Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Сообщение на тему русская культура 17 века. Русская культура XVII века

История России IX–XVIII вв. Моряков Владимир Иванович

1. Русская культура в XVII веке

XVII в. стал переломным в развитии русской культуры. Бурные события, связанные с глубокими социальными конфликтами, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами и проникновение в Россию элементов научных знаний и культуры этих стран определили развитие русской культуры и те перемены, которые в ней произошли.

Во второй трети XVII в. в России начинается развитие новой культуры. Для нее был характерен светский характер, открытость, т. е. готовность и стремление к активному общению с другими культурами, внимание к человеческой личности и ускорение темпов развития. В ней можно обнаружить начавшиеся изменения в отношении к жизни вообще и к окружающей природе, государству, обществу, месту человека в нем в частности.

Усложнение жизни и деятельности людей, прежде всего в городах, где развитие ремесла и торговли было основано на индивидуальном опыте, энергии, знании людей, остававшихся на эмпирическом уровне, требовало развития образования, превращения накопленных знаний в науку. Это было неизбежно связано с расшатыванием религиозных представлений. Новая культура освобождала человека от сковывавших его стремление к прогрессивным изменениям в материальной и духовной жизни пут церковного авторитаризма, традиций, иллюзий правильности только религиозных решений тех задач, которые ставила жизнь. Новая культура в противовес традиционной средневековой поднимала человека к истинно духовной свободе, так как обращение к Богу было не чем иным, как иллюзией духовной свободы, отказом от собственной личности, собственного миропонимания и мышления. Все средневековые институты, и в том числе церковь, направляли свои усилия на консервацию традиционного строя жизни, общественных отношений и быта. «До нас положено, – писал протопоп Аввакум, – лежи оно так во веки веков». Аввакум призывал не высокомудрствовать, но бояться, а человека уподоблял грязи, так как он не Христос.

Поэтому важным моментом в формировании новой культуры был процесс обмирщения («мирской» – светский), отхода от религиозных канонов и догматов. Немалое значение в этом имело проникновение в Россию научных знаний и элементов светской европейской культуры. Церковь активно противостояла этому, беспощадно боролась с «латинством», но была бессильна остановить поступательное прогрессивное развитие страны, культуры, которые нуждались в усилении экономических и культурных связей со странами Европы.

Становлению новой культуры помогло и то, что она оказалась необходимой абсолютизму для его борьбы с церковной иерархией, для идеологического обоснования и проведения в стране назревших социально-экономических, политических и культурных преобразований. Поддержка новой культуры абсолютизмом, его вмешательство в процесс культурного развития помогло становлению и утверждению новой культуры, превращению ее в систему. С другой стороны, вмешательство абсолютизма в развитие культуры привело к тому, что она развивалась однобоко, только как «дворянская культура», во многом чуждая крестьянству и горожанам. Это затормозило наметившееся в XVII в. развитие городской посадской культуры в частности и народной культуры вообще.

Таким образом, формирование и развитие новой культуры было подготовлено всем ходом исторического и культурного развития страны. Это был объективный процесс. Как отмечал известный специалист по истории русской культуры Б. И. Краснобаев, именно основные черты новой культуры – ее светский характер и «открытость» как системы, отсутствовавшие в традиционной культуре, основанной на религиозности и тенденциях замыкания в себе, – привели традиционную культуру к кризису в условиях нового времени.

Развитие в XVII в. городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, государственного аппарата и связей с зарубежными странами требовало знающих и образованных людей, что стимулировало развитие грамотности и просвещения. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В. Бурцева тиражом 2400 экз. и ценой 1 коп. (очень высокая цена для XVII в.) разошлась в один день. В 40?е годы боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян, возникло еще несколько частных школ.

По сравнению с XVI в. число грамотных людей значительно увеличилось, но в целом их не хватало, и даже государственный аппарат испытывал потребность в образованных людях. К концу XVII в. в Москве грамотных было 24 % от всего взрослого мужского населения. Практически безграмотными оставались женщины в зажиточных слоях общества. В середине XVII в. немецкая дипломатическая миссия провела своеобразное социологическое исследование жителей Москвы, принадлежавших к разным сословиям, на предмет выяснения уровня грамотности. Было опрошено по 1000 человек от каждого сословия, и выяснилось, что самыми грамотными были купцы (96 %), 65 % грамотных было среди дворян, 40 % – среди посадского населения, 15 % – среди крестьян, 1 % – среди стрельцов.

В XVII в. было издано 483 наименования книг: 85 % – богослужебные, 15 % – учебники. В 1683 г. впервые в России появляется таблица умножения – «Считание удобное». Только в Москве в XVII в. было около 30 средних школ. Самыми известными были школы при Московском Чудовом монастыре, при Монетном дворе, при Московском печатном дворе, и в 1665 г. была открыта школа в Заиконоспасском монастыре (это была первая государственная школа, где готовили чиновников для государственных учреждений).

В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение для людей «всякого чина, сана и возраста», где готовили духовенство и чиновников. Структуру академии составляли три класса. В нижнем изучалось «славянское книжное писание» и «греческое книжное писание». В среднем классе преподавали грамматику и латинский язык, а в высшем – риторику, диалектику, логику, физику.

В сфере науки происходил процесс обобщения накопленных ранее знаний. Появляются письменные руководства и учебники, обобщающие как научный, так и накопленный производственный опыт. В 1650?е годы вышел первый учебник по геометрии – «Книга сошного письма». В 1621 г. стрелец Анисим Михайлов составил «Устав ратных, пушечных и иных дел, касаемых до военной науки», где собрал все знания по военному делу, в том числе руководство по изготовлению взрывчатых веществ. В 70?е годы мастер Симеон из Тотьмы составил «Руководство о том, как зачать делать новые трубы на новом месте» (по установке рассоло-подъемных труб на соляных промыслах). В 1696 г. холмогорский епископ Афанасий составил «Лечебник», где указал все известные ему болезни и способы их лечения. В конце XVII в. дьяк Аптекарского приказа Иван Венедиктов составил «Фармакопею», где описал все известные ему лекарства.

В 1614 г. в России появляется телескоп, завезенный из Голландии. В конце века в Россию проникли труды Коперника и других астрономов. В области географии наблюдается составление огромного количества карт как по отдельным частям страны, так и по всей стране в целом. В 1626 г. был составлен «Большой чертеж», т. е. сводная карта Российского государства (до наших дней не сохранился). В 1627 г. было составлено приложение к этой карте – «Книга большому чертежу», где давалась информация о русских городах с указанием расстояния между ними. В 1640 г. была составлена «Роспись сибирским городам и острогам», в 1672 г. – «Чертеж сибирской земли» и в 1701 г. – «Чертежная книга Сибири» (Атлас) Ремезова.

В развитие географических знаний большой вклад внесли русские землепроходцы. Семен Дежнев со своей экспедицией еще в 1648 г. вышел к проливу между Азией и Северной Америкой. В следующем, 1649 г. Ерофей Хабаров изучил земли по Амуру и составил карту. В конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Развитие России усиливало интерес к истории и ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Необходимо было систематическое собирание исторических материалов, чем с 1657 по 1659 г. и занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским «справщиком» (редактором) Поликарповым и автором «Скифской истории» Андреем Лызловым. В 1674 г. монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель создал «Синопсис» (описание), где была изложена история Руси с древнейших времен с упором на закономерность воссоединения Украины с Россией.

В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств и развитие артиллерийского дела привели к тому, что стали известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд Андрея Везалия о строении человеческого тела.

В XVII в. в духовной жизни возрастало личностное начало. Усиливается внимание к человеческой личности, что нашло наибольшее отражение в общественно-политической мысли и литературе. В общественно-политических трудах была предпринята попытка осмыслить события начала века и выяснить причины потрясений. Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. К ним следует отнести «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание» князя Катырева-Ростовского и «Новый летописец», отразивший официальную идеологию самодержавия. Авторы этих произведений резко отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении власти. Роль определяющей силы в событиях и судьбах людей они в основном отдавали «провидению», но уже предпринимали, хотя и робкие, попытки объяснить то или иное явление через действия царствующей личности, ее характер, психологию.

Во второй половине XVII в. обоснование принципов абсолютизма ярко проявилось в произведениях Юрия Крижанича «Думы политичны» и Симеона Полоцкого «Рифмологион».

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Летопись как вид исторического произведения в XVII в. окончательно ушла в прошлое.

Изменяется жанровое своеобразие литературы. Исчезли некоторые традиционные жанры русской средневековой литературы: поучение, моление, некоторые жанры трансформировались в новые. Жития стали похожи на автобиографические повести («Житие протопопа Аввакума», написанное им самим; «Повесть об Ульяне Осорьяной» – муромской дворянке, которая участвовала в ополчении Минина и Пожарского). Жанр хожений полностью перешел в жанр записок путешественников. Здесь следует выделить два сочинения Николая Спафария, посвященные описанию Китая, – «Описание первой части Вселенной, именуемой Азией и в коей стоит Китайское государство», «Сказание о великой реке Амуре». Сочинение Ванюкова «Описание новой земли, сиречь Сибирского государства» было самым подробным в Европе описанием Сибири.

В XVII в. в России появляется силлабическое стихосложение. Его основоположник Симеон Полоцкий написал «Рифмологион» и сборник любовной лирики «Вертоград многоцветный».

Об усилении культурных связей с Европой говорит большое количество переводной иностранной литературы: французский рыцарский роман «Повесть о Бове-королевиче»; французский куртуазный роман «История о храбром рыцаре Петре и прекрасной королевне Магилене»; чешская повесть о Василии Златовласом; сборник анекдотов и изречений древних философов «Апофегматы»; повесть «О Еруслане Лазаревиче», восходящая к поэме Фирдоуси «Шахнамэ».

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы, характеризовавшегося рядом новых черт. К их числу следует отнести прежде всего возникновение сатирических повестей: «О Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисице» и др. Эти произведения создавались в среде посадского населения, в них содержался протест против господствующих порядков, подвергались осмеянию как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно пристальное внимание к человеческой личности. С этим было связано появление нового героя – вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежавшие к верхам общества, то теперь изображали и князей, и купцов, и простых горожан.

Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре выражалось прежде всего в отходе от средневековой строгости и простоты, в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками строительства церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в обмирщении церковного зодчества. Именно в «посадских» храмах проявились светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках (1628–1636), Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652), ярославскую церковь Ильи Пророка (1647–1650). Эти постройки убраны многочисленными декоративными деталями, с особой пышностью были отделаны их верхние части. Для украшения церквей использовались изразцы.

Церковь упорно противостояла обмирщению культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 50?е годы запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие – стиль строгого монументализма. Наиболее яркими образцами этого стиля являются ансамбли Новоиерусалимского под Москвой и Иверского на Валдае монастырей.

Архитектурный стиль XVII в. отличается огромным количеством декоративного убранства – «дивного узорочья». В этом стиле был построен Теремной дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, причем построенный без единого гвоздя; в нем было 200 комнат и 3000 окон и окошек. Из шатровых церквей первой половины XVII в. можно выделить церковь Покрова в Медведкове (построена на личные средства князя Пожарского в ознаменование освобождения Москвы от интервентов); Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе, которую в народе называют Дивной церковью (1628), и церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре.

В последнее десятилетие XVII в. в значительной мере под влиянием усиления культурных связей с Украиной и Белоруссией в русском зодчестве распространился стиль московского (или «нарышкинского») барокко. Характерными чертами этого стиля были четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративная обработка зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях (1690–1693), построенная дядей Петра I Л. К. Нарышкиным.

В русскую архитектуру вошла идея «ордерной» композиции здания, организованных пространств и объемов, наряду с пышной декоративной отделкой. Появились в XVII в. большие светские здания, выполненные в виде единого «блока», не расчлененного на равновеликие объемы. В Москве сохранились гражданские постройки: палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и палаты думного дьяка Ивана Волкова в Большом Харитоньевском переулке. В этом же стиле были построены большие трапезные Симонова, Троице-Сергиева, Новодевичьего монастырей.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным здесь было становление и развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр, парсуна и портрет. Парсуна по технике письма была близка к иконе. Как и в иконописании, использовалась темперная краска и доски. Но в то же время парсуна была переходом от культового изображения к портрету. На парсунах изображались конкретные люди, а не святые, чаще всего это были знатные люди: бояре, воеводы, царские приближенные. У этого жанра уже были свои законы: определенный ракурс персонажа, наличие регалий. Известны парсуны В. К. Нарышкина, стольника Годунова, Скопина-Шуйского.

Во главе нового направления стоял Симон Ушаков. Ушаков Семен (Пимен) Федорович происходил из посадских людей. Создавал иконы, парсуны, миниатюры, фрески, карты, планы, руководил иконописцами, расписывавшими кремлевские соборы и Грановитую палату в Москве, имел собственную мастерскую. Симон Ушаков полагал, что живопись, подобно зеркалу, должна отражать реальность, а потому произведение не нужно объяснять зрителю словами. Он пытался создать теоретическое руководство художникам по написанию ими человеческого тела («Слово к люботщателям иконного писания», «Алфавит художества»). Одним из самых выдающихся его произведений был «Нерукотворный Спас». В его «Спасе» изображено живое, одухотворенное лицо реального человека. Одной из первых попыток теоретического обоснования принципов этого направления был также трактат Иосифа Владимирова.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи Троицы в Никитниках и ярославских храмов, церкви Ильи Пророка и Николы Мокрого в Ярославле, которые расписывали Гурий Никитин и Сила Савин, руководившие артелью костромских художников. В росписях Никитина и Савина была масса бытовых сцен, они отличались яркими красками и богатым орнаментом.

В конце XVII в. живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Портреты были еще далеки от совершенства, так как их авторы, не зная анатомии, не всегда соблюдали пропорции человеческого тела. Портретный жанр в живописи достигает своего расцвета во второй половине XVIII в.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

4. Великая Смута XVI–XVII веков как эпоха борьбы старой Русской Ордынской династии с новой прозападной династией Романовых Конец Русской Орды в XVII веке Согласно нашей гипотезе, все «правление Грозного» - от 1547 до 1584 года - естественным образом делится на ЧЕТЫРЕ разных

автора Милов Леонид Васильевич

Глава 23. Русская культура в XVII в. XVII век - это время назревающих и происходящих в культуре русского общества перемен, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались». Содержание и динамика историко-культурного процесса связаны (хотя и не всегда напрямую)

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8.3.6. КОНЕЦ ОПРИЧНИНЫ И РАЗГРОМ ЗАХАРЬИНЫХ В XVI ВЕКЕ. ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ ИСКАЗИЛИ РУССКУЮ ИСТОРИЮ В XVII ВЕКЕ Знаменитая опричнина кончается московским разгромом 1572 года. В это время громят саму опричнину. Наш анализ этих событий см. в [нх6а], т.1, с. 300–302. Как показывают документы,

Из книги Пугачев и Суворов. Тайна сибирско-американской истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. Что означало слово «Сибирь» в XVII веке Подмена названия «Сибирь» после разгрома Пугачева Перемещение границ между Санкт-Петербургской романовской Россией и Тобольской Московской Тартарией в XVIII веке В наших книгах по хронологии мы неоднократно говорили о том, что

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 22. Русская культура в XVII в. XVII столетие в истории русской культуры, как и в целом для истории России, - начало нового периода. В это памятное, переломное время появляются первые ростки секуляризации в духовной жизни общества - обмирщения культуры, сознания

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Континент Евразия автора Савицкий Петр Николаевич

IV Русская Церковь и русская культура Православие не признает рационалистического разъединения веры и дел, зная только веру, любовью споспешествуемую, "веру живую", т. е. с органической необходимостью выражающуюся во всей полноте жизнедеятельности. Поэтому ни богословие,

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КУЛЬТУРА АНГЛИИ В XVII ВЕКЕ В истории английской культуры XVII века можно условно выделить три периода, обладавшие несомненным внутренним единством. Первый период охватывает почти половину столетия до 40-х годов XVII в. и начала Английской революции. Это была эпоха,

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 3. Русская культура в XVII в. XVII в. - своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: «древнерусская культура IX–XVII веков», но никогда не продлим это определение на следующий

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке Известно, что опричнина, при которой развернули террор-Пурим, кончается известным московским разгромом 1572 года. В это время громят уже саму опричнину. Как показывают

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

26. Культура в России в XVII веке Культура. Весь строй жизни в России того времени был отсталым, но хуже всего обстояло дело с грамотностью. Население огромной страны почти сплошь было неграмотным. Даже в столице государства - Москве - школ и грамотных людей было очень

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 20 Русская культура в XVII в. ПЛАН1. Особенности культурного развития России на пороге Нового времени.2. Образование и книгопечатание.2.1. Развитие образования: Начальное образование. – Специальные школы. Высшая школа. – Религиозный характер образования.2.2. Развитие

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 22 Русская культура в XVII в XVII столетие в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода. В это памятное, переломное время появляются первые ростки секуляризации в духовной жизни общества – обмирщения культуры, сознания

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 5. Русская культура XVII в 1. Общие тенденции русской культуры XVII в XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, – начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Культура русского населения Сибири в XVII веке Продолжавшееся в XVII в. присоединение к России все новых восточных земель, освоение этих территорий требовало информации о них, качественно иной, нежели та, которая содержалась в сказании «О человецех незнаемых». Все это

Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

12. М.А. Шолохов и русская национальная культура в XX

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» - светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей - в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии … до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература

В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля - церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи - парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Русская культура XVII века".

План

1. Введение.

2. Русское зодчество.

3. Живопись в XVII веке.

4. Русская литература XVII века.

5. Сфера образования.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

XVII век в русской культуре, как и в истории страны в целом, явился этапом, завершающим средневековье. Со второй половины столетия происходят серьёзные сдвиги в социально-экономической сфере. Развитие экономических связей способствовало устранению местной обособленности, росту национального самосознания, укреплению национальных традиций и их распространению. Тормозящим элементом являлось крепостное право, которое приковало крестьян к земле.

Главным содержанием культурно-исторического процесса этого периода следует назвать обмирщение культуры, придание ей светского характера. Это было обусловлено демократическими тенденциями в русской культуре, формированием новых идеалов, художественных вкусов и морально-этических норм.

В духовной жизни русского общества всё больше внимания уделялось человеку, укреплялось представление о ценности земной жизни со всеми её горестями и радостями. Подобные настроения особенно сильно утвердились в исторической, общественно-политической, художественной литературе и искусстве.

Основным содержанием культурного процесса XVII века становится борьба двух направлений: светского и церковного. Тогда это выглядело как конфликт. Сегодня предстаёт как убеждение в том, что обе эти враждующие тенденции взаимно обогатили друг друга. В результате чего на свет появились новые самобытные искусство и культура, которые и сегодня не утратили своей привлекательности, актуальности, духовной, исторической и эстетической ценности.

2. Русское зодчество.

Зодчество XVII века имеет свои отличительные черты, среди которых выделяется усиление светских мотивов. Мастера стремятся к внешней парадности, делают акцент на живописности и декоративных элементах. Примером упомянутой тенденции является Теремной дворец в Московском Кремле (1635 - 1636), имеющий светское назначение. Архитектурные формы этого строения воплотили в себе народные представления о красоте, а также продемонстрировали наилучшие черты народного искусства в строительстве. Об этом свидетельствуют изразцы, выполненные в многоцветье, привлекающие взор своими переливами; великолепные, радующие глаз, росписи. Всё это придавало Теремному дворцу буквально сказочный облик.

Если говорить о церковном зодчестве, то здесь начинала развиваться шатровая архитектура, но и в ней преобладало стремление к внешней красоте, праздничности. Таким образом, она начинала перекликаться с бытовой архитектурой. Народные светские традиции наглядно отразились в зданиях Успенской церкви Алексеевского монастыря в Угличе (1628), церкви в Медведкове под Москвой, которая была сооружена по заказу князя Д.М. Пожарского (1578 - 1642). Аналогичный стиль наблюдается в церквях Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой лавре и пяти шатровом соборе в Вязьме.

Особого внимания заслуживает развитие посадского зодчества в Ярославле, который являлся крупнейшим торгово-промышленным центром России. Здания здесь строились на средства купцов, а потому ощутимо превосходили архитектуру других городов по своему масштабу и изяществу интерьера. В ярославских церквях удивительным образом сочетались грандиозность, величие древних пятиглавых соборов с нарядностью и жизнерадостностью народного искусства. Таковы церкви Ильи Пророка (1647), Иоанна Златоуста (1654), построенных в Ярославле на средства богатых купцов. Но самой красивым из храмов Ярославля считается церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671 - 1678). Она отличается строгой монументальностью, необыкновенной выразительностью архитектурного языка и красотой пятнадцати позолоченных глав. По этой причине она была названа «ликующей симфонией народной фантазии» [Воронин; 75].

Начиная с 1656 года, под Москвой, велось строительство Новоиерусалимского монастыря (архитекторы А. Мокеев и Я. Бухвостов), который должен был стать загородной резиденцией патриарха. Как это следует из названия, Новоиерусалимский монастырь должен был повторить главные святыни христианского мира. Например, Воскресенский собор возводился по чертежам иерусалимского храма Гроба Господня. Но русские строители следовали только общей композиции, добавив в интерьер специфически русский национальный орнамент.

В русской архитектуре кремлей и монастырей, невзирая на их общий суровый облик и защитную функцию, весьма ощутимо стремление к декоративной нарядности. Об этом свидетельствуют многие строения: Спасская башня Московского Кремля выделяется своей кирпичной надстройкой, на которой красуются белокаменные узоры (зодчие Б. Огурцов и Х. Галовей). Подобная работа была продолжена и на других башнях Кремля.

Под воздействием данной тенденции преобразовывается и суровый облик центральной России. Стены Новодевичьего, Данилова, Донского монастырей в Москве, Троице-Сергиевой лавры, Спасо-Евфимьева в Суздале были украшены каменным узорочьем. Почти по всей России в монастырях велось строительство нарядно декорированных колоколен, часовен и трапезных.

Развитие русской архитектуры происходило очень интенсивно. Среди исторических памятников XVII века - деревянные церкви в Кижах, Ростовский кремль, Успенская церковь в Угличе. В церковном зодчестве семнадцатого столетия царствует шатёр, горделиво, представая во всей своей красе, в храмах Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой лавры, в московской церкви Рождества Богородицы в Путинках.

И всё же русское зодчество XVII века поражает своим разнообразием, искусством и богатством мысли. Основными типами русских храмов, распространёнными в тот период, являются: крестово-купольные, шатровые, ярусные, церкви-ротонды, храмы-корабли - кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием. Последний представляет собой архитектурную метафору: храм - это корабль, на котором можно отправиться в плавание по полному соблазнов и опасностей житейскому морю. Примером подобного храма является церковь Димитрия-на-крови в Угличе.

Итак, в семнадцатом столетии существенно меняется тип церковных построек, зодчество проходит существенную эволюцию: от шатровых форм к ярусным пятиглавым сооружениям и далее - к ротондам и церквям-кораблям.

3. Живопись в XVII веке.

Живопись XVII века, прежде всего, представляет собой церковные фрески. Многие церкви тогда строились на деньги купцов, следовательно, сообразно вкусу заказчиков. Так мирское начало медленно, но верно теснит строгие правила и каноны, свойственные древнерусской храмовой живописи. На смену бесплотным фигурам и строгим ликам приходят образы земных людей. Выяснилось, что библейские истории воспринимаются лучше, если преподносятся через привычные сцены и лица.

В то же время, очевидно, что бытовые мелочи и детали не снижают значение фрески до обыденности, не заслоняют религиозного содержания. Они лишь оживляют их народным мироощущением. Поборники прежней иконографии, как, например, протопоп Аввакум, резко осудили эти отклонения от устоявшихся традиций, положив начало острым спорам.

Крупнейшим представителем церковной живописи семнадцатого столетия является Симеон Фёдорович Ушаков (1626 - 1686). В его творчестве преобладает странный парадокс: картины и парсуны напоминают иконы, а иконы картины. Ушаков даже написал сочинение «Слово к любителю иконного писания», в котором утверждал, что художник не вправе отступать от правды, а должен писать «как в жизни бывает» [Соловьёв; 209].

Впоследствии он собирался создать своего рода азбуку искусства, которая послужила бы полезным руководством для других художников, но по каким-то причинам не сумел этого сделать. Сам Ушаков был выдающимся живописцем. Его произведения (икона «Нерукотворный Спас»), изображения Богородицы отличают верные пропорции, точная передача светотени, синтез божественного и человеческого.

Так, Симеон Ушаков первым сделал попытку сблизить иконопись с живописью. Воспитавшись на образцах старой иконописной школы царских мастеров, он не ушёл от влияния западных художников, его рисунок отличается выразительностью, а в фигурах святых много жизни, заключающейся в выразительности лиц, широко раскрытых глазах. Свой материал он черпал из гравюр, иллюстрированных изданий или прямо брал его в природе. Лучшие произведения Ушакова находятся в Грузинской церкви, в Москве.

Великолепные образцы религиозной живописи являют собой ярославские церкви, фрески Ильинской и Толчковской церквей. В них отображено сказочное богатство фигур, разнообразие ярких, сильных красок. Обращают на себя внимание колоссальность размеров самих фресок и щедрость, с которой художник расписывает весь интерьер: стены, паперти, крыльца, их своды, двери, столбы, скамьи.

Эти фрески - первоклассный памятник русского искусства XVII века. И.Э. Грабарь писал: «Русская стенная живопись поднялась на такую высоту, до которой она уже никогда позже не доходила; по огромности декоративных замыслов, по их блестящему решению роспись этих храмов можно сравнить с совершеннейшими итальянскими фресками» [Грабарь; 178].

Но не только фрески характеризовали живопись семнадцатого столетия. Интерес к личности человека выразился в создании парсун - так назывались возникшие в то время портреты. Техника их создания была подобна иконам - темперными красками (на основе куриных яиц) и на досках. А.В. Захаревич пишет: «К концу века парсуны теряют свою условность и больше передают индивидуальные черты, особенности личности портретируемого» [Захаревич; 271]. Именно такими являются портреты царственных особ - Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.

Итак, живопись XVII века является первым шагом к развитию светской живописи. Творчество С. Ушакова и других художников закладывает основы для дальнейшего развития неповторимого русского живописного искусства, выявляет тенденцию к реалистическому изображению человека и жизни.

4. Русская литература XVII века.

Поскольку роль человека в жизни общества и внимание к личности, её духовному миру существенно возрастали, литература получила новый стимул для своего развития. В Средневековье предпочтительными литературными жанрами являлись жития святых, летописи, повести на исторические сюжеты. В XVII веке их вытеснили иные литературные формы: биографическая повесть, мемуары и даже демократическая сатира.

Важным моментом было и то, что в литературных произведениях действовал теперь вымышленный герой, дававший автору возможность более свободно выражать свои взгляды на жизнь.

Сатирическому изображению подверглось духовенство, о чём свидетельствуют следующие литературные произведения: «Сказание о попе Савве и о великой его славе», «Сказание и куре и лисице», «Калязинская челобитная» и другие.

Объектом критики стали также чиновники и присущие им во все времена пороки: взяточничество, волокита в делах, бюрократизм. Таковы были знаменитые «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Служба кабаку».

Появлялись и вовсе новаторские произведения, в которых действовали придуманные герои, посредством которых авторы анализировали проблему отцов и детей, актуальную в любую эпоху. Наиболее яркими произведениями этого направления являются «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии».

Эти повести отличаются юмором и острым словом. Очевидно, что в XVII веке литература приближалась к жизни, и если раньше герои были взяты из церковных проповедей, то теперь они больше были похожи на простых смертных. В повествованиях происходило практически всё как в жизни: одним людям улыбалась удача, другим нет. Как и в случае почти со всеми литературными памятниками предшествующих столетий, авторы острых сатирических повестей неизвестны.

Шедевром XVII века, до сих пор привлекающим внимание исследователей, оказалось «Житие» протопопа Аввакума Петрова, который был лидером старообрядческого движения. Будучи противником светского направления в культуре, Аввакум, тем не менее, дал начало жанру мемуаров.

Одновременно с эти происходил процесс превращения житийной литературы в биографическую повесть. Таково произведение под названием «Повесть об Уильяне Осорьиной», автором которой явился её сын Дружина.

Новатором поэзии стал Симеон Полоцкий (1629 - 1680). Он ввёл силлабическое стихосложение, которое основывалось на упорядочении числа слогов в стихе [Рассолов; 8]. Полоцкий является автором двух книг - «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Кроме того, он переложил на поэтический язык Псалтирь. Последний его труд пользовался огромной популярностью и у взрослых, и у детей. Сам Симеон Полоцкий занимал важное место в общественной жизни России XVII века, поскольку был учителем в царской семье (правление Алексея Михайловича Тишайшего, 1645 - 1676).

Заслуживают внимания и появившиеся в этот период в большом количестве исторические песни. Народ складывал их о прославившихся чем-либо личностях или событиях: атамане Ермаке, взятии Казани, гневе Иоанна Грозного на сына, о смерти царевича Димитрия, о походе казаков на Азов и, конечно, о Стеньке Разине. В них отражались различные происшествия, восславлялись подвиги защитников русской земли, оплакивались павшие, высмеивались враги.

Исторические песни ценны тем, что доносят до нас малоизвестные факты и имена. Бывает, что новые находки историков и археологов подтверждают достоверность песенных сведений. В них сохраняется народная память и отображено прошлое именно так, какими его видели предки.

Итак, русская литература получает новый импульс для развития. Помимо духовных, появляются светские, бытовые жанры с ярко выраженной сатирической окраской.

5. Сфера образования.

В жизни русских людей всё большее значение приобретала городская жизнь. Это способствовало возникновению потребности в образовании, в грамотных людях. К началу XVII века в России уже функционировала начальная школа, благодаря чему уровень грамотности был достаточно высок. Наиболее грамотными были две группы населения: белое духовенство (не монахи) и купечество.

Купцы владели и грамотой и математикой, вследствие чего были в состоянии вести собственную документацию. Кроме того, они прилагали все возможные усилия, чтобы их дети получали доступное образование. Не является широко известным весьма интересный факт: купцы занимались изучением иностранных языков, беря в учителя их носителей - заморских гостей - и даже составляли словари.

Образованность белого духовенства вполне объяснима, но и среди чёрного также было немало образованных людей (70%). Среди дворянства процент образованных представителей этого класса составлял не менее 65%. Посадские люди и крестьяне также не являлись поголовно невежественными. Даже среди крестьянства встречались те, кто владел грамотой и иными навыками (15%). Наибольший процент грамотного крестьянства приходился на территорию русского Севера, поскольку там не так интенсивно проявлялся крепостнический гнёт. У крестьян не только была возможность отдавать детей в школы. Они сами стремились к знаниям: известны случаи написания ими книг, собирания библиотек, создания летописных и хозяйственных записей. Что же касается дворян и купцов, то они приглашали на дом учителей, оказывая предпочтение тем, кто владел иностранными языками.

Главным учебником, по которому учились в XVII веке, был букварь. Его Печатный двор переиздавал неоднократно. Букварь был поистине универсальной книгой и содержал в себе грамматику, азбуку, основы математики, кодекс поведения и моральных правил, религиозный ликбез, небольшие словари. В арсенале учеников были и азбуки-прописи, и арифметические тетради.

Азбуковники (так назывались рукописные сборники) охватывали в себе не только те науки, которые перечислялись по отношению к букварю, но ещё и сведения из истории, географии, литературе, философии, мифологии.

Обязательной наукой в начальной школе было пение. Знание музыки являлось, чуть ли не главным показателем грамотности. Возможно, это было напрямую связано с церковными традициями, с храмовым пением, ведь религиозная сторона жизни по-прежнему имела огромное значение.

Но и выйдя из школы, человек продолжал учиться. Мировоззрение человека XVII века предполагало учение, длящееся всю жизнь: у природы, у книг, т.к. «книги суть реки, наполняющие вселенную мудростью» [Владимиров; 44].

Итак, образование всё активнее входило в жизнь всех прослоек населения. Во многом этому способствовали укрепление торговых связей с другими странами Европы; освоение новых территорий, особенно восточных, где были распространены незаурядные знания; стремление населения к познанию наук.

6. Заключение.

Русская культура и искусство представляют собой новаторское явление, отразив перелом общественной жизни, при котором вступили в борьбу религиозная и светская тенденции. Этот конфликт отражается во всех сферах: литературе, архитектуре, живописи и даже образовательном процессе.

На смену мрачным образам Средневековья, подавляющим всякую радость жизни, приходит праздничность, яркость, многоцветье, стремление отразить реалистические стороны жизни и обычного человека, т.е. процесс обмирщения. Таким образом, проявляется естественное желание человека к оптимизму, к бытовым наслаждениям, к праздничности. Но это совсем не означало, что духовность отвергалась мастерами XVII века. Напротив, органично соединившись, эти два направления образовали новое качество искусства и культуры.

В литературе эта особенность проявилась в виде вымышленных сюжетов и героев, в появлении сатирических, критических и юмористических произведений, авторы которых получили возможность выражать своё отношение к происходящему в обществе.

Происходят изменения и в сфере образования: растёт спрос на грамотных людей; одновременно отмечается тяга к знаниям во всех прослойках общества. Увеличивается роль книги, количество школ и образованных людей, которые встречаются и среди крестьянства.

Таким образом, XVII век характеризуется не просто расцветом культуры, но и формированием её нового типа, отличительной чертой, которой является обмирщение и обращение к земным человеческим радостям.

7. Список литературы.

1. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги/Л.И. Владимиров. - М: Книга, 1988. - 312 с.

2. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. В 2-х книгах/Н.Н. Воронин. - М.: АН СССР, 1962. — 1148 с.

3. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях / В. Воскобойников. - М.: МГУК. 1995.

4. Грабарь И.Э. История русского искусства. Том 6. Выпуск 22. История живописи. Допетровская эпоха / И.Э. Грабарь. - М.: Искусство, 2004. - 534 с.

5. Захаревич А.В. История Отечества /А.В. Захаревич. - М.: ИТК «Дашков и К˚», 2005. - 755 с.

6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии/Б.И. Кононенко. - М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. - 512 с.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси /Л.Д. Любимов. - М.: Просвещение, 1974. - 336 с.

8. Рассолов М.М. Симеон Полоцкий/М.М. Рассолов. - М.: Терра, 2008. - 352 с.

9. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней/В.М. Соловьёв. - М.: Белый город, 2004. - 736 с.

10. Шмурло Е.Ф. История России 862 - 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. - М.: Аграф, 1997. - 736 с.

17 век был началом нового периода в области культуры. Произошли изменения в социально-экономической и политической жизни русского общества, которые вызвали оживление общественно-политической мысли передовой части народа. Активизация городской жизни, развитие промышленности, ремесла и торговли в значительной степени повысили роль посадского населения, его тягу к знаниям и просвещению. Русское искусство делало первые шаги, чтобы стать светским, свободным в своем выражении. Этому способствовало еще и расширение связей с Западом. Наряду с греко-славянским просвещением в Россию пришла западнолатинская культура, отвергавшаяся ранее православной церковью. 17 характерен секуляризацией (светкостью) культуры, т.е. разрывом связи между религиозным и эстетическим сознанием. В 17 веке наступил новый этап в развитии русского языка. Образованию и просвещению придавалось большое значение. Большим спросом пользовались печатные буквари. Продолжали распространяться и рукописные книги. Но все большее развитие получала типографская печать. 17в. явился новой страницей в истории книгопечатания в России. Появились частные библиотеки. Продолжалось дальнейшее распространение практических и естественнонаучных знаний, совершенствовались медицинские знания. В связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами в России происходило накопление географических знаний. Для архитектуры XVII век тоже был временем появления новых веяний, вкусов и форм. Монументальные храмы, которые в предшествующий период строили государство и влиятельное духовенство, уступают теперь место небольшим, но нарядным, узорчатым посадским церквам. В этом сказалось народное стремление к красоте, уход от церковного фанатизма и аскетизма. Борьба нового со старым, характерная для развития русской культуры в XVII столетии, не могла, конечно, не затронуть живопись. Здесь церковь всеми доступными ей мерами боролась против светских тенденций. Стремлением к реализму отличались работы живописцев Ярославля, Костромы и других городов. Однако все эти новые культурные веяния коснулись только верхушки общества. Основная масса населения оставалась неграмотной и суеверной. Для дальнейшего развития русской культуры стране требовались более решительные и широкие преобразования, которые были позже осуществлены Петром I.

30. Эволюция государственного строя в xviIв. Причины эволюции.

Во 2-ой половине 17 в. развитие государственного строя России переходило от самодержавия с Боярской думой к абсолютизму, от сословно-представительской монархии к чиновничье-дворянской монархии. Абсолютизм - вся власть принадлежит монарху. Он складывается в условиях безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Постепенный переход к абсолютизму отчетливо виден в различных областях политической жизни страны – как внешних, так и носящих более глубокий характер. Свидетельством укрепления самодержавия стало и падение значения Земских соборов. Земские соборы заменялись Боярской думой и другими учреждениями. В самой Боярской думе менялся состав: в ней все большую силу набирали дворяне и приказные чины. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, но уже с “Соборного уложения” 1649 г. прослеживаются попытки перехода к новым формам организации власти. Появляется титул “самодержец”.

В царствование Алексея Михайловича Романова (царев. 1645-1676) Земским собором в 1649 г. было принято “Соборное уложение”, состоявшее из 25 глав, разделенных на 967 статей:

10-15 - излагали устройство судопроизводства,

16-20 - формулировали право на холопов,

21-25 - урегулировали второстепенные вопросы.

Признаки абсолютной монархии:

1. Наличие регулярной армии.

2. Формирование бюрократии, служивого, административного слоя, который приносит присягу государству – сложилось при Алексее Михайловиче + Алексей Михайлович упорядочил систему приказов.

3. Введение прямых налогов, кот непосредственно поступают в казну – сформировалось при Алексее Михайловиче. Первый прямой налог был установлен Федором Алексеевичем, появляются дворовой налог и подушная подать.

4. Подчинение церковной власти светской. 1700 – смерть патриарха Андриана, патриарха на Руси больше не выбирали. Власть патриарха была заменена собранием епископов

Русская культура XVII века

Русская культура XVII века

В XVII веке завершалась история средневековой культуры и зарождались элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения». В науке это проявилось главным образом в росте интереса к обобщению практического опыта; в литературе – в формировании демократического светского направления; в архитектуре – в сближении облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»; в живописи – в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

Литература и образование. В XVII в. заметным явлением русской культуры стала светская литература. Произошла дальнейшая ее жанровая дифференциация. Трансформация житийного жанра завершилась возникновением повести-жития (биографической повести). Рост грамотности вовлек в круг читателей провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Это привело к появлению бытовой повести, которая в занимательной форме обращаясь к обыденной жизни, делала попытку проникнуть в психологию героев, отойти от средневекового шаблона, делившего персонажей на идеальных героев и абсолютных злодеев. Основная тематика таких произведений – столкновение молодого и старшего поколений, вопросы нравственности, человек с его личными переживаниями. Большой популярностью пользовались «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».

Полный социальными конфликтами XVII в. вызвал к жизни демократическую сатиру. Сатирические повести создавались в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства. Развитие жанра тесно связано с фольклором. В XVII в. под влиянием польского силлабического стихосложения возникла русская рифмованная поэзия, основоположником которой был С. Полоцкий, издавший «Букварь», «Рифмованную псалтырь», два больших рукописных сборника «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Продолжали дело С. Полоцкого его ученики Карион Истомин и Силь­вестр Медведев.

Среди новых жанров особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича, где стави­лись пьесы на античные и библейские сюжеты. Основопо­ложником русской драматургии явился С. Полоцкий: «Комедия притчи о блудном сыне» и «Трагедия о Навуходоносоре-царе». Автора волновали серьезные нравственные, политические и философские проблемы. В 1675 г. на сцене русского театра впервые был поставлен балет.

Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков – 65%; купечества – 96%; посадских людей – около 40%; крестьян – 15%; стрельцов, пушкарей, казаков – 1%.

Грамоте чаще всего обучали в семье. Одним из основных методов педагогики признавалось телесное наказание. Весьма показательно сочинение по педагогике «Гражданство обычаев детских» – свод правил, определявший все стороны жизни детей: поведение в школе, за столом и при встрече с людьми; одежду и даже выражение лица. Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий. Так, в 1633 г. издается букварь Бурцева, в 1679-м - учебник Полоцкого, а в 1694-м – Истомина, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению и педагогике, словари и т. п. Использовались в учебном процессе и «азбуковники» – словари иностранных слов, знакомившие с философскими понятиями, содержавшие краткие сведения по отечественной истории, об античных философах и писателях, географические материалы. Это были справочники-пособия, обеспечивавшие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем.

В Москве появились средние школы, в том числе частные, где изучались иностранные языки и некоторые другие пред­меты. В 1621 г. была открыта всесословная лютеранская школа в Немецкой слободе, в которой обучались и русские мальчики. С 1640-х гг. стала работать частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян, где их учили греческому и латыни, риторике и философии. В 1664 г. открылась государственная школа для обучения подьячих Приказа тайных дел. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первыми учителями в ней стали братья Лихуды – греки, окончившие Падуанский университет в Италии. Состав учеников был неоднородным. Здесь обучались представители разных сословий. Академия сыграла большую роль в развитии просвещения в конце XVII – первой половине XVIII вв.

Становление знаний и рационалистического мировоззрения. В XVII в. умели решать многие практические задачи по математике, которые выдвигались практикой описания земель, торговой деятельности, а также военного дела. По указаниям в «Книге сошному письму» измеряли площади, извлекали квадратные и кубические корни, решали уравнения с несколькими неизвестными.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленный Онисимом Михайловым (Радышевским) в 1621 г. Текст содержит сведения об организации войска, употреблении артиллерии и ее устройстве, о приемах ведения боевых действий. В нем много практических сведений из различных областей знания – геометрии, механики, физики, химии. «Устав» проникнут идеей старого конкретного, опытного, рационалистического подхода к изучению различных явлений. В «Уставе» содержится ряд сведений из математики, дана таблица мер, уделено внимание вопросам динамики, описан угломерный прибор, содержатся некоторые наблюдения над разницей удельного веса металлов – железа и свинца (хотя само понятие еще не сформулировано).

Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой степени основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и «травников». При переводах вырабатывалась русская терминология. Аптекарский приказ в Москве сосредоточил искусных мастеров, умевших изготавливать лекарства и обладавших широкими для того времени познаниями в области химии, ботаники и фармакопеи. Таковы были Тихон Ананьин, Иван Венедиктов, Василий Шилов и др. В том же приказе производилось обучение новых мастеров по изготовлению медикаментов, а также врачей.

На протяжении XVII в. развивался интерес к общим вопросам биологии. В Россию проникли и первые сочинения по вопросам агротехники. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. В середине XVII в. в Россию стали проникать сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Само появление в России сочинений, излагавших данную систему, весьма знаменательно для XVII в. Оно свидетельствует о том интересе, который возникал к проблемам рационального объяснения мироустройства в XVII в. О прогрессирующем развитии астрономических знаний говорит также и то, что в XVII в. стали все более приобретаться и использоваться в России различные астрономические приборы.

Большое развитие получили географические знания. Продвижение русских землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт; еще в начале XVII в. была сделана несохранившаяся карта всего Русского государства. Важный географический материал был получен в ходе освоения Сибири экспедициями Стадухина, Реброва, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова и др. Возникли сводные географические описания, как, например, «Роспись сибирским городам и острогам», «Роспись морского пути вдоль Охотского моря», и др. В 1667 г. в Тобольске Юрским стольником и воеводой П. П. Годуновым был составлен чертеж сибирских земель с соответствующим описанием. Спустя пять лет был составлен новый чертеж Сибири. Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран. Эти сведения собирались русскими посольствами за границей и обобщались в «статейных списках». Большое внимание привлекали тогда страны Дальнего Востока – Монголия и Китай.

Художественная культура. Как и прежде, наиболее распространенным на Руси оставалось деревянное зодчество. Замечательной светской постройкой был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, представлявший живописную композицию больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, с высокими кровлями, килевидными «бочками» крыш и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливалось золоченой резьбой и яркой раскраской. Культовые деревянные постройки при небольшом числе основных типов необычайно разнообразны по своей композиции.

Широко были распространены храмы клетские, представлявшие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, увенчанной маковкой с крестом; шатровые, основу конструкции которых составлял восьмерик на крестообразном основании или на четверике, перекрытый шатром; ярусный – особый тип высотной композиции, представлявший нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков; многоглавые – из наиболее известных памятников этой группы можно назвать Преображенскую церковь в Кижах.

Каменное строительство, прерванное «смутой» начала XVII в., возобновилось лишь в 20-е гг. В это время была осуществлена реставрация Московского Кремля. Зодчие Б. Огурцов и Х. Галовей возвели шатер над Спасской башней. Гражданская архитектура заметно влияла на культовые постройки. В храмах 20 – 30-х гг. появились некоторые новые черты: дробность элементов, как в церкви Покрова в Рубцове; необычайно богатый декор, как в церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре. Еще заметнее отход от традиции в трехшатровых храмах, например, в Успенской церкви Алексеевского монастыря в Угличе, прозванной в народе «Дивной». Новые черты привели к формированию во второй четверти XVII в. живописного стиля с асимметричной группировкой масс. Обычно это пятиглавый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приделами, папертями, лестницами и крыльцами, с обязательными деталями отделки: бочкообразными колонками, арками с висячей гирькой, наборными кирпичными наличниками окон и др. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось светское начало, которое современники называли «узорочьем». Таковы московские церкви Рождества Богородицы в Путниках, Троицы в Никитниках, ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках.

В 90-е гг. XVII в. в русской архитектуре утвердился новый стиль, условно именуемый «нарышкинским», или «московс­ким барокко». Главные его композиционные принципы – ярусность, центричность, симметрия и равновесие масс: нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем – восьмерик, выше – второй, большего объема и, наконец, завершающий барабан с главой. Ярусной композицией достигался эффект вертикального движения, присущий столпообразным и шатровым постройкам предшествующих времен. Декоративное убранство из резного белого камня выглядело необычайно выразительно на красном фоне кирпичных стен. Окна, часто овальные или восьмиугольные, обрамлялись небольшими колонками с вычурными фронтончиками; над карнизами помещались так называемые «петушиные гребешки» – полосы резных декоративных элементов. Примеры этого стиля: церкви Покрова в Филях, Спаса в селе Уборы, близ Москвы. Декоративные формы «московского барокко» применялись и в пятиглавых храмах: Успенский собор в Рязани, московская церковь Воскресения в Кадашах. В зодчестве XVII в. в борьбе старых традиций и новых тенденций вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с народным творчеством. В то же время творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.

В живописи процесс обмирщения шел особенно активно. Первая половина века ознаменовалась борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно – «годуновская школа» – тяготело к монументальным традициям прошлого и было попыткой оживить угасающий дух великого искусства путем ортодоксального следования древнему канону (иконы «Достойно есть» и «Симеон Столпник»; иконостас кремлевской церкви Ризположения). Другое направление  «строгановская школа» – явилось более живой струей в живописи первой половины XVII в. Строгановские иконы впервые в русском искусстве как бы на равных с религиозно-символической функцией несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок, тонкую проработку деталей, богатую орнаментацию, полихромный колорит. Выдающимся мастером «строгановской школы» был П. Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз.

Традиционные иконописные приемы художников-новаторов постепенно заменялись более реалистическими. Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С. Ушакова. Если ранние работы выполнены им в древнерусской иконописной манере (две иконы Владимирской Богоматери), то в конце 50-х гг. появились иконы, написанные с учетом знания анатомического строения лица и с использованием светотени («Великий Архиерей», «Спас Нерукотворный» и др.) В 60 – 70-е гг. художник coздал ряд произведений в смешанном стиле – лики выполнены в новой светотеневой манере, а все остальное – в старой, близкой «строгановскому» письму. Таковы иконы «Древо государства Московского», «Троица» и др. Заметно усилились реалистические тенденции в поздних работах Ушакова.

Черты искусства будущего ярче всего проявились в парсуне. Этот первый чисто светский жанр зародился еще на рубеже XVI–XVII вв., дальнейшее развитие получил во второй половине века в портретах царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра. Лучшие парсуны, такие, как портреты стольника В. Ф. Люткина, дяди и матери Петра I – Л. К. и Н. К. Нарышкиных, написаны в конце века. В них уже наметились черты русского портрета грядущего столетия – внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр прошел громадный путь – от полуиконописных парсун до вполне реалистических изображений. Фреска, в XVII в. переживавшая последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, изображения измельчены, пронизаны затейливым орнаментом, житийные композиции приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами.

Культура России в XVIII веке

Культурология - Лекции по культурологии

Культура России в XVIII веке

Реформы Петра I и их общекультурное значение. Рубеж XVII – XVIII вв. является началом нового этапа в истории России. Содержанием его было разложение феодального способа производства и вызревание в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений ее особенности. Главное содержание культурного процесса составляло формирование и развитие русской национальной культуры.

Начало XVIII в. ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни. В результате преобразований завершилось оформление абсолютной монархии, так как централизация государственного управления, бюрократизация, регулярная армия, включение церкви в государственные структуры – неотъемлемые признаки абсолютизма.

Петровские преобразования носили двойственный характер: с одной стороны, способствовали экономическому и политическому подъему государства, развитию внешних экономических и культурных связей России с Западными странами (особенно с Польшей, Германией, Италией, Голландией); с другой – уклон в сторону социальных идеалов Запада совершился без необходимого осмысления культурных особенностей западных и восточных образцов развития. Культура стала западной по своему внешнему выражению, по представленности и по претензии, но осталась неискоренимо восточной по существу.

План «вестернизации» русской культуры, привития ей ценностей западного мира был основан на насилии. Усвоение европейской цивилизации произошло скоропалительно и пассивно. Народ совсем не принял новоевропейских нововведений, остался чуждым им. «Верхи» их восприняли поверхностно и даже догматически, без переосмысливания. Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов – «почвы» и «цивилизации»  по терминологии В. Ключевского. «Почва» − это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, удивительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивающих непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» – это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Между «почвой» и «цивилизацией» был большой разрыв. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» − на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладающие разными ценностями, идеалами, тяготевшими к различным путям развития.

Одним из первых деяний Петра, составляющим существенную сторону всех его реформ, было создание империи, принципиально иного государственного устройства, при котором наиважнейшим, священным становится служение государственным интересам, обязательное и для всех подданных, и для самодержца.

Самыми первыми были реформы армии. Они коснулись способа набора рядовых: прием желающих, «волонтеров» и рекрутирование в армию крестьян. Обучаясь, солдаты не только приобретали необходимые воинские навыки, у них воспитывали чувство ответственности, верность долгу, инициативность, соблюдение не палочной, а сознательной дисциплины. Петр разработал и ввел уставы и присягу. Как справедливо отмечает Е. Анисимов, такую присягу впоследствии приносили и Суворов, и Кутузов, и Лермонтов, и Лев Толстой. Помимо реорганизации армии, именно Петру Россия обязана созданием флота.

Другие реформы коснулись промышленности, и Петр добился практически полной централизации экономики. Государство монополизировало в области промышленности новую отрасль по добыче железной руды, развитие металлургического производства. Появились новые промышленные территории, распространяясь на Урал и далее, управление ими оказалось всецело в руках государства. Развивалась и легкая промышленность – производство парусины, канатов, а затем сукна и других ранее ввозимых товаров, создавались мануфактуры. Торговля тоже постепенно становилась сферой государственной деятельности, а не предметом частного предпринимательства. Как и многое другое, эти действия вызвали следствия не только позитивного характера. Монополия государства на торговлю многими товарами сократила частную инициативу купцов, иных вовсе разорила, затормозив на долгие годы развитие купечества в России. Однако это помогло пополнить государственную казну, что, в свою очередь, позволило развивать науки, образование, строить города и содержать образцовую армию.

Петр предпринял территориальное деление России на губернии, что дало возможность «сосредоточить административную, судебную, а главное, финансовую власть в руках представителя царя – чиновника высокого ранга, каким был губернатор» (Анисимов Евг. Время петровских реформ. – Л., 1989. С. 147). Со временем для управления губерниями и для наиболее полного и оперативного осуществления самодержавия был создан Сенат, просуществовавший до 1917 года. Развитие бюрократической системы, стремившейся точно определить место каждого в государственной машине и его обязанности, увенчалось Табелью о рангах. Петр уподобил государство армии, введя в нем иерархическую систему отношений и даже принятие присяги. Новая форма административного деления России способствовала оперативности в решении множества проблем на территории огромного государства.

В 1721 г. была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная вскоре в Святейший Правительственный Синод. В 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И. В. Болдина). Таким образом, Петр I полностью подчинил Церковь своей власти.

Академик А. Панченко в цикле своих исследований, в том числе в книге «Русская культура в канун Петровских реформ» показал, что главное содержание петровской модернизации составила секуляризация культуры (т. е. «обмирщение»), разрушившая специфическую смысловую целостность древнерусской культуры. Древнерусская культура была религиозно-цельной и семантически единой, поскольку синтетическое религиозное мировоззрение связывало все пласты и компоненты культуры в нерасчленимое «всеединство». Русский религиозный раскол XVII в. разделил национальное религиозное сознание надвое и поляризовал русскую культуру по религиозному принципу («старообрядцы» и «никониане»). Петровские преобразования сделали социокультурный раскол Руси еще более жестким, непримиримым и необратимым, а главное – многомерным, развивающимся одновременно в нескольких направлениях.

Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола XVII в., полоса Петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру на собственно «культуру» и собственно «веру», т. е. фактически на две разноосновные культуры: светскую (секулярную) и религиозную (духовную). «Как и любая общинная структура, древнерусская цивилизация не выдерживала ни малейшего нарушения вековых традиций, апеллирующих к общественному согласию общества в отдаленном прошлом: любая, даже частная модернизация приводила к распаду «единодушия» общества по ряду принципиальных вопросов, к росту разногласий и конфликтов, к крайней поляризации общественного мнения и неизбежному расколу» (Кондаков И. В. Культура России. М., 1999. С. 159).

По существу, признание самой религиозности необязательной, факультативной составляющей культуры, недвусмысленное отделение светской власти от церкви и подчинение церкви государству представляли собой взрывные факторы динамики русской культуры. При этом религиозная часть русской культуры фактически уходила на периферию национально-исторического развития и утрачивала ряд прежде ничем не заменимых смысловых и регулятивных функций (хотя для большинства населения России именно она оставалась основой жизни, была единственной и привычной), а новообразовавшаяся секулярная, светская культура, напротив, обретала все новые и разнообразные функции и укоренялась в центре официальной, государственной культурной и общественной жизни (хотя она и являлась культурой образованного меньшинства, дворянской элиты).

Осуществленная Петром I церковная реформа, вытесняя из государственного обихода традиционно понимаемую святость и сакральные ценности православной цивилизации Святой Руси, но объективно не имея возможности (как, впрочем, и желания) изъять из жизни и русской культуры саму религиозность как таковую, тем самым способствовала сакрализации важнейших светских институтов и феноменов культуры, заместивших собой религиозный культ. Это вело, с одной стороны, к отчуждению светской власти от религии, с другой стороны – к порождению и распространению в массовом сознании нового и специфического для русской культуры феномена – «Светской святости» (акад. А. Панченко), заключавшегося в экстраполяции атрибутов культовой святости на нерелигиозные предметы и явления.

Именно в это время стала складываться столь характерная в дальнейшем для русской культуры особенность «религиозной энергии русской души» переключаться и направляться к целям, которые «не являются уже религиозными» (Н. Бердяев), т. е. к целям социальным, научным, художественным, политическим и т. д., ярко заявившая о себе уже в увлечении русских общественно-политических и культурных деятелей XVIII в. масонством и внеконфессиональным мистицизмом (А. Сумароков, М. Щербатов, И. Елагин, И. Лопухин, И. Тургенев, В. Майков, Н. Новиков и др.).

Впоследствии «религиозная энергия» русской культуры особенно резко проявилась в атеистическом и материалистическом фанатизме разночинской интеллигенции второй половины XIX в., в ее увлечении естествознанием, политикой, техникой – нередко фетишизируемыми и рассматриваемыми в отрыве от целого культуры как своего рода «безрелигиозной религии», или религии, развивающейся в отрыве от собственного субстрата. В этом же квази-религиозном ключе должен рассматриваться и политический экстремизм русских радикалов, начинавшийся в XVIII в. с теоретических допущений (А. Радищев), а к 70-м гг. XIX в. превратившийся в террористическое движение.

С изменением места религии в картине мира изменилось и отношение между собой других частей и компонентов культуры, ее форм и категорий. Так, в концепции мира, утверждаемой Петром I, на место «красоты» ставится «польза»; традиционный для Древней Руси приоритет слова, словесного этикета отходит на второй план перед авторитетом вещи, материального производства, естественных и технических наук; введенный Петром гражданский шрифт, противостоящий церковнославянскому, окончательно отделил светскую книжность от религиозной и мирскую, безрелигиозную культуру в целом – от духовной; рукопись была вытеснена газетой.

Неизбежный «упадок литературы» при Петре компенсировался информативностью словесных произведений; рождались новые жанры и стили в искусстве (например, жанр путешествий, «историй», кантов и др.); апофеоз вещи раскрепостил сюжет литературно-художественных произведений. Реальность мира стала описываться и толковаться вне соотнесения с вековыми идеалами религии и традиционной этики и эстетики; жизненный и житейский опыт стал постоянным предметом отражения в литературе и искусстве.

Принципиально новыми феноменами, не мыслимыми в рамках традиционной русской культуры, явились – в результатах Петровских реформ  библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера (первый музей, собрание общественных раритетов) и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая и парковая архитектура.

Русская культура XVIII в. начала проникаться принципом историзма: история отныне предстает как память, как искусственное «воскрешение» прошлого (с целями воспитания, назидания, ради осмысления, анализа извлеченного опыта или отталкивания от прошлого), как «урок» настоящему; вместе с тем рождается и ориентация русской культуры на будущее, ее аппеляция к идеям и установкам развития. Отсюда развитие в XVIII в. профессионального научного интереса к изучению национальной истории  становление отечественной истории как науки (В. Татищев, М. Ломоносов, Г. Миллер, М. Щербатов, И. Болтин и др.) и опыта художественного осмысления в поэзии, прозе и драматургии (А. Сумароков, М. Херасков, Я. Княжнин, Н. Карамзин и др.).

Лучшие статьи по теме