Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Кроманьонец краткое описание. Кроманьонец умнее современного человека

Черты человека. 3 длинных эпохи основных видов. Были ли какие-либо австралопитеки предками людей. Рассмотрим каждую форму в отдельности. Зинджантроп. Группа ископаемых высших приматов. Парантроп эфиопский. Австралопитек. Австралопитек африканский. Анатомия. Реконструкция внешнего вида. Австралопитек седиба. Жёсткие растительные волокна. Австралопитек афарский. Робустус. Известные формы.

«Характеристика кроманьонцев» - Первые люди современного типа. Франция. Отверстие для шнурка. Люди современного типа. Первые современные люди - неоантропы. Искусство кроманьонцев. Костяные предметы людей мезолита. Кроманьонцы. Орудия энеолита. Эволюция гоминид. Первобытное искусство. Характеристика кроманьонцев.

«Предшественники человека» - Верная последовательность ответвлений. Группа австралопитеков. Питание насекомыми. Предшественники человека. Каменные орудия труда. Естественный отбор. Надсемейство гоминоидов. Группы гоминид. Приматы. Человек умелый. Современные человекообразные обезьяны. Место возникновения рода Homo. Предковая группа высших приматов. Предпосылки антропогенеза. Происхождение человека. Поясните рисунок. Стадный образ жизни.

«Древнейшие люди» - Объем головного мозга. Неандертальцы. Человек умелый. Кроманьонцы. Австралопитековые. Homo sapiens . Австралопитеки. Homo habilis. Неандертальцы обладали средним ростом. Филогенетический ряд человека. Homo ergaster. Австралопитеки перешли к прямохождению. Объём головного мозга равен. Дриопитек обитал на деревьях. Дриопитеки. Человек прямоходящий. Основные этапы антропогенеза. Современный взгляд на антропогенез.

«Предки человека» - Доказательства родства человека и обезьян. Рудиментарные органы. Морфолого-анатомические доказательства происхождения человека от животных. Древнейшие люди. Неандертальцы. Взгляды на происхождение человека. Виды австралопитеков. Большие расы. Меланодермы. Основные этапы антропогенеза. Появление и развитие человека. Человек вышел из воды. Раса человека. Австралопитеки. Кроманьонец. Человек. Женщины должны рожать в воде.

«Австралопитеки» - Строение скелета африканского австралопитека. Ископаемые останки. Австралопитек африканский. Австралопитек афарский. Групповое захоронение. Анатомия. Происхождение. Головной мозг. Продолжительность совместного существования. Находки. Местонахождение. Южноафриканские австралопитеки. Австралопитек. Физические характеристики. Робустус. Известные находки. Парантропы. Два неполных скелета этого вида были найдены при раскопках в пещере Малапа.

>>История: Неандертальцы и кроманьонцы. Появление человеческих рас

Неандертальцы и кроманьонцы. Появление человеческих рас.

4. Появление "человека разумного"

1. Неандертальцы и кроманьонцы.

Около 200-150 тысяч лет тому назад появился новый тип древний человека . Ученые назвали его "человек разумный " (на латинском языке "хомо сапиенс"). К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец.

Неандерталец получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Неандертальцы хоронили умерших в специально вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир.

Долгое время считалось, что неандертальцы предшествовали появлению человека современного типа. В последние годы ученые установили, что неандертальцы некоторое время жили одновременно с другим типом "человека разумного " - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции. Внешний облик и мозг у кроманьонцев был как у современных людей. Кроманьонцы - наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как и современных людей, "хомо сапиенс, сапиенс", то есть "человек разумный, разумный". Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете. Кроманьонцы появились около 40 тысяч лет тому назад.

2. Охотники на мамонтов.

Примерно 100 тысяч лет назад на Земле резко похолодало и начался последний ледниковый период . Очень холодные отрезки времени чередовались с периодами потепления. Северная часть Европы, Азии, Америки была покрыта мощным ледником.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий летний период земля оттаивала, и на ней появлялась растительность. Ее, однако, хватало для пропитания крупных травоядных животных - мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей. Охота на этих животных давала достаточно мяса, жира и костей для питания людей и даже для обогрева и освещения их жилищ.

Охота в тот период превратилась в важнейшее занятие кроманьонцев. Они стали делать орудия не только из камня, но и из бивней мамонта, оленьих рогов. К копьям прикрепляли наконечники из оленьего рога с загнутыми у основания зубцами. Такое копье глубоко застревало в теле раненого зверя. Дротиками (короткими копьями) пронзали небольших животных. Рыбу ловили с помощью плетеных ловушек и гарпунов с острыми наконечниками.

Люди научились шить одежду из меха. Они изобрели костяные иглы, которыми сшивали шкуры лис, песцов, волков и более мелких зверей.

Жители восточноевропейских равнин строили дома из костей мамонта. Фундамент такого дома складывали из черепов огромных животных.

3. Родовые общины.

Охотиться на мамонта и других крупных животных, строить дома из их костей нельзя было в одиночку. Требовались десятки людей, организованных и соблюдавших определенную дисциплину. Люди стали жить родовыми общинами. В такую общину входило несколько больших семей, образующих род. Близкие и дальние родственники образовывали единый коллектив. У родовой общины жилища, орудия, запасы пищи были общими. Мужчины сообща охотились. Они совместно занимались изготовлением орудий труда и строительством. Особым уважением большой семьи пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и сохраняли пищевые запасы, поддерживали огонь в очаге, шили одежду и главное - растили детей.

Родовая община, род считали себя происходящими от одного предка - человека, животного или даже растения. Первопредок рода назывался тотемом. Род носил имя своего тотема. Мог быть род волка, род орла, род медведя.

Общинами управляли наиболее мудрые члены рода - старейшины. Они обладали большим жизненным опытом, хранили древние предания и обычаи. Старейшины следили за тем, чтобы все члены рода следовали установленным правилам поведения, чтобы никто не претендовал на долю другого при распределении продуктов, одежды и места в жилище.

Детей в родовой общине воспитывали сообща. Дети знали обычаи рода и следовали им. Когда мальчики подрастали, они должны были пройти испытания, чтобы быть принятыми в число взрослых мужчин-охотников. Мальчик должен был молчать под градом ударов. Ему делали надрезы на теле, втирали в них пепел, цветную землю и соки растений. Мальчик должен был провести несколько дней и ночей один в лесной чаще. Многое надо было вынести, чтобы стать настоящим мужчиной рода.

4. Появление человеческих рас.

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы : европеоидная, монголоидная, негроидная. Представители разных рас отличаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа, пропорциями тела.

Для европеоидной (евразийской) расы характерны светлая кожа, широкий разрез глаз, мягкие волосы на голове, узкий и резко выступающий нос. У мужчин растут борода и усы. У монголоидной (азиатско-американской) расы особыми признаками являются желтоватая или красноватая кожа, прямые черные волосы, отсутствие растительности на лице у мужчин, узкий разрез глаз, скуластость лица. Негроидная раса отличается темной кожей, курчавыми жесткими волосами, широким носом, толстыми губами.

Внешние различия имеют второстепенное значение. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Еще до возникновения первых цивилизаций , народы европеоидной расы разделились на большие группы: семитов и индоевропейцев. Семиты получили свое название от имени библейского Сима (Сема), сына патриарха Ноя. Они заселили Ближний Восток, Северную Африку. К современным семитским народам относятся арабы и евреи. Индоевропейцы (их также называют ариями) расселились на огромной территории, заняв Европу, Северную и часть Центральной Индии, Иран, Среднюю Азию, полуостров Малая Азия. К индоевропейским народам принадлежали индийцы, иранцы, хетты, кельты, греки, римляне, а также славяне и германцы. Языки, на которых они говорили, называют индоевропейскими.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Отличались у них не только физические черты. Кроманьонцы обладали намного более совершенной культурой. Неизмеримо выросла техника изготовления орудий. Они стали изготавливаться с пластин – специально подготовленных узких и длинных заготовок, что позволило выделывать куда более изящные и разнообразные орудия, чем мустьерские остроконечники.

Кроманьонцы широко использовали для изготовления орудий также кости животных. В итоге, разнообразие культур верхнего палеолита непомерно превосходит вариации мустье: если мустьерские орудия во Франции и на Алтае почти неотличимы, то в эпоху верхнего палеолита даже рядом соседствовавшие группы людей могли иметь резко отличные орудия. Выросло техническое оснащение людей – уже в начале эпохи верхнего палеолита появилась копьеметалка, а в конце – лук и стрелы. О населении Африки и Азии времени верхнего палеолита известно гораздо меньше, чем о населении Европы. Однако принципиально они были схожи как в биологическом, так и в культурном плане.

Существеннейшим явлением является расцвет верхнепалеолитического искусства. В пещерах Франции, Испании, Италии и Урала сохранились превосходные образцы наскальной живописи, в слоях стоянок от Бретани до Байкала обнаружены статуэтки людей и животных, сделанные из костей, бивней мамонта и известняка. Рукоятки ножей и копьеметалок украшались затейливой резьбой. Одежда украшалась бусами и раскрашивалась охрой.

Искусство, видимо, имело в то время магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. Судя по следам подростков в глине перед пещерными росписями, здесь проводилось и посвящение в охотники. Конечно, мы можем лишь предполагать истинное значение этих следов духовной жизни наших предков, но её богатство и принципиальное сходство психики людей тех времен с нашей несомненно.

Поселения людей верхнего палеолита обычно представляли собой регулярно посещаемые охотничьи стоянки. Тут строились жилища, шла жизнь общества, справлялись ритуалы, хоронили умерших. Ритуальная практика достигла своего расцвета. В могилу с усопшим кроманьонцы клали орудия, копья, каменные ножи, многочисленные украшения. При этом погребение часто засыпалось красной охрой, сверху иногда покрывалось костями мамонтов. Очевидно, в это время возникают представления о загробном мире.

В эпоху верхнего палеолита человек приручил волка, превратив его в собаку. Так человек начал сам активно влиять на процесс видообразования у животных, осуществляя искусственный отбор.

Кроманьонцы - общее название ранних представителей современного человека , которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40-30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека.

Термин «кроманьонец» может означать в узком смысле только людей, обнаруженных в гроте Кро-Маньон и живших рядом 30 тыс. лет назад; в широком смысле это все население Европы или же всего мира эпохи верхнего палеолита .

Количество достижений, изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным.

Этимология

Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции (город Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь), где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита . Возраст этой популяции оценивается в 30 тыс. лет .

География

Важнейшие ископаемые находки: во Франции - Кро-Маньон , в Великобритании - Красная дама из Пэйвиленда , в Чехии - Дольни-Вестонице и Младеч , Сербии - Лепенски-Вир , в Румынии - Пештера-ку-Оасе , в России - Маркина гора , Сунгирь , Денисова пещера и Оленеостровский могильник , в Южном Крыму - Мурзак-Коба .

Культура

Кроманьонцы являлись носителями ряда культур эпохи верхнего палеолита (Граветтская культура) и мезолита (Тарденуазская культура , Маглемозе , Эртебёлле). В дальнейшем территории их обитания испытали миграционные потоки других представителей вида Человек Разумный (например, Культура линейно-ленточной керамики). Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное - собака.

Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта , еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой , надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (в позе эмбриона).

По другой версии, современные представители негроидных и монголоидных рас формировались автономно, а кроманьонцы распространялись по большей части только в ареале неандертальцев (Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Европа). Первые люди с кроманоидными чертами появились 160 000 лет назад в Восточной Африке (Эфиопия). Покинули её 100 000 лет назад. В Европу проникли через Кавказ до бассейна реки Дон. Миграция на Запад началась приблизительно 40 000 лет назад, а уже через 6 тысяч лет появилась наскальная живопись в пещерах Франции.

Миграция кроманьонцев в Европу

Генетика

См. также

  • Гуанчи - вымерший аборигенный народ Канарских островов, представители афалу-мехтоидной подрасы , считающиеся близкими кроманьонцам по своему антропологическому типу.

Напишите отзыв о статье "Кроманьонцы"

Литература

  • П. И. Борисковского . С. 15-24 // STRATUM plus. 2001-2002. № 1. Вначале был камень;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, М., 1963;
  • Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958, с. 321-38.

Научно-популярная литература

  • Эдуард Шторх - «Охотники на мамонтов». Книга со ссылками на реальные археологические источники
  • Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества, 2002, ISBN 5-17-012785-5

Примечания

Ссылки

  • - верхнепалеолитическая стоянка древнего человека недалеко от Владимира, 192 км от Москвы

Отрывок, характеризующий Кроманьонцы

– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.


Введение 3

1. Характеристика расселения кроманьонцев 4

2. Образ жизни кроманьонцев 9

Заключение 28

Список литературы 29

Введение

Происхождение человека и последующий расогенез довольно загадочны. Тем не менее научные открытия двух прошедших столетий помогли несколько приоткрыть завесу над тайной. В настоящее время твердо установлено, что в условно называемую "доисторическую" эпоху на земле параллельно обитало два вида людей – homo neanderthalensis (человек неандертальский) и homo cromagnonis, которого принято также называть homo sapiens-sapiens (человек кроманьонский или человек разумный-разумный). Человек неандертальский впервые был открыт в 1857 г. в долине Неандер близ Дюссельдорфа. Человек кроманьонский – в 1868 г. в гроте Кро-Маньон во французской провинции Дордонь. Со времени первых открытий упомянутых двух типов древних людей были сделаны еще многочисленные их находки, давшие новый материал для научных разработок.

Предварительные выводы из научных открытий. Судя по основным антропометрическим характеристикам и генетическому анализу, человек кроманьонский почти идентичен современному виду homo sapiens-sapiens и, как считается, является непосредственным предком европеоидной расы.

Данная работа имеет целью дать общую характеристику образу жизни кроманьонцев.

Для этого поставлены следующие задачи:

    Дать характеристику расселения кроманьонцев.

    Рассмотреть образ жизни кроманьонцев.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Характеристика расселения кроманьонцев

К 30 тыс. до н. э. группы кроманьонцев уже начали передвижение на восток и север в поисках новых охотничьих земель. К 20 тыс. до н. э. переселение в Европу и Азию достигло таких масштабов, что и во вновь освоенных областях количество дичи начало постепенно сокращаться.

Люди отчаянно искали новые источники питания. Под давлением обстоятельств наши далекие предки вполне могли вновь стать всеядными, употребляя как растительную, так и животную пищу. Известно, что именно тогда впервые в поисках пищи люди обратились к морю.

Кроманьонцы становились более изобретательными и творческими, создавали более сложные жилища и одежду. Нововведения позволяли группам кроманьонцев охотится на новые виды дичи в северных районах. К 10 тыс. до н. э. кроманьонцы распространились по всем материкам, за исключением Антарктики. Австралия была заселена 40 - 30 тыс. лет назад. Спустя 5-15 тыс. лет группы охотников пересекли Берингов пролив, попав из Азии в Америку. Эти поздние и более сложные сообщества охотились прежде всего на крупных животных. Методы охоты кроманьонцев постепенно совершенствовались, о чем свидетельствуют большое количество обнаруженных археологами костей животных. В частности в Солютре, местечке во Франции, были найдены останки более 10 000 лошадей. В Долни Вестониче в Чехии археологии раскопали большое количество костей мамонтов. По оценке ряда археологов, с момента переселения людей в Америку, произошедшего около 15 тыс. лет назад, менее чем за одно тысячелетие была уничтожена большая часть животного мира Северной и Южной Америк. Легкость, с которой цивилизация ацтеков была повержена испанскими конквистадорами, объясняется ужасом, охватившим пеших ацтекских солдат при виде конных воинов. Ацтеки никогда раньше не видели лошадей: еще в период ранних переселений из северной в центральную Америку их предки в поисках еды истребили всех диких лошадей, обитавших в американских прериях. Они даже не предполагали, что этих животных можно использовать не только в качестве источника пищи.

Расселение кроманьонцев по всему Земному шару получило название "периода безоговорочного успеха человечества". Влияние плотоядного образа жизни на развитие человека оказалось весьма значительным. Переселение древнейших народов в области с более умеренным климатом стимулировало генетические изменения. Переселенцы имели более светлую кожу, менее массивную костную структуру и более прямые волосы. Скелет, в особенности у кавказских народностей, формировался медленно, а их светлая кожа была более устойчива к морозу, чем темная. Более светлая кожа также лучше усваивала витамин D, жизненно необходимый при дефиците солнечного света (в областях, где дни короче, а ночи длиннее).

К тому времени, когда окончательно сформировался человек современного типа, освоены были уже огромные географические пространства Земли. Они были заселены еще архантропами и палеоантропами, так что кроманьонцу осталось освоить лишь два пустующих материка - Америку и Австралию. Правда, в отношении Австралии вопрос остается открытым. Не исключено, что она заселялась еще палеоантропами, которые внесли свой вклад в формирование австралийского неоантропа. Самый древний череп на территории Австралии найден в районе оз. Мунго, в 900 км к западу от Сиднея. Древность этого черепа составляет 27-35 тыс. лет. Очевидно, к этому времени и следует относить начало заселения Австралии человеком. Хотя на черепе из Мунго нет надглазничного валика, он очень архаичен - у него покатый лоб и резкий перегиб затылочной кости. Возможно, череп из Мунго представляет локальный вариант палеоантропа, и нет никаких оснований отрицать его участие в дальнейшем становлении Homo sapiens на Австралийском континенте.

Что касается Америки, то время от времени появляются сведения о находке очень древних скелетов на ее территории, однако все эти находки относятся морфологически к Homo sapiens. Таким образом, ученые спорят о времени заселения Американского материка, но едины в том, что Америка заселялась человеком современного типа. Скорее всего, заселение Американского континента происходило примерно 25-20 тыс. лет назад по Берингоморскому перешейку, который существовал в то время на месте нынешнего Берингова пролива.

Кроманьонец жил в конце ледникового периода, а точнее - в конце Вюрмского оледенения. Потепления и похолодания сменяли друг друга довольно часто (разумеется, в масштабах геологического времени), и ледники то отступали, то наступали. Если бы в то время поверхность Земли можно было бы наблюдать с космического корабля, она напоминала бы разноцветную поверхность колоссального мыльного пузыря. Прокрутите этот период так, чтобы тысячелетия укладывались в минуты, и серебристо-белые ледяные поля поползут вперед, точно пролитая ртуть, но их тут же отбросит назад развертывающийся ковер зеленой растительности. Береговые линии заколеблются, точно вымпелы на ветру, оттого, что синева океана будет то расширяться, то сужаться. Острова будут вставать из этой синевы и снова исчезать в ней, словно камни, по которым переходят ручей, и ее перегородят естественные дамбы и плотины, образуя новые пути для переселения человека. По одному из этих древних путей кроманьонец отправился из нынешнего Китая на север, в холодные просторы Сибири. А оттуда он, вероятно, прошел посуху через Берингию, в Северную Америку. 1

В течение многих поколений люди постепенно продвигались на северо- восток Азии. Они могли идти двумя путями - из глубин Азиатского материка, с территории нынешней Сибири, и по тихоокеанскому побережью, огибая Азиатский материк с востока. Очевидно, было несколько волн "переселенцев" из Азии в Америку. Самые ранние из них двигались вдоль побережья, и их происхождение связано с районами Восточной и Юго- Восточной Азии. Более поздние азиатские мигранты двигались из глубинных областей Азиатского континента.

В Америке людей встречали суровые просторы Гренландии, резко континентальный климат Северной Америки, тропические леса Южноамериканского континента и холодные ветры Огненной Земли. Обживая новые районы, человек адаптировался к новым условиям, и в результате образовывались локальные антропологические варианты. 2

Плотность населения в кроманьонскую эпоху была невелика - всего 0,01-0,5 человека на 1 кв. км, численность групп составляла около 25-30 человек. Вся численность населения Земли того времени оценивается от нескольких десятков тысяч до полумиллиона человек. Несколько плотней была заселена территория Западной Европы. Здесь плотность населения составляла около 10 человек на 1 км, а вся численность населения Европы во времена обитания там кроманьонцев составляла примерно 50 тыс. человек.

Казалось бы, плотность населения была очень низкой, и человеческие популяции не должны были вступать в конкуренцию за источники пищи и воды. Однако в те времена человек жил охотой и собирательством, и в орбиту его "жизненных интересов" входили огромные территории, по которым кочевали стада копытных - главный объект охоты древнего человека. Необходимость сохранения и приумножения своих охотничьих угодий вынуждала человека двигаться все дальше и дальше, в еще не заселенные области планеты.

Более совершенная техника кроманьонского человека делала для него доступными те источники пищи, которые были незнакомы его предшественникам. Орудия охоты усовершенствовались, и это расширило возможности кроманьонца в охоте на новые виды дачи. С мясной пищей люди получали новые источники энергии. Питаясь кочующими травоядными, мигрирующими птицами, морскими ластоногими и рыбой, человек вместе с их мясом получал доступ к пищевым ресурсам очень широкого диапазона.

Еще большие возможности открыло для кроманьонского человека применение в пищу зерен дикорастущих злаков. На Севере Африки, в верхнем течении Нила, 17 тыс. лет назад жили люди, в питании которых, судя по всему, злаки играли значительную роль. Сохранились каменные серпы и примитивные зернотерки, - известняковые плиты с неглубокой выемкой в середине для зерна и углублением в виде широкого желоба, по которому, вероятно, ссыпалась мука. Очевидно, эти люди уже изготавливали хлеб - в виде простых пресных лепешек, испеченных на раскаленных камнях.

Таким образом, кроманьонский человек питался намного лучше, чем его предшественники. Это не могло не сказаться на состоянии его здоровья и на общей продолжительности жизни. Если для неандертальца средняя продолжительность жизни составляла около 25 лет, то для кроманьонского человека она возросла до 30-35 лет, сохраняясь на этом уровне вплоть до средних веков.

Господство кроманьонцев стало причиной их же крушения. Они пали жертвой собственного успеха. Перенаселенность вскоре привела к истощению областей охоты. Еще задолго до этого стада крупных животных в густо населенных районах были почти полностью уничтожены. В результате возникло соперничество за ограниченные источники питания. Соперничество в свою очередь привело к войне, а война - к последующим переселениям.

    Образ жизни кроманьонцев

Для современных исследователей наиболее ярким отличием культуры кроманьонца представляется технологический переворот в обработке камня. Смысл этого переворота заключался в гораздо более рациональном использовании каменного сырья. Экономное его использование имело принципиальное значение для древнего человека, поскольку позволяло не зависеть от природных источников кремня, перенося с собой небольшой его запас. Если сравнить общую длину рабочего края изделия, которую получал человек из одного килограмма кремня, можно убедиться, насколько она больше у кроманьонского мастера по сравнению с неандертальцем и архантропом. Древнейший человек из килограмма кремня мог изготовить лишь от 10 до 45 см рабочего края орудия, культура неандертальца позволяла из того же количества кремня получать уже 220 см рабочего края. Что касается кроманьонца, то его технология оказалась во много раз эффективней - он получал из килограмма кремня 25 м рабочего края.

Секрет кроманьонца заключался в появлении нового метода обработки кремня - метода ножевидных пластин. Суть была в том, что от основного куска кремня - нуклеуса - откалывались длинные и узкие пластины, из которых затем изготавливались разнообразные орудия. Сами нуклеусы имели призматическую форму с плоской верхней гранью. Пластины откалывались точным ударом по краю верхней грани нуклеуса, или отжимались с помощью костяных или роговых отжимников. Длина пластин была равна длине нуклеуса - 25-30 см, а толщина их составляла несколько миллиметров. 3

Метод ножевидных пластин, вероятно, был большим подспорьем для охотников, отправлявшихся в многодневные экспедиции в области, где почти не встречались не только кремни, но и другие мелкозернистые породы. Они могли брать с собой запас нуклеусов или пластин, чтобы было чем заменить наконечники копий, обломившиеся при неудачном броске или оставшиеся в ране животного, которому удалось убежать. А края кремневых ножей, которыми рассекали суставы и сухожилия, обламывались и затуплялись. Благодаря методу ножевидных пластин новые орудия можно было изготовить тут же на месте.

Вторым важным достижением кроманьонца стало освоение новых материалов - кости и рога. Эти материалы называют иногда пластмассами каменного века. Они прочные, пластичные и лишены такого недостатка, как хрупкость, свойственная изделиям из дерева. Очевидно, немаловажную роль играла и эстетическая привлекательность костяных изделий, из которых изготавливались бусы, украшения и статуэтки. Кроме того, источник этих материалов был практически неисчерпаем - это были кости тех же животных, на которых охотился кроманьонский человек.

Соотношение каменных и костяных орудий сразу различает инвентарь неандертальской и кроманьонской стоянок. У неандертальцев на каждую тысячу каменных орудий приходится в лучшем случае 25 костяных изделий. На стоянках кроманьонцев кость и кремень представлены поровну, или даже костяные орудия преобладают.

С появлением костяных игл, шил и проколок появились принципиально новые возможности в обработке шкур и в изготовлении одежды. Крупные кости животных служили также строительным материалом для жилищ древних охотников и топливом для очагов. 4

Кроманьонец уже не зависел от естественных укрытий типа пещер и скальных навесов. Он строил жилища там, где ему было нужно, и это создавало дополнительные возможности для дальних миграций и освоения новых земель.

Третьим достижением кроманьонцев было изобретение принципиально новых орудий охоты, неизвестных его предшественникам. К ним относятся, прежде всего, лук и копьеметалка. Копьеметалки увеличивали дальнобойность копий древних охотников, почти в три раза увеличивая дальность их полета и силу удара, и играли большую роль в жизни древних охотников. Они изготавливались, как правило, из оленьих рогов, украшались резными фигурами и узорами и представляли собой зачастую настоящие произведения искусства.

Однако копьеметалка предполагала охоту на открытых пространствах, где легко было спугнуть добычу и где сам охотник оставался незащищенным перед раненым зверем. Изобретение лука позволило охотиться из укрытий, к тому же стрела летела дальше и быстрее копья.

Не менее важными для кроманьонского человека были и приспособления для ловли рыбы - острога и рыбная распялка, представляющая собой аналог рыболовного крючка. В Южной Африке археологи нашли маленькие цилиндрические камни с желобками, которые могли использоваться как грузила для рыболовных сетей.

Дальнейшее прогрессивное развитие культуры в верхнем палеолите выразилось прежде всего в усовершенствовании способов их изготовления. Отделка орудий стала более совершенной, так как теперь улучшается и техника ретуши. Нажимая с силой концом упругой костяной палочки или кремнёвым отжимником на край камня, человек быстро и ловко скалывал (как бы состругивал) одну за другой длинные и узкие чешуйки кремня. Появляется новая техника изготовления пластин. Ранее пластины скалывались с дисковидного нуклеуса. Такой нуклеус был по сути простой округлой галькой, с которой снимали отщепы, оббивая её кругом от краёв к центру. Теперь пластины скалывались с призматического по своей форме нуклеуса.

Соответственно изменилось и направление ударов, которыми отделялись пластины. Эти удары наносились теперь уже не наискось, не наклонно, а вертикально- от одного конца нуклеуса к другому. Получаемые с призматических нуклеусов узкие и длинные пластины нового типа позволили резко изменить и расширить ассортимент мелких каменных орудий, которые требовались в условиях несравненно более развитого, чем прежде, жизненного уклада: скребков различного вида, острий, проколок, разнообразных режущих инструментов. Впервые появляются кремнёвые инструменты, рабочие края которых в принципе оформлены так же, как у современных стальных резцов. Это обычно массивное режущее остриё, образованное сходящимися под острым углом плоскостями сколов. Таким кремнёвым резцом можно было легче резать дерево, кость и рог, пропиливать в них глубокие пазы и делать надрезы, последовательно снимая одну стружку за другой.

В верхнем палеолите впервые появляются разнообразные костяные наконечники копий и метательного вооружения, в том числе составные гарпуны с зубцами. При раскопках стоянки Мейендорф, у Гамбурга (Германия), найдены гарпуны и лопатки оленей, пробитые такими гарпунами.

Важнейшим событием в развитии охотничьего вооружения явилось изобретение первого механического приспособления для метания дротиков - копьеметалки (метательной доски), представляющей собою стержень с крючком на конце. Удлиняя размах руки, копьеметалка намного увеличивала тем самым силу удара и дальность полёта дротика.

Появились разнообразные каменные орудия для разделывания туш и обработки шкур добытых животных, для изготовления деревянных и костяных изделий.

В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.

Повышение производительности охоты в верхнем палеолите способствовало ещё более чёткому разделению труда между мужчинами и женщинами. Одни постоянно были заняты охотой, другие, при развивавшейся относительной оседлости (в силу всё той же большей производительности охоты), больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство группы. Женщины в условиях более или менее оседлой жизни изготовляли одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу. Исключительно важно также, что именно женщины были хозяйками в общественных жилищах, тогда как их мужья были здесь пришельцами.

При господстве характерного для такого этапа родового строя группового брака, когда отец точно неизвестен, дети, разумеется, принадлежали женщинам, что усиливало социальную роль и влияние на общественные дела женщины-матери.

Всё это послужило основой новой формы первобытно-общинных отношений- материнской родовой общины.

Прямыми указаниями на оформление материнского рода в это время являются, с одной стороны, общинные жилища, а с другой - широко распространённые изображенин женщин, в которых можно видеть образы женщин-родоначальниц, известных по данным фольклора, например, у эскимосов и алеутов.

На основе дальнейшего усложнения общественной жизни кроманьонцев происходят и существенные перемены во всех областях их культуры: возникает уже достаточно развитое искусство, в трудовой практике человек накапливает опыт и положительные знания.

Таким образом, пришлось существенно изменить и общий взгляд на жизнь кроманьонских обитателей не только Русской равнины, но и всей Европы. В кроманьонцев раньше видели бродячих жалких дикарей, непрерывно передвигавшихся с места на место, не зная покоя и более или менее прочной оседлости. Теперь по-новому раскрылся и общий уклад их жизни и их общественный строй.

Совершенно исключительная по выразительности и масштабам картина жилища древних охотников на мамонта раскрылась, например, в одном из многочисленных костёнковских поселений - в Костёнках I. Изучая это место, археологи выяснили, что кострища, кости животных и обработанные рукой человека кремни заполняли здесь основание древнего жилища, за пределами которого находки встречались лишь изредка.

Древнее жилище, вскрытое в Костёнках I раскопками 1931-1936 гг., имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина - 15-16 м. Жилая площадь достигала, таким образом, размера почти 600 кв. м. При таких больших размерах жилище, естественно, не могло обогреваться одним очагом. В центре жилой площади, по длинной её оси, тянулись симметрично расположенные, с интервалами в 2 м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметром около 1 м каждый. Эти очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихся костей, употреблявшихся в качестве топлива. Очевидно, обитатели жилища перед тем, как оставить его, запустили свои очаги и долго не чистили их. Они оставили также и неиспользованные запасы топлива в виде костей мамонта, находившихся вблизи очагов.

Один из очагов служил при этом не для отопления, а для совершенно иной пели. В нём обжигали куски бурого железняка и сферосидерита, добывая таким образом минеральную краску - кровавик. Эта краска употреблялась жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных оттенков.

Обнаружилась и другая характерная черта внутреннего устройства большого жилья в Костёнках I. Рядом с очагами или несколько в стороне от них были найдены крупные трубчатые кости мамонта, вертикально врытые в землю. Судя по тому, что кости были покрыты зарубками и насечками, они служили своего рода «верстаками» для древних мастеров.

Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями- землянками, расположенными по её контуру в виде кольца. Две из них выделялись среди других своими более крупными размерами и были расположены почти симметрично по правую и левую сторону основного жилища. На полу обеих землянок замечены остатки костров, отеплявших эти помещения. Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. Третья большая землянка находилась в противоположном, дальнем, конце жилой площадки и, очевидно, служила складочным помещением для частей туши мамонта. 5

Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные ямки - хранилища для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были скульптурные изображения женщин, животных, в том числе мамонта, медведя, пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом песца. Кроме того, в ряде случаев обнаружены были отборные кремнёвые пластины, лежавшие по нескольку штук вместе, крупные наконечники отличного качества, повидимому, намеренно скрытые в специально вырытых углублениях. Учитывая всё это и отмечая, что статуэтки женщин были разбиты, а на полу жилища вообще оказались преимущественно малозначительные вещи, один из исследователей костёнковских стоянок - П. П. Ефименко полагает, что большое жилище Костёнок I было брошено «при чрезвычайных обстоятельствах». По его мнению, жители покинули свой дом, захватив все наиболее ценные вещи. Они оставили на месте только то, что было заранее спрятано, в том числе статуэтки. Враги, обнаружив статуэтки женщин, разбили их, чтобы тем самым уничтожить родовых «покровителей» костёнковской общины и нанести ей ещё больший ущерб.

Раскопки в Костёнках вскрыли, таким образом, картину домашней жизни целой общины, в которую входили десятки, а может быть и сотни людей, обитавших в обширном, уже достаточно хорошо по тому времени устроенном, сложном по конструкции общем жилище. Эта сложная и вместе с тем стройная картина древнего поселения наглядно показывает, что в жизни его обитателей существовал определённый внутренний распорядок, который строился на унаследованных от предшествующих поколений традициях, на строго определённых необходимостью и обычаем правилах поведения её членов. В основе этих традиций лежал непрерывно нараставший в ходе тысячелетий опыт коллективной трудовой деятельности. Вся жизнь палеолитической общины основана была на совместном труде её членов, на их общей борьбе с природой.

Самое большее, что у них имеется из одежды, это более или менее широкий поясок на бёдрах или что-то вроде широкого треугольного хвоста, опускающегося сзади, как это видно на известной статуэтке из Леспюг (Франция). Иногда видна как будто татуировка. Большое внимание уделялось женщинами причёске, порой весьма сложной и пышной. Волосы то падают вниз сплошной массой, то собраны концентрическими кругами. Иной раз они расположены зигзагообразными вертикальными рядами.

Внутри своего низкого и тесного полуподземного зимнего жилища люди кроманьонского времени, очевидно, пребывали обнажёнными или полуобнажёнными. Только вне жилья они появлялись в одежде из шкур и меховом капюшоне. В таком виде они и представлены в произведениях палеолитических скульпторов - в меховой одежде или нагими с одним только пояском на теле.

Палеолитические статуэтки интересны не только тем, что они правдиво передают облик кроманьонцев, но и тем, что ими представлено искусство ледникового времени.

В труде человек развивал речь и мышление, учился воспроизводить нужные ему формы вещей по заранее выработанному плану, что и явилось основным предварительным условием творческой деятельности в области искусства. В ходе развития общественно-трудовой деятельности возникали, наконец, конкретные потребности, вызвавшие зарождение искусства, как особой сферы общественного сознания и деятельности человека.

В верхнем палеолите, как мы видим, усложняется техника охотничьего хозяйства. Зарождается домостроительство, складывается новый уклад быта. В ходе вызревания родового строя крепнет и усложняется по своей структуре первобытная община. Развиваются мышление и речь. Неизмеримо расширяется умственный кругозор человека и обогащается его духовный мир. Наряду с этими общими достижениями в развитии культуры большое значение для возникновения и дальнейшего роста искусства имело и то специфически важное обстоятельство, что человек верхнего кроманьонцев теперь стал широко использовать яркие цвета природных минеральных красок. Он овладел также новыми способами обработки мягкого камня и кости, открывшими перед ним ранее не известные возможности передачи явлений окружающей действительности в пластической форме - в скульптуре и резьбе.

Без этих предварительных условий, без этих технических достижений, рождённых непосредственной трудовой практикой по изготовлению орудий труда, не могли бы возникнуть ни живопись, ни художественная обработка кости, которыми в основном представлено известное нам искусство кроманьонцев.

Самое замечательное и самое важное в истории первобытного искусства заключается в том, что оно с первых своих шагов пошло в основном по пути правдивой передачи действительности. Искусство верхнего кроманьонцев, взятое в лучших его образцах, отличается удивительной верностью природе и точностью в передаче жизненно важных, наиболее существенных признаков. Уже в начальное время верхнего кроманьонцев, в ориньякских памятниках Европы, обнаруживаются образцы правдивого рисунка и скульптуры, а также одинаковые с ними по духу пещерные росписи. Появлению их, разумеется, предшествовал определённый подготовительный период. 6

Глубокая архаичность наиболее ранних пещерных изображений сказывается в том, что возникновение самых древних из них, раннеориньякских, вызвано было на первый взгляд как будто случайно вспыхнувшими ассоциациями в сознании первобытного человека, заметившего сходство в очертаниях камней или скал с обликом тех или иных животных. Но уже в ориньякское время рядом с образцами архаического искусства, в которых причудливо сочетаются естественное сходство и творчество человека, были широко распространены и такие изображения, которые целиком обязаны своим появлением творческому воображению первобытных людей.

Для всех этих архаических образцов древнейшего искусства характерна резко выраженная простота формы и такая же сухость расцветки. Палеолитический человек сначала ограничивался тем, что только раскрашивал свои контурные рисунки сильными и яркими тонами минеральных красок. Это было вполне естественно в тёмных пещерах, тускло освещённых еле горящими фитилями или огнём дымного костра, где полутона были бы попросту незаметны. Пещерные рисунки того времени представляют собой обычно фигуры зверей, выполненные только одним линейным контуром, обведённые красными или жёлтыми полосами, иногда сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской.

На мадленском этапе происходят новые прогрессивные изменения в искусстве кроманьонцев, главным образом в пещерных росписях. Они выражаются в переходе от простейших контурных и гладко залитых краской рисунков к многоцветным росписям, от линии и гладкого однотонного красочного поля к пятну, передающему объём и форму предмета различной густотой краски, изменением силы тона. Простые, хотя и красочные рисунки того времени вырастают теперь, следовательно, в настоящую пещерную живопись с характерной для её лучших образцов, например в Альтамире, передачей форм живого тела изображаемых зверей.

Жизненный, реалистический характер искусства кроманьонцев не ограничивается мастерством в статической обрисовке формы тела животных. Наиболее полное своё выражение он нашёл в передаче их динамики, в умении схватывать движения, передавать мгновенно меняющиеся специфические позы и положения.

Несмотря на всю свою правдивость и жизненность, искусство кроманьонцев остаётся в полной мере первобытным, поистине младенческим. Оно в корне отличается от современного, где художественный рассказ строго ограничен в пространстве. Искусство кроманьонцев не знает воздуха и перспективы в настоящем смысле этого слова; в этих рисунках под ногами фигур не видно земли. В нём нет и композиции в нашем смысле слова, как намеренного распределения отдельных фигур на плоскости. Самые лучшие рисунки кроманьонцев не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления с характерной для них поразительной живостью в передаче движений.

Даже в тех случаях, где наблюдаются большие скопления рисунков, в них не обнаруживается никакой логической последовательности, никакой определённой смысловой связи. Такова, например, масса быков в росписи Альтамиры. Скопление этих быков - результат многократной пририсовки фигур, простого их накопления в течение длительного времени. Случайный характер таких сочетаний фигур подчёркивается нагромождением рисунков друг на друга. Быки, мамонты, олени и лошади беспорядочно налегают друг на друга. Более ранние рисунки перекрываются последующими, еле просвечивая под ними. Это не результат единого творческого усилия мысли одного художника, а плоды несогласованной стихийной работы ряда поколений, связанных только традицией.

Тем не менее в отдельных исключительных случаях, особенно в миниатюрных работах, в гравюрах по кости, а иногда также и в росписях пещер обнаруживаются зачатки повествовательного искусства и вместе с тем своеобразной смысловой композиции фигур. Это прежде всего групповые изображения животных, означающие стадо или табун. Возникновение подобных групповых рисунков понятно. Древний охотник постоянно имел дело со стадами быков, табунами диких лошадей, с группами мамонтов, являвшихся для него объектом коллективной охоты - загона. Именно так, в виде стада, они в ряде случаев и изображались.

Есть в искусстве кроманьонцев и зачатки перспективного изображения, однако, весьма своеобразного и примитивного. Как правило, животные показаны сбоку, в профиль, человек-в фас. Но имелись определённые приёмы, позволявшие оживить рисунок и ещё больше приблизить его к действительности. Так, например, тела животных иногда даются в профиль, а голова в фас, глазами к зрителю. На изображениях человека, наоборот, туловище давалось в фас, а лицо в профиль. Наблюдаются случаи, когда животное изображается спереди, схематично, но так, что видны только ноги и грудь, ветвистые оленьи рога, а задняя часть отсутствует, закрытая передней половиной тела. Вместе с пластическими изображениями женщин для искусства верхнего кроманьонцев столь же характерны одинаково верные природе скульптурные изображения животных из бивня мамонта, кости и даже глины, смешанной с костной золой. Таковы фигуры мамонта, бизонов, лошадей и других животных, в том числе хищников.

Искусство кроманьонцев выросло на определённой социальной почве. Оно служило потребностям общества, было неразрывно связано с определённым уровнем развития производительных сил и производственных отношений. С изменением этой экономической основы изменялось общество, менялась надстройка, в том числе изменялось и искусство. Поэтому искусство кроманьонцев ни в коем случае не может быть тождественно реалистическому искусству позднейших эпох. Оно столь же неповторимо в своём своеобразии, в своём примитивном реализме, как и вся породившая его эпоха кроманьонцев - этого подлинного «детства человечества». 7

Жизненность и правдивость лучших образцов кроманьонского искусства обусловлены были прежде всего особенностями трудовой жизни и выраставшего из неё мировосприятия палеолитических людей. Меткость и острота наблюдений, отражённых в образах животных, определялись повседневным трудовым опытом древних охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания образа жизни и характера животных, от умения выследить их и овладеть ими. Такое знание мира животных было делом жизни и смерти для первобытных охотников, а проникновение в жизнь зверей являлось настолько характерной и важной частью психологии людей, что окрашивало всю их духовную культуру, начиная, судя по данным этнографии, с животного эпоса и сказок, где животные выступают единственными или основными персонажами, кончая обрядами и мифами, в которых люди и звери представляют одно нераздельное целое.

Кроманьонское искусство доставляло людям того времени удовлетворение соответствием изображений природе, чёткостью и симметричным рас положением линий, силой цветовой гаммы этих изображений.

Обильные и тщательно выполненные украшения радовали глаз человека. Возник обычай покрывать орнаментом самые простые бытовые вещи и придавать им нередко скульптурные формы. Таковы, например, кинжалы, рукоять которых превращена в фигурку оленя или козла, копьемоталка с изображением куропатки. Эстетический характер этих украшений нельзя отрицать даже и в тех случаях, когда такие украшения приобретали определённый религиозный смысл и магический характер.

Искусство кроманьонцев имело огромное положительное значение в истории древнейшего человечества. Закрепляя в живых образах искусства свой трудовой жизненный опыт, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности и глубже, всестороннее познавал её, а вместе с тем обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства, означавшее огромный шаг вперёд в познавательной активности человека, вместе с тем во многом способствовало укреплению социальных связей.

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям, из которых возникли древнейшие религиозные верования охотников каменного века, следует отнести зачатки почитания сил природы и прежде всего культ зверя.

Зарождение грубого культа зверя и охотничьего колдовства обусловлено было значением охоты, как главного источника существования древних людей этого периода, той реальной ролью, которая принадлежала зверю в их повседневной жизни. Звери с самого начала заняли важное место в сознании первобытного человека и в первобытной религии. 8

Перенося на мир животных отношения, характерные для первобытных родовых общин, неразрывно связанных друг с другом брачными союзами и экзогамными нормами, первобытный человек мыслил и этот звериный мир как бы в виде второй и вполне равноправной половины своей собственной общины. Отсюда развился тотемизм, т. е. представление о том, что все члены данного рода происходят от определённого животного, растения или другого «тотема» и связаны с данным видом животных нерасторжимой связью. Самое слово тотем, вошедшее в науку, заимствовано из языка одного из североамериканских индейских племён - алгонкинов, у которых оно значит «его род». Звери и люди, согласно тотемическим представлениям, имели общих предков. Звери, если они этого хотели, могли снять свою шкуру и стать людьми. Предоставляя людям по собственной воле своё мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, звери снова возвращались к жизни, «обеспечивая» таким образом обилие пищи, благополучие первобытной общины.

Первые слабые зачатки такого первобытного культа зверя могут быть обнаружены, судя по находкам в Тешик-Таше и в альпийских пещерах, возможно, уже в конце мустьерского времени. О его развитии наглядно свидетельствуют памятники пещерного искусства верхнего кроманьонцев, содержанием которого почти исключительно являются образы зверей: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, хищников, вроде пещерного льва и медведя. На первом месте при этом, естественно, стоят те животные, охота на которых была главным источником пищи: копытные.

Для понимания смысла этих пещерных рисунков важны и условия, в которых они находятся. Сама по себе сохранность пещерных рисунков определяется устойчивым гигроскопическим режимом внутри пещер, изолированных также и от влияния температурных колебаний, имевших место на поверхности земли. Рисунки обычно расположены на значительном расстоянии от входа, например в Нио (Франция)- на расстоянии 800 м. Постоянная жизнь человека на таком расстоянии от входа в пещеры, в глубине, где царили вечная темнота и сырость, разумеется, была невозможна. Чтобы попасть в самые замечательные хранилища пещерного искусства, иногда и теперь приходится пробираться в тёмную глубину пещер через узкие колодцы и щели, часто ползком, даже переплывать через преграждающие дальнейший путь подземные реки и озёра.

Какие мысли и чувства руководили первобытными скульпторами и живописцами древнекаменного века, не менее ясно показывают их рисунки. Здесь изображены бизоны с вонзёнными в них дротиками или гарпунами, звери, покрытые ранами, умирающие хищники, у которых из широко раскрытой пасти льётся потоком кровь. На фигурках мамонтов видны схематические рисунки, которые могут изображать ловчие ямы, служившие, как полагают некоторые исследователи, для ловли этих гигантов ледникового времени.

О специфическом назначении пещерных рисунков свидетельствует и характерное налегание одних рисунков на другие, их многочисленность, показывающая, что изображения животных делались, повидимому, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного отдельного обряда. Ещё ярче это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, должно быть, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки делались только для одного определённого момента, «жили» только раз.

С охотничьими колдовскими обрядами в значительной мере связаны были, как полагают, и женские статуэтки верхнего кроманьонцев. Их значение определяется, согласно этим взглядам, представлениями древних охотников, веривших в своего рода «разделение труда» между мужчинами, убивающими зверей, и женщинами, которые своим колдовством должны были якобы «привлекать» животных под удары копий охотников. Такое предположение хорошо обосновывается этнографическими аналогиями.

Женские статуэтки являются вместе с тем, невидимому, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом. Культ этот хорошо известен по верованиям различных племён, в том числе не только земледельческих, но и чисто охотничьих, таких, как алеуты и эскимосы XVII-XVIII вв. н. э., образ жизни которых, обусловленный суровой арктической природой и охотничьим хозяйством, обнаруживал наибольшее сходство с бытовым укладом кроманьонских охотников приледниковых областей Европы и Азии. 9

Культура этих алеутских и эскимосских племён в общем своём развитии ушла, конечно, далеко вперёд но сравнению с культурой верхнего кроманьонцев, но том интереснее, что в их религиозных верованиях сохранилось много такого, что помогает понять те представления, которые вызвали к жизни женские палеолитические статуэтки.

О развитии и характере первобытных религиозных представлений и обрядов, складывавшихся у кроманьонцев, можно судить также и по верхнепалеолитическим погребениям. Наиболее ранние погребения верхнего кроманьонцев обнаружены в окрестностях Ментоны (Италия); они относятся к ориньякскому времени. Люди, хоронившие своих умерших сородичей в ментонских гротах, клали их в одеждах, щедро украшенных морскими раковинами, ожерельями и браслетами из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Из орудий при костяках в Ментоне найдены кремнёвые пластины и костяные кинжаловидные острия. Мёртвых засыпали минеральной красной краской. Так, в пещерах Гримальди в окрестностях Ментоны найдены два костяка - юноши 15-17 лет и старухи, положенные на остывшее кострище в скорченном положении. На черепе юноши уцелели украшения от головного убора, состоявшие из четырёх рядов просверленных морских раковин. На левой руке старухи помещались браслеты из таких же раковин. Около туловища юноши находились, кроме того, кремнёвые пластины. Выше, но также ещё в ориньякском слое, лежали два детских скелета, в области таза которых найдено около тысячи просверленных ракушек, очевидно, украшавших переднюю часть одежды.

Кроманьонские погребения показывают, что к тому времени сложился обычай хоронить умерших с украшениями и орудиями труда, которыми они пользовались при жизни, с запасами пищи, а иногда даже с материалами для изготовления орудии и вооружения. Отсюда можно сделать вывод, что в это время уже зарождаются представления о душе, а также о «стране мёртвых», где умерший будет охотиться и вести такую же жизнь, какую он вёл на этом свете.

Согласно этим представлениям смерть означала обычно простой уход души из тела человека в «мир предков». «Страна мёртвых» часто представлялась находившейся в верховьях или в низовьях той реки, где проживала данная родовая община, иногда же под землёй, в «подземном мире», или на небе, или на острове, окружённом водой. Оказавшись там, души людей добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей, строили жилища и рели жизнь, подобную земной.

Нечто подобное этим верованиям должно было, судя по отмеченным выше археологическим памятникам, существовать и у палеолитических людей. От той эпохи такие взгляды дошли до нашего времени. Они находятся и в основе современных религий, развившихся в условиях классового общества.

Заслуживает внимания такая характерная черта кроманьонских погребений, как обсыпание мёртвых в могилах кровавиком. Согласно описанным этнографами взглядам на роль красной краски в различных обрядах у многих племён недавнего времени красная краска - кровавик - должна, была заменять кровь - источник жизненной силы и вместилище души. Судя по их широкому распространению и очевидной связи с охотничьим образом жизни, такие взгляды уходят в отдалённое первобытное прошлое.

Заключение

Итак, в заключение можно сказать следующее: кроманьонские археологические культуры существенно отличаются друг от друга некоторыми специфическими особенностями кремневых и костяных изделий. Это один из признаков, по которому кроманьонская культура в целом отличается от неандертальской: орудия неандертальцев самых разных районов обладают очень высокой степенью сходства. Возможно, такая дифференциация кроманьонских изделий означает реальные культурные различия между отдельными племенами древних людей. С другой стороны, определенный стиль в изготовлении орудий мог отражать индивидуальную манеру какого-то древнего мастера, проявление его личных эстетических предпочтений.

Культура кроманьонца включает в себя еще одно явление, которое возникло только у современного человека. Речь идет об искусстве каменного века, искусстве, произведениями которого можно считать не только настенные росписи Древних пещер, но и сами орудия кроманьонского человека, орудия, иногда столь совершенные по своим линиям и формам, что их вряд ли может воспроизвести кто-либо из ныне живущих людей.

Таким образом, задачи решены, цель работы выполнена.

Список литературы

1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 2001.

2. Древние цивилизации. Под общей редакций Г. М. Бонгард -Левина. М., 2009.

3. Древние цивилизации: от Египта до Китая. М., 2007.

4. Ибраев Л. И. Происхождение человека. М., 2004 г.

5. История древнего мира. Под ред. Д.Редера и др. - М., 2001. - Ч. 1-2.

6. История первобытного общества. В 3-х тт. М., 2000.

7. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы / Каменный век. М., 2003.

Реферат >> Культура и искусство

В культурах неандертальцев, в культурах кроманьонцев позднего палеолита преобладали каменные инструменты... подобные приемы и орудия, кроманьонцы получили почти неиссякаемый источник... и одежда В строительстве кроманьонцы в основном следовали старым...

  • Происхождение и эволюция человека (4)

    Реферат >> Биология

    Что неандертальцы в различных регионах эволюционировали в кроманьонцев . Следовательно, расовые особенности современных людей... : их истребление более развитыми кроманьонцами ; смешение неандертальцев с кроманьонцами ; самоистребление неандертальцев в стычках с...

  • Эволюция человека (4)

    Реферат >> Биология

    Лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца ). Человек разумный Формирование облика... мустье и верхний палеолит. Кроманьонцами иногда называют всех ископаемых людей... и лук. Высокий уровень культуры кроманьонцев подтверждают и памятники искусства: наскальная...

  • Проблемы происхождения человека и его ранняя история

    Реферат >> Социология

    Лет назад – называется кроманьонцами . Отметим, что кроманьонцы в Европе 5 тыс. ... чем мустьерские остроконечники. Кроманьонцы широко использовали для изготовления... , да и сосуществование неандертальцев и кроманьонцев уже доказано. Некоторые ученые считают...

  • Физиологические особенности человека

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Которых различаются негроидные черты. Кроманьонцы вели оседлый образ жизни, ... рыбной ловли - различными узорами. Кроманьонцы хоронили умерших, что свидетельствует о... религиозных верова­ний. После возникновения кроманьонца человек биологически не изменился. ...

  • Лучшие статьи по теме