Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Что написал виктор гюго. Краткая биография виктора гюго

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».


Имя: Виктор Гюго (Victor Hugo)

Возраст: 83 года

Место рождения: Безансон, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: французский писатель

Семейное положение: был разведен

Виктор Гюго - биография

Писатель – романтик, покоривший не только французских, но и советских читателей. Необычный слог, граничащий с простотой изложения понятен всем, человек интересной судьбы Виктор Гюго известен многим.

Детство, семья Виктора Гюго

Полностью имя известного французского поэта, прозаика и драматурга звучит, как Виктор Мари Гюго. В семье кроме него было два брата, Виктор был самым младшим. Родился очень маленьким и часто болел. Жили Гюго богато, имели трёхэтажный дом. Глава семьи был родом из крестьян, но сумел добиться много в своей жизни. В его биографическом послужном списке наблюдается огромный скачок, он дослужился до чина генерала в армии Наполеона. Мать была по тем временам дочерью знатного судовладельца.


С детства будущему писателю знакомы Марсель и Корсика, Эльба и Италия, Мадрид и Париж. Эти путешествия сформировали мировоззрение мальчика как романтика. Вся биография маленького путешественника подвигла его на описание тех мест, которые навсегда пленили своей красотой и изяществом, простотой и невероятным трудолюбием местных жителей. В каждом месте, где, по долгу службы отца, останавливалась семья, мальчик находил свои прелести жизни.

Хотя к детям в семье относились с большой любовью, мать и отец часто ссорились из-за своих несхожих политических взглядов. Родители разошлись по причине новой влюблённости матери, сына женщина забрала и уехала на постоянное местожительство в Париж. В этом городе Виктор Гюго получил образование. В четырнадцатилетнем возрасте он уже начинает зарабатывать деньги своей писательской деятельностью.

Взрослая жизнь писателя

Резкий поворот в личной жизни родителей повлиял на дальнейшую биографию Виктора Мари. По желанию отца, Виктор должен был поступить в Политехнический институт. Действительно, мальчик показывал хорошие способности в области точных наук. Но Виктор предпочёл литературу, и вскоре убедил всех в правильности своего выбора. Когда Гюго проходил обучение в Лицее, он часто сочинял пьесы для импровизированного школьного театра. Костюмы делали сами из бумаги и картона, а сцену сооружали, сдвинув столы. Почётный отзыв за стихотворение, две премии за поэмы – это его первые награды за сочинительский труд.


Один из романов «Ган Исландец» был встречен читательской аудиторией довольно сдержанно. А критик Шарль Нодье дал молодому литератору несколько дельных советов. Виктор стал активно общаться со своим отцом и посвящает ему несколько своих сочинений. Гюго дружен с Мериме и Мюссе. В последующих произведениях у писателя звучат политические нотки, он, не боясь осуждения, выказывает своё негативное отношение к смертной казни.

Почти тринадцать лет автор вплотную работает с театром, он пишет драматические произведения и выступает за новое в искусстве и литературе, чем вызывает массу споров вокруг своего имени. Гюго, не стесняясь, входит в переписку с высшими кругами, занимает несколько значимых постов во Французской академии и Национальном собрании. Почти двадцать лет находится в изгнании по указу императора Наполеона III.

Взгляды Гюго

Писатель активно пропагандирует романтизм в литературе, он республиканец в политике. Первые работы уже принесли славу Гюго в 20 лет, для писателя выделяют писательское жалование. Его мастерство оценивается достаточно высоко, он становится мастером лирики и песни. Некоторые работы послужили отправной точкой для таких писателей, как и .

"Собор Парижской Богоматери"

Роман «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго стал настоящим шедевром в мировой литературе, его переводили на многие языки. В Париж стремились туристы, стали возрождать старые здания, проявлять к ним должное уважение.

Виктор Гюго - биография личной жизни

Знаменитый писатель был постоянен не только в своих взглядах, но и в личной жизни. Он женился один раз, потому что нашёл в лице Адель Фуше свою единственную любовь. Это был счастливый брак, в котором родилось пятеро детей. Супруга не читала произведений писателя и не разделяла восторга почитателей его таланта. Есть сведения, что жена Гюго изменяла ему с его же другом.


Зато сам Виктор хранил верность жене, хотя некоторые источники утверждают, что Гюго был знаменит не только как великий писатель, но и своей любвеобильностью. К сожалению, не всё шло гладко с рождением продолжателей рода Гюго. Первый ребёнок умер ещё в младенческом возрасте. Остальные дети, кроме последней дочери Адель, не пережили своего знаменитого отца. Потерю детей Виктор переживал очень сильно.

Болезнь, последние годы писателя

Гюго заболел воспалением лёгких. Его можно было вылечить, будь он не в преклонном возрасте. В 83 года организм уже ослаблен и неадекватно реагирует на медикаменты и усилия врачей. Похороны были очень пышными, проститься с великим автором «Собора Парижской богоматери» пришло почти миллион человек, целых 10 дней длилось прощание с писателем. Правительство разрешило эту церемонию, не стало препятствовать этой процедуре, так как понимало, насколько был популярен писатель среди французского населения.

Виктор Гюго - самый авторитетный из французских романтиков XIX века, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать происходила из древнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялізму. В своих первых Стихах юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбонов. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем», а потом перешел к состоянию республиканцев, и хотя остался «революционером со Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимы.

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый(1820-1850) - реформирование французской поэзии, создания национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, накал трагического окраску творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством

Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Однако классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Последующим утверждение Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартіна. Но его собственный поэтический дар был намного сильнее, чем дар его учителей. Именно ему суждено было провести ре форму французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Орієнталії» (1828), нарушая классические требования единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи путников с джинами в пустыне («Джинны»), безумной скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»),

Реформа Гюго состояла и в стремлении заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекается от требований строгого разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посередине строки, а также мнение, которое умещается в один поэтическая строка. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно выражать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цезуру, а также «перенос», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников раВНОобразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О г-Доваля» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода-дитя свободы политической».

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады».

В конце 20-х годов романтики придают особого веса за воюванню театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века.

Широкую огласку получила предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельным теоретическим трудом - манифестом французского романтизма.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), лежит конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и другие).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную Историю, связанный с актуальной современной проблематикой.

Конец 20 и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но в то же время не ослабла и интенсивность его поэтического творчества. В 3"0-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их быстрому падению в первый год миграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю Одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко очерченные смысловые линии и поля необыкновенно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «более грозные год» (1872) является своеобраВНОй поэтической хроникой драматических событий, которые переживала Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он оставался и активным: общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо боролся против политической ре акции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические и поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в свет в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет нечто вечное, общее для всех эпох. Так, на первом плане - собор Парижской Богоматери, который народ создавал веками. Народная засадничість будет определять в романе отношение к каждой действующего лица.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Ци крыльца Эсмеральда своим искусством, всем видом дарит наслаждение толпе. Она далека от благочестия, не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск. Эсмеральда - цыганка (правда, только за воспитанием) и француженка (по происхождению). ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, потому что не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцовщица воплощает черты новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которая идет на смену средневековому аскетизму, и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета).

Противоположный образ в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм»), раскрывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло искривленные: любовь, родительская привязанность, жажда знаний перекрываются эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из характеристик людей Возрождения, но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Гротесковый Квазимодо, уродливый, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитал сироту, иначе, как с отвращением, на несчастного смотреть не может. Квазимодо Вхож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Любовь Квазимодо к Эсмеральды является высокой любовью к ренессансной Мадонны. Так Дайте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «чистосердечным событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабские покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизни Квазимодо проходило якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ей и был ее частью. Теперь он увидел другое и это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является бессознательным протестом, жестоким, и даже страшным. Но его трудно винить, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства выражает собственное отношение к революционным событиям, к народу, что проснулся и уже не может быть другим.

Изображение Клода Фролло дополняется разделом, имеет выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство.

Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - покаліченість общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Собор, вечный и неподвижный, является главным персонажем романа. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, которая объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо и относится к ним бай очень. Собор воплощает вечный закон «ананке», вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово, начертанное неизвестной рукой на стене одной из его башен.

Одновременно собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

Концентрация противоположных черт, накал страстей создают мощный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из самых ярких в истории мировой литературы.

Это интересно!

Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением достаточно молодым. Его и! не знала античность. В начале XIX в. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими странными и причудливыми изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Уродливые и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращались романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает уродливые или комические черты, это не реалистичное, а обостренное, странное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно заинтриговывает нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуїнплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, г но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неоспоримым. Гротескные образы протитиставляться на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуїнплен - Дея, священник Міріель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих и в Гюго. Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между «ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.

Лучшие статьи по теме