Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • ««Мысль семейная» (по роману «Анна Каренина»). "Мысль семейная" – по роману "Анна Каренина" Отношение анны карениной к семье

««Мысль семейная» (по роману «Анна Каренина»). "Мысль семейная" – по роману "Анна Каренина" Отношение анны карениной к семье

Он говорил, что проблема его сделать

эту женщину только жалкой, и не виноватой”.

С. Толстая

После окончания работы над романом “Война и мир” Лев Николаевич “увлекся” проблемами семьи и брака. Окружающая его реальность давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом “Анна Каренина”.

Выдвинутая сначала тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Завязка проста, более того банальна. Замужняя леди, мать восьмилетнего ребенка, увлекается блестящим офицером. Но все просто лишь на первый взгляд. Анна вдруг осознала, что I не может себя обманывать, она мечтает о любви, что любовь и жизнь для нее синонимы. В тот самый решающий момент она не думает ни о ком, кроме Алексея Вронского. Неумение обманывать, искренность и правдивость героини вовлекают ее в серьезный конфликт с мужем и тем обществом, в котором она живет.

Анна сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его “злой машиной”. Каренин все чувства проверяет нормами, установленными государством и церковью. Он страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно, хочет “отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать шагать по своему пути деятельной, честной и полезной жизни”. Он живет умом, а не сердцем. Именно его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым сыном Сережей. Героине приходится избирать, и она делает “шаг” в сторону Вронского, но это гибельный путь, он ведет к пропасти. Анна ничего не хотела менять в своей жизни, это рок все повернул. Она идет по уготованному ей пути, страдая и мучаясь. В цельный узел противоречий сплелись любовь к оставленному сыну, страсть к Вронскому, протест против ложной морали общества. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них. Просто существовать счастливо: любить и быть любимой. Но как недостижимо для нее простое человеческое счастье!

Текст сочинения:

В романе нашла отражение духовная и ҭворческая эволюция автора. Сначала Л.Н.Толстого увлек сюжет о неверной жене, который отражал упадок нравов в высшем свете. Героиня олицетворяла собой все зло, была представлена в крайне непривлекательном виде. Лишь к шестой редакции романа автор разворачивает и своеобразно соединяет сюжетные линии Облонских, Левина и Карениной. Особенно интересуюҭ Л.Н.Толстого судьбы Левина и Анны, оба персонажа оказываюҭся в трагической сиҭуации. И если героиня погибает, то Левин ищет путей выхода из сложившегося положения, он не сдается.
В романе Анна Каренина, как и во многих произведениях Л.Толстого, переплетаюҭся несколько тем, он реалистически воссоздает карҭины русской жизни после реформы 1861 года. Однако одной из основных этом в этом произведении, безусловно, является трагедия семьи. Мысль семейная волновала Л.Н.Толстого и в романе-эпопее Война и мир, но там она все же была полностью подчинена мысли народной. В новом романе именно тема семьи является тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения, отнюдь не случайно, начиная с первой редакции, главная героиня представлялась автору замужней женщиной из высшего общества, потерявшей себя, но ни в чем не виноватой. Но причину трагедии Толстой первоначально усматривал именно в Анне. По мере работы над романом несколько изменяюҭся взгляды автора на героиню и ее мужа. Каренин приобретает все более отталкивающие черҭы, напоминает машину. Судьба Анны Карениной рисуется как безысходная, трагическая.
Автор не только воссоздал жизнь общества, но и отразил, если можно так выразиться, основные модели семьи, которрле существовали в этом обществе. Именно в этом смысле некоторые криҭики рассматриваюҭ первую фразу романа как второй эпиграф к этом}" произведению. Можно сказать, что эҭи слова афористически выраженная основная мысль романа: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Для подҭверждения этой мысли автор рассказывает о семье Сҭивы Облонского.
Уже в самом начале произведения дается краткая, но емкая характеристика этой семьи: Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они. Для самого Сҭивы семья чисто внешняя оболочка, необходимая часть общественного устройства. Показательные его рассуждения о том, что не может же он в самом деле быть верным своей жене. Он раскаивался только, что не умел лучше скрыть от жены... Однако Облонский нелишен положительных качеств, добр, честен, он чувствовал ҭяжесть своего положения и жалел жену, детей и себя самого. Когда жена прощает его, Степан Аркадьевич испыҭывает счастье и радость, его мир вновь обрел устойчивость. Но, вероятнее всего, потом все будет по-прежнему, разве что он, действительно, будет ҭщательнее скрывать свои увлечения.
Очень точно характеризует понимание семьи такими, как Сҭива, его сестра Анна в беседе с Долли Облонской: как-то у них эҭи женщины остаюҭся в презрении и не мешаюҭ семье. Они какую-то черҭу проводят непроходимую между семьей и эҭим.
Семья Карениных раскрывает уже иной ҭип отношений. Долли вспоминает, что ей не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта. Хотя Каренин совершенно иной ҭип человека, чем Сҭива, но их понимание семьи во многом близко. Для.Алексея Александровича Каренина семья не более чем узаконенная форма отношений. Каренин все же понимает, что он бессилен, что все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что
дурно, но им кажется должным. Мнение света, традиции общества оказываюҭся для него более значимы, ведь человек этот живет, руководствуясь, прежде всего, рассудком, разумом. За ним стоиҭ целый мир, чуждый человечности. Можно сказать, что Каренин один из элементов государственного механизма. Таким образом, семейная драма Анны приобретает более глубокий смысл. Речь идет уже о столкновении живой человеческой души с системой общественных установлений. Трагедия героини становиҭся не только личной, но приобретает и социальную окраску.
Попыҭка Анны и Вронского создать семью терпиҭ крах. Для него семья pi дело вещи абсолюҭно разные, он лишен единства и слиҭности всех интересов, что является отличительной чертой любимых героев Толстого, тех, кому он доверяет выражение собственных взглядов. По мнению автора, кроме истинной любви людей должны связывать и другие интересы. Вронский, хотя и любиҭ Анну неподдельно, но приоткрывает ей лишь часть своей души. А в этом случае невозможно создать счастливую семью. Для большинства героинь Л.Н.Толстого идеальная семья истинное и единственное счастье. И трагедия Анны Карениной в основе именно семейная. Ее идеал-любовь бескомпромиссная, убедившись, что для нее нет надежды на такое чувство, не видя смысла в жизни, она покончила с собой.
Иной путь выхода из подобной сиҭуации пытается найҭи в романе Констанҭин Левин. Именно этот герой осуществил свой семейный идеал. Но, сделавшись счастливым семьянином, Левин и переживает трагедию, которая заставляет его не раз думать о самоубийстве. Для него семья главное условие духовно содержательной, истинно нравственной и трудовой жизни. В конце романа Левин все же выражает искреннюю надежду, что его жизнь не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!. Таков выход, найденный для себя персонажем. Для него, как и для автора, строить свою семью это строить жизнь и наоборот. Два эҭих процесса связаны неразрывно. Для всех персонажей романа личный вопрос представляется важным, а его решение немыслимо без семьи. Даже такие, в сущности, эпизодические персонажи, как Сергей Кознышев, важны для раскрыҭия центральной темы произведения мысли семейной. Этрҭ человек не решается сделать предложение Вареньке, потому что боиҭся, что устройство семейной жизни потребует от него разрушения привычного мира книжных формул, в котором он живет.
Проблема семьи одна из определяющих в духовных исканиях Л.Н.Толстого. В романе Анна Каренина автор показал новый аспект в теме, которая интересовала его и в других произведениях, например в Войне и мире. В романе-эпопее герои связывали решение личных проблем с участием в деле общенациональном, в войне 1812 года. В Анне Карениной отражено иное время, новые обстоятельства. В эҭих условиях каждый из героев, в первую очередь, занят собой, своими проблемами, своим домом, то есть своей семьей. Л.Н.Толстой писал: Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в Анне Карениной я люблю мысль семейную.... Автор остался верен своим взглядам на взаимосвязь личного, семейного и мысли народной. Так, Левин, пытаясь разрешить личные проблемы, размышляет о судьбе всей русской нации и даже человечества в целом. Он идет по пуҭи нравственных исканий, как Болконский или Безу-хов. То, что проявляюҭся результаты его духовного развиҭия, в первую очередь, в мысли семейной, характерно для нового периода в ҭворчестве Л.Н.Толстого.

Права на сочинение "Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. Роман начал печататься в журнале «Русский вестник» с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

«Анна Каренина» - роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему социальный строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он раздвигает эти рамки, расширяет эту тему до всей жизни человечества.

Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества. Противопоставление жизнелюбия Анны безжизненности Каренина в романе проводится последовательно с характерной для художественного мышления Толстого заостренностью на непримиримости противоречия. Когда Алексей Александрович столкнулся с мыслью о том, что супруга способна ему изменить, он почувствовал, что «стоит лицом к лицу перед чем-то нелогичным и бестолковым. Он стоял лицом к лицу перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него, перед жизнью. И любой раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее».

Настоящая жизнь для Толстого - это страстное стремление и умение человека существовать жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей. Анна наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир героини. В романе противопоставлены жизненность Анны безжизненности Каренина. Любовь, вспыхнувшая в Анне, - это сама жизнь как она есть, со всей ее путаницей, неразберихой, не укладывающаяся ни в какие схемы. Каренин же хотел отстраниться от любви свое жены к другому человеку, сделать вид, что этого просто нет. Отношение Алексея Александровича к Анне воплощает сущность его отношений с самой жизнью: игнорирование живой сложности, замена ее искусственной стройностью внешней логики. Их семейные отношения были насилием над жизнью – медленным, повседневным, постоянным угнетением, при всей незлобности и даже скрытой доброте Алексей Александровича.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - погибель человека под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство. Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему отрицанию, превращению в свою противоположность. Любовь, которая по сути означает самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение. С того самого момента, когда Анна начинает любить, она приходит в неразрешимое противоречие со всеми формами общественных отношений. Получается, что именно человечность любви Анны сама по себе неизбежно приводит героиню к обособлению от всех и от всего, кроме любимого человека, а в конечном счете и от него. Уже незадолго до своей гибели Анна сама начинает сознавать, что именно глубина ее чувства к Вронскому разобщает ее и с ним. Для Анны роман с Вронским – роман всей ее жизни, но он не создан для той любви, которой она ждет от жизни. Причина гибели любви заключены в самой любви, в этой неизбежной сосредоточенности только на себе самой. Это и порождает «беспричинное» раздражение, вспышки «беспричинной» ненависти. Даже сами разговоры о любви начинают раздражать Вронского. Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство.

В гибели Анны виноваты не лица, представляющие общество. В гибели Анны виновно само устройство общества. Безжизненное общество, безжизненная действительность убивает любовь тем, что лишает ее содержания: жизни. Но истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Не светским ханжам судить Анну. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: «Не нам судить, графиня». Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстойпротивопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «Зло, ложь и обман» «…все это переворотилось и только укладывается» Трагический жизненный путь Анны проходит в пореформенную эпоху. Сложные вопросы о браке,любвии семье Толстой рассматривает в связи с самыми различными сторонами современной ему действительности, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные. В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другиечиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он закл-т в себе прежде всего особенности, характеризующие семейный роман. История не­с-х семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и миром», он хотел во­плотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» - это не только семейный роман, но и роман социальный, психо­логический, произведение, в котором история семейных отно­шений тесно соединяется с изображением сложных обществен­ных процессов, а обрисовка судеб героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира. Показывая движе­ние времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты эпопеи.

"
План

  1. Замысел романа «Анна Каренина».

  2. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина».

  3. Толстовская «диалектика души».

  4. Портретная характеристика героев.

  5. Образы главных героев сквозь призму портретной характеристики.

  6. Роль деталей в характеристике героев.

  7. Связь портретной характеристики с речевой.

  8. Психологический анализ характеров героев.

Толстой повелением пера внушает читателю любое из спектра человеческих чувств – всегда с оттенком наивного , как при чуде, удивления, – оно неслышно преобразует человеческую душу, делая ее стойче, отзывчивее, непримиримей к злу

Л.Леонов
Роман «Война и мир», где «мысль народная озаряла историю», Л.Н.Толстой написал в 60-е гг. XIX века, в период реформ и социального кризиса; «мысль семейная» романа «Анна Каренина», написанного в 70-е гг., осветила жизнь русского общества.

Первый замысел сюжета романа «Анна Каренина» возник у Л.Н.Толстого в 1870 году. Но к работе над романом он приступил только в 1973 году. В это время Л.Н.Толстой перечитывал «Повести Белкина» А.С.Пушкина. Писатель чувствовал, что «заразился» от великого поэта «свободой и силой художественной правоты», которая сама собой вызывала порыв к работе. «Повести Белкина» стали, по признанию Л.Н.Толстого, тем последним толчком, который побудил его взяться за новый роман, «как будто разрешил все сомнения».

Роман с самого начала задумывался многомерным, с участием десятков персонажей. Но весь он был проникнут единой мыслью – о свободе и ее реальном, жизненном воплощении. Толстой писал об изначальной свободе человеческих чувств и об ограничениях этой свободы, установленных Богом и воспринятых людьми в результате осмысления своей жизни.

Эта мысль не утрачивается, а проясняется на протяжении всего романа. Самой своей глубиной она не допускает однозначных толкований, банального морализаторства, делает героев романа не выразителями расхожих мнений, а живыми людьми, вызывающими читательское понимание и сочувствие.

Называя эту мысль «мыслью семейной», Толстой не ограничивается историями нескольких русских семейств – Карениных, Левиных, Облонских. В них должна была отразиться вся Россия, с ее внутренним разладом, «мучительной неправдой» жизнеустройства, которые остро чувствовал великий художник. Оттого так неоднозначны события и характеры в романе «Анна Каренина», оттого право судить героев Толстой оставляет только Богу. «Мне отмщенье, и Аз воздам».

В 1878 году, когда окончательный вариант романа уже готовился к печати, Толстой вписал в рукопись эпиграф к первой части: «Все счастливые семьи похожи друг на друга , каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Далее следовало начало первой главы: «Все смешалось и спуталось в доме Облонских». Затем писатель соединил эти фразы и таким образом создал блистательное по своей лаконичности двойное вступление в роман – философское и событийное. «Все смешалось в доме Облонских…» – эта фраза стала емкой формулой, определившей тематическое ядро романа и охватившей общие закономерности эпохи и частные обстоятельства семейного уклада.

В романе две параллельно развивающиеся любовные истории: неуклюжий, застенчивый Константин Левин, ищущий любви милой княжны Щербацкой, и богатый петербургский аристократ Алексей Вронский. Все начинается с того, что из Петербурга в Москву приезжает молодая красивая дама Анна Аркадьевна Каренина. Она должна уладить скандал в семье брата – Стивы Облонского. Здесь и происходит ее знакомство с блестящим петербургским аристократом Алексеем Вронским.

У Толстого все образы романа «Анна Каренина» выявляют его нравственную позицию. Толстой показывает любовные отношения своих героев не как внешние события романной фабулы, а как их внутреннее состояние, осознаваемое как персонажами романа, так и читателями постепенно. Писателю важно показать чувства персонажей в непрерывном развитии, в переплетении меняющихся состояний. Отношения героев в романе часто выявляются через неожиданные характерные детали, в том числе через портретное описание внешности, а именно выражение лица, блеск глаз, улыбку, мимику и так далее. Это и есть толстовская «диалектика души», психологический анализ, позволяющий увидеть рождение, развитие и подлинный смысл чувства, за которым следуют мысли.

По мысли О.В.Барабаш, можно говорить о многообразии способов изображения портрета в романе «Анна Каренина». Из них следует выделить два типа: статичный портрет и собственно-психологический. Статичный портрет содержит наибольшее количество типизированных характеристик, отражает устойчивые черты личности, которые не изменяются в зависимости от душевного состояния персонажа. Он свойственен второстепенным героям романа и выполняет функцию художественного обобщения, олицетворяя некую силу, влияющую на судьбы главных действующих лиц. Таков портрет матери Вронского: «сухая старушка с черными глазами и букольками, с тонкими губами, с маленькой сухой рукой». Она в молодости имела «много романов, известных всему свету», но это не помешало ей впоследствии всячески чернить, корить, травить Анну за ее связь с Вронским. Интересна почти незаметная деталь в описании Долли – ее сухая, худая рука.

Собственно-психологический портрет не только дает описание внешнего облика героя, но и отражает динамику развития его личности. Такой портрет имеют центральные персонажи романа – Анна, Вронский , Каренин, Левин, Кити – и люди их семейного окружения. По способу описания психологический портрет может быть скрытым или явным. Приемы изображения портретов героев разнообразны: это и объективная авторская оценка, и впечатление героя, которое, в свою очередь, может иметь речевое выражение, а может представлять собой субъективное внутреннее восприятие. Особое стилистическое значение приобретает в портрете укрупненная деталь, наполняющая образ психологическим и нравственным содержанием. Это является у Л.Н. Толстого одним из новаторских средств психологического изображения, которое получит свое дальнейшее развитие в позднем творчестве писателя, в частности в романе «Воскресение», повести «Хаджи Мурат», а также в прозе А.Фадеева, М.Шолохова, А.Толстого.

Эту особенность в творчестве Толстого очень точно заметил известный критик Д.И.Писарев, который писал: «Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека…» И это при том, что Д.И.Писарев не успел дочитать роман «Война и мир» и не дожил до появления «Анны Карениной» (критик погиб совсем молодым), но он понял глубинную сущность творческой мысли Л.Н.Толстого и точно ее описал, говоря о том, что сюжеты толстовских произведений служат всепроникающему психологическому анализу, «диалектике души».

В начале романа страдающая, подурневшая Долли, невестка Анны, почти с завистью говорит о счастье и здоровье красавицы-золовки. Однако в этих словах почти верное понимание того, что брак Анны фальшив и лжив. Долли не нравился дом Карениных: что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта. «Дарья Александровна, в кофточке и с пришпиленными на затылке косами уже редких, когда-то густых и прекрасных волос, с осунувшимся худым лицом и большими, выдававшимися от худобы лица, испуганными глазами, стояла среди разбросанных по комнате вещей…» (1ч., глава IV). Точно так же оказалась разбросанной жизнь Долли, когда ее муж, Стива Облонский, изменил ей с гувернанткой детей.

Человек тонкий и чуткий , Анна хорошо понимает, какое горе переживает Долли, сочувствует ей, в то время как красивый, неглупый Стива Облонский подумал обо всем, но забыл свою некрасивую, плачущую, беременную жену. Когда ему надо было выпросить прощение у жены, он «втянул голову в плечи», стараясь казаться жалким, но все равно имел вид сияющий. (1ч., глава IY)

Из этих точных портретных и психологических деталей складывается нравственная оценка героев, их мыслей и поступков.

Самая богатая и сложная характеристика в романе – это характеристика главной героини Анны. Известно, что внешний облик Анны Карениной сложился под впечатлением встречи Л.Н.Толстого со старшей дочерью А.С.Пушкина Марией Александровной Гартунг. То, что между Анной и Вронским завяжется роман, становится ясно с первой же их встречи. Анна приехала в Москву с матерью Вронского. Она с первой же встречи привлекает внимание Вронского. Он обращает внимание на ее изящество и скромную грацию. Его поражают ее «блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза» и чарует «сдержанная оживленность» порхающая «между блестящими глазами». Роман начинается с бала, на котором присутствуют и Кити, и Анна, и Вронский, и Облонский. Как счастлива Кити на балу. Все: и платье, и кружевная берта, и розовые туфли, и особенно черная бархатка медальона на шее – все говорило о безграничном счастье прелестной девушки. Но Вронский, почти официально признанный женихом Кити, начинает ухаживать за Анной. Кити сразу чувствует, что Вронский влюбился в Анну, которая очень хороша. «Она была прелестна в своем простом черном платье… Но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». «Что-то чуждое, бесовское и прелестное» увидела в Анне Кити. (1 ч., глава XXII). Тем не менее Анна необыкновенно обаятельна. У нее тонкая, чуткая, отзывчивая душа. Анна сразу чувствует особое отношение Вронского и не может противиться его обаянию. Вронский с самого начала привлек ее внимание, с той минуты , когда она увидела его на вокзале, где он встречал свою мать, которая по странному стечению обстоятельств приехала в Москву вместе с Анной. Они проговорили всю дорогу. Анна оказалась настолько интересным собеседником, что с ней, по словам матери Вронского, «и поговорить, и помолчать приятно». (1 ч., глава XVIII).

Дурным предзнаменованием становится гибель путейного рабочего под колесами поезда. После гибели рабочего у Анны дрожали губы, и она с трудом удерживала слезы. Ее охватило предчувствие беды, неминуемой гибели. Перед ней замаячил страшный призрак смерти.

Жизнь героев, лишенная оправдания, выходит из повиновения, как та стихия – метель и ветер в ночь возвращения Анны в Петербург. Присутствие злой стихийной силы чувствуют Ленин, Каренин, Вронский. У Каренина не достигают желаемой цели его начинания; Вронский растерянно замечает, что «жизнь складывается не по правилам»; Левин чувствует, что какая-то сила противится ему. Не в силах противостоять силе любви, Анна понимает требования нравственного закона и испытывает чувство непреходящей вины, что указывает на ее глубокую высокую нравственную природу. Но она не нашла опоры, потому что на нее ополчилось ее окружение. «Все ложь, все обман, все зло», – говорит она. Вражда, грубая сила общественного мнения, невозможность реализовать стремление к самостоятельности губят ее. Она, в отличие от кузины Вронского Бетси Тверской, не владеет искусством притворства и лицемерия. Но она очень решительна, ее жесты – это жесты человека уверенного, принимающего быстрые и безоговорочные решения, умеющего анализировать поступки не только других людей, но и свои. Анна искренна: в разговоре с Долли она не скрывает, что на балу Вронский привлек ее внимание. Ей приятно внимание Вронского , но она торопится поскорее уехать из Москвы: ее пугает зарождающееся в ее душе чувство. Долли удивляется решению Анны так быстро уехать.

Анна совершенно неожиданно для себя встречает в поезде Вронского и вглядывается в него, возникшего словно из метели и ветра, на станции, где остановился состав. Анна видит выражение лица Вронского, его глаз, «это было выражение почтительного восхищения», и ее охватывает чувство радостной гордости, неудержимая радость и оживление сияют на ее лице. Но рассудком Анна боится того, чего желает ее душа. И на лице ее Вронский видит борьбу. «Ужас метели» казался тогда Анне «прекрасным», но «впереди плачевно и мрачно заревел густой свисток паровоза». (1 ч., глава XXX).

Л.Н.Толстой – мастер использования выразительной детали в портрете: Левин способен краснеть, что несомненно свидетельствует о его совестливости и высокой нравственности, тогда как мы ни разу не увидим краснеющими от укоров совести ни Стиву Облонского, ни Алексея Вронского. Прелестна 18-летняя Кити Щербацкая. Читатель видит ее глазами влюбленного Левина: «прелесть детской ясности и доброты», «небольшой белокурой головки, так свободно поставленной на статных девичьих плечах», «выражение ее глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка. Все в этой девушке переносило Левина в волшебный мир счастья. (1 ч., глава IX).

Довольно точно характеризует Алексея Вронского Облонский, говоря о том, что Вронский – «образец золоченой молодежи петербургской». Толстой часто подчеркивает блеск глаз Вронского, что несомненно свидетельствует о том, что Вронский - победитель. Он самолюбив, самоуверен, честолюбив. Когда Вронский встречает Анну, на его лице, всегда столь твердом и независимом, появляется выражение какой-то потерянности и покорности, похожей на выражение умной собаки, когда она виновата. Вронский влюбляется в Анну, но ему не нужна семейная жизнь, и именно в этом кроется трагедия Анны , которая в браке с немолодым Карениным была обделена любовью и семейным счастьем, но она не нашла этого счастья и в отношениях с Вронским.

Толстой хотел показать Анну «жалкой, но не виноватой», потому что видел, что его героиня не выдержит борьбы со своей средой. Анна оказывается пригвожденной к позорному столбу, в нее бросают «комья грязи» все, кто, собственно, сами были далеко не безгрешны. Но погибает Анна не от внешних причин, а от внутренних: любовь в ее душе перерождается в страдание. В первый раз Анна села в поезд, чтобы поехать в Москву, к брату Стиве Облонскому. В последний раз она приедет на станцию Обираловка в поисках Вронского, но не найдет его… Она увидит, как «мужичок, приговаривая что-то, работал над железом» и почувствует вдруг «невозможность борьбы». В этой сцене мы не видим портретного описания Анны, она раздавлена обстоятельствами и в душе ее последнее желание – умереть, уйти из жизни.

Тяжело переживает разрыв с Вронским Кити Щербацкая. На балу она точно заметила «Анна и Вронский одни в полной зале и что несчастье ее свершилось». Кити чувствовала себя раздавленной, и это отразилось на лице ее. Анна видит, что «лицо Кити только выражением отчаяния и удивления ответило на ее улыбку». И за тем, что Анна отворачивается от Кити и весело заговаривает с другой женщиной, конечно, замешательство и чувство вины, маскируемое деланной веселостью.

Когда по возвращении в Петербург она видит на вокзале мужа, встречающего ее, то испытывает какую-то странную досаду. Анна словно впервые видит некрасивые уши мужа, его холодную представительную фигуру, большие, усталые глаза, упорный и усталый взгляд, раздражающий ее медлительный тонкий голос. Она «ясно и больно» осознает свое давнишнее, похожее на состояние притворства чувство к мужу. (1 ч., глава XXX).

Огонь глаз Анны казался потушенным или припрятанным. Анна безраздельно отдается чувству любви, ей кажется, что она видит в темноте блеск собственных глаз. Она чувствует неприязнь к мужу. Она не хочет его видеть. Алексей Каренин понимает , что с Анной что-то случилось, потому что видит «блеск лица Анны, напоминающий всепожирающий страшный блеск пожара среди темной ночи» (2 ч., глава IX). Дух зла и обмана пронизывает атмосферу дома Каренина. Муж пытается урезонить Анну. Он говорит, что готов ее простить и все забыть, но Анна безумно любит Вронского и ничто не заставит ее вернуться к Каренину.

Петербургское окружение осуждает Анну. Интересно, что о ней сплетничают и ее осуждают даже те дамы, у которых тоже были романы, как например Бетси Тверская со своей сдержанной, злой и насмешливой улыбкой или та же старая княгиня Вронская. Алексей Каренин очень тяжело переживает измену жены, он намерен дать ей развод и при этом оставить сына при себе. Анне по-новому открылся человек, с которым она прожила восемь лет. Она видит страдающего человека, глаза которого «мрачно смотрели вперед себя… рот был твердо и презрительно сжат, в походке, в движениях, в звуке голоса была решительность и твердость… (4 ч., глава IX). Анна, хотя и называет мужа «злой министерской машиной, испытывает мучительное чувство вины перед ним.

Перед ней закрываются двери домов ее прежних знакомых. О ней злословят, ее осуждают. Ей не прощают искренности и душевной чистоты Анна же все больше и больше запутывается в своих отношениях с Вронским. Рожая внебрачного ребенка, дочь Вронского, Анна едва не умирает. Находясь между жизнью и смертью, в полубреду, она просит, чтобы муж приехал и простил ее перед смертью, она лепечет, казалось бы, бессвязные фразы, но за ее отрывочными словами и сияющим от смертного волнения взглядом кроется не страх смерти , а страх уйти из жизни непрощенной. Алексей Александрович прощает ее, более того, он испытывает к ее ребенку нежные отеческие чувства. Исключительным в судьбе Анны было сознание своей вины перед близкими ей людьми, перед самой собой, перед жизнью. В силу этого Анна становится героиней толстовского художественного мира с его высоким идеалом нравственного самосознания.

Выздоровев, Анна возвращается к Вронскому, и они уезжают в Италию. Интересен эпизод, в котором Вронский приглашает талантливого художника Михайлова нарисовать портрет Анны. Мы не находим детального описания портрета и видим его глазами Вронского, который искренне удивлялся тому, что художник «посмотрел и написал» портрет, то есть нашел «это самое милое ее душевное выражение». Но следует обратить внимание на авторскую сопроводительную ремарку: «выражение… было так правдиво, что ему (Вронскому) и другим казалось , что они давно знали его». Вот именно казалось. Вронский не мог понять, что было в душе Анны, тогда как художник это понял. Не потому ли его тяготило вынужденное общение с Вронским, Анной, лицемерным и довольно ограниченным Голенищевым. И не потому ли он избегал разговоров с Анной. Ведь в противном случае задача его осложнилась бы неимоверно. А так достаточно было творческой находки милого душевного выражения Анны. (5 ч., глава XII). Портрет получился замечательный. Позже уже в Петербурге, на него не сможет без волнения смотреть Константин Левин. Михайлов создал большой, во весь рост портрет, на котором была «живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами… победительно и нежно смотревшая на него (Левина) смущавшими его глазами».

У Константина Левина сложные отношения с братом Николаем. Левин, вглядываясь в болезненное, чахоточное лицо брата, испытывает к нему острую жалость и понимает, что беспорядочная, сумбурная жизнь Николая – это вызов существующему в жизни злу, поиск справедливости. Сам Левин пытается понять абсурдно устроенную жизнь, когда женщину судят за то, что она хочет уйти из дома разврата, когда человека осмеивают за то, что он набожен , религиозен, ищет узды на свою страстную натуру, но, когда его «прорывает» и он начинает пить, жить с женщиной, взятой из публичного дома, от него с омерзением отворачиваются и никто не протягивает ему руку помощи. Левин понимает, что брат Николай не виноват в том, что «родился с своим неудержимым характером и стесненным чем-то умом». Левин любит брата и готов ему помочь. Он просит Николая перейти жить в отцовский дом и готов принять его вместе с Машей, той самой, которую Николай взял из публичного дома. Левин стремится к семейному счастью, хочет любви, детей, душевного покоя. Он женится на любимой девушке – Кити, у него рождается сын, что еще нужно для полного счастья. А Левин в смятении – душа его полна тревоги за будущее. Важно отметить, что в романе «Анна Каренина» портретная характеристика героев тесно смыкается с речевой характеристикой и с психологическим анализом характеров героев, которые всегда идут неизведанными путями. Но смысл психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества возможных вариантов. Интересен эпизод, в котором оскорбленный Алексей Каренин говорит Анне: «Да, вы только себя помните, но страдания человека, который был вашим мужем, вам не интересны. Вам все равно, что он пеле…педе… пелестрадал». Эти слова заставили Анну смутиться, хотя она и без того понимала, что виновата перед ним.

Роман «Анна Каренина» учит читателей уважению к человеку, к его делам и заботам, к требованиям его души. Поэтому, несмотря на трагический сюжет, роман производит жизнеутверждающее впечатление.

Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. Роман начал печататься в журнале «Русский вестник» с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

«Анна Каренина» - роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга, потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни. Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему социальный строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он раздвигает эти рамки, расширяет эту тему до всей жизни человечества.

Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества. Противопоставление жизнелюбия Анны безжизненности Каренина в романе проводится последовательно с характерной для художественного мышления Толстого заостренностью на непримиримости противоречия. Когда Алексей Александрович столкнулся с мыслью о том, что супруга способна ему изменить, он почувствовал, что «стоит лицом к лицу перед чем-то нелогичным и бестолковым. Он стоял лицом к лицу перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него, перед жизнью. И любой раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее».

Настоящая жизнь для Толстого - это страстное стремление и умение человека существовать жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей. Анна наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир героини. В романе противопоставлены жизненность Анны безжизненности Каренина. Любовь, вспыхнувшая в Анне, - это сама жизнь как она есть, со всей ее путаницей, неразберихой, не укладывающаяся ни в какие схемы. Каренин же хотел отстраниться от любви свое жены к другому человеку, сделать вид, что этого просто нет. Отношение Алексея Александровича к Анне воплощает сущность его отношений с самой жизнью: игнорирование живой сложности, замена ее искусственной стройностью внешней логики. Их семейные отношения были насилием над жизнью – медленным, повседневным, постоянным угнетением, при всей незлобности и даже скрытой доброте Алексей Александровича.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - погибель человека под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство. Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему отрицанию, превращению в свою противоположность. Любовь, которая по сути означает самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение. С того самого момента, когда Анна начинает любить, она приходит в неразрешимое противоречие со всеми формами общественных отношений. Получается, что именно человечность любви Анны сама по себе неизбежно приводит героиню к обособлению от всех и от всего, кроме любимого человека, а в конечном счете и от него. Уже незадолго до своей гибели Анна сама начинает сознавать, что именно глубина ее чувства к Вронскому разобщает ее и с ним. Для Анны роман с Вронским – роман всей ее жизни, но он не создан для той любви, которой она ждет от жизни. Причина гибели любви заключены в самой любви, в этой неизбежной сосредоточенности только на себе самой. Это и порождает «беспричинное» раздражение, вспышки «беспричинной» ненависти. Даже сами разговоры о любви начинают раздражать Вронского. Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство.

В гибели Анны виноваты не лица, представляющие общество. В гибели Анны виновно само устройство общества. Безжизненное общество, безжизненная действительность убивает любовь тем, что лишает ее содержания: жизни. Но истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести.

Замысел писателя показать женщину, потерявшую себя, но не виноватую, подчеркивается эпиграфом к роману: «Мне отмщение и аз воздам». Смысл эпиграфа в том, что судить человека, его жизнь и поступки может бог, но не люди. Не светским ханжам судить Анну. Мысль эпиграфа несколько раз звучит в словах действующих лиц романа. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: «Не нам судить, графиня». Библейское изречение, взятое для эпиграфа, Толстойпротивопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «Зло, ложь и обман» «…все это переворотилось и только укладывается» Трагический жизненный путь Анны проходит в пореформенную эпоху. Сложные вопросы о браке,любвии семье Толстой рассматривает в связи с самыми различными сторонами современной ему действительности, когда на смену политическим и нравственным основам крепостнического строя пришли новые, буржуазные. В романе представлены петербургские сановники, военно-дворцовые круги, московское и поместное дворянство; земские деятели; адвокаты и другиечиновники; служащие в дворянских семьях учителя, врачи, управляющие имениями, приказчики, буржуазные дельцы, слуги, деревенские мужики – словом, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он закл-т в себе прежде всего особенности, характеризующие семейный роман. История не­с-х семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и миром», он хотел во­плотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» - это не только семейный роман, но и роман социальный, психо­логический, произведение, в котором история семейных отно­шений тесно соединяется с изображением сложных обществен­ных процессов, а обрисовка судеб героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира. Показывая движе­ние времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты эпопеи.

Лучшие статьи по теме