Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Шемякин пороки. Михаил Шемякин: про уродов и людей

Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки… Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей.
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков…
Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России.

Памятник «Дети - жертвы пороков взрослых» состоит из 15 фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами окружены сонмом трехметровых монстров с головами птиц и животных. Это аллегория наркомании, проституции, воровства, алкоголизма, невежества, лжеучёности, равнодушия, пропаганды насилия, садизма, беспамятства, эксплуатации детского труда, нищеты, войны. Скульптор пояснил, что именно так принято изображать пороки.

Работу Шемякина много критиковали и даже называли памятником порокам. Говорили, что скульптура вредна для детской психики, хотя дети с интересом рассматривают памятник на Болотной площади. А после покушения вандалов скульптуру Шемякина обнесли забором и открывают доступ к ней с 9 утра до 9 вечера.

Необычный Памятник — Дети — Жертвы Пороков Взрослых (Москва) – скульптурная композиция. Это — своеобразная аллегория борьбы со злом и общественными пороками. Памятник установили в сквере на Болотной площади. Ближайшие станции метро – «Боровицкая», «Полянка», «Третьяковская».

Автор

Скульптурная композиция — работа известного художника и скульптора Михаила Шемякина.

О Шемякине М.М.

Михаил Михайлович Шемякин, 1943 года рождения, уроженец г. Москвы, - советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Народный художник Кабардино-Балкарии. Народный художник Адыгеи. Почётный доктор ряда высших учебных заведений.

Время установки

Скульптурную композицию установили в 2001 году.

Описание памятника

Памятник состоит из 15 скульптур. В центре композиции изображены двое детей с завязанными глазами. У их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и «Сказки» Александра Пушкина. Фигуры детей окружают скульптуры в виде антропоморфных монстров, олицетворяющих пороки взрослых.

Вот перечень этих пороков:

  • Наркомания
  • Проституция
  • Воровство
  • Алкоголизм
  • Невежество
  • Лжеучёность
  • Равнодушие
  • Пропаганда насилия
  • Садизм
  • Позорный столб для тех, кто без памяти
  • Эксплуатация детского труда
  • Нищета
  • Война

Идея памятника

«…Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься…» (М.Шемякин).

В результате реализации этой идеи появилась упомянутая неординарная скульптурная композиция.

Творчество Шемякина вообще вызывает у меня неоднозначные чувства, но вот эта скульптурная композиция зацепила. Детишки с завязанными глазами, тянущиеся друг к другу - к чистоте, невинности, добру. А вокруг них - уродливые, гротескные изображения человеческих пороков, бросающих на них тень, не пропускающую лучи света. Страшный памятник, при ближайшем рассмотрении вызывающий леденящее ощущение, сжимающее сердце, и мороз по коже. Даже в самый солнечный день здесь кажется, что над головой сгустились тучи. Единственное светлое пятно композиции - дети, вокруг которых сжимается порочный круг с единственным выходом - к посетителям композиции, намекна то, что только мы, мы сами можем уберечь наших детей от пороков современного общества:


Памятник установлен на Болотной площади в сентябре 2001 года ко Дню города, изготовлен по заказу Лужкова. Сам художник вспоминал об этом так: Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: Изобразите порок "детская проституция" или "садизм" (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей. Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осёл, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков"
.

Итак, тринадцать человеческих пороков, представляющих угрозу для детей в современном мире, по версии Шемякина/Лужкова:

Наркомания — неприятная, с заискивающей улыбкой физиономия лысого мужчинки со сломанными крыльями, протягивающего шприц.

Проституция — раскрывающая объятия фигура женщины с головой лягушки.

Воровство — фигура мужчины с головой свиньи, уносящего мешочек с деньгами.

Алкоголизм — карикатурное изображение сидящего на бочке с вином Бахуса, держащего в руках кубок
.

Невежество — фигура осла в тельняшке с погремушкой в руках.

Лжеучёность — карикатурное изображение Фемиды со шлемом на глазах, моделью атома и двуглавой марионеткой.

Позорный столб для тех, кто без памяти, в виде стилизованной гильотины. Для тех, кто забывает свои обещания, не успев их произнести, а также страшные уроки прошлых лет и поколений, не вынося из них уроков и не делая выводов.

Эксплуатация детского труда — фигура фабриканта с птичьей головой.

Нищета — изображение старухи, просящей милостыню.

Война — фигура рыцаря в доспехах, с крыльями и в противогазе, держащего бомбу. Этакий ангел смерти:
.


Пропаганда насилия — фигура торговца оружием.

Садизм — фигура в рясе с головой носорога.

Равнодушие — многорукая фигура в «футляре» наподобие саркофага, занимает центральное место в композиции. Ибо, действительно, пожалуй, один из самых страшных пороков, дающий возможность процветать всем остальным:
.


Обращаясь к будущему зрителю, Михаил Шемякин написал так: "Дети-жертвы пороков взрослых" задумывалась и осуществлялась мною как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Многие годы утверждалось и патетически восклицалось" "Дети-наше будущее!" Однако, для перечислений преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы,которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России".

Памятник Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Установлена на Болотной площади 02 сентября 2001 года. Проект установки скульптурной композиции выполнен архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым.
Скульптурная композиция включает в себя: фигуры детей – мальчика и девочки, которые застыли в движении с завязанными глазами, у их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и А.С. Пушкин «Сказки», полукругом расположены фигуры, олицетворяющие пороки или зло современного мира - наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лженаучность, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, орудие пытки с подписью «для беспамятных…», эксплуатация детского труда, нищета и война.

Вот что говорил сам Михаил Шемякин об истории создания памятника:
"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей.
Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осел, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков".

Это одна из любимых моих скульптур в Москве. Можно сколько угодно спорить о том как Шемякин реализовал задуманное, многие даже говорят, что это памятник не детям – жертвам пороков, а самим порокам, было много споров о том, что нельзя устанавливать такой «ужас» в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и т.д.
Но, я считаю, что эта скульптурная композиция несомненно - талантливое произведение, сила подачи идеи автором, откровенность и честность, с которыми не все хотят сталкиваться, отчасти и поэтому вызывающие отторжение. Кроме того, аллегорические фигуры, олицетворяющие пороки, с точностью передают те эмоции, которые данные пороки вызывают. Единственно в чем я не согласна с автором – дети не рождаются ангелами, они растут, обретают психику, социальные нормы и устои с возрастом и поэтому очень важно, чтобы рядом с детьми был по-настоящему взрослый значимый человек, а если этого нет, то дети растут, стареют, но не взрослеют, и появляется то самое зло, которое нас окружает, поэтому я бы уточнила название скульптуры: «Дети – жертвы пороков неповзрослевших взрослых».

Год установки: 2001
Скульптор: М. М. Шемякин
Архитекторы: В. Б. Бухаев, А. В. Ефимов
Материалы: бронза, металл, гранит

4 июля 2014, 14:23

Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади была торжественно открыта в День города - 2 сентября 2001 г. Она состоит из 15-ти фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами изображены в окружении целого сонма трехметровых аллегорических монстров - жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб. Как пояснил скульптор, именно так по исторически сложившейся традиции принято рисовать пороки.

Все 13 скульптур пороков подписаны на русском и английском языках и установлены в следующем порядке: "наркомания" (drug addiction), "проституция" (prostitution), "воровство" (theft), "алкоголизм" (alcoholism), "невежество" (ignorance), "лжеучёность" (irresponsible science), "равнодушие" (indifference), "пропаганда насилия" (propaganda of violence), "садизм" (sadism), "для беспамятных..." (for those without memory...), "эксплуатация детского труда" (child labor), "нищета" (poverty), "война" (war).

Композиция задумана автором, Михаилом Михайловичем Шемякиным, как аллегория борьбы с мировым злом. Обращаясь к будущим зрителям, М.М. Шемякин написал: "Скульптурная композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: "Дети - наше будущее!". Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".

В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них - упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом обступают фигуры, символы пороков взрослых, - Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (возвышается над остальными фигурами и располагается в центре, занимая центральное место среди остальных пороков в композиции), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.

Памятник был создан по инициативе и заказу тогдашнего мэра Москвы Ю.М.Лужкова. В прессе были упоминания о том, что Лужков проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и даже лично, внезапно вскочив из-за стола во время встречи с ним, продемонстрировал скульптору своё видение позы одной из фигур ("Садизм"), встав в соответствующую позу, которая в результате осталась в металле.

Увидев эскиз, Лужков заявил, что ей не хватает экспрессии, и, выбежав из-за письменного стола, изобразил, как выразился Шемякин, "экспрессию носорога". Я посмотрел на макет и понял, что это была аллегорическая фигура "Садизм".

Лучшие статьи по теме