Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Максим Горький, "Макар Чудра": анализ, главные герои. «Тема свободы в рассказе М

Сочинение

С рассказа «Макар Чудра» начался длинный и плодотворный путь М. Горького. Главная тема рассказов М. Горького, особенно его ранних произведений, это вопрос о человеке. Мир показывается писателем расколотым, а человек вынужден либо примириться с гибелью своей личности, либо вынужден искать пути ее возрождения. Вопросы духа занимают многих писателей начала века, не только в среде интеллигенции, но и среди простого народа. Герои ранних рассказов М. Горького - так называемые «босяки». Эти люди чувствуют свою ответственность за всеобщее неустройство и начинают искать выход. Герои М. Горького -это сильные личности, а изображение их жизни проникнуто духом свободы. Заметное место в его творчестве принадлежит романтическому началу. М. Горький утверждает идеал сильной, свободной духом личности, способной на подвиг. Особенно его привлекают «строптивцы, озорники или счастливые грешники» - люди веселые и гордые, не знающие страха перед жизнью. Таким людям тесно в рамках, заданных судьбой, они пытаются их расширить. Изучая судьбы и характеры таких людей, Горький много путешествовал по России, объясняя это «желанием видеть - где я живу, что за народ вокруг меня». В форме легенд, сказок Горький развивает свое понимание свободы, истинной и мнимой, и пути ее достижения. Авторский поиск совершенного духовного опыта начался с обращения к памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов. Понять смысл этих горьковских сказаний можно лишь в их соотнесении с реалистическими рассказами. Романтический герой оказывается включенным в среду ограниченных или жестоких, злых соплеменников. Но чем более безрадостно и тускло его существование, тем сильнее в нем потребность яркого, неведомого. В романтических образах воплощены в бесконечно усиленном варианте горькие наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Народная мудрость обращена к явлению, глубоко взволновавшему писателя. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько...». М. Горький сталкивает свободу не только с несвободой, но и с другими высшими ценностями, чтобы утвердить свободу как высшую среди этих ценностей. В рассказе «Макар Чудра» писатель сталкивает свободу и любовь. Романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания большинства.

О цыгане Лойко Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься...». В кровавой драме, развернувшейся между ним и Раддой, тоже таится неприятие обычной человеческой судьбы.

В основу сюжета рассказа положена поэтическая история любви. Но страсть не любовная, а страсть к свободе - вот что определяет и помыслы, и поступки персонажей. Весь рассказ проникнут духом свободы. Главный вопрос, который ставит писатель, - как разрешится конфликт между желанием любить и быть любимым и стремлением к полной свободе и независимости? Неудивительно, что финал у рассказа трагический.

«Макар Чудра» построен по принципу «рассказ в рассказе». Перед читателем - холодная осенняя ночь, сильный влажный ветер с моря, пламя костра, песня юной цыганки и рассказ старого цыгана о страстях и чувствах не менее ярких, чем огонь, не менее сильных, чем ветер. Автор использует так называемую рамочную композицию, чтобы настроить читателя соответствующим образом, ведь историю Зоба-ра и Радды можно истолковывать по-разному. Действие происходит ночью, в густой мгле, под жалобный вой ветра: рассказчик (очевидец и косвенный участник описываемых событий), лежа в «сильной, красивой позе», пасет коней, символизирующих стремительность и свободу. Рассказ Чудры звучит осенней беззвездной ночью, а осень с ее холодными ветрами и увядающей природой - загадочный период, не поддающийся логическому объяснению, равно как и финал любовной истории Радды и Зобара, который является неожиданным для читателя, настроившегося на идиллию.

Читатель-обыватель склонен осуждать чрезмерную гордость девушки и жестокость парня. Он просчитывает в уме много вариантов завершения этой истории: Зобар отказывает Радде в ее просьбе, и они расходятся; Зобар соглашается, и дело заканчивается свадьбой. Но финал у Горького гораздо ярче и трагичнее. Главные герои - молодые цыгане, с молоком матери впитавшие дух вольной жизни. Автор характеризует их отдельными поэтическими фразами: красоту Радды «можно было бы на скрипке сыграть», Зобар «сердце бы вырвал из груди и отдал... лишь бы (ей) от этого хорошо было».

Подобного рода характеристика - это не только дань жанру легенды. Она по-зволяет читателю вникнуть в суть рисуемых писателем образов. Едва прочитав эти слова, мы уже видим перед собой героев как реально существующих людей. И понимаем, что свободолюбивая, гордая Радда просто не может уйти с богатым паном, прельстившись на звон золота, а Зобар - не украсть понравившегося ему коня, хоть того и охраняет полк солдат.

Для этих героев невозможность сделать то, что требует душа, необходимость переступить через себя, сделав что-нибудь против воли, равносильны долгой и мучительной смерти, потому что свобода - их сущность, их дух. Когда два этих человека встречаются, «коса находит на камень». Здесь Горький сталкивает две стихии - любовь и свободу. Любовь - союз равных, сущность любви - свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное - в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода (Радда ему его не оставила, а ей, в свою очередь, выбора не оставила любовь к свободе), в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: «Я знала, что ты так сделаешь!». Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой - ее возлюбленный не разочаровал ее.

Во всех ранних рассказах М. Горького скучной повседневности противостоят редкой энергии душевные порывы. Макар Чудра так завершает свой рассказ:«...иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром». И Зобар, и Радда шли своим путем, не изменяя себе, и их имена навеки останутся в памяти людей.

Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.

Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма , но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического .

В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ «Макар Чудра» , в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи» , открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море. Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя , ведь его именем назван рассказ.

Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, - максимальное стремление к свободе . Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» .

Такое неразрешимое противоречие между любовью и гордостью в романтическом характере воспринимается Макаром Чудрой как абсолютно естественное, а разрешиться оно может только смертью: романтический герой не может пожертвовать ни своей безграничной любовью, ни абсолютной гордостью. Но ведь любовь предполагает смирение, самопожертвование и способность покориться любимому человеку. А этого-то как раз и не могут сделать герои легенды, рассказанной Чудрой.

Какую же оценку дает этой позиции Макар Чудра? Он считает, что только так и должен понимать жизнь настоящий человек, который достоин подражания, и только с такой позицией можно сохранить личную свободу.

Но соглашается ли автор со своим героем? Какова же авторская позиция и каковы средства ее выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить важную композиционную особенность ранних произведений Горького – наличие образа повествователя . На первый взгляд, это незаметный образ, ведь он не проявляет себя в каких-либо действиях. Но именно позиция этого человека, странника, который встречает на своем пути разных людей, особенно важна для самого писателя.

Практически во всех ранних романтических произведениях Максима Горького будет воплощено и негативное сознание, искажающее реальную картину бытия, и позитивное, наполняющее жизнь более высоким смыслом и содержанием. А пристальный взгляд автобиографического героя как будто выхватывает самые яркие характеры – такие, как Макар Чудра.

И пусть он довольно скептически выслушивает возражения героя-повествователя, но именно финал расставляет все точки над «и» в позиции автора. Когда рассказчик, глядя во тьму бескрайней степи, видит, как цыгане Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно» , и никак «не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой» , он и выявляет свою позицию. Да, в этих словах звучит восхищение, но думающий читатель осознает бесплодность такого кровавого исхода: даже после смерти Лойко не может стать вровень с красавицей Раддой.

В соответствии с лучшими традициями романтизма Максим Горький использовал в своем рассказе множество средств выразительности. Описывая главных героев, он пользуется гиперболой: красоту Радды можно только на скрипке сыграть, а усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями. Для передачи особенностей речи, особенно старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания.

Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

Рассказ «Челкаш» относится к ранним романтическим произведениям М. Горького. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века.
Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».
В центре повествования рассказа (1895) два героя, противопоставленные друг другу. Один – Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа – Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни.
Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» - Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать.
Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют - первые - остроту, вторая - цену».
Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, - страх: «Только боязно в нем».
Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки...»
Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.
Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. «Молодой телок» раздражал Григория, он чувствовал «чужеродность» Гаврилы, не принимал его жизненной философии, его ценностей. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему.
Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги – с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется (Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее), Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу.
Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил.

Произведение «Старуха Изергиль» было написано Максимом Горьким в 1895 году. Рассказ относится к ранним произведениям, написанных Горьким. «Старуха Изергиль» - это одно из произведений Горького, наполненное духом романтизма. Ведь Горький поправу считается первым, кто ввел романтизм в русскую литературу. Романтические произведения занимают огромное место в творчестве писателя. Композиция рассказа «старуха Изергиль» необычна. Сам Горький говорил, что «Старуха Изергиль» это одно из произведений, которое было выстроено на высшем уровне, он считал его одним из лучших своих работ. Композиция такова, что Горький пишет рассказ в рассказе, а точнее сказать три рассказа в рассказе. Произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенда о Данко. Все три истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».
Первая часть – легенда о Ларре. Главным героем, которой является молодой человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает отверженный. Поначалу Ларре нравится такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но после того как проходит некоторое количество времени главный герой понимает смысл жизни, но уже поздно он несет заслуженное наказание. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая напоминала людям о его существовании.
Вторая часть автобиографичная. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно. Так же как и в легенде о Ларре Горький пытается показать нам то общее, что соединяет эти рассказы. Это смысл жизни. Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!». Она осознает смысл жизни, это не скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в какой – нибудь деревушке с мужем и детьми.
И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы вывести людей из дремучего леса. Дорога была нелегка, и когда весь народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее от пылающего любовью сердца. Но как только люди достигли желаемой цели то никто даже не вспомнил о умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко, который видел свой смысл жизни в помощи людям.
Романтизм в произведениях Горького занимает центральную позицию. Произведение «старуха Изергиль» является одним из достояний этого направления в литературе конца 19 века. Горький полностью раскрывает свою задумку о смысле жизни. Он показывает три точки зрения, тем самым дает читателю вопрос для размышления «в чем есть смысл жизни?»


Машенька

В 1926 году вышло в свет первое прозаическое произведение Набокова - роман «Машенька». По этому поводу журнал «Нива» написал: «Себя и свою судьбу в разных вариациях Набоков, развлекаясь, неустанно вышивает по канве своих произведений. Но не только свою, хотя едва ли кто-то интересовал Набокова больше, чем он сам. Это ещё и судьба целого человеческого типа - русского интеллигента-эмигранта». Действительно, для Набокова жизнь на чужбине оказалась всё же довольно тяжёлой. Утешением становилось прошлое, в котором были светлые чувства, любовь, совсем другой мир. Поэтому роман основан на воспоминаниях. Фабулы как таковой нет, содержание разворачивается как поток сознания: диалоги действующих лиц, внутренние монологи главного героя, описания места действия перемежаются.

Главный герой романа, Лев Глебович Ганин, оказавшись в эмиграции, утратил какие-то важнейшие свойства личности. Он живёт в пансионе, который ему не нужен и не интересен, его обитатели представляются Ганину жалкими, да и сам он, как и прочие эмигранты, никому не нужен. Ганин тоскует, иногда он не может решить, что делать: «переменить ли положение тела, встать ли, чтобы пойти и вымыть руки, отворить ли окно...». «Сумеречное наважденье» - вот определение, которое даёт автор состоянию своего героя. Хотя роман относится к раннему периоду творчества Набокова и является, пожалуй, самым «классическим» из всех созданных им произведений, но характерная для писателя игра с читателем присутствует и здесь. Неясно, что же служит первопричиной: то ли душевные переживания деформируют внешний мир, то ли, напротив, уродливая действительность омертвляет душу. Возникает ощущение, что писатель поставил друг перед другом два кривых зеркала, изображения в которых уродливо преломляются, удваиваясь и утраиваясь.
Роман «Машенька» выстроен как воспоминание героя о прежней жизни в России, оборванной революцией и Гражданской войной; повествование ведётся от третьего лица. В жизни Ганина до эмиграции было одно важное событие - его любовь к Машеньке, которая осталась на родине и утрачена вместе с ней. Но совершенно неожиданно Ганин узнаёт в изображённой на фотографии женщине, жене соседа по берлинскому пансиону Алфёрова, свою Машеньку.(еще не факт его ли это Машенька вообще) Она должна приехать в Берлин, и этот ожидаемый приезд оживляет героя. Тяжкая тоска Ганина проходит, его душа заполняется воспоминаниями о прежнем: комнате в петербургском доме, загородной усадьбе, трёх тополях, амбаре с расписным окном, даже о мелькании спиц велосипедного колеса. Ганин вновь словно погружается в мир России, сохраняющий поэзию «дворянских гнёзд» и теплоту родственных отношений. Событий происходило много, и автор отбирает наиболее значимые из них. Ганин воспринимает образ Машеньки как «знак, зов, вопрос, брошенный в небо», и на этот вопрос он вдруг получает «самоцветный, восхитительный ответ». Встреча с Машенькой должна стать чудом, возвращением в тот мир, в котором Ганин только и мог быть счастлив. Сделав всё, чтобы помешать соседу встретить жену, Ганин оказывается на вокзале. В момент остановки поезда, на котором приехала она, он чувствует, что эта встреча невозможна. И уезжает на другой вокзал, чтобы покинуть город.

Казалось бы, в романе предполагается ситуация любовного треугольника, и развитие сюжета подталкивает к этому. Но Набоков отбрасывает традиционный финал. Глубинные переживания Ганина для него намного важнее, чем нюансы отношений героев. Отказ Ганина от встречи с любимой имеет не психологическую, а скорее философскую мотивировку. Он понимает, что встреча не нужна, даже невозможна, не потому, что она влечёт за собой неизбежные психологические проблемы, а потому, что нельзя повернуть время назад. Это могло бы привести к подчинению прошлому и, следовательно, отказу от самого себя, что вообще невозможно для героев Набокова.

В романе «Машенька» Набоков впервые обращается к темам, которые затем будут неоднократно появляться в его творчестве. Это тема утраченной России, выступающей как образ потерянного рая и счастья юности, тема воспоминания, одновременно противостоящего всё уничтожающему времени и терпящего неудачу в этой тщетной борьбе.

Образ главного героя, Ганина, очень типичен для творчества В. Набокова. В его произведениях всё время появляются неустроенные, «потерявшиеся» эмигранты. Пыльный пансион неприятен Ганину, потому что он никогда не заменит родину. Проживающих в пансионе - Ганина, учителя математики Алфёрова, старого русского поэта Подтягина, Клары, смешливых танцовщиков - объединяет ненужность, какая-то выключенность из жизни. Возникает вопрос: а зачем они живут? Ганин снимается в кинематографе, продавая свою тень. Стоит ли жить ради того, чтобы «вставать и ездить в типографию каждое утро», как это делает Клара? Или «искать ангажемент», как ищут его танцовщики? Унижаться, клянчить визу, объясняясь на плохом немецком языке, как вынужден это делать Подтягин? Цели, которая оправдывала бы это жалкое существование, ни у кого из них нет. Все они не думают о будущем, не стремятся устроиться, наладить жизнь, живя оним днём. И прошлое, и предполагаемое будущее осталось в России. Но признаться себе в этом - значит сказать себе правду о себе самом. После этого нужно делать какие-то выводы, но как тогда жить, как заполнять скучные дни? И жизнь заполняется мелкими страстями, романчиками, суетой. «Подтягин заходил в комнату хозяйки пансиона, поглаживая чёрную ласковую таксу, пощипывал её уши, бородавку на серой мордочке и рассказывал о своей стариковской, мучительной болезни и о том, что он уже давно хлопочет о визе в Париж, где очень дёшевы булавки и красное вино».

Связь Ганина с Людмилой ни на секунду не оставляет ощущения, что речь идёт о любви. Но это не любовь: «И тоскуя и стыдясь, он чувствовал, как бессмысленная нежность, - печальная теплота, оставшаяся там, где очень мимолетно скользнула когда-то любовь, - заставляет его прижиматься без страсти к пурпурной резине её поддающихся губ...» Была ли у Ганина настоящая любовь? Когда совсем мальчиком встретил он Машеньку, то полюбил не её, а свою мечту, придуманный им идеал женщины. Машенька оказалась недостойной его. Он любил тишину, уединение, красоту, искал гармонию. Она же была легкомысленна, тянула его в толпу. А «он чувствовал, что от этих встреч мельчает истинная любовь». В мире Набокова счастливая любовь невозможна. Она или связана с изменой, или же герои вообще не знают, что такое любовь. Индивидуалистический пафос, страх подчинения другому человеку, страх возможности его суда заставляют героев Набокова забыть о ней. Часто в основе сюжета произведений писателя любовный треугольник. Но накала страстей, благородства чувств в его произведениях найти невозможно, история выглядит пошлой и скучной.

Для романа «Машенька» характерны черты, проявившиеся и в дальнейшем творчестве Набокова. Это игра литературными цитатами и построение текста на ускользающих и вновь проявляющихся лейтмотивах и образах. Здесь становятся самостоятельными и значимыми звуки (от соловьиного пения, означающего природное начало и прошлое, до шума поезда и трамвая, олицетворяющих мир техники и настоящее), запахи, повторяющиеся образы - поезда, трамваи, свет, тени, сравнения героев с птицами. Набоков, говоря о встречах и расставаниях героев, несомненно, намекал читателю на сюжет «Евгения Онегина». Также внимательный читатель может найти в романе образы, характерные для лирики А.А. Фета (соловей и роза), А.А. Блока (свидания в метель, героиня в снегу). При этом героиня, чьё имя вынесено в заглавие романа, на его страницах не появилась ни разу, и реальность её существования иногда кажется сомнительной. Игра с иллюзиями и реминисценциями ведётся постоянно.

Рассказ «Макар Чудра» написан в 1892 году и относится к раннему периоду творчества Горького. Здесь особенно отчётливо проявились его романтические идеалы. Повествование ведётся от лица рассказчика. Обрамление – описание моря и беседа со старым цыганом. Внутри текста помещена легенда о любви двух цыган, которую вспоминает Макар Чудра. Таким образом, перед нами рассказ в рассказе. Ниже вы найдете анализ рассказа «Макар Чудра» Горького.

Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей. Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю». Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.

Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя. Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась. Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.

В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.

Анализ рассказа «Макар Чудра» - конфликт

В маленьком рассказе Горький затрагивает несколько серьёзных тем. Это вопросы о свободе и рабстве, смысле жизни человека, красоте природы и мира в целом, о любви и самолюбии.

В основе конфликта лежит антитеза свобода – рабство. Для Макара Чудры свобода – это возможность наслаждаться жизнью, отсутствие всяких ограничений. Лойко и Радда ценят прежде всего личную свободу, независимость от других людей не только внешнюю, но и внутреннюю. Волю они ставят выше всего, даже выше любви. В этом и заключается основной конфликт. Полюбить для героев – значит подчиниться другому человеку, а этого они сделать не могут, это противоречит их натуре. Поэтому возникает ситуация замкнутого круга. Неслучайно Радда произносит: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Даже краткий анализ рассказа «Макар Чудра» позволяет четко уяснить эту мысль.

Прекрасная цыганка способна полюбить только сильного мужчину, которого она не сможет сделать покорным себе, но, полюбив, она не будет подчиняться сама. Она даёт задание возлюбленному, чтобы испытать его, и заранее знает, что Лойко не выполнит условие поклониться ей перед всем табором. Поэтому когда цыган вонзает ей в грудь нож, Радда, улыбаясь, говорит, что знала, как он поступит. Она улыбается, потому что герой выдержал испытание на силу характера и любовь к свободе, он оказался достойным любви Радды. Но парадокс заключается в том, что, любовь и гордость оказались несовместимы, поэтому герои погибают.

В этой статье был представлен анализ рассказа «Макар Чудра». Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Наш литературный блог создан с целью осветить разные стороны произведений мировой литературы и их авторов. Читайте также

«Макар Чудра» — первый рассказ Максима Горького, поэтому в нём проявилась вся искренность молодого художника, его романтическая натура. Рассказ написан по впечатлениям странствий будущего писателя по Бессарабии, его знакомства с вольной бродячей жизнью цыган, яркими характерами, духом свободы, свойственным просторам тех мест. Несомненна зависимость горьковского рассказа от поэмы Пушкина «Цыганы» (1824). Но «Макар Чудра» вовсе не повторение пушкинского произведения в новых образах в другое историческое время. Для Горького поэма Пушкина стала источником вдохновения, послужила примером развития сюжетной ситуации, создания образов.

Горький использует в рассказе традиционную схему взаимодействия героев. Героев четверо. Прежде всего это слушатель и автор-повествователь рассказа, то есть этот образ одновременно находится «в» рассказываемой истории и «вне» её. Второй важной фигурой выступает рассказчик — старый цыган Макар Чудра. Заметим, что и у Пушкина цыган-старик иногда проявляется в этом качестве, но не в тех случаях, когда в поэме происходят непосредственные события. И наконец, стержень романтической истории — любовь двух ярких натур: молодого цыгана, воплотившего саму удаль и свободу, Лойко Зобара и прекрасной цыганки Радды, в образе которой соединились вся земная красота и неукротимая воля. Таким образом, читатель узнаёт необыкновенную историю-легенду о любви и свободе из рассказа старого цыгана, которую, в свою очередь, пересказывает автор-повествователь. Получается, что история проходит словно три «фильтра»: личный опыт её непосредственных участников, оценка и рассуждение цыгана и художественное переосмысление автора-повествователя.

Конфликт в рассказе «Макар Чудра» можно представить в двух ракурсах. Прежде всего, он продолжает пушкинскую тему в «Цыганах». Однако если у Пушкина романтическая поэма воплощает идеи, выходящие за пределы этого литературного направления, то Горький, напротив, утверждает романтический идеал вопреки реальности. Именно поэтому любовный конфликт в поэме Пушкина, в котором участвуют русский изгнанник Алеко, цыганка Земфира и молодой цыган, у Горького заменён на конфликт двух цыган, между которыми нет никакой преграды, кроме воли, которой они дорожат больше жизни. Следовательно, конфликт в рассказе Горького носит не реалистический характер, как у Пушкина, а романтический.

Почему же Горький назвал рассказ «Макар Чудра», ведь он всего лишь рассказчик? Думается, что роль старого цыгана очень важна в произведении и не сводится лишь к функции рассказчика. Макар Чудра служит выразителем идей рассказа с позиции человека, находящегося вне социальной жизни, вне гнёта морали и обязательств. Благодаря идейному назначению этого образа сюжетная роль Макара Чудры вырастает до роли мудрого учителя, выражающего сокровенные мысли молодого писателя.

Романтический дух ранних произведений Горького оказался востребованным в российском обществе того времени, которое нуждалось в голосе, утверждающем свободу, любовь, достоинство человека. Очень характерным изобразительным приёмом раннего Горького стало то, что он расширял традиционные возможности прозы за счёт привлечения других видов искусства, например живописи и графики. Таково, например, описание героя: «Вот из темноты вырезался конь, а на нём человек сидит и играет, подъезжая к нам». Глагол «вырезался» сродни красочному эпитету, и необходим он Горькому, чтобы отчётливо и зримо выделить главный образ своего раннего творчества — гордого и свободного человека.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Чехов высоко ценил рассказы Горького «На плотах» и «В степи»: они были созвучны творчеству Чехова и его современников строгим, грустным и милосердным отношением к миру и человеку обыденной жизни. Новизна позиции Горького проявилась, однако, в новом подходе к человеку. Ему мало было сказать о том, как скверно живут люди. Ему мало было и того, чтобы научить читателя жалеть и любить униженных и угнетенных. Во всех сферах жизни Горький начал искать тех, кто способен на подвиг.

Гимном вольности и любви прозвучало полулегендарное сказание «бывалого человека» Макара Чудры о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде, дочери славного солдата Данилы. Красавица Радда, любя, улыбалась как царица. Лойко был подобен горному орлу. Их любовь горела ярким, испепеляющим пламенем. Но в хмурой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы «подчиниться сжимавшей их тесноте». Подобная сверканию молнии, их любовь не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей, готовых либо продать, либо купить то, что они называли любовью. Такой любви Радда и Лойко — оба — предпочли гибель. Трудно поверить в то, что в основе легенды об их любви, об их упоении волей и об их бесстрашной смерти, лежит быль. Горький нарисовал настолько необычные характеры, так сильно чувствующие души, что читателю чудятся герои богатырских размеров: они захотели любви-воли, которую можно увидеть во сне или о которой можно услышать в сказке.

Атмосферу романтической сказки поддерживает ей соответствующее описание природы: порывы холодного ветра, суровость бескрайней степи, плеск набегавшей на берег морской волны, яркое пламя костра, раздвигавшее мглу осенней ночи. Романтический колорит усиливается рассказом об удалой разбойной жизни Зобара, который не боялся самого сатаны с его свитой. А еще более — намеками на демоническую природу образа Радды: Макар Чудра попеременно называет ее то «чертовой девкой», то «проклятой Раддой», то «дьявольской девкой». Однако, несмотря на, казалось бы, зловещие эпитеты и сравнения, общий тон рассказа-легенды — волшебно-сказочный, высокоромантический.

Лучшие статьи по теме