция», «Живаго и история», «Живаго и природа».Задания для 1-й группы к теме «Живаго и революция» 1. Каково отношение героя к революции?2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?3. Какими средствами языка выражено в следующихотрывках отношение героя к событиям?1. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох…» (ч. 5, гл. 8, с. 174).2. «Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге. Это была революция в том смысле, в каком принимали ее средние классы, и в том понимании, какое придавала ей учащаяся молодежь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку…» (ч. 5, гл. 15, с. 189).Обсуждение: Поначалу Живаго не отделяет себя от великих исторических событий, а чувствует свою сопричастность к происходящему, к творимой истории, вместе со всеми ожидает перемен в обществе.3. «Надвигается неслыханное, небывалое <…> истинно великое безначально, как Вселенная. <…> России суждено стать первым за существование мира царством социализма…» (ч. 6, гл. 4, с. 213-214).4. «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали.В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого» (ч. 6, гл. 8, с. 228).Обсуждение: Называя революцию «великолепной хирургией», герой выражает взгляд мыслящей интеллигенции на ход истории, первоначально с энтузиазмом принявшей революцию. Достаточно вспомнить В. Маяковского: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Его восхищает революция своей стихийностью, непредсказуемостью. Вместе с тем подчёркивается неотвратимость надвигающихся трагических событий с одной стороны, и та цена, которую народ России заплатил за столь кардинальные искусственные изменения. Неслучайно употреблено медицинское слово «хирургия». В словаре С. И. Ожегова: «Хирургия - отрасль медицины, занимающаяся оперативными методами лечения» [Ожегов, 2005, с. 1129]. Однако это сторонний взгляд наблюдателя, который не в состоянии изменить или предотвратить исторические процессы. Как отмечает Д. С. Лихачёв, «Живаго - это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила - стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает…» [Лихачёв, 1988, с. 4-5].5. «Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле» (ч. 11, гл. 4, с. 389).Обсуждение: Отношение Живаго к революционным преобразованием меняется, когда он осознаёт, что эти перемены связаны с убийством, смертью, насилием, жестокостью. Герой с ужасом наблюдает смерть во время боя гимназистов-восьмиклассников с партизанами и корит себя за убитого им белогвардейца: «Зачем я убил его?»6. «… во-первых, идеи общего…» (ч. 11, гл. 5, с. 391-392).Обсуждение: Неприятие революционных событий, разочарование Живаго выражены в разговоре с командиром партизанского отряда Ливерием Аверкиевичем Микулицыным. В словах героя звучит мысль о несопоставимости интересов революции и существования Вселенной и бессмысленности этой неуправляемой стихии, которая уничтожает самое ценное - жизнь. Неслучайно итогом размышлений Живаго о революции становится фраза: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром…» (ч. 8, гл.5, с. 306).Задания для 2-й группы к теме «Живаго и история» 1. Как осмысливает герой историю?2. Найдите примеры других взглядов на историю.3. Какими средствами языка выражено в отрывках отношение героя к событиям?1. «Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера…» (ч. 3, гл. 2, с. 84).Юрий Живаго впервые пытается осмыслить ход истории в студенчестве, в период выбора специальности, жизненного поприща, разделяя мнения дяди - священника Николая Николаевича Веденяпина.2. «…историю, то, что называется ходом истории, …» (ч. 14, гл. 14, с. 522).Обсуждение: Автор подчёркивает мысль о том, что истории никто не делает, она совершается помимо желания человека, насильственное вторжение в исторические процессы не приводит к улучшению жизни, не делает человека счастливым, а приносит страдания и несчастье. Человека нельзя сделать счастливым, навязывая определённые представления о счастье, вписанные в идеологическую схему. История существует обособленно, независимо от желания человека, однако у каждого может быть собственный взгляд на исторические процессы.Задания для 3-й группы к теме «Живаго и природа» 1. Проследите, когда в романе появляются описания природы и какую роль они выполняют?2. Каковы отношения природы и человека?3. Какими средствами описан пейзаж?4. Что поражает и завораживает в описании природы?1. «У выхода из лагеря и из леса, который был теперь по-осеннему гол и весь виден насквозь…» (ч. 12, гл. 1, с. 408-409).Обсуждение: Место данного отрывка в романе: Живаго в партизанском отряде, куда случайно попадает и насильно удерживается, вынужден наблюдать жестокость, насилие гражданской войны. Пейзаж предваряет бесчеловечную сцену расстрела заговорщиков. В описании природы поражает женское начало. Она живёт своей жизнью, но с другой стороны ощущается её связь с человеком. Описания природы появляются в романе не случайно, а в моменты тяжёлых душевных потрясений героя и играет роль защитницы, спасительницы, высшей силы, исцеляющей душу и помогающей пережить потрясающие своей жестокостью события смутного времени.«Темнопунцовое солнце еще круглилось над синей линией сугробов…» (ч. 14, гл. 13, с. 519).Обсуждение: Одухотворённые описания природы в романе тесно связаны с внутренним состоянием героя: с помощью красочных эпитетов, необычных олицетворений, ярких бликов и красок природы передано ощущение нахлынувшего одиночества после отъезда Лары. Живаго мысленно прощается с любовью, и живописное, близкое к поэзии (стихотворениям в прозе, вспомним «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева») описание пейзажа обостряет горе героя.«Цветным складывающимся и раскрывающимся лоскутком пролетела с солнечной стороны коричнево-крапчатая бабочка…» (ч. 11, гл. 8, с. 400).Обсуждение: Природа предстаёт одухотворённой и очеловеченной, это не безликое существо, и Живаго, умеющий видеть её красоту и поэтичность, чувствует с ней духовное родство. Как пишет Н. Л. Лейдерман, «природа у Пастернака восполняет человека, внося в его душу тот смысл и лад, которых люди лишают себя в суматохе века. И - что очень существенно - повествователь смотрит на окружающий мир глазами художника и слушает его ухом музыканта» [Лейдерман, Липовецкий, 2003, с. 55].«Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого…» (ч. 9, гл. 6, с. 330-331).Обсуждение: Особую поэтичность, умиротворение содержат описания природы, помещённые в дневник героя, который он начинает вести, приехав в Варыкино. Итак, в романе достаточно много страниц, посвящённых описанию природы, что неудивительно, так как Живаго пытается найти душевную гармонию среди хаоса и неустроенности жизни.

5. Выводы. (5 мин)

Урок литературы в 11 классе.

Цели и задачи: 1) через чтение и анализ стихотворений из 17 главы романа «Доктор Живаго» открыть знание всего текста:
а) работа с текстом; определить место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа;
б) культурологический аспект - разобрать символы романа в стихотворении «Зимняя ночь» и в книге первой части третьей в главах девятой, десятой «Ёлка у Свентицких» - образ свечи; в стихотворении «Чудо» и в книге третьей части одиннадцатой, в главе четвёртой «Лесное воинство» - образ дерева, бесплодной смоковнице;
в) взаимоотношения персонажей (этимология);
2) развить путём эвристической беседы элементы логического мышления;
3) актуализация современной жизни, примеры из произведений современников Б. Пастернака (А.А. Фурманов «Разгром» - образ Мечика) и в произведениях XIX века (Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»);
4) нравственно - этический аспект, нравственные традиции – христианские мотивы в романе, отношение к Богу;
5) значение романа «Доктор Живаго»; значение творчества Б.Л. Пастернака.
Эпиграф к уроку: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
Андрей Вознесенский.
Методы и приёмы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Материалы и оборудование: Портрет Б.Л. Пастернака, Роман «Доктор Живаго», мульти видео фильм, mp-3 песня А.Б. Пугачевой «Свеча горела», подсвечник с горящей свечой, видеофильм Дэвида Линна «Доктор Живаго» в двух частях.

План и ход урока.
Орг. момент.
Вступительное слово учителя.

***
Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывается нить
Судеб, событий,

Свершать открытья

В этом отрывке из стихотворения 1956 года Борис Леонидович Пастернак рассказывает о сути и смысле своего творчества, о желании не оставаться на поверхности явлений, а проникнуть в их сущность.
III. - Сегодня на уроке мы с вами будет работать над вершинным произведением прозы Б.Л. Пастернака - романом «Доктор Живаго». О характеристике замысла книги, данной в письме О. Фрейденберг осенью 1946 года Б.Пастернак сообщает: «Начал писать роман в прозе «Мальчики и девочки», который в десяти главах должен охватить сорокалетие 1902-1946 годов, и с большим увлечением написал четверть всего задуманного или пятую его часть Я уже стар, скоро, может быть, умру, и нельзя до бесконечности откладывать свободного выражения настоящих своих мыслей». И немного позже в письме к О. Фрейденберг писал: «Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в тоже время всеми сторонами своего сюжета, тяжёлого, печального и подробно разработанного – эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».
К концу 1947 года написано уже 10 стихотворений к будущему роману.
Роман первоначально был назван «Мальчики и девочки», потом «Рыньва» (судоходная река, упоминаемая во второй части романа), «Свеча горела» и только намного позже роман стал называться «Доктор Живаго».
В феврале 1956 года Пастернак предложил рукопись своего романа сразу двум журналам – «Знамени» и «Новому миру». Только в сентябре пришёл официальный отказ, подписанный А. Агаповым, Б. Лавреневым, к. Фединым, К Симоновым и А. Кривицким: «Дух Вашего романа – дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа – пафос утверждения, что Октябрьская революция, Гражданская война и связанные с ними последующие перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или моральноВаш роман глубоко несправедлив. Исторически необъективен и чужд какого бы то ни было понимания интересов народа » Хотя в это время Европа и Америка зачитывались романом «Доктор Живаго» - в 1957 году роман вышел в Милане, а 1958 году – в Англии, США, ФРГ и Швеции.
23 октября 1958 года секретарь Нобелевского фонда Андерес Эстрелинг телеграммой сообщил Пастернаку о присуждении ему премии и пригласил прибыть в Стокгольм 10 декабря на официальную церемонную вручения. Пастернак в ответ послал телеграмму с благодарностью: «Бесконечно признателен, тронут, горд, удивлён, смущён». Вскоре на заседании правления Союза писателей рассматривался вопрос «О действиях члена СП СССР Б.Л. Пастернака, не совместимых со званием советского писателя».
В газетах началось открытое шельмование автора «Доктора Живаго». И под давлением всего происходящего Пастернак вынужден был публично отказаться от Нобелевской премии. Но скандал не утихал. Пастернак в стихотворении «Нобелевская премия» об этом писал так:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Весной 1960 года смертельная болезнь приковала Пастернака к постели - инфаркт, а дальнейшее обследование подтвердили ещё один диагноз – рак лёгких. 30 мая 1960 года Бориса Леонидовича не стало.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, почему роман был так воспринят советской общественностью, хотя с уверенностью можно сказать, что многие современники Пастернака, участвующие в его травле, даже не читали роман, а многие вообще не были знакомы с творчеством Пастернака.
Поэзия и проза в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» образуют живое, неразложимое единство, являющее собой, по сути дела, новую жанровую форму. Поэтому на уроке нас с вами будет интересовать то поэтико-функциональное значение, которое имеет в общем контексте пастернаковского романа «тетрадь Юрьевых писаний»- поэтический цикл, являющийся семнадцатой, заключительной частью его, состоящий из 25 стихотворений.
Живаговский цикл включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953 год, чрезвычайно разнообразные по жанру и лирической тематике. Стихот-
ворения Юрия Живаго необходимо рассматривать лишь с точки зрения единства прозаического текста и поэтической частей романа, с точки зрения единства самого цикла и его соотнесённости с прозаическим текстом.
И в этом контексте стихотворения цикла выполняют две основные функции. Сущность первой определяется тем, что многие «сквозные» образы находят своё эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении цикла, то есть, являясь элементом композиционной структуры текста. Вторая функция – выявление оценочных суждений, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.
Роман о земном пути Юрия Живаго начинается со смерти матери, а завершается его смертью, похоронами. Юрий Андреевич Живаго - врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 г., после него остаются записки и среди других бумаг написанные в молодые годы, отделанные стихи, часть которых составляют последнюю, заключительную часть романа.
Юрий Живаго – доктор, но мы не видим в романе его непосредственной врачебной деятельности. Герой Пастернака – врач духовный, подобно евангельскому Иисусу, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в воскресение. Весь роман пронизан христианскими идеями. Сама фамилия героя ассоциируется с образом Христа («Ты есть сын бога живаго»: «живаго»- форма родительного и винительного падежей в древнерусском языке). Имя Юрий также символично – вариант имени Георгий (Георгий Победоносец).
С горящей свечи начинается, по сути, основное действие романа, сюжетная динамика которого, по словам критика А. Лаврова, «зиждется на сюжетных узлах, образуемых случайными встречами и совпадениями».
Давайте, прочитаем стихотворение «Зимняя ночь».

Зимняя ночь(15)
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенье рук, скрещенье ног.
Судьбы скрещенье.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле.
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Что символизирует свеча? (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного »).
- Когда в романе появляется образ свечи? (Образ свечи в романе появляется дважды. Первый раз - в метель, в морозную рождественскую ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед ёлкой у Свентицких. Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне. Лара, в намерении бесповоротно определить свою судьбу, разрешив целый узел проблем, связанных с её глубинной зависимостью от Комаровского, долгом брата Родиона и неопределённостью отношений с Пашей Антиповым, приходит к Паше в комнату с предложением как можно скорее обвенчаться. Паша, по просьбе Лары, поставил свечу на подоконник, эту свечу и видит Юрий Живаго, проезжая с Тоней на извозчичьих санках по Камергерскому. От близкого пламени свечи образуется кружок, напоминающий осознанный, направленный вовне взгляд. Образ свечи рождает в его уме первое стихотворение – "Свеча горела на столе".)
-Этот момент романа глубоко символичен, ему невозможно дать однозначную трактовку. Ясно одно: данный эпизод является одним из смысловых центров произведения, связующий воедино не только прозаическую и стихотворную часть романа, но и целый ряд аспектов его проблематики. Стихотворение «Зимняя ночь» – первое стихотворение Юрия Живаго, значит, образ свечи способствует рождению поэта.
- Свет свечи связывает Юру с Тоней и Лару с Пашей в переломный момент их судьбы: зарождаются две новые семьи, и световой лучик показывает, что связь эта не случайна.
Очередное пересечение судеб Юрия и Лары знаменуется первым приходом к нему вдохновения. Отныне Лара станет, тайно или явно для Живаго, его Музой, с этой свечи начнётся путь Живаго как поэта.
- Давайте вспомним, в каком эпизоде романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже упоминается образ свечи, как образ Бога. (В 4 части в 4 главе романа «Преступление и наказание» тоже упоминается образ свечи. Когда Раскольников приходит к Соне Мармеладовой, чтобы рассказать о преступлении, поднимается в Капернаумов дом, где живёт Соня. И долго шарит в темноте, прежде чем находит нужную дверь. И первое, что он видит в комнате Сони - на продавленном стуле – зажжённая свеча. Значит, в этой темноте, только у Сони есть свет, только у неё в квартире живёт Бог).
Давайте обратимся к ещё одному стихотворению Юрия Живаго – «Гамлет».
Стихотворение «Гамлет» (1)
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
- Ребята, прежде чем мы будем работать с этим стихотворением, давайте выясним, что обозначает слово фарисейство или кто такие фарисеи?
Фарисеи (др. - евр.) 1. Члены религиозно-политической секты, представляющие интересы зажиточных слоёв городского населения, отличающиеся фанатизмом и лицемерным исполнением благочестивых правил.
2. В настоящее время – имя нарицательное для лицемеров и ханжей. (Энциклопедия русского языка. Словарь иностранных слов.- Москва.- Мир книги.- 2003.- с. 381-382.)
Это стихотворение можно считать ключевым для всей книги, недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава романа. Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено это стихотворение, даёт ключ к пониманию всего романа. Стихотворение допускает следующие прочтения:
- само название стихотворения, как и заданная в нём ситуация неизбежности предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить, говорят о том, что это – внутренний монолог Гамлета – датского принца из одноимённой трагедии У. Шекспира;
- упоминание о фарисействе и об одиночестве героя: таким образом, вводится тема жизни как искупительной жертвы и тема начала с рождения Христа новой эпохи – начала современной истории, нашей эры;
- это стихотворение включается в идейную структуру «Доктора Живаго», позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесённости с путями Гамлета, художника – актёра, по своему положению должного до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое слово о жизни и своей жизнью подтвердившему его правоту (возможность такого прочтения подкрепляется фамилией героя – печать Бога Живаго (Откр.7,2); кстати мать Юрия звали Мария).
- но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то прояснятся особенности биографизма романа: каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора героя романа и его главного героя. Прояснятся слова, сказанные об этом произведении Д.С. Лихачёвым: «Доктор Живаго» - «духовная автобиография Пастернака». Дело здесь не в общности фактов биографии, а в общности духовного пути, выбранного однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемого лучшими представителями человечества, - пути жертвенного.
Своеобразие и стихотворения, и романа в том, что Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячной давности в современность: эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое, «как образ входит в образ, / И как предмет сечёт предмет» («Мне хочется домой, в огромность»). Этим преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдёт, будет вечно.
-Сейчас мы с вами рассмотрим ещё одно стихотворение из живаговского цикла – стихотворение «Чудо». Мы будем рассматривать проблему, поднятую в этом произведении – проблема революции и интеллигенции.
Стихотворение «Чудо» (20)
Он шёл из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мёртвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шёл с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чьё-то подворье,
Шёл в город на сборище учеников.

И так углубился Он в мысли Свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один Он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Всё перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И Он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая Мне радость в твоём столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило до тла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.
Во время одной из стычек партизанского отряда с белогвардейцами доктор, вопреки международной конвенции, запрещающей врачам участвовать в боевых действиях, взял винтовку убитого телефониста и, чтобы не стрелять в наступающих, преимущественно совсем ещё юных ребят, стал целиться в мёртвое обгорелое дерево.
-А для чего он это сделал? И что дальше произошло?
(Это дерево было настоящим спасением для атакующих, но все они не позволяли себе прятаться за его стволом и шли дальше. Но как доктор не оберегался, двух белогвардейцев он всё же ранил, а ещё одному его выстрел стоил жизни).
- Этот эпизод заключает в себе целый ряд существеннейших проблем романа. Добро-
вольное участие в бою доктора Живаго, насильно захваченного партизанами, задаёт тему интеллигенции и революции. Автор показывает, что в эпоху революционных потрясений невозможно оставаться в позиции «над схваткой»: даже подневольное положение во враждебном лагере, «пассивное» сотрудничество с одной из воюющих сторон есть уже участие в борьбе. Отдающий себе в этом отчёт Живаго, при всей его «невоинственности», осознаёт всю иллюзорность, и даже лживость позы «невмешательства»: он подчиняется логике схватки, не позволяющей кому бы то ни было оставаться в стороне.
- Ребята, давайте вспомним в каком произведении, из недавно изученных вами, очень остро поднимается вопрос интеллигенции и революции?
(Роман Александра Фадеева «Разгром». В этом романе, также как и в романе Б. Пастернака, поднимается проблема интеллигенции и революции).
- На примере двух этих романов можно выявить авторскую позицию каждого писателя, сравнив описание Мечика и Живаго (11-12 главы).
- Как Мечик попал в партизанский отряд?
(Мечик попал в партизанский отряд по путёвке от партии максималистов).
- А как Живаго попал в партизанский отряд?
(Юрий Живаго был захвачен в партизанский отряд в качестве «полезного» человека).
- Каково самоощущение Павла Мечика и Юрия Живаго в обстановке партизанского отряда?
(Оба героя «не прижились» в отряде. Если Мечик постепенно приходит в отчаяние по мере отдаления от отрядной жизни и от созданного им в воображении эталона, то Живаго не совместим с этой жизнью, так как изначально не принимает законов разыгравшейся народной драмы.)
- Оба писателя убеждают нас в том, что колеблющая часть интеллигенции в 20-е годы могла «колебаться» только в сторону неприятия «эпохи революционных боёв». Оба героя убегают из отряда. Мечик убегает, сбрасывая с плеч непосильную ношу революционного борца. Его мысли – это мысли, это начало того конца, который ведёт к преступлению, предательству. Из этого вытекает авторский приговор «чистеньким» интеллигентам, боящимся крови и только мешающий другим выполнять свой революционный долг.
Для Мечика уйти из отряда – значит предать то знамя, под которое он стал. Для Живаго это означает предаться стихии красоты и духовности, без которой для него не мыслима жизнь. Фадеев выносит Мечику такой приговор: «Всё не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается». Совсем другая тенденция проступает в позиции Пастернака: это взгляд писателя другого полюса, других измерений, ставящих художника «над схваткой» в воссоздании облика исторического Времени.
Давайте обратимся к тексту стихотворения «Чудо». В стихотворении упоминается бесплодная смоковница, испепелённая Христом.
Чтение притчи «Засохшая смоковница».
Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал сильный голод. При дороге Он увидел смоковницу. Он подошёл к ней, но, кроме листьев, ничего на дереве не нашёл. Тогда Иисус сказал дереву:
- Пусть же на тебе никогда больше не будет плодов!
Дерево сразу же засохло. Когда ученики это увидели, то удивились:
- Как это дерево могло так быстро засохнуть?
Иисус ответил:
- Говорю вам истину: если вы будете без сомнения верить, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, вы даже сможете сказать этой горе: «Пойди и бросься в море», и она вам подчинится. Если вы верите, то всё, о чём бы вы ни попросили в молитве, получите. (Слово жизни/ Новый Завет в современном переводе.- М. «Протестант».- 1992.- с.30.)
В романе Живаго стреляет по дереву, которое «было обуглено молниями или пламенем костра, или расщеплено и опалено предшествующими сражениями», имеет символический смысл и в общем целом романа перекликается со стихотворением «Чудо». Это дерево является искушением для наступающих белогвардейцев как возможность уберечься от пуль и спастись от смерти. Однако они понимают бесплодность такого поведения и предпочитают путь жертвы – путь подлинный. Единственная их ошибка – излишняя театральность, бравирование своей удалью, которая была бы простительна по молодости, если бы не вела к бессмысленным жертвам.
IV. Итог урока.
Мы ограничились анализом трёх стихотворений, но даже это служит ярким примером и доказательством того, насколько тесно взаимодействуют в романе Пастернака поэзия и проза.
«Доктор Живаго» - произведение уникальное во всех отношениях: философском, поэтико-жанровом, в плане преемственности и в плане новаторства. Поэтическое слово героя в романе – не предмет изображения, а полноправное, живое изображающее слово, дополняющее и углубляющее слово прозаическое, авторское. Органическое единство прозаической и поэтических частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный приём, но, прежде всего как символ истинного искусства – искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображённой им жизнью.
И в конце урока ещё раз обратимся к эпиграфу, к словам Андрея Вознесенского о Борисе Пастернаке: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
На мой взгляд, эти слова как нельзя лучше характеризуют личность и творчество Б.Л. Пастернака. Каждое столетие рождает своего гения: в XIX веке – это А.С. Пушкин, а в XX веке – это, безусловно, Б.Л. Пастернак. И закончить урок мне бы хотелось стихотворением
***
Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывается нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях. О грехах,
Бегах, погонях.
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях,

Я вывел бы её закон.
Её начало,
И повторял её имён
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд.
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.

Оформление на доске:
Тема урока: «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л.Пастернака.

«Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
Андрей Вознесенский.

Юрий Андреевич Живаго свеча Лара Гишар
Живаго = Иисус Христос Гишар = тюремное окошко
Юрий = Георгий Победоносец Лариса = чайка Тоня Громеко – сын Шура Павел Антипов – поездка на дочь Катя Урал, учительствовать, дочь
Катя
война
госпиталь – Февральская революция
дочь Танька Безочерёдова

Смерть Юрия Живаго, неизвестна судьба Лары Гишар
Смерть матери Юрия Живаго

Урок литературы в 11 классе.

« Ты есть сын Бога живаго»

Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»

Стихотворения Юрия Живаго.

1.Обратить внимание учащихся на жанровое своеобразие романа, неразложимое диалектическое единство поэзии и прозы.

2.Помочь ребятам понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

3.Определить роль поэтического цикла в романе:

Стихотворение « Гамлет»

Стихотворение «Гефсиманский сад»

Стихотворение « Зимняя ночь»

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: урок- семинар

Ход урока

IОрганизационный момент. Определение целей и задач урока, его места и значения в системе уроков по роману Б. Пастернака.

Слайд «Тема урока»

Я окончил роман, исполнил долг,

завещанный от Бога.

(из письма Пастернака В.Шаламову)

IIУрок – семинар.

Слайд « Портрет Б. Пастернака. Эпиграф»

Обсуждение, объяснение эпиграфа.

Вопросы для обсуждения в ходе урока:

Слайд « Ход урока»

  1. Тематика и проблематика романа.

Человек и революция

Человек и мир

Человек и история

Человек и природа

Человек и его отношения с жизнью и смертью

  1. Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»

Христианские идеи

Символы

3. Анализ стихотворений.

а) « Гамлет»

б) « Зимняя ночь»

в) « Гефсиманский сад»

Слово учителя. Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, являющейся не признаком безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой- выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, видит мир по- своему и не подстраивается ни под кого. Он личность. Идея романа- христианская идея свободной личности.

Вступительная беседа:

Случайно ли идея жизни стала главной в романе?

В чем прежде всего проявляется идея жизни в романе?

В чем жизнь проявляется наиболее ярко?

Что такое Россия для Живаго?

Итак, что является главным для героя в жизни? (идеи христианства, идеи свободной личности и идея жизни как жервтвы)

Слайды « Библейская тема»

С кем ассоциируется фамилия героя? (с образом Христа)

Символ, заключенный в имени главного героя? (Юрий- вариант имени Георгий, Георгий- Победоносец)

Учитель. Ю.Живаго почти не принимает непосредственного участия в событиях, но понимание им жизни, всего происходящего основано на христианских ценностях.

Основа сюжета- евангельская драма духовного выбора и крестной жертвы.

В центре размышлений героя триада: « жизнь- смерть- воскресение»

Творчество- « Слово Божие о жизни»

Слайды « Иисус Христос»

1 группа. Комментарий к « проповеди Веденяпина»(ч.1, гл.5)

- В каких произведениях 20 века вы встречались с подобным пониманием Бога?

(М.Булгаков « Мастер и Маргарита»)

2 группа. Какое значение в романе играет хронология событий?(сюжет в масштабе вечности)

3 группа.Элементы церковнославянской лексики, отсылки к Священному писанию, к евангельским текстам и их роль.

4 группа. Образ Христа и героя романа. Сопоставление.

Учитель . Кончается ли роман смертью доктора Живаго?(Нет, он кончается стихами) Как вы думаете, почему?

(Стихи - это то, что не может умереть)

Стихотворения Юрия Живаго.

Слово учителя. Поэзия и проза в романе образуют живое, неразложимое единство, новую жанровую форму. Поэтому можно говорить о жанровом новаторстве Пастернака. Итак, какое же значение в общем контексте романа имеет « тетрадь Юрьевых писаний»?

Сообщение ученика о живаговском поэтическом цикле. (готовится заранее)

Слово учителя. Итак, поскольку идеал героя романа и его автора спроецирован на « вечный образ», то лучше всего его рассмотреть на

« Стихотворениях Юрия Живаго»

Каким стихотворением открывается семнадцатая, стихотворная глава произведения?

Слайды «Гамлет». Ученик читает стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения « Гамлет»

Почему цикл открывается именно этим стихотворением?

Своеобразие стихотворения. « Гамлет» Пастернака и « Я- Гамлет» А.Блока

Каким образом стихотворение включается в контекст мировой культуры?

Какую формулу Шекспира заставляет вспомнить это стихотворение?

(« Весь мир- театр, и люди в нем актеры»)

Что общего в судьбе Гамлета и Юрия Живаго?

Реализация домашнего задания. Сравнение монолога Гамлета

(В. Шекспир «Гамлет»,акт 1,3)с размышлениями лирического героя стихотворения. Евангельская реминисценция.

Учитель. В этом обращении(Да минует меня чаша сия!) перифраз молитвы Христа в Гефсиманском саду.

Слайды « Гефсиманский сад». Ученица читает отрывок стихотворения.

Анализ стихотворения « Гефсиманский сад»

Какое место занимает это стихотворение в поэтической тетради?

Дайте свою интерпретацию стихотворения.(для Живаго следовать Иисусу Христу значит идти избранным путем страданий, обрести Вечность)

Скрытая полемика с поэмой А.Блока « Двенадцать».

В каких произведениях литературы 20 века вы побывали вместе с автором в Гефсиманском саду? (М.Булгаков « Мастер и Маргарита», сцена убийства Иуды)

Почему именно это стихотворение завершает книгу лирики Юрия Живаго?

Слово учителя. Существует предположение, что стихотворение «Зимняя ночь»- первое стихотворение Юрия Живаго. Предположение это интересно и в общем соответствует духу романа, его символике.

Ученица читает стихотворение.

А теперь послушаем песню на слова этого стихотворения.

Слайды « Зимняя ночь».

- Определите значение образа-символа свечи по роману и Библии.

(9, 10 главы первой части- канун праздника Рождества Христова. Именно в это время Юрий шепчет про себя: « Свеча горела на столе. Свеча горела…». Он надеялся, что продолжение придет само собой без принуждения. Оно не приходило. Символика свечи восходит к словам в Нагорной проповеди «…зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» Образ- символ горящей свечи проходит через все повествование, таким образом как бы скрепляет соответствующие части романа)

Какой второй основной образ присутствует в стихотворении?(метель)

Что может человек противопоставить враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве?(человеческие чувства)

В каких строчках поэт утверждает: метель бессильна? В чем сила финальной строфы стихотворения?

Философские стихи и привычные слова. Бытие и быт.

Как звукопись передает стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель?

Какие тропы использует поэт? (эпитеты, сравнения)

Словесное построение текста (нет глаголов, обозначающих действия героев)

Почему критики определяют это стихотворение как сплав философской и любовной лирики?.

Обобщение. Каково значение «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа?

Видеофильм « Б. Пастернак» (отрывок)

Подведение итогов урока.

Какими словами заканчивается роман, каково ваше мнение по поводу финала?

Д.З.1. Лирика Пастернака в оценке критиков, привести примеры высказываний М.Цветаевой,Р.Якобсон, Л.Озерова, А.Синявского, Д.С.Лихачева и др.

2. Продумать темы сочинений по творчеству Б.Пастернака, по одной из тем подготовить тезисный план.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Лучшие статьи по теме