Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Не стоит село без праведника кто сказал. "Не стоит село без праведника"

«Таким образом мы научаемся, каким даром для отчизны является праведный муж,
и что не следует завидовать святым мужам и по неразумию отказывать им в доверии.
Ибо их вера спасает нас, их праведность защищает от истребления.
Если бы Содом имел даже десять праведников, он мог бы избавиться от погибели»

(Амвросий Медиоланский. Об Аврааме)

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного (Быт. 18, 1).

Сказанное: он сидел (иврит. яшав ) более правильно перевести как: «он сел». То есть попытался встать (чтобы почтить явление Господа), но из-за боли обрезания не удержался и сел. Что научает нас тому, что даже великие стоят перед ложем больного, а ему (больному) вставать не обязательно.

В явлении Господа Аврааму нам является пример сострадания

События, описанные здесь, продолжают события, описанные в 17-й главе, где говорилось об обрезании Авраама и его семейства, на что указывает уточнение: во время зноя дневного . Так как именно во время зноя любая болезнь обостряется и причиняет большие страдания имеющему рану на теле. После обрезания, даже на третий день, обрезанный испытывает боль, пребывая в болезни (ср. Быт. 34, 25). Таким образом, в явлении Господа Аврааму нам является пример сострадания к страдающим и создается прецедент в важном и необходимом деле – посещении больных. Был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36).

Данное утешительное и, возможно, врачующее явление не продолжалось долго и быстро прекратилось, когда "Бог явился ему, и, ничего не сказав ему, скрылся" . Что подтверждается и тем, что далее Авраам сможет стоять перед Ангелами (ср. Быт. 18, 8) и даже, поспешая, бегать (ср. Быт. 18, 2, 6–7), выказывая заботу о них как о странниках.

Уточнение, что Авраам сидел при входе в шатер, может косвенно указывать на то, что он высматривал, нет ли путников, которых он может пригласить в свой гостеприимный шатер.

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 2–3).

Здесь раскрывается еще одна добродетель Авраама – странноприимство. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13, 2).

«Далее прибавляет (то есть апостол Павел в Послании к Евреям – О.С.) то, что особенно могло ободрить их: ибо через него некоторые , говорит, не зная, оказали гостеприимство Ангелам . Видишь, какая честь, какая польза? Что значит: не зная? Угостили (Ангелов), сами не зная того. За то Авраам и удостоился великой награды, что угостил Ангелов, не зная, что они Ангелы; а если бы он знал, то это было бы нисколько не удивительно. Некоторые думают, что апостол разумеет здесь и Лота и о нём говорит это (то есть то, что и он примет Ангелов в свое жилище – О.С.)» .

Авраам здесь действует как бы в двух измерениях собственного человеческого бытия, душой созерцая в Трех, пришедших к нему, Господа Владыку, расторопностью плоти пытаясь обеспечить достойный прием Трем странникам: поклонившись Трем им, он обращается к Одному: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего .

«Авраам, охотно принимающий странников, верный Богу, неутомимый в таинстве (то есть в таинстве веры в Единого – О.С.), ревностный в служении, узрел образ Троицы и приумножил гостеприимство благочестием, принимая Трех, но поклоняясь Одному. Сохраняя различие лиц, он называл их Единым Господом и, воздавая почесть Трем, обозначал одну Силу. Ибо в нем говорило не знание, а благодать, и, потому что не учился, он верил сильнее, чем мы, которые учимся. Ибо никто не подделал образ истины (что бывает свойственно неопытным учителям – О.С.), и поэтому Авраам видит Трёх, но поклоняется Единству. Он берет три меры лучшей муки, но закалывает одного теленка, веря, что достаточно одной жертвы, но трех приношений, одного жертвенного животного, но трех благодеяний» .

Более христоцентричное истолкование предлагает :

«Бог явился вновь Аврааму возле дуба Мамре в виде трех мужей, которые, вне сомнения, были Ангелами, хотя некоторые полагают, будто один из них был Христос, и утверждают, что Он был видимым до того, как явился во плоти. Вопрос относится к могуществу божественного, невидимого, бестелесного, непередаваемого по природе; к способности, не меняя сколь-либо своей сущности, являться даже смертным не как есть, а в одухотворенном образе чего бы то ни было. Доказывая, что один из этих трех был Христос, основываются на том, что, хотя Авраам видел Троих, к Богу он обращался в единственном числе» .

И действительно, Бог творит мир и собеседует со Своими избранными от сотворения мира в Сыне Своем как в Логосе – Слове. И православная икона именно так и изображает собеседование Христа – Логоса с Адамом и Евою в Раю, собеседования Господа с Авраамом и Моисеем (которые Логосом – Христом созерцали тайны будущего). К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал... (1 Пет. 1, 1–11).

Необъяснимые и таинственные действия!

И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь (Быт. 18, 4–5).

Праведники, в отличие от нечестивых, обещают мало, но всегда делают много

Авраам говорит: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши , но в результате устраивает, по понятиям того времени, настоящий пир. И дело не в том, что хлеб – эвфемизм различных видов пищи, а в том, что праведники, в отличие от нечестивых, обещают мало, но всегда делают много. В то время как нечестивые много обещают, но почти ничего не делают.

Ангелы не возражают, говоря: сделай так, как говоришь , таким образом, научая и нас считаться с обычаями тех или иных людей в их местности. Особенно это необходимо тогда, когда понятийный аппарат других людей отличается от нашего. Так, например, писал о миссионерских приемах в диалоге с нехристианами:

«Почему он [апостол Павел в своей проповеди] приводит свидетельства языческих писателей? Потому, что язычников мы изобличаем особенно тогда, когда приводим близкие к ним свидетельства и обвинения, когда уважаемых ими авторов представляем их обличителями. Поэтому и в другом месте он воспользовался словами: неведомому Богу . Афиняне, принявшие не всех богов своих с самого начала, но впоследствии признавшие и несколько других, как например, гиперборейских, также Пана и великие и малые мистерии, заключая отсюда, что, вероятно, есть еще иной бог, непознанный ими, и, желая также в отношении к нему быть благоговейными, поставили ему жертвенник с надписью: неведомому Богу, как бы выразив следующее: если есть еще какой-либо неведомый Бог. Поэтому (апостол) и сказал им: Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян. 17, 23). А слова: мы Его и род (Деян. 17, 28) сказаны о Зевсе Аратом, который, сказав сначала: «Зевсом полны пути, напол­нено море», потом прибавил: «мы его и род», выражая этим, как думаю, то, что мы произошли от Бога. Для чего же Павел сказанное о Зевсе прилагает к Богу всего? Не о Зевсе сказан­ное он прилагает к Богу, а приличествующее Богу, но не­справедливо и неточно приписанное Зевсу он воздает Богу; и самое имя «Бог» принадлежит только Ему одному, но беззаконно прилагается к идолам. Да и откуда ему следовало бы заим­ствовать доказательства в беседе с такими слушателями? Из пророков? Но они не поверили бы. Потому и иудеям он не говорит ничего из Евангелий, но из пророков: для Иудеев я был, – гово­рит он, – как Иудей, для подзаконных был как подзаконный, для чуждых закона – как чуждый закона (1 Кор. 9, 20, 21)» .

Удивительно, как каждый стих Библии приносит нам новые наставления и увещевания.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт. 18, 6–8).

Здесь поражает чередование слов: он побежал навстречу... поспешил Авраам в шатер... побежал Авраам к стаду . Поражает стремительность пожилого, 99-летнего Авраама в стремлении почтить Господа и позаботиться о пришедших под его кров путниках. И все это вскоре после тяжелой для пожилого человека операции обрезания, когда совсем недавно он на ногах не мог стоять и позволил себе по немощи сидеть в присутствии Божественного явления. А теперь, исполнив всё для пришедших к нему, он и сам стоял подле Них под деревом.

Некогда и царь Давид восклицал: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем (Пс. 91, 14–16).

И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? (Быт. 18, 9–13).

Здесь мы видим, что старица Сарра стоит позади его, то есть позади своего мужа – старца Авраама. Ориген, вдохновленный таким ее поведением, предлагает нам рассуждение:

«Пусть же жены научатся по примеру патриархов, пусть научатся следовать своим мужам. Ведь не без причины написано, что Сарра стояла сзади Авраама, но для того, чтобы ясно показать, что, если муж идет навстречу Богу, жене надлежит следовать. Я имею в виду, что жене надлежит следовать за мужем, если она видит приверженность своего мужа Богу... Но мы также можем почувствовать нечто таинственное в данном месте, если посмотрим, как в Исходе Господь же шел перед ними днем в столбе облачном, показывая путь, а ночью в столбе огненном, светя им, дабы идти и днем, и ночью, и паства Господа следовала за ним» .

Аналогия Оригена, сравнившего смирение и послушание Сарры Аврааму с повиновением верующих евреев Богу во дни Исхода, вполне допустима. Подобное мы находим и в посланиях апостола Павла: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5, 22–24).

Здесь поражает и то, что Бог ради согласия мужа и жены меняет слова, сказанные Саррою в ее сердце, при передаче их ее мужу, опуская фразу: и господин мой стар . Так Господь научает нас не быть переносчиком чужих слов между членами одной семьи, если они могут породить чье-то неудовольствие и ссору.

В Законе Божием сказано: Не ходи переносчиком (то есть сплетником – О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь [Бог ваш (Лев. 19, 16). И действительно, пущенный слух или сплетня на человека сравнима с покушением на жизнь ближнего твоего, так как пущенный слух может разрушить благополучие и счастье жизни оклеветанного или опозоренного человека. (Притч. 20, 19–20). Премудрый царь Соломон предостерегает и от общения с такими злобными людьми: Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. Кто злословит... того светильник погаснет среди глубокой тьмы (Притч. 20, 19).

Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась (Быт. 18, 14,15).

Нет ничего трудного и невозможного для Бога

Поистине, нет ничего трудного и невозможного для Бога!

Здесь мы видим спор Сарры с Ангелом, когда она отрицается того, что уже позволила себе, ибо она испугалась. Но будучи облеченной Ангелом – нет, ты рассмеялась , – она уже не спорит.

«Но Сарра, вместо того, чтобы принять данное ей знамение (то есть то, что ее мысли открыты Богу – О.С.), истинное это знамение прикрывает ложью: Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ангел же, давая ей уразуметь, что напрасно оправдывается ложью, говорит: нет, ты рассмеялась в сердце твоем. Вот, сердце твое опровергает суесловие языка твоего» .

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем (Быт. 18, 16–19).

Здесь, в этом отрывке, раскрывается тайна: почему Бог избрал именно Авраама? Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним . Оказывается, Авраам избран Богом потому, что может создать подлинную религиозную семью и заповедать сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним.

Ибо великое назначение религиозной семьи – родить и воспитать праведного и святого! Только тогда род приобретет Божественное благословение на многие и многие поколения. И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20, 6)!

По обычаю той местности, Авраам же пошел с ними, проводить их. И далее Бог открывает тайну избрания Авраама.

Затем Книга Бытия повествует о том, как уже Авраам начинает препираться с Создателем. Но здесь будет идти речь уже не о страхе за себя, как в случае с Саррой, но о страхе за других людей и их возможной погибели.

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18, 20–21).

Указание на вопль Содомский и Гоморрский создает некую экзегетическую проблему: то ли это вопль насилуемых, то ли – торжествующий вопль насильников.

«Бог сказал: вопль Содомский и Гоморрский, велик он. Он прекрасно сказал, что грехи несут в себе вопль, и, несомненно, велик вопль грешников, что восходит от земли к небесам... Поскольку Бог говорит, что уши Его оскорблены воплями грехов, то наказание грешников не должно быть отложено. И это действительно вопль, и вопль великий, когда вопли грешников настолько одолевают милосердие Божие, что Он вынужден наказать грешников. Однако Господь показал, как неохотно Он наказывает даже самых тяжких грешников, говоря, что вопль Содомский дошел до Него. Тем самым Он говорит: Хотя Мое милосердие убеждает Меня их пощадить, однако вопль их грехов вынуждает Меня их покарать» .

Так как обвинения в сексуальных преступлениях широко распространены из-за трудности их опровержения или доказательства (подтверждения), то данное уточнение сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них , – Божий призыв не принимать доносы, слухи и сплетни к рассмотрению без должного исследования дела (при правильном оформлении обвинения). Данный антропоморфизм имеет целью преподать нам некий поведенческий урок и назидание, а не указать на то, что Всеведущий Бог якобы может что-то и не знать, ведь в глазах Создателя все мы абсолютно прозрачны!

«Господь это сказал не потому, что не знал их грехов, – Он еще ранее сказал: грех их, тяжел он весьма. Но Он хотел этим показать пример судьям, чтобы они не произносили приговора прежде, чем рассмотрят дело вполне. Если Знающий всё представил Себя как бы незнающим, чтобы не определить наказания прежде суда, то насколько более судьи должны сознаваться в своем незнании и не изрекать приговора прежде исследования дела!»

Подобно наставляет и святитель Иоанн Златоуст:

«Вразумляя весь род человеческий, что, даже если чьи-либо грехи весьма велики и известны, не следует произносить над ними приговора до того, как представятся очевидные доказательства, – Господь говорит: сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. Что это за размышление в словах? Сойду, говорит, посмотрю. Неужели Бог всего переходит с места на место? Нет, да не будет! Не то Он выражает, но, как я уже часто говорил, чувственным образом выражения Он хочет нас вразумить, что нам следует иметь великую осторожность и согрешивших не осуждать только по слуху, не произносить приговора без доказательств. Да услышим это все: ведь не одни только заседающие в суде обязаны соблюдать этот закон, но и каждый из нас никогда не должен по одному пустому навету осуждать ближнего» .

И далее мы читаем о непостижимом человеколюбии Авраама, который, как подлинный праведник в своем поколении, вступается за нечестивых грешников, входя, как мы говорили и выше, в некое препирательство с Богом с великим страхом и трепетом, «как бы страшась далее испытывать неизреченное долготерпение Божие и опасаясь, чтобы не показаться уже преступающим границы» .

И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти (Быт. 18, 22–32).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет действие патриарха Авраама:

«Кто по достоинству восхвалит Бога за такое долготерпение и снисхождение или кто по справедливости ублажит праведника, получившего такое дерзновение? Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он (то есть Господь – О.С.) сказал: не сделаю того и ради сорока. Потом, как бы страшась далее испытывать неизреченное долготерпение Божие и опасаясь, чтобы не показаться уже преступающим границы и не зайти со своим ходатайством далее надлежащего, говорит: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Так как он видел, что Бог приклоняется к милосердию, то уже не понемногу стал уменьшать и, убавив еще число праведных не на пять, а на десять, продолжает таким образом свое ходатайство и говорит: может быть, найдется там тридцать? Он (Господь – О.С.) сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Смотри, какая настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о том, чтобы избавить народ содомский от угрожающей ему казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же осуждению. Вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он (Господь – О.С.) сказал: не истреблю ради двадцати. Выше всякого слова и всякого ума такая благость Господа! Разве кто из нас, живущих среди бесчисленных зол, произнося суд над подобными себе людьми, показал бы такое снисхождение и человеколюбие?»

Праведники и святые не злорадствуют по поводу возможного наказания грешников

То есть праведники и святые не злорадствуют по поводу возможного наказания грешников, не ищут для них дополнительного обвинения, но стремятся всячески облегчить их возможную печальную участь и, если возможно, протянуть руку помощи, воспринимая проблемы других как свои собственные.

И в этом они уподобляются Создателю, о Котором сказано Им Самим: Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам? (Иез. 33, 11); и еще: Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 3–4).

И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место (Быт. 18, 33).

Диалог между Богом и Авраамом окончился...

После того как Господь сказал: не истреблю ради десяти , Авраам уже не занижал планку возможного количества праведных, потому что знал, что во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет. 3, 20).

Село тем и отличается от города, что оно более патриархально и архаично. Рождающиеся здесь явления встречают в деревне, часто подозрительно и неприветливо, считая чем-то дурным, идущим не от бога.
Да мне можно возразить, мол город несет не только дурное влияние и что есть в идущем оттуда много положительного, например, того же водопровода, канализации и еще много чего хорошего. С этим утверждением, пожалуй, не стану спорить, ибо рискую затеять ненужную полемику. Хочу сказать вот о чем, эта архаичность не всегда отрицательна: деревенская среда она мягче добрей и наивней всегдашней городской сухости и сама почва для праведной жизни тут немного мягче.К тому же, сама Русь напоминает прежде всего сельскую местность: крестьянин-мужик, баба, земля и вера и т.д. Чтобы не случилось в жизни, плохое или хорошее, а вера прежде всего: забудешь сегодня помолиться, пообщаться с богом, как умеешь, то завтра
обязательно скажешь:«С Богом иди». И так в истории нашего народа
всегда и было ведь, все тысячи лет, от князя Владимира до наших дней. И так было правильно, ибо вера помогает жить в самые трудные времена.
Еще одной чертой нашего многоликого народа является радушие и безобидный нрав.
Суровы к врагам, милосердны к побежденным и готовы снять последнюю рубаху и снести горницу родного дома для просящих. Да это именно про нас и даже самые заядлые наши неприятели с этим утверждением в полный голос соглашаются. Здесь можно перечислить еще множество признаков и черт типичного русского обывателя из сельской глубинки, но достаточно будет сказать, что все они и
перечисленные, и не упомянутые воплощены в образе главной героини рассказаАлександра Исаевича Солженицына созданного в 1959 году «Матренин двор».Героиня Солженицына не первая народная героиня в русской литературе. Это
типичная крестьянка, каких было и в жизни, и в книгах достаточно. Присущие ей черты,такие как трудолюбие и страдания, мы видим в стихах Николая Некрасова, например,написанных веком ранее, однако, на мой взгляд, то что жизнь и гибель Матрены Васильевны, описаны очевидцем, ведь у героини был реальный прототип, дает нам возможность оценить ее праведность, народность и приглядеться к жизни таких: одиноких людей еще ближе не так ли???
В чем же заключается жизненный подвиг Матрены Васильевны и ее праведность??? На мой взгляд ответ на поставленный вопрос, прост: Матрена Васильевна проста и бесхитростна. Не берет денег за труд, в котором по словам автора «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа-работа» не сильно хлопочет за свою пенсию, даром отдает горницу и делает шаг к гибели: своей и своего дома, это тем более контрастно на фоне непонимания, остальной части окружающих героиню людей, о чем и говорит Солженицын в конце рассказа: «Не гналась за обзаводом…Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая есть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно- она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка,фикусы.Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, безкоторого, по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся наша земля». Большое место в рассказе уделяется символам, которые очень просты и доступны читателям: так, колченогая кошка - это во многом сама Матрена Васильевна,исчезновение кошки, животного охраняющего дом от мышей, разной нечисти сам по себе дурной признак для дома и хозяев. Сами мыши, которые начали особо сильно шуметь за обоями, это родственники героини, стремящиеся поживиться тем немногим, что осталось после ее смерти. Нельзя упомянуть козу, которая, в данном случае еще и отображение скромности. Но самым главным символом остается разрушение дома и горницы,окончательное искоренение домашнего очага, остатков семейного тепла и воспоминаний
Если сравнить рассказ с историей Ивана Денисовича, то несмотря на явно
автобиографичность обоих произведений, то «Один день…» уделяет куда больше внимания к истории самого Солженицына чем «Матренин двор», где автор лишь свидетель потрепанной, но не сломленной человеческой судьбы (Матрена Васильевна полна решимости жить, хоть и понимает, что не долго ей осталось быть на этой земле) о нем самом известно не очень много, как и автор прошел войну, систему исправительных лагерей, выйдя на свободу ищет себя и учительствует. Сходство Ивана Денисовича и Матрены Васильевны в уважении к труду, в стремлении быть честным перед собой в стремлении жить, различие же в их в социальном положении, в круге их общения и образе
жизни.Игнатич-как называет рассказчика хозяйка дома, уважительно относится к хозяйке,но при этом мало принимает участия в ее судьбе, не принимая участия ни в краже торфа,ни в помощи по хозяйству, ни в огороде, больше примеряя роль, стороннего наблюдателя,что тоже не слишком правильно. Матрена Васильевна Григорьева, простая русская крестьянка, прожившая жизнь в горе, заботах и тяжком крестьянском труде, является одним из символов русского народаи крестьянства. Сама ничего не имея и не желая, она стала жертвой скупости-скупости своего деверя и родни которая оказалась просто неспособной понять праведническуюмиссию этой необычной и сильной женщины.
Солженицын вывел образ сильного духом и чистого сердцем героя, живущего в условиях тоталитарной страны, когда власти мало интересовались судьбой простого народа, во время постоянных притеснений, когда многие люди становятся доносчиками,преступниками и т.д. Героя сумевшего сохранить доброту и душевность.

Рецензии

Иван, несомненно интересно, хотя и напоминает аналитическое школьное сочинение после прочтения произведения, но читать о праведной миссии деревенских баб интересно, молодец, что затрагиваешь народные корни и истоки, в том история наша и объяснение многих проблем современности. Кое- что живо в деревне и сегодня, хотя, если честно, деревня спивается и теряет свои лучшие качества и традиции, в том числе и свою духовность и праведность.

Есть энтузиасты среди молодежи которым интересна глубинка традиции и культура,что меня как природного сельчанина радуют.А вообще да в большинстве случаев все с этим плохо. Слышал что в некоторых странах вообще их не осталось.Спасибо вам за отзыв. Мне очень приятно)

В 1963 году Александр Исаевич Солженицын заканчивает работу над одним из наиболее выдающихся, с моей точки зрения, произведений- «Матрёнин двор». Эта повесть оказывает сильное влияние на всех читателей без исключения, заставляет задуматься как о своих поступках, так и о деятельности общества в целом. «Матрёнин двор» полон нравственных и духовных ценностей, воплощением которых, безусловно, является главной героиня произведения - Матрёна Васильевна.

Матрёна- женщина лет 60, жительница деревни Тальново.

Её жизнь - это череда неудач и разочарований. Первый возлюбленный, Фаддей, ушел на войну, и Матрёна была вынуждена выйти замуж за его младшего брата- Ефима. Все 6 детей женщины умерли, а затем Великая Отечественная война забрала жизни Ефима. С каждым годом её одолевают тяжёлые болезни, и печаль усиливается. Однако, несмотря на все несчастья, Матрёна было неким «стержнем», «основой» всего поселка. Благодаря таким качествам, как трудолюбие, честность, храбрость и невероятная доброта, она стала олицетворять собой идеал русской женщины. Не щадя ни собственных сил, ни времени, Матрёна шла помогать соседкам выкапывать картошку, при этом никогда не просила ничего взамен. Впечатление усиливает тот факт, что все действия произведения основаны на реальных событиях. Эта особенность заставляет нас поверить в существование в жизни абсолютно открытых и доброжелательных людей, настоящих праведников. Да, Матрёна не была глубоко верующим человеком, но из-за своего характера, отношения к жизни и другим людям, ее по праву можно считать праведником. Интересно также то, что первоначальное название произведения отличался существующего – «Не стоит село без праведника». Таким образом Солженицын сразу акцентировал внимание читателя на главной идее повести. Матрёна была настолько благоразумным человеком, что её доброте мог позавидовать даже самый интеллигентный гражданин. Но, к сожалению, односельчане не ценили Матрёну, а наоборот, пользовались характером. Так, Фадей и его родственники уговорили женщину перевести горницу её воспитаннице, Кире. При перевозке одни из саней застряли в железнодорожных путях, и эта ситуация стоила Матрёне жизни. Она погибла под поездом, и вся деревня лишилась, не побоюсь этого слова, лучшего и со всех точек зрения человека.

Таким образом, Матрёна - образ праведника, человека, умеющего сплотить весь народ, приободрить и помочь каждому в трудную минуту. В наши дни количество таких людей сократилось, но они есть, и каждый человек должен уважать праведников и, что ещё важнее, стараться воспитывать в себе те же благородные качества.

Тема: «Не стоит село без праведника».

Цель: глубоко проанализировав рассказ Солженицына «Матрёнин двор», помочь

учащимся сделать правильные нравственные выводы, увидеть

художественное мастерство писателя;

развивать навыки самостоятельного осмысления текста художественного

произведения, устную речь, умение работать с книгой;

воспитывать нравственные качества, стремление быть полезным

людям, гуманным, сострадательным;

1. Орг.момент.

2. Слово учителя о трудностях времени тоталитарного режима в стране в 50-е годы,

когда государство практически обезличивало людей, делало их равнодушными, не способными к состраданию. А.И.Солженицын был одним из первых, кто смело и открыто заговорил об ужасах лагерной жизни и о разложении души человеческой.

В чём же мастерство писателя?

Это мы узнаем, пролистав рассказ «Матрёнин двор». Но сначала немного о писателе…

3. Биографические сведения о Солженицыне.

4. Анализ рассказа «Матрёнин двор»:

Основа рассказа «Матрёнин двор».

Основные приёмы характеристики: примеры из текста!

Портрет Матрёны - улыбка «У тех людей всегда лица хороши,

кто в ладах с совестью своей»

(приёмы характеристики - речь - какие новые слова узнали? С

к ужоткому – к ужину, любота – красота,

молонья –молния, порция - порча

поступок, косвенная хар-ка, авт. хар. (2)

Художественные детали – изба, фикусы, кошка, коза, мыши, тараканы.(3)

История жизни (4)

вывод: Все испытания жизни закалили Матрёну.

Матрёна в системе других образов. (5)

вывод: У Солженицына главное не социальное, а духовное (6)

(не результат важен, а дух…)

О ложных нравственных основаниях общества бьёт тревогу

Отношение жителей деревни к Матрёне (сёстры, подруга, золовки, Фаддей)

Судьба человека в тоталитарном государстве. (7) (колхоз)

Сцена похорон (плачи, поведение, мысли людей во время поминок)

вывод: Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств ? (8)

Монологи ребят по данному выводу (9)

Суровая и жестокая правда 50-60 лет (деревня перестала быть хранительницей

духовных и нравственных ценностей)

Смысл названия (11) Первоначальное название рассказа –

«Не стоит село без праведника» несло в себе основную идейную нагрузку.

Но Твардовский предложил ради публикации более

нейтральное название – «Матрёнин двор». Но и в этом

названии есть глубокий смысл:

Матренин двор - Матренин мир - особый мир праведника

Она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное…

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице. Не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Так кто же такой праведник?

В прошлом веке это понятие было в чести, так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Больше того, оно приобрело иронический оттенок:

По словарю Ожегова – кто такой праведник? (12)

ВЫВОД: «…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца» - «Архипелаг ГУЛаг»

5. Слово Солженицына – статья «Жить не по лжи!» (13)

Писатель призывает каждого из нас жить по совести, жить по правде.

« Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара».

Автор убежден, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

И заканчивает свою статью словами пословицы:

«Одно слово правды весь мир перетянет»

6. ВЫВОД: Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7. Дом.зад. : по одному из высказываний на доске составить развёрнутый ответ на вопрос.

Лучшие статьи по теме