Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Самые скоростные поезда в мире. Скоростные поезда

Высокоскоростной поезд "Сапсан" серии Velaro RUS - первый поезд такого класса в России, способный развивать скорость 250 километров в час, - 17 декабря вечером отправится в первый регулярный рейс из Москвы в Санкт-Петербург.

Ниже приводятся данные о скоростных поездах в мире.

"Интерсити" (InterСity) - сеть скоростных поездов Великобритании, охватывающая все крупные города Англии, Шотландии и Уэльса. Сеть разделена на семь направлений, каждое из которых обслуживает определенный район туманного Альбиона.

Брэнд "Интерсити" был представлен в 1950 году в качестве названия поезда назначением Лондон Вулверхемптон. Подвижной состав в разное время включал в себя 7 классов поездов, из которых на сегодняшний день наибольшее распространение получили: "Интерсити 125" (максимальная рабочая скорость 200 км/ч) и "Интерсити 225" (максимальная рабочая скорость - 225 км/ч). Поезда спроектированы и построены дочерними компаниями British Rail.

ТЖВ (TGV, фр. "скоростной поезд") - французская сеть скоростных электропоездов, разработанная компанией Alstom и национальным французским железнодорожным оператором SNCF. Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом.

Сеть ТЖВ охватывает города на юге, западе и северо-востоке Франции: Лион, Тур, Ле Ман, Лилль, Марсель, Страсбург, а также несколько городов на территории Швейцарии. Линии ТЖВ связаны с другими сетями скоростных поездов: "Талис" на севере и востоке (Германия, Бельгия, Нидерланды) и "Евростар" на западе (Великобритания).

Поезда ТЖВ способны двигаться со скоростями до 320 км/ч - это стало возможным благодаря строительству специальных железнодорожных линий без резких поворотов. Поезда оснащены мощными тяговыми двигателями, сочленёнными вагонами, облегчёнными колесными тележками, а также устройствами автоматической локомотивной сигнализации, благодаря которой машинисту не требуется сосредотачиваться на сигналах светофоров при езде на больших скоростях. Подавляющее большинство поездов ТЖВ служат для пассажирских перевозок, однако существуют и несколько почтовых поездов, выполняющих рейсы Париж-Лион.

ТЖВ использует специально построенные пути, называемые ЛЖВ (фр. ligne a grande vitesse - "высокоскоростная линия"), специально созданные для движения на скоростях более 300 км/ч. ТЖВ могут двигаться и по обычным железнодорожным линиями со скоростью не более 220 км/ч.

Количество пассажиров, перевезенных поездами ТЖВ за всю историю их существования, приближается к отметке в 2 миллиарда. Ежегодный пассажиропоток сейчас составляет около 130 миллионов человек (2008).

"Талис" (Thalys) - сеть скоростных железнодорожных линий, связывающих Париж (Франция), Брюссель (Бельгия), Амстердам (Нидерланды) и Кельн (Германия). Решение о строительстве высокоскоростной магистрали Париж - Брюссель - Кёльн - Амстердам было принято в 1987 году национальными операторами железных дорог четырех стран участниц проекта, а 4 июня 1996 года по маршруту Париж Брюссель Амстердам отправился первый поезд.

Промежуточными пунктами, через которые следуют поезда "Талис", являются Антверпен, Роттердам, Гаага, Льеж и Аахен. Поезда следуют как по специально выделенным высокоскоростным линиям, так и по старым путям для обычных составов. В дальнейшем планируется полностью перейти на высокоскоростные линии. Планируются линии через Кёльн до Франкфурта на Майне. Препятствием этому является недостаточное питание контактной сети в Германии. Время в пути из Брюсселя до Парижа обычно составляет 82 минуты (расстояние примерно 300 км). Максимально допустимая скорость (зависит от типа пути) составляет 300 км/ч

"Талис" эксплуатирует сходные с ТЖВ модели поездов производства французской компании Alstom.

"Евростар" (Eurostar) - железнодорожная сеть, соединяющая Лондон и графство Кент в Великобритании с городами Париж, Лилль (Франция) и Брюссель (Бельгия). Поезда "Евростар" пересекают пролив Ла-Манш по Евротоннелю, проложенному под его дном.

Поезд "Евростар", по существу, является удлинённой модификацией состава ТЖВ, приспособленной для эксплуатации в Великобритании и Евротоннеле. Среди различий - меньший объём вагона, удовлетворяющий британскому стандарту на габариты подвижного состава железных дорог, созданные в Великобритании асинхронные тяговые двигатели и улучшенная система пожаробезопасности на случай возгорания в тоннеле.

Поезд был спроектирован компанией GEC Alsthom (ныне Alstom) на фабриках в Ля Рошели (Франция), Белфорте (Франция) и Вошвуд Хэт (Англия), эксплуатация началась в 1993 году.

Существует два типа составов "Евростар": Eurostar Three Capitals (англ. "Три столицы") состоит из двух головных и восемнадцати пассажирских вагонов с двумя дополнительными моторными тележками; Eurostar North of London (англ. "Север Лондона") состоит из 14 пассажирских вагонов. Составы обоих типов состоят из двух частей, несочленённых в середине, то есть в случае поломки или чрезвычайной ситуации в Евротоннеле половину поезда можно отцепить, чтобы та своим ходом покинула тоннель. Каждая такая половинка состава имеет свой номер.

Все составы "Евростар" приспособлены для работы на линиях LGV с переменным током (включая линию в Евротоннеле и стандартные линии в Великобритании), бельгийских линиях с постоянным током и британских системах с третьим рельсом, распространённых на юге страны.

Составы Eurostar North of London никогда не использовались для международных перевозок: на них возят пассажиров от Лондона к городам севернее столицы, однако данные перевозки в настоящее время не приносят прибыли из за серьезного снижения цен на внутрибританские авиаперевозки.

Годовой пассажиропоток сети "Евростар" составляет более 9 миллионов человек (2008).

"Интерсити экспресс" (Intercity Express, ICE) - сеть скоростных поездов, распространённая в Германии и охватывающая Нидерланды, Австрию, Швейцарию, Данию и Францию. Разработана и введена в эксплуатацию компанией Deutsche Bahn. В данное время подвижной состав изготавливается консорциумом под руководством Siemens AG. Общая длина участков, на которых "Интерсити экспресс" может развивать скорость больше 230 км/ч, составляет 1200 км.

"Интерсити экспресс" занимается пассажирскими перевозками во все крупные немецкие города: Берлин, Мюнхен, Гамбург, Ганновер, Штутгарт Бремен, Нюрнберг, Дрезден, Лейпциг, Кельн, Бонн, а также связывает Германию с соседними государствами посредством рейсов в Амстердам (Голландия), Льеж и Брюссель (Бельгия), Париж (Франция), Цюрих и Базель (Швейцария), Вена (Австрия), Орхус и Копенгаген (Дания). В отличие от французского ТЖВ или японского "Синкансэна", "Интерсити экспресс" не разрабатывался как единая система и поэтому далеко не на всех участках поезда последнего поколения (ICE 3) могут развить свою максимальную скорость 330 км/ч. Участком, по которому проходит больше всего маршрутов, является скоростной участок Мюнхен - Аугсбург, по которому в день проходит более 300 поездов.

В отличие от большинства сетей скоростных поездов, которые, как правило, расходятся лучами из одного основного пункта (у ТЖВ из Парижа, у "Синкансэн" из Токио), у сети "Интерсити экспресс" четыре ветки, идущие с севера на юг, и три - с востока на запад. Три из четырёх веток с севера на юг начинаются в Гамбурге и заканчиваются в Мюнхене.

"Синкансэн" (яп. "новая магистраль") - высокоскоростная сеть железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны. Принадлежит компании Japan Railways. Первая линия была открыта между Токио и Осакой в 1964 году.

В сети "Синкансэн" используется европейская колея шириной 1435 мм, что отличает её от более старых линий японской железной дороги, имеющих колею 1067 мм. Линии синкансэна электрифицированы по системе однофазного переменного тока 25 кВ 60 Гц, на линиях мини-синкансэна напряжение составляет 20 кВ.

Самая старая линия "Синкансэн" (Токио-Осака) является в данный момент и самой загруженной: на ней перевозится порядка 375 тысяч пассажиров ежедневно. Всего же данная система скоростных поездов перевозит 150 миллионов человек в год (409 тысяч человек в день), а общее количество пассажиров, воспользовавшихся услугами "Синкансэн" с момента ее создания, перевалило за 6 миллиардов.

Общая длина линий "Синкансэн" составляет 2459 км. Они охватывают все крупные города островов Кюсю и Хонсю.

В системе "Синкансэн" функционирует шесть основных линий: Токио-Осака, Осака-Хаката, Токио-Хатинохэ, Омия-Ниигата, Такасаки-Нагано и Яцусиро-Кагосима, и еще 2 линии, известные под названием "Мини Синкансэн": Фукусима-Синдзё и Мориока-Акита.

Поезда "Синкансэн" могут иметь до 16 вагонов длиной по 25 метров, головные вагоны обычно чуть длиннее. Общая длина поезда составляет порядка 400 метров.

Изначально сеть "Синкансэн" предназначалась как для пассажирских, так и для грузовых перевозок в круглосуточном режиме. Позднее грузовые перевозки были отменены, и на всех линиях был введен технологический перерыв с 0:00 до 06:00.

Максимальная штатная скорость движения поезда достигается на маршруте Нодзоми (на перегоне между городами Хиросима и Хаката) составляет 300 км/ч.

"Шанхайский маглев" (от англ. maglev - magnetic levitation - "магнитоплан") - первая в мире коммерческая железнодорожная линия на магнитном подвесе, эксплуатирующаяся в городе Шанхай (КНР). Соединяет станцию городского метрополитена "Лунъян Лу" с международным аэропортом Пудун и преодолевает расстояние 30 км за 7-8 минут, развивая скорость до 431 км/ч (средняя скорость движения - 350 км/ч). Спроектирована и построена немецкой компанией Transrapid, открытие состоялось в 2002 году, введена в эксплуатацию 31 декабря 2002 года. До 2010 года линию планировалось продлить до аэропорта Хунцяо и далее на юго запад до Ханчжоу, столицы провинции Чжэцзян, после чего её длина составила бы 175 км. Однако строительство было заморожено из за возможности вредного воздействия электромагнитных волн на местных жителей, чьи дома расположены в непосредственной близости от будущего продолжения магистрали.

"Асела экспресс" (комбинация англ. слов acceleration и excellence - "ускорение" и "превосходство") - скоростной поезд, соединяющий американские города Вашингтон, Балтимор, Филадельфию, Нью Йорк и Бостон. "Асела экспресс" курсирует по "Северо-восточному коридору" железнодорожной магистрали, проходящей параллельно побережью Атлантического океана через густонаселенные районы северо востока США.

Суммарная протяженность скоростной линии составляет 735 км, причем ее северная часть всего на 8 км длиннее южной (372 км и 364 км соответственно). Практически вся линия принадлежит "Амтрак" ("Amtrak", Национальная железнодорожная пассажирская корпорация), за исключением небольшого участка в северных пригородах Нью-Йорка (между Нью-Рошелью и Нью-Хэвеном), принадлежащего Metro North Railroad - оператору пригородных пассажирских перевозок к северу от Нью-Йорка.

Подвижной состав для "Аселы" был произведен на рубеже 20-го и 21-го веков консорциумом, состоявшим из канадского Bombardier (75%) и французского Alstom (25%). Каждый состав вмещает 304 пассажира и состоит из двух локомотивов с обоих концов состава и шести промежуточных вагонов: четырех вагонов бизнес класса (компоновка сидений 2+2), одного вагона первого класса (компоновка сидений 2+1) и одного вагона ресторана/бара.

Максимальная скорость "Аселы" в регулярном пассажирском движении составляет 241 км/ч. Маршрутная скорость ниже: при поездке из конца в конец по всей 735 километровой трассе она составляет 109-113 км/ч в зависимости от рейса и числа остановок.

"Асела экспресс" ежедневно выходит на маршрут в 06.00, курсирует с интервалами от часа и выше (в зависимости от дня недели) и заканчивает движение в 20.00.

Годовой пассажиропоток "Аселы" составляет около 3,2 миллиона человек (2007). В день экспресс перевозит более 8,7 тысяч человек.

Со времени изобретения железной дороги уже прошла не одна сотня лет. Железнодорожный транспорт преодолел долгий эволюционный путь развития от ручной тяги массивных вагонеток до современных суперскоростных экспрессов, действующих по принципу магнитной левитации, которые уже стали привычным явлением для многих стран мира. В данной подборке будут представлены самые быстрые поезда, способные развить скорость не менее 300 км в час.

11 место. HSL 1 (High-Speed Line 1) - скорость 300 км/ч
HSL 1 - бельгийский скоростной электропоезд серии TGV (Train à Grande Vitesse - "скоростной поезд" по-французски), рабочая скорость которого равна 300 км/ч, курсирует по высокоскоростной железнодорожной линии, соединяющей Брюссель с французской железнодорожной линией LGV Nord. В эксплуатацию был введен в декабре 1997 года.


10 место. - скорость 300 - 315 км/ч
THSR 700T – скоростной поезд на острове Тайвань, разработанный на основе японских поездов Shinkansen. Поезд, максимальный показатель рабочей скорости которого равен 300 км/ч, соединяет северный Тайбэй и южный Гаосюн. Он состоит из 12 комфортабельных вагонов и может вместить 989 пассажиров. Рекорд скорости для этого поезда был установлен в 2005 году и составляет 315 км/ч.

9 место. - скорость 320 км/ч
ICE – скоростные поезда, распространенные на территории Германии и в сопредельных странах. На линии Страсбург-Париж InterCity Express развивает скорость до 320 км/ч. Сегодня ICE являются основным типом поездов, следующих на дальние расстояния, из всех представляемых Немецкими железными дорогами. Эти поезда также поставляются в Россию, где они используются на скоростных железнодорожных линиях Москва - Нижний Новгород и Москва - Санкт-Петербург.

8 место. - скорость 300 - 334,7 км/ч
Eurostar или British Rail Class 373 – британский высокоскоростной электропоезд серии TVG, курсирующий между Великобританией, Бельгией и Францией через тоннель под Ла-Маншем, который является вторым по длине железнодорожным тоннелем в мире. Вместимость поезда – 900 пассажиров, рабочая скорость доходит 300 км/ч, а рекорд скорости для этого поезда был установлен в 2003 году и равняется 334,7 км/ч. Путь от Лондона до Парижа на поезде Eurostar занимает 2 часа 16 минут.

7 место. - скорость 305 - 352 км/ч
Sancheon, ранее известный как KTX II, был введен в эксплуатацию в Южной Корее в 2009 году. Он был построен компанией Hyundai Rotem на основе технологий французских поездов TGV и принадлежит Korail, национальному железнодорожному оператору Южной Кореи. Хотя он может развивать скорость до 352 км/ч (рекорд установлен в 2004 году), в целях безопасности он не ездит быстрее 305 км/ч. Комфортабельный поезд вместимостью 363 пассажира осуществляет движение по маршруту Йонсан - Кванчжу - Мокпхо и Сеул - Пусан.

6 место. - скорость 300 - 362 км/ч
Для электропоезда ETR-500, выпущенного в Италии в 1993 году, рабочая скорость доходит до 300 км/ч, а рекорд скорости был поставлен в 2009 году в туннеле между Болоньей и Флоренцией и составляет 362 км/ч. Поезд преодолевает расстояние от центра Болоньи до Милана за 56 минут. На 2014 год запланирован выпуск шести поездов ETR-1000, которые будут развивать скорость от 360 до 400 км/ч.

5 место. - скорость 330 - 365 км/ч
AVE (Alta Velocidad Española) - торговая марка компании-оператора Испанских железных дорог Ренфе-Операдора. Аббревиатура одновременно обыгрывает слово "птица" (ave) по-испански. Все поезда класса AVE являются высокоскоростными, но особенно отличается скоростью электропоезд AVE Talgo-350 вместимостью 318 пассажиров, разгоняющийся до 330 км/ч на маршрутах Мадрид - Вальядолид и Мадрид - Барселона. В 2004 году во время испытаний поезд развил скрость 365 км/ч. Из-за внешнего вида, схожего с утиным клювовом, AVE Talgo-350 получил прозвище Pato (утка по-испански).

4 место. - скорость 380 - 486,1 км/ч
Китайский поезд CRH380A рассчитан на маскимальную эксплатационную скорость 380 км/ч, при этом рекорд скорости для такого поезда - 486,1 км/ч. Изготовлением этих железных монстров занимается крупнейший железнодорожный производитель Китая - CSR Qingdao Sifang Locomotive and Rolling Stock Company. Высокоскоростной 8-вагонный поезд с интерьером «самолетного типа» вмещает в себя 494 пассажира. В сентябре 2010 года CRH-380A впервые был пущен в эксплуатацию на маршрут Шанхай - Нанкин. Позже он начал совершать ежедневные рейсы на линиях Ухань - Гуанчжоу и Шанхай – Ханчжоу.

3 место. - скорость 431 - 501 км/ч
Shanghai Maglev – китайский скоростной поезд на магнитном подвесе, эксплуатирующийся в Шанхае с 2004 года. Максимальная скорость экспресса составляет 431 км/ч, что позволяет преодолеть расстояние от центра города до аэропорта (30 км) всего за 7-8 минут. В тестовом запуске 12 ноября 2003 года этот поезд развил скорость 501 км/ч. Разработчиками поезда являются вовсе не китайцы, а немцы. Прототипом Shanghai Maglev Train стала модель Transrapid SMT.

2 место. - скорость 320 - 574,8 км/ч

Эти французские поезда серии TVG курсируют между Францией и Швейцарией, а также между Францией и Германией. Рабочая скорость - 320 км/ч. При этом модели TGV POS принадлежит рекорд скорости среди рельсовых поездов - в 2007 году этот поезд смог разогнаться до 574,8 км в час .

1 место. Поезда серии Shinkansen - скорость 320 - 581 км/ч
Shinkansen (Синкансэн - "новая магистраль" по-японски) - сеть японских высокоскоростных поездов, которых часто называют "пулями", и на это есть веская причина - рекорд скорости Shinkansen для обычных железнодорожных линий составляет 443 км/ч (рекорд установлен в 1996 году), а на магнитном подвесе 581 км/ч, что является абсолютным мировым рекордом для поездов (рекорд установлен в 2003 году). Первый скоростной поезд в Японии был пущен в эксплуатацию еще в 1964 году. Сегодня экспрессы Shinkansen, состоящие из шестнадцати вагонов, преодолевают расстояние между Осакой и Токио за 2 часа 25 минут. Поезд имеет своеобразный продолговатый нос, благодаря которому получил прозвище "утконос". К слову, поезда Shinkansen носят статус не только одних из самых быстрых поездов, но и самых безопасных - за 40 лет эксплуатации не было ни одной крупной аварии.

13 февраля 2016 Единого понимания термина «лучший» по отношению к пассажирским поездам в мире не существует, поскольку для пассажира важны и комфорт, и скорость, и стоимость поездки, и ряд других факторов. Поэтому железнодорожные компании и конструкторы поездов работают по разным направлениям – увеличивают скорость, улучшают комфорт, добиваются снижения энергопотребления и стоимости перевозок. Мы расскажем, что в этих направлениях делалось в последние годы в России.

Сапсан

Самый известный на сегодня скоростной электропоезд в России, у него есть даже собственный аккаунт в Твиттере и блог в ЖЖ. Проект «Сапсан» разработан специально для России немецкой компанией Siemens.

В свой первый, громко разрекламированный коммерческий рейс из Москвы в Санкт-Петербург «Сапсан» отправился 17 декабря 2009 года, сейчас курсирует на линиях Москва - Санкт-Петербург (пять поездов в сутки) и Москва – Нижний Новгород (два поезда в сутки). Электропоезд способен развивать скорость до 300 км/час, однако на российских дорогах его максимальная скорость 250 км\час, на участке Малая Вишера – Окуловка (Мстинский мост), а основную часть пути «Сапсан» движется со скоростью 200 км\час. Число вагонов в составе – 10, число сидячих мест – 592.

Стоимость проезда на «Сапсане» на линии Москва – Санкт-Петербург в эконом-классе от 2320 рублей (в одну сторону) и в бизнес-классе от 4200 рублей, на линии Москва – Нижний Новгород от 1080 рублей в эконом-классе и от 4650 рублей в бизнес-классе.


Аллегро


Российским этот хорошо известный питерцам скоростной поезд можно считать, в лучшем случае, наполовину. Поезд «Аллегро» курсирует между Санкт-Петербургом и столицей Финляндии Хельсинки, его совместно эксплуатируют РЖД и финская компания Suomen Valtion Rautatiet. Разработчик проекта и производитель – финская компания Alstom.

По территории Финляндии поезд движется со скоростью 220 км/ч, по территории России – со скоростью 200 км/ч, больше не позволяет железнодорожная инфраструктура. Расстояние от нашей северной столицы до столицы Страны Суоми скоростной поезд «Аллегро» преодолевает за 3 часа 50 минут, с остановками в пограничном Выборге и некоторых финских городах – Вайниккала, Лахти, Пасила и других.

Число вагонов в составе поезда «Аллегро» – 7, число сидячих мест – 352, плюс 2 места для инвалидов. Базовая стоимость проезда – 84 евро в вагоне второго класса и 104 евро – первого класса.


ЭС «Ласточка»


Этот скоростной электропоезд, курсирующий в Краснодарском крае, можно с полным основанием считать «самой дорогой электричкой России». «Ласточка» – один из самых амбициозных и затратных проектов, связанных с Олимпиадой-2014. Для его реализации ОАО РЖД в 2009 году был подписан контракт с немецкой компанией Siemens, согласно которому компания должна поставить в Россию 54 электропоезда Siemens Desiro Rus на сумму 410 миллионов евро. А в 2013 году ОАО РЖД заключило новый контракт с Siemens – на техническое и сервисное обслуживание поездов в течение 40 лет, стоимостью 500 миллионов евро. Кстати, буквы ЭС в названии поезда и означают «Электросименс».

В составе каждой «Ласточки» имеется пять вагонов. Мест для сидения - 409; также имеется 4 места для пассажиров с ограниченными возможностями, и туалетная комната. При большом пассажиропотоке, например по маршруту Адлер – Туапсе, в рейс отправляются два сцепленных поезда из 10-ти вагонов.

И если бы не хамоватые контролёрши РЖД и под завязку забитые пассажирами вагоны – эти электрички можно было смело назвать одним из самых комфортных видов транспорта России. В летние месяцы, несмотря на высокий сезон и толпы туристов, электрички по маршруту Туапсе-Сочи-Олимпийский парк ходят редко, из-за этого большинству пассажиров приходится часами стоять в неприспособленных для этого проходах. Выглядит это примерно как в вагонах московского метро в час пик, но в отличие от метро, салоны Ласточек с узкими проходами вообще не приспособлены для стоячих пассажиров.



У себя на родине, в Испании, этот скоростной поезд называется Talgo 250. Правда, испанские, от компании Patentes Talgo S.L, в поезде только вагоны, локомотивы планируется использовать отечественные - ЭП20. С 1июня 2015 года «Стрижи» будут курсировать по маршруту Москва - Нижний Новгород. От столицы, с остановками в Дзержинске и Владимире, поезд будет следовать до Нижнего Новгорода 3 часа 45 минут.

Число вагонов в составе поезда «Стриж» – от 7 до 11. В 11-ти вагонном составе 299 пассажирских мест, в стандартном 8 вагонном составе – 236 мест. Стоимость проезда в вагоне со стандартными сидячим местами – 1150 рублей, в вагоне класса «люкс» – 7570 рублей.



С 2013 года на маршруте Москва – Адлер курсирует поезд № 103 с двухэтажными вагонами, выпускаемыми на Тверском вагоностроительном заводе. В таком вагоне (купейном) устроено 64 спальных места вместо обычных 36, а в вагоне СВ-класса – 32 места (вместо 18 в обычном варианте). Такое «уплотнение» должно было бы привести к удешевлению билетов, но пока ничего подобного не наблюдается. Место в купе до Адлера в двухэтажном вагоне стоит 7 540 рублей, в одноэтажном – 7140 рублей. С 1июня 2015 года пассажирский поезд с двухэтажными вагонами № 5\6 будет курсировать по популярнейшему маршруту Москва – Санкт-Петербург, стоимость купейного билета до Санкт-Петербурга – 2 670 рублей.

В целом приходится констатировать – «самые лучшие» пассажирские поезда России отнюдь не лучшие, поскольку не самые быстрые, не самые комфортные и не вполне «наши». Из всех перечисленных выше громко распиаренных проектов РЖД лишь двухэтажные вагоны производятся в России, но поезда, которые из них формируются – обычные, разве что пассажирам в них пришлось немного «потесниться» и дополнительно «раскошелиться». Был ещё многострадальный «Сокол-250» так и не «взлетел»….

«Сокол-250»

В создании опытного отечественного образца высокоскоростного электропоезда двойного питания (на постоянном и переменном токе) «Сокол-250» принимали участие около шестидесяти российских предприятий и организаций. Предполагалось, что новый поезд сможет развивать скорость до 350 км\час. На приёмочных испытаниях опытного образца «Сокола-250» в июне 2001 года впервые была достигнута скорость 236 км/ч – рекорд для российских железных дорог того времени. Однако приёмочная комиссия признала ввод «Сокола» в эксплуатацию невозможным из-за множества конструктивных недостатков – перегрева тормозных дисков, ненадёжности тормозной системы, недостаточной герметичности вагонов и т. д. Несколько вагонов из опытного поезда «Сокол-250» находятся на запасных путях Центрального музея Октябрьской железной дороги.

Мы продолжаем рассказывать о необычных вещах и на очереди устройства, ценность которых тяжело переоценить – поезда!

История поездов в целом это гимн скорости и надежности, проходящий через интриги и огромное количество денег, но нас интересуют 10 самых быстрых поездов современности.

Мир поездов выглядит на сегодняшний день необычно, связано это с тем, что с 1979 года к классическому рельсовому поезду присоединились их высоко технологические братья, машины из будущего – «Маглевы» (от англ. magnetic levitation - «магнитная левитация»). Гордо парящие над магнитным полотном и движимые последними достижениями в области сверхпроводников, именно они могут стать транспортом будущего. Ввиду этого для каждого мы будем указывать тип поезда и в каких условиях был получен рекорд, ведь где-то на борту экспресса не было пассажиров, где-то даже машинистов.

1. Shinkansen

Мировой рекорд скорости принадлежит Японскому составу маглев, 21 апреля 2015 года на спец участке во время испытаний в префектуре Яманаси состав смог развить скорость 603 километра в час, на борту был только машинист. Это просто невероятная цифра!

Видео ролик испытаний:

К безумной скорости можно прибавить удивительную бесшумность этого суперпоезда, отсутствие колес делает поездку комфортной и удивительно плавной.

На сегодняшний день Shinkansen является одним из быстрейших поездов на коммерческих маршрутах, его скорость составляет 443 км/час.

2. TGV POS

Первым по скорости среди рельсовых поездов, но вторым в абсолютном зачете, на планете (на 2015 год) является французский TGV POS. Удивительным является то, что в момент фиксации рекорда скорости, поезд разогнали до впечатляющей цифры в 574,8 км/ч, при этом журналисты и обслуживающий персонал были на борту!

Но даже с учетом мирового рекорда, скорость поезда при движении по коммерческим маршрутам не превышает 320 км/час.

3. Shanghai Maglev Train

Далее, у нас третье место, отданное Китаю с их Shanghai Maglev Train, как понятно из названия, этот поезд играет в категории волшебников висящих в мощном магнитном поле. Этот невероятный маглев удерживает скорость в 431 км/час в течение 90 секунд (за это время он успевает проглотить 10,5 километр!), что до максимальной скорости этого состава, то во время испытаний его смогли разогнать до 501 км/час.

4. CRH380A

Еще один рекорд родом из Китая, занявший почетное четвертое место поезд с невероятно благозвучным названием «CRH380A». Максимальная скорость на маршруте как понятно из названия 380 км/час, а максимально зафиксированный результат 486,1 км/час. Примечательно, что данный высокоскоростной поезд собран и выпушен полностью опираясь на Китайские производственные мощности. Поезд перевозит почти 500 пассажиров, а посадка реализована как в самолете.

5. TR-09


Локация: Германия – максимальная скорость 450 км/час. Название TR-09.

Пятый номер из страны самых быстрых дорог – автобанов, и если по скорости на дорогах Германию действительно можно отнести к быстрейшей стране, то поездам до номера 1 далеко.

На шестом месте поезд из Южной Кореи. KTX2, именно так называют корейский поезд пулю, смог разогнаться до 352 км/час, но на данный момент максимальная скорость на коммерческих маршрутах ограничена 300 км/час.

7. THSR 700T

Следующий герой хоть и не является самым быстрым поездом на планете всё-таки заслуживает отдельных аплодисментов, причиной тому впечатляющая вместимость 989 пассажиров!, а если прибавить к этому скорость в 335 км/час, то «THSR 700T» из города Тайбей что на Тайване может считаться одним из самых вместительных и быстрых видов транспорта.

8. AVETalgo-350

Прибываем к восьмому месту и остановка производится в Испании мы на борту AVETalgo-350 (Alta Velocidad Española) по прозвищу – «Утконос». Прозвище проистекает из аэродинамического вида ведущего вагона (ну вы сами видите), но как бы забавно ни смотрелся наш герой, скорость в 330 км/час дает ему право участвовать в нашем рейтинге!

9. Eurostar Train

9 место Eurostar Train – Франция, поезд не так быстр 300 км/час (не далеко от нашего Сапсана), но вместительность поезда впечатляет 900 пассажиров. Кстати, именно на этом поезде участники знаменитого телешоу Top Gear (ныне почившего, если любите его как я, большой палец вверх!) в 4 сезоне 1 серии соревновались с изумительным Aston Martin DB9.

10. Сапсан

На 10-е место, конечно, нужно поставить Итальянский «ETR 500» с его неплохими 300 км/час, но хочется поставить наш, вполне себе быстрый Сапсан. Хотя современная эксплуатационная скорость этого поезда ограничена 250 км/час, его модернизация (и скорее модернизация путей следования) позволит составу идти со скоростью в 350 км/час. На данный момент - это невозможно по множеству причин, одна из них вихревой эффект, который способен сбить взрослого человека с ног на расстоянии в 5 метров от путей. Также Сапсан ставит один забавный рекорд – это самый широкий скоростной поезд в мире. Хотя поезд построен на платформе компании Siemens, за счет более широкой колеи используемой в России 1520 мм, против европейской в 1435 мм, стало возможным увеличить ширину вагона на 300 мм, это и делает Сапсан самым “пузатым” поездом пулей.

С начала XIX века поезд всегда служил олицетворением человеческой инженерной мысли и мастерства, а его изобретение всегда подталкивало нас к разработке ещё более новаторских технологий и распространению промышленной революции по всему земному шару.

Сегодня поезда стали одним из самых быстрых наземных способов передвижения, и они продолжают совершенствоваться с каждым днём!

25. Поезд «Гиперпетля» (Hyperloop Train)

Начнём этот список с почётного упоминания. Требующий годы работы, чтобы стать коммерческой реальностью, поезд «Гиперпетля» - это теоретическое высокоскоростное транспортное средство, предложенное миллиардером и предпринимателем Илоном Маском (Elon Musk).

Перемещаясь по трубе низкого давления, поезд «Гиперпетля» может двигаться со скоростью до 760 миль в час (1223 км/ч) - достаточно быстро, чтобы преодолеть расстояние от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско всего за 30 минут.

24. «Маллард 4468″ (Mallard 4468)


Развивающий скорость до 126 миль в час (202,78 км/ч), «Маллард» побил мировой рекорд скорости среди паровозов в 1938 году и по сей день считается самым быстрым в мире поездом на паровой тяге.

«Маллард» был снят с эксплуатации в 1963 году, и теперь его можно увидеть в Национальном железнодорожном музее Соединённого Королевства (United Kingdom’s National Railway Museum) в Йорке.

23. «Асела Экспресс» (Acela Express)


Принадлежащий компании Amtrak, высокоскоростной поезд «Асела Экспресс» курсирует по всему Северо-восточному коридору Соединённых Штатов - от Вашингтона до Бостона, штат Массачусетс. Развивая максимальную скорость 150 миль в час (241,4 км/ч), «Асела Экспресс» является самым скоростным поездом в Северной Америке.

22. Скоростной поезд THSR 700T


Разработанный и произведённый в Японии, скоростной поезд THSR 700T был спроектирован почти сразу же после японского электропоезда серии 700 сети Синкансэн (Shinkansen 700 Series). Развивая максимальную скорость 186 миль в час (299,34 км/ч), THSR 700T является самым быстрым скоростным поездом на острове Тайвань.

21. «Талис» (Thalys)

Курсируя со скоростью 186 миль в час (299,34 км/ч), «Талис» соединяет между собой 17 городов Бельгии, Германии, Франции и Нидерландов. Отправляясь из Брюсселя, «Талис» может прибыть в Париж в течение 90 минут, и обещает полное возмещение расходов, если прибудет не вовремя.

20. «Реджина» (Regina)


«Реджина» - это шведский высокоскоростной пассажирский поезд производства компании Bombardier Transportation. Хотя он, как правило, двигается на коммерческой скорости 120 миль в час (193,12 км/ч), модифицированный поезд «Реджина» установил рекорд скорости среди железнодорожных поездов Швеции в 2008 году, достигнув 188 миль в час (302,56 км/ч).

19. «А-Же-Ве Итало» (AGV Italo)


Официально известный как «А-Же-Ве 575″ (AGV 575), «Итало» был произведён французской машиностроительной компанией Alstom и принадлежит итальянской компании NTV. Развивая максимальную скорость до 190 миль в час (305,78 км/ч), «А-Же-Ве Итало» являлся самым скоростным поездом в Италии до 2015 года, когда его рекорд скорости был побит «Красной стрелой 1000″ (Frecciarossa 1000).

18. TCDD HT80000


Почти полностью созданный на платформе «Сименс Веларо» (Siemens Velaro), HT80000 может достигать максимальной скорости примерно в 190 миль в час (305,78 км/ч) и является самым быстрым коммерческим высокоскоростным поездом в Турции.

17. «Альстом Евродуплекс» (Alstom Euroduplex)


«Евродуплекс» - это высокоскоростной двухуровневый поезд, достигающий скорости 200 миль в час (321,87 км/ч). Первая версия была куплена и введена в эксплуатацию французской железнодорожной компанией SNCF, однако вторая была также продана компании ONCF в Марокко, тем самым сделав «Евродуплекс» первым высокоскоростным поездом на африканском континенте.

16. «Евростар е320″ (Eurostar e320)


Двигающийся со скоростью 200 миль в час (321,87 км/ч), поезд «Евростар е320″ соединяет между собой Лондон, Париж и Брюссель, а также проезжает под Ла-Маншем.

Хотя поезда компании Eurostar производятся немецкой компанией Siemens Velaro, «Евростар» на самом деле является международной совместной работой Франции, Великобритании и Бельгии.

15. KTX-Sancheon


Введённый в эксплуатацию в 2009 году, этот южнокорейский поезд стал кульминацией более чем десятилетнего исследования и вторым высокоскоростным поездом, разработанным корейцами. KTX-Sancheon может ездить на максимальной скорости 219 миль в час (352,45 км/ч), однако из соображений безопасности его скоростной режим был ограничен до 186 миль в час (299,34 км/ч).

14. «Тальго 350″ (Talgo 350)


Изначально построенный для того, чтобы соединять два испанских города - Мадрид и Барселону - скоростной поезд «Тальго 350″ может достигать максимальной скорости, равной 227 милям в час (365,32 км/ч). Из-за передней части поезда, похожей на клюв утки, в народе его прозвали «Пато» (Pato), что в переводе с испанского означает «утка».

13. «Зефиро 380″ (Zefiro 380)


Произведённый канадской аэрокосмической и транспортной компанией Bombardier, «Зефиро 380″ может достигать одну из лучших эксплуатационных скоростей - 236 миль в час (379,81 км/ч). В ближайшем будущем он будет ездить по железным дорогам Китая.

12. Сверхскоростные пассажирские экспрессы Синкансэн (Shinkansen)

Управляемые компанией East Japan Railway Group, сверхскоростные пассажирские экспрессы E5 и Е6 японской высокоскоростной сети железных дорог Синкансэн могут достигать скорости, близкой к 250 милям в час (402,34 км/ч). Поезда также хорошо зарекомендовали себя способностью двигаться на высокой скорости без ущерба для комфорта или безопасности пассажиров.

11. «Красная стрела 1000″ (Frecciarossa 1000)


Высокоскоростная «Красная стрела 1000″ является самым быстрым поездом, находящимся в эксплуатации в Италии, максимальная скорость которого достигает почти 250 миль в час (402,34 км/ч). Он также является одним из самых экологически безопасных высокоскоростных поездов в мире: с минимальными выбросами углекислого газа (CO2) и почти на 100% состоя из перерабатываемых материалов.

10. «Веларо Е» (Velaro E)


Построенный компанией Siemens Velaro и управляемый государственной железнодорожной сетью RENFE, высокоскоростной поезд «Веларо Е» может достигать максимальной скорости, равной 251 миле в час (403,95 км/ч). Он является обладателем рекорда скорости для железной дороги Испании, а также обладателем мирового рекорда скорости для немодифицированных коммерческих поездов (до 2010 года).

9. «Айс V» (ICE V)


Первоначально известный как «Междугородный экспресс» (Intercity Experimental), «Айс V» был финансируемым правительством исследовательским проектом, инициированным для изучения возможности высокоскоростного железнодорожного сообщения в Германии. В 1988 году он установил новый рекорд скорости для железнодорожного транспорта, разогнавшись до 253 миль в час (407,16 км/ч).

8. Реактивный скоростной поезд LIMRV


Названный сокращённо от «Экспериментальное транспортное средство на линейном асинхронном двигателе» (Linear Induction Motor Research Vehicle), скоростной поезд LIMRV был оснащён газовой турбиной мощностью 3000 лошадиных сил для питания линейного асинхронного двигателя, а также двух реактивных двигателей J52, чтобы достигать ещё более высокой скорости.

В 1974 году LIMRV достиг 256 миль в час (411,99 км/ч), что стало в то время мировым рекордом скорости среди транспортных средств традиционной железной дороги.

7. «Аэропоезд I80″ (Aérotrain I80)


«Аэропоезд I80″, сконструированный французским инженером Жаном Бертином (Jean Bertin), представлял собой монорельсовый поезд на воздушной подушке с реактивным двигателем, который в 1974 году установил рекорд скорости для сухопутного транспорта на воздушной подушке, достигнув 267 миль в час (429,69 км/ч).

Из-за отсутствия финансирования, а также по причине смерти своего создателя в 1977 году поезд так никогда и не увидел своего коммерческого применения. Однако он заложил основу для поездов на магнитной подвеске, которые были разработаны в последующие годы.


Этот высокоскоростной поезд был введён в эксплуатацию в конце 2010 года и является единственным китайским скоростным поездом, разработанным исключительно на основе китайских конструкций и технологий.

Его рекордная максимальная скорость составляет 302 мили в час (486,02 км/ч), однако после сильного столкновения, произошедшего в 2011 году, Министерство путей сообщения Китая снизило эксплуатационную скорость поезда до 186 миль в час (299,34 км/ч).

5. Шанхайский маглев (Shanghai Maglev Train)

Будучи первым в мире коммерчески используемым поездом на магнитном подвесе, Шанхайский маглев был введён в эксплуатацию в 2004 году, став первым применением поездов, разработанных немецкой компанией-производителем Transrapid.

Шанхайский маглев может достигать скорости до 311 миль в час (500,51 км/ч). Он соединяет между собой станцию шанхайского метро и Международный аэропорт Пудун (Pudong International Airport).

4. «Трансрапид 09″ (Transrapid 09)

Последняя и наиболее совершенная 09 серия поезда на магнитной подушке (маглев), сконструированного немецким производителем Transrapid, разработана для передвижения на крейсерской скорости, равной приблизительно 311 милям в час (500,51 км/ч). Поезд может ускоряться и замедляться в доли времени, требуемого для этого другим высокоскоростным поездам.

3. TGV POS

В 2007 году модифицированный высокоскоростной электропоезд TGV POS установил мировой рекорд скорости для рельсовых поездов, достигнув 357 миль в час (574,54 км/ч).

Для установления рекорда поезд был модифицирован, в результате чего он получил колёса большего диаметра и использовал только два моторных вагона. Немодифицированный подвижной состав, который соединяет между собой Францию и Швейцарию, ездит с ограничением максимальной скорости до 200 миль в час (321,87 км/ч).

2. JR-Maglev MLX01

Двигаясь с шокирующей скоростью 363 мили в час (584,19 км/ч) по 27-мильной (43,45 км) испытательной трассе в префектуре Яманаси (Yamanashi), Япония, экспериментальный скоростной поезд на магнитной подвеске MLX01 в 2003 году установил новый рекорд наземной скорости для рельсовых поездов.

Этот рекорд держался в течение 12 лет, пока не был побит в 2015 году другим японским маглевом на той же испытательной трассе.

Лучшие статьи по теме