Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Биография – Правящий архиерей Новосибирской митрополии.

16.02.2015

Митрополит обвинил новосибирские ночные клубы в подготовке Майдана, заявил в прокуратуру на оперный театр и отказался признавать кагор алкоголем

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон провел ежегодную пресс-конференцию, на которой перечислил основные беды современного общества: подростки-безбожники, развратные рок-группы с Запада и богохульные спектакли. Он объявил войну ночным клубам и светским праздникам, а также вступился за православных активистов, которых, по его словам, не поддерживают правоохранительные органы. Пресс-конференция длилась 1,5 часа - вопросы задавали журналисты из разных изданий. Самые интересные моменты разговора - в материале НГС.НОВОСТИ.

Справка: Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (в миру Емельянов Леонид Григорьевич) родился 2 июня 1948 года в Воронеже. После окончания 8-го класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил на заочное отделение Московского техникума торговли. Отслужил в армии, а после поступил в Московскую духовную академию. Принял монашеский постриг в 1981 году в Троице-Сергиевой лавре. В 1990 году избран епископом Новосибирским и Барнаульским. 28 декабря 2011-го решением Священного Синода назначен главой Новосибирской митрополии.

Как вы относитесь к постановке «Тангейзер» и спектаклю «Глобуса», в котором фигурирует православный ежик?

Когда спрашивают - как церковь относится к [таким] явлениям, я говорю: никак не относится. Культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно. Но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей. Мы не хотим допустить того, что произошло во Франции.

По поводу этих новых постановок я написал письма губернатору и в Законодательное собрание. Но ответов не получил, хотя прошло уже около месяца. Я там говорю только о соблюдении закона. По поводу «Тангейзера» я написал в прокуратуру, что там нарушаются права верующих людей - символика церковная используется не по назначению. Верующие возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут мне письма, звонят по телефону и просят посодействовать.

Патриарх Кирилл на архиерейском соборе в Москве заявил, что церкви необходимо обратить внимание на молодежные субкультуры, которые культивируют порок. В Новосибирске есть такие субкультуры?

Недавно в Искитиме девушка вошла в секту готов и покончила [жизнь] самоубийством - вонзила нож в сердце.

У нас работают мотоклубы, которые связаны с иностранцами. Я с ними тоже встречался. Спрашиваю: какие у вас идеи? Они говорят: распространение оружия, наркотиков и ненависти к России.

Спрашиваю молодых людей: кем вы хотите стать? Они говорят: Терминатором. Подростки замыкаются, работают больше с компьютером. Субкультуры имеют свою привлекательность, там есть элементы творчества. Но есть и опасность. И мы должны оградить детей от ошибок.

Какова ситуация с неоязычниками в Новосибирске и есть ли опасность от этого движения?

Знаю, что были секты, которые говорили о язычестве. Их последователи воюют сейчас в батальонах на Украине. Это подготовка была боевиков, а не языческая секта. Сейчас еще неоязыческие секты появились, нам [предстоит] изучить это явление.

Как вы относитесь к участию сибиряков в военном конфликте на Украине?

На Украине происходит трагедия с действительно близким нам народом. Помощь мы должны оказывать гуманитарную. То, что касается поездок добровольцев, в нашу компетенцию не входит. Не наша задача выявить правых и виноватых. Страдают люди, и многое делают политики, чтобы остановить этот конфликт. В первую очередь общество должно сказать свое слово, а не церковь.

Наш город терроризируют православные активисты. Началось с отмененного по их инициативе концерта Мэрилина Мэнсона, потом была драка у «Рок Сити». Каково ваше отношение к их агрессивной позиции?

Думаю, у вас просто тенденциозный подход к православным активистам. У нас много негатива происходит в области и городе, а вы зациклились на них.

У нас демократическое общество, к вашему сведению, и любой человек может высказать свое мнение. То, что там произошла потасовка, - у нас каждый день на улице они происходят. И потасовка произошла по вине охраны - это она применила силу. Все.

Чем православных задевают выставки, концерты, которые проходят за закрытыми дверями, не публично?

К православным людям себя относит 71 % населения России, в значительной степени они посещают храмы. Это большинство. Через термин «светскость» их пытаются загнать в гетто, где они прав никаких не имеют. И вопросы, [подобные вашему,] пытаются настроить общество, что верующие - это хулиганы и драчуны. Мы там разлагаемся потихоньку в клубах, но это якобы никого не должно касаться. Нет. Вами, сторонниками клубов, приносится дисгармония в общество. Готовятся последователи Майдана украинского. В 90-х годах по телевидению шли передачи сектантов, и там все эти проповедники адрес один давали - Киев, Украина. Были центры там созданы, которые влияли на Россию.

Я даже вам приведу слова Гитлера: «Когда украинцы забудут, что они русские, тогда мы покорим Россию». И вот для чего это привозится сюда 5 рок-групп сатанинских из Польши и США? Ведь это же не просто так, кто-то заинтересован.

Или наши клубы приглашают первокурсников на всю ночь праздновать День студента. Зачем это мы нашу молодежь будем отдавать этим акулам разложенным? Зачем нам эти заезжие развратники, которые глумятся над нашей культурой и литературой? Я призываю и журналистов вносить посильную лепту. А не смотреть и подсчитывать, сколько сделала церковь. Вот московские журналисты ездили тюленей спасать, какие-то акции проводили.

Как вы относитесь к тому, что новосибирцы празднуют День святого Валентина?

Этот праздник искусственно придуманный, он не входит и в список праздников католической церкви. Кому нравится, те празднуют. Мы же не полиция нравов, мы говорим только о православном вероучении.

Сохранилась ли идея построить православный храм возле здания Заксобрания, какова будет его высота?

Оформляются документы, дело продвигается. Будет обычная, средняя высота, 25–30 м.

Вы не могли бы рассказать о волонтерстве в Новосибирской епархии?

У нас 19 [волонтерских] лагерей, молодежь работает в больницах, реабилитационных центрах. Работают и с бомжами. В области есть приют на 25 человек. Через него 3 тыс. бомжей проходят. Мы много средств затрачиваем - за свой счет кормим, делаем ремонт, стараемся трудоустроить. Вы можете заметить, что исчезли бомжи из города.

До сих пор ли в церковных лавках продается кагор в нарушение закона об обороте спиртосодержащих напитков?

То, что в церковных лавках имеется кагор, это еще не значит, что это спиртное. В аптеках вы тоже можете купить настойки на спирте.

[Кагор] распространяется среди верующих людей, которые приходят в храм. Не для того, чтобы они пили, - это входит в атрибутику церковной жизни. Мы совершаем богослужение ежедневно, в котором используется кагор. Вы что - предлагаете запретить нам богослужения?

Я предлагаю вам получить лицензию на эти продажи и платить государству налоги.

Церковь освобождена от многих налогов, мы живем на пожертвования.

Есть список товаров, которые освобождены от налогов, алкоголь в него не входит. Кагор не перестал быть алкогольным напитком.

А вы помногу не пейте, и все будет нормально.

Какую вы музыку слушали и какие книги читали, когда были моложе?

Я не меломан, не увлекаюсь чем-то конкретным. Люблю военные песни, которые мама мне в детстве пела - «Катюшу», например.

Дарья Староверова
Фото Анны Золотовой

Выступив против "Тангейзера", он заработал окрик из Министерства культуры.
Теперь ему посвящен целый сюжет "Вестей".

Но за "эпатажные высказывания" можно наказывать только диакона, правда, Ваше Святейшество? Назвать Чайковского оккультистом это ведь совсем не то же, что митрополита Никодима - эээ,.. чайковским.

В Новосибирске, похоже, намечается "Тангейзер"-2. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, с подачи которого спектакль сняли с репертуара, а директора уволили, нашел новую цель. Несколько, прямо скажем, неожиданную: "Щелкунчик" - классический балет Чайковского, без которого многие не представляют Новый год. Написан, как известно, по мотивам сказки Гофмана и с успехом на сценах - уже десятилетия. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И вот вердикт Митрополита Тихона: "Постановка оккультная, потому что принц-оборотень". И если какая-никакая логика в определении принца прослеживается, то Гофмана-оккультиста категорически не приняли. Вот реакция кандидата филологических наук Елены Масоловой в интервью "Комсомольской правде" (это она - о сказке "Курочка Ряба". "Вы только подумайте - курочка там разговаривает! Еще и утешает бабу и деда беспомощных. Тоже ведь - оккультизм". Чувствуется, конечно, ирония. Но опыт "Тангейзера" настораживает. Тем более что замена "Щелкунчику" уже готова - опера "Рождество" по заказу Новосибирской епархии Русской православной церкви. Премьера состоялась. Композитор - жена Тихона Ираида Сальникова.

Посмотреть классику, в любом случае, хорошо. Балет "Щелкунчик" в афише всех федеральных оперных театров страны. А вот новых постановок той самой оперы "Рождество" пока не запланировано – ни вместо, ни вместе со "Щелкунчиком".

Двести артистов, балет, два хора, богатые декорации и костюмы – в Новосибирске по заказу местной епархии поставили оперу о Рождестве Христовом. Премьера прошла с аншлагом. Но эта новость так и осталась бы только в рубриках культуры, если бы не интервью, которое перед спектаклем дал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. "Решили сделать постановку, которую можно каждый день показывать в Святки или в день Рождества Христова на Новый год, потому что обычно показывают "Щелкунчик", но там все-таки считается, что принц-оборотень, и такая оккультная постановка", - заявил он.

На это директор Большого театра Владимир Урин ответил, что митрополит Тихон не имеет права навязывать и диктовать свое мнение. Поддержали его и театроведы. "То волнение, которое чувствуется в театральной среде, продиктовано тем, что высказывается властный человек, который сможет навязать обществу свою личную точку зрения и сделать ее автоматически общественной, как это было с оперой "Тангейзер", - считает театральный критик Павел Руднев.

Слова владыки оказалось достаточно, чтобы два года назад возбудить дело об осквернении религиозных символов в "Тангейзере" режиссера Тимофея Кулябина. Там сюжет оперы Вагнера – как богохульник пришел к вере и был прощен – иллюстрировали плакатом с изображением распятия на фоне женских ног. В итоге уволили директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича. С тех пор в регионах к чувствам верующих относятся более чем трепетно. До такой степени, что осенью в Омске и Тюмени отменили знаменитый спектакль "Иисус Христос – суперзвезда". На всякий случай – после того, как местные религиозные активисты назвали его богохульством и обратились в прокуратуру.

Одновременно в Перми патриотически настроенные блогеры усмотрели в спектакле "Голубая комната" развратное поведение на фоне иконы – на деле это оказалась светская картина. И вот теперь "демонический "Щелкунчик". "На русской сцене "Щелкунчика" ставили не со сказки Гофмана, а с французского пересказа, это доказано, то есть сказка уже к нам пришла в более мягком, обработанном виде, без гофмановского мистицизма", - отмечает балетный критик Лейла Гучмазова.

"Оккультная постановка" - знал ли владыка Тихон, как сам Чайковский боялся подобной рецензии? "А вдруг окажется, что… "Щелкунчик" - гадость…", - писал композитор брату в 1891 году. Музыка сочинялась тяжело - в это время он переживал смерть сестры. А вышла, как считают музыковеда, самая глубокая и добрая сказка о Рождественском чуде.

Новосибирский "Щелкунчик" - реконструкция классической версии Василия Вайнонена 1954 года. В репертуаре - с 2013-го. Он настолько популярен, что идет в январе даже дважды в день. Смотрела его и композитор оперы "Рождество" Ираида Сальникова, жена священника той же епархии. "Мы ходим с детьми, я ходила, я - композитор, я люблю музыку Чайковского, прекрасный балет!" – считает она.

Спектакль "Рождество", которым митрополит предложил заменить "Щелкунчика", кстати, его немного напоминает по сценографии. На сцене – елка, традиционный символ праздника, а ведь в России она в XIX веке появилась именно благодаря сказке Гофмана и вообще увлечению немецким романтизмом, как считает, например, филолог Светлана Адоньева в работе "Советская елка: генезис современного ритуала". На это исследование ссылаются на сайте Новосибирской митрополии.

Литературовед Игорь Волгин вообще видит в сказке христианский подтекст. "Дети ждут чуда – это же перекликается с библейским ожиданием чуда, это христианское чудо, - говорит он. - Кстати, там есть орех, который должен разгрызть герой, а орех в средневековье это символ христианства в какой-то степени".

В любом случае, история безобидная, чего не сказать о попытках влиять на репертуарную политику театров. По закону не то, что духовные лица - государство - не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, за исключением случаев пропаганды насилия и религиозной нетерпимости

Дата рождения: 2 июня 1948 г. Страна: Россия Биография:

Родился 2 июня 1948 г. в Воронеже. После 8 класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Завершив среднее образование, поступил на заочное отделение техникума, который успешно закончил, затем служил в армии. После демобилизации алтарничал в Покровском храме Переславля-Залесского.

4 декабря 1978 г. рукоположен во диакона. В том же году назначен заведующим отделом «Церковная жизнь» редакции .

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () утвержден в должности настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя Архистратига Михаила села Козиха Новосибирской области.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. () Преосвященным Владимирским и Суздальским, главой , с освобождением от управления Новосибирской епархией.

Образование:

Московская духовная семинария.

1981 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия)

Место работы: Владимирская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Владимирская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Византийский писатель Никита Акоминат (Хониат) и его труды (кандидатская диссертация).

2 июня Новосибирскому и Бердскому митрополиту Тихону (в миру — Леониду Григорьевичу Емельянову) исполнилось 70 лет. Коллектив газеты «Честное слово» хотел бы поздравить нашего епископа и посвятить ему сегодняшний выпуск «Духовного пространства Сибири». Когда статью посвящают биографии конкретного человека, то всегда начинают «издалека». Не изменим этой традиции и мы

Воронеж — малая родина

Родители будущего владыки Тихона познакомились на фронте. Его мама Екатерина Тимофеевна Ларина ушла на фронт добровольцем в 1942 году, и в госпитале № 01640, где служила санитаркой, встретила Григория Степановича Емельянова. Вместе с госпиталем они исколесили половину Европы. Куда только госпиталь не кидало! Курская, Винницкая, Киевская области. Польский Пшемышль, германские Биртультау и Беслау, Прага. Только в 1945 году семья обосновалась в Воронеже. Здесь в 1948 году и родился Леонид Емельянов — в будущем митрополит Тихон.

В 2004 году родители владыки Тихона переезжают из Воронежа в Москву, к детям. А семейный дом передают Церкви. Сейчас на этом месте выстроен храм великомученика Георгия Победоносца. Вот как вспоминала об этом мама владыки Екатерина Тимофеевна Емельянова: «После войны я прожила в Воронеже около шестидесяти лет. Нам, вернувшимся с фронта военным, райисполком выделил участок земли, пустовавший по соседству с домом моей мамы. В трудных послевоенных условиях построили деревянный дом «столбянку». Затем выстроили просторный кирпичный дом. На строительство дома Комбанк выделил кредит 10 тысяч рублей. Со временем провели воду, газ. Фруктовые деревья я посадила не только во дворе, но и на улице по двум сторонам… Время летит быстро: смотрим, наша старшая дочь собирается на пенсию, моему супругу скоро девяносто, и мне тоже девятый десяток, трое наших детей живут в Москве, дочь Надежда оказалась в чужой стране — Эстонии, а мы вдвоем в большом доме без помощников… Семейный совет решил: нас, стариков, дети забирают к себе в Москву…»

Во время освящения закладного камня храма Георгия Победоносца сестра новосибирского владыки Любовь Григорьевна сказала: «Это дом, где прошло мое детство. Я здесь родилась. И мои сестры Вера, Надежда и брат владыка Тихон (в миру Леонид) родились здесь. Прихожу сюда, как домой, и очень волнуюсь. Где стояла моя кровать — там алтарь… Бабушка (мамина мама) жила в доме по соседству. Именно она научила нас читать по-церковнославянски, прививая веру, водила в храм. Родителям было некогда, они на работе, в делах, а бабушка… К ней приходили старушки — в доме звучали духовные песнопения…

Родители уехали из Воронежа. Конечно, было трудно расставаться, старым людям особенно — они вросли здесь корнями: каждое дерево, каждый гвоздик, каждый кирпичик им знаком. Но сейчас они спокойны и говорят: «Ведь там идет молитва, это для нас — самое главное».

Через год после передачи дома Церкви, в 2005 году, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий направил владыке Тихону такое письмо: «Ваше превосходительство, дорогой Владыко! Позвольте от всего сердца поблагодарить Ваше Высокопреосвященство и Вашу благочестивую семью за щедрый дар Воронежской и Борисоглебской епархии. Закончилась длительная процедура оформления, в Вашем доме совершается Божественная Евхаристия.

Родительский дом, ставший для Вас первым училищем веры и благочестия на пути к архипастырскому служению, отныне становится основанием для воплощения веры, надежды и любви христианской — храма Божиего.

Воистину надмирное и в высшей степени христианское дело — отдавая, приобретать!.. Вы и Ваша семья обрели множество благодарных молитвенников в лице прихожан храма святого великомученика Георгия Победоносца и, я верю, неветшающее сокровище в обителях Отца Небесного.

Молю Господа нашего Иисуса Христа, да хранит Он Вас и Ваших близких в мире, здравии и благоденствии. Его небесное благословение, присно пребывая с Вами, да укрепит и утешит Вас в трудах на благо Святой Церкви и на всех путях жизни Вашей. Доброго здравия и крепости сил душевных и телесных Вашим досточтимым родителям. С любовью о Господе, Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский».

Еще не закончив школу, Леонид Емельянов пошел работать на станкостроительный завод, где трудилась его мама. Стал фрезеровщиком высшего разряда. Закончил вечернюю школу. Отслужил в армии. После увольнения в запас был алтарником Покровского храма Переславля-Залесского.

На свое 65-летие в интервью нашей газете митрополит Тихон рассказывал:

— В 50-х годах очень сильно закручивали гайки. Да что говорить, даже в Новосибирске, в здание больницы у Нарымского сквера, которое сейчас разобрали, привозили на расстрел до 1954 года…

Конечно, я с большой теплотой вспоминаю бабушку. Она действительно вложила в наше воспитание часть своей души. Она имела настоящий талант воспитателя, была очень доброй. Ее житейские наставления я помню до сих пор. Например, она говорила: с кем поведешься, от того и наберешься — не дружите с дураками. Известно ведь, что очень многие через не самых лучших знакомых, друзей приобретают различные пороки. Еще она говорила, например: не ссорьтесь до последнего слова, оставляйте последнее слово для примирения. Бабушка была очень мудрой женщиной, все ее любили. Четыре ее зятя никогда с ней не ругались. Я как-то спрашиваю: «пап, почему вы не ругаетесь?» Он, улыбаясь, говорит: «Ну у нас же не теща, у нас патриарх». Вот так они ее ценили.

Первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру мы тоже совершили с бабушкой. В храме тяжело ведь было детям стоять, мы были маленькие, службу не понимали. А храм у нас в Воронеже был очень посещаемый, всегда было много народу на праздники. Стоим, духота, а она нас ставила в самый центр. Я говорю: «Бабушка, хочется присесть, давай выйдем на улицу». А она говорила: «Потерпи, нужно мужество, надо себя переломить, надо уметь набираться терпения». Сейчас понимаешь — служба-то всего полтора часа идет. А вот тогда казалось это просто бесконечностью.

Чтобы не болтался по улицам, мама устроила меня в 16 лет работать на завод, на станок (учеником фрезеровщика). Я окончил вечернюю школу и поступил сразу в техникум. Мне дали его закончить и забрали в армию. Я попал в Москву и решил после армии не идти на светскую работу, решил посвятить себя церковной деятельности. Моя сестра в это время уже вышла замуж за выпускника Московской духовной академии, ее муж, впоследствии — отец Борис, стал священником, у него была хорошая библиотека. У нас в Воронеже-то тогда ничего, никаких книг практически не было, все погибло во время войны, а в Москве многое сохранилось.

Отец Борис мне сказал, что Церкви не хватает кадров. Я решил: почему я, верующий человек, должен вместе со всеми строить коммунизм, безбожное общество? Я же верю в Бога, и надо стараться послужить Ему. Тогда это считалось особенно непочетным, особенно для молодого человека. В храмах стояли в основном одни бабушки. Когда я в Воронеже появлялся в храме, все удивлялись тому, что на службу пришел молодой человек. Хотя, конечно, молодежь тогда ходила в храм, но совсем немного, все-таки боялись. Я тогда подумал: вот это как раз и нужно, необходимо тогда было иметь мужество, чтобы ходить в храм. И в Евангелии есть слова Иисуса Христа: Кто Меня постыдится, того и Я постыжусь перед Отцом Небесным.

После армии я взял письмо у архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, у которого тогда уже окормлялась вся наша семья. Он направил меня в Переславль-Залесский, где я прислуживал год в Покровском храме. После этого я поступил в семинарию, и началась моя церковная жизнь — отметил митрополит Тихон.

В 1974 году будущий владыка поступает в Московскую духовную семинарию. 10 октября 1976 года он был зачислен в штат Издательского отдела Московского Патриархата.

4 декабря 1978 года архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) был рукоположен в диакона и назначен заведующим отделом церковной жизни редакции «Журнала Московской Патриархии».

19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, епископа Воронежского; в тот же день ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во иеромонаха.

В 1981 году оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1983 года по 1986 год является первым заместителем главного редактора Издательского отдела РПЦ — архиепископа Питирима (Нечаева); руководил возведением нового здания для Издательского отдела и приходского дома при храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (место постоянного служения архиепископа Питирима и других клириков Издательского отдела).

4 июля 1984 года возведен в сан архимандрита. В 1986 году жил в Троице-Сергиевой лавре, затем перешел в московский Данилов монастырь (был помощником эконома, а затем экономом). 12 мая 1987 года назначен наместником Данилова монастыря, за участие в его восстановлении награжден Патриаршим крестом.

Всего четыре священника

25 января 1990 года начинается епископское служение. Постановлением Священного Синода РПЦ определен быть епископом Новосибирским и Барнаульским. 19 августа 1990 года в Богоявленском соборе Москвы состоялась его епископская хиротония, которую совершили Патриарх Московский Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), епископ Истринский Арсений (Епифанов) и епископ Подольский Виктор (Пьянков). Вот что об истории Новосибирской епархии в 2013 году рассказывал владыка Тихон нашей газете:

— Я приехал в Новосибирск в 1990 году. В области было всего (!) два храма. Один в городе — это наш Вознесенский кафедральный собор, и в области, в Новолуговом — храм святителя Николая. Было еще несколько молитвенных домов. В городе было всего четыре священника. А боролись с ними 200 тысяч атеистических сотрудников общества «Знание». 200 тысяч, представьте себе!

Я приехал из Москвы, где участвовал в восстановлении Данилова монастыря, в Москве уже работали воскресные школы, возрождались и другие церковные структуры. Но в Новосибирской области практически не было ничего. И вот в 1991 году Новосибирск решил посетить Патриарх Алексий II. Это, конечно, способствовало тому, что нам стали помогать местные власти. Но главным образом не хватало кадров. А в храме тогда было очень много молодых людей, которые хотели принять священнический сан. Мы открыли для них курсы. У нас был небольшой зал, в котором помещалось 40 человек. Почти все они приняли сан. Стратегия была таковой — в каждом районе города и в каждом районном центре области открыть молитвенный дом или храм. Конечно, мне пришлось поездить, познакомиться с главами администраций. С некоторыми из них у меня до сих пор хорошие, именно дружеские отношения.

Проблема с кадрами начала решаться очень быстро. Тогда мы практически каждое воскресенье рукополагали одного в дьяконы, другого в священники. За пять лет, к 1995 году, мы открыли 90 приходов. Потом меня призвали обратно в Москву. В 2000 году я снова возвратился в Новосибирск. За последние 13 лет мы укрепили церковную экономику, и это открыло нам большие возможности для социального служения.

Сегодня у нас более 30 отделов в епархиальном управлении, которые занимаются различными направлениями церковной деятельности. Прежде всего, это работа с социально незащищенными людьми, с людьми, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.

Сегодня у епархии и под нашим попечительством существует 17 реабилитационных центров для наркоманов. Всего в России таких центров 40. Из них три у государства. У нас есть 18 летних детских лагерей, в которых ежегодно отдыхает около 2000 ребятишек. Мы окормляем 50 детских домов и интернатов. Окормляем все колонии, 30 медицинских учреждений. Наши сестры милосердия бесплатно ухаживают за больными. Есть два центра, в которых оказывают помощь людям без определенного места жительства, мы называем эти центры богадельнями. Там живут и инвалиды, которым негде жить и которые не могут за собой ухаживать. Помогают богадельни, особенно суровой сибирской зимой, людям, которым негде жить. За эту зиму от обморожения спасли тысячу человек. В Омске 20 человек замерзли насмерть. У нас, слава Богу, ни одного.

Наш центр помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за этот год оказал 70 тысяч социальных услуг. За год мы потратили десятки миллионов только на социальную работу.

Конечно, и строительство храмов продолжается. Каждый год по области открываются по 5—10 храмов, отметил митрополит.

Что касается современной жизни Новосибирской епархии, то 31 января 2018 года митрополит Тихон рассказал о том, что в митрополии идет «большая стройка».

«В городе у нас сейчас в процессе строительства находится 48 храмов, 16 часовен и 82 других объекта. Конечно, средств, как всегда, не хватает, и поэтому — там немножко делаем, там немножко. Но потихоньку каждый год какую-то стройку мы заканчиваем.

Самая большая стройка — это наша духовная семинария в городе Обь. В основном учебном корпусе уже все сделано. В прошлом году также было сделано общежитие, в которое уже переселились студенты. После этого сразу увеличился набор. Раньше жили по 12 человек в комнатах, теперь по четыре человека. У нас там же не только семинария, но еще и пансион, подготовительное отделение. Пансион — это когда ребятишки приходят после девятого класса. Точнее, 10—11-й классы они учатся в общеобразовательной школе в Оби, а живут и питаются у нас в семинарии и тоже готовятся к поступлению. Сейчас доделываем административное помещение, где будет большой спортзал, тренажерный зал, зал самоподготовки с библиотекой, актовый зал и большая трапезная на сто человек.

Я спросил у ребят: «Какой зал вам нужен первым?» Они все сказали: «Спортзал!» Ну, молодые ребята… им, конечно, хочется, чтобы можно было после учебы пойти размяться».

Цивилизационный выбор молодежи

Митрополит Тихон в начале 2018 года рассказывал новосибирской прессе и о том, что уже в этом году в центре города планируется открыть Дом молодежи. Первый подобный проект в России.

— Да, работы с молодежью много, она очень важна для нас, поколения сменяются очень быстро. И для православной молодежи тоже должен быть свой досуг. В прошлом году у нас провели форум моды. Вы знаете, например, мусульмане, особенно в Чечне, тоже проводят такие форумы мусульманских женщин. Красивые платья, интересно, что они возрождают свои традиции. Конечно, не все будут это носить, но даже в целях сохранения традиций, мне кажется, это очень важно. Все-таки это говорит о национальной идентичности. Вот, мол, так вот женщина-чеченка должна выглядеть. А дальше уже могут быть различные варианты. Мы здесь решили сделать нечто подобное.

Если вернуться к Дому молодежи, то мы уже несколько лет потихоньку, когда есть деньги, занимаемся отделочными работами. На днях будем ставить двери, уже есть полы. В здании будет часовня, она уже расписана. В здании будет небольшое бесплатное кафе, где молодые люди могут попить чай, кофе после занятий. Будут и молодежные кружки.

В селе Боровом на берегу Оби у нас также работает очень хороший молодежный лагерь. Это двухэтажное здание плюс десять домиков. Уже несколько лет мы проводим там молодежные смены, которые называем «трудовыми». Молодые люди приезжают туда со всей Сибири. Лагерь бесплатный.

Рассказывая о том, что в 2018 году на территории Троицкого сквера будет установлен памятник святому князю Владимиру, владыка Тихон сказал:

— Это тема цивилизационной идентичности. А князь Владимир положил начало цивилизационному выбору Руси, когда крестился сам, его дружина, а потом и простые люди. Русь принимает веру не откуда-то, а из тогдашнего центра цивилизации — тысячелетней Византийской империи. Наш известный филолог Леонид Григорьевич Панин, оценивая вклад князя Владимира в русскую культуру, сказал: «Произошло наложение византийской кальки на наш народ. И поэтому все у нас стало развиваться к мощнейшей Византийской империи. А с падением Византийской империи в XV веке многие ученые, художники, философы, мыслители переехали на Русь именно оттуда, неся православную культуру».

Князь Владимир — начало нашей цивилизации, и молодежь должна знать о его подвиге. 1030-летие Крещения Руси мы тоже будем широко отмечать, чтобы донести до молодежи эти исторические сведения, в том числе и те, откуда есть пошла русская земля. Это наши корни, и если молодой человек не привит к этим корням, он не может быть патриотом. Патриотизм мы не можем делить на царский, советский, демократический… Патриотизм — это любовь к своему народу, своей культуре, истории, ко всему наследию, которое мы за эту тысячу лет собрали для себя.

Невыдуманная нравственность

Иногда говорят, что для современного общества религия устарела. Но на самом деле она всегда молода, потому что мы — новые люди, мы современны и пришли в этот мир недавно, древними остаются только учения, традиции и заповеди. И церковь как раз напоминает нам о проверенном, верном пути.

— В любом веке мы наблюдаем одно и то же: как только цивилизация развивается до определенного высокого уровня, в обществе тут же происходит отход от нравственных ценностей, — рассказывал 10 лет назад тогда еще архиепископ Тихон Софии Голдберг, журналисту издания «Эксперт-Сибирь». — Гибель всех древних цивилизаций мы замечаем в первую очередь по признаку нравственного упадка. Религия всегда современна, но деградирует само человечество, так как религия мешает строительству потребительской цивилизации, потому что призывает к другому государству, к духовному, а оно — антипод материальным понятиям. Главный идол сегодняшнего дня — благосостояние общества. Само слово «религия» восходит к латинскому religare, «связь с Богом». И первая заповедь гласит: возлюби Бога. Но как Его полюбить, если мы Его не ощущаем, не видим? Через творения мы должны увидеть, что мир создан очень разумно, и полюбить высший творческий Разум. И тогда любовь к Богу станет преградой для любви к идолам — ложным богам. Но любовь, в свою очередь, подавляет свободу и делает человека зависимым от кого-то или чего-то — от Бога, от предмета, от другого человека. Самый опасный идол — это материальное благополучие, которому подвержены мы все. Идол — это не то, что вырубили из песчаника со скрещенными на животе руками. Это понятие духовное. Но вся соль нравственности заключается в том, чтобы понять, где же жизненная необходимость переходит в порочное излишество. Если человек не способен ощутить эту невидимую грань, он начинает деградировать. Помните, у Пушкина: «Там царь Кощей над златом чахнет»? Злато — это же символ благополучия, оно должно служить, давать благо жизни, но уже он служит злату и над ним чахнет, — отмечал владыка.

— Я думаю, что в христианстве правильнее всего определено понятие любви. Любовь — это самопожертвование. А на жертвенность человек, изнеженный материальными благами, как правило, не способен. Он — эгоист и потребитель. Потому что жертвовать, сострадать — это всегда очень болезненно. Церковь как раз напоминает об этих истинах современному человеку. Советская власть воспитывала общество даже не в атеистическом духе, а в духе невежества. Духовная литература не издавалась, священников было мало. Я приехал в Новосибирск в 1990 году — здесь был один храм на город и область, четыре батюшки и тысячи атеистических работников, которые на средства госбюджета боролись с этими четырьмя батюшками. Представьте себе, какой натиск выдержала церковь! И устояла. Почему? Потому что атеистическая и материалистическая идеология были формальны. В советское время было принято думать, что с церковью покончено, но, как оказалось, чуть не покончено-то было с обществом. Все демографические беды, которые мы испытываем сейчас, начались не сегодня, а с 1960-х годов, с хрущевских гонений. При Сталине с 1943 года было открыто 20 тысяч храмов, Хрущев закрыл 15 тысяч. И сразу в демографии и социальных показателях начался сбой. Увеличилось количество самоубийств, абортов, разводов, возросла преступность. Бороться с этим мало кто хочет. А церковь делает это на общественных началах.

В то же время церковь отделена от государства. Мы не вмешиваемся в политическую жизнь страны, и государство не вмешивается в дела Церкви. Но когда государство понимает, что Церковь приносит пользу, оно дает возможность ей влиять на общество. Мы уже в другом строе, уже не советском, но отношения между Церковью и властью далеко не идеальны. Конечно, хотелось бы, чтобы в школах преподавался если не Закон Божий, то хотя бы основы духовной культуры.

К Пасхе

Отдельно следует отметить, что митрополит Тихон пишет замечательные проповеди к великим христианским праздникам. Точнее будет сказать, что называются эти проповеди посланиями. Приведем ниже часть пасхального послания, которое написал владыка в этом году:

«Христос восстал из мертвых — восстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей — восходите и вы! Христос из гроба — освобождайтесь из уз греха. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому, — восклицает Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху.

«Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия», — слышим мы в праздничном каноне пасхального богослужения.

Радуясь победе Воскресшего Христа над смертью, надо помнить, что радость спасения пришла через Голгофу, через Крест. Поэтому Церковь Христова учит воспринимать земную жизнь нашу как крестный, пасхальный, спасительный из сени смертной исход в жизнь вечную, в невечерний день Царствия Христова.

В нынешнем году исполняется 100 лет с начала послереволюционных событий в нашей отечественной истории, когда наступила длительная эпоха мученического и исповеднического подвига. Крестный путь России в XX веке открывается нашему взору в подвигах святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чем величие их жертвенного подвига? — Святые новомученики и исповедники Церкви Русской сберегли для нас самое главное — веру во Христа, смертью смерть поправшего и даровавшего нам Своим Воскресением вечную жизнь, они сохранили Святую Веру Православную, Русскую Православную Церковь, Россию.

Мы молитвенно вспоминаем столетие со дня мученической кончины царской семьи, их слуг и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, показавших пример стояния в вере и жертвенного служения ближним даже до смерти. Мы прославляем исповеднический подвиг Святителя Тихона, Патриарха Московского, поставленного Промыслом Божиим у кормила Русской Церкви в эпоху огненных испытаний для Отечества нашего.

Новомученикам и исповедникам Церкви Русской довелось пережить тюрьмы, лагеря, неправедный суд, общественное унижение, неблагодарность, клевету и предательство. А они, страдая и умирая за веру во Христа и Евангельскую Правду, молились о спасении своих соотечественников, о спасении России, о спасении и вразумлении своих мучителей, со словами: «Телесная бо и сия мучения — веселие суть рабом Твоим, Господи».

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, пострадавший в 1922 году за защиту церковных святынь, перед расстрелом написал такие удивительные слова:

«Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Подвиг Святых новомучеников и исповедников должен всегда оставаться в благодарной памяти народной, потому что они являлись не только лучшими сынами и дочерьми Святой Матери-Церкви, но и лучшими гражданами своего земного Отечества. Христианин является ответственным гражданином не за страх перед законом, а по своей совести. Это ясно из слов святого апостола Петра, который предупреждает последователей Христа: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15-16). Поэтому если верующий во Христа гражданин страдает именно как христианин, то государство, карая его за веру и нравственные убеждения, поступает не как охранитель, а как разрушитель общественного и нравственного правопорядка. В таком случае потерпеть наказание и смерть за Христа — это не позор, а честь!»

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,

Глава митрополии поделился с журналистами своими мыслями о вечном и насущном

Фото: Влад КОМЯКОВ

Изменить размер текста: A A

На встрече с журналистами митрополит Новосибирский и Бердский Тихон подвел итоги 2017 года, рассказал о планах на предстоящий год и поговорил на самые разные темы: и о вечном, и о насущном.

«Как сводки с фронта»

Сейчас в школах и вузах преподают основы религиозной культуры и светской этики. Что чаще выбирают родители для своих детей? - спросили журналисты у митрополита.

Цифры по всей стране очень разные. В некоторых епархиях, таких как, например, Курская, 98 процентов учащихся выбирают основы православной культуры. В Москве , которая от нас раньше даже отставала, сейчас этот предмет выбирают около 50 процентов, хотя в Москве в настоящее время проживают много неправославных. В Новосибирске же предмет основ православной культуры не изучается в 62 школах. Для сравнения: в прошлом году основы не преподавались в 51 школе. То есть за прошлый год школ, в которых не изучается этот предмет, прибавилось. По области тоже цифры разные: в Мошковском районе основы православной культуры выбрали 90 процентов, в Ордынском районе - нет ни одной такой школы.

- А зачем, на ваш взгляд, нужен школьникам этот предмет? - не удержались мы от вопроса.

Я помню, в Ордынском районе главой был Павел Петрович Иворовский. Я с ним разговариваю: «Почему у вас дети не изучают свою отечественную духовную культуру? Это же не изучение религии, этот предмет вводит Министерство образования России , а не церковь. Мы можем выступить только как консультанты при выборе этого предмета, рассказать, что он из себя представляет». Он мне ответил: «У нас светское государство, поэтому у нас и светская этика!» Через два месяца он мне звонит: «Владыка, у нас дети разгромили кладбище. Приезжайте, поговорите со старшеклассниками! Ведь такое бедствие - дети не понимают святости могил». И пришлось мне встречаться с ребятами и разговаривать с ними.

- Проще говоря, преподавание этого предмета помогает школьникам сохранять моральные устои?

Вы сами знаете, что сейчас творится в школах. Военные сведения приходят в основном из Сирии , Украины и из школ: там зарезали, там зарубили. И мы с этим нарастающим потоком безнравственности просто не сможем справиться, если не будет преподаваться духовная культура. Если спросить светского человека: почему нельзя воровать? Он вам скажет: «Посадят!» Если об этом же спросить верующего, он ответит: «Потому что это грех!» Нравственность - это внутренний кодекс человека, он сам соблюдает правила человеческого общежития. И не надо к нему приставлять полицейского. И опять же нравственные понятия тоже относительны. Если спросить у человека нецерковного: что такое добро? - он ответит: «Добро - это когда мне хорошо!» А вы посмотрите на этимологию славянского слова «счастье» - это часть от общего благополучия. Не может быть человек счастливым, если вокруг него несчастные люди. И дети в школе должны получить иммунитет ко всему злому. Человек понимает: «Ага, здесь пахнет злом - это не для меня!»

«Совесть должна звучать, как набат»

- Духовно-нравственное воспитание - об этом сейчас все говорят...

Тот же Макаренко говорил: «Только правильное воспитание делает человека счастливым». И только религии занимаются воспитанием всего народа: и старших и младших, и бабушек и дедушек. В чем заключается этот процесс? В освящении личности человека. Личность должна соединиться с божественной энергией, с божественным духом. Тогда она воспитывается как личность богоподобная. А иначе она воспитывается как личность демоноподобная. Нравственные законы действуют для человека, как законы физики, химии, механики. Как человек это ощущает? Через свою совесть. Вот он сделал плохо - совесть его осуждает. Сделал хорошо - совесть его поощряет. Почему и бывает, что большие преступники сами сознаются в том, что они совершили, говорят: «Не могу с этим грузом жить!» И церковь работает с совестью, чтобы ее очистить, чтобы ее голос звучал, как набат: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя не почитать своих родителей, нельзя желать чужого!

- Почему Русская Православная Церковь большое внимание уделяет дате 100-летия кончины царской семьи?

Николай Второй - царь, помазанник Божий, он канонизирован Русской Православной Церковью как святой. Поверьте, когда идет речь о канонизации, мы тщательно изучаем биографию человека, его поступки. Многое о человеке говорит его кончина. А гибель Николая Второго такова: он к этому моменту уже не был у власти, отрекся от престола. Он не представлял никакой опасности для большевиков. Но однако его расстреляли как символ самодержавности и как символ православия. Потому что он помазанник Божий, он церковью был поставлен царем. Почему он отрекся? Потому что, чтобы удержаться у власти, ему пришлось бы проводить репрессии. А проводить репрессии может не каждый человек. Он отказался. Может быть, проявил слабость. Но он остался верен России, никуда не уехал. Для нас он все равно остался царем, мы не считаем его отрекшимся. И в православной среде этого человека очень почитают за его нравственный пример. Мы читаем его последние дневники, мы читаем дневники его дочерей. И что там везде? Прощение врагам, прощение тем, кто над ними издевается, прощение тем, кто унижает их. Там нет агрессии, злобы...

Памятники Николаю Чудотворцу и Владимиру - Крестителю Руси

Как рассказал митрополит Тихон, в Новосибирске появятся два новых памятника. Один из них - Святителю Николаю Чудотворцу. Вероятно, что этот памятник откроют и освятят ближе к 125-летию Новосибирска - 22 мая.

Памятник этот готов, но сейчас идет согласование места его установки, - рассказал Митрополит.

А 28, 29 июля возле Троице-Владимирского собора на левом берегу будет освящен памятник святому князю Владимиру. Установку этого монумента приурочили к 1030-летию Крещения Руси . Митрополит Тихон объяснил журналистам, почему важно донести до нынешней молодежи значение того, что сделал князь Владимир.

Князь Владимир положил начало цивилизационному выбору Руси, - напомнил журналистам митрополит Новосибирский и Бердский. - И Русь пошла именно по этому пути развития, начала перенимать все из центра цивилизации - из 1000-летней Византийской империи. Приехали первые священнослужители, начали делать переводы Священного Писания, учебников, и славянский мир начал просвещаться, зарождалась православная культура. И причина падения Византийской империи в XV веке состоит и в том, что многие эмигранты переехали на территорию Руси, привезя свою культуру с собой. Князь Владимир положил начало нашей цивилизации, нашей истории, национальной идентичности. И молодежь обязательно должна знать о его подвиге. В этом году мы будем широко отмечать 1030-летие Крещения Руси, чтобы в первую очередь до молодежи донести исторические сведения, откуда есть пошла Русская земля. Это очень важно, потому что это наши корни. И если молодой человек не осознает эти корни, он не станет патриотом. Мы не можем делить патриотизм на советский, царский или демократический. Патриотизм - это любовь к своему народу, к истории, культуре, к наследию, которое мы собирали тысячу лет.

Восстановление храма в Колывани близится к завершению

Митрополит рассказал, как ведется восстановление храма в Колывани . Памятник архитектуры Троицкий собор Русская Православная Церковь восстанавливает совместно с правительством Новосибирской области.

В ноябре прошлого года исполнилось 150 лет со дня освящения этого собора, но мы к этой дате, к сожалению, не успели, мы решили не торопиться, - пояснил журналистам митрополит Тихон. - Сейчас внутри закончены отделочные работы. Думаю, месяца через два начнем восстанавливать иконостас. В феврале привезли все заказанные колокола.

По словам главы митрополии, средства на колокола и иконостас пожертвовали новосибирские бизнесмены. В этом году останется только сделать крыльцо, отмостки и обустроить парк возле храма. Митрополит уверен: в последнем деле не помешала бы помощь региональных властей, как это было в Искитиме .

Еще одна большая стройка - в саде Дзержинского. Там на долгое время замерло возведение храма Святителя Макария Алтайского, потому что на месте строительства грунт оказался плохим, как рассказал митрополит Тихон.

Но сейчас уже полностью сделан первый этаж. Мы пошли вверх и за прошлый год сильно продвинулись, - сообщил глава митрополии.

Для семинаристов - спортзал

По словам митрополита Тихона, духовная семинария в городе Оби - одна из главных строек РПЦ в Новосибирской области. После строительства общежития набор в семинарию увеличился в разы.

Мы закончили основной, учебный, корпус, - констатировал митрополит. - В прошлом году сделали общежитие, куда уже переселились студенты. И сразу, конечно, увеличился набор. Раньше ребята жили по 12 человек в комнате - теперь по 4. У нас же там не только семинария, но еще и пансион, подготовительное отделение.

По слова главы митрополии, сейчас заканчиваются работы в административных помещениях, где разместятся большой спортивный, тренажерный залы, зал самоподготовки с библиотекой, а также актовый зал и большая трапезная - на 100 человек.

Я спросил: «Какой зал вам надо в первую очередь?» Все сказали: «Спортзал!», - с улыбкой говорит митрополит. - Ребята молодые. Конечно, после учебы им хочется пойти позаниматься спортом. Пока же ребятам приходится тренироваться в спортивных школах города Оби.

У православной молодежи появится свой дом

В 2018 году в Новосибирске планируется сдать Дом православной молодежи, где сейчас уже завершаются отделочные работы. Митрополит Тихон рассказал, что разместится в здании по адресу: улица Сибревкома, 20. Уже известно, что там среди прочего будет часовня, а также зал на 100 мест, где и будет собираться православная молодежь.

Думаю, что в этом здании будет все, что интересно православной молодежи: например, там будут работать кружки, разместятся офисы некоторых наших молодежных отделов, у которых пока нет своих помещений и они работают при храмах, - описал планы митрополит Тихон. - Когда к нам приезжал владыка Серафим Люберецкий, который возглавляет Синодальный отдел Русской Православной Церкви по делам молодежи, он сказал, что это единственный проект по всей России - больше нигде в стране нет ничего подобного. Он даже не сразу поверил, что у нас для этих целей есть отдельное трехэтажное здание.

Также митрополит Тихон отметил, что сейчас ведется работа, чтобы православный лагерь для молодежи в селе Боровое, где организуются молодежные смены для ребят со всей Сибири , сделать круглогодичным.

Конкретно

Митрополит - об итогах прошлого года

Самым значительным событием в жизни Новосибирска в 2017 году считаю открытие исторического парка «Россия. Моя история». Тем, кто там пока не был, рекомендую обязательно побывать, посмотреть. Там на самых современных мультимедийных носителях представлена история нашей страны начиная с времен Крещения Руси. И история не купированная - она представлена такой, какая она есть, - подчеркнул митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. - Как вы знаете, в 2017 году было много юбилеев. Мы отмечали столетие двух русских революций, столетие восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. И мне кажется, вот эти два события и наложили отпечаток на весь год. И темой Международных Рождественских чтений, которые проходили в Москве и у нас, были итоги этого прошедшего столетия: какие изменения произошли в нашей стране за 100 лет. И конечно, наши доклады на Рождественских парламентских чтениях были посвящены исследованию этого периода времени.

Также среди самых важных событий минувшего года глава митрополии назвал 80-летие Новосибирской области и Международные Рождественские чтения «1917 - 2017 годы: Уроки столетия», которые прошли в Большом Кремлевском дворце в январе 2017 года и в которых приняли участие и сотрудники Новосибирской епархии.

Назовем лишь некоторые из памятных дат, которые выделил Тихон на встрече с журналистами.

16 июля 2017 года - в 99-ю годовщину расстрела царской семьи - на территории собора во имя святого Александра Невского состоялось открытие и освящение памятника царю Николаю и царевичу Алексию. Мероприятие было приурочено к молодежному крестному ходу, в котором участвовали около 6 тысяч человек.

По традиции в августе в миссионерский поход отправился корабль-церковь «Святой апостол Андрей Первозванный », а в октябре стартовал миссионерский поезд «За духовное возрождение России».

29 октября 2017 года прошли торжества, посвященные 20-летию школы звонарей при Новосибирском Свято-Макарьевском православном богословском институте, 15-летию филармонического проекта «Звоны России», 10-летию журнала «Сибирская звонница», 5-летию Сибирского центра колокольного искусства.

В прошлом году Михаило-Архангельский мужской монастырь Новосибирской епархии в селе Козиха Ордынского района Новосибирской области отметил свой 20-летний юбилей.

4 декабря 130-летие со дня освящения отметил Александро-Невский храм Покровского епархиального женского монастыря в Колывани. Возрожденный храм был освящен уже в наше время, в 1992 году.

Спортивный отдел Новосибирской епархии провел за 2017 год 65 спортивных мероприятий по многим видам спорта среди профессиональных спортсменов, осужденных, бывших наркозависимых, а также среди священнослужителей и прихожан храмов Новосибирска.

Только цифры

Новосибирская митрополия сегодня насчитывает 207 храмов, 7 монастырей, 69 часовен и 78 часовен внутри помещений, 168 поклонных крестов. Священнослужителей в митрополии 174, дьяконов - 35, насельников мужских монастырей - 103 и насельниц женских монастырей - 82.

Лучшие статьи по теме