Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Самые известные картины в мире. «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

К юбилею Октябрьской революции мы вспомнили десять самых важных произведений искусства того периода - от «Красным клином бей белых» Лисицкого до «Обороны Петрограда» Дейнеки.

Эль Лисицкий,

«Красным клином бей белых»

В знаменитом плакате «Красным клином бей белых» Эль Лисицкий использует супрематический язык Малевича в политических целях. Чистые геометрические формы служат описанием ожесточенного вооруженного конфликта. Таким образом, непосредственное событие, действие Лисицкий сводит к тексту и лозунгу. Все элементы плаката жестко переплетены друг с другом и взаимозависимы. Фигуры теряют свою абсолютную свободу и становятся геометрическим текстом: этот плакат и без букв читался бы слева направо. Лисицкий, как и Малевич, конструировал новый мир и создавал формы, в которые должна была уложиться новая жизнь. Это произведение благодаря новой форме и геометрии переводит злобу дня в некие общие вневременные категории.

Климент Редько

«Восстание»

Работа Климента Редько «Восстание» - это так называемая советская неоикона. Идея этого формата заключается в том, что изображение, нанесенное на плоскость, - это в первую очередь некая всеобщая модель, образ желаемого. Как и в традиционной иконе, изображение не реально, а отображает некий идеальный мир. Именно неоикона лежит в основе искусства соцреализма 30-х годов.

В этом произведении Редько отваживается на смелый шаг - в пространстве картины он соединяет геометрические фигуры с портретами большевистских вождей. По правую и левую руку от Ленина стоят его сподвижники - Троцкий, Крупская, Сталин и другие. Как и в иконе, здесь отсутствует привычная перспектива, масштаб той или иной фигуры зависит не от ее удаленности от зрителя, а от ее значимости. Иными словами, Ленин здесь самый главный, потому и самый большой. Огромное значение Редько придавал и свету.

От фигур как будто исходит свечение, что делает картину похожей на неоновую вывеску. Эту технику художник обозначал словом «кино». Он стремился преодолеть материальность краски и проводил аналогии между живописью и радио, электричеством, кинематографом и даже северным сиянием. Таким образом, он фактически ставит перед собой те же задачи, что ставили перед собой много столетий назад иконописцы. Он по-новому обыгрывает знакомые всем схемы, подменяя Рай социалистическим миром, а Христа и святых - Лениным с его приспешниками. Цель творчества Редько - обожествление и сакрализация революции.

Павел Филонов

«Формула петроградского пролетариата»

«Формула петроградского пролетариата» была написана во время гражданской войны. В центре картины - рабочий, чья величественная фигура возвышается над едва различимым городом. Композиция картины построена на напряженных ритмах, создающих ощущение бурлящего и растущего движения. Здесь запечатлены все знаковые символы пролетариата, например гигантские человеческие руки - орудие преобразования мира. В то же время это не просто картина, а обобщающая формула, которая отражает Вселенную. Филонов как будто расщепляет мир до мельчайших атомов и тут же собирает его воедино, одновременно смотрит как в телескоп, так и в микроскоп.

Опыт участия в великих и вместе с тем чудовищных исторических событиях (Первой мировой войне и революции) оказал огромное влияние на творчество художника. Люди в картинах Филонова измельчены в мясорубке истории. Его работы сложны для восприятия, подчас мучительны - живописец бесконечно дробит целое, доводя его порой до степени калейдоскопа. Зрителю постоянно приходится удерживать в голове все фрагменты картины, чтобы в итоге уловить целостный образ. Мир Филонова - мир коллективного тела, мир выдвинутого эпохой понятия «мы», где частное и личное упраздняется. Сам художник считал себя выразителем идей пролетариата, а коллективное тело, которое всегда присутствует в его картинах, называл «мировым расцветом». Однако возможно, что даже против воли автора его «мы» наполнено глубоким ужасом. В творчестве Филонова новый мир предстает безрадостным и страшным местом, где мертвое проникает в живое. В работах живописца отразились не столько современные ему события, сколько предчувствие будущих - ужасов тоталитарного режима, репрессий.

Кузьма Петров-Водкин

«Петроградская Мадонна»

Другое название этой картины - «1918 год в Петрограде». На первом плане изображена молодая мать с младенцем на руках, на заднем плане - город, где только-только отшумела революция - и его жители свыкаются с новой жизнью и властью. Картина напоминает то ли икону, то ли фреску итальянского мастера эпохи Возрождения.

Петров-Водкин трактовал новую эпоху в контексте новой судьбы России, но своим творчеством не стремился до основания уничтожить весь старый мир и на его руинах возвести новый. Сюжеты для картин он черпал в повседневности, однако форму для них берет из прошлых эпох. Если средневековые художники одевали библейских героев в современные им одежды для того, чтобы приблизить к своему времени, то Петров-Водкин поступает ровно наоборот. Жительницу Петрограда он изображает в образе Богоматери с целью придать обыденному, повседневному сюжету несвойственную ему значительность и вместе с тем вневременность и всеобщность.

Казимир Малевич

«Голова крестьянина»

К революционным событиям 1917 года Казимир Малевич пришел уже состоявшимся мастером, прошедшим путь от импрессионизма, неопримитивизма к собственному открытию - супрематизму. Малевич воспринял революцию мировоззренчески; новыми людьми и пропагандистами супрематической веры должны были стать члены арт-группировки УНОВИС («Утвердители нового искусства»), носившие на рукаве повязку в виде черного квадрата. По представлениям живописца, в изменившемся мире искусство должно было создать собственное государство и собственное же мироустройство. Революция давала возможность художникам-авангардистам переписать всю прошлую и будущую историю таким образом, чтобы занять в ней главное место. Надо сказать, что во многом им это удалось, ведь искусство авангарда - одна из главных визитных карточек России. Несмотря на программное отрицание изобразительной формы как изжившей себя, во второй половине 20-х годов художник обращается к фигуративности. Он создает работы крестьянского цикла, но датирует их 1908–1912 годами. (то есть периодом до «Черного квадрата»), поэтому отказ от беспредметности не выглядит здесь как предательство собственных идеалов. Поскольку этот цикл отчасти мистификация, художник предстает как пророк, который предчувствует будущие народные волнения и революцию. Одной из наиболее заметных черт этого периода его творчества стала обезличенность людей. Вместо лиц и голов их тела увенчаны красными, черными и белыми овалами. От этих фигур исходит, с одной стороны, невероятный трагизм, с другой - отвлеченное величие и героизм. «Голова крестьянина» напоминает сакральные изображения, например икону «Спас Ярое Око». Таким образом, Малевич создает новую «постсупрематическую икону».

Борис Кустодиев

«Большевик»

Имя Бориса Кустодиева ассоциируется в первую очередь с яркими, красочными картинами, изображающими жизнь купечества и идиллические праздничные гулянья с характерными русскими сценами. Однако после переворота художник обратился к революционной тематике. На картине «Большевик» изображен исполинский мужик в валенках, тулупе и шапке; за спиной его, заполняя собой все небо, развевается красное знамя революции. Гигантским шагом он проходит по городу, а далеко внизу копошится многочисленный народ. Картина обладает острой плакатной выразительностью и говорит со зрителем очень пафосным, прямым и даже несколько грубоватым символическим языком. Мужик - это, конечно, сама революция, вырвавшаяся на улицы. Ее ничем не остановить, от нее не спрятаться, и она в итоге раздавит и уничтожит все на своем пути.

Кустодиев, несмотря на грандиозные перемены в художественном мире, остался верен своей на тот момент уже архаичной изобразительности. Но, как ни странно, эстетика купеческой России органично подстроилась под запросы нового класса. Узнаваемую русскую бабу с самоваром, символизирующую русский уклад жизни, он заменил на не менее узнаваемого мужика в телогрейке - эдакого Пугачева. Дело в том, что и в первом и втором случае художник использует понятные любому образы-символы.

Владимир Татлин

Памятник III Интернационалу

Идея башни возникла у Татлина еще в 1918 году. Она должна была стать символом новых отношений искусства с государством. Уже через год художнику удалось получить заказ на возведение этой утопической постройки. Впрочем, ей было суждено остаться неосуществленной. Татлин задумывал построить 400-метровую башню, которая состояла бы из трех стеклянных вращающихся с разной скоростью объемов. Снаружи их должны были опоясывать две гигантские спирали из металла. Главная идея монумента состояла в динамике, что соответствовало духу времени. В каждом из объемов художник предполагал разместить помещения для «трех властей» - законодательной, общественной и информационной. Форма ее напоминает знаменитую Вавилонскую башню с картины Питера Брейгеля - только башня Татлина, в отличие от Вавилонской, должна была служить символом воссоединения человечества после мировой революции, чье наступление все так страстно ждали в первые годы советской власти.

Густав Клуцис

«Электрификация всей страны»

Конструктивизм с большим энтузиазмом, чем остальные течения авангарда, взял на себя ответственность за риторику и эстетику власти. Ярким тому примером служит фотомонтаж конструктивиста Густава Клуциса, который соединил в себе два самых узнаваемых языка эпохи - геометрические конструкции и лицо вождя. Здесь, как и во многих произведениях 20-х годов, отражена не реальная картина мира, но организация действительности глазами художника. Цель - не показать то или иное событие, а показать, как это событие зритель должен воспринять.

Фотография играла огромную роль в государственной пропаганде того времени, а фотомонтаж был идеальным средством влияния на массы, продуктом, который в новом мире должен был заменить живопись. В отличие от той же картины его можно воспроизвести бесчисленное количество раз, поместить в журнал или на плакат и тем самым донести до огромной аудитории. Советский монтаж создается ради массового репродуцирования, рукотворность здесь упразднена огромным тиражом. Социалистическое искусство исключает понятие уникальности, оно не более чем фабрика по производству вещей и весьма определенных идей, которые должны быть усвоены массами.

Давид Штеренберг

«Простокваша»

Давид Штеренберг, хоть и был комиссаром, но не был радикалом в искусстве. Свой минималистичный декоративный стиль он реализовал в первую очередь в натюрмортах. Основной прием художника - немного вздернутая вертикально столешница с плоскими предметами на ней. Яркие, декоративные, очень аппликативные и принципиально «поверхностные» натюрморты воспринимались в советской России как истинно революционные, переворачивающие старый быт. Впрочем, предельная плоскостность здесь сочетается с невероятной осязательностью - почти всегда живопись имитирует ту или иную текстуру или материал. Картины с изображенной на них скромной, а порой и скудной снедью показывают скромный, а порой и скудный рацион пролетариев. Основной акцент Штеренберг делает на форме стола, который в известном смысле становится отражением культуры кафе с ее открытостью и выставленностью на показ. Громогласные и патетичные лозунги нового жизнеустроения захватывали художника куда меньше.

Александр Дейнека

«Оборона Петрограда»

Картина поделена на два яруса. В нижнем изображены бодро шагающие на фронт бойцы, вверху - возвращающиеся с поля боя раненые. Дейнека использует прием обратного движения - сначала действие развивается слева направо, а потом справа налево, что создает ощущение цикличности композиции. Полные решимости мужские и женские фигуры выписаны мощно и очень объемно. Они олицетворяют готовность пролетариата идти до конца, сколько бы времени на это ни потребовалось, - поскольку композиция картины замкнута, создается ощущение, что поток людей, идущих на фронт и возвращающихся
с него, не иссякает. В жестком, неумолимом ритме произведения выражен героический дух эпохи и романтизирован пафос гражданской войны.

Регулярно появляется много новых картин, но никогда не бывает много полотен, которые могли бы задеть за живое каждого зрителя. Авторы этих произведений по праву считаются гениями и известны по всему миру. Ещё в каменном веке люди писали картины, и до сих пор не понятно, как они делали это без подходящих инструментов. Позвольте привести в пример линии Наска, в южном Перу (я затронул эту тему в своей статье про чудеса света). Множество линий образуют фигуры, видимые с высоты птичьего полета, например фигуры паука, колибри, обезьяны, рыбы или касатки. Остается только гадать, как индейцы Наска могли создать такие огромные картины. Ведь сами они не могли оценить своё творчество с воздуха…

Итак, в этой статье мы собрали 10 самых известных по всему миру картин.


Мона Лиза, бесспорно, одна из самых известных картин в мире. Портрет женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи, пожалуй, известен каждому.

Вот несколько фактов о картине:

  • Говорят, что это портрет Лизы Герардини, которая была женой Франческа дель Джоконда. Скорее всего, портрет был написан между 1503 и 1506 годами.
  • Портрет был приобретен королем Франции, Франсисом I, и теперь принадлежит Французской республике.
  • Картина располагалась в Париже, в Лувре с 1797 года. Около шести миллионов человек в год посещают музей только для того, чтобы увидеть Мону Лизу.
  • Это одна из самых загадочных картин. Общая композиция, легкая полуулыбка Джоконды наводят на мысль, что художник хотел сказать нечто большее. Загадочность, кстати, одна из общих черт картин Леонардо да Винчи.


Звездная ночь - ещё одна мировая картина, автором которой является Винсент Ван Гог. Винсент написал достаточно картин, и это – один из шедевров.

Что следует знать о картине:

  • Звездная ночь была написана в 1889. Картина изображает вид из окна в больнице, где в то время обитал художник. Некоторые элементы, например, деревню, Винсент добавил из своего воображения.
  • С 1941 года картина располагается в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. Музеем она была получена по завещанию Лилли П. Блисс.
  • Это одна из 2,000 картин маслом, выполненных одним из самых известных художников в истории.
  • Винсент Ван Гог обычно выполнял акварели, рисунки и скетчи, ставшие востребованными уже после его смерти. Одна из его цитат гласит «Художники понимают природу и любят ее, и учат нас видеть».


Ещё одно из известных полотен 15 века, написанное ни кем иным как Леонардо да Винчи. Она не попала в музей по той причине, что украшает стену обеденного зала в церкви Санта Мария Делле Грации в Милане.

Некоторые факты об этой фреске:

  • Главное, картина изображает последнюю трапезу Иисуса в кругу своих учеников. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна
  • Леонардо изобразил тот момент, когда Иисус говорит апостолам, что один из них предаст его. На картине 12 апостолов.
  • Картина не очень хорошо сохранилась. В основном из-за природного и преднамеренного ущерба. Ещё одной причиной послужил способ ее создания.
  • На Тайной вечере было испробовано много способов восстановления, и последний из них был завершен в 1999 году.


Автор этого полотна был вдохновлен взрывом в Гернике, Испании. Во время испанской Гражданской войны, в 1937 году, Пабло Пикассо завершил одну из известнейших картин.

Вот что стоит знать о Гернике:

  • Картина была спонсирована испанским правительством, как демонстрация страданий войны, хотя позже она стала символизировать мир.
  • Пабло Пикассо использует всего несколько цветов, а именно белый серый и черный. Герника считается одной из лучших антивоенных картин в мире.
  • В основном картина изображает насилие, хаос и страдание людей.
  • Увидеть Гернику можно в Центре искусств королевы Софии в Испании.


Данное произведение было написано Микеланджело между 1508 и 1512. Это роспись потолка Сикстинской Капеллы в Ватикане.

Что стоит знать о ней:

  • Роспись изображает, как Господь вдыхает жизнь в Адама. Этот сюжет также описывается в Книге Бытия.
  • Соприкасающиеся руки Бога и Адама стали символом гуманизма.
  • Это одна из самых религиозных картин всех времен наряду с Тайной вечерей Леонардо да Винчи.
  • Картина показывает одну из девяти сцен Книги Бытия.


Написана Эдвардом Мунком в 1893 году. Он был одним из самых известных художников своего времени. Для того чтобы нарисовать одну из своих лучших картин, использовал только масло и картон.

  • Изображенный на картине очень похож на хозяина «Сказок из склепа».
  • Яркое, будто окровавленное небо, темная земля и вода демонстрируют крик природы, который будто слышит изображенный на переднем плане персонаж картины.
  • Крик был всегда «в топе» у музейных грабителей, однажды одна из версий картин была похищена из Национальной Галереи. Несколько месяцев спустя ее восстановили.
  • Две картины были украдены из музея Мунка, Крик и Мадонна, обе были восстановлены 2 года спустя.


Написана испанским художником Сальвадором Дали в 1931. Считается одной из лучших работ, или одним из самых известных полотен на всем земном шарике.

  • Главная идея картины - дать людям задуматься о том, как они живут и на что тратят свое время.
  • Также считается, что написанию картины поспособствовала Теория Относительности Альберта Эйнштейна.
  • Первый показ прошел в Галерее Джулии Леви, в 1932. Теперь находится в коллекции Музея Современных Искусств, располагающегося в Нью-Йорке с 1934
  • Картине давали множество названий, например, «Мягкие часы» или «Жидкие часы».


Три музыки на первый взгляд выглядит как коллаж, хотя это картина маслом. Написана испанским художником Пабло Пикассо в 1921.

Некоторые факты, которые вы могли не знать:

  • Пабло Пикассо написал две похожих картины и обе упоминаются как Три музыканта.
  • Одна из них находится в Музее Современных Искусств в Нью-Йорке, а вторая нашлась в музее искусств в Филадельфии.
  • Пикассо завершил эту картину будучи в Фонтенбло, близ Парижа.


Её ещё называют «Датская Мона Лиза» или «Мона Лиза Севера». Написана датским художником Йоханессом Вермером в 1665.

Некоторые факты о картине:

  • Картина выполнена маслом, изображает девушку в платке и с жемчужной сережкой в ухе.
  • Выставлена в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды – с 1902 года.
  • На эту девушку можно смотреть бесконечно.


Оригинальное название – Апартаменты в Сером и Черном. Эта картина маслом написана американцем Джеймсом Мак Нейлом Уистлером в 1871.

Интересные факты:

  • Считается самой известной картиной американца, написанной вне Штатов.
  • После приобретения французскими штатами в 1891, выставлена в Музее д’Орше в Париже.
  • Считается своеобразным символом Америки, иногда её называют «Викторианской» Мона Лизой.
  • Анна Мак Нейл Уистлер специально позировала для этой картины, когда они с сыном жили на Чейни уолк в Челси.

Если вам не терпится осуществить свою мечту - научиться рисовать - то данная серия видеоуроков, вам поможет.

Достояние мировой коллекции живописи исчисляется несколькими десятками тысяч полотен, из которых не одна сотня признана величайшими мировыми шедеврами. Считается, что если человек знаком с творчеством хотя бы десяти–пятнадцати художников, чьей руке принадлежат эти многочисленные работы, то его уже можно назвать культурным и образованным (хотя бы в сфере живописи). Но суть заключается не в пафосном проглатывании «отметки об успеваемости» – на этих полотнах изображены мудрость, тонкость, индивидуальность, успех, величие, труд… В картинах великих художников заключен сакральный смысл, и поистине образован и мудр тот, кто способен его рассмотреть. Далее речь пойдет о десятке самых известных картин в мире. Этот список не является рейтингом или его подобием – лишь малой толикой той вселенной, имя которой – Искусство.

1. Мона Лиза (Леонардо да Винчи)

Пожалуй, найдется мало цивилизованных людей в мире (если не говорить о диких племенах в первозданных местах планеты), которые не знают, как выглядит Мона Лиза кисти Леонардо да Вични, и уж тем более – тех, кто не слышал об этой известнейшей картине. Сегодня располагается она в Лувре (Париж). Своей известностью Мона Лиза обязана роковому событию – в начале прошлого века картина была похищена одним из сотрудников этого музея. В течение двух лет вся мировая пресса неустанно говорила об этом случае. Еще одним интересным моментом, достойным многолетних всемирных обсуждений, является улыбка Джоконды. Помимо этого, существуют даже высказывания, что на картине изображен юноша.

2. Тайная вечеря (Леонардо да Винчи)

Тайная вечеря – одна из лучших картин мирового искусства. Если предыдущее полотно было похищено из музея и на два года пропало из поля зрения общественности, то эта картина имеет поистине трагичное прошлое. Она представляет собой фреску, расположенную в одном из миланских монастырей. Тайная вечеря была украшением здания даже в то время, когда оно выполняло роль оружейной, тюрьмы, подвергалось бомбардировкам. Фреску реставрировали по меньшей мере пять раз. На ней изображен Иисус со своими двенадцатью учениками, расположенными за столом. Картина имеет огромное значение не только для мирового искусства, но и для религии – православия в частности.

3. Сикстинская Мадонна (Рафаэль Санти)

Современником Леонардо да Вични был Рафаэль Санти, который написал одну из известнейших картин — Сикстинскую Мадонну. Примечательно то, что в качестве «платформы» для картины использовалась не древесная доска, как в подавляющем большинстве случаев в живописи того времени, а полотно. Второй момент – его размер: 265х196 сантиметров. Огромная картина, ручная работа, тончайшие детали (например, задний фон картины сложен из лиц ангелов, которые первоначально многие принимают за облака) – это же гигантский труд! На полотне изображена Мадонна с младенцем, в окружении Святого Сикста и Святой Варвары. Известно, что натурщиками для Сикстинской Мадонны стали его возлюбленная (для главной героини), папа Юлий и племянница художника (для двух других персонажей соответственно).

4. Ночной дозор (Рембрандт)

«Ночной дозор» — одна из самых известных картин Рембрандта. Изначально это произведение называлось совершенно иначе. Однако, искусствоведческие деятели, обнаружившие его около двух веков назад подумали, будто действие происходит ночью, и полотно получило свое нынешнее название. В действительности же действо происходит днем, а его темнота – следствие копоти. Но мир узнал картину как «Ночной дозор», и поныне это название осталось неизменным. Среди величайших картин мира, это – тот немногочисленный случай, когда имя произведения не сохранилось первозданным, а было практически придумано «на абум».

5. Звездная ночь (Винсент Ван Гог)

Достоянием современного искусства стала и картина Ван Гога «Звездная ночь». Интересен тот факт, что художник написал эту работу по памяти, хотя и он, и многие другие художники преимущественно пишут с натуры – чего-то или кого-то. Также интересно, что в это время художник находился в психиатрической лечебнице, потому как страдал приступами безумия. Вот так безумец-художник написал мировой шедевр, так он практически создал новое направление в изобразительном искусстве, так он увековечил свое имя. И свет видел не мало сумасшедших и безумных, что оказывались гениями. А мир и дальше продолжает смеяться над безумцами!

6. Постоянство памяти (Сальвадор Дали)

«Постоянство памяти» — одно из самых известных произведений Сальвадора Дали. Находится картина в нью-йоркском Музее современного искусства. В продолжении о сумасшедших и гениях, стоит сказать, что идея для написания работы у художника появилась при… виде плавленого сыра! Ассоциации, которые продукт вызвал у Дали, побудили художника изложить на полотно свои идеи именно в таком виде. В этом общественности Дали признался лично, даже и не пытаясь скрыть своеобразной странности, подтолкнувшей его к написанию картины. А, вернувшаяся вечером в день написания полотна с кино, возлюбленная Сальвадора, пророчески заявила, что любой, кто единожды увидит «Постоянство памяти», уже никогда не способен будет забыть его.

7. Рождение Венеры (Сандро Боттичелли)

В числе самых известных картин мира – «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Полотно располагается в не менее известной галерее Уффици, что находится во Флоренции. На картине художник изобразил мифологию появления на свет богини Афродиты: она плывет по морю к берегу на одной из половин раковины, подгоняемой Зефиром (богом западного ветра), который, находясь в объятиях своей супруги, наполняет потоки ветра цветами. На берегу ее ожидает грация, готовясь укрыть богиню мантией. Боттичелли использовал яичный желток в качестве защитного слоя картины, благодаря чему она отлично сохранилась до наших дней.

8. Девятый вал (Айвазовский)

Выдающаяся работа отечественного художника Ивана Айвазовского «Девятый вал» позволяет поистине гордиться тем, что среди величайших мировых произведений изобразительного искусства есть и наш вклад. Айвазовский известен тем, что его изобразительное пристрастие лежало в сфере изображения моря – этому он посвятил всю свою деятельность художника. «Девятый вал» получил огромное мировое призвание и вошел в число ста величайших картин мира.

9. Впечатление. Восходящее солнце (Клод Моне)

Полотно Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», хранящееся в парижском музее, положило начало целому направлению живописи – импрессионизму. Это произведение родилось ранним утром на одном из старых французских аванпортов, как понятно, с натуры. Клон Моне, используя все свое мастерство, старался изобразить мимолетное чувство наслаждения от одного единственного момента, в чем и заключается суть импрессионизма, который стал развиваться в последующие годы. А свое название это направление в изобразительном искусстве получило благодаря первому слову в названии картины, которое на французском звучит как «импрессио».

Когда в 2015 году полотно Поля Гогена «Когда свадьба?» было продано за рекордную сумму - 300 миллионов долларов, СМИ писали :

«Что, если какой-нибудь знаменитый аукционный дом выставит на торги полотно Леонардо да Винчи? Скорее всего, оно будет продано по очень высокой цене и возглавит список самых дорогих картин в мире. Однако этого никогда не случится. Во всяком случае, не в этой жизни. Ведь полотна великого Леонардо отсутствуют в частных собраниях, а это главное условие для произведений, которые хотят продать».

Тем не менее, всего через два года, 15 ноября 2017 года, картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» - 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, - на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 312 500 долларов (включая премию) и предсказуемо возглавила список самых дорогих картин.

Итак, вот как он выглядит на настоящий момент.

№ 10. 135 000 000 долларов. «Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт, продана в 2006 году

Одна австрийского художника, которую называют «Золотая Адель» и «Австрийская Мона Лиза», была проданна в 2006 году за рекордные тогда $135 миллионов американскому миллиардеру Рональду Лаудер. Мария Альтман в судебном порядке добивалась права обладать картиной, так как Адели Блох-Бауэр завещала её государственной галерее Австрии, а её муж позже отменил дарение на фоне событий Второй мировой войны. Вступив в законные права, Мария Альтман продала портрет Рональду Лаудеру, который выставил её в своей галерее в Нью-Йорке.

№ 9. 137 500 000 долларов. «Женщина III», Виллем де Кунин, продана в 2006 году

Кинопродюсер и известный коллекционер Дэвид Геффен продал эту странную абстракцию в 2006 году миллиардеру Стивену А. Коэну. Полотно входит в серию из шести шедевров Кунинга, написанных в период с 1951 по 1953 гг.

№ 8. 140 000 000 долларов. «№ 5, 1948», Джексон Поллок

По сообщению New York Times эту картину также продал Дэвид Геффен, на этот раз - Дэвиду Мартинесу, управляющему партнеру FinTech Advisory. Последний эту информацию не подтвердил, так что история остаётся тайной, окутанной мраком.

№ 7. 142 400 000 долларов. «Три этюда Люсьена Фрейда», Фрэнсис Бэкон, продана в 2013 году



«Триптих набросков к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона, написанный в 1969 году, был продан на открытых торгах аукциона Christie’s в 2013-м за $142,4 миллиона долларов. Лот выставлял неизвестный коллекционер из Европы, а торги продолжались всего шесть минут.

№ 6. 155 млн. долл. «Le Reve» («Мечта» или «Сон»), Пабло Пикассо, продана в 2013 году

Это одна из самых известных картин Пикассо, на которой он изобразил свою возлюбленную Мари-Терез Вальтер всего за один день. В 2006 году Стив Уинн согласился продать полотно Стивену Коэну за 139 млн. долл., но сделка не состоялась из-за того, что Уинн случайно повредил работу. 26 марта 2013 года, по сообщению New York Post, Стивен Коэн купил картину у Уинна за 155 миллионов долларов

№ 5. 170 млн. долл. Амедео Модильяни «Лежащая обнажённая», продана в 2015 году



Картина итальянского художника начала XX века Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная» была продана на аукционе Christie’s за $170 млн. долларов. Полотно ушло к покупателю из Китая, который делал ставки по телефону, всего за 9 минут. Он приобрёл его для собрания частного Музея Лонг (Long Museum), расположенного в Шанхае.

№ 4. 179 млн. долл. Пабло Пикассо, «Алжирские женщины», продана в 2015 году



Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (Версия О)», оцениваемая специалистами в $140 млн, была продана в Нью-Йорке за рекордные на тот момент 179 миллионов долларов на торгах аукционного дома Christie’s. Пикассо написал эту картину в 1955 году в память об Анри Матиссе, умершем годом ранее. Центральная фигура на ней - возлюбленная художника и его муза Жаклин Рок, ставшая в 1961 году женой Пикассо. Полотно является частью серии из 15 картин, созданных художником в период с 1954 по 1955 год.

№ 3. 250 млн. долл. «Игроки в карты», Поль Сезанн, продана в 2011 году

«Игроки в карты» Поля Сезанна, написанная им в 1892 - 1893 годах, - это третья картина из серии пяти работ французского художника, где, как следует из названия, изображены играющие в карты люди. Оставшиеся четыре работы хранятся в парижском Орсе, нью-йоркском Метрополитене, лондонском Куско и в . Точная стоимость шедевра не известна, но по оценкам экспертов она составила от 259 до 320 млн. долларов. Покупателем шедевра стала организация Qatar Museums.

№ 2. 300 млн. долл. Поль Гоген «Когда свадьба?», продана в 2015 году

В 2015 году полотно Поля Гогена «Когда свадьба?» было продано за рекордную сумму - 300 миллионов долларов. Картина стала ещё одной работой, ушедшей в катарскую королевскую семью для того же национального музея, а продал ее известный швейцарский коллекционер Рудольф Штехелин.

№ 1. 450 млн. долл. «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, продана в 2017 году

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» - 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, - на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 312 500 долларов (включая премию).

Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» - последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам. Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия.

На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины - включая пол и даже регион проживания - сохраняются в тайне.

Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете - и остаётся ей по сей день.



В мире существует миллионы картин, которые создаются и показываются в галереях и музеях по всему миру. Однако не все они так знамениты и узнаваемы как те, которые приведены ниже. Перед вами список с фото десяти некоторых самых известных картин в мире.

10 Герника

Герника - знаменитая картина испанского художника Пабло Пикассо, написанная в мае 1937 года. Представляет собой картину, написанную маслом в чёрно-белых тонах, с невероятной скоростью - всего за месяц. Полотно высотой в 3,5 м и длиной в 7,8 м изображает сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности. Считается, что причиной её создания стала бомбардировка города Страны Басков - Герники. Хранится в Музей королевы Софии в Мадриде, столице Испании.

9 Автопортрет Винсента ван Гога без бороды

Автопортрет Винсента ван Гога без бороды - безусловно, самый знаменитый из немногих портретов Винсента ван Гога, который изображает его без бороды. Всего же Винсент Ван Гог написал более 38 своих портретов. Считается что художник, создал эту картину в подарок на день рождения своей матери. На сегодня она является одной из самых дорогих картин всех времён. Была продана за $ 71,5 млн. в 1998 году, и сейчас хранится в частной коллекции.

8 Ночной дозор

Ночной дозор или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» - знаменитая картина известного художника Рембрандта ван Рейна, написанная в 1642 году. Является одной из самых известных голландских картин Золотого века. Полотно славится тремя характеристиками: её колоссальный размер (363 см × 437 см), эффективное использование света и тени, и восприятие движения. Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме.

7 Девушка с жемчужной серёжкой

Девушка с жемчужной серёжкой - известная картина нидерландского художника Яна Вермеера, написанная около 1665 года. Её часто называют голландской или северной Моной Лизой. О картине известно очень мало. По одной из версий на ней изображена дочь художника Мария. Полотно размером в 44,5 × 39 см сейчас хранится в музее Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды.

6 Постоянство памяти

Постоянство памяти - одна из самых известных картин мира, испанского живописца Сальвадора Дали. Была написана в 1931 году. Является самой узнаваемой его картиной. Это небольшое полотно (24×33 см) впервые было показано на Julien Levy Gallery в 1932 году. Сейчас хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

5 Крик

Крик - знаменитая картина, написанная норвежским художником-экспрессионистом Эдвардом Мунком в 1893 году. Это самая известная из четырёх версий «Крика» написанная маслом, которые художник создал в промежутке между 1893 и 1910 годами, используя различные техники. Хранится в Национальном музее Норвегии.

4 Звёздная ночь

Звёздная ночь - известная картина, написанная пост-импрессионистом Винсентом ван Гогом в июне 1889 года. Считается одной из лучших его работ, а также одной из самых известных в истории западной культуры. Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

3 Сотворение Адама

Сотворение Адама - знаменитая фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело, написанная примерно в 1511 году. Образует часть потолка Сикстинской капеллы и иллюстрирует библейское повествование из Книги Бытия, в которой Бог вдыхает жизнь в Адама, первого человека. Наряду с картиной Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» является наиболее религиозной картиной всех времён.

2 Тайная вечеря

Тайная вечеря - всемирно известная монументальная роспись итальянского художника Леонардо да Винчи, созданная в 1495-1498 годах на задней стене в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия. Картина изображает сцену, описанную в Библии как Тайная Вечеря - последний ужин Христа со своими учениками. Размер картины примерно 460×880 см.

1 Мона Лиза

Мона Лиза, она же Джоконда - пожалуй, самая известная картина в мире, итальянского художника Леонардо да Винчи, написанная приблизительно между 1503-1505 годами. Как считается, это портрет Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции. Самая узнаваемая картина в мире принадлежит французскому правительству и хранится в Лувре в Париже.

Лучшие статьи по теме