Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися дмш. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными

Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися дмш. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными

- 3.73 Мб

Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является проверка знаний, умений и навыков участников, правильная постановка которых в решающей степени обеспечивает качество результатов обучения, эффективность занятий. Ведя проверку, руководитель выявляет те знания, которые явятся основой для овладения новым учебным материалом. Проверка знаний дает возможность руководителю наблюдать процесс их формирования у всего коллектива, выявлять индивидуальные особенности учащихся, а участникам коллектива - видеть результат своих усилий. Лишь в результате проверки можно выявить и объективно оценить знания, умения и навыки участников, что имеет большое воспитательное значение.

Исходя из задач, стоящих перед коллективом в определенный период работы, руководитель применяет различные формы проверки. Это могут быть, например, индивидуальное исполнение участниками сольных ансамблевых партий, отдельных трудноисполняемых мест, игра инструктивного материала и др. Предпочтительнее вести проверку по группам или проверку нескольких учащихся, исполняющих общую партию: участники более спокойно чувствуют себя во время игры в окружении своих товарищей. Групповая проверка к тому же позволяет руководителю экономить ограниченное репетиционное время.

Учет и проверка знаний, как известно, завершается оценкой. Между тем в детском коллективе выставлять оценку в баллах не следует. Необходимо учитывать особенности массового музыкального образования, которое не ставит целью достижение конкретного уровня знаний. Основная задача – общее музыкальное развитие участников и, главным образом воспитание. Оценка дается обычно в одобрениях, похвалах, поправках, исправлениях ошибок. Старания и успехи учеников обязательно следует отмечать. Оценка всегда связана с самооценкой ученика, что не всегда учитывается педагогом.

Таким образом, музыкальное обучение и воспитание в коллективе может успешно протекать лишь при условии реализации трех тесно взаимосвязанных между собой сторон учебно-воспитательного процесса: формирование практических (технических, музыкально-исполнительских, ансамблевых) навыков; овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей; развитие восприимчивости и отзывчивости на музыку, воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности, а также других качеств личности и свойств педагогической деятельности, важных для исполнительства. Усвоение всех этих знаний позволит участникам овладеть всем комплексом содержания общего музыкального образования, даст им возможность заниматься художественно-творческой деятельностью.

Регулярность проведения совместных репетиций – непременное условие. Без этого немыслима ансамблевая слаженность. Два-три раза в неделю по два часа – минимум, необходимый для успешной работы.

На первом этапе один час каждого занятия отводят ансамблевой игре упражнений и чтению нот с листа. Для чтения с листа можно использовать небольшие пьесы или отрывки из музыкальных произведений. Вначале они могут быть несложны, главная задача здесь – в быстром освоении незнакомого музыкального материла.

В дальнейшем, когда ансамбль будет иметь в своем репертуаре уже несколько пьес, план построения занятий несколько видоизменяется. В первый час наряду с игрой упражнений и чтением с листа разучиваются новые музыкальные произведения, а второй час целиком уделяется отработке, «отделке» пройденного и текущего репертуара, причем особое внимание участники обращают на художественно-выразительную сторону исполнения.

Некоторые преподаватели считают, что достаточно прослушать запись произведения, следя глазами по партитуре, или ознакомиться с произведением, воссоздав внутренним слухом звучание музыки, чтобы быть готовым к проведению учебной работы с ансамблем. Однако это не так. Лишь проигрывание ансамблевой партитуры на инструменте позволяет педагогу наиболее полно усвоить материал. Если педагог не владеет баяном настолько, чтобы исполнить все произведение в необходимом темпе, то можно проиграть отдельные партии частями в замедленных темпах. Ибо музыка, воспроизведенная на инструменте самим преподавателем, укладывается в его сознание легче и прочнее. Кроме того, становятся видны все трудности, которые могут встретиться в работе учащихся, и педагог может заранее подготовить каждого ансамблиста к преодолению этих трудностей. Проигрывая произведение, нужно стремиться воспроизвести все динамические и агогические оттенки и фразировку, которые будут требоваться от участников ансамбля. Необходимо также научиться свободно и выразительно петь каждую партию ансамбля и общую мелодическую линию произведения с обязательным тактированием. Тщательно анализируя избранное произведение, преподаватель должен определить его форму, тональности, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп. Лишь в результате такого кропотливого труда он может составить план работы ансамбля над художественным произведением.

II.4. Особенности ансамблевого музицирования

  1. Технические навыки

Немало важной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей. Раскрытие содержания требует от ансамблистов овладения всеми элементами техники исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными задачами и постепенно становится все более осмысленной, увлекательной. Это вовсе не отрицает того, что на данном этапе разучивания произведения техника является главной задачей. Однако уже здесь следует уделять внимание художественной стороне, а на последующих этапах художественной работы – совершенствованию технического исполнения.

Чтобы развивать технику игры, необходимо систематически, ежедневно упражняться: играть гаммы, арпеджио, отрывки из разучиваемых пьес, различные этюды. Если те или иные места не удаются, полезно построить на этом материале упражнение в этюдной форме. Безостановочное проигрывание пьесы от начала до конца, множество раз, как это делают некоторые баянисты, приносит больше вреда, чем пользы. Такая игра, как правило, осуществляемая без нюансировки, без исправления ошибок, приводит к тому, что произведение искажается, а сам исполнитель воспроизводит его чисто механически. Даже хорошо выученные места в таких случаях неряшливо. Чтобы предупредить подобное «заигрывание», рекомендуем не приступать к исполнению ансамблями, прежде чем каждый исполнитель не отработает тщательно свою партию.

Приведены ниже несколько вариантов упражнений.

Перед разучиванием произведения необходимо овладеть основными приемами ансамблевой игры.

Упражнение 1. Проигрывание гаммы наряду с другими упражнениями в начале занятий развивает, укрепляет и поддерживает в необходимой форме мышечный аппарат исполнителей. Кроме того, такое упражнение собирает внимание, обязывает следить за ровностью звука и за темпом. Придерживаясь указанной аппликатуры и порядка движения меха, рекомендуется следить за динамическими оттенками. Кроме предложенной гаммы до мажор можно играть мажорные и минорные гаммы в трех позициях.

Упражнение 2. Здесь поочередное вступление голосов. Каждый исполнитель должен следить, чтобы не пропустить свое вступление.

Упражнение 3 и 4. При исполнении этих примеров нужно обратить внимание на гармонию, которая дается здесь в арпеджированном виде. Пример 4 – продолжение и развитие 3 упражнения.

В трио баянистов наряду с общими репетициями всего состава, полезно заниматься и отдельно: первому баянисту со вторым, первому с третьим, второму с третьим. Это способствует более быстрому и прочному усвоению материала. На общих репетициях одному из исполнителей следует время от времени прекращать игру, чтобы послушать своих партнеров, контролируя со стороны, как звучит произведение. Когда будут достигнуты определенные результаты, полезно записать исполнение на магнитофон. Прослушав пленку, можно легче обнаружить, а затем исправить свои ошибки. Как показала практика, магнитофон – хороший помощник в работе музыкантов.

Любой самодеятельный коллектив баянистов, так же как и профессиональный, должен иметь план работы на три месяца (квартал) или полугодие. Задача этого плана – способствовать дальнейшему музыкальному развитию каждого участника ансамбля, с учетом его подвинутости и способностей.

  1. Репетиционная работа с ансамблем

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Все известные сборники пьес для ансамблей баянистов адресованы учащимся 3 – 5 классов, уже обладающим всеми необходимыми умениями и навыками, о которых говорилось выше. Практика показывает, что учить играть вдвоем нужно начинать с самых первых шагов обучения игре на баяне и воспитывать навыки ансамблевого музицирования необходимо на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Помимо этого существует практическое исполнение учеником под «минусовку». В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: “солирования” - когда нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план ради единого целого. Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительским навыками, проводились занятия в игровой форме, где оба ребенка вместе должны были выполнить задания, затем ритмические упражнения.

Например:

проговаривая слова песенки, прохлопать ритм;

проговаривая слова, прошагать;

шагать и хлопать ритм.

Такие задания можно варьировать: один ребенок шагает, другой прохлопывает слова песни и т.п. Конечно же, такие упражнения нравятся детям.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”, умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Важнейшими требованиями для совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям, чтобы последние соответствовали исполнительским возможностям учащихся. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать ее и просто плохо исполнять, во втором – он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. И то и другое, естественно, не может способствовать формированию ансамбля, как художественного коллектива.

К первым шагам «ансамблевой техники» начального обучения

относятся: особенности посадки, способы достижения

синхронности при взятии и снятии звука; логически выстроенная смена меха, равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнерами, согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов.

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны. Порой трудно выявить, где кончается один этап и начинается другой. Но для более четкого определения частных задач и конечной цели работы ансамбля над произведением вполне оправданно такое условное разделение процесса:

  1. Знакомство ансамбля с произведением в целом;
  2. Техническое освоение выразительных средств;
  3. Работа над воплощением художественного образа произведения.

Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционально впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения (будь то композитор или народ); эпохой, в которую оно возникло; стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения; характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя для иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении или в звукозаписи. Необходимо предупредить участников коллектива о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и сообщить о путях преодоления этих трудностей. Приступая к первому этапу работы над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором. Затем педагог переходит к разбору нотного текста. Ему необходимо установить, что является главным, а что второстепенным. От того, насколько правильно понято произведение, во многом зависит успех дальнейшей работы.I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов. ………………………………………………………………………………8
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12
II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36
II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41
II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………………….………………….....47

Управление культуры администрации города Южно-Сахалинска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»

______________ 693021, РОССИЯ, ЮЖНО-САХАЛИНСК, П/Р ЛУГОВОЕ, УЛ.КОМАРОВА, 13, Тел/факс: 790064___________

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: «Работа над ансамблем с учащимися фортепианного класса ДМШ»

г.Южно-Сахалинск

2017

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся.

С первых дней обучения ребёнок испытывает воздействие музыки. Под её влиянием складываются его музыкальные интересы, формируются слух, память, ритмическое чувство, развиваются потребность и воля к творчеству, приобретаются первые исполнительские навыки. Кроме того, занятия по фортепиано неотделимы от общего эстетического воспитания учащегося:

    Нужно привить ему любовь к музыке;

    Научить воспринимать музыкальные произведения во всём их многообразии, глубине и красоте.

Успешность работы педагога в этом отношении во многом зависит и от изучаемого с учащимся репертуара. Репертуар имеет не только познавательное значение, не только расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения учащегося, но и оказывает большое воспитательное воздействие на эстетический вкус как будущего любителя музыки, так и музыкальное мышление будущего профессионала. И в этом отношении, для разностороннего музыкального воспитания большое значение имеет включение в репертуар учеников различных ансамблей.

Ансамблевый репертуар огромен, интересен и многогранен. Он включает в себя различные виды ансамблей, которые позволяют познакомиться не только с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, но и с произведениями джазового направления, с популярной музыкой из кинофильмов, песнями любимых героев из мультфильмов и всей современной музыкой, которая звучит по радио и с экранов телевизоров. Дети очень любят играть в ансамбле, так как музыка эта им близка, интересна и понятна. За многие годы своей педагогической практики я убедилась, что интерес к занятиям музыкой (а он, как правило, угасает на том или ином этапе обучения) поддерживается, по большей части, за счёт включения в репертуар учащегося ансамблей, состоящий из современной и популярной музыки.

Дети с увлечением играют в 4 руки, особенно ту музыку, которую они ещё недавно слышали в кино или по ТВ. И это доставляет им огромную радость.

При игре ансамблей развиваются такие важные качества, как:

    Умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, а также общее звучание всей музыкальной ткани пьесы;

    Воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиниться его воле;

    Активизируется фантазия и творческое начало;

    Заостряется ощущение звукового колорита;

    Повышается чувство ответственности за знание своей партии, так как совместно исполнительство требует свободного владения текстом.

Ансамбль (от франц. ensemble - вместе) – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приёмы с индивидуальностью, стилем, приёмами исполнения партнёров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом (Музыкальная энциклопедия).

Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащегося. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в фортепианном классе. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Таким образом, ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки:

    «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и

    «аккомпанирования» - умения отойти а второй план ради единого целого.

Все эти простейшие примеры я нахожу и использую в работе из учебника «Путь к музицированию» Баренбойма, по которому занимаюсь с начинающими.

По мере усложнения художественных задач и технических трудностей ансамблевых произведений, работа над ними более углублённо может быть продолжена за счёт времени, выделенного в учебном плане на изучение предметов по выбору.

В старших классах работу над навыками ансамблевого исполнения необходимо продолжать. Наиболее интересы номера следует показывать на концертах для родителей, на классных вечерах, отчётных концертах и других мероприятиях.

Приступая к работе над ансамблем, педагогу важно, прежде всего, сделать правильный подбор партнёров для совместной игры.

Если на начальном этапе обучения на уроке обычно с учеником играет преподаватель, то в средних и старших классах ученики объединяются парами (для4-ручных ансамблей) и четвёрками (для 8-ручных ансамблей). Здесь очень важно подбирать детей одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки и, ещё не менее важно, хорошим психологическим контактом. В своём классе я уже не раз меняла пары из-за того что дети не могли найти общий язык друг с другом, пока не нашла подходящие варианты. Сейчас пары сложились, и проблем взаимоотношений не возникает. А уровень подготовки у них примерно одинаковый, и каждый старается, так как не хочет скомпрометировать себя в глазах другого. Происходит как бы негласное состязание, которое и подвигает их к более точной и качественной игре.

При совместной игре немалое значение имеет посадка двух человек за одним инструментом. Посадка учащихся должна быть удобной для исполнения. Для этого стулья, на которые усаживаем детей, ставим не параллельно, а уголком, и, в этом случае, возникает свобода действия рук, так как корпус одного ученика не соприкасается с корпусом другого.

Нельзя допускать, чтобы ученик уткнулся в клавиатуру, наклоняя корпус. Важно не мешать друг другу при исполнении, особенно при сближении голосов, а также педализацией второй партией.

При исполнении ансамбля для двух фортепиано посадка не отличается от обычной, когда ученик играет один. В связи с тем, что учащиеся находятся на расстоянии друг от друга, играя на разных инструментах, возникают уже более сложные задачи как исполнительского, технического, тембрального характера, а также синхронность и педализация обеих партий.

Следующим этапом в работе над ансамблем является ознакомление с текстом своей партии, то есть разучивание. Предварительно каждый из партнёров очень тщательно и внимательно прорабатывает свою партию. На уроках мы подробно разбирает трудности, устраняем недостатки с каждым учеником отдельно, затем пробуем соединить обе партии. Сначала педагог – ученик, затем оба ученика. Безусловно, на этом этапе используется медленный темп, чтобы избежать частых запинок и сбоев. По мере освоения текста темп постепенно наращивается.

А сейчас я перечислю ряд требований, которые необходимо вырабатывать с учащимся при работе над ансамблем:

    Умение слышать себя и чувствовать партнёра, то есть слышать звучание обеих партий;

    Необходимы одинаковые ощущения темпа и характера произведения. Перед началом исполнения договориться о темпе, чувствовать ритмическую пульсацию до начала игры;

    Соответствие приёмов звукоизвлечения обоих партнёров (нужна договорённость в исполнении штрихов, например, совместное стаккато и др.);

    Достижение синхронности взятия и снятия звука. Очень полезно каждому участнику поиграть обе партии. Важно добиться синхронности и одновременного окончания произведения. Здесь педагог может помочь путём дирижирования;

    Необходимо быть чутким к различного рода оттяжкам, замедлениям и ускорениям ведущей партии;

    Добиваться равновесия звучания в удвоениях и аккордах;

    Выстраивать динамику в соответствии с динамикой партии, исполняющей основную тему, f (форте) не употребляется до предела, аккорды брать с локтя нельзя, чтобы не мешать партнёру;

    Выстраивать фразировку аккомпанирующей партии с фразировкой мелодии;

    Соблюдать общность ритмического пульса.

С усложнением художественных задач расширяются и технические:

    Преодоление полиритмии;

    Педализация.

Умелая педализация в ансамбле обеспечивает не только «чистое» звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое.

И в заключение хотелось бы отметить, что знакомство детей с современной музыкой, которую мы используем в работе над ансамблями, способствует развитию у детей интереса к занятиям, любви к музыке, раскрепощает их творческие силы, а также помогает активизировать весь учебный процесс в классе в работе над серьёзными, классическими произведениями.

Методическая разработка на тему: Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ


Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ. Также материал будет интересен студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания детей.
Цель: раскрытие понимания того, что роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДМШ является наиболее значимой в учебном процессе, как с творческой, так и с воспитательной стороны.
Задача : воспитание интереса к игре в ансамбле.

В последнее время возрос интерес к ансамблевой игре. Ансамбль - это не просто умение "играть вместе". Гораздо важнее здесь другое - чувствовать и творить вместе, одинаково ощущая идею и замысел музыкального произведения.

Приступать к формированию навыков ансамблевой игры можно и нужно на раннем этапе обучения. Игра в ансамбле развивает слух ребенка, расширяет музыкальный кругозор, а так же вызывает интерес к занятиям музыкой. Музицируя в ансамбле, ученик активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, пополняя тем самым свой репертуар и овладевая различными музыкальными стилями. Игра в ансамбле, рождая дух соревнования, благоприятно воздействует на развитие творческих способностей и технических навыков учащихся. Важно и то, что более сильный партнер способен повлиять на музыкальное и техническое развитие менее подвинутого.
Начинать ансамблевое обучение лучше с дуэта "учитель - ученик". Юный исполнитель, ощущая поддержку педагога, охотно включается в процесс совместного музицирования и осознает свою равноправную роль в ансамбле. В данной ситуации учитель выступает чутким партнером и внимательным наставником, который стремится выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры. Совместное музицирование способствует преодолению различных психологических напряжений - зажимов, которые возникают у ребенка в ходе сольного исполнения. Ансамблевая игра помогает ученику закрепить умения и навыки, приобретенные на уроках по специальности, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, способствует освоению средств музыкальной выразительности. Разнообразный ансамблевый репертуар обогащает творческое мышление и музыкальный вкус юного музыканта.
Совместные ансамблевые выступления ученика с педагогом позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, надолго остаются в памяти, стимулируют дальнейшие занятия на инструменте, а у родителей вызывают уважение и доверие к наставнику.
Детям нравится играть в ансамбле с педагогом, но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом, то есть в ансамбле "ученик - ученик". Выбираются дети одного возраста, равные по музыкальной подготовке и владению инструментом. В начале участники ансамбля учатся слушать мелодию, второй голос, аккомпанемент. Нужно научится слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнер, то есть общее звучание партий.
Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность исполнения музыкального произведения. Важным является достижение синхронности не только в начале произведения, но и в процессе звучания пьесы, и в окончании.


Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из главных мест занимает метроритм . Поэтому формирование чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике.
В процессе работы с ансамблем не следует забывать о динамике исполнения. Умелое ее использование помогает раскрыть общий характер музыки, эмоциональное содержание, особенности построения произведения. Участники ансамбля должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию, постепенное усиление или уменьшение громкости. Создание единой динамики - обязательное условие совместной игры.
С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников одинаковых приемов звукоизвлечения, которые зависят от стилевых особенностей исполняемого произведения, от музыкального содержания и характера исполняемой музыки.
Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. Для этого нужно проиграть пьесу целиком или прослушать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Так же следует познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Немаловажное значение в учебной практике имеет репертуар, и педагоги всегда стремились его разнообразить. Цель - повысить интерес учащихся к музицированию в ансамбле, совместному творчеству. Одним из решений этой задачи является привлечение в репертуар ансамбля современных произведений. Это могут быть песни из кинофильмов, песни, исполняемые современными музыкальными коллективами, при условии, разумеется, что эти произведения имеют известную художественную ценность. Исполнение знакомого и популярного музыкального материала способно вызвать живейший интерес участников ансамбля.
Ансамблевая игра - это постоянная смена новых восприятий, впечатлений, открытий, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» г. Балашова

«Работа над ансамблями, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей с замедленным музыкальным восприятием».

Проблема музыкального развития детей со средними природными данными не является новой.

А. Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее обучение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами - музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих.»

Никто не встречал 6-ти летнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием чуда, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их собственными руками. И только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем этим запасом детского восторга.

Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни.»

В течение многих лет работы я постоянно стремлюсь вложить свою частицу в направление моих учеников на путь истинный, пробудить в них понимание того, насколько прекраснее и богаче становится жизнь, когда любишь музыку.

К каждому ребенку надо найти свой особый подход. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. В наше время музыка широко проникает в сознание детей.

Радио, телевидение, кино, компьютер постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего детства дети привыкают к музыке, естественно и легко ее воспринимают ее и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира.

В начале занятий ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель - ученик. Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, с диапазоном фортепиано, осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха, крики животных.

Прежде всего надо показать ученику на фортепиано ми 1-ой октавы, до 1-ой октавы и научить естественным движением и собранной рукой равномерно извлекать этот звук 2-ым или 3-им пальцем.

Например: «Родина слышит» Д. Шостаковича, «Песня о Родине» И. Дунаевского и др. Можно привести много других интересных примеров, используя сборники: Н. Соколовой «Ребенок за роялем», В. Игнатьева «Я музыкантом стать хочу», Милич «Ребенок за роялем» и другие. Естественно, что данные примеры, как и все последующие, играются учеником без изучения нотной грамоты.

После того, как дети начнут играть по нотам, партия ученика постепенно усложняется.

Г. Нейгауз писал: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства.

То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно будет побуждать их как можно лучше выполнять свои музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано.»

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Если дети уважают и ценят друг друга, то занятия проходят более результативно – ребята чаще встречаются, интенсивнее репетируют.

Благоприятный морально – психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.

Начинать занятия надо с доступных детям произведения, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше выучить несколько несложных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации.

Надо посвящать часть урока чтению с листа несложных произведений. Часто старший ученик, пришедший на урок, аккомпанирует младшему, читая свою партию с листа. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.

Под синхронностью ансамбля понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера, опережая его или отставая.

Малейшее нарушение синхронности при игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.

Игра в ансамбле помогает ребенку преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Она помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание, показать конструктивные особенности формы произведения.

Признавая существенную роль динамики в исполнении, не следует забывать и о других средствах выразительности.

Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его толкования учеником.

Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения.

Аккомпанемент - это одно из средств приобщения ученика к живому музицированию.

Важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учеников. Пение, звуки скрипки, виолончели , флейты –все это обогатит его внутренний мир.

Очень полезно организовать ансамбль с певцом. Роберт Шуман в своих «Записках» советовал чаще аккомпанировать певцам для того, чтобы пианисты тоньше ощутили дыхание музыкальной фразы, столкнулись с особым типом звуковедения – длительной распевностью, протяженностью звука фразы, огромной ее гибкостью.

Учащиеся должны знать кроме своей партии и сольную партию. Когда играешь в ансамбле, надо слышать «дыхание» партнера, вовремя брать и снимать паузы, точно попадать во вступление и т. д. Очень помогает в работе когда просматриваешь и затем проигрываешь партию партнера. Это приносит пользу, особенно, если в это время пытаешься напеть свою партию. Можно на время поменяться местами, пытаясь с листа поиграть вторую партию. Это очень помогает при игре в ансамбле.

Надо развивать в детях умение сыграть ярче свою тему, если это необходимо, и уйти в «тень», когда играешь аккомпанемент .

Замечено, что игра в ансамбле дисциплинирует детей, они начинают больше общаться, находят общие интересы.

Ребята чаще собираются вместе, больше репетируют и, конечно, результат исполнения становится гораздо выше.

Занятия по аккомпанементу важны и для расширения динамического диапазона пианиста. Каждый аккомпанемент следует играть с разной силой звука, фразировкой, плотностью, выделением низких или высоких регистров фортепиано.

Одним из интереснейших разделов в работе с учеником является работа в камерном ансамбле, т. е. ансамбль с участием смычковых инструментов. Здесь объединяются инструменты с различными динамическими возможностями.

Особое значение приобретают три звучания:

1) Каждого инструмента в отдельности,

2) В ансамбле,

3) Всего ансамбля.

Выбор того или иного штриха зависит от музыкального содержания и его истолкования исполнителем. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в некотором тексте обозначаются с помощью лиг, точек, черточек, акцентов, словесных указаний. Лиги в партиях струнных инструментов, поставленных авторами из соображений удобства исполнения, можно назвать «смычковыми». Они носят сугубо технический характер. «Смычковая «лига не исключает возможности в перерыве звучания, паузы, а ее отсутствие - непрерывного звучания. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Лиги могут определить строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива. Такие лиги обычно называют «фразировочными» или смысловыми.

Хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы в ансамбле, чтобы творческая инициатива всегда оставалась за учеником.

Да, хочу напомнить о выборе ансамбля. В наше время появилось много сборников, в которых можно разыскать множество ансамблей на любой вкус и любой сложности. Но не следует забывать и о старых, добрых, классических ансамблях, таких композиторов как Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Бородин, Мусоргский, Калинников, Серов, Ребиков и многих других не менее известных авторов. Необходимо дать инициативу выбора ансамбля самому ученику. Пусть он сам предложит свой вариант ансамбля, тогда ему будет гораздо интереснее работать над произведением и, возможно, в этом случае, исполнение станет более результативным.

В заключении хотелось бы напомнить еще раз, что задача педагога - развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.

Список литературы:

2. Е. Смолина. Современный урок музыки. Академия развития, 2006 г.

3. Т. Юдовина-Гальперина, Музыка и вся жизнь С-Пеьербург, «Композитор», 2005 г.

4. . Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. Классика ХХI., 2003 г.

5. В. Крюкова. Музыкальная педагогика, «Феникс», 2002 г.

6. В. Милич. Воспитание ученика-пианиста. Киев, «Музычна Украина», 2002 г.

7. Г. Цыпин, Музыкант и его работа. М., Советский композитор, 1988 г.

8. Зеленин, «Работа в классе ансамбля».Минск, 1979 г.

Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися ДМШ


Основной задачей класса ансамбля в музыкальных школах является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в специальных классах, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Класс ансамбля - неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, для наиболее одаренных - важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальное училище.
В процессе работы над музыкальными произведениями учащиеся должны:
1) Научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков, и т.д.
2) Исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом.
Здесь я сделаю отступление, чтобы осветить эти две задачи. Партии ансамбля строятся по-разному: полифонически, как мелодия и аккомпанемент. Здесь трудность в разделении музыки на партии, т.е. в исполнении их разными людьми, а не одним человеком. Поэтому необходимо особенно хорошо научиться слушать партнёра по ансамблю, в то же время исполнять свою партию совершенно свободно, не скованно, что часто бывает у учащихся при стремлении слушать остальные партии. Так же урегулировать звук, характер исполнения, как единого произведения. Часто роль аккомпанирующей партии не до оценивается в ансамбле. Meжду тем, она играет важнейшую роль в создании музыкального образа.
Первое, о чём надо позаботиться, чтобы партия сопровождения не заглушала мелодии, не мешала ей "дышать", литься, петь. Некоторые ученики добиваются этого, изо всех сил выделяя ведущую партию, форсируя её звучание, что производит антихудожественное впечатление. Партия мелодии не должна выделяться искусственным образом, а естественно отделяться от аккомпанирующей партии, оставаясь в то же время внутренне слитой с ней. Она должна как бы высветляться, "освещаться". Правильное соотношение между степенями громкости партий - лишь одна и простейшая сторона более общего требования, представляющая главное условие хорошего исполнения аккомпанемента. Это главное условие состоит в том, чтобы ученик, исполняющий вторую партию (партию аккомпанемента) прислушивался к партнёру, подобно тому, как талантливый мастер художественного аккомпанемента прислушивается к солисту, чутко согласуя звучание рояля со звучанием главной партии.
Дело здесь не только в том, чтобы сопровождение не заглушало мелодии, но и в характере звучания второй партии, чтобы оно не выбивало из нужного настроения. Впечатление зависит от звука, каким играется аккомпанирующая партия не в меньшей мере, чем от звука, каким исполняется основная партия. Важно, чтобы звучность аккомпанирующей партии не становилась нейтральной, будничной, ремесленной. И при всём этом она должна звучать, т.е. нельзя терять ни единого звука, что иногда делают ученики, стараясь исполнить аккомпанирующую партию тихо, не заглушая главной.
3) Задача, чему должен научиться ученик в классе ансамбля – творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в специальных классах.
4) Получать навыки чтения с листа.
5) Быть активным пропагандистом музыкального искусства в нашем обществе, используя форму публичных выступлений.
Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного мате¬риала с учётом возрастного фактора и степени подвижности учащихся. В связи с этим подбираются группы учащиеся в ансамбли. Большое учебно-воспитательное значение имеют публичные выступления, одновременно являющиеся отчётом и проверкой учебной работы. В конце I и II полугодий каждому из учащихся класса ансамбля выставляется оценка за освоение необходимых исполнительских навыков, полученных им в процессе работы.
Особое значение придаётся работе класса ансамбля в тех школах, где оркестровый класс ещё не сформировался. В этом случае класс ансамбля выполняет основную функцию воспитания у учащихся навыков коллективного исполнения. Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен, прежде всего, дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью он должен проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать с помощью грамзаписей. Затем следует рассказать о значении и функции каждой из партий в общей партитуре, причем качественная сторона исполнения каждого из голосов должна определяться трактовкой произведения в целом. На занятиях класса ансамбля основное внимание педагог обязан уделять работе над чистой интонацией (мелодической, и гармонической), ровностью и характером звучания, динамическом соотношении голосов, над ритмической дисциплиной ансамбля, единством штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения. Помимо этого педагогу следует знакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Одним из важных условий работы в классе ансамбля является работа с обязательными учениками, что позволяет более тщательно заняться интонацией, штрихами, ритмом и т.д. Репертуар должен состоять из произведений различного характера, стиля, технической направленности и формы, начиная от обработок народных песен и мелодий, и кончая сочинениями современных композиторов. Для чтения с листа рекомендуются более лёгкие произведения. В течении полугодия учащиеся класса ансамбля должны пройти одно произведение русского композитора, одно произведение советского композитора, одно произведение зарубежного композитора, или обработки народных мелодий. Одно из приведённых произведений можно пройти в качестве ознакомления. Этими требованиями, в основном, определяется методика и организация работы в классе ансамбля.
Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей, задач, формирование сознательного отношения к делу, чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. – М., 1960
  2. Драгайцева Д. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. - М., 2005
  3. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – Киев, 1979
  4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1967
  5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984

Лучшие статьи по теме