Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Страшнее хоррора: катакомбы капуцинов - тысячи мумий в одном месте.

В катакомбах под монастырём Капуцинов в Палермо был обнаружен настоящий город мёртвых.

Пять веков назад для захоронения жителей итальянского города в качестве некрополиса стало использоваться подземелье старинного монастыря. Около 2000 обитателей этого страшного места наводят ужас на гостей усыпальницы, смотря на них пустыми глазницами древних черепов.

Тела расположены в самых разных позах и иногда создаётся впечатления, что в них присутствует нечто живое...

Самой старшей в катакомбах уже более 4х веков. Это монах Сильвестро Суббио, который умер в 1599 году, и похоронен в традиционном монашеском одеянии.

Самое недавнее захоронение, совершенное в катакомбах, относится к 1920 году. Своё последнее пристанище там обрела двухгодовалая девочка Розалина, умершая от бронхиальной инфекции. Несмотря на то, что со дня её смерти прошло более 90 лет, девочка выглядит так, словно недавно заснула.

Почему мастера мумификации так искусно решили сохранить лишь это тело остаётся загадкой. От других покойников остались лишь кости с небольшими элементами плоти или волос.

По сохранившимся рукописям учёным удалось восстановить изначальный процесс бальзамирования. Умершего подвергали препарированию, вынимали органы и оставляли тело высыхать. По прошествии 7-8 месяцев его окунали в уксус, после чего клали в гроб или вешали на стену - всё зависело от пожеланий родственников.

Катакомбы разделены на несколько участков. В одном из них хранятся мумии священников, другой полностью принадлежит женщинам, трупы которых в полуистлевших юбках и с рваными зонтами от солнца в руках смотрятся особенно жутко. Девственницы похоронены отдельно.

Есть в подземелье и детская комната. Безвременно ушедшие крохи покоятся здесь в своих лучших одеждах. Среди них и маленькая Розалина, которую местные жители долгое время считали куклой. Однако исследователи доказали, что тело девочки было мумифицировано с помощью старинных химических препаратов, которые позволили ему так хорошо сохраниться.

В различных городах и селениях Сицилии капуцины создали в подражание палермитанским Катакомбам другие подземные склепы, в которых также выставлены мумифицированные тела. Наиболее известным из этих склепов являются Катакомбы капуцинов в городке Савока, где хранятся около пятидесяти мумий представителей местного духовенства и знати.

Изучение старинных мумий позволило учёным многое узнать о болезнях и продолжительности жизни людей в минувших столетиях.

Видео - Катакомбы в Палермо


Катакомбы капуцинов находятся под монастырем Convento dei Cappuccini в Палермо, Италия. В отличие от любых других катакомб, весь интерьер палермских состоит только лишь из мумифицированных, скелетированных и забальзамированных тел, потому что это самый крупный в мире некрополь мумий. Это одновременно печальное и величественное место, потому что долгое время катакомбы считались самым элитным кладбищем, на котором хоронили наиболее достойных и знаменитых людей.


Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini) – большое подземное кладбище монастыря капуцинов, которое находится в крипте Церкви Санта-Мария делла Паче в Палермо на Piazza Cappuccini.

Капуцины (Орден Братьев Меньших Капуцинов) - монашеский орден, представляющий одну из ветвей францисканцев. Он был основан в 1525 году братом Матвеем Басси в Урбино. Спустя три года получил признание Римским папой Климентом VII как самостоятельный орден.

В июне 1534 года на Сицилию прибыли первые капуцины. Они поселились недалеко от Палермо, к западу от городских стен на землях, где в настоящее время располагается один из районов города - Cuba-Calatafimi. Им была передана небольшая старая церковь норманнской эпохи Санта Мария делла Паче (Santa Maria della Pace), которая находилась рядом с поселением. В 1565 году часовню решено было реконструировать. Ремонтные работы растянулись на несколько десятилетий из-за постоянно возникавших сложностей и предложений по различным дополнениям. По инициативе одного из покровителей в 1618 году часовня подверглась реконструкции, изменившей полностью ее структуру и размеры.


За эти годы сообщество капуцинов основало небольшой монастырь на принадлежавших им землях, который в дальнейшем расширялся за счет пожертвований горожан. Некоторые завещали свое имущество в пользу братьев ордена. Одним из таких даров явилось здание рядом с церковью Санта Мария делла Паче, которое было передано капуцинам после смерти Дона Оттавио Д’Арагона – одного из богатых покровителей ордена, что позволило создать крупный монастырский комплекс. Тогда же было положено начало организации подземного кладбища в крипте храма, которое в настоящее время называют Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini), где первое захоронение прошло в конце XVI века.

В 1623 году новое здание церкви было освящено, как Chiesa Santa Maria della Pace, и стало главным храмом монастыря.


Современный вид церковь Санта Мария делла Паче приобрела после большой реконструкции 1934 года, сохранив огромное количество произведений искусств XVII – XIX веков. Она состоит из трех нефов, один из которых заканчивается широкой ризницей и хорами. Интерьер Chiesa Santa Maria della Pace богат ценными предметами, собранными капуцинами на протяжении многих десятилетий. Это и деревянные алтари, один из которых был вырезан монахом в 1854 году, и мраморные скульптуры, и ценное средневековое Распятие, и надгробные памятники над усыпальницами умерших, созданные в XVIII веке местным скульптором Ignazio Marabitti.

В стенах церкви хоронили только богатых покровителей и защитников монастыря, останки же умерших братьев, начиная с XVI века, складывали в общую могилу, располагавшуюся рядом с южной стороной храма.


В 1597 году решено было создать новое, более вместительное, подземное кладбище, войти в которое возможно было бы из церкви. Под главным алтарем был сделан длинный коридор, куда перенесли останки сорока пяти ранее усопших монахов. Их тела так хорошо сохранились, и создавалось впечатление, что они упокоились несколько часов тому назад. Это случайное открытие позволило создать не обычное подземное кладбище, а именно погребальные Катакомбы капуцинов, уникальные в своем роде, хоть и немного мрачноватые, которые сохранили почти нетленными останки около восьми тысяч тел, разделенных по половому признаку и принадлежности к определенному социальному слою.

Первое захоронение в Катакомбах произошло 16 октября 1599 года, когда скончался один из братьев – капуцинов Сильвестро из Губбио, останки которого можно увидеть в нише слева в коридоре монахов. В числе других останков монахов и Риккардо из Палермо – последний капуцин, который был погребен в Катакомбах в 1871 году. Официано подземное кладбище было закрыто для захоронений в 1882 году, но и после этого здесь было погребено еще несколько тел. Одно из последних захоронений датируется 1920 годом. Это останки двухлетней Розалии Ломбардо, умершей от бронхиальной инфекции. Малышка покоится в небольшом гробике у подножия алтаря в часовне Святой Розалии. Забальзамированное тело девочки сохранилось почти нетленным, и кажется, что она просто спит, как «Спящая красавица».


Почти за три века Катакомбы Капуцинов превратились в одно из престижных погребальных мест Палермо, где нашли свой последний приют не только братья – капуцины, но и представители духовенства, аристократии, буржуазии. Для размещения такого количества останков мало было одного коридора и Катакомбы Капуцинов дополнялись новыми помещениями. В настоящее время коридоры образуют прямоугольник, в углах которого расположены небольшие комнаты – кубикулы.

В 1944 году вход в подземное кладбище был перенесен из храма в соседнее здание, стоящее перпендикулярно церкви Санта Мария делла Паче, за которым с середины XIX века располагается «обычное» кладбище. Оно было организовано после запрета захоронений в церквях и катакомбах. Здесь похоронены и обычные горожане, и известные уроженцы здешних мест, и выдающиеся люди, много сделавшие для Сицилии и Палермо.


До 1739 года монахи еще контролировали заполнение катакомб и выдавали разрешение на то или иное захоронение. Потом они, видимо, устали бороться с родственниками высокопоставленных особ и стали хоронить всех, пока к концу XIX века не поняли, что места просто больше нет.

По своей структуре катакомбы капуцинов состоят из нескольких коридоров. В Коридоре монахов хоронили, собственно говоря, самих послушников монастыря. Там и сегодня лежат тела 40 наиболее почитаемых монахов, доступ к которым не разрешен никому. Далее Коридор мужчин и Коридор женщин – место захоронения обычных мирян. В Кубикуле (комната, а не коридор в катакомбах) детей захоронены все, кому не исполнилось 14 лет.


Кроме того, в катакомбах есть Коридор профессионалов, в котором отдельно хоронили наиболее выдающихся деятелей в той или иной области. Например, в Катакомбах капуцинов покоятся останки испанского художника Диего Веласкеса и скульптора Филиппо Пеннино. Также в катакомбах есть отдельное место, в котором хоронили девственниц.

Сегодня Катакомбы капуцинов называют самой главной достопримечательностью Палермо. Их ежегодно посещает большое количество туристов, правда, допуск осуществляется не во все помещения, да и особо жуткие мумии все же не показывают. В катакомбах нельзя фотографировать, а современные послушники монастыря все чаще задумываются над тем, чтобы запретить в катакомбы доступ зевакам и оставить мумии в покое.


Надгробные памятники и часовни создавались местными скульпторами и архитекторами Domenico Delisi, Antonio Ugo, Luigi Filippo Labiso, Salvatore Caronia Roberti в XX веке, работы которых можно увидеть в городских музеях и на улицах Палермо и Монделло.

Кладбище остается действующим и в настоящее время, сохраняя древнюю традицию захоронения в Монастыре капуцинов, в котором размещается офис Международной коллегии по религиозным миссиям за рубежом и богатая библиотека, сохранившая редкие издания книг.

Будете в Палермо, включите в свой маршрут посещение Катакомбов Капуцинов. Вы сможете сами увидеть одну из достопримечательностей Палермо, пройдя пешком от исторического центра города.


Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Некоторые тела помещались вгробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишахили на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленнуюизвесть или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение.
В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

После официального закрытия Катакомб (1881) здесь были погребены ещё несколько человек, останки которых были забальзамированы. Самой последней здесь была погребена Розалия Ломбардо (умерла 6 декабря 1920 года). Произведший бальзамирование доктор - Альфредо Салафия, так и не открыл секрета сохранения тела; было известно лишь, что в основе его были химические инъекции. В результате остались нетленными не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы. В настоящее время секрет состава открыт итальянскими учеными по изучению бальзамирования. Найден дневник Альфредо Салафии, в котором описан состав: формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловая кислота. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты.


Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное. Поскольку вXVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882), у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов» сохраняется до сих пор.

В различных городах и селениях Сицилии капуцины создали в подражание палермитанским Катакомбам другие подземные склепы, в которых также выставлены мумифицированные тела. Наиболее известным из этих склепов являются Катакомбы капуцинов в городке Савока (провинция Мессина), где хранятся около пятидесяти мумий представителей местного духовенства и знати.

2 ноября 1777 года, в день поминовения усопших, палермские Катакомбы посетил поэт Ипполито Пиндемонте, написавший под впечатлением увиденного поэму «Гробницы» («итал. Sepolcri»). В его представлении Катакомбы представляют собой знаменательное торжество жизни над смертью, свидетельство веры в грядущее Воскресение:

«Большие тёмные подземные комнаты, где в нишах, подобно восставшим призракам, стоят тела, покинутые душами, одетые, как в день своей кончины. Из их мёртвых мускулов и кожи искусство прогнало и испарило всякий след жизни, так что их тела и даже лица сохраняются веками. Смерть смотрит на них и ужасается своему поражению. Когда каждый год падающие осенние листья напоминают нам о скоротечности человеческой жизни и зовут нас посетить родные могилы и пролить на них слезу, тогда благочестивая толпа наполняет подземные кельи. И при свете лампад каждый обращён к некогда любимому телу и в его бледных чертах ищет и находит знакомые черты. Сын, друг, брат находит брата, друга, отца. Свет лампад мерцает на этих лицах, забытых Судьбой, и иногда как будто трепещущих… И иногда тихий вздох или сдержанное рыдание звучат под сводами, и эти холодные тела будто отзываются на них. Два мира разделены ничтожной преградой, и Жизнь и Смерть никогда не были так близки.»


Спустя сто лет, Катакомбы посетил Мопассан, описавший свои впечатления в «Бродячей жизни» (1890). В противоположность романтичному Пиндемонте, Мопассан ужаснулся увиденному, увидев в Катакомбах отвратительное зрелище гниющей плоти и отживающего суеверия:

«И я вижу вдруг перед собой огромную галерею, широкую и высокую, стены которой уставлены множеством скелетов, одетых самым причудливым и нелепым образом. Одни висят в воздухе бок о бок, другие уложены на пяти каменных полках, идущих от пола до потолка. Ряд мертвецов стоит на земле сплошным строем; головы их страшны, рты словно вот-вот заговорят. Некоторые из этих голов покрыты отвратительной растительностью, которая еще более уродует челюсти и черепа; на иных сохранились все волосы, на других - клок усов, на третьих - часть бороды.
Одни глядят пустыми глазами вверх, другие вниз; некоторые скелеты как бы смеются страшным смехом, иные словно корчатся от боли, и все они кажутся объятыми невыразимым, нечеловеческим ужасом.
И они одеты, эти мертвецы, эти бедные, безобразные и смешные мертвецы, одеты своими родными, которые вытащили их из гробов, чтобы поместить в это страшное собрание. Почти все они облачены в какие-то черные одежды; у некоторых накинуты на голову капюшоны. Впрочем, есть и такие, которых захотели одеть более роскошно - и жалкий скелет с расшитой греческой феской на голове, в халате богатого рантье, лежит на спине, страшный и комичный, словно погруженный в жуткий сон…
Говорят, что время от времени на землю скатывается та или другая голова: это мыши перегрызают связки шейных позвонков. Тысячи мышей живут в этой кладовой человеческого мяса.
Мне показывают человека, умершего в 1882 году. За несколько месяцев перед смертью, веселый и здоровый, он приходил сюда в сопровождении приятеля, чтобы выбрать себе место.
- Вот где я буду, - говорил он и смеялся.
Друг его теперь приходит сюда один и целыми часами глядит на скелет, неподвижно стоящий на указанном месте…».


Среди знаменитостей XX века Катакомбы капуцинов посетил французский балетмейстер Морис Бежар.

Уникальное кладбище является одной из самых известных достопримечательностей Палермо, притягивающей множество туристов. Хотя фото- и видеосъёмка в Катакомбах запрещена, нескольким европейским и американским телекомпаниям, в том числе и НТВ, удалось получить разрешение на съёмки.


Самый известный экспонат этого музея - маленькая девочка Розалия, которая умерла в 1920-м году и по просьбе любящего отца была забальзамирована известным мастером некро-мэйк-апа Альфредо Салафией. Результат превзошел все ожидания: прошло уже почти сто лет, а девочка в стеклянном гробу выглядит просто спящей. У нее в абсолютной целостности сохранились волосы, ресницы, брови, и особо слабонервные смотрители склепа даже пустили слух, что ночами девочка открывает глаза. На это не стоит обращать внимание, а вот узнать секрет волшебного бальзама Салафии очень интересно: современные ученые выяснили, что в состав его входил спирт, формалин, глицерин, цинк и салициловая кислота, а вводился раствор прямо в кровеносную систему. В честь этой девочки часовня Богородицы при монастыре была переименована в часовню Святой Розалии, и девочка находится именно там.


Коридор монахов

Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов, а также следующих примечательных лиц:

Алессио Нарбоне - духовный писатель,

Аяла - сын тунисского бея, обратившийся в христианство и принявший имя Филипп Австрийский (умер20 сентября 1622 года),

В левой части коридора в числе других монахов помещены тела Сильвестра из Губбио (умер 16 октября1599 года), первого из погребённых в Катакомбах, и Риккардо из Палермо (умер в 1871 году), последнего из капуцинов, похороненного здесь. Все тела капуцинов облачены в одеяния своего ордена - грубую рясу скапюшоном и с верёвкой вокруг шеи.

Коридор мужчин

Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX векапомещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошныхкостюмов, сорочек, жабо и галстуков.

Кубикула детей

Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни».

…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!

Коридор женщин

Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.

Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном.

Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах.

Кубикула девственниц

Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическимивенцами в знак девственной чистоты усопших.

Новый коридор

Новый коридор - самая недавняя часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 годаи пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

Коридор профессионалов

Тела двух военных (Франческо Энеа - нижний)

Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны:

Филиппо Пеннино - скульптор,

Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале,

Сальваторе Манцелла - хирург,

Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий.

Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.

Коридор священников

Параллельно Коридорам монахов и женщин проходит дополнительный коридор, в котором помещены многочисленные тела священников епархии Палермо. Тела облачены в разноцветные богослужебные ризы, контрастирующие с иссохшими мумиями. В отдельной нише помещено тело единственного захороненного в Катакомбах прелата - Франко д’Агостино, епископа Пьяна-дельи-Албанези (Итало-албанская католическая церковь).

Кроме как кладбищем и не назовешь. Единственное, что отличает это ничем не примечательное здание монастыря ордена капуцинов от настоящего захоронения мертвых, так это то, что мертвецы находятся не под землей, а на земле. Вот уже на протяжении нескольких столетий туристы в Палермо, не упускают возможность прогуляться по катакомбах капуцинов (Catacombe di Cappuccini), где всеобщему обозрению предоставлены более восьми тысяч мумий.

Вообще эта местная огромная выставка мумий вызывает у туристов немалый интерес. Большой и мрачный склеп представляет собой целую сеть проходов и коридоров, по сторонам которых лежат, стоят, сидят и даже весят те, кто погибли много лет назад, были забальзамированы и позже доставлены прямо сюда.

На самом деле кладбище капуцинов — зрелище не для слабонервных. Иногда кажется, что какой-нибудь старый мертвец упадет прямо на вас, клацнет зубами, либо улыбнется, кивнет или вовсе зайдется в нервном смехе.

История местного подземного царства Аида начинается еще в далеком 16 веке, когда возникший на Аппенинском полуострове монашеский орден капуцинов переместился на остров Сицилия и стал весьма популярным. Представители этого монашеского ордена не хотели, чтобы их хоронили вдали от монастыря, поэтому решили создать кладбище прямо на его территории — прямо под ним.

Первая могила появилась в склепе еще в самом конце 17 века. По мере заполнения кладбища новыми «постояльцами» добавлялись и удлинялись новые коридоры и проходы. Вскоре монахи поняли, что специфический воздух, витающий в стенах склепа не позволяет трупам разлагаться .

Именно поэтому это место «облюбовала» местная элита. Под сводами монастыря теперь хоронили знатных в городе и округе людей, которых предварительно высушивали и наряжали. Лишь в конце 19 века на местном кладбище больше не производилось никаких захоронений. К тому времени в склепе были захоронены восемь тысяч островитян.

Последней в склепе оказалась двухлетняя девочка Розалия Ломбардо (Rosalia Lombardo), которая умерла в 20-х годах двадцатого века от воспаления легких и по просьбе отца была забальзамирована местным врачом Альфредо Салфией (Alfredo Salfia).

Пожалуй, это одна из самых известных мумий в музее капуцинов: прошло почти сто лет, а состояние тела девочки не изменилось. И по сей день кажется, что ребенок просто спит в своем стеклянном гробу. Ее волосы, брови и ресницы абсолютно не изменились. Некоторые охранники музея и вовсе заявляют, что иногда малышка открывает глаза. Состояние маленького тела вызывало недоверие у многих специалистов, однако когда оно было изучено через рентгеновские лучи, врачи и ученые были повергнуты в шок, а те, кто утверждал, что в музее лежит кукла, немедленно отказались от своих слов: современное оборудование подтвердило не только то, что в стеклянном гробике лежит девочка, но и показало, что все ее органы находятся в идеальном состоянии. Рецепт такого бальзамирования давно уже стал известен. Розалию превратили в мумию, используя спирт, салициловую кислоту, глицерин и прочие компоненты, которые ввели прямо в кровеносную систему девочки. В честь малышки была переименована часовня при монастыре.

Все мумии, находящиеся под землей монастыря капуцинов, распределены по статусу, который они занимали при жизни, половым, профессиональным и прочим признакам. Так, здесь вы найдете зал девственниц, детский зал, зал супружеских пар и многие другие помещения.

Катакомбы капуцинов не раз были упомянуты известными испанскими, итальянскими и французскими писателями, тем самым сделав музей весьма известным во всей Европе.

Однако сюда приезжают не только туристы, но и те люди, чьи предки захоронены в склепе под монастырем. Хранители музея запрещают фотографировать экспонаты: съемка может негативно сказаться на телах мертвецов.

Как добраться, часы работы, билеты

Необычный музей находится в городе Палермо на Площади капуцинов (Piazza Cappuccini, 1) и принимает посетителей с 8:30 до 18:00 за небольшую плату. Зайти в музей мумий вы сможете всего лишь за 3 евро.


Просмотреть на карте большего размера

Официального сайта у данного музея нет, а вот

На знаменитом прибежище итальянской мафии о-ве Сицилия находится уникальное подземное захоронение – Катакомбы Капуцинов в столице о-ва Палермо. Этот своеобразный Музей мёртвых находится под монастырём Капуцинов (Convento dei Cappuccini) и вмещает в себя около 8 тысяч мумифицированных останков монахов, представителей местной аристократической элиты, духовенства прошлых эпох, являясь зрелищным и отчасти научным объектом исследований.

Исторические корни сицилийского «царства Аида» тянутся из XVI века. В то время, основанный на Апеннинском полуострове орден Капуцинов подался на о. Сицилия, где стал довольно востребован. Его представители были против погребения вдалеке от родного монастыря, потому было принято решение организовать кладбище непосредственно на его территории. Первая могила в катакомбах появилась в конце XVII века, позже сюда переместили и другие останки прежде почивших монахов. Со временем в крипте стало не хватать места, и Капуцины понемногу выкопали довольно протяженный коридор. Со временем здесь же стали хоронить покровителей монастыря. Для их погребения также были выкопаны добавочные коридоры и кубикулы.

До 1739 года захоронения в склепе санкционировались либо местными архиепископами, либо руководителями ордена. Позже это право перешло к настоятелям монастыря. С XVIII по XIX века капуцинское подземелье взяло на себя роль престижного кладбища, где хоронили духовенство и высокопоставленных жителей Палермо. В 1837 году запретили погребение усопших в обозримом виде. Несмотря на это запрет зачастую обходили, оставляя «окошко» либо убирая стенку гроба, чтобы видеть покойного.

Погребать в катакомбах перестали только в конце XIX века (1882). После 1880 года были сделаны исключения для некоторых подавших прошение, и здесь было размещено еще несколько забальзамированных тел, среди которых находилась Розалия Ломбардо. Именно это дитя стало финальным человеком, погребенным в катакомбах Капуцинов.

Неординарность музея

Необычен этот музей тем, что представляет собой не что иное, как погребальные галереи, находящиеся под землей. Они заключают в своих стенах массовое захоронение - более 8 тыс. знатных людей Сицилии XVI-XIX веков. Склеп и в наши дни пользуется большим спросом у туристов. На палермской экспозиции мумий тела погибших лежат, сидят, стоят и даже подвешены на крюках, образуя композиции. Останки усопших покоятся в открытом, доступном для обозрения виде. По одетых на них вещах без труда угадывается мода тех эпох, в которые они были захоронены.

Сами катакомбы больше напоминают лабиринт - сеть из коридоров и отсеков, в которых каждый сантиметр заполнен мумифицированными мертвецами. Зрелище не для слабонервных, порой возникает ощущение, что мумии вот-вот придут в движение. Все «экспонаты», находящиеся в капуцинских монастырских катакомбах, разделены: по статусу, занимаемому при жизни, профессиональным, половым и другим признакам. Здесь вы обнаружите коридоры: для монахов, священников, мастеров, мужчин и женщин, девственных девушек и непорочных малышей. Кроме того, здесь присутствуют: «новый» коридор, в коем хоронили с 1837 года, после принятия решения о запрете на выставление тел почивших в открытом виде, и часовня.

Описание катакомб

Образовался такой огромный склеп под монастырём Капуцинов в 16 веке, когда возникла необходимость хоронить монахов-капуцинов. Число обитателей монастыря с каждым годом увеличивалось, а, соответственно, и число умирающих, поэтому подземелье продолжало удлиняться, превратившись в грандиозные катакомбы, разделённые на коридоры.

Сначала в них хоронили монахов, тела которых предварительно препарировали, бальзамировали уксусом и высушивали. Когда было установлено, что состав почвы в катакомбах способствует сохранению останков, много родственников умершей знати Палермо также стали желать, чтобы тела их родных заняли место в нишах катакомб. Так образовались специальные коридоры, где покоятся люди с разным социальным статусом. Посещение катакомб капуцинов – зрелище не для слабонервных, но и в то же время захватывающе интересное. Сейчас доступ запрещён в коридор с останками особо чтимых монахов, не выставляются на обозрение мумии самого жуткого вида.

Коридор монахов

Первым в коридоре монахов, образовавшемся из крипты, был захоронен капуцин Сильвестро, после чего сюда были перемещены останки ранее умерших монахов. В самом древнем коридоре нашли свой приют особенно уважаемые монахи, внесшие значительный вклад в развитие ордена Cappuccini и монастыря. Мумии одеты в традиционные капуцинские рясы с капюшоном из холста и с верёвкой на шее. Сегодня сюда доступ для посещений закрыт по религиозным и научным соображениям.

Коридор мужчин

В довольно обширном помещении с выбеленными известью каменными стенами размещены мумии рядовых граждан мужского пола, жертвовавших немалые деньги на содержание монастыря. На многих из них хорошо сохранились погребальные одежды, контрастирующие со страшным видом пустых глазниц на черепах. По виду одежды можно сделать вывод о социально-финансовом положении умерших людей. Одни из мужчин одеты в простые холщовые пижамы, другие – в роскошные фраки и смокинги, тонкие сорочки с жабо или с галстуками. Некоторые из останков установлены группами, некоторые расположены в отдельных нишах, демонстрируя посетителям безобразные проявления смерти.

Кубикула детей

В небольшой угловой комнате со стенами, облицованными расписными панелями, погребены останки маленьких детей как олицетворение самого страшного горя родителей. Их тела расположены в гробах, установленных на постаменты, и в нишах. На табличках, размещённых у отдельных гробов, указаны имена и фамилии усопших детей. По детским одеяниям можно судить, с какой мученической любовью родители хоронили своих крох именно здесь, чтобы приходить сюда, надеясь преодолеть страшное горе.

Огромное впечатление производит центральная ниша, в которой на кресле-качалке «сидит» мальчик, держащий на руках свою младшую сестрёнку. Мороз пробегает по коже не только от вида мёртвых деток, но и масштабов родительского горя, потерявших свои «сокровища».

Коридор женщин

Авиационные обстрелы 1943 года над Сицилией были настолько мощными, что коснулись и катакомб, частично разрушив Коридор женщин, повредив часть мумий. Но и по сохранившимся останкам можно составить представление о погребальных традициях, связанных с женщинами. Предварительно подготовленные тела одевались в яркие красивые платья, кружевные чепчики. На ноги надевались изящные сандалии или туфли, на руки – кокетливые перчатки, то есть, весь дамский антураж. Конечно, при посещении жутковато видеть чёрный оскал рта и зияющие пустотой глазницы на фоне белоснежных кружев чепчика той или иной мумии, но надо отдать должное родственникам, заботившимся о респектабельном виде покойницы.

Большинство женских тел покоится в открытых деревянных нишах-полках или гробах, меньшая часть находится в положении стоя. Надо отметить хорошо сохранившиеся одеяния обитательниц женского коридора. Это лишний раз подтверждает особую атмосферу катакомб, препятствующую разложению. Чувство печали, смешанной с отвращением от неприятного зрелища, утешается слабой надеждой, что, действительно, душа человека вновь обретает прекрасную плоть.

Кубикула девственниц

Такая же небольшая угловая комната, как и для детей – кубикула вмещает мумифицированные тела девственниц. Наверно, как символ непорочной девственности, их огораживает металлическая решётка, преграждающая свободный доступ к ним. На головах девственниц надеты венки из металлических цветов, олицетворяющие невинную чистоту.

С грустью можно рассмотреть красивые яркие наряды тех, кто в полной мере не успел испытать блаженства чувственной любви, не познать счастья материнства. Причудливые чепчики, обрамляющие некогда пленительные личики, усугубляют и без того мрачное созерцание. Если бы эти бывшие красавицы могли представить, что когда-то они станут объектами такого нелицеприятного зрелища, наверно, не согласились бы быть погребёнными в открытом виде!

Новый коридор

Несмотря на запрет хоронить усопших в катакомбах (1837 г.), находилось немало желающих поместить там тела своих родственников, поэтому пришлось образовывать Новый коридор, принимавший умерших до 1882 года.
Здесь отсутствуют ниши в стенах – вся площадь коридора вдоль стен заставлена гробами. Они установлены в несколько рядов, независимо от пола и социального статуса мумий. Примечательная особенность Нового коридора – несколько фамильных погребений, где тела обоих родителей покоятся вместе с телами своих детей подросткового возраста. Есть и супружеские пары, не разлучившиеся и после смерти.

Коридор профессионалов

Красноречивое название коридора свидетельствует о захоронении в нём выдающихся граждан различных профессий, внёсших при жизни немалый вклад в развитие общества. Здесь покоятся тела скульпторов Ф. Пеннино, Л. Марабитти, украшавших своими произведениями соборы Монреаля и Палермо. Нашли здесь приют хирург Сальватор Манцелла, полковник Ф. Энеа, лежащий в роскошном военном мундире (прекрасно сохранившемся). Не даёт покоя исследователям бытующая легенда о погребённом здесь знаменитом испанском художнике Диего Веласкесе. Но точно установить это сейчас просто невозможно.

Коридор священников

Проповедникам божьего слова – священникам также посвящён отдельный Коридор, идущий параллельно Коридору монахов. В основном здесь похоронены представители Палермской епархии. Их тела, облачённые в пышные церковные ризы разных расцветок, размещены вдоль стен в 2 ряда. Яркость одеяний, строго вертикальное расположение мумий как бы подчёркивает былое величие и влияние деятелей церкви. Но созерцание изуродованных следами тления лиц в обрамлении риз навевает противоречивые чувства. Почётную и единственную здесь нишу занимает мумия епископа итало-албанской церкви Франко де Агостино.

Часовня святой Розалии

Этот уголок катакомб – Часовня святой Розалии – самое удивительное и мистическое место, вызывающее, пожалуй, самые светлые чувства. В центре помещения в стеклянном гробу лежит нетленное тельце 2-летней девочки Розалии Ломбардо (13 декабря 1918 - 6 декабря 1920), одна из наиболее прославленных мумий музея, когда-то не дожила до своего двухлетия всего неделю, скончавшись от воспаления легких). Её похоронили здесь в 1920 г. по просьбе убитого горем отца, умолявшего забальзамировать тело дочери так, чтобы оно как можно дольше сохранилось.

Доктор Салафи, бальзамировавший тело, так искусно это сделал, что даже по истечении века все внутренние и внешние органы ребёнка не поддались тлению. Существует версия о разгадке способа доктора, по которой смесь спирта, формалина, глицерина, цинка и других веществ закачивалась в кровеносные сосуды. Розалия лежит как живая: щёки, глазницы, кудри, ресницы, брови прекрасно сохранились, что доказывает эффективность бальзамирования по Салафии. Проводимые в США опыты с применением подобного метода подтвердили его эффективность. Но некий флёр мистической загадочности продолжает витать над часовней Розалии.

То, как хорошо сохранилось тело малышки, вызывало сомнения у многих специалистов в том, что эта мумия когда-то была живым ребенком. Однако изучение ее тела с помощью рентгеновского аппарата доказало, что в гробике покоится девочка, а не кукла. Кроме того, исследование выявило, что все органы малютки спустя почти столетие находятся в сохранности.

Ранее останки ребенка экспонировались в выполненном из стекла гробу, стоящем на постаменте из мрамора в центре одноименной часовни. Однако в 2000 годах на мумии все же проявились признаки тления. Дабы предотвратить последующее разрушение тканей, тело малышки было перемещено в более сухое место и заключено в стеклянное вместилище, заполненное азотом.

Приемы погребения

В XVII веке было обнаружено, что химический состав почвы и воздуха капуцинских катакомб не дает телам почивших разлагаться. Принципом подготовки останков к помещению в склеп являлось их засушивание в специализированных камерах. Сушка занимала 8 месяцев, после чего тела протирали уксусом и наряжали в лучшие одеяния. После всех манипуляций мумии перемещали в коридоры и кубикулы подземного склепа. Во времена эпидемий способ консервации останков модифицировали: тела усопших окунали в растворы извести или мышьяка. Затем их, как обычно, размещали в открытом виде в коридорах.

Время работы и стоимость билетов

Катакомбы открыты для посещений каждый день, с 9 утра до 18 вечера. Перерыв – с 13.00 до 15.00. Закрыт подземный музей по воскресеньям (конец октября — конец марта).

Плата за вход – 3€ (цена 2017 г.) Не разрешено фотографировать и делать видеосъёмку.

Где находятся катакомбы и как до них добраться

Музей мёртвых (катакомбы) находится по адресу: площадь Капуцинов. Хотя площадь расположена вне исторического центра города, к ней можно легко добраться пешком. Чтобы дойти к Piazza Cappuccini, нужно пройти от центральной площади Индепенденца, где расположены Норманнский и Орлеанский дворцы, по ул. Корсо Калатафимии пройти 2 квартала, свернуть на ул Виа Пиндемонте и дойти по ней до пл. Капуцинов и монастыря с катакомбами.

Во многих странах мира есть очень необычные музеи, но всех переплюнула Италия, где есть Музей мертвых – «Catacombe dei Cappuccini». Представьте себе тысячи останков людей, в разной стадии разложения, находящиеся, как музейные экспонаты на виду у посетителей! Кому-то интересно, а другие – просто шокированы этим в музее Палермо.

Итальянский Музей мертвых, более известен под названием «Погребальные катакомбы капуцинов в Палермо», он расположен на острове Сицилия. Катакомбы находятся под зданием Монастыря капуцинов – «Convento dei Cappuccini», за пределами исторического центра Палермо. Тут находится самая знаменитая жуткая «выставка» мумий, где почти полностью скелетированные, мумифицированные и забальзамированные тела восьми тысяч усопших из местной знати и выдающихся представителей духовенства, художников – лежат в нишах и открытых гробах, стоят или висят вдоль стен и на них, образуя своеобразные композиции.

История основания Катакомб капуцинов в Палермо уводит нас в конец шестнадцатого столетия. В этот период сильно увеличилось число насельников Монастыря капуцинов, в результате чего, появилась и необходимость в обширном и приличном кладбище для захоронения братии. Для чего было решено отвести помещение крипты под храмом монастыря. Первым погребенным здесь в 1599 году стал брат Сильвестро, позже сюда перенесли останки ранее скончавшихся нескольких монахов. Помещение крипты очень быстро заполнилось, поэтому капуцинам пришлось вырыть длинный коридор, вдоль которого, до 1871 года размещали тела умерших монахов. У монастыря имелось множество богатых покровителей и благотворителей, которые тоже хотели быть похороненными в Катакомбах капуцинов в Палермо. Чтобы суметь уместить их тела, было решено прорыть несколько новых коридоров и сделать дополнительные кубикулы. До 1739 года разрешить погребение тела в Катакомбах мог архиепископ Палермо или руководитель ордена капуцинов, потом - настоятель монастыря. С восемнадцатого столетия, Катакомбы капуцинов превратились в самое престижное кладбище для захоронения духовенства и знати итальянского города Палермо. Особенно много народу хоронили в период эпидемий.

Сначала, монахи на время оставляли останки умерших в разбавленной извести или растворах с мышьяком, затем выставляли на обозрение вдоль стен. С 1837 году размещение открытых тел запретили, но уже привыкшие видеть своих родственников и знакомых и после смерти жители Палермо нашли способ, как обойти этот запрет: в гробу удаляли одну стенку или делали «окошко», чтобы видеть мертвого. Катакомбы капуцинов в Палермо официально закрыли для захоронений в 1882 году. В виде исключения после запрета было разрешено сделать только несколько захоронений, из них два тела усопших до сих пор находятся в идеальном состоянии после тщательной мумификации. Это тело вице-консула США Джованни Патернити и двухлетней Розалии Ломбардо, - это «главные» достопримечательности Музея мертвых в Палермо. Тела до сих пор нетленны, благодаря природным особенностям катакомб и таланту бальзамировщиков. К мумии Розалии мы вернемся позже, после краткого экскурса в историю развития мумификации в Палермо.

Практика мумификации начала развиваться на острове Сицилия с конца шестнадцатого века: отцы-капуцины внезапно сделали вывод, что в палермских катакомбах под монастырем есть загадочный консервант, который непостижимым образом задерживает трупное гниение. Позже, в семнадцатом столетии, стало ясно, что это особенность местной почвы и атмосферы. Чтобы приготовить тело к помещению в Катакомбы капуцинов, их восемь месяцев высушивали в специальных камерах – «Collatio», затем мумифицированные останки промывали уксусом, наряжали в красивые одежды, а если в завещании было указано, даже переодевали несколько раз за год, и размещали в коридорах или кубикулах Катакомб капуцинов в Палермо. Некоторые тела помещали в открытые гробы или гробы с окном, другие тела просто ставили вдоль стены или вешали на них, некоторых умерших укладывали в открытом виде на полках.

Итак, самой известной и прекрасной, если так можно сказать, обитательницей Музея мертвых стала последняя, похороненная тут, в виде исключения из правил в 1920 году, двухлетняя малышка - Розалия Ломбардо, умершая от воспаления легких. Ее смерть так потрясла отца, что он нашел самого талантливого бальзамировщика – доктора Альфредо Салафии, чтобы тот уберег тело дочери от тления, и она осталась столь же прекрасной и после смерти. И чудо случилось: бальзамировщик создал секретный состав, с помощью которого сотворил из тела малышки – «спящую красавицу», как называют ее все посетители палермского Музея мертвых. Благодаря трудам Салафии у девочки идеально сохранились мягкие ткани лица, глазные яблоки, ресницы, волосы. Глядя на нее, кажется, что она просто задремала. Долгие годы специалисты искали разгадку итальянского ученого и изучали сведения из найденного дневника Альфредо Салафии, они выяснили, что в состав для бальзамирования входили: формалин, спирт, глицерин, цинк и несколько других ингредиентов. Эту смесь ученый-новатор под давлением вводил через артерию, и она расходилась по кровеносным сосудам тела. В США было проведено пробное бальзамирование, с составом Салафии, результат получился выше всяких похвал. По рассказам гидов, о мумии девочки ходит несколько таинственных историй. Одна из которых случилась тридцать пять лет, когда здешний смотритель за несколько часов своего ночного дежурства сошел с ума и поседел. Когда были вызваны врачи, он словно зомбированный, твердил, что Розалия открыла глаза и посмотрела на него.

Чтобы посетителям было удобнее знакомиться с «экспонатами» Катакомб капуцинов в Палермо, залы поделены по категориям: мужчины; женщины; девственницы; дети; священнослужители; монахи; люди прочих профессий.

1. «Коридор монахов» - самая древняя часть Музея мертвых, захоронения тут производили с 1599 до 1871 года. Здесь находится сорок тел самых почитаемых монахов и других близких к религии личностей.

2. «Коридор мужчин» - место упокоения благотворителей и спонсоров монастыря мужского пола, их хоронили с восемнадцатого по девятнадцатый века. Они одеты в одежду, которая была указана в завещании: одни в погребальном саване, другие в роскошных костюмах, сорочке, жабо.

3. «Кубикула детей» - небольшая комната, где дети лежат в закрытом или открытом гробах, в нишах также находятся несколько десятков открытых детских останков. В центральной нише у стены стоит детское кресло-качалка, на ней сидит мумифицированный мальчик, который держит на руках младшую сестру.

4. «Коридор женщин» - основная часть женских останков лежит в отдельных нишах, несколько – стоят в нишах. Во время бомбардировки эта часть Катакомб капуцинов в Палермо была повреждена: стеклянные преграды и решетки разрушились, многие останки сильно повредились. Тела женщин наряжены в одежды по моде восемнадцатого-девятнадцатого веков.

5. «Кубикула девственниц» - комната для захоронения девушек и незамужних женщин. Тела лежат или стоят рядом с деревянным крестом, а на их головы надеты металлические венцы – символ чистоты усопших.

6. «Новый коридор» - самая последняя часть Катакомб капуцинов, которую стали использовать после запрета 1837 года выставлять на обзор тела усопших. В стенах нет ниш, поэтому коридор переполнен гробами. После бомбардировки, случившейся в 1943 году и вспыхнувшего затем пожара, основная часть гробов сгорела. Уцелевшие гробы поместили в несколько рядов вдоль стен коридора. Кроме того, тут имеются «фамильные группы» - тела всех членов семьи: родителей, детей - собраны вместе.

7. «Коридор профессионалов» - место упокоения тел, выдающихся ученых, юристов, художников, скульпторов, военных. Тут лежат тела: скульпторов Филиппо Пеннино и Лоренцо Марабитти; хирурга - Сальваторе Манцелла; военного - Франческо Энеа. Говорят, что в «Коридоре профессионалов» Катакомб капуцинов в Палермо нашел последнее пристанище и великий испанский живописец - Диего Веласкес.

Катакомбы капуцинов – место жуткое и загадочное для шокированных туристов, но самое обыденное кладбище – для коренных жителей Палермо. Похороненным здесь было вопросом престижа и уважения, в период с восемнадцатого по девятнадцатое столетие. Местные жители постоянно посещают катакомбы, ведь тут лежат останки их предков. Кроме того, некоторых усопших, согласно их завещания, приходится переодевать в свежую одежду, что их потомки усердно исполняют. Когда Катакомбы официально закрыли для погребений, сразу за стенами Монастыря капуцинов, выросло огромное «классическое» кладбище, чтобы хоть как-то продлить традицию захоронения своих усопших родных «у капуцинов».

Мы не можем вам настоятельно рекомендовать посетить этот удивительный и необычный Музей мертвых: люди бывают разные – кто-то заинтересуется, другой – побоится оказаться среди тысяч открытых человеческих останков. Но, если вы не относитесь к людям с «тонкой душевной организацией», то можете составить свое собственное мнение об этом спорном месте.

Лучшие статьи по теме