Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Анализ главы “Максим Максимыч”. Анализ главы “Максим Максимыч” Отношение к Печорину

– поэт и прозаик. Его роман «Герой нашего времени» отличается новизной описываемых характеров, любопытной композицией и сюжетным построением. Каждая глава произведения представляет собой отдельную историю, благодаря которой все точнее становится портрет главного героя – . Максим Максимыч – персонаж, позволяющий провести анализ героя на фоне сравнения действующих лиц.

История создания

«Герой нашего времени» освещает ситуацию в России начала 19 века, поднимает массу нравственных и социальных вопросов, освещает философские и психологические проблемы, царившие в обществе того времени. Жанр романа в России развивался, и к моменту публикации творения Лермонтова вряд ли мог считаться до конца сформировавшимся. В произведении сочетаются романтизм и реализм. Критики отмечают в романе и социально-психологические линии.

Повествование не создает ощущения целостности из-за того, что роман разбит на главы, которые освещают историю жизни Печорина, но выглядит как законченное произведение, доступное для восприятия. В «Герое нашего времени» стилистически отображаются жанры заметок, новеллы, повести и очерка. Собрав воедино черты этих жанров, автор представил публике разностороннего героя, чья биография полна непредсказуемых жизненных поворотов. Каждая глава описывает Печорина с неизведанной ранее стороны


В образе Максима Максимыча Лермонтов представил публике героя и рассказчика, от лица которого ведется повествование. Должность персонажа – штабс-капитан. Он служит на Кавказе не первый год, хорошо разбирается в местности и традициях. Офицер и простой человек, Максим Максимыч вызывает уважение у автора и читателей. Его сердце наполнено добротой, тяга к приключениям либо никогда не охватывала его, либо давно отпустила, а главным в жизни для Максима Максимыча остался долг. Глава, названная по имени этого персонажа, позволяет разобраться в характеристике Печорина.

«Герой нашего времени»

Автор не случайно описывает Максима Максимыча. С помощью этого образа он показывает, что в представляемую эпоху быть отличным от Печорина не так уж сложно. Герои жили в одно и то же время, но получили различные отклики у публики. Максим Максимыч и Печорин, взаимоотношения которых ярко преподнесены в романе, выстраивали эти отношения с разными целями. Поэтому добродушный Максим Максимыч, ожидавший отзывчивости от приятеля, получил симпатии читателей а черствый Печорин – осуждение.


Вполне вероятно, что «Героем нашего времени» мог быть вовсе не Печорин. Вряд ли авторский идеал совпадает с перечнем качеств, которыми наделен главный герой. А вот Максим Максимыч располагает к себе с первых строк повествования. Он помогает рассказчику справиться с осетинами, перевозящими груз. Понимая менталитет местных, герой выручил автора так, будто это было для него простым житейским делом. При этом он ни на секунду не раздумывал над необходимостью его помощи, а просто делал то, что подсказывало сердце.


Роман Хрущ в ленте «Печорин», вышедшей на экраны в 2011 году, также уменьшил значение персонажа и не стал освещать его в проекте.

По прошествии некоторого времени рассказчик и Максим Максимыч встретились вновь на постоялом дворе. Внимание их привлекла пустая дорожная коляска щегольского вида. Сопровождавший ее лакей отвечал, что коляска принадлежит Печорину, а сам он остался ночевать у полковника. Штабс-капитан, считая Печорина своим другом, попросил лакея доложить о нем господину. «Вот сейчас прибежит!.. - сказал мне Максим Максимыч с торжествующим видом, - пойду за ворота его дожидаться...» Но за целый вечер так никто и не появился.

Максим Максимыч провожает Печорина. Иллюстрация Н.Н. Дубовского. Уголь. 1890г.

Наутро Максим Максимыч ушел к коменданту крепости по служебным делам. Спустя десять минут после его ухода появился Печорин. По всему было видно, что он собирается в дорогу. Повествователь рисует его портрет: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок, ослепительно чистое белье, маленькие аристократические руки, худые бледные пальцы. ... Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. ... С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Усы его и брови были черные - признак породы в человеке. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза, которые не смеялись, когда он смеялся» . Предупредив Печорина, что его хотел видеть старый приятель, рассказчик замечает Максима Максимыча, который, запыхавшись, бежит через дорогу. Предупредив его явное желание броситься на шею, Печорин довольно холодно, хотя и приветливо улыбаясь, протягивает ему руку. Максим Максимыч хочет поговорить с ним по душам, но Печорин всем своим видом показывает, что он торопится. На вопрос Максима Максимыча о каких-то бумагах, тот отвечает, что их судьба ему безразлична, и с ними можно делать все, что угодно. Путь его лежит в Персию.

В растерянности расстроенный Максим Максимыч ходит у повозки, еле сдерживая слезы. В ответ на просьбу рассказчика отдать ему бумаги Печорина, он гневно швыряет их одну за другой, доставая из чемодана. Жалея о том, что не может сразу же уехать, Максим Максимыч, не успевший оформить дела, вынужден ждать следующей оказии.

Журнал Печорина

Вскоре становится известно, что Печорина больше нет в живых. Он умер, когда возвращался из Персии. Случайный обладатель записок очень рад этому обстоятельству, потому что может теперь опубликовать их, возможно даже, под своим именем. В журнале Печорина описаны события, относящиеся к его пребыванию на Кавказе.

Урок литературы

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 9 класс

«История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

Цель урока. Определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Печорина.

Задачи. 1. Введение понятия «психологический портрет», повторение понятия «художественная деталь» как средства раскрытия характера, души героя.

2. Совершенствование навыка выразительного чтения.

3. Формирование способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.

4. Развитие рефлексивно – аналитического мышления.

5 . Нравственно – эстетическое воспитание.

Оборудование, ТСО, наглядность.

    Мультимедийный проектор, экран.

    На доске – тема урока, эпиграф.

Эпиграф.

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя…

М. Ю. Лермонтов

Ход урока.

    Слово учителя.

Слайд 1

Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Ле рмонтова «Герой нашего времени»: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».

Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом».

Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании, в сердце и уме человека.

Ценность романа в том, что в нем на первый план входят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или в пользу разумного, свободного отношения к бытию?

И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина.

Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно, от главы к главе. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

    Сообщение и запись темы урока . Слайд 2

- Наш урок мы так и назовем - «История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

Слайд 3

- Читая первую повесть «Бэла», мы были захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке.

- Каким увидели вы главного героя из рассказа о нем Максима Максимыча?

Почему он кажется Максиму Максимычу странным?

- У Лермонтова есть поразительное стихотворение, написанное от лица старого солдата, - «Завещание»(читает учитель)

Слайд 4

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж … Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен…

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

- Все это мог бы, вероятно, сказать о себе и Максим Максимыч, благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности.

- Что вы узнали о нем?

(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).

Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

- П омните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .

- К ому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?

(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

- Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!

- Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»? Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но п оследний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!

Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

    Анализ первичного восприятия . Слайд 5

Глава «Максим Максимыч»…

Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как в «Бэле», «Княжне Мери» или «Фаталисте».

- О чем она? Каков ее сюжет ?

/ сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути /.

- Какое впечат ление произвела на вас повесть?

Почему?

- Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление, «Бэла» или «Максим Максимыч»? Попробуйте объяснить причины этого.

    Переход к теме урока (слайд 5)

- Почему так грустно заканчивается встреча Максима Максимыча и Печорина? Куда и почему так торопится Печорин?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту.

    Слово учителя. В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча. Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью.

Ег о глазами дается портрет главного героя романа.

    Введение понятия «психологический портрет». Противоречия в образе Печорина.

- Только здесь, в середине из пяти частей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина, причем так, как до него не делал никто.

Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к Пушкину.

Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.

Слайд 6

В «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою»,

Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила».

«Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя. Пушкин и не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…»

Н. Г. Долинина

(дать справку о Наталье Григорьевне Долининой - учителе и авторе книг о русской классике).

Слайд 7

- У Лермонтова задача иная : «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.

Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

-Итак, запишем в тетрадь: «Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе».

- Ч то же такое психологический портрет? Попробуйте сформулировать самостоятельно.

Слайд 8

Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.

    Слайд 9

Ч тение учителем отрывка – портрета Печорина.

Задание (дать перед чтением).

Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?

Какие детали позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?

    Повторение понятия «художественная деталь».

Слайд 10 «Художественная деталь»

Слайд 11.

Анализ портрета Печорина.

Сначала описаны рост, сложение героя .

«Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов , не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»

- Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда - в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек.

Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.

«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»

Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отм етив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.

Та же странность, необычность, противоречивость – в лице .

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».

«Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….

Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.

Все необычно в этом лице.

- Говорят , глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.

« Они не смеялись, когда он смеялся!»

- Обобщим наши наблюдения.

/ портрет Печорина свидетельствует, с одно й стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (глаза) /

-Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу.

Этому научились у него Гоголь, Достоевский, Толстой – те великие писатели, которых мы называем классиками.

    Анализ иллюстрации - портрета Печорина.

- Какие черты характера переданы в этом портрете?

    Анализ сцены встречи Максима Максимыча и Печорина.

Составление «партитуры чувств» к их диалогу.

- Переходим к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча и Печорина.

1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)

2) Чтение эпизода встречи в лицах

(со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

3) Постановка проблемного вопроса.

С лайд 12

- Проанализируем первый момент встречи. Из лексических средств отметим роль наречий.

- Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, задыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче (текст).

- Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании М аксима Максимыча так же неоспоримо, как мы слышали в «Бэле» страстную речь Казбича на его родном языке.

И сразу же быстрый, бешеный темп сменяется медленным.

- Печорин протянул Максиму Максимычу руку. Как?

/«он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно , хотя и с приветливой улыбкой,протянул ему руку.»/

Два длинных похожих слова: «довольно холодно»- и замедляющий речь оборот «хотя с приветливой улыбкой»- и снова длинное протяжное слово «протянул» так непохожи на быстрые слова, рисующие Максима Максимыча!

- А Максим Максимыч? /жадно сватил/

- Почему Максим Максимыч сначала «остолбенел»?

Вывод: так в одной фразе раскрываются обе души (какие?): любящая, ждущая, открытая - и холодно-равнодушная, замкнутая.

/дети пробуют сделать вывод сначала сами/.

Прочитайте их. Какие ремарки их сопровождают?

/ сказал – пробормотал со слез ами на глазах/ .

- В сравнении со словами Максима Максимыча реплики Печорина оказываются какими?

/убийственно холодными, пустыми, бездушными/.

- Как синтаксис предложений передает душевное состояние героев?

(Чтение 4, 5 фраз).

-Речь Максима Максимыча эмоционально окрашена. Какие знаки завершения преобладают в ней?

/Восклицательный, вопросительный/.

- Какой знак постоянно прерывает его реплики? Что обозначают многочисленные многоточия?

/Максим Максимыч растерян, взволнован, его речь сбивчива/.

- Фразы Печорина спокойны, гладки. О чем это говорит?

- Продолжаем наблюдения над важными деталями в речи и поведении Печорина. На пылкие вопросы штабс-капитана: «Ну что, в отставке?»- односложно отвечает, улыбаясь: «Скучал». В этом слове – ответ на все вопросы старика. Скучал все 5 лет. От скуки решил ехать в Персию. Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука!

- О чем говорит его улыбка? Как понять странного человека?

Приятно ему все-таки видеть Максима Максимыча или улыбка его насмешлива? / это скорее горькая ирония над самим собой/

- Максим Максимыч полон воспоминаниями, не может удержаться и говорит о том, о чем, пожалуй, бестактно напоминать /текст/.

«Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся … (Пауза!)

- Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

-Какая очень важная деталь привлекает наше внимание ? (Печорин чуть- чуть побледнел и отвернулся (заметим – он отвечает не сразу!)

- Почему «чуть-чуть побледнел и отвернулся»? Почему « принужденно зевнул»?

- Может быть, он до сих пор не простил себе происшедшее с Бэлой и ему все еще очень больно?

Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!

Печорин знает, что встреча со стариком не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

Наталья Долинина с читает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую...» (слайд 13 )

- Согласны вы с ее мнением?

- Как реагирует Максим Максимыч на отказ Печорина остаться всего на два часа? Какие детали показывают его состояние?

Эпизод с дневником

И снова странен этот человек.

- Как он предлагает поступить с его дневником?

Оттолкнув, может быть, единственного любящего , преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается.

-Что же ему дорого на свете? Неужели - ничто?

- Р ебята, наши наблюдения над текстом я представила в этой таблице

( Слайд14)

    Итоговая беседа .

- Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.

Образ Максима Максимыча

В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».

Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.

Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

Образ Печорина

Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).

- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?

К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.

Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!

/ Духовно сломленным, разочаровавшимся/.

    Анализ эпиграфа.

От былой неуемной энергии интереса к людям не остало сь и следа (вспоминаем «Бэлу», «Тамань»).

Равнодушие и апатия воц арились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)

Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.

Он говорит Максиму Максимычу : «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?

/От самого себя/.

Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.

Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.

13 . Анализ иллюстрации . Слайд 15 .

- Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текст а, соответствующий ему. Что он передает?

/Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости»./

- И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему?

- О че м же рассказ? Нравственные уроки (о боли и одиночестве, о счастье понимания, о вечных ценностях - любви к людям, к родине, о дружбе …)

14 . Слово учителя . Слайд 16

«Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.

В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.

Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…

Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?

Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».

Но это тема следующего урока.

15 . Домашнее задание : перечитать «Тамань», ответить на вопросы:

    Какова роль пейзажа в повести?

    Как постепенно разрушается романтическая обстановка?

    Как раскрывается характер Печорина в повести?

Во Владикавказе рассказчик остановился в гостинице, где некому было даже приготовить ужин, и выяснил, что ему придется прожить здесь еще три дня, пока не будет оказии в Екатериноград. Первый день он провел очень скучно, а утром в гостинице появился Максим Максимыч.
Они встретились как старые приятели и долго сидели за бутылкой кахетинского вина.

Прибытие Печорина в город

В окно рассказчик увидел, как во двор въехало несколько повозок и легкая щегольская дорожная коляска. Друзья расспросили следовавшего коляской слугу, и оказалось, что среди прочих прибыл и Печорин, который остался ночевать у полковника Н. Максим Максимыч страшно обрадовался, попросил известить барина о себе и сел на лавочку за воротами ждать старинного приятеля. Но ожидание было напрасным, Печорин в этот день так и не появился. Ночью Максим Максимыч долго ворочался и вздыхал. а утром ни свет ни заря уже снова сидел на скамейке. Потом штабс-капитан вынужден был отправиться по делам, но просил рассказчика сразу послать за ним, если подойдёт Григорий Александрович.

Через десять минут после его ухода появился Печорин. Это был молодой человек аристократической наружности. С первого взгляда ему нельзя было дать больше двадцати трех лет, но присмотревшись — все тридцать. Самым примечательным в его внешности являлись его глаза: они не смеялись, когда он смеялся, а это признак либо злого нрава, либо глубокой. постоянной грусти. Рассказчик тотчас послал инвалида в комендатуру — позвать Максима Максимыча.

Встреча Максима Максимыча и Печорина

Спустя какое-то время в гостиницу вбежал Максим Максимыч. Едва отдышавшись, он хотел броситься Печорину на шею, но тот довольно холодно протянул ему руку. Они поздоровались и немного поговорили. Григорий Александрович весьма сдержанно реагировал на восторженные воспоминания штабс-капитана, потом сказал, что едет в Персию и очень спешит. Когда он уже отъезжал, старик спросил, что делать с бумагами, которые Печорин некогда оставил в крепости. Григорий Апександрович небрежно ответил, что эти записки его не интересуют, и коляска тронулась. Максим Максимыч остался стоять на дороге. На глазах его были слезы: так задело его такое отношение старого приятеля. Рассказчик попросил у нега тетради Печорина. Старик отдал, но перенес свою досаду и на попутчика, простился с ним очень сухо, превратившись из доброго славного старика в упрямого и сварливого штабс-капитана. Рассказчик уехал один.

Наш краткий пересказ «Максима Максимыча» может быть использован для читательского дневника учениками 9 класса.

«Максим Максимыч» – вторая из пяти частей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (см. его краткое содержание , краткий анализ и полный текст).

Содержание её продолжает первую часть («Бэла »). Безымянный повествователь и пожилой штабс-капитан Максим Максимыч (см. Образ Максима Максимыча , Печорин и Максим Максимыч), познакомившись в поездке по Кавказу, ненадолго расстаются в пути, но вскоре вновь встречаются на одной станции. Отобедав вместе, они вдруг видят из окна, как во двор въезжает щёгольская дорожная коляска, которая, видимо, принадлежит богатому человеку. У прибывшего с коляской лакея они узнают, что владелец её – тот самый Григорий Александрович Печорин , о котором Максим Максимыч рассказывал в повести «Бэла».

В предвкушении встречи с давнишним товарищем Максим Максимыч сильно радуется. Лакей рассказывает, что Печорин остался ужинать и ночевать у полковника Н. Дав лакею восьмигривенный на водку, Максим Максимыч велит ему идти и сказать хозяину, что здесь находится его друг и сослуживец. Старый штабс-капитан так жаждет быстрее увидеть Печорина, что садится ждать его у ворот, полагая: он «сейчас прибежит».

Герой нашего времени. Максим Максимыч. Аудиокнига.

Но до позднего вечера Печорин так и не приходит. Раздосадованный Максим Максимыч ложится спать в одной комнате с повествователем, и тот слышит, как старик всю ночь ворочается, не в силах заснуть.

Повествователь подходит к Печорину и напоминает: его хотел повидать Максим Максимыч. Печорин только сейчас вспоминает о старике, который как раз в этот момент показывается на другом краю площади и бежит что есть мочи, весь в поту. Максим Максимыч порывается обнять Печорина, однако тот лишь подаёт ему руку – приветливо, но довольно холодно. Коротко сказав, что едет в Персию, собирается садиться в коляску.

Максим Максимыч удивлён: неужели расстанемся, даже не поговорив? Он напоминает Печорину про их прежнюю общую жизнь в крепости, про похищенную горянку Бэлу. Услышав о ней, Печорин чуть бледнеет – и торопится ещё сильнее. Максим Максимыч упрашивает его остаться хоть на пару часов, но Печорин, слегка обняв его, садится в коляску. Старик вспоминает: «Да у меня ваши бумаги. Что с ними делать?». Со словами: «Да что хотите» – Печорин уезжает.

Максим Максимыч обижен и раздосадован. Он нервно ходит, в глазах его появляются слёзы. Высказывает: «Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Повествователь спрашивает, что за бумаги оставил ему Печорин. Штабс-капитан отвечает: «Какие-то записки!» В ответ на просьбу собеседника отдать их, он достаёт из чемодана тетрадки, произнося с презрением: «Можете делать с ними, что вам угодно».

Лучшие статьи по теме