Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Эссе по истории егэ. Пример сочинения по истории

Итак, буквально вчера, мне в рамках занятия нашей группы ВК отправили набросок сочинения такого типа по периоду 1125-1132 гг.:

Период истории Руси 1125-1132 гг. называют периодом феодальной раздробленности.
Основные причины феодальной раздробленности:
- княжеские междоусобицы, стремление князей укрепить и расширить свои владения;
- формирование местных княжеских династий;
- рост городов, превращение их в центры отдельных территорий;
- укрепление местного боярства, стремление бояр и местных князей укрепить и расширить свои владения.
Годы 1125-1132 гг.- приходятся на правление Мстислава Великого, сына знаменитого Владимира Мономаха, деятельность которого была связана с прекращением княжеских усобиц, зашита русских границ от набегов кочевников.

Давайте разберемся, т.к. в пяти сочинениях из шести были подобные вопросы/ошибки. Что необходимо сделать? Для начала - это скачать демоверсии ФИПИ ЕГЭ по истории 2016 года и обратиться к формулировке самого задания:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1125–1132 гг.; 2) 1825-1855 гг.; 3) 1945-1953 гг.

В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Давайте проверим данную работу и выявим все ошибки + дадим ответ на вопрос о форме написания работы.

Смотрим К1 - все отлично, указано больше двух явлений и процессов - +2 балла;

К2 - Мономах и Мстислав на месте - +2 балла

К3 - Причинно-следственных связей в работе просто нет. Что это такое? Причинно-следственные связи - это вообще положение, когда показывается влияние периода на последующие годы развития государства. То есть Вы берете итоги и продолжаете мысль, глядя уже за 1132 год. Ключевой вопрос: к чему привело? Итог: 0 баллов

То есть пишете:

Данный период оказал значительное влияние на развитие Древнерусского гос-ва; можно рассмотреть с двух сторон: (И тут приводите + и -). Дополнительно приводите аргументацию, раскрываете тип влияния и сферу.

План «А» - честный:

    Заходите в гугл и пишете «историография»;

    Скачиваете какое-нибудь пособие для вузов неисторических специальностей. Там полный каталог исторических оценок для данного задания;

    Не забывайте, что сочинение опять же сочинение строится по периодам: IX-XVII вв. / XVIII-XIX вв./ XX в.. Выбираете один, работаете над ним

Шаблон: В () веке, историк () выразил +/ оценку данного исторического периода:

912 – 962

Временной промежуток с 912 по 972 г. относится к истории Древнерусского государства. Среди важнейших процессов этого периода четко прослеживаются следующие: во-первых становление налоговой системы. И, во-вторых, процесс формирования государственной территории, ее расширения и обороны складывающихся границ.

Говоря о данном периоде, следует назвать правителей этого периода. Это князь Игорь (912 – 945), начавший править после смерти князя Олега и княгиня Ольга (945 – 972), жена Игоря, правившая после смерти мужа.

Важным направлением деятельности киевских князей в период с 912 по 972 стало развитие налоговой системы. В период правления Игоря существовало так называемое полюдье, когда киевский князь со своей дружиной объезжал входящие в его государство племена и собирал с них дань в натуральном виде (пушнина, продукты и т.п.) . При этом объем выплат определялся на месте и мог оказаться большим или меньшим в зависимости от различных факторов. Эта система способствовала тому, что соединяла земли восточных славян в единое государство, обеспечивала Киеву поступление средств на ведение своей политики. Но система имела и недостатки (необходимость личного присутствия князя при сборе полюдья, варьируемый размер дани) которые в полной мере проявились в истории с гибелью князя Игоря во время полюдья в 945 году. Тогда племя древлян, возмущенное попыткой Игоря взять дань повторно, расправилось с князем и его воинами.

Жестоко отомстив древлянам за гибель Игоря, княгиня Ольга, сделала выводы изслучившегося, учла ошибки Игоря и провела серьезную реформу налогообложения. Полюдье было отменено. Вместо него установлена система уроков и погостов. (Уроки – заранее определенный размер дани, погосты – места, куда доставляли дань.) Благодаря этой реформе, Ольга значительно улучшила налоговую систему Древнерусского государства. Отныне налогообложение было унифицирован для всех племен, подчинявшихся Киеву. Деятельность княгини Ольги в этом направлении укрепила как финансовую систему государства, так и сплоченность племен. Больше не было поводов для обвинений киевских князей в предвзятом отношении к тому или иному племени.

Если говорить о втором важном процессе периода 912 – 972 гг, то это процесс расширения территории государства и ее защита. Князь Игорь известен тем, что подчинил власти Киева племя уличей и защищал восточных славян от набегов печенегов – кочевого народа, обитавшего к югу от территорий, заселенных восточными славянами. Кроме того, Игорь организовывал походы против Византии в 941 и 944 гг. и заключил в 944 году с этой страной выгодный военно-торговый договор, способствовавший безопасности и развитию Древней Руси. Этот договор, в частности, зафиксировал право Древней Руси расширять свои территории на юге – в на р. Дунай и на Таманском полуострове. Таким образом, деятельность Игоря способствовала расширению территории Древнерусского государства и безопасности его границ.

Княгиня Ольга продолжила политику своего мужа по сохранению и расширению территории государства. Из-за действий Игоря во время полюдья в 945 году из-под власти Киева выпало племя древлян. Ольга, понимая важность сохранения под своей властью всех подданных, сумела хитростью и жестокостью вернуть под власть Киева племя древлян и заставить его платить дань. Она продолжила сотрудничество с Византией, подтвердив выгодный договор, заключенный Игорем. Кроме того, во время своей поездки в Константинополь Ольга приняла христианства, что оказало влияние на рост позитивного отношения к христианству ее подданных и облегчило впоследствии крещение Руси в 988 году.

Как и Игорю, Ольге пришлось защищать свой народ от печенегов в то время, когда князем стал уже ее сын Святослав Игоревич. Когда в 968 году печенеги подошли к Киеву, именно она возглавила оборону города, оказавшуюся успешной. Говоря о значении деятельности Ольги в деле сохранения и расширения территории Древнерусского государства, следует оценить ее положительно. Хотя Ольга и не расширила серьезно границ, она сумела удержать власть над беспокойными племенами восточных славян, защитить их от набегов печенегов, обеспечить мир и сотрудничество с Византией.

Период с 912 по 972 был важным для отечественной истории и насыщенным событиями. Время правления Игоря и Ольги стал периодом «собирания» под власть Киева территорий, заселенных восточными славянами. периодом успешной защиты границ молодого государства. Таким образом, шло становление и развитие важнейшего признака государства – единства территории.

Кроме того, в этот период шло развитие другого признака государственности – системы налоговых сборов. В результате этого процесса сложилась удачная, признаваемая всеми восточными славянами система уроков и погостов.

Данный период во многом заложил основы будущего процветания Древней Руси и начале XI века.


Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. - октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.

В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.

Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное - это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения , написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1921 - 1928 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: "Краткая характеристика периода". Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: "Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация - это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни - 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало "холодильной технике" (не "холодильники в каждый дом", это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: "Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с "чистки" самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: "Оценка значимости данного периода для истории страны".

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации "Народная воля". Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг - отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение - 11.

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

Что поможет написать сочинение хорошо :

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность ()
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний ().
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры ().

Что из себя будет представлять ЕГЭ по истории в 2016 году

Какие части убрали по сравнению в 2015 годом

Стоит ли паниковать и боятся?

Что главное в подготовке к ЕГЭ по истории 2016?

Ответы на все эти вопросы даны в видео выше. Всем привет. Итак, скоро наступит 2015/2016 учебный год и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) на своем сайте уже опубликовал свежие контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ в 2016 году. Этот пост касается истории.

Первое, что бросается в глаза: в тесте ЕГЭ по истории 2016 напрочь убрана бывшая часть А из первой части теста ЕГЭ. В ней содержались самые легкие задания с одним вариантом ответа как правило из четырех. Ликвидация этих заданий с одной стороны, существенно уменьшило само количество заданий: теперь их 25 вместо 40. С другой стороны сам тест ЕГЭ по истории 2016 усложнен. Не сказать, чтобы сильно, но усложнен.

Вот таблица соответствия заданий КИМ ЕГЭ 2016 по истории и :

Как видно из таблицы, только 5 заданий (6,7,8, 10 и 25) довольно новые (они отмечены красным). Остальные задания взяты из теста ЕГЭ 2015 года. Говоря это, я имею в виду типа заданий. Самое кардинальное изменение произшошло в задании 6. Его введение осложнит тест тем, что выпускнику придется ориентироваться в схожих заданиях разных исторических эпох.

Также кардинально пересмотрено задание 25 (40). Если раньше от выпускника требовалось охарактеризовать историческую личность по не ясно какому плану, то теперь требуется написать историческое сочинение по определенному периоду отечественной истории.

То есть теперь совсем не обязательно знать биографию У. Черчилля и Т. Рузвельта, чтобы написать историческое сочинение. Тут принцип простой: чего не знаешь - не пиши 🙂 Однако знание этих персонажей, и демонстрация этого знания экспертам, поможет выпускнику получить наивысший балл.

Максимальный первичный балл теперь составляет 53 первичных балла и 100 тестовых. За историческое сочинение выпускник может получить теперь целых 11 первичных баллов. И критерии в нем увеличены до 7. Подробнее об этих задания мы поговорим в будущих видео и постах. !

В целом, тест усложнился и выпускнику придется знать не только события из истории и исторических личностей, но также термины, причинно-следственные связи и многое, многое другое.

Серьезно потренироваться в решении тестов, и усвоить нюансы их решения, вы можете, пройдя наш :

Многие спросят: актуальны ли для подготовки к ЕГЭ по истории в 2016 году. Да, конечно, актуальны. Ведь мои видеокурсы нацелены на формирование у выпускника системных знаний по дисциплине и отработку навыка решения тестов любой сложности.

К тому же, все кто приобрел у меня полный курс по истории, как и другие курсы, имеют право на консультацию со мной по любым вопросам подготовки к ЕГЭ. Поэтому, все кто приобрел мои курсы и мои услуги в 2015/2016 учебном году без сомнения сдадут ЕГЭ по истории 2016 на 100 баллов. Как это было в 2014/2015 учебном году.

Скачать свежие КИМ ЕГЭ по истории 2016 года можно тут, поставив лайк:

Надеюсь, развеял Ваши опасения и панические настроения! На очереди интересные материалы: !

С уважением, Андрей Пучков

В 2016 г. будет введено новое задание на ЕГЭ по истории – написание исторического сочинения по указанному периоду. Учащиеся несколько растерялись, ведь в предыдущие годы было иное задание – написать сочинение по характеристике личности.

Предлагаю свой вариант отработки умений по новому варианту задания 25.

Сочинение по истории ЕГЭ - примеры и с чего начать

Мне представляется, что начинать работу по написанию сочинения по истории лучше всего с того, чтобы вспомнить и выписать все личности, которые связаны с выбранным периодом. Например, предложено написать сочинение о периоде 1019-1054. Это период Киевской Руси. Вспоминаем, что в это время правил Ярослав Мудрый. Какие ещё личности связаны с этим периодом? Конечно, дети и, прежде всего вспоминается любимая дочь Ярослава, ставшая королевой, а после смерти мужа правителем Франции. Итак, определяем две личности – Ярослав Мудрый и его дочь Анна Ярославна.

Теперь надо определить события периода. С именем князя Ярослава связана прежде всего законодательная политика – принятие первого свода законов «Русская правда», но это не связано с его дочерью.

Думаем дальше – разгром печенегов, походы в Прибалтику и Польшу, борьба с местным сепаратизмом. Эти события, несомненно надо будет упомянуть в сочинении, характеризуя личность Ярослава, но они тоже не связаны с личностью Анны. Но есть ещё важные направления в деятельности Ярослава – усиление роли Киева, превращение его в административный, религиозный и культурный центр, а также усиление контактов с Западом через династические браки.

Итак, можно выбрать два явления, которые непосредственно связаны с обоими личностями – открытие школ для девочек в Киеве и династические браки. Как связаны эти явления? Вспоминаем, что в Западной Европе в этот период было мало грамотных людей даже среди знати. Естественно, образованность киевских княжон не могла не привлечь к ним внимание и желание породниться с ними, а это, в свою очередь, повышало престиж Киевской Руси. Известно, что овдовевшего французского короля привлекла именно образованность и ум далёкой красавицы, а не её внешность.

Сохранились документы, подписанные Анной, где её чтят, как мудрую и справедливую правительницу до сих пор. О престиже государства можно судить по тому факту, что многие европейские короли считали честью породниться с Ярославом, что касается Анны, то она лишь со второго раза дала согласие на брак, глубоко почитала мужа, но не любила.

Итак, предварительная работа для сочинения по истории проведена: мы указали две личности периода – Ярослав Мудрый и Анна Ярославна, определили два явления периода – развитие образования среди девушек в Киевской Руси и династические браки как одно из направлений внешней политики Ярослав Мудрого, выявили причинно-следственные связи между процессами: образованность дочерей Ярослава привлекало к ним внимание в малограмотной Европе, а эти браки поднимали престиж Киевской Руси.

Теперь переходим к работе над параметрами К4. Здесь можно вспомнить фильмы, посвящённые этим личностям и сравнить с историческими источниками. Можно привести слова Н. Карамзина, который оценивая деятельность Ярослава Мудрого, сказал: «Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило памятник, достойный великого монарха» (https//: arthiv.orthodoxy.org.ua)

Теперь можно приступать к написанию сочинения. Форма в кодификаторе не оговаривается. Мне представляется, что наиболее удачной формой будет эссе, но допускаю, что не все коллеги со мной согласятся. Моё мнение основано на том, что эссе наиболее свободная форма, близкая к разговорному жанру, что даёт представление об индивидуальности абитуриента.


Подведём некоторые итоги и выработаем некоторый алгоритм по написанию сочинения по истории на ЕГЭ 2016:
  • Определяем имя правителя предложенного периода
  • Определяем основные события периода
  • Определяем, какие известные личности жили в данную эпоху и даём им характеристику и оценку
  • Соотносим имена и события
  • Устанавливаем причинно-следственные связи между ними
  • Выбираем исторические термины и понятия, относящиеся к периоду
  • Выбираем форму
  • Следуя выбранной форме, пишем сочинение.
Надеюсь, что мой опыт заинтересует коллег и поможет выпускникам на едином государственном экзамене.

Лучшие статьи по теме