Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Очень рождественское искусство: Избиение младенцев. Избиение младенцев

Очень рождественское искусство: Избиение младенцев. Избиение младенцев

14 000 МЛАДЕНЦЕВ,
ОТ ИРОДА В ВИФЛЕЕМЕ ИЗБИЕННЫХ

В Библии избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. По повелению Иудейского царя Ирода Великого волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они не выполнили его просьбу и иным путем ушли в свою страну (Мф.2:12).

Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф.2:16)

Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город. Началось страшное избиение детей. Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Матери прижимали детей к груди, предлагали выкуп, все, имели, за жизнь младенца, но воины были беспощадны. Кроме того, они боялись гнева Ирода, потому что за оказанное сострадание Ирод мог казнить их. Один опасался доноса другого, и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Воины вырывали детей из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били их головками о камни. Затем они бросились в соседние села. Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. Детский плач выдавал их. Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Но воины гнались за ними как за добычей, и стрелы их пригвождали труп матери к трупу дочери или сына. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:18).

Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие.

Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23:35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын - святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти.

Избиение было предсказано пророком Иеремией: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. (Иер.31:15) Что значат пророческие слова?

Рама — это место гробницы Рахили, жены патриарха Иакова. Когда ее сына Иосифа вели в Египет как пленника и раба, он проходил мимо гробницы Рахили и заплакал, закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?» По преданию, в ответ из гробницы послышалось рыдание.

Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. З1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар. 10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей.

Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. (Протоевангелие от Иакова, XXII). Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке. С древности они почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году.

В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранится часть мощей одного из Вифлеемских младенцев . Одна глава Вифлеемских младенцев находится в серпуховском Высоцком монастыре , а другая — в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Богословское толкование Евангелия от Матфея

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

"Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут".

Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей? Ведь они не совершили греха и зла? Св. Иоанн Златоуст говорил так: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?» Несколько медных монет наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий.

Страдания и крест это та таинственная дверь, которая ведет нас в Царство Небесное. Господь сказал апостолам: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься... (Мф. 20:23) .

В христианской традиции

Избиение младенцев считается одним из самых скорбных дней в христианской культуре, младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Волхвы принесли новорожденному Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой. Обманутый и разгневанный царь Ирод приказал своим воинам убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет. Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет.

«Избиение младенцев». Фреска Джотто. Капелла Скровеньи. Около 1305 года

Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Среди канонических христианских книг Евангелие от Матфея является единственным, где упомянут и приказ Ирода, и бегство святого семейства в Египет. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её». По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской — о 64 тысячах.


Иудейский царь Ирод Великий

Историчность

Богословы объясняют, что избиение произошло по промыслу божьему, чтобы обнаружилась злоба Ирода. Однако упоминания об этом жестоком приказе иудейского царя отсутствуют в античных источниках и даже в трудах историка Иосифа Флавия. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Там, среди описаний других безумств и зверств Ирода, ничего не сказано о резне детей в Вифлееме. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. Другие полагают, что в основу этого предания были положены исторические события, а именно приказ Ирода убить своих детей. Об этом поступке царя Иудеи писал Иосиф Флавий, упоминая, что его сыновья Александр и Аристобул были повешены в Самарии. А библеист Раймонд Браун утверждает, что основой для сюжета избиения младенцев стал рассказ о детстве Моисея и приказе египетского фараона убить первенцев евреев.


«Иудейские древности» Иосифа Флавия

Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Специалисты говорят, что в те времена Вифлеем был небольшим городом и его население едва превышало 1000 человек. При рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола до двух лет вряд ли нашлось бы более 20. Однако иные исследователи ссылаются на то, что в Евангелии упомянута перепись населения, из-за чего в Вифлеем стекалось большое количество народа. Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной.


«Избиение младенцев». Гвидо Рени. 1611—1612. Национальная пинакотека Болоньи

Как бы то ни было, это христианское предание оказало значительное влияние на культуру и нашло отражение в искусстве, особенно в живописи. Убитые младенцы почитаются христианами как мученики: в православии их вспоминают 29 декабря, а католицизме 28 декабря.

Разбавим праздничную ленту, полную ёлочек, зайчиков, снежинок и прочей милоты поистине Высоким Искусством -- Брейгелем всяким, Рубенсом, Кранахом, Арчимбольдо. Вот подробности одной из хрестоматийных рождественских историй, где кровища и отрубленные конечности в изобилии, это ж рубрика "омерзительное искусствоведение".

Рассказываю все строго по канону (в изначальном понимании этого слова, а не фандомном; а впрочем...).

Итак, историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий -- от Матфея. Как-то, в одном далеком-далеком государстве три мудрых адепта светлой стороны Силы, иначе говоря -- волхвы, взглянули в небо и увидели, что галактика вращается. Также они увидели некое удивительное астрономическое явление, то ли комету, то ли сверхновую, аналогичную сверхновой Тихо Браге, то ли соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Толкователи не уверены точно, что волхвы тогда углядели, так что будем именовать сие событие для простоты "вифлеемской звездой", как нас учит великая Википедия.

Рогир ван дер Вейден, "Бладелинский триптих", правая створка. 1450-е

Волхвы эти получили отличное астрологическое образование в своей академии, поэтому сразу же поняли, что возвещает сей знак. Они надели крепкие сапоги, набили рюкзаки подарками и отправились в путешествие в далекую землю. Вместо компаса или навигатора у них была та самая звезда, которая указывала им дорогу -- судя по некоторым картинам, вися над землею подобно шаровой молнии.

Сассетта. "Путешествие волхвов", 1430-е

Волхвы прибыли в Святую Землю, которая тогда не была еще "святою" и, поскольку астрологические знаки предвещали рождение нового Мессии-Царя, пошли в царский дворец, руководствуясь понятной логикой. Во дворце о никаком мессии не слышали, царь Ирод очень расстроился своей неосведомленностью. Накормил волхвов, напоил, в баньку сводил, выведал, что на самом деле их путь лежит в городок Вифлеем, где, собственно, и должен быть тот Младенец. Волхвы обещали на обратном пути отчитаться ему об успехе своей миссии, удалось ли найти, повидать. Они действительно нашли в хлеву Марию с Младенцем, подарили ему подарки. Но поскольку посланный Богом ангел им сказал тихим голосом: "не ходите больше к Ироду, не надо", к себе домой они пошли обходной дорогой, не заглядывая в столицу, где Ирод их ждал с новостями в высокой башне, считая дни.

Джеймс Тиссо. "Волхвы в доме Ирода", 1880-е

Он ждал-ждал, ждал-ждал, ронял слёзки.
Потом понял, что волхвы его кинули, и очень опечалился. Тут назревал еще политический кризис: как предусмотрительный правитель, Ирод не мог позволить, чтобы всякие там конкуренты рождались без присмотра. Он даже родных сыновей своих того, прирезал, чтобы избежать ненужной конкуренции, а тут какие-то посторонние мальчики в Вифлееме.
Но других вводных, кроме географических данных и примерно возраста, у Ирода не было. И поэтому он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки.

Немецкая миниатюра, ок. 1340. Если название "Избиение младенцев", то дальше его не подписываю в иллюстрациях.

И приказал убить всех мальчиков возрастом до двух лет в означенной географической локации.

Николя Пуссен, 17 век

Точное число погибших неизвестно.

Школа Рубенса, 17 век

Византийская традиция говорит, что их было 14 тысяч.

Master of the Augsburger Heimsuchung, ок. 1480

Сирийский список святых говорит, что было убито 64 тысячи детей.

Гирландайо. 1480-е

По коптским источникам -- погибло 144 тысячи.

Джотто, 1310-е

А ученые, короче, тут прикинули, какое население в 1 веке до н.э. было в Вифлееме (около тысячи человек) и ладно, плюс еще в вифлеемской области в пределах окружной кольцевой.
И сколько при таком количестве людей там было в наличии мальчиков до двух лет -- оказалось, 20 человек максимум.

Не гекатомба выходит, однозначненько.

Неизвестный испанский художник, 12 век

Ну ладно, там же еще типа перепись была, собственно из-за которой Иосиф с беременной Марией и приехали в город. Скажем, в пять раз население выросло -- тогда мальчиков наберется человек сто. А вот это уже масштабненько, картинка кровавая все-таки набирается, зовите жюри World Press Photo!

Маттео де Джованни, 1488







Ах, да, перепись...
Отмечу: разговоры о том, существовал ли Иисус Христос в реальности -- это совершенно отдельная история, и это уже мировоззренческие споры.
А вот разговоры о том, много ли фольклора и выдумки напихано в детали его биографии, особенно в истории про его детство -- это совершенно нормальные споры, их и богословы ведут.
И сходятся в основном, что это все сказки.

Рубенс. Ок. 1637


Не было никакой переписи.
И вообще, Ирод не приказывал убивать никаких вифлеемских младенцев.
Черный пиар! Оклеветали человека!

Арчимбольдо (атт.). Голова Ирода. 1580-е.
(Обычно Арчимбольдо складывал лица из цветов и фруктов, но голову Ирода он "слепил" из трупиков младенцев)


Такая клевая и красочная политическая акция, как вы понимаете, не могла бы не отразиться еще в каких-нибудь письменных источниках той эпохи, помимо Евангелия. Кругом же Римская империя, где в фейсбук не строчил только ленивый, даже вон император Клавдий 20 томов истории написал.

Дуччо. "Маэста" (фрагмент), 1308-11

Но никто, ни один враг Ирода не упомянул об этом преступлении.
Зато подробно и в деталях все описали как он прикончил некоторых из своих восьми жен, детей, многих друзей и соратников.

Так что все это "Избиение младенцев", граждане, липа!
Не надо переживать за этих детей, успокойтесь.

Себастьяно Гальвано, 16 век

Точнее говоря, поэтическая вольность.

Зачем она была нужна авторам Евангелия?
Дело в том, что к моменту прихода Иисуса Христа у иудеев был определенный список пророчеств о грядущем Мессии, составленный на основе выписок из высказываний пророков Ветхого Завета (очень длинный список).

Джусто де Менабуои, 1370-е

Например, по пророку Михею, он обязан был родиться в Вифлееме. Но Иисус-то был из Назарета, это все знали! Поэтому авторы придумывают вот эту перепись, и благодаря ей "заставляют" Иосифа с женой подняться с насиженного места, чтобы роды прошли в положенном городе.

Брейгель, 1580-е



Там еще много такого: с подгонкой деталей.
Вообще, если вычеркнуть из истории Христа подробности, не упомянутые пророками, мало чего останется из ключевых вех рассказа. Так, при Распятии они предсказали тьму, пришедшую со Средиземного моря, соседей с судимостью, розыгрыш в покер его одежды солдатами, пронзение копьем, последние слова и т.п.
Но это, конечно, не важно, с точки зрения верующего человека -- было или не было, подгонка или нет.

Николя Пуссен. 1627

Главное, граждане, то, что при создании всех этих картин
ни один младенец,
а также ребенок более старшей возрастной группы
не пострадал!

С наступающим вас!

Царь Ирод на троне. "Часослов Фердинанда Арагонского", 16 век

Немецкая фреска, 13 век

Бонифацио де Питати, 16 век
Особенно мне понравился юноша в красном бархате, созерцательный такой.

Андреа ди Бартоло, 1380-е

Корнелис Корнелиссен. 1590-е

Греческая икона, 17 век

"Часослов королевы Боны", 1528

Никколо Бамбини, 17 век

Klosterneuburger Evangelienwerk, 1340-е

Фра Анжелико, 1450

Гвидо Рени, 1611



Мастер Бертрам, 1410-е

Даниэле да Вольтерра, 1557

Кранах, ок. 1515



Возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16).

Изображение этого события появилось после установления в первой половине V века почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще несколько сюжетов из различных литературных источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о праведной Елисавете, которая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником праведного Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое апостолом Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), которого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово святителя Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 декабря стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «Избиения младенцев» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово».

Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиения младенцев» - мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440 годы). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V век, церковь святого Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (около 460 года, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева - царь Ирод с 2 сановниками, справа - палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, которого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь.

В искусстве средневизантийского периода сцена «Избиения младенцев» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (начало IX века, Бодлианская библиотека); рельеф слоновой кости (середина IX века, Национальная библиотека Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, середина IX века); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 годы) - сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 137, между 879 и 882 годами) - воин c мечом в правой руке держит младенца за волосы (впервые со сценами «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном прячется в горе» и «Убийство праведного Захарии»); в кодексе Экберта (Городская библиотека, Трир. Cod. 24. Fol. 15v, 80-е годы X века); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 281. 976-1025 годы, Константинополь) - Ирод в византийских императорских одеяниях, в короне, воин убивает мечом одного младенца, 2 других лежат на земле в крови, справа около горки сидит плачущая женщина с младенцем, которого пронзает копьем воин; аналогичная сцена в Евангелии XI века (Paris. gr. 74. Fol. 5); в цикле «Детство Иисуса Христа » в росписях Токалы-килисе в Гёреме (конец X века) - палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина; на иконе «Рождество Христово» (конец XI века, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Праведная Елисавета с Иоанном в горе», изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед которой застыл воин, замахнувшийся мечом; в грузинском Гелатском Четвероевангелии (Кекел. Q 908. Л. 19 об., 1-я половина XII века) младенцы изображены спеленутыми.

В памятниках поздневизантийского периода сцена становится многофигурной и часто разделяется на несколько последовательных эпизодов. В монастыре Хора (Кахрие-джами, около 1316-1321 годов) теме «Избиения младенцев» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Праведная Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 года), сюжету «Избиения младенцев» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона. Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами.

В поствизантийском искусстве (росписи XVI-XVII веков соборов афонских монастырей: Великой Лавры святителя Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (около 1730-1733 годов): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217).

"Избиение младенцев"- самая актуальная тема Рунета в эти новогодние/рождественские дни. Однако не потому, что в христианстве на эти дни приходится поминание младенцев, убитых 2000 лет назад по приказу иудейского царя Ирода Великого. Причина популярности скорее в так называемом "законе Димы Яковлева", принятого Госдумой РФ и лишающего российских детдомовцев надежды на минимальный шанс вырваться из порочного круга между сиротским домом, тюрьмой и домом инвалидов. Этот закон многие в Рунете сравнивают с пресловутым "избиением младенцев", а Президента, подписавшего этот закон, - с царем Иродом.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов". [Матф. 2:16]


Что же на самом деле произошло с младенцами в Иудее в царствование Ирода Великого? В чем так провинились дети перед царем? Церковное предание рассказывает о тысяча погибших младенцев: в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, а встречается вообще фантастика - 144 тысячи . Вряд ли когда-либо в Вифлееме жило столько людей.

Прежде всего, следует отметить, что кроме евангелиста Матфея никто больше этот эпизод не описывает. Более того, наиболее достоверный источник событий того времени, современник автора Евангелия, знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий (~ 37 - 100 г н.э.), который писал свои книги для римлян и не скрывал своей ненависти к Ироду, не скупился на черные краски для царя, нигде не упомянул об этом страшном событии. Ничего не сказал об этом и другой их современник, еврейско-эллинистический философ и религиозный мыслитель, Филон Александрийский (~ 25 г до н.э. - 50 г н.э.), оставивший детальное описание жизни Ирода. Откуда же Матфей узнал об "избиении младенцев", и было ли оно вообще?

Вопрос может показаться странным. Ведь "избиение младенцев" - это обычно все, или - почти всё, что большинство людей когда-либо слышали об Ироде Великом, а о популярности этой истории и её живучести свидетельствует огромное количество произведений искусства, посвященных этому событию. "Избиение младенцев" стало одним из главных сюжетов рождественских картин, театральных представлений и рассказов. При этом сам царь - личность в высшей степени неординарная и противоречивая, оставался как бы в стороне.

Но не зря потомки назвали царя Ирода Великим. Он - фигура незаурядная. Ирод был царь равновеликий, как в праведных делах, так и в злодеяниях. Это - один из наиболее образованных и деятельных монархов своего времени, расширивший границы своего государства и давший ему экономическое процветание и мир на протяжении десятилетий. Царь-строитель, построивший больше, чем все его предшественники со времен Давида и Соломона; успешный политик, умело лавировавший во время смены римских императоров, ставленником которых он был; злодей, не остановившийся перед казнью большинства членов Синедриона, чтобы преодолеть сопротивление жреческого сословия; жестоко и безжалостно расправившийся со всеми реальными и возможными противниками, среди которых были жены, сыновья, родственники и местная знать; жертва своей маниакальной подозрительности и палач, имя которого на века стало символом злодейства и жестокости.

Поданные не жаловали своего царя, слухи о нем ходили самые невероятные, и царская жестокость ни для кого не была секретом. Иосиф Флавий так описывает последние дни этого восточного деспота:

Он приказал собрать знатнейших мужей со всех мест Иудеи и запереть их в так называемом ипподроме (ристалище); затем он призвал к себе свою сестру Саломию и мужа ее Алексу и сказал им: «Я знаю, что иудеи будут праздновать мою смерть, как юбилейное торжество; однако мне могут устроить и траур и блестящую погребальную процессию, если только вы пожелаете испол-нить мою волю. Как только я умру, тогда вы оцепите солдатами тех заточенных и прикажите как можно скорее изрубить их, дабы вся Иудея и каждая фамилия, против своей воли, плакала бы над моей смертью » . [И.Флавий, "Иудейская война", I -33:6]

Впервые за все правление Ирода его воля не была исполнена.

Прежде чем войско узнало о его смерти, сестра его Саломия вместе с ее мужем освободили всех пленных, которых царь приказал убить, заявив, что он изменил свое решение и теперь отпускает каждого на свою родину . [там же, I -33:8]

"Избиение младенцев" на фоне этого не выглядит большим преувеличением, но истинность этого события вызывает большие сомнения у многих библеистов. Слишком противоречивы данные о времени рождения Иисуса Христа, а ведь это именно из-за него Ирод отдал свой приказ " избить всех младенцев в Вифлееме ". Волхвы, или маги, как называют их в оригинале греческого текста, пришли в страну "младенца Иисуса" поклониться родившемуся здесь "Царю Иудейскому", возбудив этим крайнее раздражение настоящего царя Иудеи, Ирода. При этом они не рассказали Ироду точное местонахождение младенца, указав только город Вифлеем. Естественно было предположить реакцию злодея - вырезать в том краю всех младенцев. "Зачистка" - как написали бы сегодня в Интернете.

Для подтверждения такого логического умозаключения автор Евангелия добавил ссылки на "классиков". Идея ссылаться на авторитеты родилась не в Интернете, и даже не в докладах Политбюро. Чтобы рассказанные истории выглядели убедительнее, авторы Нового Завета старались показать, что события развиваются в прямом соответствии с ветхозаветными пророчествами. Придерживался этого правила и евангелист Матфей, описывающий скорбь семей, у которых Ирод поубивал младенцев, ссылаясь на ветхозаветного пророка Иеремию.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". [Матф. 2:17-18]

Кроме этого, чувствуется явная аналогия с ветхозаветным сказанием о рождении Моисея. Согласно библейской легенде, фараон, напуганный быстрым ростом численности поселившихся в Египте потомков Иакова, повелел убивать всех еврейских детей мужского пола, но Моисея, как известно, удалось спасти. Пример вполне достойный сына Божьего, Иисуса.

Лучшие статьи по теме