Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Григорий мелехов характеристика героя краткая. «Григорий Мелехов» был расстрелян

Создавая образ Григория Мелехова, главного героя романа «Тихий

Дон», М. А. Шолохов добивается художественной цельности в изображении его поступков, мыслей и чувств, насколько бы ни были они разными и противоречивыми. Основа личности Григория – это совершенная правдивость перед самим собой, непосредственность, бескомпромиссность. Он не умеет скрывать своих чувств. И эта черта характера неоднократно приводит его к столкновению с окружающими. Но при всей своей сложности и противоречивости Григорий Мелехов остается цельным, верным самому себе, своим мыслям, идеям, убеждениям.

Писатель не обосабливает своего героя, не отделяет от остальных казаков. Хорошо зная историю донского казачества, Михаил Александрович показывает читателю быт и нравы этих людей. Донские казаки, не знавшие крепостного права, были особым типом крестьянства. Казаки отличались от крестьян не только тем, что с малых лет их готовили к военной службе, с детства воспитывали смелость, лихость, находчивость. Царское правительство культивировало среди казаков чувство сословной обособленности, презирая к «мужику» и «городскому» - рабочему. Из них воспитывали верных «царю, престолу и отечеству» слуг.

Казачья семья строилась на патриархальных началах. Отец был старшим в ней и полновластным хозяином в доме. По его просьбе сход мог публично выпороть непослушного сына. С детства казак должен был впитать боязнь ослушания. Послушание, почтение к старшим воспитывались не только в детстве, но внушались и на военной службе. Так, казакам старших годов службы давалось право наказывать молодых казаков.

Среда, которая воспитала и взрастила Григория Мелехова, всесторонне показана в «Тихом Доне». Это, прежде всего, конечно же, семья Мелеховых – дед Григорий Мелехов, который привез из Турции пленную турчанку. «С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато – красивые Мелеховы, а по-уличному – Турки.»

«…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хотя на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулиться Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.»

Как жила семья середняков Мелеховых, видно из слов её главы Пантелея Прокофьевича: «…у нас и без нынешнего урожая года на два хлеба хватит. У нас, слава богу, и в закромах его по ноздри, да ишо кое – где есть». Но Мелеховы – прежде всего трудовая семья. Изображая ее, М. А. Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжкой доле женщины, ни о собственнических повадках под крышей мелеховского куреня. Но, несмотря на то, что своенравный хозяин утверждал свою власть с помощью костыля, в семье царила атмосфера дружбы, взаимной заботливости, любви. В доме обитали фактически три семьи, но между ними не возникало столкновений, не вспыхивало ссор, которые разрушали бы семейные отношения.

Не только верностью патриархальному укладу, но и духом вольнолюбия, гордой непокорности были известны Мелеховы. У истоков повествования о них – овеянная романтикой трагическая история Прокофия, который не пожелал подчиняться хуторским порядкам и стал жертвой предрассудков. И Пантелей Прокофьевич, и его дети, и даже внуки изображаются как люди высокой человеческой полноценности.

Изображение трагической судьбы семьи Мелеховых – одно из

наибольших художественных достижений в романе Шолохова. История семьи Мелеховых - это, в сущности, история того, как разрушались устои социальной несправедливости в старой деревне. На тихом Дону пробудились и встретились непримиримые течения. Могучие удары сотрясают мелеховский дом. Чувствует Пантелей Прокофьевич, как неведомые и пугающие своей новизной силы рвут корни, навечно, казалось, соединившие казачество с монаршей, с атаманской властью. Бьется, не в силах вырваться из круга обступивших его противоречий, Григорий.

Во всей современной мировой литературе не найти фигуры столь же выразительной, сколь и противоречивой. Столь же приковывающей к себе взоры читателей и побуждающей их, оглядываясь вокруг, искать Григория Мелехова среди людей невымышленных, живущих.1

Григорий Мелехов рос в обстановке преклонения перед казачьими воинскими доблестями. В церковь, на станичный сход шли казаки в мундирах с погонами, при всех знаках отличия. Георгиевские кресты, медали вызывали почтение, глубокое уважение, и это почтительное отношение к званиям, царским наградам внушалось с детства.

«Ты служи, как полагается, - внушал отец Григорию, призванному перед империалистической войной в армию. За царем служба не пропадет». И подписывал письмо: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов». Отец был не просто отцом, но и старшим урядником. Это воинское звание, по глубокому убеждению Пантелея Прокофьевича, обязывало к дополнительному уважению.

Труд был потребностью Григория, он не мыслил свою жизнь вне работы. И не раз во время войны с глухой, хватающей за сердце тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В Григории с детства воспитывались человечность, любовь к земле, природе, животному миру. На покосе Григорий случайно перерезал надвое птенца, поднял его, «с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони».

Григорий Мелехов до войны и революции, всколыхнувшей всю страну, не задумывался над социальными вопросами. Он любит свою семью, свой курень, привязан к родному хутору. У него никогда не возникало чувства неприятия того жизненного порядка, в котором он вырос. Даже разрыв с семьей и уход в батраки не отдалили Григория от хуторской жизни. А когда Аксинья предложила бросить все и уйти на рудники, на шахты, «далеко», Григорий

В тяжелой семейной драме, в мелочах обыденной жизни, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости, сознание достоинства своей человеческой личности, сильная, страстная любовь по всем неисчислимым проявлениям жизни. И естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко, мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру. У Григория рождается чувство неприятия империалистической войны, смутное сознание ее бесцельности, губительности…

Григорий, как и все казаки, человек земледельческого труда, наделен чувством нерасторжимо крепкой связи с окружающим миром жизни, он чутко восприимчив ко всему прекрасному. Свойственное Григорию чувство понимания человека раскрывается и в истории его отношений с Аксиньей и Натальей. Любовь к гордой Аксинье, огневая, губительная красота которой не блекнет с годами, жизни С Натальей – прекрасной женщиной другого склада, верной и любящей женой – матерью – помогают нам многое уловить, понять в Григории.

Григорий – человек сильных страстей, решительных поступков и действий. Его любовь к Аксинье, полная драматических превратностей, потрясает своей силой и глубиной. Вернувшись после ранения в отпуск из госпиталя, Григорий узнает, что Аксинья «спуталась» с молодым Лисницким… Страшно и жестоко избил Григорий, простой казак, пухлогрудого сотника, бросил Аксинью, вернулся на хутор, в родной курень. Но ни измена Аксиньи, ни жизнь с Натальей, ни дети не угасили сильного, страстного чувства. В долгие фронтовые ночи вспоминал он, тосковал об Аксинье.

Григория отличает развитое чувство собственного достоинства, сознание себя полноправным человеком. В классовом обществе, построенном на подчинении и угнетении одних другими, оно неизбежно должно было приводить и приводило к резким столкновениям.

Во время призыва группа офицеров осматривала снаряжение казаков – новобранцев. Офицеры – белоручки вызывают враждебное чувство у Григория. Пальцы его, «шероховатые и смуглые», прикоснулись к «белым, сахарным пальцам» одного из офицеров. Тот отдернул руку и, брезгливо морщась, вытер о подкладку шинели. Со злой улыбкой смотрит Григорий на офицера, и тот, столкнувшись взглядом, не выдержал, закричал: «Как смотришь? Как смотришь, казак?» Этот же Григорий, когда возле колодца налетел на него с кулаками вахмистр, со страшной силой ненависти говорит: «Вот что… ежели когда ты вдаришь меня – все одно убью! Понял?» И вахмистр поспешно отошел от Григория.

В серых буднях армейской службы Григорий остро чувствует «неперелазную немую стену» между собой и нарядными офицерами – бездельниками. Это чувство человека – труженика, который кормиться трудом рук своих и, не сознавая классового деления общества, тем не менее отчетливо понимает, что помещики, офицеры – люди другого мира, и презирает этот стоящий над ними мир тунеядцев и бездельников. Эти чувства будут расти в Григории и в годы гражданской войны не раз прорвутся тяжелой, опаляющей ненавистью к угнетателям и дармоедам.

Григорий всегда готов вступиться за попираемое достоинство человека. Он бросается на казаков, насиловавших горничную Франю, те связали его, пригрозили убить. И когда офицер на осмотре спросил, почему оторвана пуговица на его шинели, Григорий, вспомнив, что произошло в конюшне, впервые за долгий период времени едва не заплакал от стыда и сознания своего бессилия. Таким застает Григория Мелехова империалистическая война.

Кажется, многое мы узнали о Григории из той бытовой обстановки, В которой жили он и его семья, из тех сложных и запутанных отношений, которые сложились у него с Натальей и Аксиньей. Как живой стоит перед нами смуглый казак с угрюмым, звероватым взглядом, вспыльчивый до безрассудства, гордо оберегающий свое человеческое достоинство, решительный, резкий, нежный и грубый… Недюжинная сила ощущается в его сутуловатой фигуре, в быстром взгляде, а ловкой трудовой ухватке, в лихой казачьей посадке. И все же известная неполнота будет в наших представлениях о Григории Мелехове до тех пор, пока мы не уясним, что думал он о войне, с какими представлениями о характере ее смысле был ввергнут он в кровавую пучину боев.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат – большевик Гаранжа. Под пламенной силой и правдой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория. «Подгнили эти устои, ржавью подточила их чудовищная нелепица войны, и нужен был только толчок. Толчок был дан, проснулась мысль, она изнуряла, придавливала простой, бесхитростный ум Григория». Страшной показалась Григорию правда о ненужности войны, открытая ему Гаранжой. Сон уходит от него, Будит Григорий ночью Гаранжу, гневно и тревожно спрашивает: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Григорий бьется над вопросом: как же прекратить войну? «… Все вверх ногами надо поставить?.. А при новой власти куда денешь?.. Войне чем укорот дашь?..» На все отвечал Гаранжа. И Григорий, расставаясь с ним, взволнованно благодарил: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и … злой!»

Нельзя недооценивать значение первой политической школы Григория. В полной мере сказалась она в первые месяцы после Октябрьской революции, когда Григорий, став на сторону большевиков, повел за собой казаков против белогвардейцев.

Пусть недолго владела им правда, открытая Гаранжой, все же дала она сильнейший толчок небывалым размышлениям, чувствам…

Григорий едет на побывку домой. Недовольство войной, ярость против тех, кто гнал людей на убой, соединившись с оскорбленным личным чувством, прорвались в сцене жестокого избиения Листницкого. Семья, хутор, замаслили его растревоженное сердце, заласкали почетом, неприкрытой лестью. Как же, первый в хуторе георгиевский кавалер приехал на побывку! Старики беседовали с ним как с равным. Григорий ловил на себе почтительно – изумленные взгляды, на его поклон снимали шапки, не скрывали восхищения бабы и девушки. Внимательно, почти заискивая ухаживали за ним в семье. Гордо по дороге на майдан или в церковь вышагивал рядом с ним Пантелей Прокофьевич. Ну как было не закружиться бедной голове! Такой почет выпадал не каждому. В туманной дали воспоминаний меркла большая правда, открытая Гаранжой, забывалась суровая горечь его слов. Нерушимым казался порядок, установленный извечно, понятия о казачьей чести, воинской доблести, воспитанные всей жизнью, приобретали вновь свою волнующую первозданную ценность. «Пришел с фронта Григорий одним человеком, а ушел другим. Не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берег свою казачью славу…» И этот Григорий «ловил случай высказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны».

С началом такого исторического события, как война, чреватого самыми серьезными и неожиданными последствиями, в обстановке назревания революционного кризиса важно было выяснить, вывести на первый план социально – политические чувства Григория. М. А. Шолохов сталкивает Мелехова с людьми резко выраженных противоположных социальных симпатий и антипатий. Казак Чубатый и солдат Гаранжа, словно лакмусовые бумажки, способствуют проявлению разных черт в образе Мелехова.

С Чубатым свела Григория на фронте империалистическая война. Чубатый исповедует отвратительную и убогую философию ненависти и презрения к человеку. Вот уж в ком полно выразился тот идеал казака – рубаки, верного слуги «царя, престола и отечества», который был так люб господствующим классам царской России! Григория, который с обостренной болезненностью вспоминал убитого им австрийца, Чубатый цинично поучал: «Человека руби смело… Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело – рубить не спрашивая… Животную без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, - а человека уничтожай. Поганый он, человек… Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба – поганки». Григорий поначалу враждебно относился к Чубатому. Он стреляет в Чубатого, когда тот ни за что ни про что срубил взятого в плен мадьяра. «Убил бы тебя – одним грехом на душе меньше стало», - прямо и открыто говорит Григорий впоследствии, когда Чубатый напомнил о стычке.

Тот бессознательный гуманизм, который был впитан с молоком матери – труженицы, побеждал в душе Григория разрушительную философию Чубатого. Очевидная бессмыслица войны побуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство. Тем самым писатель как бы подводит Григория к встрече с Гаранжой, к восприятию большой человеческой правды. Демократизм, гуманизм одерживают в Григории на какое - то время победу над собственническими и сословными предрассудками.

Начинаются напряженные поиски Григорием великой правды, пригодной для всего народа. Создавая этот образ мятущегося искателя правды, писатель раскрыл в нём сложную тему трагедии человека, которого искалечили силы прошлого, опутавшие и ослепившие его на трудном пути.1 Впоследствии он откажется от этих поисков как от наивных детских мечтаний и будет думать, искать правду, пригодную лишь для казаков. Домой из госпиталя Григорий едет твердо уверенным в том, что он знает, где, на какой стороне живет в мире правда.

После возвращения из дома, отдохнувший, пропитанный вновь своим, «казачьим», Григорий близко сходиться с Чубатым. Между ними больше не возникает стычек и ссор. Влияние Чубатого сказалось на психике и характере Григория. «Пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце Григория. И мы вдруг совершенно отчетливо ощущаем ту ужасную связь, которая существует между устоявшимся веками казачьим бытом и античеловеческой, вырожденческой философией Чубатого. Семья Мелеховых, обстоятельства их жизни и Чубатый чем–то весьма существенным соприкоснулись в читательском восприятии…

Писатель сравнительно мало освещает фронтовую жизнь Григория после возвращения из дома. Об этом сказано или в общих словах, или в воспоминаниях Григория. М. А. Шолохов сосредотачивает внимание на внутренних превращениях героя. «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства». Это как бы итог того, с чем Григорий – человек пришел к революции.

Но Гаранжа заронил живое семя в его душу. Не забылись слова умного, злого соседа по больничной палате. Григорий однажды изложил Чубатому

Поиск смысла жизни, своего пути

Великая Октябрьская революция, Гражданская война поставили перед Григорием Мелеховым, как и перед всем казачеством, вопрос: с кем идти и куда идти?

Большевики несли мир исстрадавшейся стране. Большинство казаков – фронтовиков, истомленных войной, стало на сторону большевиков. В их числе оказался и Григорий Мелехов.

Григорий пришел к революции со слабыми, неразвившимися симпатиями к большевикам. Твердых политических убеждений у него не было, не будет их и на всем протяжении гражданской войны. Но события, связанные с восстанием, имели определяющее значение для всей дальнейшей судьбы Григория. Необходимо было показать Мелехова со всех сторон: отношение к нему казаков, мучительные сомнения в правильности выбранного пути, поведение в бою матросов, любовь к Аксинье, горе после смерти Натальи… Самохарактеристики, выступающие на первый план в психологическом анализе, психологическая значимость событий должны были передать напряженную внутреннюю жизнь Григория, поиски им правильного пути.

Соединение казаков – повстанцев с белыми обостряет в Григории понимание несовместимости интересов казачества с целями контрреволюционного движения. Следует целый ряд сцен: стычка с Фицхалауровым, возмущение англичанином – офицером. В этой цепи событий писатель раскрывает нарастающую антипатию Григория к белогвардейцам, показывает глубокую связь стихийного патриотического чувства с трудовой природой Мелехова. Враждебное отношение к «кадетам» проявляется в самой резкой форме: отказ выполнять приказы Фицхалаурова, отмена боевой задачи Ермакова.

Дальнейшее пребывания Мелехова в белой армии становится неинтересным. И не случайно Шолохов почти ничего не говорит об этом периоде жизни Григория. С ним не связано ни одного события. Больного тифом его привозят домой накануне контрреволюционного движения. Фактически он уже не принимает участие в борьбе. Он следует вместе с отступающими не в составе воинской части, а сам по себе. Он как бы со стороны наблюдает разложение, развал армии. Ночью, в степи, вслушиваясь в старинную казачью песню, которую пел проходивший мимо кавалерийский полк, повторяя про себя ее слова, Григорий со щемящей тоской, со слезами переживает весь позор бесславной борьбы против русского народа. Это одно из тех событий, которые подготовили Григория к переходу на службу в Красную Армию.

Последовательность событий вскрывает внутреннюю логику поступков Мелехова, закономерность его судьбы. В соответствии с правдой бурной революционной эпохи писатель все время ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия. Всякий раз Григорию приходиться выбирать из двух: жизнь не даст ему возможностей уклониться от решений. Выжидать, прятаться он и сам не умел, да и не хотел. Создается цепь поступков, крепко связанных, обуславливающих друг друга. Внешне он попал в какой–то заколдованный круг: на войне стал офицером; за это красноармейцы одного из полков, вошедших в Татарский, едва не убили его; он бежал; затем вновь ему пришлось скрываться от ареста; примкнул к восстанию.

Последовательность поступков, их характер вскрывают сочетание объективных и субъективных факторов в судьбе Григория Мелехова. М. А. Шолохов достигает здесь полного слияния правды истории и правды характера. Именно в этом слиянии величайшая художественная убедительность и достоверность образа Григория Мелехова. Колебания его, перелеты с одной стороны на другую в годы гражданской войны были неизбежны. Мучительные поиски пути, по которому следует идти далее, продолжаются. «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «… К кому же прислониться?»

Но жизнь не один раз давала Григорию возможность выбора. Перед казнью Подтёлкова он мог уйти в Красную Армию, не ушел и оказался в лагере белоказаков; в период восстания мог повиниться вовремя перед советской властью, не сделал этого и докатился с разбитой белой армией до моря; в Красной Армии мог дослужить до конца войны, но вернулся в хутор, в тяжелую обстановку назревшего антисоветского восстания, и оказался в банде Фомина. В критике была высказана мысль о том, что, приведя Григория Мелехова в банду Фомина, писатель казнил своего героя зрелищем кровавой пародии на идеалы, которые он некогда исповедовал и защищал с оружием в руках в дни вёшенского мятежа.1

Четвертый том «Тихого дона» - книга итогов. Каждая сцена, картина, деталь исполнены здесь глубокого смысла и значения. Они отобраны и оценены с той мерой художественного такта, целесообразности, которая не допускает ничего лишнего, ненужного. Шолохов держит читателя в предельном напряжении.

В восьмой части «Тихого дона» демобилизированный из Красной Армии Григорий возвращается домой. В бурной, поблекшей осенней степи вспоминает он далекое детство, мечтает о мирной жизни, о счастье с Аксиньей.

Мы его давно не видели. Простились мы с ним в Новороссийске, когда на встречу Григорию и его спутникам, тоже участникам Верхнедонского, выехал из–за угла разъезд красных конников. Со слов Прохора Зыкова мы узнали, что Григорий служил в Красной Армии, воевал с Врангелем с белополяками. Многие события совершились за это время в хуторе. Умерла мать Григория, так и не дождавшись своего «младшенького», «желанного».

Дуняша вышла замуж за Кошевого, который стал председателем Совета. Вернулась в свой курень Аксинья, выздоровевшая после тифа. Что же произошло с Григорием? Каким он стал теперь?

Как бы заново, после долгой разлуки, когда все перемены видятся резче, отчетливее, всматриваемся мы в Григория глазами его случайной спутницы–«зовутки». В таком выборе жизненной ситуации проявилось зрелое мастерство автора. Ведь Шолохов мог передать облик теперешнего Григория в самых различных обстоятельствах: при встрече с близкими людьми – Аксиньей,

Дуняшкой, Прохором, наконец, в объектевизированном авторском описании Шолохов дает облик Григория в восприятии случайной женщины–поводчицы. Авторскому портрету в этом месте не хватало бы непосредственности чувства; Аксинья, Дуняшка от волнения, радости встречи не смогли бы увидеть Григория так, как увидели его изучающие, любопытные, житейские опытные глаза «зовутки»: «Он не дюже старый, хоть и седой. И какой–то чудаковатый, - думала она. – Все глаза нахмуряет, чего их прижмуряет? Как, скажи, уж такой он уморенный, как, скажи, на нём воза возили… А он из себя ничего. Только седых волос много и усы вон почти седые. А так ничего из себя. Чего он все думает?»

Немудрая бабёнка как бы беседует сама с собой, тут даже разговорная интонация слышится. И этот увиденный ею «прижмуряющий глаза» Григорий, «уморенный, как, скажи, на нём воза возили», не только напоминает нам те семь лет войны, которые он «с коня не слазил». Этот Григорий будит жалость, щемящее – тоскливое предчувствие. Ох, не верится, что достиг он мирной семейной пристани! Много еще горя и утрат готовила ему жизнь…

Писатель нашел образ большой эмоциональной силы и выразительности, не только воссоздавший облик Григория, «уморенного» тяжкими заблуждениями, войной, напомнившей о его прошлом, но и образ, в котором звучит предчувствие трагического финала. Умение так видеть, чувствовать и волновать отличает совершенного мастера.

Критики о трагедии Григория Мелехова

Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Тихом Доне» Кто же он: жертва ли заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем? В критической литературе о Шолохове и его романе до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова. На первых порах преобладало мнение, что это трагедия отщепенца. Этот взгляд наиболее резко выражен в работе Л. Якименко:

«...трагедия Григория Мелехова в конечном счете -- именно в отрыве от революционного народа, утверждающего в жизни высокие идеалы нового общества. Разрыв Григория Мелехова с трудовым казачеством и отщепенство явились следствием непреодоленных колебаний, анархического отрицания новой действительности. Отщепенство его становится трагическим, поскольку этот запутавшийся человек из народа пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам»1.

Но доктор филологических наук В. В. Агеносов опровергает эту точку зрения: «Отщепенец не вызывает сочувствия – над судьбой Григория плакали даже те, кто в рядах Красной Армии беспощадно расправлялся с реальными Мелеховыми. Не стал Григорий зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желания жить».

«Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения»,- данная точка зрения, восходя еще к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», появившейся в 1940 году, в настоящее время наиболее остро и последовательно проводится А. Бритиковым и Н. Маслиным. Согласно этой теории, Григорий нёс в себе многие черты русского национального характера, русского крестьянства. «С этим нельзя не согласиться, но «блукает, как метель в степи» он не потому, что собственник, как всякий крестьянин, а потому, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом», - пишет В. В. Агеносов.

В. Гоффеншефер утверждал, что в восьмой части романа кончается история трагедии Григория как типичного представителя казачества и начинается повесть о несчастном, сломленном испытаниями человеке.2

Существует ещё и другой взгляд на этот вопрос. Г. А. Фролов, исследователь творчества М. А. Шолохова, пишет: «Истоки трагедии Григория Мелехова заключаются в том, что он типичнейший представитель донского казачества, ставшего жертвой революционного насилия. Судьба Григория в романе универсализируется, в ней актуализируется важная для XX века проблематика: человек - революция - власть - свобода. Через изломанную судьбу Григория, через крушение мелеховскои семьи Шолохов показал судьбу русского крестьян ства в переломную историческую эпоху, в его неприятии или противоречивом отношении к революции. И Григорий Мелехов, будучи одним из руководителей восстания, сражается не только за свой курень и надел земли. Это борьба против насилия, против бесчеловечного режима, против форм порабощения, борьба за свободный Дон, за идею свободы. И это истинно правильный "третий путь" шолоховского героя, выбранный в муках и сомнениях».

Много написано о романе Шолохова, о его героях спорят критики не один десяток лет, а характер Григория Мелехова, его трагическая судьба по-прежнему остаются загадочными, ибо ни одна из существующих концепций не охватывает образ в его целостности.

Трагедия Григория Мелехова – это трагедия донского да и всего русского казачества в целом. Вот что об этом говорил сам М. А. Шолохов корреспонденту «Советской России»: «Григорий, в моём мнении, является своеобразным символом середняцкого казачества. Те, кто знает историю гражданской войны на Дону, кто знает её ход, знают, что не один Григорий Мелехов и не десятки Григориев Мелеховых шатались до 1920года».1

А в беседе с В. Васильевым он заметил: «...в социальном облике Григория Мелехова воплощены черты, характерные не только для известного слоя казачества, но и для крестьянства вообще. Ведь то, что происходило в среде донского казачества в годы революции и гражданской войны, происходило в сходных формах и в среде уральского, кубанского, сибирского, семиреченского, забайкальского, терского казачества и среди русского крестьянства»2.

Давно уже стало бесспорным утверждение, что судьба Григория своеобразно преломляет путь исторических заблуждений казачества в годы гражданской войны. Если шаг за шагом пройти вслед за Григорием на всем его пути, от памятных встреч с Извариным и Подтёлковым до Новороссийска, до вступления в ряды конницы Буденного, то можно заметить удивительную общность его судьбы, созвучность настроений, родственность иллюзий с судьбой, настроениями и иллюзиями казачества.

Даже контур внешней судьбы Григория Мелехова во время вёшенского восстания своеобразно отражает приливы и отливы в настроениях казачьих масс

[Шолохову важнее показать, что не только внешняя судьба Григория совпадает с судьбами казачества в дни восстания, но и его мысли, настроения удивительно созвучны тем мыслям и настроениям, которыми были охвачены казаки. Писатель с поразительной последов Как будто и нехотя Григорий Мелехов втянулся в борьбу с красными, но постепенно и к нему пришло ожесточение. Но этими же настроениями были охвачены и казаки, которые тоже, поддавшись ожесточению, все реже брали в плен, все чаще занимались грабежами. Мысль об идеологической и нравственной общности Григория Мелехова с казацкой массой получает свое художественное претворение в композиционном строе, в логике развития сюжета.

Григорий Мелехов кровно связан с казацкой массой, олицетворяя ее разум и предрассудки, те черты казачества, которые складывались исторически и проявились в накаленной обстановке гражданской войны. Путь исторического заблуждения, выпавший казачеству, социальные корни, породившие «донскую Вандею», своеобразно определили и судьбу Григория Мелехова: он оказался участником движения реакционного, исторически обреченного. Но это было движение масс, разбуженных революцией, поэтому неизбежен был процесс преодоления предрассудков, разрушения иллюзий, которые толкнули людей на неправый путь борьбы с революцией. То были тяжкие уроки, ставшие поворотным пунктом в движении казачества к новой жизни.

Григорий Мелехов в полной мере познал и горечь крушения иллюзий и мучительное чувство позора. Однако тяжкие опыты поисков правды и для него не прошли бесследно. Стихийные порывы сменяются способностью к размышлению. Намечаются нравственно-психологические предпосылки эволюции характера в том направлении, которое нелегкой ценой было выстрадано массами казачества.

ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ

ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ - герой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Отдельные литературоведы придерживаются мнения, что истинным автором «Тихого Дона» является донской писатель Федор Дмитриевич Крюков (1870-1920), рукопись которого была подвергнута некоторой переработке. Сомнения по поводу авторства высказывались со времени появления романа в печати. В 1974 г. в Париже была издана с предисловием А.Солженицына книга анонимного автора (псевдоним - D*) «Стремя «Тихого Дона»«. В ней автор пытается текстологически обосновать эту точку зрения. В 1978 г. на Международном конгрессе славистов в Загребе были доложены результаты исследовательской работы группы скандинавских славистов во главе с профессором Г.Хотео: проведенные ими текстологические анализы подтвердили авторство М.А.Шолохова (материалы опубликованы в сборнике ««Тихий Дон», уроки романа», 1979).

Прототип Г.М., по словам Шолохова, «горбоносый», как и Г.М., казак с хутора Базки (станица Вешенская) Харлампий Васильевич Ермаков, судьба которого во многом сходна с судьбой Г.М. Исследователи, отмечая, что «образ Г.М. настолько типичен, что в каждом донском казаке мы можем найти что-то от него», полагают прототипом Г.М. одного из братьев Дроздовых - Алексея, жителя хутора Плеша-ков. В ранних произведениях Шолохова встречается имя Григорий - «Пастух» (1925), «Коловерть» (1925), «Путь-дороженька» (1925). Эти тезки Г.М. являются носителями идеологии «новой жизни» и гибнут от руки ее врагов. _,-...-,-..,..,.....-.._,. , .......

Г.М. - образ типичнейшего представителя социального слоя донских казаков-крестьян начала XX века. Главное в нем - глубокая привязанность к дому и земледельческому труду. Это сочетается с понятием воинской чести: Г.М. - отважный и умелый воин, заслуживший во время первой мировой войны чин офицера. Он вобрал в себя лучшие черты русского национального характера: открытость, прямодушие, глубокую внутреннюю нравственность, отсутствие сословной спеси и холодного расчета. Это импульсивная, благородная натура с обостренным чувством чести.

После выхода романа одни критики снисходительно причисляли создателя образа Г.М. к бытописателям «узкой казачьей темы», другие требовали от Г.М. «пролетарского сознания», третьи обвиняли автора в защите «кулацкого быта». В.Гоффеншерер в 1939 г. первый высказал мнение, что Г.М. - герой ни положительный, ни отрицательный, что в его образе сконцентрировалась крестьянская проблема с характерными для ее носителя противоречиями между чертами хозяина и человека труда.

Г.М. - центральный герой исторического романа-эпопеи, в котором на максимально приближенной к документальности основе описываются события, захватившие Российскую империю в начале XX в., - первая мировая война, события 1917г., гражданская война и победа советской власти. Поведение Г.М., захваченного потоком этих событий, диктует социально-психологический облик той среды, представителем которой он является. Г.М., коренной донской казак, хлебороб, горячий патриот края, лишенный стремления завоевывать и властвовать, по понятиям времени появления романа в печати является «крестьянином-середняком». Как профессиональный воин он представляет из себя интерес для враждующих сил, но преследует только свои крестьянские сословные цели. Ему чужды понятия любой дисциплины, кроме той, которая существует в его казацком воинском подразделении. Полный Георгиевский кавалер в первую мировую войну, во время гражданской войны он мечется от одной сражающейся стороны к другой, в конце концов приходя к выводу, что «ученые люди» «спутали» трудовой народ. Потеряв все, он не может оставить родную землю и приходит к единственно дорогому для него - отчему дому, обретая надежду на продолжение жизни в сыне.

Г.М. олицетворяет тип благородного героя, сочетающего воинскую доблесть с душевной тонкостью и способностью глубоко чувствовать. Трагизм отношений с любимой женщиной Аксиньей заключается для него в невозможности привести их союз в согласие с принятыми в его среде морально-нравственными установками, что делает его изгоем и отрывает от единственно приемлемого для него образа жизни. Трагизм его любви усугубляется низким социальным положением и происходящими социально-политическими потрясениями. Г.М. - главный герой великого литературного произведения о судьбе земледельца, его жизни, борьбе, психологии. Образ Г.М., «мужика-хлебороба в мундире» (по выражению А.Серафимовича), образ огромной обобщающей силы при ярко выраженной цельной, глубоко положительной индивидуальности героя, встал в ряд значительнейших в мировой литературе, таких, как, например, Андрей Болконский.

Лит.: Дайреджиев Б.Л. О «Тихом Доне». М., 1962; Калинин А.В. Время «Тихого Дона». М., 1975; Се-манов С.Н. «Тихий Дон» - литература и история. М., 1977; Кузнецова Н.Т., Баштанник B.C. У истоков «Тихого Дона»

//«Тихий Дон»: уроки романа. Рос-тов-на-Дону, 1979; Семанов С.Н. В мире «Тихого Дона». М., 1987.

Л.Г.Вязмитинова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ" в других словарях:

    Мелехов Григорий Пантелеевич главный герой романа «Тихий Дон» М. Шолохова. Содержание 1 Краткое описание персонажа 2 Интересные факты … Википедия

    Русская фамилия. Известные носители: Мелехов, Вячеслав Дмитриевич (1945 2012) советский и российский актёр театра и кино. Мелехов, Дмитрий Евгеньевич (1889 1979) советский психиатр, доктор медицинских наук. Григорий Мелехов главный герой романа… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тихий Дон (значения). Тихий Дон … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тихий Дон (значения). Опера Тихий Дон Композитор Иван Дзержинский Автор(ы) либретто Леонид Дзержинский Количество действий … Википедия

    Тихий Дон Жанр драма Режиссёр Сергей Герасимов … Википедия

    Это статья о романе. О других значениях термина, см. Тихий Дон Тихий Дон «Тихий Дон» в журнале «Роман газета» Жанр … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тихий Дон. Тихий Дон Quiet Flows the Don … Википедия

    Род. 27 марта (9 апр.) 1909 в Тамбове, ум. 18 янв. 1978 в Ленинграде. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1957). В 1925 1929 учился в 1 м Моск. муз. техникуме по кл. ф п. Б. Л. Яворского, в 1929 1930 в Муз. техникуме им. Гнесиных по кл.… … Большая биографическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тихий Дон (значения). Тихий Дон Жанр драма, исторический фильм, мелодрама Режиссёр Ольга Преображенская Иван Правов Автор сценария … Википедия

    - (1915 2000), актёр, народный артист СССР (1981). На сцене с 1941. Работал в Московском драматическом театре имени Станиславского и Театре студии киноактёра. Снимался в фильме «Тихий Дон» (Григорий Мелехов) и др. * * * ГЛЕБОВ Петр Петрович ГЛЕБОВ… … Энциклопедический словарь

СУДЬБА ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА

В «Тихом Доне», как уже отмечалось, – множество персонажей. Но среди них есть один, чья противоречивая жизнь, трагическая судьба привлекает наибольшее внимание. Это – Григорий Мелехов, чей образ, вне всякого сомнения, является главным в эпопее. Можно поспорить о том, кто является центральным героем «Евгения Онегина» – Онегин или Татьяна, «Войны и мира» – Андрей Болконский, Пьер Безухов или народ, но когда мы говорим о «Тихом Доне», ответ однозначен: главный герой произведения – Григорий Мелехов.

Григорий Мелехов – самый сложный шолоховский персонаж. Это искатель правды. Жизненный путь Мелехова труден и извилист. В поисках истины герой мечется между двумя враждующими лагерями: он то в стане красных, то в стане белых. Однако того, что ищет – истины – так и не находит, она постоянно ускользает от него. И вот эта сложность характера Григория Мелехова и извилистость его жизненного пути породили разнообразные интерпретации данного образа в критике.

В дискуссии о Григории Мелехове можно выделить два крыла критиков. Первое крыло представляют собой те, кто придерживается так называемой концепции «отщепенчества». Это такие исследователи, как Лежнев, Гура, Якименко. Работы данных шолоховедов пронизывает мысль о том, что Григорий Мелехов, находясь во враждебном Советской власти лагере, теряет свои положительные качества, постепенно превращается в жалкое и страшное подобие человека, в отщепенца.

Ярким образцом критического высказывания представителей этого лагеря является комментарий И.Лежнева к одному из эпизодов романа.

Почти самый конец произведения. После долгой разлуки Григорий и Аксинья снова вместе. Аксинья смотрит на заснувшего Григория: «Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша. Черные ресницы его, с сожженными солнцем кончиками, чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа, обнажая плотно сомкнутые белые зубы. Аксинья всмотрелась в него внимательно и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула».

Вот как комментирует этот эпизод И.Лежнев: «Глаза любимой и есть зеркало души. Шолоховское описание жестокого лица и страшных узловатых рук Григория, как увидела их Аксинья, со сдержанной силой и покоряющей убедительностью говорит: это – облик убийцы».
Второе крыло дискуссии об образе Григория Мелехова представляют собой те исследователи, которые склонны видеть историю героя в безоговорочно радужном свете. Это В.Петелин, Ф.Бирюков, Ю.Лукин, В.Гришаев и др. Их точка зрения сводится примерно к следующему: великий художник мог написать свою книгу только о герое кристально чистом, только о благородной душе, и Григорий Мелехов именно таков. А если на его пути и были отдельные заминки, то виноват в этом отнюдь не сам он, а различного рода «трагические обстоятельства» и случайности – Михаил Кошевой виноват, комиссар Малкин виноват, Подделков виноват, Фомин виноват…

Критикам, принадлежащим к данному крылу дискуссии, представляется, что только защищая Григория Мелехова, они могут выразить свое восхищение, любовь к роману. Однако своей наивной защитой они его только компрометировали и компрометируют.

Самого Шолохова не удовлетворяла ни одна из названных интерпретаций образа главного героя. В интервью газете «Советская Россия», данном в августе 1957 года, он сказал, что хотел поведать миру об «очаровании человека» в Григории Мелехове», следовательно, писатель был не согласен с теми, кто считал главного героя романа «отщепенцем». Но, с другой стороны, Шолохов критиковал и тех, кто пытался увидеть в Григории Мелехове будущего строителя социализма. Он, в частности, критиковал фильм, снятый по «Тихому Дону», к которому режиссер и сценарист прилепили оптимистический конец. В интервью газете «Известия» (опубликовано 1 июля 1956 года) Шолохов сказал: «Из трагического конца Григория Мелехова, этого мечущегося искателя правды, который запутался в событиях… сценарист делает счастливый конец… В сценарии Григорий Мелехов сажает Мишатку на плечо и идет с ним куда-то в гору, так сказать, символический конец, Гришка Мелехов поднимается к сияющим вершинам коммунизма. Вместо картины трагедии человека может получиться этакий легкодумный плакат».

Обе интерпретации образа главного героя «Тихого Дона» страдают одним и тем же недостатком: они предельно схематизируют образ, сводя его только к социальным аспектам. Как правильно заметила Г.Нефагина, «характер Григория намного богаче. Он включает складывавшиеся на протяжении двух веков типические черты казачьего менталитета и то новое, что принес с собой ХХ век с его войнами и революциями. Образ Григория – отражение не только типичного социально-психологического, но и резко индивидуального. Отсюда трагедия героя – это трагедия не столько типа, сколько личности».

С одной стороны, в Григории Мелехове Шолохов стремится показать лучшие черты казачества: трудолюбие, человечность, удаль, сноровку, воинскую доблесть, чувство собственного достоинства, благородство, с другой же стороны, мы не можем не заметить, что главный герой романа с самого начала произведения чем-то резко отличается от остальных жителей хутора. Он всерьез расстраивается из-за утенка, срезанного косой. А в другом эпизоде разбушевавшемуся отцу, поднявшему на него руку, заявляет: «Драться не дам!» Увидев через плетень, как Степан избивает Аксинью, Григорий тут же бросается защищать ее, хотя по молодости намного слабее Степана Астахова. То, что он являет собой незаурядную натуру, что он не такой, как все, становится предельно ясно после его побега с Аксиньей в Ягодное. Ради любви к женщине Григорий жертвует всем – семьей, достатком, репутацией – неслыханный по тем временам поступок.

Именно Григорий своим звероватым, исполненным ненависти взглядом пугает офицера на смотру («Кэк смэтришь! Кэк смэтришь, казак?»). Именно Григорий поначалу тяжелее других приспосабливается к армейской службе: для свободолюбивого Григория армия с ее удушающей несвободой – труднейшее испытание.

В армии герой знакомится с Чубатым, который преподает Мелехову первые уроки жестокости: «Человека руби смело. Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело рубить, не спрашивая… Животное без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, – а человека унистожай. Поганый он, человек…» Однако Григорий крайне неохотно усваивает эти уроки. Человеколюбие даже на войне остается одной из определяющих черт его личности. Об этом говорит хотя бы эпизод с полькой Франей, когда Мелехов один против целого взвода бросается защищать ее. Будучи тяжело ранен, Григорий выносит из боя офицера. В бою он, наконец, спасает от гибели смертного своего врага – мужа Аксиньи Степана Астахова. Шолохов подчеркивает: «Спас, подчиняясь сердцу».

Григорий чутко реагирует на происходящие вокруг перемены. Личностные качества не позволяют ему оставаться вне борьбы, охватившей с начала 1917 года всю страну. Он пристает то к красным, то к белым. Но, видя, что слова и одних, и других расходятся с делами, быстро утрачивает веру в справедливость действий обоих враждующих лагерей. Он чужд и тем, и другим, и белые, и красные относятся к герою с недоверием. А все потому, что Мелехов, несмотря на присущую ему прямолинейность и доверчивость, ничего не берет на веру. В какие бы цвета ни был окрашен фанатизм, для Григория он остается абсолютно неприемлем. В распадающемся, хаотичном мире, предавшим забвению элементарные человеческие ценности и свободы, герой ищет цельности и гармонии, ищет правды, ради торжества которой не надо было бы подавлять целые группы людей. Но события, каждое из которых катастрофичнее и кровавее всего, что до сих пор знала человеческая история, свидетелем которых становится Мелехов, приводят героя к разочарованию в жизни, утрате её смысла. Мы начинаем замечать странные перемены в поведении Григория.

Словно забыв, с каким омерзением он еще недавно относился к грабежам, как последний мародер, Григорий раздевает красного командира: «Снимай полушубок, комиссар!.. Ты – гладкий. Отъелся на казачьих хлебах, небось не замерзнешь!»

Так болезненно переживавший кровавую расправу Подтелкова над пленными офицерами, Григорий, став во главе повстанческой дивизии, до того увлекся казнями и расстрелами, что повстанческое руководство вынуждено было обратиться к Мелехову со специальным посланием: «Многоуважаемый Григорий Пантелеевич! До нашего сведения коварные доходят слухи, якобы ты учиняешь жестокую расправу над пленными красноармейцами… Ты идешь со своими сотнями, как Тарас Бульба из исторического романа писателя Пушкина, и все предаешь огню и мечу и казаков волнуешь. Ты остепенись, пожалуйста, пленных смерти не предавай…»

Изрубив матросский пулеметный расчет, Григорий в эпилептическом припадке бьется на руках казаков, весь в белой пене, хрипит: «Пустите, гады!.. Матросню!.. Всех!.. Ррруб-лю!..»
Моральное и физическое падение героя находит свое выражение также в бесконечных пьянках и гулянках. В романе сказано, что «запахом самогонки пропитался даже потник на седле» Мелехова. «Бабы и потерявшие девичий цвет девки шли через руки Григория, деля с ним короткую любовь».

Меняется сама внешность Григория: «он заметно обрюзг, ссутулился; под глазами засинели мешковатые складки, во взгляде все чаще стал просвечиваться огонек бессмысленной жестокости». Григорий живет теперь, «понуро нагнув голову, без улыбки, без радости». Все отчетливей проступает в нем звероватое, волчье.

Осознавая степень своего падения, Григорий объясняет его следующими причинами (в разговоре с Натальей): «Ха! Совесть!.. Я об ней и думать позабыл. Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Людей убиваешь… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Душевное состояние Григория в дальнейшем мало изменится. Свою трудно сложившуюся жизнь он будет заканчивать в банде Фомина и среди дезертиров, прячущихся в лесу. После гибели Аксиньи, с которой герой связывал свои последние надежды, жизнь утратит для него всякий интерес, и он будет ждать развязки. Именно этим желанием покончить с жизнью, приблизить финал объясняется возвращение героя на хутор в конце романа. Григорий возвращается до амнистии. Его ждет неизбежная смерть. Верность этого предположения подтверждает и судьба мелеховских прототипов: Филиппа Миронова и Харлампия Ермакова. Оба были расстреляны без суда, один в 1921, второй в 1927 году. В романе же показать расстрел героя, полюбившегося читателям, учитывая обстановку, сложившуюся в стране в тридцатые годы, было невозможно.
Что же хотел донести Шолохов до читателя, изображая сложный, противоречивый путь Григория Мелехова? На этот вопрос отвечают по-разному. Одни исследователи считают, что на примере образа главного героя Шолохов отстаивает концепцию исторически ответственной личности, другие говорят об ответственности эпохи перед личностью. Обе эти точки зрения правомерны, но, думается, сильно умаляют значение шолоховского персонажа.

Григорий Мелехов стоит в одном ряду с многочисленными героями русской литературы, которых мы именуем правдоискателями, и по праву занимает среди них одно из первых мест. Недаром его называют «русским Гамлетом». Гамлет – трагический герой. Мелехов – тоже. Он ищет высший смысл жизни, но эти поиски приводят героя к разочарованию и моральному опустошению. Шолохов показывает неизбежный трагизм идеалистически настроенных людей в мире, вступившем в затяжную полосу социальных экспериментов и исторических катаклизмов, испытаний на прочность гуманистических традиций человеческой культуры.

Казак Григорий Мелехов - один из центральных персонажей исторического романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». В основе сюжетной линии данного произведения лежит его жизненный путь, становление и формирование Мелехова как личности, его любовь, успехи и разочарования, а также поиск правды и справедливости.

Тяжелые жизненные испытания выпадают на долю этого простого донского казака, ведь он попадает в вихрь кровавых событий начала ХХ века: первая мировая война, революция, гражданская война в России. Жернова войны, в которые попадает главный герой, как бы «перемалывают» и калечат его душу, навсегда оставляя свой кровавый след.

Характеристика главного героя

(Петр Глебов в роли Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", СССР 1958 )

Григорий Пантелеевич Мелехов - самый обычный донской казак. Впервые мы знакомимся с ним в двадцатилетнем возрасте в его родном хуторе Татарском казачьей станицы Вешенской, расположенной на берегу реки Дон. Парень не из богатой, и не из бедной семьи, можно сказать середнячок, но живет в достатке, есть младшая сестра Дуня и старший брат Петр. На четверть турок по бабушке Мелехов имеет привлекательную и немного дикую внешность: смуглую кожу, нос с горбинкой, черные как смоль кудрявые волосы, выразительные миндалевидные глаза.

Сначала Григорий показан нам как обычный парень, живущий на хуторе. Он имеет определенные обязанности по хозяйству, погружен в свои заботы и повседневные занятия. Особо по поводу своей жизни он не заморачивается, живет как велят того традиции и нравы казачьей станицы. Даже бурная страсть, вспыхнувшая между молодым казаком и замужней соседкой Аксиньей, ничего в его жизни не меняет. По настоянию отца он женится на нелюбимой Наталье Коршуновой, и, как заведено у молодых казаков, начинает подготовку к военной службе. Получается, что в это период своей тихой и размеренной жизни он безвольно и механически выполняет ему предначертанное, и ничего особо в своей жизни не решает.

(Мелехов на войне )

Однако все меняется, когда Мелехов попадает на поля сражений Первой мировой войны. Здесь он показывает себя как храбрый и отважный воин, защитник Отечества, за что и получает заслуженный чин офицера. Однако в душе Мелехов самый обычный труженник, привыкший работать на земле, заботиться о своем хозяйстве, но приходит война и в его мозолистые от работы руки вкладывают не лопату, а ружье и приказывают уничтожить врага. Для Григория первый убитый австриец стал настоящим шоком, а его смерть трагедией, которую он переживал вновь и вновь. Его начинают мучить вопросы о смысле войны, зачем люди убивают друг друга и кому это нужно, какая его личная роль в этом кровавом хаосе? Так он начинает взрослеть и жить уже более осознанной жизнью. Понемногу его душа черствеет и закаляется тяжелыми испытаниями, но все равно в её глубине он сохраняет и совесть, и человечность.

Жизнь бросает его из крайности в крайность, в гражданской войне он воюет то на стороне белых, то вступает в буденновский отряд, то в бандитские формирования. Он уже не просто плывет по течению, а уверенно и осознанно ищет свою дорогу в жизни. Отличаясь острым умом и наблюдательностью «честный до донышка» Мелехов сразу видит обман и пустые обещания большевиков, звериную жестокость бандитов и не может никак понять «правды» офицер-дворян. Лишь одно для него имеет значение в этом безумном хаосе братоубийственной войны, это его отчий дом и привычный, мирный труд на родной земле.

(Евгений Ткачук играет Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", Россия 2015 )

В итоге он сбегает из опостылевшей банды Фомина и мечтает вернуться домой и зажить спокойной жизнью с Аксиньей, никого не убивая, а просто работая на своей земле. Вот как раз за неё он готов пролить последнюю каплю крови, убить любого, кто посягнет на неё. Вот как война изменила когда-то обычного трудягу, остро чувствовавшего красоту окружающей природы и от души жалеющего нечаянно зарубленного им утенка.

На пути домой его ждет огромное душевное потрясение, от пули умирает Аксинья, рушится его любовь, умирает надежда на счастливую и свободную жизнь. Раздавленный и несчастный добирается наконец до порога родного дома, где его встречает оставшийся в живых сын и земля, ждущая своего хозяина.

Образ героя в произведении

(Григорий с сыном )

Всю правду того страшного и кровавого времени в истории казачьего Дона показал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов в образе простого казака Григория Мелехова. Все его противоречия, сложные духовные метания и переживания описаны автором с удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью.

Нельзя однозначно сказать, что Мелехов отрицательный, либо положительный герой. Иногда его поступки страшны, а иногда благородны и великодушны. Простой казак и трудяга, привычный с утра до ночи работать, он становится заложником тех кровавых исторических событий, которые переживал весь русский народ. Война ломала и калечила его, забирала самых родных и близких людей, заставляла совершать ужасные поступки, однако он не сломался и сумел сохранить в себе те частицы добра и света, которые были в нем когда-то. В конце концов он понимает, что самая главная ценность для человека это его семья, дом и родная земля, а оружие, убийства и смерть вызывают в нем только отвращение и ужас.

Образ Мелехова, простого «мужика-хлебороба в мундире» воплощает многострадальную судьбу всего простого русского народа, а его непростой жизненный путь это путь борьбы, исканий, трагических ошибок и горького опыта, и наконец познания истины и самого себя.

Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели".

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы.

Григорий Мелехов, донской казак

В первой экранизации "Тихого Дона" главную роль сыграл никому не известный актер - .
В 1925 году Абрикосов приехал в Москву, чтобы поступить в театральную студию, но опоздал. Случайно увидев объявление о наборе в кинематографическую студию А.С.Хохловой, пошел учиться туда, хотя о кино ничего не знал. С 1926 года он начал работать на театральной сцене, став сотрудником студии Малого театра. Однако ролей начинающему актеру не давали.

Из воспоминаний Андрея Абрикосова:
"Летом, должно быть двадцать девятого, точно, я не ошибаюсь, постановщики широко известной тогда картины и Иван Правов приступили к съемкам "Тихого Дона". Многие актеры тут же хлынули на студию.
Пошел и я попытать счастья. Тогда я работал на студии Малого театра. Еще не считался актером. Трепетал. Был застенчивым, робким и о кино-то имел самое отдаленное представление. Да и оказалось, что я опоздал - всех исполнителей уже набрали. У них не было только актера на роль Григория Мелехова. Я уже было собрался уходить, как услышал: "А вы погодите. Может быть, вы подойдете. Давайте попробуем. Вы читали "Тихий Дон""? Хотел чистосердечно признаться, да слукавил. И смотрю, меня тут же пригласили на пробу: надо было сыграть ссору Григория с отцом. Меня загримировали, одели, рассказали о задачах эпизода. И я старался, из кожи вон лез! Да! Стучал кулаками по столу, хлопал дверью, жестикулировал, становился в позу. Мне казалось, что это как раз и нужно в кинематографе, а получились - штампы. Ни о какой правде образа не могло быть и речи. Я ведь абсолютно ничего не знал о Григории. Я сыграл и чувствовал себя победителем. И каким же обидным и, главное, непонятным показался мне отказ. Прошел месяц. Я ехал играть с театром на юг. Лежу на верхней полке и вдруг вижу в руках у одного из пассажиров "Тихий Дон". Попросил у соседа книжку. Начал читать, потом стал наугад проглатывать отдельные куски. "Судьба!" - застучало в висках, аж сердце захолонуло. Внезапно я многое понял и решил! Собрал вещи, упросили администрацию, и сошел на первой же остановке. Вернулся в Москву и - прямо на студию. Там повезло. Исполнителя роли Мелехова все еще не удалось подобрать.
Я сказал, давайте снова пробоваться на Григория. Сейчас я готов!".
И фортуна наконец улыбнулась молодому актеру - не сыгравший ни одной роли в театре, Абрикосов был утверждён на роль Григория Мелехова в немом фильме "Тихий Дон", поразив режиссеров Ольгу Преображенскую и Ивана Правова сходством с их представлением о шолоховском герое. Выход в 1931 году фильма на экраны принёс актеру широкую известность. Ему удалось показать сильный, но противоречивый характер Григория, который считается одним из лучших среди экранизаций романа.

По словам Андрея Абрикосова, Григорий Мелехов - одна из самых любимых его киноролей. И сына своего он назвал - Григорием…

Удивительным образом пересеклись дороги Андрея Абрикосова и , исполнителя роли Григория Мелехова во второй экранизации "Тихого Дона". Не менее удивителен в свой "похожести" путь этих замечательных актеров к своей главной роли в кино.

Из воспоминаний Петра Глебова (по книге Ю.Папорова "Петр Глебов. Судьба актерская…"):
"Я познакомился с Андреем Львовичем Абрикосовым, когда мне было двенадцать лет и сразу был покорен его мужественной красотой. Более всего меня очаровывала обворожительная улыбка. Мне тогда, еще мальчишке, он казался идеалом во всем - высокий, с задорным чубом, он имел красивый, сильный голос с каким-то благородно окрашенным звучанием.
Приезжал он к нам в деревню зимой с группой актеров "Синей блузы". С азартом пилил со мной березовые дрова. Разница у нас была в десять лет.
В нашу семью его привел мой брат Гриша, когда они вместе посещали занятия у Зинаиды Сергеевны Соколовой, сестры Станиславского. Там занималась группа ассистентов будущей студии К. С. Станиславского. Потом, когда я увидел Абрикосова в роли Григория Мелехова в фильме "Тихий Дон", мне захотелось быть похожим на Андрея.
Это была его первая роль, но она меня ошеломила, и я по-юношески влюбился в моего старшего друга. Мне тогда еще больше захотелось стать актером".

В 1940 году Петр Глебов окончил Оперно-драматическую студию им.К.С.Станиславского. Актерская судьба складывалась вначале непросто. Эпизоды в кино, небольшие роли в московском Театре им. К.С. Станиславского. Потом началась война, и Петр Петрович вместе с другими молодыми актерами пошел добровольцем на фронт. Служил в зенитно-артиллерийском полку, а в конце войны стал совмещать службу с актерским делом. Известие о Победе пришло во время спектакля "Три сестры". И зрители, и актеры в сценических костюмах выбежали из театра, смешавшись с ликующей толпой

Прошли еще десять лет, не отмеченных для Глебова яркими ролями….

По материалам книги Ю.Папорова "Петр Глебов. Судьба актерская…":

Летом 1956 года приятель Петра Глебова, актер Александр Шворин, предложил вместе с ним пойти на "Дет-фильм", где проходили пробы на Григория Мелехова: "Ты там запросто казачьего офицера сыграешь. Приходи завтра к девяти".

На Киностудии им. Горького было шумнее обычного. В тот день режиссер Сергей Герасимов продолжал отбирать актеров на роли и для участия в эпизодах и массовках задуманной им экранизации шолоховского "Тихого Дона".

К столику помощника режиссера подошел и Петр Глебов. Помрежу Глебов действительно показался отличным казачьим офицером из окружения генерала Листницкого, которого должен был играть актер А. Шатов. Глебова одели и повели в павильон. Там сразу началась репетиция эпизода, в котором офицеры, примеряясь к тексту, играли в преферанс и громко спорили о февральской революции. Сергей Герасимов, пребывал в весьма удрученном состоянии, близком к отчаянию, поскольку все сроки уже вышли, а достойный исполнитель на главную роль Мелехова еще не был утвержден. Неожиданно Герасимов услышал голос одного из офицеров, который ему показался очень подходящим для Мелехова. Ассистент объяснил, что это артист театра Станиславского Глебов, который пробуется на роль второго офицера. Режиссер потребовал "дать полный свет". Когда вспыхнул свет, режиссер не нашел на лице Глебова ни единой характерной черты, описанной Шолоховым. Однако глаза привлекали, и голос звучал просто, не театрально, и особенно "казацкими" показались режиссеру руки актера. Несмотря на возражения второго режиссера, Герасимов назначил проведение проб в гриме.

И тут Глебов увидел, как художник-гример Алексей Смирнов заговорщически ему подмигивает. Когда они остались одни, мастер грима предложил Глебову:
"Появись в понедельник на студии у меня на час раньше. Я тебя так загримирую, что сам Шолохов признает в тебе Мелехова". И действительно, сделал такой грим, что Герасимов был просто огорошен - Глебов был даже лучше, чем на иллюстрациях книги "Тихий Дон" художника О.Верейского. В течение месяца Глебов "пробовался" в разных и по психологии и по возрасту сценах, режиссер хотел быть полностью убежденным, что сорокалетний актер сумеет правдиво сыграть двадцатилетнего Григория. Но сомнения оставались, и Герасимов назначил читку шолоховского текста. Не прошло и двадцати минут, как сомнения его полностью развеялись - Григорий Мелехов был найден. Оставалось только получить одобрение Михаила Шолохова и режиссер пригласил писателя на просмотр кинопроб. После первых же кадров раздался уверенный голос Шолохова: "Так это же он! Он и есть. Настоящий казак". И Петр Глебов был утвержден на роль и началась работа, которая продолжалась почти два года…

Петр Глебов: "Мы работали без дублеров. Пришлось подучиться верховой езде. У меня был добрый, умный конь. Я его полюбил. С ним было жаль расставаться по окончании съемок."

В умении Глебова сидеть в седле Герасимов убедился после съемок первой же, очень важной массовки. Первый конный бой Мелехова артист Петр Глебов провел с огромной силой, потрясшей даже режиссера.

Петр Глебов: "На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью… Очень запомнилась одна сцена. Пьяный казацкий разгул в хате. Третья серия кинофильма. Моя была идея. Спеть очень хотелось. В станице, где съемки велись, казаки частенько вечерами собирались на бережку, распивали вино, пели хоровые песни, и я любил с ними попеть. Ну и Герасимов согласился: «Только чтобы тяжелая, грустная была песня, о судьбе». Я порасспросил старушек на хуторе, и одна мне подсказала песню «Пташка-канарейка». Песня и разгульная, и пронзительно-тоскливая. И в конце третьей серии, когда сцена пьяного разгула и полный раскосец уже: неизвестно, куда и за кем идти, - тут и красные, тут и белые, Григорий поет: «Ляти, пта-ашка, ка-анарейка, ляти в гору высоко… пропой песню про несчастье про мое…»"

Герасимов снимал фильм с азартом. Своим коллегам он не признавался, что его волновало то, как нелепо сложилась судьба казачества вслед за временем, описанным Шолоховым в "Тихом Доне". С особенным теплом Герасимов старался вместе с актером должным образом вывести на экране образ Григория Мелехова, достойного во всех отношениях человека.

Сергей Герасимов: "Я безоговорочно считаю, что для Глебова удача роли Мелехова не случайна. Он знал о Мелехове многое еще до того, как встретился с ролью. А затем, по-видимому, глубоко сочувствуя ему, полюбил этот характер. Я же всегда думаю об актере, как об авторе образа. Потому душевно радуюсь, поскольку жизнь свела меня с исполнителем, стоящим на такой позиции. Я благодарю судьбу за то, что она предоставила мне возможность работать с Петром Глебовым."

И наконец, ещё одна версия исполнителя роли Григория Мелехова - Руперт Эверетт.

Руперт Эверетт (Rupert Everett) родился 29 мая 1959 года в богатой и привилегированной семье в Норфолке, в Великобритании, учился в престижном католическом Эмплфорт-колледже. В возрасте 15 лет он оставил колледж и поступил в Центральную школу сценической речи и драмы в Лондоне, а свои актерские навыки оттачивал, обучаясь в Glasgow Citizen`s Theatre. Славу ему принесла роль в лондонской постановке "Другой страны" ("Another Country") в 1982 году. Дебют в киноверсии этого же спектакля два года спустя сделал Эверетта одной из ярчайших восходящих звезд Британии.

В 1990 году Руперт Эверетт, аристократ и эстет, обреченный играть королей и лордов, получил предложение сняться в роли Григория Мелехова.

Руперт Эверетт (по материалам различных интервью): "Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлен. У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что это роль-мечта для любого актера, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно."

Сейчас сложно понять, почему выбор Сергея Бондарчука пал именно на этого актера. Безусловно, режиссер был связан условиями договора, заключенным с компанией Винченцо Рисполи - ведь одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе. Возможно, режиссер увидел какие-то черты брутального Гришки Мелехова в лице британского дэнди. Возможно, выбор был ему просто навязан…

Руперт Эверетт (по материалам различных интервью): "Когда режиссер Сергей Бондарчук - очень пожилой человек - узнал, что пригласил на роль Григория Мелехова актера с нетрадиционной сексуальной ориентацией, он чуть не умер. Зато я оказался лучше всех приспособлен к спартанской жизни, спасибо детству в монастырской школе. В первую же неделю жилец соседней квартиры погиб при пожаре. Его тело и обгоревшую мебель долго таскали по лестницам, потом тело увезли, а мебель бросили во дворе. Это было летом. Осенью матрас с жженой дырой, диван и торшер засыпало листиками, зимой - припорошило снежком, а весной наконец-то куда-то смыло. А еще моего помощника, который готовил для меня, едва не зарезали за то, что он отдавал остатки еды голубям, а не нищим. Третьим сильным впечатлением стал непрекращающийся холод. Но мне все равно страшно понравилось. Мы все были включены в процесс по производству фильма, в дискуссии с Сергеем Бондарчуком, в сумасшествие "Мосфильма".

Для меня съемки в "Тихом Доне" и жизнь в России были важным поворотным периодом в жизни, удивительным опытом. Я жил в очень интересном времени: советская эпоха еще не кончилась, но уже назревали изменения. Быть там тогда и понимать, что ты - один из очень немногих людей, испытавших это... Настоящая эксклюзивность! Настоящий гламур!

Знаете, раньше меня всегда удивлял Чехов. Его персонаж может быть абсолютно счастлив и тотально несчастлив в течение одного часа. Как это получается? Загадка. Для меня это и есть проявление русской ментальности. В Америке, в Англии люди стараются найти логическое обоснование такой быстрой смене эмоционального фона. Когда я жил в России, я понял, что осмыслить это невозможно, но проблема существует: у русских людей действительно за подъемом следует стремительный спад. Я тоже начал испытывать нечто подобное - от эйфории к депрессии и обратно.

Сергей Бондарчук был невероятно талантливым, сильным, темпераментным человеком. Он был беспощаден со своими актерами. Мне от него тоже доставалось - тогда казалось, что я совершенно не подхожу к роли Григория Мелехова. Я не понимал, как его играть. Я неоднократно перечитывал роман и до приезда в Москву, и в самолете, и уже находясь здесь. Я все время пытался понять - почему пригласили меня? Да, эта роль - мечта для любого актера. Но какая же она трудная!!! Там такие страсти, страдания, сомнения, метания, которые человек, не родившийся в России, не сыграет никогда! Ведь все это надо понять, пропустить через себя. По крайней мере, я так думал раньше. Но, в конечном итоге, с ролью вроде бы справился."

Лучшие статьи по теме