Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Исаак Ильич Левитан. Биографическая справка

И саак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.

«Пейзажи настроения» молодого живописца

Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан - раввин по образованию - оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы.

Исаак Левитан. Озеро. 1899-1900. Государственный Русский музей

Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан, из письма Антону Чехову

Из поездки живописец привез более 50 пейзажей, среди которых были «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым», «Татарское кладбище». По воспоминаниям Михаила Нестерова, крымские картины Левитана «были раскуплены в первые же дни» на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

«Тихая обитель» в предзакатном свете

Алескей Степанов. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888-1889. Государственный Литературный музей

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1894. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плёс

Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888. Музей-квартира им. Бродского

В это время Чеховы познакомили Левитана с Кувшинниковыми - полицейским врачом Дмитрием и его женой Софьей, которая держала в Москве салон. Здесь бывали писательница Татьяна Щепкина-Куперник и актриса Мария Ермолова, режиссер Александр Ленский и живописец Иван Репин , скульптор Михаил Микешин и художница Антонина Ржевская . Левитан обучал Софью Кувшинникову живописи, они много времени проводили вместе.

В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. Первая поездка не впечатлила художника. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы... Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого... серое небо, сильный ветер...» Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. Левитан возвращался сюда еще два года. Здесь появилось множество его полотен - «Ветхий дворик» и «Осень. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес».

В конце 1889 - начале 1890 года Исаак Левитан впервые побывал в Европе: он отправился в Париж на Всемирную выставку. Живописец хотел ближе познакомиться с творчеством барбизонцев: Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, - а также произведениями импрессионистов. После Франции он поехал в Италию. Из этого путешествия Левитан привез пейзажи «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии».

Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Воздушную картину, изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане - речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве... А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».

40 недописанных картин

Василий Поленов. Голова Исаака Левитана в повороте головы Христа. Этюд для картины «Мечты». 1894. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник им. Поленова, Тульская область

Валентин Серов. Портрет Исаака Левитана. 1893. Государственная Третьяковская галерея

Исаак Левитан. Автопортрет. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. С ним уехала Софья Кувшинникова, они жили вместе то в Тверской, то во Владимирской губерниях. В первой половине 1890-х годов живописец создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Он писал художнице Елене Корзинкиной: «За лесом серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего... Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх» . Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Например, «Свежий ветер. Волга», «Март», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони». В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов.

В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Однако художник много работал и даже путешествовал: у него прошла выставка в Москве, позже Левитан побывал в Финляндии и вновь в Италии. Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» Но живописец не прекращал работать. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. Осиновый лес», «Поезд в пути».

В 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика пейзажной живописи. Несмотря на болезнь, он стал руководить пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился сам. В конце мая 1900 года Левитан сильно простудился, и спустя месяц художника не стало. Все лето его картины выставлялись в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, а в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.

Исаак Левитан, биография которого интересует всех знатоков искусства, - известный русский художник. Его считали мастером "пейзажа настроения". Известен как академик Императорской академии художеств.

Происхождение художника

В октябре 1860 года родился Левитан. Биография художника гласит, что случилось сие событие в небольшом местечке Кибарты Августовской губернии. Сегодня это территория Польши. Его родители были обедневшими, но образованными евреями.

Отец, Илья Абрамович Левитан, происходил из семьи раввинов. Самостоятельно овладел немецким и французским языками. Впоследствии преподавал их в гимназии, а также работал переводчиком на строительстве железнодорожного моста французской компанией.

Юность Левитана

Родители Левитана стремились улучшить свое материальное положение и дать детям достойное образование. Для этого в начале 70-х годов XIX века они переехали в Москву.

В 1871 году старший брат героя нашей статьи, Авель, поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года там начал учиться и юный Исаак, которому исполнилось 13 лет.

Художник Исаак Ильич Левитан, биография которого подробно описана в этой статье, занимался у таких маститых живописцев, как Алексей Саврасов, Василий Перов, Василий Поленов.

В 1875 году в семье Левитана происходят серьезные перемены. Мать умирает, а отец тяжело заболевает. Из-за недомогания ему приходится уволиться из железнодорожной компании, а доходы от репетиторства не позволяют содержать четверых детей.

В результате даже само училище оказывает братьям финансовую помощь. В 1876 году их полностью освобождают от платы за обучение как попавших в сложное финансовое положение и демонстрирующих успехи в учебе и искусстве.

В 1877 году их отец умирает от тифа.

Первый заработок

Художник, его братья и сестры жили в крайней нужде. В то время у Перова учился Левитан. Биография художника гласит, что жизнь его круто изменилась, когда его перевели в класс Алексея Саврасова. Здесь ему удалось сконцентрироваться на пейзажах.

Тогда же к нему пришли и первые успехи. В 1877 году сразу две картины художника отметили на выставке. Он получил малую серебряную медаль и первый серьезный заработок - 220 рублей. На тот момент ему исполнилось всего 16 лет.

Совсем скоро в его жизнь вошли новые трудности. На этот раз от царского указа пострадал Левитан. Биография художника увлекает нас за пределы столицы. Дело в том, что после покушения революционера Соловьева на Александра II всем евреям запретили жить в исконно русской столице, то есть в Москве. Это притом, что сам Соловьев, как считает большинство современных историков, евреем не был.

В возрасте 18 лет Исаак Ильич Левитан, творчество которого к тому времени уже было знакомо многим, уезжает из Москвы. Вместе с братьями и сестрами он начинает жить на небольшой даче в районе Балашихи. Здесь он проводит два года.

Позже, когда запрет ослаб, возвращается в столицу, снимает меблированную комнату на Большой Лубянке. Деньги ему удалось выручить за картину "Вечер после дождя".

Окончил училище только в 1885 году Левитан. Биография художника содержит сведения о том, что мастеру кисти было присвоено звания учителя чистописания.

Левитан в работе

Окончив училище, Левитан переезжает в Московскую область, в глухую деревню Бабкино, так как денег на жизнь в столице у него не было. Однако и здесь находятся занятные соседи - это Чеховы. Исаак Ильич Левитан именно там знакомится с писателем, дружба и противостояние с которым будут продолжаться всю его жизнь.

К середине 80-х годов XIX века Исаак Ильич уже становится достаточно известным живописцем, благодаря этому улучшается и его финансовое положение. Однако голодное детство и безденежная молодость негативно сказываются на его здоровье. У художника начинает развиваться болезнь сердца.

В 1886 году он отправляется в Крым, чтобы восстановить силы. Стоит отметить, что поездка произвела на него положительный эффект. Здоровье живописца заметно улучшилось. Вернувшись с полуострова, Исаак Ильич Левитан представляет на персональной выставке сразу 50 новых пейзажей.

Еще одной плодотворной поездкой стал круиз по Волге, в который он отправился в 1887 году. Великую русскую реку любил изображать еще его учитель - Саврасов. Левитан решил не отставать.

В 1888 году, во время второй поездки по Волге, Левитан открывает для себя небольшой городок Плес. Здесь он проводит три следующих летних сезона. Причем весьма продуктивно.

За эти годы им были написаны около 200 произведений, которые принесли мастеру живописи всероссийскую популярность.

"Над вечным покоем"

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении "Над вечным покоем", созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине - деревянная церковь, рядом с которой - старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

Второе выдворение из Москвы

Но не все безупречно складывается в жизни художника. В 1892 году снова вынужден уехать из Москвы Левитан. Краткая биография живописца отмечает, что он был подвергнут выселению как "некрещеный еврей". На то, чтобы покинуть Москву, ему были отведены одни сутки.

После этого Левитан живет во Владимирской и Тверской губерниях. Только через несколько лет ему позволяют вернуться. Об этом хлопочут его многочисленные друзья, которым удается пролоббировать этот вопрос в высоких кабинетах.

В этот период он пишет еще одну свою известную картину - "Владимирка". На ней изображена дорога, по которой каторжан гнали в Сибирь.

Отношения с женщинами

Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе "Попрыгунья" события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.

В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.

В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.

При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.

Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ "Дом с мезонином" и пьесу "Чайка", в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.

Смерть художника

В 1896 году Левитан во второй раз переносит тиф. Ему 36 лет, а симптомы аневризмы сердца только усиливаются. Болезнь принимает тяжелый и хронический характер.

1899 год он проводит в Ялте, рядом снова Чехов. Но на этот раз между старыми друзьями нет прежней близости. Левитан может ходить, только опираясь на палку, сердце болит непрерывно.

Поездка на курорт не помогает. Вернувшись в Москву, он практически не выходит из дома. В мае 1900 года его навещает Чехов.

22 июля 1900 года Исаак Левитан умирает. Ему было всего 39 лет. В его творческой мастерской осталось около 40 незаконченных полотен и не менее 300 этюдов, работа над которым планировалась только в будущем.

Его последняя картина "Озеро" так и осталась недописанной. Сегодня она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Левитан был похоронен в Северной столице на старом еврейском кладбище.

Родился Исаак 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье. Его отец владел несколькими языками, был преподавателем.

В 1870-х годах состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве.

После смерти отца и матери, в биографии Исаака Левитана наступило тяжелый период. Видя талант ученика и его невозможность платить за обучение, в училище его освободили от оплаты и даже оказывали помощь.

После выставки картин еще во время учебы, художник получил серебряную медаль. А образование окончил в 1885 году.

Позже в биографии художника Левитана прошло несколько путешествий по Франции, Италии. Также свои работы Левитан представлял среди Товарищества передвижных художественных выставок. На некоторое время художник был вынужден покинуть Москву, но позже вернулся.

Если рассматривать краткую биографию Левитана, нужно отметить, что с 1898 года он преподавал в родном училище. Среди известнейших картин Левитана – «Над вечным покоем», «Вечер на Волге», «Березовая роща», «Сумерки. Стога», «Весна – большая вода» и многие другие.

Творчество Левитана

Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.

Так, его произведение «Осенний день. Сокольники», было в 1880 году приобретено Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1880-1884 годы Исаак Левитан пишет с натуры в Останкине.

Результатом становятся такие его работы, как «Сосны», «Дубовая роща. Осень», «Дуб». В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Волжская природа дает художнику новые пейзажные сюжеты, появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге».

С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее.

Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как «Весна. Последний снег»,»Март», «Цветущие яблони», «Золотая осень», «Большая дорога. Осенний солнечный день».

В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

Художник преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене.

Но вскоре здоровье Левитана резко ухудшается, лечение за границей мало помогает. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался.

Известные работы художника

  • Осенний день. Сокольники (1879)
  • Вечер на Волге (1888, Третьяковка)
  • Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)
  • Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)
  • Берёзовая роща (1885-1889, Третьяковка)
  • После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)
  • Тихая обитель (1890, Третьяковка)
  • У омута (1892, Третьяковка)
  • Владимирка (1892, Третьяковка)
  • Вечерний звон (1892, Третьяковка)
  • Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро
  • Удомля, Тверская губ.
  • Свежий ветер. Волга (1895, Третьяковка).
  • Март (1895, Третьяковка). Вид ус. «Горка» Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.
  • Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. «Горка» Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.
  • Весна - большая вода (1896-1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.
  • Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. «Горка». Тверская губ.
  • Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. «Горка». Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893-1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.
  • Озеро Островно (1894-1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893-1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.
  • Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.
  • Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)
  • Сумерки (1900, Третьяковка)
  • Озеро. Русь (1899-1900, Русский музей)

Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа 1860 года в небольшой деревне близ станции Кибары. В семье все были потомственными евреями: дедушка, отец. Жили они достаточно бедно. У Исаака так же был брат и две сестры. Не смотря на свое финансовое положение, в семье всегда царил мир и душевная атмосфера, отец сам учил всех детей грамоте. А в 1860 году семья переехала в Москву. Это было тяжелое время для них, денег не было совсем, а отец работал переводчиком, чтобы хоть как-то прокормить семью. Оба брата изначально выбрали стезю искусства: старший брат Авель поступил в 1879 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а Исаак Левитан поступил туда же в 1873 году.

Родители не препятствовали этому выбору, даже не смотря на трудности с деньгами, наоборот, поддержали своих сыновей.

В 1875 году умерает мать Левитана, а спустя два года умерает и отец от тифа. Дети остались одни, можно сказать без средств на существование.
Но Исаак Левитан уже на первых порах обучения проявил свою любовь к природе в рисунках. А.К.Саврасов, будучи уже известным, взял его себе в ученики. Да и в училище старались помогать, кто чем может: кто кисти, кто краски даст, ведь знали, в каком полождении остался Исаак.

Саврасов, безусловно, поддерживал юного художника, он видел в нем большой потенциал. Под его руководством у Левитана появляются его ранние работы "Солнечный день. Весна", "Ветряные мельницы", "Вечер", "Осень. Дорога в деревне". Поскольку Саврасов сам тяготел к природной лирике, он как мог вдохновлял, обучал юного художника.
Появляется очень успешная картина "Осенний день. Сокольники ". Это не только вселило уверенность в Исаака Левитана, но и слегка помогла и в финансовом плане. Тем не менее, жить по прежнему было негде, и приходилось ночевать в разных гостиницах.

Чтобы хоть как-то заработать, Левитан рисовал иллюстрации к разным еженедельникам. Затем учителя Саврасова заменил Василий Дмитриевич Поленов, т.к. Саврасов неполадил с начальством преподавательской и, к тому же, заболел. Общение с Поленовым для Левитана тоже сыграло большую роль.
Поленовские пейзажи были в чем-то эталоном для молодого художника, что-то он взял из композиции работ, что-то из манеры цветовой гаммы. Был у Левитана с Поленовым совместный проект над декорациями к Мамонтовской частной опере.

В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина "Дуб " - смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света ("Последний снег. Саввинская слобода", "Зимой в лесу ", "Весной в лесу").

Такая чуткая манера письма обусловленная и тем, что сам Левитан безумно любил природу, он блогоговел перед ней. Он часто по долгу гулял по лесу, любил рыбалку, охоту, любил русские деревни ("Вечер на пашне").

Следует отметить, что у Левитана уже в период учения начала развиваться невростения. В начале 1880-х годов некоторые его картины отмечены печатью меланхолии и печали, возможно и из-за этого, да и трудные годы детства тоже оставили отпечаток.

Зато работы 1883-1885 годов напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", "Мостик. Саввинская слобода ".
В 1884 году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшмся худодником, со своим стилем и мирровоззрением. А в 1886 году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Кроме того, Левитан был в тесных дужественных связях с А.П.Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра", один из шедевров "Березовая роща ".

В 1886 году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезжанные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887 года эти этюды были выставленны на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились.

Весной 1887 года Левитан едет на Волгу, за новыми впечатлениями. Но поездка эта не доставила ему ожидаемого удовольствия. Волга встретила его пасмурным небом, дождливой погодой. Не найдя там ожидаемого, Левитан уехал обратно в Москву. Тем не менее, были написаны картины "Разлив на Суре " и "Вечер на Волге ".

В 1888 году Левитан, Степанов и Кувшинникова отправились по Оке на параходе в тур до Нижнего Новгорода. В этот раз встреча с Волгой оправдала ожидания художника. Это оказался очень плодотворный период в творчестве Левитана ("Осень. Слободка", "Ветхий дворик ", "Одуванчики " и т.д.). Из лучших работ того периода Левитана можно выделить "После дождя. Плёс " и "Вечер. Золотой Плёс ". Здесь Волга уже не печальная и мрачная, а величественная, дружественная.
В начале 1890 года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии были написаны ряд пейзажей. "Берег Средиземного моря " можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажом в творчестве художника. В Венеции и Альпах были созданы тоже очень красивые пейзажи: "Близ Бордигеры. На севере Италии ", "Весна в Италии " и др.

По возвращению на родину была создана картина "Тихая обитель ". После того, как она побывала на выставке передвижников, о Левитане заговорили в обществе. И с 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана, где о нем уже знало все общество.

Но в 1892 году произошло неприятное событие. Сам художник был не крещенным и, как помним, из еврейской семьи. В то время начали выселять из Москвы лиц еврейской национальности. Левитану пришло письмо с указаниями в течении 24-х часов покинуть город. Ему пришлось жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях до того времени, пока друзья не смогли уладить ситуацию, и тогда Левитан смог вернуться в Москву.

В эти года появляются картины с драмматическим оттенком. Это "У омута ", "Владимирка ", "Над вечным покоем ". Последняя была наделена филосовским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а так же о чувствах художника в моменты одиночества, тоски.

Но это не значит, что Левитан ушел в депрессию. Он продолжает рисовать и жизнерадостные работы. Картина "Свежий ветер. Волга " является тому примером. Картина "Март " можно сказать, произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимный день (а на картине был изображен именно зимний день, не смотря на название).

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрмотры. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы "Луг на опушке леса ", "У ручья".

В 1893 году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с С.П.Кувшинниковой в с. Островно. 1896 год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась болезнь сердца. Она была неизлечима. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится.

Тем не менее, художник не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с его оврагами, крыльцами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи ("Лунная ночь ", "Сумерки. Стога ", "Восход луны. Деревн"). В некоторых работах позднего Левитана прорывается бурная жажда жизни. Это картина "Бурный день ". В работе "Буря. Дождь " видится неизбежность смерти художника, обреченность и тоска. Такие песимистичные и обреченные работы были в единичном числе, Левитан не позволял впускать такие настроения в свое творчество. Он наоборот стал более активно участвовать в общественной творческой жизни, выставлялся в музеях, продолжал состоять в Товариществе передвижников, участвовал и в зарубежных выставках.

Главной из последних картин Левитана стала работа "Озеро. Русь ". В этом произведении и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ.

В 1988 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавать в том же училище, где и сам брал уроки.

В 1899 году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома.

Ушел из жизни Левитан, полон сил и творческих замыслов, которым, к сожалению, не удалось осуществиться.
Произошло это в 1990 году 22 июля. Похоронили его на старом еврейском кладбище.


Великий мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан родился в большой и дружной еврейской семье в заштатном литовском городке у самой польской границы. Его «нерусское» происхождение до конца жизни будет причиной унижений и лишений, но не заставит его покинуть страну, которая всегда была для него источником вдохновения, несмотря ни на что.

Финансовые трудности заставили семью художника переехать в , где в возрасте 13 лет Левитан поступает в Художественное училище. Годы учебы были полны и успехов и неприятностей. Не всем педагогам нравилось, что их ученик еврей. А увлечение Левитана русским пейзажем казалось мэтрам наигранным и неискренним. Повезло мастеру с главными педагогами – , и . Они сумели разглядеть в первых робких и неуверенных мазках школяра будущий талант, поэтому относились к студенту Левитану по-особенному.

Ранняя смерть родителей едва не перечеркнула планы на образование. Помогли преподаватели и друзья. Молодой художник работает не покладая рук. В конце 70-х годов 19 века Левитан знакомится с Чеховым. Это знакомство было важным для обоих. Трудно себе представить более духовно близких людей, одинаково талантливых, одинаково тонко чувствующих красоту.

Во время ученической выставки в 1879 году одну из работ студента Левитана (Осенний день. Сокольники.) за 100 рублей покупает сам Третьяков. Казалось бы, с этого момента жизнь должна измениться к лучшему. Но нет, в этом же году Левитана, как и всех евреев, высылают из Москвы. Только через год, благодаря хлопотам влиятельных друзей, ему удалось вернуться обратно.

В период с 1880 по 1885 годы художник создает свои известные полотна «Осень», «Сосны», «Первый снег». Мастер становится известным, его работы популярны. В 85-м году, вместо диплома художника, училище выдает Левитану диплом «учителя чистописания». Очередное унижение сказывается на здоровье художника. Он уезжает в Крым. Результатом этой поездки стала серия пейзажей, получившей восторженные отзывы критиков.

Следующий успех – картины «волжского» периода жизни. Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.

В самом начале 90-х годов Левитан вступает в общество «передвижников». На выставках объединения появляются его шедевры: «У омута», «Лето», «Октябрь». А затем снова высылка из Москвы. На этот раз за художника хлопотали настолько влиятельные друзья, что вынужденная ссылка в Тверской и Владимирской губерниях продлилась недолго, но унижение еще больше подорвало здоровье. Именно в своей вынужденной ссылке Левитан пишет одну из самых своих глубоких и талантливых работ – .

В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из , до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.

В последующие годы художник трудится не покладая рук – , «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга» - это лишь те, что были при жизни мастера признаны шедеврами. В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика и право преподавать в Художественном училище. Но здоровье у него к этому времени было совершенно расстроено.

Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой – - он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.

Лучшие статьи по теме