Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Агиография. «"Сказание о житии Александра Невского"

Наряду с летописанием, как и в предшествующие столетия, в XIII в. важнейшим жанром древнерусской литературы является агиография - жития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми. Как уже говорилось выше, авторы житий в своем творчестве были тесно связаны требованием строго соблюдать жанровые каноны, выработанные многовековой историей этого, церковно-религиозного по своим задачам, жанра. В этом причина отвлеченности, риторичности житий, того, что жития разных святых, написанные в разное время, во многом похожи друг на друга. Но, что также уже отмечалось выше, героями житий становились реальные исторические личности; авторы житий были людьми своего времени, и в той или иной степени в написанных ими житиях находили отклик политические концепции этого времени; одним из источников, к которым прибегали агиографы, были устные предания о святом, а в этих устных преданиях отражались и реальные события из жизни святого, и сказочно-фантастические легенды о нем. Все эти факторы действовали разрушающе на жанровые каноны, способствовали проникновению в житийные произведения исторически-злободневных, публицистических, сюжетно-увлекательных эпизодов. Чем значительнее отступления в житии от жанровых канонов, тем интереснее такое житие в литературном отношении. Разумеется, в любом случае имеет значение и литературный талант автора жития. Эти характерные черты агиографического жанра, присущие ему изначала, нашли отражение и в житиях, написанных в рассматриваемый нами период истории древнерусской литературы.

Ниже мы остановимся на четырех памятниках агиографического жанра этого времени: два из них - жития церковно-религиозных деятелей, два - княжеские жития.

Житие Авраамия Смоленского . Жития подвижников церкви, которые можно датировать серединой - концом XIII в., в целом должны быть охарактеризованы как памятники, строго соблюдающие каноны житийного жанра. Образцом может служить «Житие Авраамия Смоленского», составленное Ефремом в середине XIII в. Житие начинается с риторического вступления общего характера и заканчивается столь же риторической похвалой святому. О себе автор жития говорит с крайней степенью самоуничижения. О биографических фактах из жизни своего героя, хотя Ефрем был учеником Авраамия и мог слышать о событиях его жизни от него самого, агиограф рассказывает отвлеченно и обобщенно. При этом, в соответствии с требованиями агиографического этикета, он употребляет стилистические штампы: Авраамий родился «от верну родителю», в юношеские годы он «на игры с инеми не исхожааше», в монастыре он «пребысть… в труде и в бдении и в алкании день и нощь», «вь всем повинуяся игумену и послушание имеа къ всеи братьи». Основное содержание «Жития Авраамия» - рассказ о его проповеднической деятельности в Смоленске, о гонениях, которые он претерпевает от местного духовенства и от смолян. Рассказано об этом довольно красочно, но отвлеченно и риторично - намеками, сопоставлениями с библейскими событиями, иносказательно. Составить из этого рассказа конкретное представление о том, почему Авраамий вызвал к себе такую неприязнь и духовенства, и жителей Смоленска, каким образом ему все же удалось избежать нависшей над ним угрозы физической расправы, очень трудно.

Житие Варлаама Хутынского . Во 2-й половине - конце XIII в. в Новгороде была составлена первоначальная редакция «Жития Варлаама Хутынского», основателя Хутынского монастыря под Новгородом. Это житие проложного типа - краткий рассказ о жизни святого, предназначенный для Пролога. Здесь в сжатой форме сообщаются основные сведения о жизненном пути подвижника - основателя монастыря. И как характерную черту житийного жанра следует отметить, что в этом житии, иного типа, чем «Житие Авраамия», и не зависящем от последнего, общие места совпадают с «Житием Авраамия». В «Житии Варлаама Хутынского» мы также читаем: «Родися… от верну родителю и крестьяну и богобоязниву», «И еще ун сы на игры с инеми человекы не изволи изиити».

В то время, когда составлялась первоначальная редакция «Жития Варлаама Хутынского», в устной традиции бытовали легендарные рассказы о нем сказочного и новеллистического характера. Но в письменный житийный текст такие рассказы стали включаться позднее. В XIII в. в житие церковного подвижника эпизоды бытового, сказочно-легендарного характера не включаются.

Иную картину наблюдаем мы в княжеских житиях, создававшихся в это же время. При сохранении целого ряда агиографических этикетных положений, образов, словесных штампов, в княжеских житиях значительны отклонения от канона, нарушения его. Прежде всего это обусловливалось тем, что героем жития выступал государственный деятель, а не подвижник церкви, кроме того, именно в княжеских житиях, написанных в рассматриваемый период, отразились события монголо-татарского нашествия и ига. В это время создается «Житие Александра Невского», великого полководца и государственного деятеля Древней Руси, появляется ряд княжеских житий, в которых князь выступает не только как государственный деятель и полководец, но и как князь-страдалец, принявший мученическую смерть в Орде.

Житие Александра Невского . «Житие Александра Невского» в первоначальной редакции было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь (ум. в 1263 г.), вероятнее всего, до 1280 г., года смерти митрополита Кирилла, так как целый ряд данных говорит о его участии в создании этого жития. «Житие Александра Невского» должно было показать, что и после Батыева нашествия, после разгрома русских княжеств на Руси все же остались сильные и грозные князья, которые могут постоять за русские земли в борьбе с врагом и воинская доблесть которых внушает страх и уважение окружающим Русь народам.

«Житие Александра Невского» манерой описания военных столкновений, отдельными чертами стиля, композиции, фразеологии сближается с «Летописцем Даниила Галицкого». По убедительному предположению Д. С. Лихачева, такая близость этих произведений объясняется причастностью к их созданию митрополита Кирилла II. Кирилл был близок к Даниилу Галицкому и участвовал в составлении «Летописца Даниила Галицкого», а позже, обосновавшись в Северо-Восточной Руси, он принимал горячее участие в государственной деятельности Александра Невского. «Вне всякого сомнения, - пишет Д. С. Лихачев, - Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но вернее всего он заказал житие кому-нибудь из проживающих на севере галицких книжников».

«Житие Александра Невского» имеет и существенное жанровое отличие от «Летописца Даниила Галицкого»: оно с самого начала писалось как произведение житийное, это памятник агиографического жанра. Жанровые особенности нашли отражение в авторском предисловии с элементами самоуничижения и этикетными сведениями автора о себе, в том, как рассказчик сообщал в начале своего повествования о рождении и родителях Александра («… родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава, и от матере Феодосии»), в рассказе о свершившихся по смерти Александра чудесах, в многочисленных отступлениях церковно-риторического характера. Но реальный образ героя повествования, его деяния придали «Житию Александра Невского» особый воинский колорит. Чувство живой симпатии рассказчика к своему герою, о котором он не только слышал «от отець своих», а и сам был «самовидець възраста его» (с. 159), преклонение перед его воинскими и государственными делами придали «Житию Александра Невского» какую-то особую искренность и лиричность.

Характеристики Александра Невского в Житии очень разноплановы. В соответствии с житийными традициями подчеркиваются «церковные» добродетели Александра. О таких, как Александр, говорит автор, пророк Исайя сказал: «Князь благ в странах - тих, уветлив, кроток, съмерен - по образу божию есть» (с. 175). Он «бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушааше их, аки самого Христа» (с. 176). А с другой стороны, это мужественный, страшный для врагов герой-полководец. «Взор [вид, образ] его паче [здесь - величественнее] инех человек, и глас его - акы труба в народе» (с. 160). Побеждая, сам Александр непобедим: «… не обретеся противник ему в брани никогда же» (с. 172). В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Узнав о приходе на Неву шведов, Александр, «разгореся сердцем», «в мале дружине» устремляется на врага. Он так спешит, что ему некогда «послати весть к отцю своему», а новгородцы не успевают собрать свои силы в помощь князю. Стремительность Александра, его богатырская удаль характерны для всех эпизодов, в которых говорится о его ратных подвигах. В этих описаниях Александр представал уже как эпический герой. Сочетание в одном повествовательном ряду подчеркнуто «церковного» и еще ярче выражающегося «светского» плана - стилистическая особенность «Жития Александра Невского». И замечательно, что при этой разноплановости и, казалось бы, даже противоречивости характеристик Александра образ его целен. Цельность эта создается лирическим отношением автора к своему герою, тем, что Александр для автора не только герой-полководец, но и мудрый, заботящийся о своем народе государственный деятель. Он «сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбець, благ домочадцемь своим» (с. 175). Это идеал мудрого князя, правителя и полководца. Не случайно, описывая смерть Александра, автор Жития в одном из своих горестных восклицаний почти повторяет Даниила Заточника: «Отца бо оставити человек может, а добра господина не мощно оставити» (с. 178) (ср. у Даниила Заточника: «Князь щедр отець есть слугам многиим: мнозии бо оставляють отца и матерь, к нему прибегают»).

Героико-эпический дух «Жития Александра Невского» обусловил включение в текст Жития эпизода, повествующего о шести храбрецах, отличившихся во время битвы на Неве. Автор говорит, что он слыхал об этом от самого Александра и «от иных, иже в то время обретошася в той сечи» (с. 168). Видимо, в основе эпизода лежит какое-то устное эпическое предание или, возможно, героическая песня о шести храбрецах. Правда, автор Жития лишь перечислил имена героев, кратко сообщив о подвиге каждого из них.

Описывая ратные подвиги Александра, автор Жития с несвойственной для агиографа свободой пользовался и воинскими эпическими преданиями, и изобразительными средствами воинских повестей. Этим объясняется стилистическое своеобразие «Жития Александра Невского», а оно в свою очередь было обусловлено и реальным обликом героя Жития, и задачей автора нарисовать идеальный образ князя - защитника родины. Автор «Жития Александра Невского» так удачно разрешил поставленную перед собой задачу, что это Житие вплоть до XVI в. служило своеобразным эталоном «высокого» стиля изображения князя-полководца.

Житие Михаила Черниговского . Близко по времени создания к «Житию Александра Невского» и «Житие Михаила Черниговского». Это иной тип княжеского жития эпохи монголо-татарского ига. В 1246 г. в Орде по приказанию Батыя был убит черниговский князь Михаил Всеволодович вместе с сопровождавшим его в Орду боярином Федором. Убийство носило политический характер, но в Житии гибель Михаила представлена как добровольное страдание за православную веру.

Как уже говорилось выше, запись о гибели в Орде Михаила Черниговского была помещена в Ростовском летописном своде княгини Марьи. Дочь Михаила Всеволодовича, ростовская княгиня Марья вместе с сыновьями установила церковное почитание Михаила и боярина Феодора в Ростове. В связи с этим было написано проложное житие Михаила Черниговского - краткий рассказ о его гибели в Орде. Житие было написано до 1271 г. (года смерти княгини Марьи). Это краткое проложное «Житие Михаила Черниговского» послужило основой для целого ряда более поздних и более пространных редакций житийного повествования о гибели в Орде черниговского князя. Первая из этих редакций была составлена в конце XIII - начале XIV в. священником Андреем.

Пришедший в Орду на поклон к Батыю черниговский князь отказывается выполнять татарские обряды: пройти меж огней и поклониться татарским идолам. Михаила убивают. Боярин Федор поступает так же, как его господин, и тоже гибнет. Отправляясь в Орду, и Михаил и Федор знают, что их ждет там гибель, но они для того и идут, чтобы «обличить» идолопоклонство - «нечестивую веру». Эта линия Жития имеет ярко выраженную церковную окраску. Но в Житии не менее сильна и линия психологически-драматическая. Находившийся в это время в Орде внук Михаила, ростовский князь Борис, и другие русские, случившиеся в это время в Орде, уговаривают черниговского князя подчиниться воле татар, обещая со всеми своими людьми принять за него епитимью. Боярин Федор опасается, что уговоры подействуют на князя: вспомнив «женьскую любовь и детей ласкание», князь уступит и подчинится требованиям татар. Но Михаил тверд. Он решил выполнить долг до конца. Сняв с себя княжеский плащ, Михаил бросает его в ноги уговаривающих и восклицает: «Примите славу света сего, ея же вы хощете». С драматическими подробностями, замедляющими повествование и усиливающими его эмоциональное воздействие, рассказывается, как были убиты Михаил и Федор.

Эта вторая линия Жития - рассказ об обстоятельствах убийства князя и боярина делала его не отвлеченным церковно-религиозным повествованием о страдании за веру, но животрепещущим рассказом о татарской жестокости и о непреклонной гордости русского князя, который жертвует жизнью за честь своей земли.

По образцу «Жития Михаила Черниговского» в XIV в. будет написано «Житие Михаила Ярославича Тверского», убитого в Орде в 1318 г. по проискам московского князя Юрия Даниловича. И здесь князь добровольно идет в Орду. Но самоотверженность его объясняется уже не религиозными мотивами, а заботой князя о судьбе своего княжества. Рассказ об унижениях Михаила Ярославича в Орде, об обстоятельствах его гибели осложнен рядом сильных деталей и психологически острых ситуаций.

Тесты

по литературе 8 класс

на 2010-2011 уч.год

(промежуточная аттестация).

Т е с т № 1.

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

А1. Что такое житие?

    историческое повествование, которое велось по годам.

    обширное повествование в стихах или в прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

    биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

    произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность а прошлом

А2. Как звали отца Александра Невского?

1. Святослав 3. Олег

2. Ярослав 4. Рюрик

А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1. Давид 3. Севастьян

2. Борис 4. Пелгусий

А4. Какое видение явилось Пелгусию?

1. Богородица 2. Борис и Глеб

3. Николай Чудотворец 4. Апостол Пётр

А5. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1. из Новгорода 2. из Киева

3. из Рязани 4. из Пскова

А6. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

А7. Чем обычно завершалось повествование жития?

    похвалой святому

    нравоучительной проповедью

Тест № 2.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка.

А1. Жанр произведения:

А2. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

    «Честь лучше бесчестья»;

    «Долг платежом красен»;

    «Береги честь смолоду».

А3. Повествование «Капитанская дочка» ведётся от лица:

    Петра Гринёва;

  1. Емельяна Пугачёва.

А4. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

  1. Савельич

    Степаныч

А5. Чем одарил Гринёв своего вожатого, помогшего добраться до постоялого двора?

    перстнем

    пятиалтынным

  1. заячьим тулупом

А6. В унизительных словах Гринёва, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

  1. синонимы

    антонимы

А7. Как вёл себя Швабрин после захвата крепости?

1. откупился

2. перешёл на сторону Пугачёва

3. сбежал из крепости

4. спрятался в доме попа

А8. Отказ Гринёва служить Пугачёву вызван тем, что:

    Гринёву не была предложена должность коменданта Белогорской крепости

    Он хотел поскорей уехать из крепости а Оренбург

    Он дворянин и присягал государыне императрице.

А9. В ответе Гринёва, отказавшегося сотрудничать с Пугачёвым, звучит:

    грубость

    искренность 3. высокомерие

А10. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

    Пугачёв их помиловал

    отец был убит, матери удалось спастись

    оба были убиты

А11. Черты характера и особенности поведения Маши Мироновой, способствующие раскрытию её образа:

    слабость, нерешительность, робость

    гордость, эгоизм, пренебрежение к людям

    сомоотверженная любовь, бескорыстие, чувство долга

А12. Пётр Гринёв вернулся в Белогорскую крепость, захваченную повстанцами, чтобы:

    арестовать Пугачёва

    спасти Машу Миронову

    передать Пугачёву письмо от генерала

А13. Почему Гринёв был заключён под стражу?

    Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион

    его оговорил Швабрин

    за самовольное отлучение из Оренбурга

    его оболгали неизвестные ему перебежчики

А14. Пугачёв в повести «Капитанская дочка» представлен как:

    мятежник, преступник

    историческое лицо – предводитель народного восстания

    романтический герой

    простой человек, пользующийся уважением народа

А15. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

    ум, сметливость

    лень, бездеятельность

    удальство, широта натуры

    склонность к пьянству

    память на добро, благодарность

А16. Екатерина II показана в «Капитанской дочке» как:

    добрая, рассудительная, и справедливая женщина

    властная императрица, милосердно простившая невиновного Гринёва

    внимательная, способная к состраданию женщина, поверившая рассказам Маши.

А17. Какому герою принадлежат слова?

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

А18. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали._______________________________

Тест №3.

Лермонтов М.Ю. «Мцыри».

А1. Жанр произведения.

    1. поэма-исповедь

      стихотворение

А2. Исповедь Мцыри:

        проникнута чувством покаяния

        защищает его правона волю и счастье

        история случившего с героем

А3. Тема произведения:

          показ прошлого Грузии

          рассказ о жизни в монастыре

          красота человека, готового умереть за свободу

А4. В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» - автор использует:

            сравнение

            метафору

            олицетворение

А5. Мцыри говорит старому монаху:

...Жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

В его словах заключена важная мысль:

1. в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества;

2. три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в котоых он проявил себя как боец;

3. за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре.

А6. Монастырь для Мцыри:

1. приют одиноких сердец, нашедших в служении Богу своё спасение;

2. тюрьма, где происходит насилие над личностью, не желающей жить без свободы и воли;

3. обитель монахов, посвятивших себя служению Богу и покинувших ради этого мирскую жизнь.

А7. Смерть Мцыри воспринимается как:

1. трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы;

2. протест против насилия над личностью;

3. освобождение от зависимости, обретение свободы.

Тест № 4.

Н.В.Гоголь «Ревизор».

А1. Завязкой «Ревизора» является сцена:

1. появление Хлестакова в доме городничего;

2. разговора городничего с чиновниками;

3. сообщение Бобчинского и Добчинского об инкогнито.

А2. Монолог Осипа в начале второго действия введён автором для того, чтобы;

1. слуга мог выговориться, высказать свою досаду;

2. русская литературная критика не обвинила автора в невнимании к людям из народа;

3. рассказать о Хлестакове зрителям.

А3. Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

1. детской наивной мечтой побыть государственным чиновником;

2. страхом за своё положение, которое может измениться;

3. глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестокова в сложившихся обстоятельствах.

А4. Чиновники видят, что Хлестаков глуп, но не хотят это признать:

1. должность ревизора останавливает их;

2. страх за незаконность своих деяний лишает их речи;

3. иначе придётся признать свою глупость и ограниченность.

А5. Хлестаковщина – это:

1. безудержное, беззастенчивое хвастовство и неосмысленные и неожиданные для самого героя действия;

2. стремление следовать моде во всём;

3. карьеризм, мошенничество.

А6. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

1. случайная интрижка, которая укрепила его положение в доме городничего;

2. настоящее, светлое чувство влюблённого;

3. жестокая насмешка над провинциальной барышней.

А7. Узнав правду о Хлестакове, городничий:

1. испугался, что все теперь будут над ним смеяться;

2. негодовал, что не смог увидеть в нём глупого, никчёмного мальчишку;

3. обрадовался, что он не ревизор.

А8. Ситуация, при которой истинное лицо Хлестакова открыто лишь зрителю, а действующие лица принимают его за ревизора, создаёт:

              комический эффект;

              особый драматизм;

              пессимистическое настроение.

А9. В чём заключается смысл «немой сцены»?

1. настоящий ревизор – проснувшаяся совесть. Так Гоголь утверждает идею неизбежности возмездия за неправедную жизнь.

2. введение элементов народного творчества;

3. подчеркнуть степень удивления героев пьесы сообщением.

Т е с т №5.

И.С.Тургенев «Ася».

А1. Жанр произведения:

1. рассказ

3. повесть

А2. Причина несостоявшейся любви Аси и господина N :

1. душевная слабость, малодушие героя;

2. характер героини;

3. несогласие Гагина.

А3. Развязка в произведении:

1. отъезд Гагиных;

2. свидание у фрау Луизы;

3. последний разговор с Гагиным.

А4. В судьбе рассказчика, обречённого на одиночество, виноват:

1. господин N;

А5. Особое очарование главной героини – в её:

1. характере;

2. поведении;

3. романтической таинственности.

А6. Лирическая грусть героя произведения проникнута:

1. мечтой о будущем;

2. горьким самоосуждением

3. чувством удовлетворения от того, что Ася не стала его женой.

А7. Особое представление о героини создают:

1. рассказ о ней Гагина;

2. её поступки, поведение в различных ситуациях;

3. рассказ о ней фрау Луизы.

А8. Только теме любви посвящено произведение:

1. «Барышня-крестьянка»;

3. «Станционный смотритель».

Т е с т №6.

И.С. Тургенев «После бала».

А1. Жанр произведения:

А2. Раскрытию идеи произведения помогает:

                  антитеза

                  гипербола

                  олицетворение

А3. Как можно охарактеризовать смысл заглавия раввсказа?

1. важность судьбы героя после бала;

2. особое значение сцены расправы с солдатом;

3. важность утра, следующего за балом.

А4. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

2. на балу надел «маску» добропорядочности;

3. добросовестно, не рассуждая выполняет свои служебные обязанности;

4. искренне верит в необходимость жестокой расправы,

А5. Определите основную идею рассказа.

1. судьба человека зависит от случая;

2. осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

3. идея личной ответственности человека.

А6. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

1. замшевая перчатка;

2. белые усы и бакенбарды;

3. блестящие глаза и радостная улыбка;

4. «домодельные» сапоги.

А7. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

1. утверждает идею Толстого «непротивления злу насилием»;

3. идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

А8. Произведение заставляет задуматься о:

1. судьбе полковника;

2. личной ответственности человека за жизнь общества;

3. любви Ивана Васильевича.

А9. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?

1. разлюбил её;

2. сделал ей предложение;

3. возненавидел её;

4. продолжал её любить.

А10. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

1. он стал военным;

2. он нигде не стал больше служить;

3. во всех своих неудачах он винил полковника.

Т е с т №7.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

А1. Жанр произведения:

                  1. стилизация былины.

А2. В основе сюжета произведения:

      фантастика

      жизненная ситуация;

      сочетание фантастики и жизнеподобия.

А3. Особенностью стиха произведения является:

        наличие высокопарной лексики;

        тесная связь с живой разговорной речью;

        нарочитая усложнённость.

А4. Василий Тёркин:

          историческая личность;

          сказочный герой;

          собирательный образ.

А5. Героя произведения можно назвать:

            исключительным;

            обыкновенным;

            заурядным.

А6. А.Т. Твардовский сравнивает советских солдат с:

              сказочными богатырями;

              средневековыми рыцарями;

              русскими воинами прошлых веков

              их отцами.

А7. В чём смысл сопоставления Тёркина с солдатом-стариком?

                показать преемственность поколений;

                подчеркнуть глубину веры Тёркина в победу

                показать общенародный характер войны

                расширить представление о разносторонности Тёркина.

То серьёзный, то потешный,

Нипочём что дождь, что снег,

В бой, вперёд, в огонь кромешный,

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

2. подчеркнуть исключительность главного героя;

3. показать Василия Тёркина как обобщённый, собирательный образ русского солдата;

4. утвердить непобедимость русского национального характера.

Тесты

по литературе 8 класс

на 2010-2011 уч.год

(промежуточная аттестация).

Т е с т № 1.

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

А1. Что такое житие?

    историческое повествование, которое велось по годам.

    обширное повествование в стихах или в прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

    биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

    произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность а прошлом

А2. Как звали отца Александра Невского?

1. Святослав 3. Олег

2. Ярослав 4. Рюрик

А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1. Давид 3. Севастьян 2. Борис 4. ПелгусийА4. Какое видение явилось Пелгусию? 1. Богородица 2. Борис и Глеб 3. Николай Чудотворец 4. Апостол Пётр

А5. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1. из Новгорода 2. из Киева 3. из Рязани 4. из Пскова

А6. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

А7. Чем обычно завершалось повествование жития?

    похвалой святому

    нравоучительной проповедью

Тест № 2.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка.

А1. Жанр произведения:

А2. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

    «Честь лучше бесчестья»;

    «Долг платежом красен»;

    «Береги честь смолоду».

А3. Повествование «Капитанская дочка» ведётся от лица:

    Петра Гринёва;

  1. Емельяна Пугачёва.

А4. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

  1. Савельич

    Степаныч

А5. Чем одарил Гринёв своего вожатого, помогшего добраться до постоялого двора?

    перстнем

    пятиалтынным

  1. заячьим тулупом

А6. В унизительных словах Гринёва, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

  1. синонимы

    антонимы

А7. Как вёл себя Швабрин после захвата крепости?

1. откупился 2. перешёл на сторону Пугачёва 3. сбежал из крепости 4. спрятался в доме попа

А8. Отказ Гринёва служить Пугачёву вызван тем, что:

    Гринёву не была предложена должность коменданта Белогорской крепости

    Он хотел поскорей уехать из крепости а Оренбург

    Он дворянин и присягал государыне императрице.

А9. В ответе Гринёва, отказавшегося сотрудничать с Пугачёвым, звучит:

    грубость

    искренность 3. высокомерие

А10. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

    Пугачёв их помиловал

    отец был убит, матери удалось спастись

    оба были убиты

А11. Черты характера и особенности поведения Маши Мироновой, способствующие раскрытию её образа:

    слабость, нерешительность, робость

    гордость, эгоизм, пренебрежение к людям

    сомоотверженная любовь, бескорыстие, чувство долга

А12. Пётр Гринёв вернулся в Белогорскую крепость, захваченную повстанцами, чтобы:

    арестовать Пугачёва

    спасти Машу Миронову

    передать Пугачёву письмо от генерала

А13. Почему Гринёв был заключён под стражу?

    Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион

    его оговорил Швабрин

    за самовольное отлучение из Оренбурга

    его оболгали неизвестные ему перебежчики

А14. Пугачёв в повести «Капитанская дочка» представлен как:

    мятежник, преступник

    историческое лицо – предводитель народного восстания

    романтический герой

    простой человек, пользующийся уважением народа

А15. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

    ум, сметливость

    лень, бездеятельность

    удальство, широта натуры

    склонность к пьянству

    память на добро, благодарность

А16. Екатерина II показана в «Капитанской дочке» как:

    добрая, рассудительная, и справедливая женщина

    властная императрица, милосердно простившая невиновного Гринёва

    внимательная, способная к состраданию женщина, поверившая рассказам Маши.

А17. Какому герою принадлежат слова?

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

А18. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали._______________________________

Тест №3.

Лермонтов М.Ю. «Мцыри».

А1. Жанр произведения.
      баллада поэма-исповедь стихотворение
А2. Исповедь Мцыри:
        проникнута чувством покаяния защищает его правона волю и счастье история случившего с героем
А3. Тема произведения:
          показ прошлого Грузии рассказ о жизни в монастыре красота человека, готового умереть за свободу
А4. В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» - автор использует:
            сравнение метафору олицетворение
А5. Мцыри говорит старому монаху: ...Жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. В его словах заключена важная мысль: 1. в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества; 2. три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в котоых он проявил себя как боец; 3. за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре.А6. Монастырь для Мцыри: 1. приют одиноких сердец, нашедших в служении Богу своё спасение; 2. тюрьма, где происходит насилие над личностью, не желающей жить без свободы и воли; 3. обитель монахов, посвятивших себя служению Богу и покинувших ради этого мирскую жизнь.А7. Смерть Мцыри воспринимается как: 1. трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы; 2. протест против насилия над личностью; 3. освобождение от зависимости, обретение свободы.

Тест № 4.

Н.В.Гоголь «Ревизор».

А1. Завязкой «Ревизора» является сцена:

1. появление Хлестакова в доме городничего;

2. разговора городничего с чиновниками;

3. сообщение Бобчинского и Добчинского об инкогнито.

А2. Монолог Осипа в начале второго действия введён автором для того, чтобы;

1. слуга мог выговориться, высказать свою досаду;

2. русская литературная критика не обвинила автора в невнимании к людям из народа;

3. рассказать о Хлестакове зрителям.

А3. Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

1. детской наивной мечтой побыть государственным чиновником;

2. страхом за своё положение, которое может измениться;

3. глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестокова в сложившихся обстоятельствах.

А4. Чиновники видят, что Хлестаков глуп, но не хотят это признать:

1. должность ревизора останавливает их;

2. страх за незаконность своих деяний лишает их речи;

3. иначе придётся признать свою глупость и ограниченность.

А5. Хлестаковщина – это:

1. безудержное, беззастенчивое хвастовство и неосмысленные и неожиданные для самого героя действия;

2. стремление следовать моде во всём;

3. карьеризм, мошенничество.

А6. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

1. случайная интрижка, которая укрепила его положение в доме городничего;

2. настоящее, светлое чувство влюблённого;

3. жестокая насмешка над провинциальной барышней.

А7. Узнав правду о Хлестакове, городничий:

1. испугался, что все теперь будут над ним смеяться;

2. негодовал, что не смог увидеть в нём глупого, никчёмного мальчишку;

3. обрадовался, что он не ревизор.

А8. Ситуация, при которой истинное лицо Хлестакова открыто лишь зрителю, а действующие лица принимают его за ревизора, создаёт:

              комический эффект;

              особый драматизм;

              пессимистическое настроение.

А9. В чём заключается смысл «немой сцены»?

1. настоящий ревизор – проснувшаяся совесть. Так Гоголь утверждает идею неизбежности возмездия за неправедную жизнь.

2. введение элементов народного творчества;

3. подчеркнуть степень удивления героев пьесы сообщением.

Т е с т №5.

И.С.Тургенев «Ася».

А1. Жанр произведения:

1. рассказ

3. повесть

А2. Причина несостоявшейся любви Аси и господина N:

1. душевная слабость, малодушие героя;

2. характер героини;

3. несогласие Гагина.

А3. Развязка в произведении:

1. отъезд Гагиных;

2. свидание у фрау Луизы;

3. последний разговор с Гагиным.

А4. В судьбе рассказчика, обречённого на одиночество, виноват:

1. господин N;

А5. Особое очарование главной героини – в её:

1. характере;

2. поведении;

3. романтической таинственности.

А6. Лирическая грусть героя произведения проникнута:

1. мечтой о будущем;

2. горьким самоосуждением

3. чувством удовлетворения от того, что Ася не стала его женой.

А7. Особое представление о героини создают:

1. рассказ о ней Гагина;

2. её поступки, поведение в различных ситуациях;

3. рассказ о ней фрау Луизы.

А8. Только теме любви посвящено произведение:

1. «Барышня-крестьянка»;

3. «Станционный смотритель».

Т е с т №6.

И.С. Тургенев «После бала».

А1. Жанр произведения:

А2. Раскрытию идеи произведения помогает:

                  антитеза

                  гипербола

                  олицетворение

А3. Как можно охарактеризовать смысл заглавия раввсказа?

1. важность судьбы героя после бала;

2. особое значение сцены расправы с солдатом;

3. важность утра, следующего за балом.

А4. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

2. на балу надел «маску» добропорядочности;

3. добросовестно, не рассуждая выполняет свои служебные обязанности;

4. искренне верит в необходимость жестокой расправы,

А5. Определите основную идею рассказа.

1. судьба человека зависит от случая;

2. осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

3. идея личной ответственности человека.

А6. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

1. замшевая перчатка;

2. белые усы и бакенбарды;

3. блестящие глаза и радостная улыбка;

4. «домодельные» сапоги.

А7. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

1. утверждает идею Толстого «непротивления злу насилием»;

3. идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

А8. Произведение заставляет задуматься о:

1. судьбе полковника;

2. личной ответственности человека за жизнь общества;

3. любви Ивана Васильевича.

А9. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?

1. разлюбил её;

2. сделал ей предложение;

3. возненавидел её;

4. продолжал её любить.

А10. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

1. он стал военным;

2. он нигде не стал больше служить;

3. во всех своих неудачах он винил полковника.

Т е с т №7.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

А1. Жанр произведения:

                  1. стилизация былины.

А2. В основе сюжета произведения:

      фантастика

      жизненная ситуация;

      сочетание фантастики и жизнеподобия.

А3. Особенностью стиха произведения является:

        наличие высокопарной лексики;

        тесная связь с живой разговорной речью;

        нарочитая усложнённость.

А4. Василий Тёркин:

          историческая личность;

          сказочный герой;

          собирательный образ.

А5. Героя произведения можно назвать:

            исключительным;

            обыкновенным;

            заурядным.

А6. А.Т. Твардовский сравнивает советских солдат с:

              сказочными богатырями;

              средневековыми рыцарями;

              русскими воинами прошлых веков

              их отцами.

А7. В чём смысл сопоставления Тёркина с солдатом-стариком?

                показать преемственность поколений;

                подчеркнуть глубину веры Тёркина в победу

                показать общенародный характер войны

                расширить представление о разносторонности Тёркина.

То серьёзный, то потешный,

Нипочём что дождь, что снег,

В бой, вперёд, в огонь кромешный,

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

2. подчеркнуть исключительность главного героя;

3. показать Василия Тёркина как обобщённый, собирательный образ русского солдата;

4. утвердить непобедимость русского национального характера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Как вы считаете, какие произведения Древней Руси были особенно близки и дороги их современникам? Почему они оказывали предпочтение житиям?

Стоит ли перечитывать произведения древности? Живы ли они?

Итак, каков же художественный мир литературы Древней Руси, ее интонации, образы, краски?

Сопоставление стихотворения А.Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части «Жития…».

Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос:

Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?

Кончина Александра Невского. (слайд № (икона (фреска)

Ночь на дворе и мороз. Месяц - два радужных светлых венца вкруг него… По небу словно идёт торжество. В келье ж игуменской - зрелище скорби и слёз… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Тихо игумен пред ним на молитве стоит. Тихо бояре стоят по углам. Тих и недвижим лежит головой к образам Князь Александр, чёрной схимой покрыт… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит… Там, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним… Видит он: облитый словно лучом золотым, Берег Невы, где разил он врага… Вдруг возникает там город… народом кишат берега, Флагами веют цветными кругом корабли… Гроб с корабля поднимают, ко храму несут, звон раздаётся, священные гимны поют… Крышку открыли… Царь что-то там говорит… Вот перед гробом земные поклоны творят, Следом все люди идут приложиться к мощам. В гробе ж - князь видит - он сам. Тихо лампада пред образом Спаса горит. Князь неподвижен лежит… Чудной лицо озарилось красой. Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело - И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А. Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач (цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»

Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже погибаем!»

Лучше выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно…

5) Актуальность личности Александра Невского в 20-21 веках.

Прошли века… 13 век- 20 век… более 700 лет! В 1938 году на экраны страны выходит художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль исполняет Николай Черкасов. (видеоролик из к-ма «Александр Невский»)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел сказать режиссёр?

Накануне какого события он был создан? Накануне 2-ой мировой войны. Это фильм вдохновение советских воинов на победу, это фильм предупреждение врага о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами»

Сбылись слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». А в 1941 году для офицерского состава Красной Армии был учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. (слайд Орден Александра Невского)

Слова героя актуальны и сегодня… 21 век…2011 год…

На экранах телевизоров был проект «Имя России», в котором благоверного князя Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей российской общественной наградой - звездой ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». В начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, становится очень символичным, что именем России стал Святой человек. Святой Александр Невский - это то имя, которое реально будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему.

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение «Повести о Шемякином суде».

Работа (самостоятельная) по вариантам.

1-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение воинской повести.

2. Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним [Александром] крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

2-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение житиям.

2. Какими словами Александр укрепляет «дух дружины своей»? Как вы их понимаете? С помощью каких средств создается образ героя?

Как отразилась русская история в картинах.

«Найдите достаточно точные слова-определения художественного мира литературы Древней Руси и запишите их, соотнеся с изученными произведениями (в том числе с "Повестью о житии... Александра Невского")».

Заключение

Таким образом, подводя исследования данной курсовой работы, можно сделать такие выводы. Молодой князь Александр не только к ратному делу, он был политиком своего времени, который по-новому взглянул на город. При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень рано: исторически произошло формирование личности широко мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.

Во-вторых, в Житии много канонического, традиционного для этого жанра, проводится мысль о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил.

В своей деятельности князь Александр исходит из того, что: «Не в силе Бог, но в правде». Во всем подобны князю и его воины. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему».

Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Жития, его ученость. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл, который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Житие Александра Невского XIII в. явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV-XVI вв. (их более десяти). На долгое время Житие стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей, его влияние ощутимо в «Сказании о Мамаевом побоище», в «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского» и многих других произведениях древнерусской литературы.

Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

И в современной России многие народы видят своего защитника.

Список литературы

1. Аветисян С.А., Синегубов С.Н., Тепер Е.М. История отечества в лицах. М.: Росс. нац. библиотека, 1993.

2. Анисимова О.М., Одесский М.П. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. - Издательство: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1998 г.

3. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1993.Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства: (Легенда о “Государствек пресвитера Иоанна”). - М.: Наука, 1970.

4. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века: «Слово о погибели Русской земли» -- М., Л., 1965

5. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992.

6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. - М. Мысль, 1989.

7. Дегтярев А. Невская битва. -Л.: Детская литература, 1991

8. Дегтярев А.Я. Заступник Отечества. - Л.: Худож. лит., 1990.

9. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Александра Невского // История русской литературы XI--XVII вв.--М, 1985

10. Житие Александра Невского/ Подг текста, перевод и примеч. Бегунова Ю. К.// Изборник (1969)

11. Житие Александра Невского / Подг. текста, перевод и комм. Охотниковой В.И.// ПЛДР: XIII век.-- М., 1981

12. Ипатьевская летопись//Полное собрание русских летописей. - М.: Изд-во вост. лит., 1962. - Т. 2.

13. История русской литературы X -- XVII вв.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; Под ред. Д.С. Лихачева. -- М.: Просвещение, 1979. -- 462 с., ил. см. Глава 2. Литература второй четверти XIII -- конца XIII века 5. Агиография

14. История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 Т., Т2., -М; Наука 1966

15. Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из “Истории государства Российского” / Сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко; Коммент. Г.П. Макогоненко и М.В. Иванова. - М.: Правда, 1988.

16. Каргалов В.В. Полководцы X - XVI вв. -М.: ДОСААФ, 1989.

17. Лютых А.А., Скобелкин О.В., Тонких В.А., ИСТОРИЯ РОССИИ (курс лекций) - Воронеж: Центрально - Черноземное кн. изд-во, кооп. “Информатор”, 1993 г.

18. Летопись по лаврентьевскому списку: Повесть временных лет//Полное собрание русских летописей. - М., 1962.

19. Ледовое побоище 1242г.//Тр. комплекс. экспедиции по уточнению места Ледового побоища Под ред. Г.Н. Караева. - М.: Наука, 1966.

20. Лурье Я.С. Обобщение летописи XIV-XV вв./ Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Наука, 1976.

21. «Литература. 8 кл. Методические советы, М., «Просвещение», 2003.

22. Н.В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе. 8 кл.», Москва, ВАКО, 2007, стр. 20

23. Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст.-- СПб., 1913 (ПДП, № 180)

24. Насонов А.Н. История русского летописания XI - начала XVIII вв.: Очерки и исслед./ Отв. ред. Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1969.

25. Повесть о житии Александра Невского / Подг/ текста, перевод и примеч.

26. Охотниковой В.И.// Воинские повести Древней Руси см.

27. Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников -- Вып 1 Пашуто В.Т. Александр Невский. М., “Молодая гвардия”, 1974.

28. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: Т. 3. -М,: 19 88., с. 146-155.

29. Феннел Д. Кризис средневековой Руси, 1200 - 1304: Пер. с англ./ Вступ. ст. и общ. ред. А.Л. Хорошкевича и А.И. Плигузова. - М.: Прогресс, 1989.

30. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII - XIII вв./ Под ред. А.Г. Манькова. - Л.: Наука, 1978.

31. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV - XVI вв./Отв. ред. А.С. Орлов и Б.Д. греков. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1938.

32. Хрестоматия по древнерусской литературе: Житие Александра Невского/ Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1985.

33. http://wordweb.ru/2008/10/09/zhitie-aleksandra-nevskogo.html

Приложение 1

Тест «Сказание о житии Александра Невского»

Вариант 1

А1. Что такое житие?

1) историческое повествование, которое велось по голам

2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях

3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом

А2. Как звали отца Александра Невского?

1) Святослав 3) Олег

2) Ярослав 4) Рюрик

АЗ. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

3) Севастьян

4) Пелгусий

А4. Каким героям уподобляет рассказчик князя?

1) Александру Македонскому,

2) «царю» Ахиллесу

4) Соломону

5) Ииусу Христу

В1. В каком государстве возник жанр жития?

В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?

С1. Почему Александра Невского причислили к святым?

Вариант 2

А1. Чем обычно завершалось повествование жития?

1) похвалой святому

2) нравоучительной проповедью

А2. Какое видение явилось Пелгусию?

1) Богородица

2) Борис и Глеб

3) Николай Чудотворец

4) Апостол Пётр

АЗ. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1) из Новгорода

2) из Киева

3) из Рязани

4) из Пскова

А4. Кем стал Александр в конце своей жизни?

1) послушником

2) священником

3) монахом

4) настоятелем монастыря

В1. В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?

В2. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Детство и годы взросления Александра Ивановича Куприна. Развитие военной темы в творчестве. Начало творческого пути. Разочарование в службе. Формирование литературного дарования писателя. Повести о любви. Тяжелое время эмиграции. Возвращение на родину.

    презентация , добавлен 04.02.2014

    Литература эпохи русского Предвозрождения. Произведения патриотического содержания. Повести о побоищах на реках Пьяне и Воже. Памятники Куликовского цикла. Повести о нашествиях Тохтамыша, Едигея, повесть о Темир Аксаке. "Слово о житии" Дмитрия Донского.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2016

    Основные факты биографии русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938) - превосходного мастера литературного пейзажа. Повести и романы автора: "Впотьмах", "Молох", "Прапорщик армейский", "Олеся", "На переломе", "Яма", "Гранатовый браслет".

    презентация , добавлен 06.05.2015

    Изучение личности Александра Порфирьевича Бородина в контексте учебной и художественной литературы. Составление полного представления о личности, творчестве, жизни и интересах гениального композитора. Истоки этического в художественном мышлении Бородина.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2015

    Ознакомление с жизнью сыновей, внуков и правнуков Александра Сергеевича Пушкина. Символизм встречи потомков русского гения - его старшего сына Александра и младшей дочери Натальи. Продолжение жизни после смерти Александра Сергеевича в стихах и поэмах.

    презентация , добавлен 06.09.2013

    Художественный мир русского писателя Валентина Распутина, характеристика его творчества на примере повести "Живи и помни". Время написания произведения и время, отраженное в нем. Анализ идейно-тематического содержания. Характеристика главных героев.

    реферат , добавлен 15.04.2013

    Жизненный и творческий путь Александра Вампилова. Формирование как личности и художника. Драматургия Александра Вампилова в аспекте интертекстуальных связей. Межтекстовые корреляции драматургии А. Вампилова с произведениями Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Начало литературной деятельности Александра Куприна в кадетском корпусе. Первый рассказ "Последний дебют". Отражение в повести "Поединок" службы в 46-ом пехотном Днепровском полку. Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый браслет".

    презентация , добавлен 26.01.2014

    Литературный анализ повести Александра Сергеевича Пушкина "Метель": определение смысла названия ироничности характера произведения, соотношение начала повести с ее эпиграфом. Оценка поведения Марьи Гавриловны при осуществлении своих романтических планов.

    презентация , добавлен 23.01.2012

    Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика. Характеристика жанра бытовой повести XVII века. Анализ фольклорных элементов "Повести о Горе-Злочастии". Средства типизации жизненных явлений в этот период. Связь повести с народными песнями.

Проверочные тесты по литературе

для обучающихся 8 класса.

Подготовила учитеь русского языка и

литературы МОУ «СОШ с. Липовка

Духовницкого р-на Саратовской обл.»

Блохина Наталия Викторовна

2014г.

Пояснительная записка

Тесты по литературе за курс 5-11 классов позволяют определить уровень знаний обучающихся произведений, изученных в 5-11 классах. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание литературных течений.

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы и на итоговых уроках в конце четверти.

Критерии оценивания:

«5» — 90 – 100 %

«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.

Оценочный методический материал по литературе 2013-2014 учебный год.

Тесты по литературе для 8 класса (входящий контроль).

Тест №1.

    Какое определение фольклора кажется вам наиболее полны м ?

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы;

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческого; в) английского;

б) латинского; г) русского;

а) поэт; в) певец-сказатель;

б) летописец; г) народ;

4. Назовите виды искусства, в которых могут быть использованы элементы фольклора.

а) архитектура; в) танец;

б) живопись; г) литература ;

5. Что такое загадка?

а) детская игра; в) короткий рассказ с остроумным концом;

б) фольклорный жанр; г) образное сочетание слов;

6. В каких произведениях В.А. Жуковского введены мистические образы?

а) «Светлана»; в) «Лесной царь»;

б) «Узник»; г) «Рыцарь Тогенбург»;

7. Кто является автором поэмы «Мцыри»?

а) А.С. Пушкин; б) М.Ю. Лермонтов;

в) Н.А. Некрасов; г) Г.Р. Державин;

8. Определите жанр произведения «Мцыри»

а) баллада; б) элегия;

в) поэма-исповедь; г) притча;

9. Какой момент в сюжете произведения «Мцыри» можно назвать кульминационным?

а) побег из монастыря; б) встречу с грузинкой;

в) бой с барсом; г) гибель Мцыри;

10 . Кто из героев комедии «Ревизор» явился доносчиком на других чиновников?

а) Хлопов; б) Ляпкин-Тяпкин;

в) Земляника; г) почтмейстер;

11. Кто из чиновников в комедии «Ревизор» брал взятки борзыми щенками?

а) городничий; б) судья Ляпкин-Тяпкин;

в) Земляника; г) частный пристав Уховертов;

12. Выберите произведение, соответствующее жанру «рассказ»:

а) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»; б) М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»;

в) А.П. Чехов. «Хамелеон»; г) Л.Н. Толстой. «Детство»;

а) «Премудрый пискарь»; б) «Дикий помещик»;

в) «Солдат и черт»; г) «Похороны козла»;

14. Какое стихотворение принесло известность М.Ю. Лермонтову?

а) «Парус»; б) «Дума»;

в) «Бородино»; г) «Смерть поэта»;

15. Кто был самым близким другом А.С. Пушкина?

а) К. Данзас; б) И. Пущин;

в) П. Юдин; г) А. Илличевский;

16. Где находился Лицей, в котором учился А.С. Пушкин?

а) в Москве; б) в Петербурге;

в) в Царском селе; г) в Михайловском ;

17. Как звали героиню из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?

а) Настя; б) Лиза;

в) Ольга; г) Катерина ;

18. Как называется сборник, куда вошёл рассказ «Бежин луг»?

а) «Записки путешественника»; б) «Записки рыбака»;

в) «Записки охотника»; г) «Записки Тургенева ».

Тест № 2 Итоговый за I четверть.

    Что такое историческая песня?

а) повествовательное произведение исторического и легендарного содержания;

б) русская народная песня об исторических событиях;

в) русская народная песня о богатырях и народных героях;

г) художественное произведение о подлинных событиях, приукрашенных народной фантазией;

2. О ком из перечисленных героев слагали исторические песни?

а) о Садко, Илье Муромце, Алёше Поповиче;

б) о Снегурочке, Марье Моревне, Горе-Злосчастии;

в) об Иване Грозном, Гришке Отрепьеве, Емельяне Пугачёве;

г) о Геракле, Зевсе, Прометее;

3. Что такое летопись?

а) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;

б) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом;

в) историческое повествование, которое велось по годам;

г) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях;

а) неизвестный монах; б) Филарет;

в) Нестор; г) Кирилл Туровский;

5. Кто обычно был центральным героем воинской повести?

а) реальная историческая личность; в) былинный богатырь;

б) мифологическая личность; г) святой;

6. Кем был Евпатий Коловрат («Повесть о разорении Рязани Батыем»)?

а) воеводой киевского князя; б) черниговским князем;

в) новгородским князем; г) воеводой рязанского князя Игоря;

7. Почему Евпатий Коловрат напал на Батыя («Повесть о разорении Рязани Батыем»)?

а) хотел завоевать его царство;

б) хотел вызвать на бой лучшего воина Батыя;

в) Батый оскорбил его жену;

г) хотел отмстить за разорение родной земли;

8. Какой основной мотив звучит в воинских повестях?

а) осуждение князей за их междоусобицы; в) ненависть к врагу;

б) любовь к родине; г) похвала главному герою;

9. Что такое житие?

а) историческое повествование, которое велось по годам;

б) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях;

в) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью;

г) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом;

10. Чем обычно завершалось повествование жития?

а) похвалой святому; б) нравоучительной проповедью;

11. Кем стал Александр Невский в конце своей жизни («Сказание о житии Александра Невского»)?

а) послушником; б) священником;

в) монахом; г) настоятелем монастыря;

12. Какое имя Сергий Радонежский носил в мирской жизни («Преподобный Сергий Радонежский»)?

а) Игнатий; б) Варфоломей;

в) Кирилл; г) Дмитрий;

13. Назовите фамилию Марфы-посадницы (Н.М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»):

а) Тихорецкая; б) Борецкая;

в) Радонецкая; г) Новгородская;

14.Кто выступал на вече первым (Н.М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)?

а) Холмский; б) Храбрый;

в) Марфа-посадница; г) Ярослав;

15. Кого Н.М. Карамзин выбирает в качестве рассказчика повест и ?

а) дочь Марфы; в) Холмского;

б) новгородского гражданина; г) Иоанна;

16. За что казнили Марфу-посадницу (Н. М. Карамзин «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»)?

а) за разбой; в) за предательство;

б) за мятеж; г) за убийство ;

17. Как зовут музыканта, исполняющего «Песнь о Гайавате»?

а) Навадага; в) Мушкодаза;

б) Вава; г) Тавазэта;

18. Какая птица подсказала Гайавате способ победить Меджисогвона (Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)?

а) ворон; в) дятел;

б) дрозд; г) цапля.

Тест № 3 Итоговый за II четверть.

    Что такое лирика?

а) жанр литературного произведения; в) род литературы;

б) состояние человека; г) исторические события;

2. Какой смысл вложен в строки «…Горит восток зарею новой» (А.С. Пушкин «Полтава»)?

а) начало нового дня; в) восхождение России;

б) алые отблески лучей солнца; г) отблески пожаров в Полтаве;

3. С каким чувством А.С. Пушкин описывает Полтавскую битву (А.С. Пушкин «Полтава»)?

а) ужас, ощущение трагизма перед гибелью тысяч людей;

б) спокойный, рациональный анализ; в) восхищение, упоение боем;

г) торжество;

4. С каким призывом обращается Пётр к своим войскам перед боем (А.С. Пушкин «Полтава»)?

а) «Вперед, за Родину!»; в) «В атаку!»;

б) «Ура!»; г) «За дело, с Богом!»

5. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?

а) «Повесть временных лет»;

б) «История государства Российского» Н.М. Карамзина;

в) исторические хроники; г) свидетели;

6. Какой момент произведения можно назвать его кульминацией («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина)?

а) предсказание кудесника; б) победа над Царьградом;

в) исполнение предсказания; г) гибель коня;

7. В каком произведении А.С. Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей ?

а) «Полтава»; б) «Песнь о вещем Олеге»;

в) «Станционный смотритель»; г) «Руслан и Людмила»;

8. Что трижды снилось Григорию (А.С. Пушкин «Борис Годунов»)?

а) что он падает с башни; б) что он убивает Бориса Годунова;

в) что он становится царём; г) что его убивает Годунов;

9. Повествование в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина ведётся от лица:

в) Маши Мироновой; г) Петра Гринёва ;

10. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

а) проблема любви; б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства;

11. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?


а) «Назвался груздем, полезай в кузов»;
б) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива;
в) «Береги честь смолоду»;
г) «Береги честь смолоду, а платье снову»;

12. Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачёва?

а) былины; г) песни;

б) загадки; в) сказки;

13. Каким показан Савельич в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

а) забитым, безгласным крепостным;

б) послушным, рабски преданным своим господам;

в) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства;

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком;

14. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


а) карточный долг;
б) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой;

в) нечестная игра в бильярд;

г) стихи, написанные Петром Гринёвым;

15. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?


а) «Господь не выдаст – свинья не съест»;
б) «Долг платежом красен»;
в) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»;
г) «С лихой собаки хоть шерсти клок»;

16. Как повел себя Швабрин после захвата крепости А.С. Пушкин «Капитанская дочка»?

а) откупился; б) перешёл на сторону Пугачёва;

в) сбежал из крепости; в) спрятался в доме попа;

17. Почему Гринев был заключен под стражу А. С. Пушкин «Капитанская дочка»?

а) Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион; б) его оговорил Швабрин;

в) за самовольное отлучение из Оренбурга; в) его оболгали неизвестные;

18. Кому принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

б) Екатерине второй; г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров.

Итоговый тест № 4 за III четверть

а) А.С. Пушкин; б) Н.В.Гоголь;

в) М.Ю. Лермонтов; г) Л.Н. Толстой;

    В каком месте состоялся кулачный бой «Песнь про купца Калашникова….»?

а) возле лавки купца Калашникова; б) в палатах царских;

в) в лесу; г) на Москве-реке;

    Каким способом был казнён купец Калашников «Песнь про купца Калашникова….»?

а) его повесили; б) его расстреляли;

в) ему отрубили голову; г) его четвертовали;

    Определите жанр произведения «Песнь про купца Калашникова….»

а) былина; б) песня; в) поэма; г) баллада;

    За что бился в кулачном бою купец Калашников М.Ю. Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»?

а) хотел показать свою удаль перед царём; б) за младших братьев;

в) за честь семьи; г) за родину;

    Какого героя в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» не было?

а) Кошевой; б) Остап; в) Дуня; г) Кукубенко;

    Кто из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова: «Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть ещё порох в пороховницах!»

а) Остап; б) Андрий; в) Тарас Бульба; г) Кокубенко;

8. Кто из сыновей Тараса Бульбы из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предал его?

а) Остап; б) Алексей; в) Андрий; г) Прокоп;

9. Назовите главную черту характера Тараса Бульбы Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»:

а) сварливость; б) хвастовство; в) упрямство; г) осмотрительность;

10. Каким событием заканчивается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

а) смертью Андрия; б) смертью Тараса Бульбы;

в) смертью Остапа; г) возвращением Тараса Бульбы домой;

11. О каком сподвижнике Петра I идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина «Стансы»?

а) о Головине; б) об Апраксине; в) о Долгоруком; г) о Лефорте;

12. Кого Д.В. Давыдов в элегии «Бородинское поле» называет «вождём гомерическим»?

а) Багратиона; б) Раевского; в) Ермолова; г) Суворова;

13. Какое поручение своего хозяина выполняет Шибанов А.К. Толстой «Василий Шибанов»?

а) передаёт письмо царю; б) передаёт письмо Басманову;

в) передаёт дары литовскому князю;

г) просит царя о прощении своего хозяина;

14. Кто стал палачом Шибанова А.К. Толстой «Василий Шибанов»?

а) Васька Грязной; б) сам царь; в) Малюта; г) Вяземский;

15. Кто являлся любимым царским советником А.К. Толстой « Князь Серебряный»?

а) Малюта; б) Серебряный; в) Годунов; г) Басманов;

16. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата Л.Н. Толстой «После бала»?

а) разлюбил её; б) сделал ей предложение; в) возненавидел её;

г) продолжал её любить;

17. За что наказывают солдата в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?

а) за драку на дуэли; б) за неподчинение старшему по званию;

в) за побег; г) за воровство;

18 . Назовите музыкальные инструменты, которые появляются в сцене экзекуции в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?

а) барабан и кларнет; б) кларнет и горн; в) флейта и барабан; г) горн и флейта.

Итоговый тест № 5 за IV четверть

1.Кто в былине И.А. Бунина «Святогор» пытается пробудить богатыря?

а) ворон; б) Иван; в) конь; г) татарин;

2. В каком родстве состояли Святогор и Илья И.А. Бунин «Святогор и Илья»?

а) братья; б) знакомые; в) отец и сын; г) дядя и племянник;

3. Какая птица в былине И.А. Бунина «На распутье» сидит в поле на кресте?

а) ворон; б) сорока; в) орёл; г) воробей;

4. Как Киже был наказан императором

а) посажен в тюрьму; в) бит плетьми, отправлен в Сибирь ;

б) казнён; г) оштрафован;

5. До какого чина дослужился Киже Ю.Н. Тынянов «Подпоручик Киже»?

а) капитана; б) майора; в) полковника; г) генерала;

6. Где Екатерина решила поместить восковую персону Ю.Н. Тынянов «Восковая персона»?

а) в Смольном дворе; б) в Оружейной канцелярии;

в) в кунсткамере; г) в царских палатах;

7. Какой механизм заставлял двигаться восковую персону Ю.Н. Тынянов «Восковая персона»?

а) верёвки; б) пружины; в) моторчик; г) магнит;

8. Какая эмоция постоянно сопровождает Павла Петровича Ю.Н. Тынянов «Подпоручик Киже»?

а) страх; б) удивление; в) улыбка; г) возмущение;

9.Что вручила на память Каляеву Елисавета Фёдоровна Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…»?

а) иконку «Утоли моя печали…»; б) ладанку;

в) икону Николая Чудотворца; г) Библию;

10.Кто, по мнению Ивана Каляева, был повинен в ходынской трагедии Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…»?

а) император; б) Елисавета Фёдоровна; в) Хомяков;

г) генерал-губернатор Москвы;

11. Кто из героев романа Б.Л. Васильева «Утоли моя печали….» уверял, что высокопоставленные лица «не были, да и не могли быть повинными в чём бы то ни было»?

а) Иван Каляев; б) Николай II ; в) Феничка; г) Надежда Олексина;

12. За какой объект шёл бой в стихотворении А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»?

а) за улицу; б) за площадь; в) за набережную; г) за город;

13. О чём сожалеет танкист в начале и в конце стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»?

а) что не усыновил мальчика; б) что не спросил имя мальчика;

в) что не смог убить врага; г) что не простился с родными;

14. На какой московской улице жил Витька, герой стихотворения Е.М. Винокурова «В полях за Вислой сонной…»?

а) на Бронной; б) на Моховой; в) на Лесной; г) на Тенистой;

14. О чём сожалеет танкист в начале и в конце стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»?

15. Какая просьба повторяется в стихотворении Б.Ш. Окуджавы «До свидания, мальчики»?

а) не жалеть себя; б) победить; в) вернуться назад; г) отомстить;

16. От чего героя стихотворения А.А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь…» отделяет всего четыре шага?

а) от смерти; б) от войны; в) от любимой; г) от счастья;

17.Когда происходит действие пьесы Л.М. Леонова «Золотая карета»?

а) спустя пять лет после окончания войны; б) в наши дни;

в) во время войны; г) почти сразу после окончания войны;

18. В каком стихотворении о великой Отечественной войне встречается фраза?

« Между нами снега и снега»

а) «Зинка» Ю.В. Друниной; б) «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского;

в) «Штрафные батальоны» В.С. Высоцкого;

г) «Бьётся в тесной печурке огонь….» А.А. Суркова.

Итоговый тест №6 за курс 8 класса по литературе

    Фольклор – это:

а) устное народное творчество; б) жанр литературы;

в) художественная литература; г) жанр устного народного творчества;

2. Назовите основные роды литературы:

а) эпос, повесть, драма; б) эпос, лирика, драма;

в) роман, поэма, комедия; г) эпос, лирика, трагедия;

3. Исторические песни – это:

а) народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях;

б) народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях;

4. Житие – это описание:

а) жизни народного героя; в) жизни святого;

б) исторического деятеля; г) рассказы о жизни Иисуса Христа;

5. Иван Андреевич Крылов был:

а) романистом; б) драматургом; в) баснописцем; г) поэтом;

6. Кто такие волхвы из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:

а) бродячие артисты; б) странники; в) колдуны; г) предсказатели;

7. К какому веку относятся события, описанные в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»:

а) к 16 веку; б) к 17 веку; в) к 18 веку; г0 к 19 веку;

8. Кто такие опричники (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Купца Калашникова….»):

а) регулярные войска; б) разбойники; в) личная охрана царя;

г) часть стрелецких войск;

9. Какому социальному строю принадлежал Калашников (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Купца Калашникова….»):

а) дворянин; б) крестьянин; в) купец; г) боярин;

10. Почему память народная сохранила образ Калашникова (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про Купца Калашникова….»):

а) совершил героический поступок; в) спас себя от позора;

б) не побоялся вступить за честь семьи; г) оставил наследство потомкам;

11. Какова основная проблематика повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

а) проблема любви; б) проблема чести, долга, милосердия;

в) проблема предательства; г) проблема роли народа в обществе;

12. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описывает крестьянское восстание:

а) Степана Разина; б) Емельяна Пугачёва; в) Кондратия Булавина;

г) Ивана Болотникова;

13. Как зовут главного героя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

а) Зурин; б) Швабрин; в) Савелич; г) Гринёв;

14. Кто такие казаки (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»):

а) регулярные войска; в) выполняли функции пограничных войск;

б) охрана царя; г) свободные от военной службы люди;

15. Что больше всего почитали казаки (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»):

а) дружбу, веру, служение Родине; б) семью, веру, свободу;

в) веру, свободу, братство; г) братство, семью, свободу;

16. Как поступил Тарас Бульба с Андрием (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»):

а) простил за предательство; б) убил собственными руками;

в) помог бежать к любимой девушке; г) отдал на перевоспитание в монастырь;

а) он не просит пощады; б) умирает с именем прекрасной полячки на устах;

в) он даже не вспоминает об Остапе; г) не раскаивается;

18. Как изменяется характер Тараса после гибели Остапа:

а) становится грустным; б) становится беспощадным к врагам;

в) видимо не меняется; г) сломлен духовно и потерял веру в победу

Ответы к тестам по литературе для обучающихся 8 класса

№ теста

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3

Тест № 4

Тест № 5

Тест № 6

а, б. в, г

а, в

в. г

а, б

Лучшие статьи по теме