Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Третий звонок в театре. Какая служба подарила театру традицию предупредительно звенеть? Как начинались древнегреческие спектакли

Третий звонок в театре. Какая служба подарила театру традицию предупредительно звенеть? Как начинались древнегреческие спектакли

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9 . Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Когда кончается август – это не лето переходит в осень. В России все, даже времена года, многозначительны и многозначны. Когда кончается август, жизнь плавно перетекает в игру. Отступают море, тепло, беззаботные дни и вечера, весёлые походы и пикники, непрочные курортные романы и пляжные флирты. Так мало остаётся того, чем человеку можно безмятежно жить, и даже это малое мы умеем использовать до конца. Когда всё вокруг умирает, мы, не в силах справиться с нехваткой жизни, начинаем играть в неё. Наступает время Шекспира, когда жизнь – театр, а люди в нём актёры. Чаще всего не самые сильные. И именно поэтому осенью чаще всего случаются бунты, революции, путчи, обостряются политические катаклизмы. Кончается жизнь, и мы начинаем играть в войну. Не случайна же эта страшная терминология – театр военных действий, политическая арена, закулисная политическая борьба. Это не листья разносит осенним ветром, это раздвигается занавес.

"Я не люблю театр за то, что он калечит души актёров". Но осенью открывают двери, поднимают занавес и другие театры. Настоящие. Настоящие, потому что чувства там подлинны, а кровь, оружие, смерть – бутафория. Театры, куда мы приходим за теплом, за ответами на вопросы, приходим чувствовать, говорить друг с другом о самом важном.

"Я люблю театр за возможность общения". Настоящий театр, где есть спасение от другого – театра боли, одиночества, крови.
Чем тяжелее жизнь, тем сильнее тянет играть. Тем раньше начинается сезон в театре жизни. Только август, а уже грохочут сапоги и строятся рати. Но и настоящий театр спешит. 29 августа, как никогда рано, откроется сезон в Пензенском театре драмы.
Народ уже сметает из касс билеты, цеха работают без выходных, выстраиваются декорации, шьются и меряются костюмы. И новые герои репетируют новые сцены. Всё это вселяет надежду. Ведь тысячи войн и сотни революций закончились. А театр продолжается.
Сезон откроется Шекспиром в постановке Валерия Беляковича. На этот раз нам представят "Укрощение строптивой". В спектакле будут заняты многие популярные актёры пензенской драмы – по счастью, к новому сезону театр пришёл почти без потерь. "Укротителем" будет получивший этим летом звание заслуженного артиста России Евгений Бакалов. Зная манеру работы В.Беляковича, можно с уверенностью предполагать, что процесс укрощения выльется в увлекательное действо. Ну, а то, что закончится всё любовью, известно каждому мало-мальски знакомому с Шекспиром.
Ещё одним праздником этого сезона обещает стать бенефис А.Нехороших. Заслуженному артисту республики в октябре исполняется 50. Есть и множество других планов, но говорить о них сегодня вряд ли кто решится. Театр не знает, какой ещё спектакль может устроить тот, другой театр. Но всё же, как это ни трудно, надеяться надо на лучшее. Жизнь поступательна. А значит, самые хорошие, самые добрые спектакли ни в одном из театров пока не сыграны. Они лишь предстоят. И, может быть, именно нам суждено дождаться премьеры.
Третий звонок.
Занавес.

Государственный Академический Большой театр (ГАБТ) всегда рад гостям. Мы стремимся не только порадовать вас уникальными спектаклями и талантами коллектива, но и обеспечить максимум комфорта всем, включая нашу труппу. В связи с этим просим вас внимательно отнестись к определенным правилам, действующим на территории нашего театра.

Дресс-код Большого театра

В отличие от минувших веков дресс-код при походе в Большой театр стал более демократичным. Да, времена изменились, и у нас нет жестких требований к одежде. Безумный темп нашей повседневной рабочей жизни не позволят ни москвичам, ни гостям столицы специально посетить перед этим праздничным событием салон красоты, выехать на спектакль из дома, предварительно надев концертное платье или смокинг.

У большинства наших прекрасных театралок не хватает времени даже на то, чтобы подправить макияж. Они заказывают такси, мечтают объехать пробки, чтобы успеть к третьему звонку, и уже в машине приводят себя в порядок. Это реалии нашей жизни, поэтому в театре никто не будет коситься на человека, прибывшего на спектакль в своем повседневном рабочем костюме.

НО! Не будем утрировать! В строительной спецовке или спортивном костюме, конечно, в зрительный зал вас не пустят. Если на улице жара, подумайте о возможностях сменить пляжные наряды на более цивилизованную одежду.

Посещать храм Эрато (муза лирической поэзии) и Терпсихоры (муза танца) в шортах и топах с голым животом не просто неприлично. Это неэтично и некорректно по отношению к остальным гостям и нашим исполнителям. Во всех помещения Большого театра устанавливается и поддерживается комфортный микроклимат. Летняя жара не мешает присутствующим в зале и на сцене.

Меры предосторожности для обеспечения безопасности

Не стоит возмущаться, когда на входе в театр вас просят пройти через металлодетектор. К сожалению, террористы и вандалы стали приметой нашего времени. Мы тоже принимаем меры для обеспечения безопасности всех, кто находится в театре, сохранности достаточно дорогостоящего имущества Большого театра.

По тем же причинам не рекомендуется брать с собой в театр острые предметы, способные, даже без злого умысла владельца, поранить кого-либо из соседей-зрителей. Такие предметы могут нанести серьезный ущерб уникальным креслам и интерьеру Большого театра. После масштабной реконструкции он великолепен, и мы не скрываем своей гордости. При обнаружении острых предметов секьюрити вправе попросить зрителя покинуть здание театра.

Информация для начинающих театралов

Зрители со стажем давно уже знают все правила посещениях любого театра, а уж Большого - тем более. Каждый год ряды театралов пополняются новыми зрителями. Мы рады тому, что подрастает новое поколение ценителей высокого искусства оперы и балета. Информация в этом разделе - для них.

В Большой театр не стоит приходить с пакетиками чипсов или иной хрустящей продукции, предназначенной для утоления голода в других местах и перекуса на бегу. Подобные продукты не приветствуются даже в серьезных кинотеатрах, а уж в театре - тем более.

Селфи, фото и видеосъемка

Отдельное предупреждение - для любителей фотографировать каждое мгновение своей жизни, включая поклонников селфи. Любая съемка в Большом театре запрещена! Возможность делать фото и видеоматериалы есть только у аккредитованных представителей СМИ, получивших разрешение администрации.

Поклонение актерам и выражение благодарности

Важное ограничение касается букетов. Мы уважаем ваше желание поклониться любимому исполнителю, и каждый представитель нашей труппы этого достоин, но, в отличие от эстрадных концертов, букеты или корзины с цветами вносить в зал Большого театра запрещено.

У нас на этот счет уже давно действуют свои правила. Мы не запрещаем поклонникам выражать своему любимому исполнителю почтение, но просим заранее побеспокоиться о том, чтобы ваш букет был отправлен ему за кулисы. Сделать это очень просто: попросите о такой услуге капельдинера.

С любовью к маленьким театралам

Еще немного информации для начинающих театралов, теперь уже совсем юных. На дневные спектакли можно брать с собой ваших наследников, если они уже достигли «солидного» пятилетнего возраста. Для вечерних спектаклей правила в Большом театре жестче: ребенку должно исполниться не менее десяти лет.

Мы рассчитываем на то, что в этом возрасте дети уже сознательно оценивают происходящее, а родители ознакомили их с правилами поведения в нашем храме оперного и балетного искусства. Во избежание недоразумений лучше всего брать с собой свидетельство, удостоверяющее, что юный зритель достиг «разрешенного» возраста.

Со вниманием к братьям нашим меньшим

Отдельное предупреждение любителям домашних животных. Они, конечно, члены вашей семьи, но брать их с собой в переносных сумочках или другой клади в театр запрещено. Балет и опера не вызовут у них эмоций, а вот хозяевам-театралам принесут неприятности. В лучшем случае их отправят домой, но могут и оштрафовать.

Правило третьего звонка

Еще одно правило, которое непреложно для всех театров, включая Большой: третий звонок перед началом спектакля означает, что нужно поспешить в зал. Еще минута, и двери будут закрыты. Не стоит опаздывать, ведь вы пропустите самое увлекательное действо!

С уважением к людям с ограниченными возможностями

Приступая к реконструкции Большого театра, мы продумали все, включая посещение спектаклей зрителями с ограниченными физическими возможностями. Здание и его внутренние помещения оборудованы пандусами, лифтами и другими устройствами, которые позволят всем чувствовать себя в нашем театре комфортно, сполна насладиться мастерством любимых артистов оперы и балета.

Для начала нужно упомянуть о внешнем виде. Никто не заставляет вас приобретать дорогие украшения, вечерние туалеты, записываться к парикмахеру перед посещением театра, как это было в девятнадцатом веке. Достаточно и того, что одежда на вас будет чистой и опрятной. Однако лучше всего исключить из своего театрального гардероба джинсы и спортивную одежду. Для мужчин вполне подойдут обычные брюки, рубашка со свитером или с пиджаком. Женщины могут надеть костюмы, неброские платья, юбки и блузки. Зимой, весной и осенью рекомендуется прихватить с собой сменную обувь.

Посещение таких учреждений, как опера или балет, все же предусматривает в одежде строгий стиль – платья, пиджаки (смокинги) и украшения.

Опаздывать в не рекомендуется. Если вы знаете заранее, что ваш маршрут проходит через пробки, то нужно подгадать время. Зачастую, театра, опоздавших зрителей могут не пустить на . В крайнем случае, предложат места у входа в зал.
Запускать в зал начинают после первого звонка, который подается за пятнадцать минут до начала действия. Если ваши места находятся в середине, лучше всего пройти заранее, дабы не мешать людям, сидящим ближе к проходам.

Перед началом спектакля выключите свой мобильный , об этом вам напомнит голос диктора в небольшом обращении к зрителям перед спектаклем. Если вы боитесь пропустить какое-то важное или звонок, то оставьте аппарат на беззвучном режиме.

Не приносите с собой еду, а также газированные напитки. Как и звук мобильного телефона, любые посторонние звуки будут раздражать зрителей, а также мешать работе актеров. Допускается наличие небольшой бутылочки воды без газа.

Антракт

Начало второго действия будет оповещено такими же тремя звонками, как и перед первым. Займите свое место в зале и убедитесь в отсутствии на мобильном устройстве.

Конец спектакля

После окончания спектакля выходят на поклон. Если постановка вызвала у вас бурный восторг, то выражать его принято возгласами «Браво!», наибольшую оценку вы можете выразить вставанием со своего места и сопровождением поклона актеров стоя.

Во время поклона актеров не принято кричать «молодцы», а также фотографировать участников спектакля.

В каждом театре есть книга отзывов, которая, как правило, находится либо на входе, либо у билетеров. В ней вы можете оставить любые свои мысли по поводу увиденного. Будьте спокойны, время от времени заглядывают в нее.

Покидать зрительный зал следует после того, как занавес уже закрылся. Вставать и уходить на поклоне считается дурным тоном и неуважением к работникам театра, поведение недопустимо.

Вы никогда не задавались вопросом, прослушав перед началом спектакля мелодичные трели звонка, как вообще в театре родилась традиция использовать такое средство оповещения о начале представления? Мы задались и выяснили вот что.

Как начинались древнегреческие спектакли?

Понятно, что в до-театральное время никто с колокольчиком перед участниками ритуала не бегал. Никто не хотел опаздывать на раздачу благ богами. Ведь в Древней Греции театральное действо вышло из священного обряда, являясь не первостепенной, а следующей за официальной частью. После процедуры принесения жертвы и благодарностей богам и героям, собственно «театр» в привычном понимании слова начинался с громогласных труб, рев которых сообщал всему полису, что развлечение началось.

Как было в эпоху Средневековья и Возрождения?

Действо в средневековом ритуальном театре начиналось с молитвы. В позднем средневековье, когда артисты выступали «между блюд», звуками труб и барабанов оповещалось о начале пиршества. Символом начала и окончания действа в Англии эпохи Ренессанса, например, стал поднятый / опущенный специально для горожан флаг. В Испании же представление открывалось обязательным исполнением музыкальной пьесы на гитаре, а заканчивалось всеобщим танцем в масках с куплетами и шутками. При этом спектакль не имел «пауз». В моменты переодевания или декорационной перестановки зритель внимал короткой музыкальной миниатюре или балету, «без отрыва от производства».

Когда появился антракт?

Классицизм и эпоха Просвещения продолжали рассказывать сюжет без перерыва. Лишь «романтизм» с множеством фантастических сцен и реформой сценической механики поднял вопрос об увеличении времени на сценические перемены. Только во второй половине XIX века возникла особая пауза между актами, позволяющая публике покинуть зал и требующая оповещения о возвращении в зал. Пришедший из французского языка термин «антракт» (фр. entre - между и acte - действие) означал короткое «отступление» от действия, для которого писались балеты и интермедии. Но постепенно «антракт» перестал играть роль отдельного номера, а предлагал отдохнуть и актерам.

Почему решили звонить?

Колокольчик, звоночек, бубенчик, как атрибут архаической народной культуры использовался в обрядах как сигнальный, предупредительный инструмент. Поэтому и не возникло вопросов, каким образом звать зрителей в зал. Конечно, звонкими трелями.
В театр эти волшебные звуки пришли благодаря двум традициям. Первая – оформление костюма уличных исполнителей средневековых фарсов, прикрепляющих на головной убор, обувь и платье звенящие для отпугивания злых духов бубенцы. А вторая – из подражания корабельному быту, где звонкий сигнальный инструмент стал использоваться с 1577 года. В театральном представлении впервые зазвучал на рубеже XVI — XVII веков во время исполнения труппой Уильяма Шекспира сцены с отплытием корабля, когда в качестве декорации на сцене Глобуса «поднялись» паруса, и зазвонила рында.

Почему именно три раза?

Со времен античного театра о начале действа на театральных подмостках сообщалось троекратным звуком труб, барабанной дроби, фанфар.

Какая служба подарила театру традицию предупредительно звенеть?

Ответ на этот вопрос напоминает о растянувшемся на несколько веков споре, кто был первый — транспортная, почтовая или театральная служба? Утвердительно отвечу: первым использовали сигнальный колокольчик транспортники. Литейный промысел на Руси начал развиваться вместе с транспортным сообщением рубежа XVII — XVIII вв. Колокольчик использовался для предупреждения ДТП на плохо регулируемых дорогах России.

Второе и третье десятилетие XIX века радовало устройством твердого покрытия на трассе Петербург — Москва. В середине века проложили железную дорогу не только между двумя столицами, он и между Москвой — Курском, Белгородом и югом. Развиваемый почтовыми перевозками тракт стал скоро чахнуть, вызвав упадок и колокольного промысла, что заставило искать новые рынки сбыта. Возникла необходимость продукцию куда-то пристраивать, отчего решили перевести их из детали оформления городской среды, в часть домашней и канцелярской утвари. Металлические погремушки использовались в богатых и бедных интерьерах, в конторских, судебных и военных учреждениях России, в т.ч, и на театре. Словно в продолжение традиции ритуала древнего Рима вызывать слуг звуком погремушек, стали делать особые колокольчики – прикроватные, на лентах, подсвечники, кабинетные, коридорные и пр. Ассортимент стал дробиться. Соответствуя потребностям рынка и быстро меняющейся моды, литейные мануфактуры ввели различия по внешнему виду, преображая ручки, украшая боковины тела и добавляя надписи. В дизайне колокольчиков снова возродились древние традиции использовать элементы растительного орнамента, образы животных, людей, вымышленных персонажей.

О сакральной силе театрального звонка

История «мира под лестницей» показывает, что, сохраняя традиции «перехода», театральный звонок и сегодня отделяет мир быта от мира театрального представления, вещную природу от явления красоты. Как колокольный звон символизирует о сердцебиении города, так и звонкая трель перед спектаклем предлагает настроиться на ритм биения сердца самого театра.

Лучшие статьи по теме