Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Когда и почему распалась киевская русь. Причины распада киевской руси

Введение

В XII веке Киевская Русь распалась на независимые княжества. Эту эпоху принято называть удельным периодом или феодальной раздробленностью. Феодальная раздробленность - прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй на самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в развитии феодального общества, актуальность вопроса состоит в том, что это касалось и Руси в Восточной Европе, и Франции в Западной Европе и Золотой Орды на Востоке.

Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Рубежом распада считается 1132 -- год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием -- формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов(1).

Причины распада Киевской Руси

Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132 г. В этот год умер великий князь Мстислав Владимирович и, как пишет летописец, «раздрася вся русская земля».

· Экономическими причинами раздробленности послужили: натуральное хозяйство, по-прежнему господствовавшее в экономике страны, рост княжеской и появление боярской частной собственности на землю (развитие вотчин), выравнивание уровней развития хозяйства центра и бывших окраин Руси, развитие городов -- как центров местных ремесел и торговли.

· В социальной сфере главная роль отводится формированию местного боярства и их «оседание» на землю. Став вотчинниками, бояре более всего интересовались местными проблемами.

· Политические предпосылки распада единого государства видятся в появлении уделов (княжеств-отчин: Черниговского, Переяславского, Ростово-Суздальского, Полоцкого и других) и возвышении в них городов, как политико-административных и культурных центров. Местный аппарат государственной власти управлял уделом не хуже далекого Киева и был ориентирован на защиту местных интересов(3).

К XII в. сложились также местные династии (потомки сына Ярослава Мудрого Святослава правили в Чернигово-Север-ской земле, потомки сына Владимира Мономаха -- Юрия Долгорукого в Росгово-Суздальской, другие Мономаховичи обосновались на Волыни и в южных уделах Руси, в Полоцком княжестве долго правили Рогволожьи внуки, потомки старшего сына Владимира I Изяслава, внука хазарского князя Рогволда и т.д.).и

Время раздробленности на Руси тянулось с начала XII столетия -- по 70 --80-е гг. XV в., когда в княжение Ивана III было создано единое Московское государство. Первый период раздробленности (начало XII -- начало XIII в. -- «домонгольская Русь») -- время поступательного развития древнерусских земель, совершенствование хозяйства, общественно-политических институтов и культуры. После монгольского нашествия и покорения ханом Батыем большей части древнерусских земель политическая раздробленность хоть и соответствовала уровню экономического и социально-политического развития Руси, но превратилась в фактор, мешающий свержению иностранного ига, которое тормозило развитие страны, усиливало ее отставание от стран Западной Европы.

В 1130-- 1170 ГГ. более десятка земель с самостоятельной внутренней и внешней политикой обособились от Киева. По государственному устройству большинство из них представляли собой монархии -- княжества. Лишь на севере Руси возникла новгородская республика, которая именовалась Господин Великий Новгород.

Роли самостоятельных земель в общерусских делах распределились весьма своеобразно. Военной силой и авторитетом отличались Владимиро-Суздальское княжество, Господин Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество, возникшее после объединения Волыни и Галиции в 1199 г.

Однако Новгород, стремясь к сохранению своей обособленности, не претендовал на политическое лидерство в общерусском масштабе. В отличие от новгородских правителей князья владимиро-суздальские и галицко-волынские желали всеми доступными средствами (войной ли, переговорами ли) принудить властителей иных княжеств признать их старшинство и главенство.

Таким образом, политическое первенство в XII -- начале XIII в. из Киева перешло в юго-западный Галич и на северо-восток к Владимиру-на-Клязьме(2).

Нарастание угрозы

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили Русь по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всеми землями, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира -- Изяслава.

После смерти Ярослава в 1054 три его старших сына разделили Русь на три части. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу -- Чернигов, Всеволоду -- Переяславль, Ростов и Суздаль. Двух младших братьев старшие отстранили от руководства страной, а после их смерти -- Вячеслава в 1057, Игоря -- в 1060, -- присвоили себе их владения. Взрослые сыновья умерших не получили от дядей ничего, став князьями-изгоями. Установившийся порядок замещения княжеских столов назывался «лествичным», то есть князья продвигались по очерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. Но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. Они становились изгоями, которым уже не было «части» в Русской земле. Эта ветвь могла получить от родичей определенную волость и должна была ограничиваться ею навсегда. С одной стороны, такой порядок препятствовал изляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты. В 1097 по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен совершенно новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий(4).

Политическая раздробленность.
Усобицы, начавшиеся с 972 г., в XI в. стали постоянными. Установление лествичной системы наследования престола не положило конец борьбе представителей дома Рюриковичей за власть. В 1054 г. фактически произошло разделение земель между Ярославичами – сыновьями Ярослава Мудрого. Съезды наиболее влиятельных князей в конце XI – начале XII в. в Любече, Витичеве (Уветичах) и у Долобского озера также не обеспечили мира между братьями и единства Древнерусского государства. Напротив, съезд 1097 г. в Любече юридически закрепил раздел земель между князьями.
 Объединить 3/4 русских земель удалось на непродолжительное время Владимиру Мономаху. Но после смерти в 1132 г. его сына Мстислава Великого Древняя Русь окончательно распадается на самостоятельные княжества. С 1130-х гг. Русь вступила в период политической (феодальной) раздробленности , который мы также называем Удельная Русь.
 После смерти Мстислава Великого 10 лет продолжалась борьба за титул великого киевского князя между сыновьями и внуками Мономаха и черниговскими князьями. Киев ещё некоторое время сохраняет номинальный статус «стольного града», и за него идёт упорная борьба. С середины XII до середины XIII в. киевский престол вместе с титулом великого киевского князя переходил из рук в руки 46 раз. Некоторые из князей правили в Киеве меньше года. Случалось, что великий князь сидел в Киеве всего несколько дней. Например, Игорь Ольгович смог в 1146 г. продержаться на Киевском престоле лишь 4 дня.
 В 1169 г. владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский захватывает Киев, отдаёт его на разграбление дружины, объявляет себя киевским князем, но в Киеве не остаётся, возвращается в Суздаль. По выражению русского историка В.О. Ключевского, Андрей Боголюбский «отделил старшинство от места». Киев постепенно теряет своё значение столицы русского государства.

Причины феодальной раздробленности:
экономические:
 – натуральный характер хозяйства давал возможность экономически автономно существовать отдельным княжествам;
 – уровень экономического развития позволял местным князьям содержать аппарат управления и военные формирования (дружины), достаточные для решения внутренних (борьба со смутами) и внешних (защита границ и завоевательные походы) задач;
 – наличие центральной власти означало для местного населения и администрации лишь двойное налогообложение – в пользу местного князя и киевского;
 – рост феодального землевладения;
 – укрепление городской верхушки – князей, бояр, церковников и купечества;
 – с падением значения торгового пути «из варяг в греки» исчезла актуальность его контроля центральной политической властью.  политические :
 – большие размеры государства не давали возможность киевскому князю непосредственно управлять всеми землями-княжениями, что привело к появлению наместников и системы управления, сходной с киевской;
 – размеры государства не позволяли киевскому князю оперативно реагировать на события в землях-княжениях (восстания, нападения соседей). Это потребовало содержания наместниками собственных дружин, что приводило к усилению их самостоятельности и независимости от центральной власти;
 – нерешённость династических вопросов. Утвердившаяся c XI в. лествичная система наследования престола была слишком громоздкой и не предотвратила новых усобиц;
 – необходимость поддержания социального порядка.

Последствия феодальной раздробленности:

 Феодальная раздробленность является неизбежным и закономерным процессом исторического развития. Она способствовала дальнейшему экономическому и политическому развитию общества, хотя и нанесла ущерб единой государственности.

Политические центры Удельной Руси.
В русских землях сложились три основных центра , княжества, которые отличались по типу государственной власти.
Южная (Галицко-Волынская) Русь. На юге по-прежнему была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину. В критические моменты реальную власть брало в свои руки вече, в том числе приглашавшее и изгонявшее князей. Именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок. Большой мощи достигло Галицкое княжество в 1160–1180-е гг. – во времена правления Ярослава Осмомысла. Женитьба на дочери Юрия Долгорукого Ольге обеспечивала ему поддержку сильных ростово-суздальских князей.
 После смерти Ярослава Осмомысла в 1187 г. власть в Галиче захватил внук Владимира Мономаха Роман Мстиславич (1187–1205 гг.). Ему удалось объединить под своей властью Галич и Волынь и создать единое Галицко-Волынское княжество. Через несколько лет он присоединил к своим владениям и Киевское княжество. На юго-западных рубежах Руси выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
 Выдающимся государственным деятелем, смелым и талантливым полководцем был сын Романа Мстиславича Даниил Галицкий (1221–1264), сумевший восстановить единство Галицко-Волынского княжества.
 С Галицко-Волынской Русью считались Германия, Польша, Венгрия, Византия.
 По типу государственной власти Галицко-Волынская Русь сохранила основные черты раннефеодальной монархии.
Северо-Западная Русь. В 1136 г. княжеская власть в Новгороде прекратила своё существование как самостоятельная политическая сила. Новгородцы арестовали, а затем изгнали из города ставленника киевского князя. С тех пор князь стал частью административного аппарата. Его обязанности ограничивались военными вопросами. Охраной правопорядка в городе занимался воевода. Вся полнота власти сосредотачивалась в руках посадника и епископа (с 1165 г. – архиепископа). Важнейшие вопросы политической жизни Новгорода решались на вече. В том числе выборы должностных лиц – посадников, тысяцких, епископа (архиепископа), архимандрита, князя. На высшие должности избирались только члены влиятельных (аристократических) боярских семей, например, представители рода Мишиничей-Онцифоровичей.
 Подобная система организации политической власти существовала и в Пскове.
 Такой тип государственного устройства называют феодальной (вечевой) республикой. Причём эти республики были боярскими, аристократическими.
Северо-Восточная (Владимиро-Суздальская) Русь. Край, заселённый славянами сравнительно поздно, по-видимому, не имел глубоких вечевых традиций. Хотя до определённого момента и здесь политическое управление строилось на взаимодействии городского веча и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали своим князем сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского. В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из своего княжества братьев, племянников, мачеху и отцовскую дружину. Владимирские князья опирались на «милостников», то есть людей, зависевших от милости князя. В отличие от дружинников, для дворни (дворян, как их стали называть с конца XII в.) князь был господином, а не товарищем. Служба дворни князю строилась на принципах, близких к понятию подданства.
 Таким образом, во Владимиро-Суздальской Руси была заложена основа для формирования неограниченной деспотической власти (по выражению летописца – «самовластия») Владимирского князя.

Борьба русских земель с нашествиями с Востока и Запада
 Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению русских земель. Отдельные княжества оказались не в состоянии противостоять монгольскому завоеванию в начале XIII в. В 1206 г. на курултае – собрании монгольской знати – Темучин был провозглашён Чингисханом, то есть верховным ханом. Чингисхан начинает покорение соседних стран и народов. Завоевав Северный Китай, Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, монгольское войско под командованием Джебэ и Субедэ в 1223 г. через Закавказье выходит на Северный Кавказ, где покоряет алан и нападает на половцев. Половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Удалому. Мстислав обратился к другим русским князьям с призывом объединиться и помочь половцам в отпоре врагам. Откликнулись далеко не все. Но и среди приведших свои дружины к месту битвы князей не было единства: они не смогли решить, кто из них будет руководить битвой, а значит, всеми русскими дружинами. В результате Мстислав Киевский вообще не принял участия в сражении, что не спасло его дружину. Битва на Калке 31 мая 1223 г. закончилась полным разгромом половцев и русских. Погибли 6 русских князей, из дружинников домой вернулся лишь каждый десятый.
 После сражения на Калке монголы нападают на Волжскую Булгарию, но терпят ряд поражений и в 1225 г. возвращаются в Азию.
 В 1227 г. ещё не завоёванные западные земли Чингисхан завещает своему старшему сыну Джучи. В 1235 г. на курултае было принято решение о походе на Волжскую Булгарию и Русь. Поход возглавил сын Джучи хан Бату (Батый). В 1237–1238 гг. Батый совершил поход на Северо-Восточную Русь. В декабре 1237 г. им была взята Рязань. В январе-феврале 1238 г. – города Коломна, Москва, Владимир, Ростов, Суздаль, Галич, Тверь, Юрьев и др. После взятия Торжка, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, монгольское войско возвращается в южные степи. 4 марта 1238 г. на реке Сити произошла битва войска великого владимирского князя Юрия Всеволодовича с крупным монгольским соединением под командованием темника Бурундая, закончившаяся полным разгромом владимирской дружины и гибелью князя.
 Упорной была оборона города Козельска. Монголам удалось его захватить только после семинедельной осады.
 В 1239–1242 гг. Батый совершает поход в Южную Русь и Восточную Европу. В декабре 1240 г. после трёхмесячной осады войсками Батыя был взят Киев.
 В начале 1240-х годов оформился улус Джучи, получивший в русских землях название Золотая Орда. Золотая Орда установила контроль над русскими княжествами (монголо-татарское , или ордынское иго ). Русские земли были обложены данью («царёв» , или «ордынский» , выход). Для определения размера дани была проведена перепись населения («число» ). Сбором дани занимались баскаки, ежегодно приезжавшие на Русь. В некоторых крупных городах баскаки проживали постоянно, наблюдая за положением дел. Права на княжение русских князей подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками.
Последствия монголо-татарского нашествия и ордынского ига для русских земель :
 – гибель населения;
 – угон в Орду ремесленников;
 – выплата дани;
 – экономический упадок, замедление экономического развития;
 – консервация феодальной раздробленности;
 – разрыв или ослабление традиционных политических и культурных связей с другими странами;
 – замедление темпов культурного развития.
 Одновременно с нашествием с Востока на северные русские земли усиливается давление с Запада. В 1202 г. в Прибалтике создаётся рыцарский орден Меченосцев, объединение которого в 1237 г. с тевтонским орденом привело к созданию Ливонского ордена, угрожавшего Пскову и Новгороду.
 В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд под предводительством ярла Биргера. 15 июля 1240 г. шведы были разбиты дружиной новгородского князя Александра Ярославича, получившего за эту победу прозвище Невский (Невская битва ).
 С лета 1240 г. по зиму 1241 г. рыцари Ливонского ордена захватили Изборск, Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера суздальско-новгородское войско под командованием Александра Невского разбило ливонцев (Ледовое побоище ).

Культура Удельной Руси до монгольского нашествия
 С появлением на Руси после принятия христианства славянской азбуки (кириллицы) широкое распространение среди населения получила грамотность, о чём свидетельствует обнаружение в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Москве большого количества берестяных грамот, написанных представителями разных слоёв населения. Грамоте обучали не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала при монастыре школу для обучения девочек.
 Развивается летописание. Собственные летописные своды, отражавшие особенности развития своего края, стали создаваться в разных древнерусских городах. Но основой их, как правило, оставалась «Повесть временных лет», созданная Нестором в конце XI – начале XII века. При монастырях создаются библиотеки, в которых хранились не только богослужебные книги и летописные своды, но и переводная литература.
 Распространёнными жанрами в древнерусской литературе были «Поучения» и «Хождения».
 Шедеврами древнерусской литературы являются: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (конец XII–начало XIII века), «Послание» священнику Фоме киевского митрополита Климентия Смолятича (середина XII века), «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века), «Слово о полку Игореве» (около 1186 г.) и др.
 Развивается архитектура. В XII веке были построены Дмитриев- ский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. В годы правления Андрея Боголюбского создаются Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, белокаменный дворец в селе Боголюбове, храм Покрова на Нерли. При брате Андрея Всеволоде III во Владимире сооружается величественный Дмитриевский собор.
 Характерной чертой русской архитектуры того времени стала украшающая постройки резьба по камню. Деревянные резные украшения стали неизменным атрибутом не только деревянных храмов, но и жилищ горожан и крестьян.
 Складываются местные иконописные школы, например, новгородская и ярославская. До нас дошли творения новгородских живописцев XII века «Ангел Златые власы», «Спас нерукотворный», «Успение Богородицы», икона ярославских мастеров XIII века «Ярославская Оранта», фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, Дмитриевского собора во Владимире и др.
 Развивается устное народное творчество. Любимыми персонажами русских былин остаются богатыри Илья Муромец, Волхв Всеславич, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?

Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.

  1. Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
  2. Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.

К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).

Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.

Становление и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.

  • Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
  • Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
  • Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
  • Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.

Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.

Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев

Распад Киевской Руси

В середине XII века Киевская Русь распалась на независимые княжества , однако формально ограничено просуществовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240) и Киев продолжал считаться главным столом Руси. Эпоху XII -XVI веков принято называть удельным периодом или политическая раздробленность (в советской марксисткой историографии - феодальной раздробленностью ). Рубежом распада считается 1132 - год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого . Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием - формирование современных народов: русских , украинцев и белорусов .

Причины распада

Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика , но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения . В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Причины распада Древнерусского государства. Монголо-татарское нашествие и его последствия

Распад Древнерусского государства – вполне закономерное явление в контексте развития средневековой Европы. Он в первую очередь был обусловлен развитием феодальных отношений и системы феодальных иммунитетов. Однако некоторые исследователи считают главной причиной раздробленности Киевской Руси изменения в княжеском наследственном праве, когда каждый княжеский сын получал в самостоятельное управление определенную часть отцовского княжения – удел. Удельная система быстро прогрессировала в XII – XIII в. Возникали суверенные княжества, боровшиеся за политическое лидерство. При этом Киев постепенно утратил свою роль общерусского центра, возрос экономический потенциал Владимиро-Суздальского княжества, расположенного на северо-востоке Руси. Правители Владимиро-Суздальского княжества, так же как и киевские князья, стали именовать себя великими князьями.

Суверенизация отдельных земель, с одной стороны, имела положительные последствия. Почти прекратились перемещения князей в поисках более богатого и более почетного престола, и, следовательно, власть стала более эффективной.

С другой стороны, каждая из земель, взятая в отдельности, не имела достаточных людских и материальных ресурсов для защиты своего суверенитета. Поэтому русские княжества были завоеваны монголо-татарами во время похода на Русь хана Батыя в 1237-1240 гг.

Насильственное включение русских княжеств в мир политических отношений, сложившихся в кочевой империи монголов, отрицательно повлияло на внутреннее развитие русских земель, обусловило значительные отличия местных государственно-политических традиций от европейских. В монгольском обществе власть верховного правителя была абсолютной и требовала от подданных беспрекословного подчинения. Став вассалами ханов, русские князья заимствовали политические традиции подданства в своих взаимоотношениях с феодалами. Это замечание касается в первую очередь земель Северо-Восточной Руси, составивших ядро будущего Московского государства.

Русь К середине XII в. Древнерусское государство фактически распадается на 15 самостоятельных княжений, внутри которых формируются более мелкие княжества, находящиеся в вассальной зависимости по отношению к Первым. Крупные княжества, являвшиеся, по сути, независимыми государствами, получают название земли по аналогии с другими зарубежными странами (Угорская земля (Венгрия), Греческая земля (Византия) и т. д.).

Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. Таким образом, как бы копировалась двухуровневая структура единой раннесредневековой Руси и формировалась новая геополитическая реальность - Русь удельная, где Киев лишь формально сохранял статус «первопрестольного града». Наступает закономерный для большинства раннефеодальных монархий как Европы, так и Азии этап раздробления крупного государства и утраты централизованного управления. В этот период великокняжеский род Рюриковичей теряет принцип старшинства в династии, а его заменяет старшинство в каждой из ветвей, утвердившихся в суверенных русских княжествах-землях.

Создается качественно новая форма государственно-политической организации древнерусского общества, своеобразная федерация земель под номинальной эгидой великого киевского князя, обусловленная рядом факторов, ставших основными предпосылками феодальной раздробленности.Формальной и внешней причиной раздробленности Руси являлись политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточенная междоусобная борьба среди Рюриковичей (всего за период от кончины Ярослава Мудрого до монгольского вторжения зафиксировано не менее полутора сотен военных столкновений) за право владения более значительными княжескими доменами с богатыми землями, позволявшими иметь большую сумму налога-ренты.

Важнее, однако, отметить другое. В ходе длительного процесса развития феодальных отношений и общественного разделения труда на Руси происходит заметный прогресс как в земледелии, так и в ремесленном производстве, складываются самостоятельные экономические районы со своей спецификой ведения хозяйства. Растут города самостоятельных княжеств-земель, которые становятся не только экономическими, но и политическими и культурными центрами регионов. Их количество в течение рассматриваемого столетия достигает двухсот.

Города в период раздробления Руси являются опорными базами для регионального сепаратизма. В условиях усиливающейся хозяйственной специализации регионов и ремесленного производства расширяется как внутренняя, так и внешняя торговля. В княжествах-землях развиваются крупные вотчинные хозяйства, причем не только светских, но и духовных феодалов. Феодалы-вотчинники, одновременно являющиеся боярами-вассалами местных княжеских родов (региональной элитой), стремятся все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, увеличить доходы со своих владений и закрепить иммунитетные права.

Боярские корпорации княжеств-земель становятся все менее зависимыми от воли великого князя киевского. Более выгодной для них является ориентация на своего местного князя, который, в свою очередь, не может не учитывать интересы региональной вотчинной аристократии. Помимо этого, к середине XII в. более четко определяется социальная структура русского общества, также имеющая свои региональные особенности. Наряду с боярскими кланами формируются слои городского посада.- купцы, торговцы и ремесленники, наконец, господские слуги-холопы. Городское население в определенной степени оказывало влияние на взаимоотношения княжеской власти и боярства, некоторым образом уравновешивая их отношения.

Горожане также тяготели к обособлению местных интересов, не связывая себя с общерусскими представлениями о единстве. Специфика социальной структуры и экономических отношений в разных землях Руси определила и различные модели политической организации формирующихся государств-земель. Наконец, упадок Киева и Киевского княжества как центра Руси был обусловлен и рядом внешнеполитических обстоятельств. Так, постоянные набеги кочевников-половцев на южнорусские земли значительно ослабили их экономический потенциал. Этот же фактор оказал воздействие на миграцию населения Руси, его отток В более спокойные районы Залесского края северо-восточной Владимиро-Суздальской земли и юго-западной Галицко-Волынской земли.

В то же время половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Центры, через которые осуществлялись торговые связи. Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города. Довольно бурно развивается международная торговля на севере Европы, где лидирующее положение приобретают приморские германские «вольные» города. На них начинает ориентироваться купечество северо-запада Руси, прежде всего Великого Новгорода и Пскова.

Однако не следует оценивать распад Древнерусского государства как абсолютно негативное явление. Напротив, в эпоху раздробленности наблюдается подлинный расцвет средневекового русского общества, поступательное развитие экономического потенциала княжеств-земель, формирование разнообразных социально-политических структур и развитие самобытной культуры. Нельзя не учитывать и того, что политическая раздробленность являлась закономерным историческим периодом в рамках возникших центробежных процессов на пути дальнейшей консолидации на будущем цивили-зационном витке.

Одновременно в русских землях сохранялись сильные центростремительные тенденции, имевшие мощный объединительный потенциал. Во-первых, государственно-политическое единство Руси даже формально не было утрачено, а авторитет великих киевских князей, пусть даже номинальный, все же сохранялся. Во-вторых, продолжало существовать единство всей церковной организации и абсолютное преобладание православной веры - главнейшей духовной и нравственной скрепы Руси.

Верховенство киевского митрополита как главы православной церкви было неоспоримым. В-третьих, в русских землях сохранялась единая законодательная база, основой которой являлись нормы Русской Правды. Наконец, важным -цементирующим фактором единения выступал общий для всех земель древнерусский язык. Помимо всего этого, в русских землях в эпоху раздробленности постоянно сохранялась идея единения всех сил для борьбы с внешней опасностью.

ПРИЧИНЫ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ.

У многих неверное представление, что падение Киевской Руси связано с нашествием татар. За сто лет до них Киев клонится к упадку. Причины были внутренние и внешние. Во-первых, древняя Киевская Русь была богатой и европейски культурной страной, европейской страной. Это лицевая сторона быта. Но у него была и изнанка. Экономическое состояние было куплено ценой порабощения низших классов: холопов, закупов. Так думает даже не марксист, а В. О. Ключевский. Недовольство угнетаемых классов угнетало общественный порядок и благосостояние Киевской Руси. Во-вторых, княжеские усобицы разоряли Русскую землю. Они были озабочены желанием ограбить и сжечь враждебную страну, забрать население в полон. Пленников обращали в рабов. Даже Владимир Мономах–самый добрый и умный из князей–не был чужд этого хищничества. В своём "Поучении детям" он рассказывает как напав на Минск (Менск) " не оставил там ни челядина ни скотины". Всё унёс с собой. После неудачного нападения войска Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 году в Новгороде продавали пленного по цене более низкой, чем цена барана. Так много их взяли! ("по две ногаты" - это денежная единица) Русские князья не стыдились приводить на Русь половцев для разорения своих соседей. Княжеские усобицы ещё более усугубляли положение низов. В-третьих, внешняя причина, половецкие нашествия. Русь жила на краю европейской цивилизации, далее простиралось Дикое Поле, которое было по Ключевскому "историческим бичом древней Руси". С 1061 года начались непрерывные нападения половцев (куман). В 1096 году хан Боняк Шелудивый чуть не въехал в Киев, ворвался в Печерский монастырь, когда монахи спали после заутрени. Боняк ограбил и зажёг обитель. Переяславское княжество от набегов половцев постепенно пустело. В Киевской Руси даже возникло сомнение: можно ли жить в соседстве с половцами. В 1069 году Изяслав Ярославич был изгнан из Киева из-за нерешительности в борьбе с половцами. В Киев он шёл с польским войском. Киевляне просили братьев защитить город, а в случае отказа они сказали, что зажгут свой город и уйдут в Греческую землю. Так что нападения половцев были непрерывными, как на Рим германских племён. Только Владимир Мономах заключал с ними 19 договоров, но всё было напрасно. Чтобы предотвратить нападения русские князья женились на ханских дочерях. А тесть продолжал грабить русскую землю. Очень интересное выступление князя Владимира Мономаха на княжеском съезде в 1103 году. Он говорил: " Весной смерд выедет в поле пахать на лошади–приедет половчин, ударит смерда стрелою и возьмёт его лошадь. Потом приедет в село, возьмёт его жену, детей, и всё его имущество, да и гумно его зажжёт". России выпала историческая миссия защищать Европу от степи, от кочевников; защита левого фланга европейского наступления на Восток. Так думают Ключевский и Соловьёв. Это время начала крестовых походов, начавшихся в 1096 году. Это же начало движения Реконкисты на Пиринейском полуострове. Это движение против мусульман и арабов в Европе. Оборона Руси стоила ей очень дорого. Начался отлив русского населения на новые места. С середины 12 века заметны следы запустения в Среднем Поднепровье. В 1159 году по летописи в Чернигове и его младших городах живут псари и половцы (мирные половцы, пришедшие на Русь). Запустел и богатый некогда Любеч. Наблюдается и экономический спад. Об этом говорит девальвация гривны. В конце 11 начале 12 века гривна весила 1/2 фунта, а в конце 12 века - 1/4 фунта, а в 13 - ещё легче. Причина упадка вот в чём. Один князь в 1167 году приглашал к походу против степняков. " Пожалейте о Русской земле, о своей отчине. Каждое лето поганые уводят христиан в свои вежи (шатры. Отсюда Белые Вежи–столица хазар). А вот и пути у нас отнимают (торговые пути)", и перечисляет черноморские пути русской торговли. В конце 12 века русские князья уже не могут сдерживать напор половцев и начинается исход русского населения. А вот Грушевский видел причины упадка Киевской Руси в происках и злых умыслах владимиро - суздальских князей. Он пишет: " Суздальские князья умышлено хотели ослабить киевскую землю. Суздальский князь совершил поход в1169 году на Киев. И войско взяв Киев немилосердно опустошило его. Несколько дней грабили город, монастыри, церкви не щадя ничего. Забирали у церквей иконы, книги, ризы, даже колокола снимали и везли к себе в северные края; избивали людей и забирали в плен" Это первое нашествие в 1169 году. "Потом брат Андрея– Всеволод Большое Гнездо– умышленно перессорил украинских князей. Киев снова был немилосердно разграблен и опустошен в 1203 году. Вокруг него завязалась такая борьба, что было очень трудно усидеть кому-нибудь". Тогда-то и началась миграция. Грушевский заканчивает: " После этого наступает уже полный упадок Киева и позднейший татарский погром немного прибавил к прежним погромам. Вернадский пишет: " Важное значение Киева было поколеблено в 1169 году (признает значение похода Андрея Боголюбского). Вторая причина, город пострадал от прекращения торговых отношений с Константинополем после его разорения крестоносцами в 1204 году. В книге Шмурло говорится: " Грабили совместно с половцами, чтобы усилить бедствие. В плен увели всю молодёжь города, мужчин и женщин, монахини и монахи угнаны в степь на тяжелую, а то и на позорную работу. Уцелели только иностранные купцы. Они заперлись в каменных церквах и купили себе жизнь и свободу отдав половцам половину добра. С тех пор обесчещенный, надломленный и хилый печально влачил Киев дни свои в ожидании третьего ещё более горшего разгрома татарского в 1240 году. Итак начинается исход киевлян. В этом согласуются все исторические школы. Но куда они исходят? Грушевский указывает путь киевлян на Запад и только туда, через Галицию в Польшу, на юго-восток Польши. Это общепризнанно. Ключевский же пишет, что отлив населения шёл по двум направлениям, двумя струями. Одна струя направлялась за Западный Бук, на Запад, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так славяне возвращались на свою историческую родину–северные склоны Карпат, покинутые в 7 веке. Другая струя колонизации направлялась в другую сторону–на северо-восток в междуречье Оки и Волги. Таким образом, мы находимся у истока разделения единой древнерусской народности на два племени - малороссийского и русского.

Обратимся к первому вектору - отливу на Запад. Во второй половине 12 века очень усиливается Галицкое княжество. В конце века Роман Мстиславич присоединяет к Галичу Волынь. Летопись называет его самодержцем всей русской земли. Не зря. При его сыне Данииле Романовиче княжество заметно растёт, густо заселяется. Князья распоряжаются делами киевской земли и Киевом. Ключевский пишет: "В исторических документах упоминаются храмы в Краковской области и других местах Польши. Татары дали новый толчок к исходу. Киев был сожжён татарами в 1240 году и там осталось около 200 домов. В 1246 году через эти земли проезжал миссионер Плано Карпини. Он ехал в Таратарию. Европейцы татар называли исчадиями ада. (название татары произошло от китайского "та-та"). Плано пишет: "Руси здесь осталось очень мало. Большая часть перебита, либо уведены в плен. (В киевской и переяславской земле он встречал бесчисленное множество человеческих черепов и костей, разбросанных по полям)". Второй удар по Киеву был нанесён татарами в 1299 году, после которого его жители снова разбежались. Город опустел. В 14 веке Галиция была захвачена Польшей (ок. 1340), а остальная часть Поднепровья была захвачена Литвой. Насчёт последнего существуют различные мнения. Грушевский уклоняется к мысли, что Киев был захвачен Литвой в 60-х годах 14 века. Он пишет: "После того днепровские пустыни стали юго-восточной украиной соединенного Польско - Литовского государства (1386 год, в год брака Ягайлы и Ядвиги)". В документах 14 века, а по Фассмеру - с 1292 года для юго-западной Руси появляется новое название - Малая Россия. Это документы Константинопольского патриархата. Грушевский и Евфименко (женщина, вышедшая за украинца) держатся того взгляда, что: "Историческая традиция древней киевщины не прервалась, а продолжала жить в украинском народе и в учреждениях Великого Княжества Литовского. Следовательно, оно являлось продолжением Киевской Руси". По их мнению в этом регионе правили украинские князья литовской династии. Все они являются Рюриковичами. Это концепция всех украинских националистов. С 15 века началось попятное движение малоросов в днепровские степи. Почему? Так как исчезла опасность татарских набегов после свержения ига Золотой Орды (после 1480 года). С другой стороны, польские магнаты приобретали огромные вотчины на украине польского государства и заселяли их своими людьми, выводя их из глубины Польши. Сюда бежали и закрепощавшиеся крестьяне. Оброк заменялся барщиной. Спасались от панского ярма. Реэмигранты сохранили свой язык, свою народность и встретились с остатками прежних кочевников. Произошла ассимиляция с торками, берендеями, печенегами и другими. Так образуется малоросийская народность. Вот почему многие украинцы с черными глазами и волосами.

Киевскую землю покидают обыватели под угрозой разбоев половцев, а потом монголо-татар. Одно направление отлива киевского населения на восток, в Галицию, к Польше. Потом состоялось возвращение и смешивание киевлян с остатками древних кочевников: с торками, берендеями, печенегами. Вот так рассказывает об образовании малороссийского народа к 14-15 векам Ключевский. Грушевский же начинает историю украинского народа с 4 века христианской эры. Он считает, что украинцы, белорусы и великороссы выйдя из своей прародины, которая находилась на северных склонах Карпат, попали в различные физические, культурно-экономические условия, в различную этническую среду. Великороссы формировались преимущественно на финской почве. Белорус - в близком общении с литовцами, украинцы в вечном соседстве с тюрками. Эти народности имеют больше отличий, чем схожестей. Это мнение Грушевского. В результате "образовалось народное самочувствие, которое отличает теперь совершенно инстинктивно украинца, белоруса и великоруса. Или в просторечии хохла, литвина и кацапа." Происхождение слово хохол по Грушевскому (с ним согласны и русские историки). Хохол - насмешливое название для украинца у великоросов. Ведёт своё начало от причёски украинцев 17 века, когда они подбривали волосы и оставляли на средине головы. Название литвин ведён своё начало от великого княжества Литовского, когда Белоруссия была в пределах литовского княжества. Происхождение слова "кацап" не так ясно. Великоросы производит от насмешливого "как козёл" из-за бородки. Грушевский пишет: "его производят теперь довольно правдоподобно от тюркского слова касап, что означает мясник, живорез, палач."

По Грушевскому малорос отличается от великороса и белоруса антропологическими особенностями, внешним физическим видом: формой черепа, ростом, соотношением частей тела. Отличается психофизическими чертами, проявляющимися в народном характере, психологии, в складе семейных и общественных отношений. На наш взгляд Грушевский несколько преувеличивает антропологические особенности родственных племён. К тому же украинский народ неоднороден по своему антропологическому составу. Не отрицая влияния со стороны соседей: тюрков, финов, литвинов, отметим, что формирование этих народов происходило на общей древнерусской основе, то есть Киевская Русь является колыбелью и великоросов, и малоросов, и белорусов. Грушевский считал. Что Киевская Русь и её культура принадлежит только истории Украины. Период праславянского единства длился до 6 века.

Второе течение народа из Киевской Руси было на северо-восток в междуречье Оки и Волги. Этот вектор по Ключевскому слабо отмечен в литературе и современными тому периоду наблюдателями. Поэтому, Ключевский, чтобы доказать, что был отлив населения в этом направлении прибегает к косвенным доказательствам: наиболее очевидным аргументом является топонимика, географические названия, топонимическое сходство северо-востока с южной Русью. Ключевский пишет: " Надо вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич. Всё это южнорусские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице летописи. Одних Звенигородов было несколько в земле Киевской и Галицкой. Имена киевских речек Лыбяди и Почайны встречаются в Рязани, в Нижнем Новгороде, во Владимире на Клязьме. Имя Киева не забыто в Суздальской земле, например село Киево в Московском уезде, Киевка - приток Оки в Калужском уезде, село Киевцы в Тульской Губернии. Три Переяславля известны древней Руси: южный, рязанский - это нынешняя Рязань(сюда перешли жители старой, домонгольской, сожжёной татарами Рязани), Переяславль залесский. Каждый из них стоит на реке Трубежь, также как и в Киевской Руси. нетрудно догадаться, что это дело переселенцев.

До середины 12 века не прямого сообщения Киева с Ростово-Суздальским краем. Их разделяли глухие леса. Об этом существует предание. Известны разбойники брынские (село на реке Брынь). Название города Брянска происходит от дебрянска(дебри). А Суздальская земля называлась залесской. Это название принадлежит Киевской Руси. Дебри стали прочищаться и прорубаться середины 12 века. Если Владимир Мономах ещё с трудом проехал здесь в Ростов даже с малой дружиной, то сын его Юрий Долгорукий водил уже с середины 12 века прямой дорогой из Ростова к Киеву целые полки. Отсюда можно предположить, что наблюдалась какая-то колонизация, какое-то движение хлеборобов. Пробивали эту дорогу крестьяне. Это тихая, но стихийная колонизация, поэтому писатели этого не заметили.

В то время как на юге отмечается запустение земли, на северо-востоке наблюдается строительство городов Юрием Долгоруким и его сыном Андреем Боголюбским: Москва (1147), Юрьев –Польской (1180), Переяславль Залесский (1150-1152), Дмитров (1154), Боголюбов (1155), Городец на Волге (1152), Кострома (1152), Стародуб на Клязьме, Галич, Звенигород, Вышгород, Коломна(1177). Андрей Боголюбский гордился своей колониальной деятельностью. Задумав основать митрополию, независимую от Киевской, говорил: "Я всю Русь городами и селами великими населил и многолюдными учинил". Киевская народность во второй половине 12 века разорвалась на двое, причём главная масса народа ушла на северо-восток, где по словам Ключевского "собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность и вооружив её силой сплоченного государства опять пришла на юго-запад, чтобы спасти остававшуюся там слабейшую часть русского народа от чужеземного ига". Ключевский отчеканил: "Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобно которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времён падения Римской империи.

В представлениях древних русских о власти господствовали две ценности - князь и вече. Круг вопросов, подлежавших решению веча, были вопросы о войне и мире, о продолжении или прекращении военных действий. Но главной функцией Веча в XI-XII вв. был выбор князей. Изгнание неугодных князей было обычным делом. В Новгороде с 1095 по 1304 гг. на этом посту побывало 40 человек, и некоторые из них по нескольку раз. Из 50 князей, занимавших киевский престол до нашествия татар, лишь 14 были призваны вечем.

Киевское вече не имело ни постоянного места созыва, ни постоянного состава, ни закрепленного способа подсчета голосов. Однако власть вече оставалась весомой и его состав укреплялся за счет купцов, ремесленников, духовенства. В Новгороде вече - собрание владельцев городских усадеб (максимально - 500 человек). Иными словами, настоящими хозяевами были бояре и купцы. Причем новгородское боярство, в отличие от других земель, являлось кастовым, т. е. боярином здесь можно было только родиться.

Другим полюсом политической жизни была власть князя. Главными функциями древнерусского князя являлись защита Руси от нападений извне, сбор налогов, суд. Определенную роль при князе играла — Боярская дума, которая состояла из старших дружинников. До XI в. она заседала совместно с городскими старейшинами - тысяцкими, начальниками ополчения, выбиравшимися вечем. В XI и XII вв. тысяцкие уже назначаются князем и сливаются с Боярской думой.

Князь и вече олицетворяли две ценности, которые боролись между собой в политической жизни Руси: авторитаризм и соборность, единоличный и коллективный способ решения важнейших вопросов жизни государством. И если княжеская власть эволюционировала, совершенствовалась, то вече оказалось неспособным к этому.

С конца X - начала XI в. начинает складываться особый порядок княжеского правления. В то время князья Рюриковичи составляли единый род, глава которого - отец правил в Киеве, а сыновья управляли городами и областями в качестве его наместников и платили ему дань. По смерти князя-отца вступал родовой принцип наследования - от брата к брату, и после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Такой порядок назывался очередным. Этим самым провозглашалась мысль о сохранении единства родства, соответствовавшая родоплеменным идеалам восточных славян. Она соединялась в сознании князя с мыслью о единстве Киевского государства.

Именно поэтому конфликт между сыновьями князя Владимира - Святополком, с одной стороны, и Борисом и Глебом, с другой, в 1015 г. обрел поистине историческое значение. Святополк вопреки воле отца за­нял киевский престол, убив братьев. Тем самым он выступил против единства рода, которое было высшей ценностью. Поэтому в истории Святополк получил прозвище «Окаянный», а Борис и Глеб стали первыми святыми - заступниками русской земли. Их канонизировшими еще в 1072 г. Народ одобрил свержение Святополка с Киевского престола пришедшим из Новгорода князем Ярославом, видя в этом божью кару за брато­убийство. Родовой принцип наследования отличал Русь от Западной Европы, где обычно отцу наследовал лишь старший сын. Если же королевство дробилось между братьями, то каждый затем передавал свою часть собственным детям, а никак не брату или детям своих родственников.

Па рубеже XI-XII вв. древнерусское государство распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств из-за долгих кровавых столкновений после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) между многочисленными его сыновьями и внуками. Когда в 1057 г. умер четвертый сын Ярослава Вячеслав Смоленский, Смоленск, по решению старших князей, достался не его сыну, а его брату, пятому сыну Ярослава Мудрого Игорю. В 1073 г. князья Святослав и Всеволод, заподозрив киевского князя Изяслава в кознях противных, свергли его с престола и выслали из Киева. На Киевский престол сел Святослав. Чернигов -его бывшее княжение -достался Всеволоду. После смерти Святослава в Киеве стал князем его брат Всеволод, а не сыновья Святослава. При этом Изяслав все еще сохранял, как старший в роде, формальные права на киевский престол. Когда он с войском пришел отвоевывать Киев, Всеволод добро­вольно уступил его старшему брату, вернувшись в Чернигов.

Теоретически, Ярославичи владели наследием своих отцов нераздельно - поочередно. Но фактически основную роль в распределении княжений играл киевский князь. В XI-XIII вв. между отдельными ветвями рода Ярослава развернулась борьба за киевское княжение, т. е. за право распределять земли. Шла борьба индивидуальных интересов князей, интересов отдельных семей - ветвей рода Ярославичей.

С течением времени родовые ценности должны были отступать под давлением индивидуальных и семейных интересов. Важным этапом в этом процессе был съезд русских князей в г. Любече в 1097 г., на котором семейный принцип наследования был официально признан наравне с родовым. Князья решили, что «каждый да держит отчину свою», т. е. потомки старших сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава и Всеволода должны были владеть лишь теми волостями, где правили их отцы. Владения получали по наследству, как отчину и дедину, а не по праву старшинства. Неразделимость родового владения разрушалась, а вместе с ней разрушалась и единая Киевская Русь. Родовой идеал нераздельности всей земли постепенно замещался семейным идеалом «отчины», наследования своему отцу.

Этот принцип не сумел стать непреложным законом - усобицы вскоре возобновились. Внуку Ярослава Мудрого, Владимиру Мономаху, и его сыну Мстиславу удалось с 1113 по 1132 гг. возродить единство земли, но после их смерти оно распалось окончательно. Родовой идеал продолжал существовать. Князья всех ветвей рода Ярослава продолжали бороться за киевский престол вплоть до 70-х годов XIII в., несмотря на то, что киевское княжество перестало быть самым богатым.

Киевское государство начало распадаться в конец XI в. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства бы естественным и не был исключительно русским явлением. Европа также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности.

На рубеже XII в. произошел не распад Древней Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию кня­жеств и земств. Номинально киевский князь оставался лавой государства. На какой-то период раздробленность ослабила силы государства, делала его уязвимым перед внешней опасностью.

Лучшие статьи по теме