Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Одигитрия путеводительница икона. Второй тип иконографии богородицы: путеводительница (одигитрия)

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия",
в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска – первообраз
(фото С. М. Прокудина-Горского, 1912)

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться - подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, именуемой "Одигитрия"

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, госпоже Владычице Богородице, Царице небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным?

Приклони, о пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Свято-Успенский кафедральный собор Смоленска


Собор Смоленских Святых

Акафист Иконе Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница) Смоленская

10 августа совершается празднование Смоленской иконы Божией Матери, которая принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Это название переводится с греческого как «Путеводительница».

Смоленская икона «Одигитрия» относится к наиболее почитаемым иконам Богоматери. К нам она пришла из Греции, но достоверных сведений, кем и когда была принесена икона, нет. По преданию, византийский император Константин VII Багрянородный в 1046 году этой иконой благословил свою дочь Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославовича (в 1076 году Всеволод получил титул «князь всея Руси»). Бытует мнение, что икона является списком со старинной Влахернской иконы, созданной евангелистом Лукой.

Икона стала родовой святыней русских князей, символизируя преемственность и династическую близость Константинополя и Руси. В 1095 году сын Всеволода Ярославовича Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году был заложен соборный храм Успения Богородицы, в котором была поставлена икона. С тех пор её начали именовать Смоленской.

С этим святым образом связывают чудесное избавление Смоленска в 1239 году от полчищ Батыя. По молитве жителей города, обращенной к Богородице, татары остановились в 24 верстах от Смоленска. В их стан ночью проник богатырь Меркурий и в одиночку разметал огромное число неприятелей, вогнав в смятение всё войско. За этот поступок он был причислен к лику святых.

Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из Смоленска в Москву. В день Бородинского сражения её вместе с чудотворными иконами Владимирской и Иверской обнесли вокруг Кремля и Белого города. С падением Москвы икону перенесли в Ярославль, и только после победы над Наполеоном вернули в Смоленск, где она находится и сегодня.

10 августа – Смоленская: приметы и обряды

В это время часто идут грозовые дожди, поэтому на Руси из страха перед грозой 10 августа не работали. В честь Смоленской иконы Божией Матери в день праздника совершали крестный ход – ходили «по наполняемым хлебом ригам». После общественного молебна крестьяне могли взять иконы домой и обойти с ними двор и жилище. Молебствие заканчивалось праздничным обедом.

В этот день чествовали кузнецов, которые ремонтировали сохи и лемехи плугов перед вспашкой озимых. В народном быту фигура кузнеца всегда стояла особняком – этот человек имел власть над огнем и железом, отвечал за прочность и остроту инструментов, которыми возделывали землю. Кузнецам приписывали, что они обладают властью над злыми духами.

Существует поверье, что 10 августа нельзя меняться чем-либо, потому что выменянная вещь долго не прослужит: или потеряется, или сломается. Ещё этот день считался неудачным для торговли.

Чтобы определить погоду на ближайшие дни, крестьяне ходили к водоёмам:

  • если утром по воде стелется туман – погода будет хорошая;
  • если туман вверх поднимается – быть дождю.

10 августа – Смоленская: что нельзя делать

В день празднования Смоленской иконы Божией Матери желательно посетить храм и помолиться у иконы Богородицы. Девушкам 10 августа не стоит заниматься рукоделием. На Смоленскую, как и в другие церковные праздники, нельзя ругаться, богохульствовать, осуждать других людей. Следует избавиться от дурных мыслей и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. После утренней молитвы можно приступать к повседневным делам. Уборка в доме, приготовление пищи и садово-огородные работы в этот день не считаются грехом.

Видео: 10 августа – День Смоленской иконы Божией Матери

Чтобы дойти до цели, человеку нужны карта или проводник. В духовном мире похожие законы - достигнуть определенных успехов можно под началом опытного наставника. Пресвятая Дева является всеобщей путеводительницей для христиан. Существует даже очень древний тип икон Божией Матери, под названием «Одигитрия» (с греческого - указывающая путь).


История появления

У иконографии непростая судьба - первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры - бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.

Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими - канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос - Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.

Первые же иконы Божией Матери, согласно легенде, написал апостол Лука - в том числе и «Одигитрию». Церковные тексты также утверждают, что сама Пречистая благословила создание образов. Ни один их тех, что были созданны непосредственно рукой евангелиста, до нашего времени не дошел. Но можно утверждать, что сегодняшние образы являются довольно точными копиями первых.

На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. - этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.


Характерные особенности образа

Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение - по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей - через них раскрывается смысл Боговополощения. Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, ее богословское значение - раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.

  • Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.
  • Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).
  • В руке Спасителя - свиток.
  • Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).

Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре - подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково - она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.

Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой - она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.

Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того - только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.


Святыня из Византии

Большинство икон Божией Матери изображают ее вместе с Иисусом - икона Одигитрия Смоленская не исключение. Икона имеет древнее происхождение, была привезена на Русь с Востока. Сразу начала почитаться как святыня, побывала в разных городах, прочно связана с военными победами россиян. С 11 в. хранили православные этот образ, построили для него специальный храм. Но во время Великой Отечественной святыня пропала.

Сейчас на том месте, где находилась древняя икона «Одигитрия», пребывает список, в свое время сделанный предусмотрительными хранителями образа. Богатый оклад говорит о всенародном почитании, которое в России продолжается уже несколько столетий. К счастью, сохранилось довольно много чудотворных копий, их насчитывается несколько десятков. Некоторые находятся в музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

Также в нашей стране насчитывается несколько сотен храмов во имя этого известного образа. Практически в любой церкви можно найти «Одигитрию», поставить возле нее свечу, попросить помощи в духовном развитии, воспитании детей, повседневных делах.

В 18 в. царица Елизавета приказала возвести небольшую церквушку на кладбище - там хоронили тех, кто умер во время строительства Санкт-Петербурга. Храм освятили во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской, со временем он развивался. Вместо деревянного построили каменный - простой по форме, но с изящными линиями, светлый, с высокой колокольней. Пристраивались приделы, в церкви появлялись новые святыни. Чудотворный список Смоленской иконы находится в главном иконостасе.

Молитвенные прошения

Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее - только Сам Христос. Молитвенные обращения к ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка церковных песнопений выделяется - только Божией Матери говорят - «спаси нас». Таким образом церковь свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.

Она смогла подняться до такого уровня святости, которого только может достигнуть смертный, при помощи Духа Святого. В народе же просто любят ее, как Мать - неиссякаемый источник любви, понимания, терпения. Всем близкий образ, доступный для осмысления. Именно через него проще понять любовь Бога к людям. Поэтому неудивительно, что в молитвенной практике обращения к Богородице являются очень частыми.

Первый акафист был написан именно Богородице, читать его можно и перед иконой «Одигитрия». Эта хвалебная песнь содержит множество эпитетов, которых достойна Царица Небесная. Византийский акафист настолько совершенный по стилю, что включен в богослужебный цикл. Его регулярное чтение поможет получить много духовных даров. Но и короткие молитвы Божией Матери будут на пользу верующим.

Акафист очень легко читать - благодаря небольшому объему, доступной для восприятия формы. Выразительный слог затрагивает каждый уголок души, передает всю гамму чувств, которые питают христиане к Богородице. Не требует такая молитва и большого количества времени.

В чем помогает Божия Матерь верующим? Икона «Одигитрия» дает ответ и на этот вопрос. Она делает устремления души высокими, чтобы ее не беспокоило ничто суетное. Испытывая страх, недовольство собой или другими, питая ненависть, человек все дальше и дальше уходит от Господа. Светлая чистая душа настроена дарить радость окружающим. Даже трудности, которые есть в жизни любого человека, она воспринимает с благодарностью.

Помощи можно просить также в мирских делах, но только после того, как воздана хвала Господу. Даже если благодарности нет в сердце, надо возносить ее устами и просить, чтобы Бог смягчил жестокое сердце. Для этого читаются покаянные псалмы. Уместны молитвы за родителей, детей, друзей. Сугубо стоит молиться о тех, кто причиняет обиды - ведь Господь заповедал молиться даже о врагах. Результаты молитв зависят не столько от усердия (хотя они должны быть регулярными), сколько от веры.

Молитва иконе Одигитрия

О, Пре­свя­та́я Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це, вы́шши еси́ всех А́н­гел и Ар­ха́н­гел, и всея́ тва́­ри честне́йши, по­мо́щ­ни­це еси́ оби́­ди­мых, ненаде́ющихся на­де́я­ние, убо́­гих за­сту́п­ни­це, пе­ча́ль­ных уте­ше́­ние, а́лчущих корми́тельнице, на­ги́х оде­я́ние, больны́х ис­це­ле́­ние, гре́ш­ных спа­се́­ние, хри­сти­а́н всех поможе́ние и за­ступ­ле́­ние. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́, Де́­во Бо­го­ро́­ди­це Вла­ды́­чи­це, ми́­лос­тию Твое́ю спа­си́ и по­ми́­луй святе́йшия патриа́рхи пра­во­сла́вныя, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, и вся пра­во­сла́вныя христиа́ны ри́­зою Твое́ю чест­но́ю защити́; и умо­ли́, Гос­по­же́, из Те­бе́ без се́­ме­не воплоти́вшагося Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, да препоя́шет нас си́­лою Свое́ю свы́­ше, на неви́димыя и ви́­ди­мыя вра­ги́ на́­ша. О, Все­ми́­лос­ти­вая Гос­по­же́ Вла­ды́­чи­це Бо­го­ро́­ди­це! Воз­дви́г­ни нас из глу­би­ны́ гре­хо́в­ныя и из­ба́­ви нас от гла́­да, губи́тельства, от тру́­са и по­то́­па, от ог­ня́ и ме­ча́, от нахожде́ния ино­пле­ме́н­ных и меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, и от на­пра́с­ныя сме́р­ти, и от нападе́ния вра́­жия, и от тлетво́рных ветр, и от смер­то­но́с­ныя я́з­вы, и от вся́­ка­го зла. По­да́ждь, Гос­по­же́, мир и здра́­вие ра­бо́м Тво­и́м, всем правосла́вным христиа́ном, и про­све­ти́ им ум, и о́чи серде́чнии, е́же ко спа­се́­нию; и спо­до́­би ны, гре́ш­ныя ра­бы́ Твоя́, Ца́рст­вия Сы́­на Тво­его́, Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го; я́ко дер­жа́­ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Без­на­ча́ль­ным Его́ От­це́м, и с Пре­свя­тым, и Бла­ги́м, и Жи­во­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́­не и при́с­но, и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали ее, как считает большинство исследователей, арией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .

Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой . Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея...» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.

Здесь уместно вспомнить слова Н.П.Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .

В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.

В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Ее собственно Одигитрией, т. е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:

«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному... Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных...» (тропари 7-й песни канона) .

В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для ее будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец . Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .

Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Ее чревом.

«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вой». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом » . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.

В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Ее покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены... ограждала город, облекала его» .

Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.

Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля.

Еще одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле. Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).

Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П.Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (X1V-XV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в XIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный еще в древности с греческого оригинала» .

Бытование Одигитрии Смоленской и множества ее списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.

С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства); это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.

Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»). Богоматерь с Младенцем Христом (Ил. 5) представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .

Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее. Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).

С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии. Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.

Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре . Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А.Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .

Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева . Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы).

Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова . Ее уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .

Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.

В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе...»

Протоиерей Николай Погребняк


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 7-8, 2013 г.

Первый раскол христианства произошел в эпоху раннего . Точной датой окончательного разделения Единой Христианской Церкви на Западную и Восточную принято считать 1054 год. Расхождения коснулось не только догматов, но и обрядов, и, разумеется, иконописных сюжетов. Конечно, и у католиков изображают Пресвятую Деву с Младенцем на руках, но западная даже на религиозные сюжеты внешне более светской. Православная должна следовать более жестким канонам, а названия для некоторых сюжетов приняты греческие. Из греческого языка пришло и слово «Одигитрия», «указующая». Согласно легенде, автором самой первой с таким сюжетом был евангелист Лука.
В католической терминологии более принято именовать Марию не Богоматерью, а Мадонной.

Как она выглядит?

Из группы икон, изображающих Богоматерь с Иисусом на руках, выберите те, где уже подрос, он сидит на коленях у матери, а она ему что-то рассказывает. Мать одной рукой придерживает ребенка. Ладонь второй руки раскрыта и направлена вверх, как будто Мария что-то рассказывает своему малышу, наставляя его на путь истинный. Это и есть Богоматерь Одигитрия. Надо сказать, тело Иисуса всегда имеет одни и те же пропорции, вне зависимости от того, в каком возрасте он изображен. Это особенность канона. В католической иконе пропорции человеческого тела соответствуют возрасту, и Младенец-Иисус ничем не отличается от любого другого ребенка. На православной иконе «Одигитрия» Богородицу обычно изображают по пояс. Но, например, на иконе Казанской Божьей Матери изображены только плечи.
Икона, на которой Иисус прижимается своей щекой к материнской, называется Богоматерь умиление.

Чем занят божественный Отрок?

На с таким сюжетом Иисус обычно держит в руке свиток. Иногда можно видеть и книгу, но это более редкий вариант. Перед зрителем возникает образ Христа Вседержителя. У этого образа есть и греческое название – Пантократор. Другой рукой Отрок благословляет человечество.

Лучшие статьи по теме