Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Эпилог. Читая классику

Введение

Лев Николаевич Толстой -- художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении - "Война и мир". На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться "русским духом", патриотизмом, истинной народностью, а не той суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа "Война и мир" приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам -- читателям XXI. Но истинный художник предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. "Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим", - говорил Л.Н. Толстой.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В романе Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, он логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов “Война и мир”. В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.

Первая часть эпилога богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Она содержит в себе лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Писатель показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином и, по мнению Толстого, настоящим человеком. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием героя в политическом кружке. Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же "срывается", именно Мария помогает мужу обрести душевное равновесие.

Меня удивил образ Наташи. Она стала сильной, мудрой. К этому моменту она уже имела трех дочерей и сына. Героиня пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: "Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно". Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой в начале романа представляет нам Толстой. Смысл жизни Наташи -- в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам писатель.

Но не только о ценностях семьи говорит Толстой. Писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге -- конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, вечная ценность семьи и воспитания детей.

Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует.

Во второй части эпилога Толстой задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”.

Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек -- лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки -- осознать правила игры и следовать им и в конечном итоге оказаться в числе победителей, а в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им.

Заключение

В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману "Война и мир" явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по литературе

на тему: Роль эпилога в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Выполнила ученица

10А класса

Фролова Дарья

Введение

Лев Николаевич Толстой -- художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении - "Война и мир". На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться "русским духом", патриотизмом, истинной народностью, а не той суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа "Война и мир" приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам -- читателям XXI. Но истинный художник предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. "Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим", - говорил Л.Н. Толстой.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В романе Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, он логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов “Война и мир”. В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.

Первая часть эпилога богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Она содержит в себе лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Писатель показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином и, по мнению Толстого, настоящим человеком. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием героя в политическом кружке. Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”.

В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же "срывается", именно Мария помогает мужу обрести душевное равновесие.

Меня удивил образ Наташи. Она стала сильной, мудрой. К этому моменту она уже имела трех дочерей и сына. Героиня пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: "Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно". Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой в начале романа представляет нам Толстой. Смысл жизни Наташи -- в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам писатель.

Но не только о ценностях семьи говорит Толстой. Писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге -- конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, вечная ценность семьи и воспитания детей.

Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует.

Во второй части эпилога Толстой задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”.

Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек -- лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки -- осознать правила игры и следовать им и в конечном итоге оказаться в числе победителей, а в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им.

Заключение

В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману "Война и мир" явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы композиции в романе. Исследование системы рассказчиков, используемой в нем. Романтические мотивы произведения. Экспозиция, кульминация, развязка и эпилог в создании образа главного героя. Развитие действия в раскрытии внутреннего облика Печерина.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    История и описание сюжетных линий романа Пушкина "Пиковая дама", возможности их интерпретации. Исследование данного произведения многими российскими литературными критиками. Сказка Томского и место данного эпизода в романе. Германн и его роль в сюжете.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Выявление специфики жанра литературной сказки в творчестве писателей-романтиков XIX в. Рассмотрение сюжетных линий, персонажей, соотношения реальности и ирреальности в произведении, проявления авторской позиции. Роль сказочных героев в произведении.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2014

    Поиски идиллии Львом Толстым на протяжении творческого пути от повести "Детство" к роману "Война и мир". Осмысление дома в парадигме семейно-родственных отношений. Доминантная роль идиллического начала в романе "Война и мир". Лишение смерти трагичности.

    статья , добавлен 25.06.2013

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

    сочинение , добавлен 16.10.2008

    Образ Наташи Ростовой в романе: описание внешности, черты характера в начале произведения и в эпилоге, необычайная бурная жизнь души, борьба и постоянное движение и изменение. Первый бал Наташи, его значение в произведении. Участие героини в войне.

    презентация , добавлен 30.06.2014

    Сущность индивидуального авторского стиля, его проявление в научных и художественных текстах. Анализ жанровой специфики, сюжета, времени и пространства, основных персонажей, образов, мотивов и стилевых особенностей произведения "Шелк" Алессандро Барикко.

Предлагаем вашему рассмотрению краткое содержание эпилога части первой знаменитого романа Война и мир, что даст возможность очень быстро познакомиться с содержанием и смыслом каждой его части. Чтобы было удобно изучать эпилог романа Война и мир, предлагаем по главам.

Глава 1

В первой главе эпилога автор рассуждает об истории и реакции. Уже прошло семь лет после событий, что описываются в четвертом томе. И вот автор стал рассуждать об Александре Первом и . О том, что все историки обвиняют Александра в либеральных начинаниях. Каждый рассуждает о том, что он должен был действовать так, а не эдак, вот поэтому его действия неправильные. Но как пишет , если бы Александр действовал иначе, то все равно нашлись бы те, кто бы вновь оказался недоволен. Невозможно оценить действия Наполеона и Александра Первого, чем они хороши или плохи. Однако можно с уверенностью сказать о том, если бы все было по-другому, то не было бы и жизни, ничего бы не было.

Глава 2

Толстой продолжает свои размышления. Теперь он пытается понять два определения. Это гений и случай. Объяснить их точно невозможно, но в целом, когда происходящему нет объяснения, то применяют слово случай, а если человек видит происходящее, что нельзя сравнить с общечеловеческими устоями, законами, мнением, тогда это гений.

Глава 3

В третьей главе Эпилога Толстой вновь ведет рассуждение о движении европейских народов. Автор говорит о славе, величии и о миллионах случайностей. При этом он пишет, что Бонапарт занял свое положение случайно, а его действия были глупыми и подлыми. В случае с Наполеоном нельзя говорить о его гениальности.

Глава 4

Автор пишет о дипломатах, которые считают, что именно они влияют на затишье движения в истории. Дальше пишет автор о том, что случайная роль Наполеона завершается ровно тогда, когда совершаются действия. Он размышляет над тем, какую роль играл Александр в народном движении. При народной войне в Александре никто не нуждался, но вот в европейской войне государь выходит на первый план.

Глава 5

В пятой главе эпилога писатель знакомит с жизнью Ростовых. Он пишет, насколько плохо сказались на графе Ростове все события, с которыми столкнулась семья. Это и пожар Москвы, их бегство со столицы, смерть Пети и смерть Андрея Болконского, отчаяние Наташи. Каждое событие ударом отражалось на здоровье графа, который в один момент слег. Сначала он пытался казаться веселым, веселился и на свадьбе Наташи с Безуховым, но это все было показное. И как только молодые уехали, здоровье вмиг стало ухудшаться. В последние дни своей жизни граф постоянно просил прощения у жены, которая не отходила ни на шаг от мужа. Жалел граф очень о том, что разорил свое имение.

Граф умирает. Николай, узнав о смерти отца, берет отпуск и едет домой. После смерти отца, стали известны все долги, о которых никто и не подозревал. Однако Николай не отказался от наследства, а вступил в права с обязательством все выплатить. Однако их было настолько много, что не хватило денег от продажи имения. Николай, чтобы не быть арестованным за долги, которые стали требовать кредиторы, пошел в отставку и поступил на государственную служу. Около 30 тыс. рублей берет Николай в долг у Пьера. Сам же с матерью и Соней живет в небольшой квартире.

Наташа с Пьером живут в Петербурге и о проблемах Ростовых не в курсе. Дела же у Николая все хуже. Откладывать не получалось, так как он скрывал бедственное положение от матери, которая в свою очередь жила на широкую ногу. Выход был в женитьбе на богатой наследнице либо же в смерти матери, но ни о том, ни о другом не смел думать.

Глава 6

Княжна Марья в Москве. Она была наслышана о проблемах Ростовых, и уважала Николая за то, что он делал ради матери. Марья едет к Ростовым. Ее встретил Николай. Увидев девушку, он проявил холодность и сухость, хотя Марья надеялась на иной прием. Николай Соне сказал, что терпеть не может подобных Марье барышень. Он пытался забыть о княжне, но его мать постоянно о ней напоминала. Графиня говорила, чтобы он присмотрелся к девушке, описывала все ее достоинства и просила, чтобы тот поехал к ней с визитом.

Сама Марья пожалела о своем первом визите к Ростовым, она не могла простить холодность Николая, но успокаивала себя тем, что отдала должность Ростовой, ведь та была всегда к ней добра.

И вот спустя время Николай наведался к Марье, но по его холодному взгляду Марья увидела, что это всего лишь должность уважения. Так же холодно решила держаться с ним и княжна. Но лед растопился. Разговаривая с графом, княжна понимает его холодный прием. Причиной тому было ее богатство, в то время как он был беден. Этот благородный поступок Николая еще больше привязал к себе Марью. Молодые решают быть вместе.

Глава 7

Марья и Николай женятся и всем семейством уезжают в Лысые горы. За три года графу удается выплатить все долги, а получив наследство после умершей кузины, отдал долг и Пьеру. Дела Ростова пошли вверх, он планирует выкупать семейное имение. Увлекся хозяйством, что стало делом его жизни. Николай не любил нововведений и был уверен, в чем не ошибся, что именно в силе мужика-работника удача. Марья ревновала мужа к делу, и не понимала его восхитительных разговоров о хозяйствовании, обижалась, когда он говорил не влезать не в свое время. Однако все равно поддерживала мужа. А дела шли вверх. К нему мужики сами шли и просили их выкупить.

Глава 8

Автор продолжает описывать жизнь Ростовых. Николай стал замечать за собой жестокость в отношении к мужикам. Очень часто он поднимает руку. И вот последний раз, когда произошло наказание, случился разговор с женой. Марья попросила больше никогда не поднимать руку на людей. Граф дал слово и старался его всегда держать, но случалось, что он срывался и тогда он вновь каялся и давал обещания не делать подобное.

Николай рассказывает Мари о Соне и просит, чтобы та полюбила ее и пожалела. В разговоре Марьи с Наташей о Соне, вторая называет ее пустоцветом, но Соня ничего не замечает, живет, как получается, она как та кошка, что привыкла к дому.

Глава 9

В канун Николина дня Ростов решил заняться делами, представляя себе, что будет завтра, когда съедутся гости и придется выслушивать их поздравление.
Вечером все родные собрались за столом. Марья увидела, что Николай не в духе и решила узнать причину. Незначительная ссора между мужем и женой. Мари думает, что муж ее разлюбил, а тем более сейчас, когда она в положении. Далее мы знакомимся мимолетом с детьми Ростовых, после чего Николай и Марья мирятся. Николай сказал, что без нее он не может жить. Марья была счастлива.

Глава 10

Наташа за семь лет успела родить двух дочерей и сына. Это отразилось на ее фигуре. Теперь, когда-то худенькая и подвижная девушка превратилась в полную женщину, которая перестала появляться в обществе. Всю себя она посвятила детям и мужу. Она перестала за собой ухаживать, рассказывая о том, что просто нет времени, да и нет смысла в этом. От Пьера она стала требовать, чтобы и он был всегда в семье и не ездил ни по каким клубам и не заигрывал с другими женщинами. Сама же Наташа выполняла любую прихоть мужа и это было ей в удовольствие.

Глава 11

Безухову нужно ехать в Петербург. Уехал на три недели, но задержался. Наташа сама не своя, переживает и ревнует. Как раз в канун праздника Пьер возвратился. Наташа была на седьмом небе от счастья, но сразу этого не показала. Упрекнула мужа в том, что тот не приехал вовремя, что он там веселился, пока их ребенок был при смерти. Пьер в детской с детьми. Наташа наблюдает за ними и понимает, что он прекрасный отец.

Глава 12

Приезд Пьера обрадовал не только Наташу, ведь с его приездом все сразу поменялось. У каждого было настроение, да и подаркам все были рады. Не забывал Пьер и о старой графине, которая потеряла смысл жизни, когда не стало мужа и сына. Она теперь просто существовала, но родные не давали ей грустить и как могли о ней заботились.

Глава 13

Графиня не сразу стала рассматривать подарки. Сначала доиграла в пасьянс, а только потом распаковала все. Она осталась довольной. Все собрались за чаем, но при старой графине о политике не говорили, так как она отстала от жизни и ей бы пришлось постоянно все рассказывать, она бы прерывала разговор ненужными вопросами, поэтому при ней говорили на общие темы. Чуть спустя вбежали дети и Пьер пошел играть с ними.

Глава 14

Николенька Болонский очень любит проводить время рядом с Пьером. Пьер говорит, что тот становится быть похожим на отца. Дальше мужчины переместились в отдельный кабинет и заговорили о делах России. Пьер уверен, что вскоре будет переворот, что государь верит в мистификацию и забросил дела. Однако Николай уверен, что переворота не будет. Безухов рассказал, что вступил в тайное общество.

Глава 15

Во время ужина уже о политике никто не говорил. Позже Николай, зайдя в комнату, увидел жену. Она что-то писала. Как оказалось, это был дневник, где она в подробностях пишет о детях и их деятельности. Дальше супруги говорили о Пьере, о том, что тот вступил в тайное общество. Супруги переживают за детей, особенно за Болконского Николеньку, что был в восторге от речей Пьера. Марья просит Николая вывести Болконского в общество.

Данное краткое содержание эпилога «Войны и мира» разбитое по частям охватывает «мирные» события в 1819-1820 годов. В завершающих главах произведения автор описывает жизнь героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах, а также рассуждает о значении отдельных исторических личностей в истории целых народов. Эпилог романа «Война и мир» является одним из наиболее важных композиционных элементов всей книги. В нем автор подводит итоги произведения, выводя на первый план мысль о важности духовного единения между людьми. Роль эпилога «Войны и мира» – показать читателю, насколько любовь, дружба и взаимопонимание способны вести людей вперед и преодолевать любые трудности.

Чтобы лучше передать дух произведения мы включили в пересказ важные цитаты и выделили их серым цветом.

Часть 1

Глава 1

События первой части эпилога «Войны и мира» происходят спустя семь лет после военных событий 1812 года, которыми закончился четвертый том.

Толстой размышляет о движущих силах истории, а также роли в ней Александра I и Наполеона. Автор приводит к выводу, что нельзя однозначно оценивать деятельность исторических деятелей, так как такая оценка всегда будет субъективна.

Главы 2-3

Толстой размышляет о причинах движения европейских народов с востока на запад и с запада на восток и неоднозначной роли Наполеона в этих перемещениях. Автор пишет, что действия Бонапарта были глупыми и подлыми.

Глава 4

Описание роли Александра I в движении народных масс с востока на запад. После окончания Отечественной войны и с началом европейской личность государя выходит на первый план.

Глава 5

В 1813 году Пьер и Наташа поженились. В этом же году умер старый граф Ростов. После смерти графа финансовое положение Ростовых ухудшилось еще сильнее, поэтому Николаю приходится уйти в отставку и поступить на статскую службу. Долгов оказалось вдвое больше, чем имения, поэтому Николай с Соней и матерью селятся в скромной квартирке в Москве. В это время Пьер и Наташа живут в Петербурге, не зная о трудном положении Ростовых.

Глава 6

Княжна Марья приезжает в Москву. Узнав о переменах в жизни семьи Ростовых, княжна приезжает к ним. Николай встретил Марью торжественно и сухо (так как ему неприятна мысль о женитьбе на богатой невесте), что очень огорчило девушку. После отъезда Марьи графиня Ростова уговаривает Николая съездить к княжне.

Визит Николая к Марье Болконской. Во время беседы между ними происходит объяснение: Марья понимает, что причина в том, что он теперь беден, а она богата и поражается благородству Николая. Марья и Николай поняли, что теперь «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным» .

Глава 7

Марья и Николай поженились, поселившись с матерью Николая и Соней (бывшая возлюбленная Николая, родственница Ростовых) в Лысых Горах. Ростов оказался прекрасным хозяином и за три года смог расплатиться со всеми долгами, продолжая приумножать свое имущество.

Глава8

Вопреки просьбам мужа, у Марьи не получается полюбить живущую у них Соню. Однажды, когда Марья и Наташа говорили о Соне, Наташа сравнила Соню с пустоцветом: «Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы» .

Живя у Ростовых, «казалось, что Соня не тяготится своим положением» . «Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому» .

Глава 9

Лысые Горы, канун зимнего Николина дня 1820 г. Ссора Николая и Марьи: женщина думает, что муж ее не любит, но он уверяет, что без Марьи не находит себе места. Женщина думает о том, что никогда бы не поверила, что можно быть такой счастливой.

Главы 10-11

После замужества Наташа очень изменилась. Полностью погрузившись в заботу о муже и семье (у нее было три дочери и сын), она совсем перестала следить за собой, ревнуя при этом Пьера даже к гувернантке или к Соне. Самым важным в их семейных отношениях были желания Пьера, которые женщина старалась мгновенно угадывать и выполнять. «После семи лет супружества Пьер видел себя отраженным в своей жене» .

Главы 12-13

Декабрь 1820. Безуховы гостят у Ростовых. В Лысых Горах все любили Пьера, особенно Николенька, сын Андрея.

Старой графине Ростовой было уже за 60. После всего перенесенного «она чувствовала себя нечаянно забытым на этом свете существом, не имеющим никакой цели и смысла» . Дети понимали ее состояние и всячески о ней заботились.

Глава 14

Беседа Николая, Пьера и Денисова (который также гостил у Ростовых) о положении дел в России. Пьер говорит, что страна гибнет, и государь не пытается что-либо сделать. Он уверен, что будет переворот. Безухов признается, что является членом тайного общества и считает, что деятельность этого общества – путь к улучшению состояния дел в России. Николай Ростов резко возражает Безухову, так как считает, что переворота не будет.

Глава 15

Марья и Николай обсуждают факт вступления Пьера в тайное сообщество. Они боятся за своих детей, а особенно за Николеньку, который был очень взволнован, услышав слова Безухова о тайном обществе. Марья просит мужа вывести Николеньку в общество.

Глава 16

Описание теплых отношений между Пьером и Наташей. Они с полуслова понимают друг друга, могут говорить на любые темы и всегда чувствуют настроение друг друга.

Сон Николеньки Болконского. Ему приснилось, что он с Пьером, в касках, как в книге Плутарха, шли впереди огромного войска к славе. Но тут их остановил Николай Ростов, который грозился убить первого, кто двинется вперед. Обернувшись, Николенька увидел, что Пьер стал его отцом, Андреем. Николенька ощутил любовь к отцу, но Николай приближался к ним и мальчик в ужасе проснулся. Сидя в постели, Николенька думал о своем отце и о том, что в будущем добьется всего, чем был бы доволен даже его отец.

Часть 2

Глава 1

Вторая часть эпилога «Войны и мира» начинается с рассуждений автора о том, как историки изучают жизнь народов и отдельного человека. Толстой осуждает историков, считающих, что «народы руководятся единичными людьми» и что «существует известная цель, к которой движутся народы и человечество» .

Главы 2-3

Главы 4-5

Размышления автора о назначении власти, ее рассмотрении как совокупности воли масс. Толстой пишет, что жизнь всего народа не может поместиться в жизнеописание нескольких отельных лиц, а власть этих лиц не может стать причиной исторических событий.

Глава 6

Мысли Толстого о том, как приказы влияют на исторические события. Автором приведена иллюстрация распространения приказов в военной иерархии, в которой «приказывающие принимают наименьшее участие в самом событии» , так как их деятельность ограничивается исключительно «приказыванием».

Глава 7

Главы 8-10

Глава 11

Толстой полемизирует с историками, говоря, что история должна перестать искать частные причины событий, сосредоточившись на поиске общего закона, движущего историей человечества.

Глава 12

Мысли Толстого о борьбе между старым и новым взглядом на историю. Автор считает, что при рассмотрении исторических событий «необходимо отказаться от несуществующей свободы [воли исторической личности] и признать неощущаемую нами зависимость» .

Конец

Итоги и выводы

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей. Рекомендуем не только прочесть пересказ эпилога романа «Война и мир», но и оценить великое произведение полностью.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти .

Тест по эпилогу

Вы можете проверить свои знания содержания эпилога, если ответите на вопросы этого теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3765.

«Война и мир » — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого , описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах.
Это последняя часть романа - четвёртый том. Кроме того имеется эпилог, с кратким содержанием которого вы сможете ознакомиться на этой странице.

ВОЙНА И МИР. Том 4.

Слушайте роман Льва Толстого "Война и мир" том 4


Пересказ «Война и Мир» Том 4 Толстой Л. Н.


Смотрите так же:

ВОЙНА И МИР. Том 4. Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Спокойная, роскошная петербургская жизнь идет по-старому: «из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги».

У Анны Павловны Шерер в день Бородинского сражения был вечер, цветком которого было чтение письма патриарха князем Василием. Князь Василий славился искусством чтения: он невпопад то понижал, то повышал голос, прикрывал глаза и завывал. Чтение письма имело политическое значение: на вечере присутствовало несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Новостью дня в Петербурге была болезнь графини Безуховой. «Все очень хорошо знали, что болезнь эта происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства».
На следующий день разносятся известия о победе русских войск под Бородиным. Князь Василий с гордостью говорит о том, что всегда был уверен в том, что Кутузов — единственный человек, который способен победить Наполеона. Через несколько дней приходит известие о сдаче Москвы французам. Теперь все называют Кутузова изменником, а князь Василий говорит, что «нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика».

Элен кончает жизнь самоубийством с помощью большой дозы лекарств. Официально же в обществе говорят, что она умерла от страшного припадка грудной ангины.

Нам, современникам, представляется, что в то время как Россия до половины была завоевана, все люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его гибелью. В действительности же такого не было. Большая часть людей того времени не обращала никакого внимания на общий ход дел, а руководствовались только личными интересами настоящего. И эти люди были самыми полезными деятелями того времени. «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды.

А человек, играющий роль в историческом событии никогда не понимает его значения». «В армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке-маркитантше и тому подобное».

К числу таких людей относится и Николай Ростов. За несколько дней до Бородинского сражения он отправляется в Воронеж покупать лошадей для полка. В городе стоит оживление по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы. Николай производит фурор среди барышень своей непринужденной манерой танцевать, пытается волочиться за одной замужней блондинкой. На балу Ростов встречается с тетей княжны Марьи, которая приглашает его к себе. Княжна Марья живет у тети. При мысли о княжне Николай испытывает чувство застенчивости, даже страха. Он рассказывает губернаторше о своих задушевных мыслях. Ростов говорит, что княжна Марья ему очень нравится, что обстоятельства их встречи он не раз воспринимал как знак судьбы, но он связан обещанием кузине Софье. Губернаторша считает, что положение дел Николая не безнадежно, и обещает помочь.

Ростов приезжает к княжне Марье. Княжна, увидев милого ее сердцу Николая, сразу преобразилась. В голосе ее в первый раз зазвучали новые, женские грудные нотки; «ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица». Ростов «чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам».

После свидания с княжной все прежние удовольствия для Николая потеряли свою прелесть.

Николай встречает княжну Марью в церкви и видит «трогательное выражение печали, мольбы и надежды» на ее лице. «Вот именно ангел! — говорил Он сам с собою. — Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил». «Мечтания о Соне имели в себе что-то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно. «Как она молилась! — вспомнил он. — Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена, Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? Более мой! Выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения!» И Николай со слезами на глазах молится так, как никогда не молился. В этот момент Лаврушка приносит Ростову письмо от Сони, в котором она отказывается от обещаний Николая и дает ему полную свободу. Соня не сразу решилась на этот шаг. Графиня Ростова была одержима желанием женить сына на княжне Марье, Соня же была препятствием этом. Графиня всячески усложняет Соне жизнь, но, видя, что это безрезультатно, со слезами просит девушку, чтобы она, пожертвовав собою, разорвала свои связи с Николаем. Таким образом Соня отплатила бы за все благодеяния, которые сделала для нее семья Ростовых. Но Соня не может отказаться от смысла своей жизни — и решает навсегда связать себя с Николаем. Девушка видит, что князь Андрей и Наташа любят друг друга и, в случае выздоровления князя, поженятся. И тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Князю Андрею становится лучше, и Соня пишет письмо Николаю.

Пьера содержат вместе с другими подозрительными заключенными. Французы устраивают нечто вроде суда, главная цель которого — обвинить их в поджигательстве. Пьер чувствует себя ничтожной «щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины». Безухова приводят к жестокому французскому генералу Даву. Даву обвиняет Пьера в шпионаже, и Пьер понимает, что жизнь его висит на волоске. Он называет свое имя, говорит о своей невиновности. Даву и Пьер несколько секунд смотрят друг на друга, и этот взгляд

Спасает Пьера: они поняли, что они оба дети человечества, что они братья. Но тут Даву отвлекает адъютант, и Пьера, в числе других заключенных, ведут на казнь. Безухов понимает, что не люди приговорили его к казни, всему виной склад обстоятельств. Заключенных по двое отводят к яме, расстреливают, а потом закапывают. Заключенные не понимают, что происходит, и не верят тому, что будет. «Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее». Французы, закапывающие расстрелянных, бледны и испуганы, у них дрожат руки. Пьер должен идти в паре с фабричным, но того ведут одного. Безухов не может понять, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Пьер смотрит на казнь фабричного до конца, не отворачиваясь, как делал раньше. Он видит, как фабричный сам поправляет узел на затылке, когда ему завязывают глаза. После выстрелов Безухов подходит к яме и видит, как плечо расстрелянного судорожно опускалось и поднималось, но «уже лопатины земли сыпались на все тело». После казни один молодой французский стрелок не возвращается к своей роте, а, «как пьяный, шатается, делая то назад, то вперед несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело». В душе Пьера, после увиденного, «как будто была выдернута та пружина, на которой все-держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».

Безухову объявили, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. В бараке рядом с Пьером живет маленький человек, который сразу заинтересовывает Безухова. Пьеру чудилось «что-то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве», «в певчем голосе этого человека было выражение ласки и простоты». Солдата этого зовут Платон Каратаев, он угощает Пьера картошкой, расспрашивает о его семье. Платона искренне огорчает известие о том, что у Безухова нет родителей, нет детей. Каратаев рассказывает и свою историю: «как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты». Но Платон не огорчается, а радуется этому событию, ведь в солдаты должен был идти его брат, у которого пятеро детей, у Платона же детей нет. Пьер после общения с Каратаевым чувствует, «что прежде разрушенный мир с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». «Платон Каратаев навсегда остался в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Вся фигура Платона была круглая, голова была совершенно круглая, приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. Он всегда был чем-то занят: варил, шил, строгал, тачал сапоги, и только по ночам позволял себе разговоры и песни. Речь Платона пересыпана поговорками, полными глубокой мудрости. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать и к Каратаеву».

Узнав о тяжелой ране брата, княжна Марья едет к нему, несмотря на опасности в дороге, и везет ему сына. Княжна приезжает к Ростовым и, увидев Наташу, понимает, что это «ее искренний товарищ по горю, ее друг». В лице Наташи княжна Марья увидела «выражение беспредельной любви ко всему тому, что было близко любимому человеку, выражение жалости, старания за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им». И Наташа, и княжна Марья понимают, что князь Андрей скоро умрет. Он отчужден от земного мира, а весь обращен в «вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он ощущал всегда». Если раньше князь боялся смерти, то теперь он понимает, что «любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Княжна Марья и Наташа понимают всю значительность происходящего с князем Андреем и, после его смерти, плачут не от своего личного горя, а «от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, свершившегося перед ними».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Историки одним из важнейших событий войны 1812 г. признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю. Они приписывают славу этого гениального подвига различным людям. Но это движение не было никем не запланировано, а произошло само собою, т.к. русское войско, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.

Кутузов один понимал, что «зверь» под Бородиным был подбит, оставалось только выяснить, силен он или пет. А потому Кутузов все свои силы употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений. Но необходимость наступления русской армии выразилась в бесчисленном количестве признаков: изобилие провианта в Тарутине, сведения о бездействии французов, хорошая погода, продолжительный отдых русских солдат и т.д.

Случайно казаки обнаруживают, что левый фланг французской армии не защищен, и Кутузов, понимая, что он не может предотвратить «бесполезного сражения», «благословляет совершившийся факт». Казаки атакуют левый фланг французов и обращают их в бегство. Если бы они продолжали преследовать французов, то «взяли бы и Марата, и все, что тут было, Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал». Французы тем временем приходят в себя и принимаются стрелять. «Все сражение состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей». Но главный результат сражения заключался в следующем: «был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства».

Наполеон ни наградами, ни ужесточением дисциплины не может предотвратить гибели и распада своего войска. Узнав о Тарутинском сражении, французы решили наказать русских, и Наполеон отдал приказ о выступлении. «Шорох тарутинского сражения спугнул зверя, он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, но по знакомому старому следу».

Пьер уже четыре недели пробыл в плену, жизнь его полна лишений, но он радостно переносит свое положение. Всю жизнь Пьер искал согласия с самим собою,— он искал этого в масонстве, в рассеянии светской жизни, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. «И он сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве». Высшим согласием человека теперь Безухову представлялось отсутствие страданий, удовлетворение потребностей, свобода выбора занятий. Только здесь, в плену, Пьер оценил наслаждение еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, разговора с человеком, когда хотелось говорить.

Французские войска начинают выступление, с пленными обращаются очень плохо, отстающих было приказано расстреливать. Во время ночлега Пьера не пускают к пленным и он смеется, глядя на звездное небо: «И все это мое, и все это во мне, и все это я! И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками! В плену держат мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!»

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он думает о том, «ранен зверь смертельно или нет». Узнав о «безумном, судорожном метании войск Наполеона», Кутузов плачет и говорит дрожащим голосом: «Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей... Спасена Россия. Благодарю тебя, господи!»

Французские войска бегут, их ближайшая их цель — Смоленск. Ничто не может их остановить, Кутузов прекрасно это понимает и всеми силами стремиться противодействовать наступлению русских войск. Все же высшие чины армии хотели отличиться, а потому старались отрезать, опрокинуть французов и в итоге потеряли тысячи людей. Французское же войско продолжало свой гибельный путь к Смоленску.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

После Бородинского сражения французское войско перестало существовать. Это Доказало, что сила, решающая участь народов, лежит не в сражениях, не в армиях, а в духе войска. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Начинается партизанская война. Денис Давыдов учреждает первый партизанский отряд. Партизанских отрядов разной величины были сотни, они «уничтожали Великую армию по частям». Денисов решает вместе с отрядом Долохова напасть на французский транспорт с большим грузом кавалерийских вещей и русских пленных. Денисов посылает бывшего при его партии мужика Тихона Щербатова взять языка (т.е. человека из неприятельской колонны). В отряд приезжает офицер с пакетом от генерала, и Денисов с удивлением и радостью узнает в нем Петю Ростова. Петя просит Денисова остаться в его отряде.

В это время возвращается Тихон Щербатый, партизаны видят, как он удирает от французов, которые палят по ему из всех стволов. Выясняется, что Тихон захватил пленного еще вчера, но, т.к. он оказался «неисправный и даже ругался», Тихон доставил его живым до лагеря. Тихон пытается добыть еще одного «языка», но его обнаруживают. Партизаны смеются над Щербатым, «да его лицо сияет самодовольным весельем». Тихон — самый полезный и храбрый человек в партии. Он простой мужик, выполняет самую тяжелую работу, «никто больше его не открыл в случае нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».
Петя находится в счастливо-возбужденном состоянии радости, чувствует себя большим, Денисова, Тихона считает героями и хочет вместе с ними пойти в дело. Ужиная с партизанами, Петя беспокоится о пленном мальчишке Винсенте, которого русские называют Весентий, и просит, чтобы его покормили.

В отряд приезжает Долохов, и Петя вызывается ехать вместе с ним в лагерь противника. Они переодеваются во французское платье. Долохов ведет себя дерзко и бесстрашно, напрямую выспрашивает французов об их количестве, о местонахождении офицеров и проч. Все проходит благополучно, Петя в восторге целует Долохова. На следующий день партизаны атакуют французов. Денисов просит Петю никуда не высовываться, но тот в азарте атаки забывает об этом и скачет под пули. Петя падает — пуля пробила ему голову. Денисов видя убитого Петю, вспоминает его слова: «Я привык есть что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь». «И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него».

В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был и Пьер Безухов.

Пьер провел в плену много времени, отношение французов к пленным становилось все хуже и хуже, ведь им самим уже нечего есть. Безухов узнает, что на свете нет ничего страшного. Он узнал,что как нет положения, в котором человек был бы счастлив и вполне свободен, так нет положения, в котором он был бы несчастлив и несвободен. Каратаев слабеет с каждым днем, и его убивают. «Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев».

Пьер приходит к мысли, что жизнь есть бог, а потому надо любить эту жизнь, какая она есть, со всеми страданиями и лишениями. Жизнь — непрерывное движение, умирая, человек сливается с богом.

Партизаны освобождают пленных. «Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали, кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его».

С начала морозов бегство французов получило трагический характер замерзающих и изнемогающих насмерть у костров людей.

Ввалившись в Смоленск, они убивали друг друга за провиант, грабили свои лее магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше. Каждый думает о собственном спасении.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
Княжна Марья и Наташа после смерти князя Андрея не смели взглянуть в лицо жизни. Они полностью поглощены своей чистой печалью, признавать возможность будущего казалось им оскорблением памяти князя.

Первой к жизни была вызвана княжна Марья, ведь ей нужно было заниматься племянником, разбираться в отчетах. Наташа стала избегать всех, целыми днями сидела в углу дивана и «смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни».

В дом Ростовых пришло известие о гибели Пети. Эта душевная рана вернула Наташу к жизни, заставила ее забыть про личное горе.

Графиня находится на грани помешательства, и Наташа три недели безвылазно жила при матери, потому что только ее нежный, ласковый голос успокаивал графиню. «Через месяц после известия о смерти Пети графиня вышла из своей комнаты полумертвой и не принимавший участия в жизни — старухой». Наташу же душевная рана вызвала к жизни. «Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь».

Между Наташей и княжной Марьей установилась страстная и нежная дружба. Они все время проводят вместе, говорят друг другу нежные слова. Дружба взаимно обогатила обеих: Наташа поняла и полюбила прежде непонятную ей добродетель, княжне Марье же открылась вера в жизнь, в наслаждения жизни.

В конце января княжна Марья с Наташей едут в Москву.

Русская армия измучена длительными переходами, и Кутузов понимает, что нужно только следовать на некотором расстоянии за французами и не давать сражений, т.к. враг и так побежден.

Русское командование же хочет отличиться, а потому дают сражения, берутся пленные. Кутузова обвиняют за ошибки, государь им не доволен. Такова «судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывает этих людей за прозрение высших законов». «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе». И народ, поняв это чувство, выбрал Кутузова, против воли царя, в представители народной войны. «И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасти и жалеть их».

Кутузов представитель русского народа, чувствует, что его роль в деле спасения и славы России сыграна. Кутузов не понимает, зачем нужно продолжать войну в Европе, и его место занимает Александр Первый. «Представителю народной войны ничего не осталось, кроме смерти. И он умер».

Пьера после освобождения переполняет радостное чувство свободы. Если раньше он искал смысл жизни, то теперь понял, что ее нет и не может быть. Безухов, благодаря Платону Каратаеву, обрел веру в живого, всегда ощущаемого бога. «Теперь он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».

Окружающие сразу заметили изменения в Пьере. «Прежде он много говорил, горячился и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны». Располагала людей к Пьеру его новая черта: «признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему; признание невозможности словами разубедить человека». Практические дела больше не приводили Пьера в ужас, в нем появился судья, решавший, что нужно, а что не нужно делать.

Москва тем временем наполняется возвращающимися жителями, начинается строительство. Пьер тоже приезжает в Москву, а, узнав, что и княжна Марья в городе, отправляется к ней. Рядом с княжной Марьей сидит ка-кая-то дама в черном, и Безухов думает, что это ее компаньонка. Каково же удивление и смущение Пьера, когда княжна Марья говорит, что дама в черном — Наташа. «Он покраснел радостно и страдальчески болезненно», на Пьера пахнуло давно забытым счастьем, и он понимает, что любит Наташу. Княжна Марья и Наташа рассказывают о последних днях князя Андрея, о своих переживаниях. Они никогда ни с кем, даже друг с другом, не разговаривали об этом. Пьер счастлив от сознания того, что князь Андрей перед смертью смягчился и увиделся с Наташей.

Безухов же в свою очередь рассказывает женщинам о своих похождениях, о своих новых мыслях. «Он рассказывал об этом так, как он никогда еще об этом не рассказывал никому, как он сам с собой еще никогда не вспоминал об этом». «Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, которые стараются запомнить рассказ, чтобы обогатить свой ум; а то наслаждение, которые дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывание в себя всего лучшего, что есть в проявления мужчины»,

Княжна Марья с Наташей после ухода Пьера обсуждают произошедший разговор. Они сходятся в мнении, что князь Андрей и Пьер — особенные мужчины, а потому они были так дружны, и так любили друг друга. Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на его лице, замечает, что Пьер «сделался какой-то чистый, свежий, точно из бани — морально из бани».

Пьер после разговора долго не может заснуть и решает, что все сделать для того, чтобы Наташа стало его женой. На следующий день Безухов едет обедать к княжне Марье и видит, что Наташа стало такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. «Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое, странно-шаловливое выражение». Весь следующий вечер Пьер просидел в доме княжны, т.к. чувствовал, что не может уйти. Оставшись с княжной Марьей наедине, Безухов рассказывает ей о своей любви к Наташе, о том, что не представляет своей жизни без нее, и просит помочь. Княжна Марья говорит о своей уверенности в том, что Наташа полюбит Пьера, обещает все устроить, а пока советует Безухову поехать в Петербург. Весь следующий период Пьер живет в состоянии счастливого безумия, любовь переполняет его сердце, и он любит всех людей.

Княжна Марья, увидев перемену в Наташе, сначала огорчилась: «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его?» Но потом она понимает, что проснувшаяся в Наташе сила жизни неудержима, неожиданна даже для самой девушки, а потому упрекать ее не за что.

Княжна Марья рассказывает девушке о разговоре с Пьером, Наташа говорит, что любит его. Княжна Марья плачет: она счастлива за Наташу.

Война и мир ЭПИЛОГ

Война и мир ЭПИЛОГ краткое содержание.

Часть 1

С войны 1812 г. прошло 7 лет. Наташа в 13-м году вышла замуж за Пьера. В тот же год умер граф Илья Андреевич: слишком много ударов свалилось на его голову. С его смертью распалась старая семья. Денежные дела Ростовых совершенно расстроены, долгов вдвое больше, чем имения. Но Николай не отказывается от наследства, т.к. видит в этом выражение укора священной для него памяти отца. Имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов осталось все-таки не оплаченною. Чтобы не быть посаженным в долговую яму, Ростов поступает в Петербурге на солдатскую службу и живет с матерью и Соней в маленькой квартире. Николай очень ценит Соню, чувствует себя перед ней в неоплаченном долгу, но понимает, что «в ней мало того, что заставило бы его полюбить ее». Положение Николая становиться все хуже и хуже. Но мысль о женитьбе на богатой наследнице, как выход из сложившийся ситуации, была ему противна.

Княжна Марья приезжает с визитом к Ростовым, Николай встречает ее с «выражением холодности, сухости и гордости», всем видом показывая, что ему от княжны ничего не нужно. Княжна чувствует себя после этой встречи в неопределенном положении, ей нужно выяснить, что прикрывает Николай своим холодным тоном.

Николай под влиянием матери, делает княжне ответный визит. Разговор получается сухим и натянутым, но княжна Марья понимает, что это лишь внешняя оболочка, душа же Ростова по-прежнему прекрасна.

Княжне становиться понятно, что он так ведет себя из-за гордости: «он теперь беден, а я богата». «Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

Осень 1814 г. Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы. Николай весь отдался хозяйству, главное в котором — работник-мужик. «Он учился у мужиков и приемам, и речам, и суждениям о том, что хорошо и что дурно», только сроднившись с ними, он начинает смело управлять хозяйством, которое приносит блестящие результаты. Мужики из других имений приходят просить, чтобы Николай купил их, и даже после его смерти в народе долго хранится набожная память о его управлении: «Хозяин был... наперед мужицкое, а потом свое. Но и потачки не давал. Одно слово — хозяин». С женой Николай сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища.

Соня живет в доме Николая, графиня Марья не может избавиться от злых чувств к ней. Наташа как-то объясняет графине Марье, почему у Сони такая судьба: в ней что-то не хватает, она «пустоцвет», а потому «у нее все отнялось».

У Ростовых трое детей, графиня Марья ждет еще одного ребенка. Наташа со своими четырьмя детьми гостит у брата, все ожидают возвращение Пьера, который два месяца назад уехал в Петербург. Наташа пополнела, расширела, теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову. «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красива и плодовитая самка. Очень редко теперь в ней зажигался прежний огонь», Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене. «Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семья, иметь мужа», удивляется, почему остальные этого не понимают. Наташа не ухаживает за собой, не следит за своими манерами, главное для нее — служение мужу, детям, дому. Наташа очень ревнива, требовательна к мужу, Пьер полностью подчиняется требованиям жены. Взамен этого он может располагать всей своей семьей, Наташа не только исполняет, но и угадывает желания мужа. Наташа всегда придерживается образа мыслей своего мужа. Пьер видел себя отраженным в своей жене и чувствует себя счастливым в браке.

Наташа больше не в силах выдержать разлуку с мужем, и, наконец, он приезжает.

Пьер рассказывает Николаю о последних политических новостях, говорит, что государь ни в какие дела не вникает, что обстановка в государстве накаляется, что

все готово к перевороту. Пьер уверяет, что нужно организовать общество, может быть даже и нелегальное, чтобы приносить пользу. Николай с этим не соглашается, напоминает, что он давал присягу: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду».

Николай обсуждает с женой произошедший разговор. Он считает Пьера мечтателем, Ростову же нет дела до того, что Аракчеев не хорош, у него хватает своих насущных проблем. Графиня Марья чувствует некоторую ограниченность мужа, знает, что он никогда не поймет всего того, что она понимает, и оттого еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любит его. Николай восхищен постоянным стремлением жены к бесконечному, вечному и совершенному.

Пьер говорит с женой о том, что его ждут важные государственные дела. Но Платон Каратаев, по мнению Безухова, одобрил бы не его карьеру, а семейную жизнь, т.к. «во всем желал видеть благообразие, счастье и спокойствие».

Николенька Болконский присутствовал при разговоре Николая с Пьером, и это произвело на него сильнейшее впечатление. Николенька обожает Пьера, боготворит его, своего же отца он представляет не в облике конкретного человека, а считает его неким божеством. И мальчику сниться сон. Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска и радостно приближались к цели. Но вдруг перед ними в грозной позе появляется дядя Николай, готовый убить первого, двинувшегося вперед. Николенька оборачивается и видит, что рядом с ним стоит уже не дядя Пьер, а отец — князь Андрей и ласкает его. Мальчик так толкует этот сон: «Отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Я знаю, они хотят, чтобы я учился. И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною. Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

Часть 2

Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.

Лучшие статьи по теме