Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Редакционная комиссия 1859 1860 участники. Создание редакционных комиссий

Порядок проведения отчетно-выборного

собрания (конференции)

1. Правомочность профсоюзного собрания, конференции определяется Уставом соответствующего профсоюза. В соответствии с Примерной инструкцией отчетно-выборное профсоюзное собрание считается правомочным при участии в нем более половины членов профсоюза, состоящих на учете в данной организации. Конференция считается правомочной, если в ней приняли участие не менее 2/3 избранных делегатов, для конференции территориального объединения профсоюза необходимо, чтобы эти делегаты представляли не менее 2/3 членских организаций.

2. Рабочие органы отчетно-выборного собрания, конференции.

Для руководства конференцией, собранием открытым голосованием избираются рабочие органы.

Собрание: Председатель, Секретарь, Счетная комиссия, Редакционная комиссия.

Конференция: Председатель (президиум), Секретариат, Мандатная комиссия, Счетная комиссия, Редакционная комиссия.

Президиум.

В состав рабочего президиума отчетно-выборного собрания (конференции) избирается или состав профкома или председательствующий и секретарь. Возможны другие варианты состава рабочего президиума, которые ставятся на голосование участников собрания (конференции). Президиум ведет собрание (конференцию), обеспечивает соблюдение повестки дня , регламента времени и порядка работы собрания (конференции), формирует список выступающих, организует учет предложений и замечаний, высказываемых участниками собрания (делегатами конференции) по процедурным вопросам. Информирует участников собрания (делегатов конференции) о поступивших в секретариат записках, предоставляет возможность ответа на них.

Рабочий президиум из своего состава определяет председательствующего.

Председательствующий организует работу собрания (конференции) и закрывает его (ее), следит за соблюдением принятого порядка, предоставляет слово для доклада и выступлений, ставит на голосование проекты принимаемых решений, объявляет результаты голосования, оглашает запросы, справки, заявления, предложения, поступившие в президиум или секретариат, обеспечивает порядок в зале проведения собрания (конференции).

Председательствующий способствует созданию деловой атмосферы, сближению позиций по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений в общих интересах, принимает необходимые меры для проведения консультаций с постоянными комиссиями профкома, представителями вышестоящих профорганов, присутствующих на собрании (конференции) в целях преодоления разногласий в ходе отчетно-выборного собрания (конференции).

Секретариат.

Решение о необходимости избрания секретариата, его количественном и персональном составе принимается на конференции. В обязанности секретариата входит: сбор записок и предложений по выступлению на конференции в прениях по основным докладам; вопросов к докладчикам по темам докладов; ведение протокола отчетно-выборной конференции, а также оказания помощи президиуму в решении организационных вопросов, возникающих в ходе конференции.

Редакционная комиссия.

Состав редакционной комиссии избирается из 3-5 человек. Целесообразно включить в состав редакционной комиссии председателя выборного профсоюзного органа, других разработчиков проекта постановления конференции.

Комиссия дорабатывает проекты постановлений и приложений к ним по вопросам повестки дня с учетом предложений и замечаний, высказываемых делегатами конференции.

Редакционная комиссия из своего состава избирает председателя, которому поручает огласить проект принимаемого документа.

Проект постановления принимается за основу. Затем идет постраничное обсуждение текста. Замечания редакционной комиссии и замечания делегатов, поступившие в редакционную комиссию, ставятся на голосование для принятия или отклонения. Окончательный текст постановления ставится на голосование для его принятия в целом.

После принятия конференцией постановлений, они передаются председательствующему (с визой председателя редакционной комиссии).

Мандатная комиссия избирается на конференции в целях проверки полномочий делегатов. Это необходимо для того, чтобы решения конференции были правомочны, так как принимать решения могут лишь те члены профсоюза, которые были избраны делегатами, и которым было делегировано это право остальными членами профсоюза. Мандатная комиссия проверяет соблюдение нормы представительства при выборах делегатов и наличие кворума на данной конференции. Кроме того, при представительстве профкома в органах судопроизводства по вопросам защиты прав как коллектива в целом, так и отдельных членов профсоюза, может возникнуть необходимость проверки правомочности конференции. В этом случае протокол мандатной комиссии становится одним из документов, ее подтверждающих.

Примечание:

Любое решение мандатной комиссии обязательно оформляется протоколом. На заседании мандатной комиссии избирается председатель.

Для работы мандатной комиссии необходимо подготовить:

Списки делегатов конференции;

Выписки из решений собраний профгрупп, цеховых профорганизаций по выборам делегатов на конференцию первичных организаций или выписки из решений собраний первичных организаций по выборам делегатов на конференции территориальных организаций;

Бланки мандатов (по количеству делегатов, принимающих
участие в работе конференции).

Доклад мандатной комиссии утверждается решением конференции и состоит из предложенных на утверждение конференцией протоколов:

Протокол: об избрании председателя и секретаря мандатной
комиссии;

Протокол: о проверке полномочий делегатов конференции.
Счетная комиссия избирается на конференции (собрании) для организации процедуры голосования и подсчета голосов при принятии решений, особенно при выборах профсоюзного комитета.

Количественный состав счетной комиссии (группы счетчиков) зависит от числа присутствующих на собрании членов Профсоюза или делегатов конференции.

Выборы счетной комиссии (группы счетчиков) целесообразно проводить после выдвижения кандидатур в состав выборных органов и делегатов на соответствующие конференции вышестоящей организации.

Доклад счетной комиссии состоит из:

Предложения принять к сведению конференции протокола №1 – о распределении обязанностей, избрании председателя и секретаря комиссии;

Оглашения протокола №2 о результатах тайного голосования по выборам профсоюзного комитета и ревизионной комиссии.

3. Выборы профсоюзных органов. После заслушивания и обсуждения собранием, конференцией отчетных докладов и принятия по ним решения проводятся выборы соответствующих профсоюзных органов.

Профсоюзное собрание, конференция, съезд открытым голосованием утверждают количественный состав избираемого профсоюзного органа. В соответствии с уставами формирование профсоюзных органов проводится путем избрания в их состав кандидатов на собрании, конференции, съезде либо по принципу прямого делегирования.

Выдвижение кандидатур

Все выдвинутые кандидатуры обсуждаются персонально в том порядке, в котором они были предложены участниками собрания, делегатами конференции, съезда. Свою кандидатуру в состав профсоюзного органа вправе предложить любой член профсоюза, присутствующий на собрании, делегат конференции. В состав профсоюзных органов могут быть выдвинуты кандидатуры из числа членов профсоюза, отсутствующих на собрании, не являющихся делегатами конференции, с их согласия.

Каждый член профсоюза, присутствующий на собрании, делегат конференции имеет право отвода и критики кандидатур, в том числе и намеченных совещанием представителей делегаций или комиссией. Кандидатуры, против которых отводов не поступило, включаются в список для проведения выборов без голосования.

На предприятиях со сменным режимом и вахтовым методом работы обсуждение отчетного доклада, выдвижение и обсуждение кандидатур в состав профсоюзного органа проводятся на каждом профсоюзном собрании смены. После обсуждения выдвинутых кандидатур на всех собраниях составляется единый список для проведения выборов.

По решению собрания, конференции, съезда выборы профсоюзных органов могут проводиться закрытым (тайным) или открытым голосованием. Решение о форме голосования (закрытое или открытое) принимается после выдвижения и обсуждения кандидатур.

Председатели первичных профсоюзных организаций, территориальных организаций профсоюзов, общероссийских, межрегиональных профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов избираются на соответствующих собраниях, конференциях, съездах. Председатели ревизионных комиссий избираются на заседаниях комиссий. Избранными в состав выборных профсоюзных органов считаются те кандидатуры, которые в результате голосования набрали более половины голосов участвующих в конференции (собрании).

Все материалы закрытого (тайного) голосования (списки кандидатур, бюллетени, протоколы счетной комиссии, подсчеты результатов голосования и т. п.) хранятся до следующих выборов на правах документов строгой отчетности в соответствующем профсоюзном органе.

После избрания нового состава профсоюзного органа материалы прошлых выборов уничтожаются, о чем составляется акт за подписью председателей профоргана и ревизионной комиссии, кроме протокола (стенограммы), который должен храниться в этом профоргане постоянно.

В случае избрания нового председателя осуществляется прием-передача дел, имущества и других средств профорганизации по акту. Акт подписывают бывшие и вновь избранные председатели организации и ревизионной комиссии. Акты хранятся на правах документов строгой отчетности.

4. Требования к ведению конференции.

Успех конференции, во многом зависит от ведущего ее председателя. Очень хорошо, если этот человек будет принимать участие в подготовке конференции и будет посвящен в некоторые проблемы, которые могут возникнуть в ходе самой конференции. Следует помнить, что при подборе ведущего надо учитывать, прежде всего, степень его авторитетности , умение четко придерживаться порядка и регламента и некоторые другие качества.

Чтобы отчетно-выборное собрание (конференция) прошло четко и по-деловому, необходимо учесть следующее:

1. Прежде чем перейти к вопросу о выборах, целесообразно
провести перерегистрацию делегатов в целях проверки правомочности
конференции.

Недействительными считаются бюллетени (списки) неустановленной формы, а также бюллетени (списки), по которым невозможно установить волеизъявление голосовавших: т. е. количество голосов, поданных «за» избрание кандидатов, больше утвержденного количества членов выборного органа; при выборах председателей – бюллетени (списки), в которых оставлено более одного кандидата.

3. В случае, когда некоторые делегаты покинули конференцию, а количество оставшихся и продолжающих работу не обеспечивает кворума, конференцию необходимо созывать заново.

5. Оформление материалов конференции (собрания)

Оформление материалов конференции (собрания) – важный момент. Необходимо правильно оформить протокол отчетно-выборной конференции (собрания).

По результатам отчетов и выборов заполняются соответствующие формы статистической отчетности, утвержденные постановлением Исполкома ФНПР, и направляются вышестоящему профоргану в установленные сроки. Ответственность за своевременное оформление соответствующих документов возлагается на председателя организации.

Если на конференции (собрании) был избран новый председатель, то производится прием-передача дел, имущества и других средств профорганизации по акту. Акт подписывают бывшие и вновь избранные председатели организации и ревизионной комиссии. Акты хранятся на правах документов строгой отчетности.

Отдел организационной работы

Редакционные комиссии

образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель - Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 - В. Н. Панин. Состояла из 31 человека - чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов - представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Р. к. прошла три этапа: март - октябрь 1859 - изучение проектов большинства губернских комитетов (См. Губернские комитеты) и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 - май 1860 - исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль - октябрь 1860 - окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.

Источн.: Первое издание материалов Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1-18, СПБ, 1859-60; Второе издание материалов редакционных комиссий..., т. 1-3, СПБ, 1859-60.

Лит.: Иванюков И., Падение крепостного права в России, 2 изд., СПБ. 1903; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

П. А. Зайончковский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Редакционные комиссии" в других словарях:

    Образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 В. Н.… … Википедия

    В России в 1859 60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов экспертов из поместного дворянства … Большой Энциклопедический словарь

    РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ, государственное учреждение, создано в марте 1859 (первоначально предполагалось создать две Р. к., но создана была лишь одна, сохранившая наименование во множественном числе) для рассмотрения проектов крестьянской реформы,… … Русская история

    Государственное учреждение, созданное в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губернскими комитетами. Редакционные комиссии состояли из чиновников и членов экспертов представителей… … Энциклопедический словарь

    Образованы в марте 1859 для сост. проекта крест. реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множеств. числе. Председатель Р. к. Я. И. Ростовцев. Состояла из 31 чел. чиновников… … Советская историческая энциклопедия

    Общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. .С 1858г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию ЕгоВеличества, для рассмотрения ежегодных отчетов… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Коллегиальные совещательные органы, создаваемые для выполнения определенной задачи. Учреждались на основании указов императоров, распоряжений министров, . По характеру деятельности различались комиссии следственные, законодательные, хозяйственно… … Москва (энциклопедия)

    Общее понятие см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. (см. Ревизия счетов). С 1858 г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию Его Величества, для… …

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

    Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Сочинен i я Ю. Ф. Самарина, т. 3. Крестьянское дело с 20 ноября 1857 по июнь 1859 года , Ю. Ф. Самарин. В III-м томе сочинений Ю. Ф. Самарина собрано все, что им было написано по крестьянскому делу после Высочайшего Рескрипта 20 ноября 1857 года до вступления его в Редакционные Комиссии въ июне…
  • Крестьянское дело в царствование императора Александра II. Том 2, часть 2 , А.И. Скребицкий. Материалы для истории освобождения крестьян по официальным источникам. Губернские Комитеты, их депутаты и редакционные комиссии в крестьянском деле. Воспроизведено в оригинальной авторской…

ПРОЕКТЫ РЕФОРМ.

Когда разобрали проекты губернских комитетов, то нашли, что они по характеру своему представляли три различных решения дела. Одни проекты были против всякого освобождения, предлагая только меры улучшения положения крестьян; во главе их стоял проект московского губернского комитета. Другие допускали освобождение крестьян, но без выкупа земли; во главе их стоял проект петербургского комитета. Наконец, третьи настаивали на необходимости освобождения крестьян с землею; первый губернский комитет, высказавший мысль о необходимости выкупа земли, которая должна была отойти во владение крестьян, был тверской, руководимый своим губернским предводителем Унковским. Вот из какой среды вышли главные начала, на которых основано Положение 19 февраля.

Работы редакционной комиссии, т. е. упомянутого мною кружка, шли среди шумных и ожесточенных толков дворянского общества, которое, не знаю как захваченное в дело, теперь старалось остановить его. Тьма адресов, записок, представленных в комиссию, с ожесточением нападала на либералов в редакционных комиссиях. Согласно с обнародованным указом редакционные комиссии должны были выработанные ими проекты положений представить на обсуждение особо вызванным из губернских комитетов депутатам дворянства. К осени 1859 г. редакционные комиссии обработали проекты по 21 губернии. Из этих губерний вызваны были депутаты; эти депутаты названы были депутатами первого призыва. Депутаты шли с мыслью, что они примут деятельное участие в окончательной выработке положений, составя, так сказать, сословное представительство; вместо того министр внутренних дел встретил их в своем утреннем наряде в передней, сухо поговорил с ними и предложил им, когда понадобится, дать некоторые сведения и разъяснения редакционным комиссиям. Депутаты, которых даже не называли именем депутатов, пришли в негодование и обратились к правительству с просьбой позволить им собираться на совещание; им это позволили, и они стали собираться в кабинете Шувалова. Нет надобности рассказывать, о чем они там говорили; а там говорили о многом, шедшем дальше вопроса о крепостных крестьянах. Характер этих толков был таков, что потом посоветовали прекратить эти собрания. Раздраженные депутаты первого призыва разъехались по домам.

К началу 1860 г. обработаны были остальные проекты и вызваны были новые депутаты из губернских комитетов: депутаты второго призыва. Между тем натянутые отношения между правительством и дворянством так сильно подействовали на председателя редакционной комиссии, живого и подвижного Ростовцева, что он заболел и в феврале 1860 г. умер. Все общество, ожидавшее благополучного разрешения вопроса, было поражено, узнав его преемника; то был министр юстиции граф Панин. Он был крепостник в глубине души, и назначение было истолковано дворянством как признание, что смущенное правительство хочет отложить дело. Но сверху настойчиво вели дело дальше, и редакционные комиссии, руководимые Паниным, должны были выработать и принять окончательное положение. Депутаты второго призыва были приняты радушно; однако никто, даже Шувалов, не позвал их обедать. Этот второй призыв, уже заранее настроенный против дела, высказался консервативнее первого. В редакционных комиссиях тогда окончательно была принята мысль о необходимости обязательного выкупа помещичьей земли во владение крестьян; самые доброжелательные помещики желали только выкупа, чтобы скорее развязаться с крепостным трудом. Депутаты второго призыва решительно восстали против обязательного выкупа и настояли на поземельном устройстве крестьян по добровольному их соглашению с землевладельцами. Этот принцип добровольного соглашения внесен, следовательно, представителями консервативного дворянства вопреки комиссиям. Выслушав замечания от депутатов второго призыва, редакционные комиссии продолжали дело. Оно еще не было приведено к концу, когда наступил 1861 год; тогда последовало высочайшее распоряжение кончить дело ко дню вступления на престол. Ускоренным ходом редакционные комиссии, давши окончательный вид общим положениям, провели их сначала через общую комиссию, в комитет Государственного совета, так что можно было напечатать общие и местные положения к 19 февраля 1861 г. Так шла работа над этим законом, лучше сказать, над этим сложным законодательством, которое разрешило самый трудный вопрос нашей истории.

В конце 1857 г. рескрипты В.И. Назимову и П.Н. Игнатьеву были обнародованы, и в феврале 1858 г. Секретный комитет, существование которого давно перестало быть секретом для общества, был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губернии, на основании инспирированных властями дворянских ходатайств, рассылались высочайшие рескрипты с предписанием учредить комитеты. В течение 1858 г. открылось 45 губернских комитетов. В их составе работало около 1,5 тыс. человек, а в выборах членов комитетов приняло участие около 44 тыс. дворян 1 . Председательство возлагалось на губернских дворянских предводителей, кроме выборных членов в комитеты назначались представители от правительства. Таким образом, был сформирован механизм будущей реформы. Внутри губернских комитетов разгорелась борьба вокруг условий отмены крепостного права, возникали фракции «большинства» и «меньшинства». Чаще всего большинство составляли крепостнические, крайне консервативные силы. Исключением оказался тверской губернский комитет, который возглавил либеральный предводитель дворянства А.М. Унковский. Во избежание оппозиционных проявлений правительство установило полугодовой срок выработки губернских проектов и запретило комитетам выходить за рамки предназначенных к обсуждению вопросов.

Министерство внутренних дел пресекало попытки членов многих губернских комитетов ревизовать положения правительственной программы. Однако под натиском консервативных сановников весной 1858 г. Главный комитет и сам Александр II склонялись к «остзейскому» варианту отмены крепостного права. Недовольство властей вызывала печать,

Следуя идее безземельного освобождения, правительство дало «волю» удельным крестьянам, но те не приняли царского указа. «Остзейский образец» был окончательно дискредитирован восстанием эстляндских крестьян весной-летом 1858 г. Известия о жестокой расправе над восставшими достигли Западной Европы. Царь решил пересмотреть законодательство о прибалтийских крестьянах. «Колокол» А.И. Герцена призывал правительство отказаться от пассивного следования воле губернских комитетов, взять инициативу в свои руки и сохранить за крестьянами надельную землю при вознаграждении дворянства. Александр II, в ту пору постоянный читатель «Колокола», учел это мнение. Совершая в 1858 г. поездку по губерниям, он с похвалой отозвался о деятельности либерального тверского дворянства, выступавшего за обязательный едино­временный выкуп крестьянами полевой земли, и резко обрушился на крепостников московского губернского комитета, желавших до предела урезать даже размеры крестьянских усадеб. Ярость крепост­ников вызвали слова государя, сказанные в Москве, - Александр II пригрозил отказом защищать помещиков от крестьянских волнений, если дворянство будет и впредь отвергать выработанные правительством начала.

Ближайший друг царя - член Главного комитета генерал Я.И. Ростовцев (в молодости один из деятелей Северного общества, который препятствовал планам восстания и цареубийства, но остался верен старому товариществу) предложил проект новой правительственной программы, заключавшийся в выкупе крестьянами их усадебной и надельной земли, в организации мирского s самоуправления крестьян и упразднении вотчинной власти помещика. Крестьяне должны были превратиться в класс собственников, наделенных гражданскими правами. Так были сформулированы ключевые принципы реформы 1861 г. Ростовцева поддержал Ланской, и новая программа, несмотря на противодействие большинства членов Главного комитета, была утверждена царем 4 декабря 1858 г. Верховная власть отказалась от прежнего замысла, согласно которому отмена крепостного права должна была состояться постепенно на основе одних только разрозненных законодательных актов, предназначаемых для каждой конкретной местности. Смена правительственной программы существенно понизила роль губернских комитетов. Александр II, столкнувшийся с ожесточенным и невежественным фрондерством крепостников, замечал, что комитеты «просто срамят себя», представляют собой «жалкое зрелище». Поэтому их проекты не могли быть признаны окончательными. Правительство решило использовать представленные губернскими комитетами труды как рабочий материал и приступило к выработке комплексного законопроекта. «Общее положение» должно было стать единым, обязательным для всех законом, а «местные положения» соответствовать особенностям различных регионов.

Главному комитету оказалось не под силу создать столь масштабные документы. Для этой цели 4 марта 1859 г.в качестве «рабочего» органа при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, на которые возлагалось рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, и составление проектов законов об освобождении крестьян. Одна комиссия должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах», другая - «Местных положений о поземельном устройстве крестьян». Но фактически обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование - Редакционные комиссии. Это был вневедомственный, «нетрадиционный» орган, который проделал основную работу по подготовке проекта «Положений о крестьянах». Хотя он и числился при Главном комитете, но пользовался самостоятельностью, будучи подчинен непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. В их состав входили 38 человек: 17 - представители министерств и ведомств и 21 эксперт - от местных помещиков и ученых 1 . Это были компетентные и в своем большинстве либерально настроенные деятели. Председателем Редакционных комиссий был назначен Я.И. Ростовцев - близкий к Александру II и «беспоместный» (не имевший ни земли, ни крепостных крестьян, следовательно, не принадлежавший ни к какой «помещичьей партии»). Он последовательно проводил правительственную линию, не поддаваясь влиянию ни «справа», ни «слева» и пользуясь постоянной поддержкой Александра П.

Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в России заграничные герценовские издания, которые посылались ему из III отделения императорской канцелярии. «Колокол» Герцена постоянно лежал на столе Ростовцева. В 1859-1860 гг. было издано 25 томов «Материалов Редакционных комиссий» и 4 тома «Приложений» к ним (статистических данных о состоянии помещичьих имений). После смерти Ростовцева в феврале 1860 г. председателем Редакционных комиссий был поставлен министр юстиции В.Н. Панин, известный своими крепостническими взглядами. Однако он не мог сколько-нибудь существенно изменить деятельность комиссий и повлиять на содержание подготовленных к тому времени проектов 2 .

Обилие разнообразной документации по крестьянскому вопросу, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 г. при Центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем Земского отдела был назначен А.И. Левшин, позже Н. А. Милютин - один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи, сыгравший немалую роль и в Редакционных комиссиях, где он являлся, по свидетельству современников, «правой рукой» Ростовцева и «главным двигателем реформы».

Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные корыстными интересами местного дворянства. Большинство губернских комитетов выступало за сохранение на неопределенный срок временнообязанного состояния крестьян и требовало при его прекращении возврата помещикам крестьянских наделов. Редакционные комиссии не пошли навстречу этим притязаниям. Но и в самих Редакционных комиссиях не было единства мнений: шла острая борьба по вопросам конкретных норм наделов и повинностей, о функциях крестьянского сельского управления.

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ

комиссии, образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель - Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 - В. Н. Панин. Состояла из 31 человека - чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов - представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Р. к. прошла три этапа: март - октябрь 1859 - изучение проектов большинства губернских комитетов и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 - май 1860 - исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль - октябрь 1860 - окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.

Источн.: Первое издание материалов Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1-18, СПБ, 1859-60; Второе издание материалов редакционных комиссий..., т. 1-3, СПБ, 1859-60.

Лит.: Иванюков И., Падение крепостного права в России, 2 изд., СПБ. 1903; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

П. А. Зайончковский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ
  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в России в 1859-60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов-экспертов из поместного …
  • КОМИССИИ
    Комиссии - общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. …
  • КОМИССИИ
    ? общее понятие? см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. …
  • КОМИССИИ
    ПРЕЗИДЕНТСКИЕ - см ПРЕЗИДЕН ТСКИЕ КОМИССИИ …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ПАРЛАМЕНТСКИЕ - см ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИССИИ …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ДОГОВОР - см. ДОГОВОР …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ - в соответствии с регламентам палат Федерального Собрания РФ органы, создаваемые каждой …
  • РЕДАКЦИОННЫЕ
    РЕДАКЦИ́ОННЫЕ КОМИССИИ, гос. учреждение, созд. в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губ. к-тами. Р.к. …
  • КОМИССИИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОМ́ИССИИ ПАРЛАМЕНТСКИЕ, органы, создаваемые парламентом или его палатами для выработки законов, принятия решений и …
  • АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ
  • ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ
    (чтения законопроекта) - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или отдельной палате (не путать со стадиями законодательного процесса в …
  • ПРАВО НА ОТВЕТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - предусмотренное законом РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых …
  • ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ (ЧТЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА)
    - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или отдельной палате (не путать со стадиями законодательного процесса в целом, одной …
  • ПРАВО НА ОТВЕТ в Большом юридическом словаре:
    - предусмотренное Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОТВЕТ - право гражданина или организации, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо …
  • ПАРЛАМЕНТСКИЕ в Словаре экономических терминов:
    ЧТЕНИЯ (ЧТЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА) - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или его палате. В разных парламентах число чтений колеблется …
  • АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий (Соловьев) (1846 - 1928), иеросхимонах, преподобный. Память 19 сентября, в …
  • АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий II (Ридигер) (1929 - 2008), Патриарх Московский и всея Руси. В миру …
  • ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • ТУРГЕНЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    Тургенев (Николай Иванович) - декабрист, сын масона И.П. Тургенева, родился в 1789 г. в Симбирске, получил образование в Московском университетском …
  • СТАСЮЛЕВИЧ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Стасюлевич (Михаил Матвеевич, родился в 1826 г.) - известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в Санкт-Петербургском …
  • РОСТОВЦЕВ ЯКОВ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ростовцев (Яков Иванович, 1803 - 60) - генерал-адъютант, известный деятель крестьянской реформы. Отец его был директором училищ Санкт-Петербургской губернии. Р. …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение XIX века русское государство продолжает процесс своего территориального расширения по направлению к востоку, и все сильнее выдвигает в …
  • ГАЛАГАН ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Галаган, Григорий Павлович - общественный деятель (1819 - 1888). Окончив курс в Петербургском университете по юридическому факультету, поступил на службу …
  • 1962.10.16
    Полиция занимает редакционные помещения журнала "Шпигель" после того, как в статье о боевой подготовке в НАТО (10 октября) журнал критиковал …
  • 1962.10.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    Журнал "Шпигель" в статье о боевой подготовке в НАТО критикует слабость западногерманской армии (16 октября полиция займет редакционные …
  • 1860.10.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    Окончание работы Редакционных комиссий (с 17 февраля 1859). Редакционные комиссии были образованы для составления систематического свода проектов губернских комитетов. Для …
  • ГЛАВЛИТ в Литературной энциклопедии:
    главное управление по делам лит-ры и издательств, орган Наркомпроса, создан декретом СНК от 6 июня 1922. Стоит на страже политических, …
  • ГУБЕРНСКИЕ КОМИТЕТЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    дворянские местные учреждения в России в 1858-59. Разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые поступали затем в Редакционные …
  • СССР. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    партия Советского Союза (КПСС) КПСС основана В. И. Лениным как революционная марксистская партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС …
  • СССР. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    справки Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с …
  • УЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В законодательных комиссиях, сменявшихся одна за другой, начиная с царствования Петра I до вступления на престол имп. Александра I, гражданское …
  • СТАСЮЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Михаил Матвеевич, род. в 1826 г.) — известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в с.-петербургском университете …
  • ПЕРЕДЕЛЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ЗЕМЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вопрос о законодательном регулировании крестьянского обычая периодически переделять принадлежащие им земли (о причинах П. — см. Поземельная община) возник при …
  • МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    повинности, которые отправляются каждым крестьянским обществом, сельским или волостным, для удовлетворения внутренних его потребностей. До освобождения крестьян законодательство регламентировало лишь …
  • ДУНАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    \[чешск., польск., словацк. Dunaj, сербск. Дунав(о) и Дунаj, словенск. D?nava, мадьярск. Drena, тур. Туна, немецк. Donau, в "Песни о Нибелунгах" …
  • ВОЛОСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В. в древнем русском праве означала, как показывает уже самое слово (волость и власть — одинаково частое словоупотребление в летописях), …
  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) Самым первым по времени основания археологическим обществом в России было Московское общество истории и древностей, открытое в 1804 году. …
  • УНИВЕРСИТЕТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • УЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? В законодательных комиссиях, сменявшихся одна за другой, начиная с царствования Петра I до вступления на престол имп. Александра I, …
  • СТАСЮЛЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Михаил Матвеевич, род. в 1826 г.) ? известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в с.-петербургском университете …
  • ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОБЩИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Лучшие статьи по теме