Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Печорин и Грушницкий: характеристики героев. Сочинение Печорин и Грушницкий

Грушницкий - это персонаж всемирно известной повести Михаила Лермонтова под названием "Герой нашего времени", где ключевым является образ Печорина. Однако Грушницкий далеко не последнюю роль играет в замысле Лермонтова, и сейчас мы рассмотрим вкратце характеристику Грушницкого.

Сразу же отметим, что в повести есть главный герой - Печорин, а есть второстепенные персонажи, которые подчеркивают ту или иную грань образа основного героя, то есть Печорина. Грушницкого можно отнести именно к этой категории героев второго плана. Но автор создал его не только для выявления определенных черт Печорина, он весьма интересен как самостоятельная фигура. Тем более, что в нем можно увидеть отражение общественной жизни, устоев и нравов общества тех времен.

Основная характеристика Грушницкого

Посмотрим, что говорят о Грушницком Белинский, Лермонтов и Печорин. Например, по словам Белинского в образе Грушницкого воплотились черты характеров целого разряда людей, относящихся к подобному типу. Лермонтов сказал, что такого плана люди прикрывают лицо модной маской того, кто якобы разочаровался в жизни. Да и от самого Печорина мы слышим о характере Грушницкого: он назвал его позёром, который стремится представить себя другим героем-романтиком. Поэтому такой человек пафосно говорит, его чувства возвышенные, он горит страстями и страдает. По большому счету он пытается привлечь к себе внимание общества и казаться эффектным человеком.

Но всё это лишь маска, а в действительности в его душе нет поэзии, он крайне самоуверен, эгоистичен и самодоволен. Продолжим делать характеристику Грушницкого. Этот человек настолько увлечен собой и своими словами, что интересуется не другими, а только собой. Потому он не умеет выслушивать и вести полноценный диалог.

Однако его личность не ограничивается лишь подобными манерами. Самое главное, что Грушницкий не гнушается подлого и низкого поступка, ведь от него начинают исходить сплетни об отношениях Печорина и Мери. Кроме того он готов участвовать в дуэли с безоружным соперником. Дуэль, кстати, и проявляет всю низость его личности и подлой натуры.

Роль Грушницкого в повести

Обратите внимание, как одет Грушницкий - на нем потёртая солдатская шинель. Почему? Иму хочется выглядеть смелым страдальцем, который был разжалован за какие-то дерзкие поступки. Однако все это похоже больше на пародию на Печорина, и Грушницкий, понимая это, начинает его ненавидеть. Хотя в целом умом он не блещет, а гордость не позволяет разглядеть в Печорине более сильную личность.

А вот еще чем интересна характеристика Грушницкого. По ходу чтения мы видим, что Грушницкий влюбляется в княжну Мери, которая поначалу интересуется молодым человеком, но в конце концов, отдает предпочтение Печорину. Это вызывает в Грушницком ревность и злобу, и подталкивает к подлому поступку. Собрав единомышленников, они направляют издёвки в адрес Мери. И они оставляют не заряженным пистолет Печорина, когда тот за клевету требует удовлетворения на дуэли. Узнав об этом, Печорин не простил Грушницкого и застрелил его.

Итак, этому молодому юнкеру Лермонтов отвел немаломажную роль в повести "Герой нашего времени", и в этой статье мы рассмотрели, какова краткая характеристика Грушницкого. Читайте также лучшие

С Грушницким читатель впервые столкнется в главе под названием «Княжна Мери». Грушницкий второстепенный персонаж романа, позволяющий оттенить многогранный характер главного героя Печорина Григория Александровича. Образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» покажут его как человека подлого, низкого. Мечтая стать героем романа, он добился одного, заставил себя ненавидеть и презирать.

Образ

Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.

Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.

Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.

Характер

Воспитан. Образован. Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.

Вечный романтик , витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.

Любит женщин. Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.

Подлый. Способен вонзить нож в спину любого, кто встанет на пути в достижении поставленных целей. Пример этому поступку клевета на Печорина и дуэль, где он, зная, что противник безоружен, все равно соглашается принять в ней участие.

Самовлюбленный. Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.

Позёр. Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.

Грушницкий зеркальное отражение Печорина

Печорин видел в Грушницком свое отражение и это сходство ему определенно не нравилось. Оба любят играть с людьми, устанавливая свои правила и не думая, как игра отразиться на их жизни впоследствии. Это своего рода развлечение, лекарство от скуки, но отличавшееся особой жесткостью и наплевательством к другим людям. Оба эгоистичны и дерзки.

Трагичный финал

Дуэли можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распускаемые грязные слухи у своего противника – но это было выше сил для Грушницкого. Он считал, что на земле им с Печориным тесно, и кто-то один должен уйти.

Судьба столкнула их лбами на узкой тропинке. Уступать дорогу не в их правилах. Оба слишком уперты и слишком ненавидели друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Ему бы торжествовать, видя поверженного врага, но чувства радости он не ощущал. Наверное, представив, как на месте убитого мог оказаться сам.

Чего добился Грушницкий за свою жизнь. Ничего. Стать героем романа, как хотел, ему не удалось. Грязный, никчемный человек. Ничего кроме жалости к себе не вызывающий. Слабое звено.

Образ Печорина один проходит через все повести. Остальные герои даны для того, чтобы оттенить различные черты характера Печорина. Такова их композиционная роль. Но они интересны и каждый по себе, так как в них отражена какая-то другая сторона общественной жизни.

Таков прежде всего Грушницкий, «представитель целого разряда людей,- по выражению Белинского,- имя нарицательное». Он из числа тех, которые, по словам Лермонтова, носят модную маску разочарованных людей. Меткую характеристику Грушниц-кому даёт Печорин. Грушницкий, по его словам, позёр, выдающий себя за романтического героя. «Его цель - сделаться героем романа». Говорит он «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные, страдания. Производить эффект - его наслаждение». Но в его душе, нет «ни на грош поэзии». Самодовольством, самоуверенностью так и веет от Грушницкого. Он не слушает собеседника, не отвечает ему; он упоён своей речью. «Он не знает людей и их слабых струи, потому что занимался целую жизнь одним собою».

Но Грушницкий не только самовлюблённый, самодовольный человек: он способен на всякую подлость и низость. Он распускает сплетни о Печорине и Мери, он даёт согласие на дуэль с безоружным противником. Его поведение на дуэли - не только проявление его «самолюбия и слабости характера», но и настоящей низости души.

На фоне такой молодёжи, представителем которой является ничтожный Грушницкий, ярко вырисовывается страдающая личность Печорина.

    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого...

    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

    Большой след в моем сознании оставил роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема добра и зла, проблема предопределения...

    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....

— молодой юнкер, незадолго до событий романа произведенный в офицеры. На всем протяжении романа мы не узнаем имя персонажа, довольствуясь лишь фамилией. Внешне приятный от природы, по выражению автора: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.», Грушницкий уделяет особое отношение манерам, вычурно говоря и поспешно:

Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания.

Грушницкий не был богат, умен или остроумен. По выражению , с ним невозможно было спорить, так как юнкер был глух к собеседнику и использовал перерыв в речи оппонента для продолжения своих собственных слов. Его цель – сделаться героем романа — довольно далека от реальности, что, однако, не мешает ему самому в это верить. Впрочем, до определенного момента он замечательно вписывается в общую атмосферу провинциального общества, натужно копирующего высший свет.

Ввиду молодости, отсутствия житейского опыта и природного ума, Грушницкий зачастую смешно выглядит в глазах Печорина, который не упускает возможность отвлечься от скуки, ставя юнкера в неудобное положение. Несмотря на показную браваду, Грушницкий не является храбрецом, что в дальнейшем оборачивается для него плачевно. Практически все в Грушницком фальшиво. Ввиду раннего возраста и отсутствия значимых личных заслуг, юнкер занимается фрондерством.

Грушницкий идеально вписывается в масштаб провинциального города, коим являлся Пятигорск. Солдатская шинель и бессмысленные разговоры приводили в восторг провинциальным дам, у которых герой пользовался успехом. До тех пор пока рядом не оказался похожий человек, но иного, столичного, калибра. Обладая помыслами схожими с печоринскими, Грушницкий не смог составить ему достойного отпора. Ввязавшись в неравный спор, он был обречен.

Грушницкий — «провинциальное» отражение Печорина, соперник, в котором главный герой видит собственные черты, пороки и достоинства.

Трагедия Грушницкого в осознании того, что, несмотря на все свои попытки, он уступает Печорину по тем качествам, которые сам в себе ценит. Он не вхож в высшие слои Петербурга как Печорин, не столь богат, успешен у женщин. Он понимает, что Печорин для него недостижимая вершина, и чувство бессилия, эгоизм, замешанные на ревности и слепой обиде толкают юнкера на низкий поступок, на подлость в дуэли, которая оборачивается для него .

Только на дуэли Грушницкий осознает всю серьезность ситуации. Не имея за плечами жизненного опыта, и ведомый напыщенным самомнением, он дал возможность другим людям подвести себя под роковую черту. Раздавленный разочарованием от проигрыша Печорину, удушаемый гневом, он не слушается доводов разума, ставя на кон жизнь; в порыве гнева, прежде всего, к самому себе, он подписывает собственный :

– Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

Одно из отличительных свойств юнкера Грушницкого - отсутствие имени. Это не бросалось бы в глаза, будь он фигурой эпизодической, но его роль в истории с княжной Мери трудно преувеличить. Впрочем, вернемся к этому моменту чуть позже, пока просто отметим, что навряд ли М.Ю. Лермонтов случайно оставил Грушницкого безымянным.

Читатель смотрит на все происходящее глазами Печорина и, соответственно, образ молодого юнкера, произведенного впоследствии в офицеры, преподносится нам так же через призму восприятия главного героя. Характеристика приводится достаточно исчерпывающая, но трудно сказать, насколько объективная: у Григория Александровича весьма своеобразное мышление и нетривиальный взгляд на мир. В общих чертах - Грушницкий очень юн, ему всего двадцать один год, однако преисполнен желания казаться старше, опытнее и в известном смысле драматичнее - что, впрочем, вполне объясняется возрастом.

«Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…», «приезд его на Кавказ - также следствие его романтического фанатизма…»

На самом-то деле, Печорин столь скептичен по одной простой причине: между ним и Грушницким больше общего, нежели бы он того желал. Однако в отличие от Печорина, Грушницкий находится в совершенной зависимости от окружения и, не обладая собственным острым умом, не может в результате справиться со своей ролью в ситуации, которую сам себе выстроил. Он является до известной степени кривым зеркалом Григория Александровича, пародией на него, что ли… Он тоже не любит княжну Мери, но его самолюбие отлично от самолюбия Печорина: тот проживает в себе людские черты и пороки, Грушницкий напротив пытается вписываться в не всегда совместимые между собой события и привнести в них некую трагико-романтическую ноту. Финал хорошо известен.

Оба героя - игроки, но Печорин не стоит на этой шахматной доске, скорее он внешне бесстрастно ведет эту партию. А Грушницкий, полный чувства собственной значимости, - обычная разменная фигура.

«Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен»

яйте!.. я себя презира- то есть когда он становится самим собой, не приукрашивая и не позируя. Проще - когда он не мозолит глаза Печорину своими неумелыми попытками вести игру.

Он не способен ни слушать, ни слышать; он может быть также язвителен в своих суждениях и оценках, но это вычурное, наносное: в действительности юнкер достаточно беспомощен и «никогда никого не убьет одним словом». При этом мстителен и мстителен мелочно: уязвленный равнодушием Мери, он громогласно возвещает, что видел Печорина ночью, когда тот спускался с ее балкона. Это уже откровенно ниже пояса! Начиная, собственно, с того, что это ложь, и никаких ночей Печорин в спальне княжны не проводил. А потом: княжна на водах с матерью, отца нет - кому защитить честь девушки, кому вступиться за нее, опровергнуть клевету? А ведь это заявление могло иметь самые пренеприятные последствия: публика на водах разносторонняя, мир слухами полнится, и… какова была бы дальнейшая судьба бедной барышни, которая вообще ни в чем, собственно, не виновата?!

Это подлость номер один. Подлость номер два - согласие на участие в дуэли на заведомо нечестных условиях. Уж лучше бы Грушницкий Печорина и в самом деле из-за угла ночью зарезал, что ли. Как-то проще и доступнее. Получается, снова пал жертвой своего романтического нарциссизма.

На взгляд Печорина, Грушницкий являет собой зрелище жалкое и отвратительное одновременно. В момент дуэли, когда маски сброшены, становится ясно, чем все же неплох Грушницкий, когда с него слетает позерская шелуха: в момент подлинной опасности, перед прямым выбором «смерть или бесчестие» он все же выбирает первое. Говорит же знаменитую фразу:

«Стреляйте!.. я себя презираю, а вас ненавижу».

Ненавидит потому что очень четко осознает, что проиграл - и проиграл по собственному почину.

Своему же болезненному самолюбию проиграл. Презирает по этой же причине - потому что отступать стало уже некуда, и выигрышного хода нет. Его становится жаль, как и всякого человека, попавшего в ловушку. Изначально он не хотел никому зла. В истории с княжной у него не было цели сделать ее несчастной, в этой игре он принимал участие от скуки (как и Печорин!) и бездействия на водах. Но пламенное самолюбие сослужило своему обладателю плохую службу, втянув в цепь фатальных для него событий.

Опять-таки в отличие от Печорина, он не может довести партию до конца, снова позволяя другим (в данном случае - драгунскому капитану) управлять ситуацией. Его инстинкт самосохранения слабее здравого смысла, он во власти эмоций.

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…».

Эти слова становятся последними. С них началось - ими и завершается. Ведь именно об этом говорит Печорин в начале повествования:

«я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Этой финальной фразой Грушницкий уже напрямую «отзеркаливает» Печорина. И сыплются осколки - эхом в горах…

К вопросу об имени, поднятом ранее. Его нет у Грушницкого, нет и у Вернера. Но у последнего есть кличка Мефистофель. Что, полагаю, также неспроста, но сейчас не об этом: Вернер также является своего рода искаженным отражением Печорина. Только в лучшую сторону - в нем сосредоточены положительные черты. Грушницкий напротив олицетворяет «темную сторону» Печорина. Как знать, может быть, нежеланием дать героям имена автор подчеркивал, что они не более, чем свойства натуры главного персонажа? Видя тело Грушницкого, Печорин не испытывает никакого торжества… равнодушно расставаясь с очередной собственной иллюзией.

Лучшие статьи по теме